КУЛЬТУРОЛОГИЯ
М.Ю. Гудова
канд. филос. наук, доцент, кафедра этики, эстетики, теории и истории культуры,
ФГАОУ ВПО «Уральский федеральный университет имени первого Президента России Б.Н. Ельцина»
Аннотация. В статье c культурологической точки зрения рассматривается история и традиция университетского учебного чтения студентов-гуманитариев, обучающихся в магистратуре, описываются виды учебного чтения и выявляется семиотически-коммуникативная структура учебного чтения, анализируется проблема воссоздания мотива учебного чтения в современных условиях трансформации способов и источников учебного чтения, предлагается решение данной проблемы путем постепенного перехода от учебного чтения к учебному научно-исследовательскому письму.
Ключевые слова: чтение, учебное чтение, мотив чтения, структура чтения, самостоятельная работа студента, результат чтения, учебные достижения студента.
M. Y. Gudova, Urals Federal University
THE PROBLEM OF READING IN THE EDUCATION OF HUMANITARIAN MAGISTRANDS IN
THE HISTORY OF CULTURE AND IN MODERNITY
Abstract. The article examines the history and tradition of the university learning reading master's program humanities students, describes the types of learning reading and revealed semiotically-communicative structure of the students learning reading, analyzes the problem of reconstruction of the learning reading motivation in the modern conditions of transformation methods and sources of academic reading, proposed solution to this problem through a gradual transition from learning reading to writing learning Research letters.
Keywords: reading, learning reading, needs of reading, structure of reading, students' self-tuition, results of reading, learning achievements of students.
21-й век - время тысячелетия Университетов и университетского образования. Традицией европейского университетского образования является трехступенчатая система высшего профессионального образования. При переходе на Болонскую образовательную систему и в российские вузы также входит практика обучения не только специалистов и бакалавров, но и магистрантов, в том числе по гуманитарным и социально-политическим наукам, где доминирующим видом учебной деятельности на протяжении столетий оставалось чтение и письмо.
При формировании университетов в культуре Средних веков сложились три основные формы проведения учебных занятий: лекции (lectio), которые состояли в чтении и толковании, комментировании текстов Библии и Отцов Церкви ученым-схоластом совместно со студентами школярами, семинары-диспуты (disputatio), которые происходили в виде обсуждения прочитанных текстов и предлагаемых ученым-схоластом и группой его последователей интерпретаций текста и его комментариев в дискуссии с другими схоластами и их учениками, наконец, высшей формой обучения являлось проповедование (praedicatio), когда бывший школяр должен был публично
ПРОБЛЕМА УЧЕБНОГО ЧТЕНИЯ МАГИСТРАНТОВ-ГУМАНИТАРИЕВ
В ИСТОРИИ КУЛЬТУРЫ И СОВРЕМЕННОСТИ
читать и разъяснять Священное Предание слушателям [6].
На ранних стадиях возникновения при монастырях университетских кафедр христианских книг было ограниченное количество - читали в основном Библию и творения Отцов Церкви, чтение при монастырях было коллективным и медленным. Читая ограниченное количество текстов, периодически повторяя, их заучивали наизусть. Текст Священного Предания входил в плоть, в мышечное усилие, затем в сознание. Устные Средневековые сообщества текста М. Маклюэн назвал коллективистскими сообществами с обостренным чувством приверженности коллективу. Чтение вслух было практикой не только заучивания священных текстов, но и контроля за точностью произнесения и толкования текста, одновременно способом борьбы с ересями, инакомыслием и искажением ортодоксальных текстов. Чтение как коммуникация осуществляло связь между Священным Преданием и Священным Писанием и воспринимающим эти тексты адресатом, что требовало большой духовной работы, и в результате чтение воспринималось в 8-10 веках как путь к Спасению [6].
В 10-12 веках с автономизацией университетов от монастырей с появлением большего количества христианских текстов, чтение становится уединенным, появляется возможность читать каждому «про себя», медленно, не торопясь проговаривать -пережевывать текст. Книга понимается как пища духовная, а чтение становится чтением-созерцанием и чтением-медитированием, в процессе чтения про себя пережевывается не только текст, но и его смысл - отныне чтение становится герменевтической практикой индивидуального постижения смысла [1].
