Научная статья на тему 'Проблема учета гендерного фактора при планировании расходов регионального бюджета'

Проблема учета гендерного фактора при планировании расходов регионального бюджета Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
64
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Дискуссия
ВАК
Область наук
Ключевые слова
БЮДЖЕТ / ФИНАНСОВОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ / ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД / ГЕНДЕРНОЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЕ / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / THE BUDGET / FINANCIAL PLANNING / THE PROGRAMMNO-TARGET APPROACH / GENDER BUDGETING / THE HUMAN CAPITAL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Белова А. Н.

Статья посвящена рассмотрению актуальных направлений бюджетной политики с точки зрения роли региональных бюджетов, в том числе в части социально-значимых расходов. В статье дана авторская оценка потенциала гендерного бюджета как комплексного подхода к формированию эффективной бюджетной политики

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Article is devoted consideration of actual directions of a budgetary policy from the point of view of a role of regional budgets, including regarding socially-significant expenses. In article the author's estimation of potential of the gender budget as complex approach to formation of an effective budgetary policy is given

Текст научной работы на тему «Проблема учета гендерного фактора при планировании расходов регионального бюджета»

ф

дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

А. Н. Белова, аспирант, кафедра экономики и финансов, Ивановский государственный химико-технологический университет, г. Иваново, Россия

ПРОБЛЕМА УЧЕТА ГЕНДЕРНОГО ФАКТОРА ПРИ ПЛАНИРОВАНИИ РАСХОДОВ РЕГИОНАЛЬНОГО БЮДЖЕТА

В последние годы бюджетная политика России приобрела ярко выраженную социальную направленность, в том числе за счет расходов на повышение качества и воспроизводство человеческого капитала. В современном мире значение социальной политики как одного из важнейших факторов формирования и развития человеческого капитала постоянно возрастает. Период трансформации переживают все отрасли социальной сферы страны, к которым обычно относят образование, культуру, здравоохранение, физическую культуру, социальное обслуживание, значительную часть организаций жилищно-коммунального хозяйства. Региональные бюджеты как проводник общегосударственных экономических и социальных инициатив, в первую очередь участвуют в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества.

Главная задача преобразований в этих отраслях заключается в максимальном использовании их потенциала для решения жизненно важных проблем общества, в том числе демографических, включающих необходимость стабилизации рождаемости и укрепления семьи, улучшения состояния здоровья населения, увеличения средней продолжительности жизни. Не менее значимыми являются и вопросы повышения образовательного уровня, обеспечения экологической безопасности, роста доходов на-

селения и многие другие, в совокупности позволяющие судить о качестве жизни россиян.

Несмотря на явные признаки стабилизации экономики, последствия экономического кризиса, по-прежнему определяют специфику финансового бюджетного планирования, что обусловило необходимость общего сокращение расходов. Задача поддержания макроэкономической стабильности и исполнения государством своих социальных обязательств, в сложившейся ситуации, сводится к внедрению методик повышения эффективности и оптимизации расходования государственных средств, особенно в части социально значимых направлений бюджетной политики.

На наш взгляд, значительные ресурсы оптимизации заключены в применении к актуальному бюджетному стратегического планирования принципов социально-половой верификации данных. Существование гендерно-нейтральной бюджетной политики в принципе невозможно, так как любые предпринимаемы правительством действия, оказывают дифференцированное воздействие на мужчин и женщин. Мировая практика интеграции гендерного подхода в финансовое планирование привела к формированию в середине 80-х годов ХХ века специфической модификации бюджета, получившей название гендерный бюджет.

№ 6 (14) ИЮНЬ 2011

ДИСКУССИЯ «V

журнал научных публикаций *

с-\

Человеческий капитал государства как совокупность потенциала граждан зависит от возможностей самореализации, как отдельных индивидуумов, так и различных социальных групп.

Гендерное бюджетирование направлено на то, чтобы проявить влияние бюджета на социополовую структуру общества и трансформировать его в инструмент обеспечения эффективного развития человеческого капитала.

На наш взгляд, данный подход, как альтернативный и инновационный инструмент финансового планирования, представляет особый интерес, так как учитывает социально-половую структуру экономики, что позволяет повысить адресность и эффективность финансирования расходов.

Зарубежная концепция гендерного бюджетирования построена на обеспечении равенства полов и социальной справедливости, инструментом достижения которых выступает государственная бюджетная политика. В соответствии с данным подходом гендерный бюджет — это современная социальная технология, позволяющая внедрить в правительственную политику принцип дифференцированного учета интересов по социально-половому признаку1.

Исторически формирование данного подхода как направления во многом опиралось на принципы феминистской экономики, что и обусловило его специфику как методику борьбы за расширение прав и свобод женщин. Не смотря на то, что гендерное бюджетирование никогда не позиционировалось как исключительно проженское направление развития экономики, по факту зачастую таковым и являлось. Отчасти это было обусловлено тем, что на начальном этапе развитие и интеграция данного подхода в бюджетный процесс осуществлялись под давлением различных общественных женских организаций.

