ф
дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
А. Н. Белова, аспирант, кафедра экономики и финансов, Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия
ПРОБЛЕМА УЧЕТА ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА
В последние годы бюджетная политика России приобрела ярко выраженную социальную направленность, в том числе за счет расходов на повышение качества и воспроизводство человеческого капитала. В современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Региональные бюджеты как проводник общегосударственных экономических и социальных инициатив, в первую очередь участвуют в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.
Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в том числе демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни. Не менее значимыми являются и вопросы повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов на-
селения и многие другие, в совокупности позволяющие судить о качестве жизни россиян.
Несмотря на явные признаки стабилизации экономики, последствия экономического кризиса, по-прежнему определяют специфику финансового бюджетного планирования, что обусловило необходимость общего сокращение расходов. Задача поддержания макроэкономической стабильности и исполнения государством своих социальных обязательств, в сложившейся ситуации, сводится к внедрению методик повышения эффективности и оптимизации расходования государственных средств, особенно в части социально значимых направлений бюджетной политики.
На наш взгляд, значительные ресурсы оптимизации заключены в применении к актуальному бюджетному стратегического планирования принципов социально-половой верификации данных. Существование гендерно-нейтральной бюджетной политики в принципе невозможно, так как любые предпринимаемы правительством действия, оказывают дифференцированное воздействие на мужчин и женщин. Мировая практика интеграции гендерного подхода в финансовое планирование привела к формированию в середине 80-х годов ХХ века специфической модификации бюджета, получившей название гендерный бюджет.
№ 6 (14) ИЮНЬ 2011
ДИСКУССИЯ «V
журнал научных публикаций *
с-\
Человеческий капитал государства как совокупность потенциала граждан зависит от возможностей самореализации, как отдельных индивидуумов, так и различных социальных групп.
Гендерное бюджетирование направлено на то, чтобы проявить влияние бюджета на социополовую структуру общества и трансформировать его в инструмент обеспечения эффективного развития человеческого капитала.
На наш взгляд, данный подход, как альтернативный и инновационный инструмент финансового планирования, представляет особый интерес, так как учитывает социально-половую структуру экономики, что позволяет повысить адресность и эффективность финансирования расходов.
Зарубежная концепция гендерного бюджетирования построена на обеспечении равенства полов и социальной справедливости, инструментом достижения которых выступает государственная бюджетная политика. В соответствии с данным подходом гендерный бюджет — это современная социальная технология, позволяющая внедрить в правительственную политику принцип дифференцированного учета интересов по социально-половому признаку1.
Исторически формирование данного подхода как направления во многом опиралось на принципы феминистской экономики, что и обусловило его специфику как методику борьбы за расширение прав и свобод женщин. Не смотря на то, что гендерное бюджетирование никогда не позиционировалось как исключительно проженское направление развития экономики, по факту зачастую таковым и являлось. Отчасти это было обусловлено тем, что на начальном этапе развитие и интеграция данного подхода в бюджетный процесс осуществлялись под давлением различных общественных женских организаций.
Мы предлагаем иную концепцию понимания данного подхода исходя из актуальных задач и приоритетных направлений бюджетной политики России последних лет. На наш взгляд в настоящее время гендерное бюджетирование необходимо рассматривать, в первую очередь, как инновационный подход и эффективный инструмент финансового планирования расходов государства,
направленных на повышение уровня жизни граждан и качества человеческого капитала. Человеческий капитал государства как совокупность потенциала граждан зависит от возможностей самореализации, как отдельных индивидуумов, так и различных социальных групп. Таким образом, гендерные диспропорции, дискриминация и асимметрия, вызванные неравными возможностями той или иной группы ограничивают дальнейшее развитие человеческого капитала.
Гендерное бюджетирование в сфере государственных финансов — это специфическое направление государственного финансового планирования с учетом социально-половой структуры общества и бенефициариев, направленное на повышение эффективности расходов и оптимизацию использования человеческих ресурсов государства. Государственные средства можно распределять более точно и использовать более эффективно, если при выяснении условий, потребностей и предпочтений учитывать гендерный аспект.