В 12-14 веках в связи с развитием университетской схоластики, ростом числа и жанров, предлагаемых текстов и сборников цитат, потребностями организации эффективного для своего времени учебного процесса, формируется и новая схоластическая модель чтения. Наряду с религиозным и герменевтическим смыслом чтения, появляется собственно учебный. Под давлением необходимости прочитывать множество текстов, техника учебного чтения становится быстрой вне зависимости от того, осуществляется чтение «вслух» или «про себя». В технике быстрого чтения наиболее эффективно осуществляется чтение-изучение, чтение-цитирование, чтение-комментирование, чтение-компилирование. Отныне школяры и схоласты читают не столько первоисточники, сколько так называемые «Цветы» - сборники цитат, «Суммы», Антологии, Лексиконы и Глоссарии. Скорость чтения, как и количество текстов растет, а также совершенствуются и разнообразятся техники сокращения, выборки, цитирования, дробления текстов. Если в Раннем Средневековье монахи стремились выделить из сплошного текста римской латыни предложения, слова и предлоги, то есть вычленить отдельные законченные мысли, то в Позднем Средневековье выделяют уже и абзацы, и разделы, создают предметные и алфавитные указатели, оглавление, списки цитат и другой книжный инструментарий, значительно облегчающий, оптимизирующий процесс учебного чтения [4].
В современности текстов для учебного чтения еще больше: учебники, учебные пособия, хрестоматии, антологии, методические указания, сборники заданий для активных форм обучения (кейсов), сборники статей, докладов, тезисов, научные монографии и научные журнальные публикации, труды классиков научной мысли, документы, обширная комментаторская литература и многое другое.
Но 21-й век - не только время тысячелетия университетского образования, но и время кризиса чтения. Современное чтение активно трансформируется в связи с появлением таких технических средств хранения, передачи и обработки текстов как компьютер и Интернет, становится с точки зрения социологов (Н.А. Зоркая, Б.В. Дубин), все более фрагментированным и сегментированным, а с точки зрения развития технологий (М. Кастельс, Г. Рейнгольд, О. Тоффлер, У. Эко) - электронным и мобильным.
Однако при всех технических новациях чтение остается в университетском гуманитарном образовании основным видом учебной деятельности, а в особенности самостоятельной работы студентов. Сегодня в университетах чтение является либо самостоятельным, либо подготовительным видом в таких видах самостоятельной работы студента магистратуры как чтение, конспектирование, написание эссе, создание глоссария, создание библиографии, написание обзора статей, собственной статьи или тезисов, выполнение проекта, подготовка доклада, подготовка презентации. Удельный вес чтения в каждом из видов самостоятельной работы студентов различен, но присутствует всякий раз обязательно. Если мы имеем дело с чтением в качестве специального вида учебной деятельности, то его удельный вес - 100 %, если чтение является подготовительным видом деятельности, то его удельный вес - 50 °%, если чтение является составной частью оценочной деятельности - 25 %, если чтение - часть какого-либо воспитательного процесса, то его удельный вес остается на уровне не менее 5 %. Иными словами, у магистранта-гуманитария нет такого вида учебной деятельности, в который так или иначе не входило бы чтение (в случае письма, чтение является либо предпосылкой, либо необходимым элементом процесса, либо его следствием).
В свою очередь чтение имеет сложную коммуникативно-семиотическую структуру, исследованную Ю. Лотманом, У. Эко, и многими другими приверженцами семиотической теории. Прежде всего, чтение - это коммуникация между неким отправителем послания-текста и его адресатом - получателем послания-текста. Однако в процесс коммуникации вступают не просто некие субъекты-оболочки, в коммуникацию вступают субъекты, обладающие определенным внутренним миром, коммуникативно-семиотическим опытом, индивидуальными способами понимания текста - то есть всем тем, что У. Эко называет «личными кодами и идеологическими пристрастиями» отправителя и адресата. Соответственно этим кодам текст послания трансформируется в индивидуальный текст-выражение, а текст, воспринимаемый адресатом, также в индивидуальный, но уже другой текст-сообщение. Кроме того, коммуникация между отправителем и адресатом происходит по определенному каналу трансляции послания-текста [8]. Этот канал также придает тексту определенные оттенки коннотации. Соответственно, процесс чтения при таком непростом пути кодирования и раскодирования текста, также становится сложнейшей семиотически-коммуникативной задачей, которую в жизни магистранта-гуманитария, даже при сформированных за годы обучения в школе и на бакалавриате навыках чтения считать легким и незатруднительным процессом нельзя.
Кроме того, мы должны сказать, что усложнились и стратегии современного учебного чтения и современная педагогическая наука выделяет следующие: поиск полной информации, общее понимание информации, полное понимание информации, критическое понимание информации, уточнение (поиск части) информации, сравнение
информации (выделение общих и особенных частей), контроль полученной информации, проверка источника информации, расширение информационного поля, интерпретация информации, комментирование информации [7]. Студенту-магистранту приходится все время выбирать, лавировать и соответствовать задаваемым учебным планом и рабочими программами курсов стратегиям, что также непросто.