Мы предлагаем иную концепцию понимания данного подхода исходя из актуальных задач и приоритетных направлений бюджетной политики России последних лет. На наш взгляд в настоящее время гендерное бюджетирование необходимо рассматривать, в первую очередь, как инновационный подход и эффективный инструмент финансового планирования расходов государства,

направленных на повышение уровня жизни граждан и качества человеческого капитала. Человеческий капитал государства как совокупность потенциала граждан зависит от возможностей самореализации, как отдельных индивидуумов, так и различных социальных групп. Таким образом, гендерные диспропорции, дискриминация и асимметрия, вызванные неравными возможностями той или иной группы ограничивают дальнейшее развитие человеческого капитала.

Гендерное бюджетирование в сфере государственных финансов — это специфическое направление государственного финансового планирования с учетом социально-половой структуры общества и бенефициариев, направленное на повышение эффективности расходов и оптимизацию использования человеческих ресурсов государства. Государственные средства можно распределять более точно и использовать более эффективно, если при выяснении условий, потребностей и предпочтений учитывать гендерный аспект.

Государство, посредством финансирования образования, здравоохранения, науки, социальной сферы и других областей влияет на качество человеческого каптала. Гендерный анализ названных расходов позволит оценить влияние бюджетных средств с точки зрения бенефициариев — конечных получателей государственной поддержки и выявить направления, в которых дискриминационные процессы, вызванные неадекватным распределением средств, оказывают отрицательное воздействие на использование потенциала граждан, занятых в данных областях.

Другими словами, сущность гендерно-го бюджетирования с нашей точки зрения отличается от точки зрения традиционной концепции и заключается в применении данного подхода как базового принципа финансового планирования на государственном и муниципальном уровне в целях повышения качества человеческого капитала.

Это отвечает и требованиям внедряемому в России бюджетированию ориентированному на результат, поскольку мы предлагаем применить гендерный подход в программно-целевом планировании. Таким образом, будет осуществляться пошаговое

«дискуссия

журнал научных публикаций

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ

Гарантия послеродовой занятости стимулирует демографический рост, так как именно ограничение профессиональной самореализации более 35 % женщин назвали главной причиной отказа от рождения ребенка.

внедрение данной инициативы в систему финансового планирования.

Можно предположить, что реализация программно-целевого подхода в современных российских условиях будет сопряжена с рядом затруднений:

— на начальном этапе основным препятствием проведения гендерного анализа может являться отсутствие явных индикаторов позволяющих оценить воздействие государственной политики на мужчин и женщин в действующих региональных и федеральных бюджетах, что обуславливает необходимость применения дополнительных аналитических инструментов, для сбора информации;

— отсутствие в России комплексного подхода к ведению диверсифицированной гендерной статистики, является основным сдерживающим фактором, активного внедрения аналогичных инициатив; гендерный анализ ограничен официально публикуемыми данными, которые лишены необходимой верификации, что делает его несколько абстрактным, оторванным от реального экономического контекста;

— официальные органы власти еще не готовы принять участия в аналитической деятельности и разработке проектов в рамках гендерных бюджетных инициатив, что провоцирует недоверие и скепсис.

Тем не менее, мы считаем, что в конечном итоге использование гендерно-дезагрегированного анализа воздействия реализуемых государственных программ на реального их потребителя позволит более точно спланировать направления распределения финансовых ресурсов на государственную поддержку социально-значимых проектов. Наряду с включением тендерного подхода в программно-целевое планирование, значительный экономический эффект может дать реализация конкретных проектов гендерного характера. Программы поддержки женщин и мужчин, занятых в нетрадиционных областях, развитие системы дистанционного и вечернего образования для подготовки и переподготовки специали-

стов после длительного перерыва в трудовой деятельности (например, отпуска по уходу за ребенком), развитие специфических направлений медицины, (в частности по борьбе с половозрастными изменениями, специфическими онкологическими заболеваниями), развитие институтов гендерной статистики и пр.

Например, программа государственного субсидирования повышения квалификации, переквалификации и обеспечения рабочих мест для женщин с малолетними детьми с параллельной реализацией программы развития учреждений социализации детей позволит открыть женщинам пути профессиональной актуализации. Эффект от подобного распределения средств будет выражаться в росте материального благосостояния женщин, а следовательно и их покупательной способности. Также это увеличит количество рабочих мест, как на производстве, так и в сфере детских учреждений, приведет к развитию «женских» областей промышленности. Гарантия послеродовой занятости стимулирует демографический рост, так как именно ограничение профессиональной самореализации более 35 % женщин назвали главной причиной отказа от рождения ребенка. Реализация подобной программы устранит сразу целый спектр гендерных диспропорций и несоответствий, а также обеспечит более справедливое распределение государственной поддержки с точки зрения бенефициариев.

По нашему мнению, использование аналитических возможностей гендерного анализа на государственном и региональном уровне, разработка и внедрение целевых программ гендерного характера позволит стабилизировать социально-экономическую обстановку в регионах, повысит адресность государственного финансирования и эффективность использования экономического и человеческого потенциала, как в отдельных регионах, так и в стране в целом, а следовательно, обеспечит макроэкономическую стабильность.

1. Ржаницына Л.С. Гендерный бюджет: первый опыт в России. М.: Гелиос АРВ, 2002. 272 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.