Государство, посредством финансирования образования, здравоохранения, науки, социальной сферы и других областей влияет на качество человеческого каптала. Гендерный анализ названных расходов позволит оценить влияние бюджетных средств с точки зрения бенефициариев — конечных получателей государственной поддержки и выявить направления, в которых дискриминационные процессы, вызванные неадекватным распределением средств, оказывают отрицательное воздействие на использование потенциала граждан, занятых в данных областях.
Другими словами, сущность гендерно-го бюджетирования с нашей точки зрения отличается от точки зрения традиционной концепции и заключается в применении данного подхода как базового принципа финансового планирования на государственном и муниципальном уровне в целях повышения качества человеческого капитала.
Это отвечает и требованиям внедряемому в России бюджетированию ориентированному на результат, поскольку мы предлагаем применить гендерный подход в программно-целевом планировании. Таким образом, будет осуществляться пошаговое
«дискуссия
журнал научных публикаций
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ
Гарантия послеродовой занятости стимулирует демографический рост, так как именно ограничение профессиональной самореализации более 35 % женщин назвали главной причиной отказа от рождения ребенка.
внедрение данной инициативы в систему финансового планирования.
Можно предположить, что реализация программно-целевого подхода в современных российских условиях будет сопряжена с рядом затруднений:
— на начальном этапе основным препятствием проведения гендерного анализа может являться отсутствие явных индикаторов позволяющих оценить воздействие государственной политики на мужчин и женщин в действующих региональных и федеральных бюджетах, что обуславливает необходимость применения дополнительных аналитических инструментов, для сбора информации;
— отсутствие в России комплексного подхода к ведению диверсифицированной гендерной статистики, является основным сдерживающим фактором, активного внедрения аналогичных инициатив; гендерный анализ ограничен официально публикуемыми данными, которые лишены необходимой верификации, что делает его несколько абстрактным, оторванным от реального экономического контекста;
— официальные органы власти еще не готовы принять участия в аналитической деятельности и разработке проектов в рамках гендерных бюджетных инициатив, что провоцирует недоверие и скепсис.
Тем не менее, мы считаем, что в конечном итоге использование гендерно-дезагрегированного анализа воздействия реализуемых государственных программ на реального их потребителя позволит более точно спланировать направления распределения финансовых ресурсов на государственную поддержку социально-значимых проектов. Наряду с включением тендерного подхода в программно-целевое планирование, значительный экономический эффект может дать реализация конкретных проектов гендерного характера. Программы поддержки женщин и мужчин, занятых в нетрадиционных областях, развитие системы дистанционного и вечернего образования для подготовки и переподготовки специали-
стов после длительного перерыва в трудовой деятельности (например, отпуска по уходу за ребенком), развитие специфических направлений медицины, (в частности по борьбе с половозрастными изменениями, специфическими онкологическими заболеваниями), развитие институтов гендерной статистики и пр.
Например, программа государственного субсидирования повышения квалификации, переквалификации и обеспечения рабочих мест для женщин с малолетними детьми с параллельной реализацией программы развития учреждений социализации детей позволит открыть женщинам пути профессиональной актуализации. Эффект от подобного распределения средств будет выражаться в росте материального благосостояния женщин, а следовательно и их покупательной способности. Также это увеличит количество рабочих мест, как на производстве, так и в сфере детских учреждений, приведет к развитию «женских» областей промышленности. Гарантия послеродовой занятости стимулирует демографический рост, так как именно ограничение профессиональной самореализации более 35 % женщин назвали главной причиной отказа от рождения ребенка. Реализация подобной программы устранит сразу целый спектр гендерных диспропорций и несоответствий, а также обеспечит более справедливое распределение государственной поддержки с точки зрения бенефициариев.
По нашему мнению, использование аналитических возможностей гендерного анализа на государственном и региональном уровне, разработка и внедрение целевых программ гендерного характера позволит стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионах, повысит адресность государственного финансирования и эффективность использования экономического и человеческого потенциала, как в отдельных регионах, так и в стране в целом, а следовательно, обеспечит макроэкономическую стабильность.
1. Ржаницына Л.С. Гендерный бюджет: первый опыт в России. М.: Гелиос АРВ, 2002. 272 с.