Следующий важный момент состоит в том, что современное учебное чтение многоуровнево по глубине погружения в текст - поверхностное, глубокое и глубинное, и разнообразно по видам, среди которых принято выделять в качестве основных следующие: поисковое /просмотровое чтение, направленное на формирование представления об источнике информации; ознакомительное чтение, направленное на извлечение основной информации или выделение основного содержания текста; изучающее чтение, имеющее целью извлечение полной и точной информации с последующей интерпретацией содержания текста; дополнительное, факультативное чтение, например художественного произведения, в соответствии с личным интересом студента, формирующее широкий культурный контекст понимания и навыки кодирования и раскодирования текста-послания.
Кроме того, всю совокупность студенческого чтения мы можем разделить на чтение аудиторное, в виде чтения и конспектирования лекций, а также в виде чтения и выполнения заданий-кейсов на практических и семинарских занятиях, и домашнее обязательное, дополнительное и факультативное чтение.
При таком многообразии и сложности организации процессов учебного чтения, в целом система чтения как социального института переживает в последнее время трансформации большого культурного и педагогического значения. Наряду с традиционными бумажными источниками чтения, дающими возможность уединенного, медленного чтения-изучения, чтения-созерцания, и чтения-медитации, в учебный процесс все сильнее проникают источники электронного чтения. Это всевозможные электронные образовательные ресурсы, электронные библиотеки, электронные базы данных, электронные издательства, электронные журналы и т.д. В результате этого процесса активно формируется и отвоевывает себе значительную часть учебного чтения так называемое электронное чтение. Это чтение on-line, когда студенты-магистранты читают тексты, выведенные на экран компьютера из Интернета непосредственно в момент чтения, а также чтение off-line, когда с экрана монитора читаются заранее скачанные, найденные тексты. Еще более радикальным способом студенческого учебного чтения является так называемое мобильное чтение - чтение в режиме on-line с экрана мобильных средств связи, имеющих выход в сеть Интернет. В режиме учебного занятия оп-!^ чтение является быстрым чтением, иногда при подготовке к ответу на вопрос письменного или устного задания, а часто и в процессе непосредственно выполнения учебного задания в учебной аудитории. В последнем случае чтение-изучение чисто по технологическим причинам превращается в поисково-просмотровое или ознакомительное чтение, что недостаточно для полноценного учебного процесса, тем более на ступени магистратуры. Несмотря на то, что данная разновидность чтения является с точки зрения технологически-цивилизационного подхода передовой, в университетской образовательной практике возникает настоятельная необходимость сформировать у технически хорошо оснащенных студентов-магистрантов гуманитарных и социально-
политических наук потребность читать медленно, интерпретируя, вдумываясь в заложенные в тексте коды и выстраивая разные модели раскодирования читаемого текста, успешно преодолевая выявленные и обоснованные трудности в нелегком, требующем серьезных душевных и интеллектуальных усилий, процессе чтения.
Проблема мотивации учебного чтения может решаться при помощи различных педагогических приемов и методов. Однако в современных условиях представляется наиболее эффективным применение отвечающего жизненным ценностям студентов -современных индивидуалистов-потребителей - прагматического подхода в мотивации чтения. Читать нужно не просто ради чтения и знания, а ради достижения успеха, удовольствия, пользы, выгоды [9]. Какой может быть прагматически понятая выгода от чтения?
Прагматическим результатом чтения может быть написание статьи по материалам изученного курса и ее публикация, или подготовка аннотированной библиографии по определенным темам курса, или подготовка тезисов и доклада для итоговой по результатам большого курса студенческой конференции или конференции молодых ученых.
Между тем, написание самостоятельной статьи, или тезисов, или обзора статей включает в себя комплексную задачу чтения: чтения отбора материала, чтения-ознакомления с содержанием статей, чтения-конспектирования - выделение и структурирование наиболее важной информации, чтения-оценивания вычитанных идей, сравнения идей, найденных в разных текстах, интерпретации идей, формулирования и изложения собственных идей.
Написание статьи или библиографии, или доклада - это значимый результат учебной и научной деятельности молодого ученого, поскольку является публично предъявляемым этапом учебного и научного развития, подтверждающим статус магистранта или аспиранта, пополняющий список его публикаций, необходимый для получения повышенных, именных государственных или частных фондов стипендий, привлекающий внимание коллег, в том числе противоположного пола. Кроме того, наличие публикаций делает магистранта активным участником жизни научного сообщества, расширяет возможности научной коммуникации как внутри страны, так и за рубежом, позволяет выстроить успешную траекторию собственного личностного и карьерного развития. Научное авторство, признание научного сообщества являются важными ступенями самореализации молодого ученого, и все это происходит в том случае, если мы выявили для магистранта необходимость внимательного чтения-изучения, приучили его читать, сформировали мотив и потребность в чтении.
Таким образом, нам удалось проследить, что учебное чтение в истории культуры всегда было сопряжено с научно-исследовательским письмом. По мере развития способов и предметов учебного чтения, задача мотивации студента к учебному чтению, становится все более сложной, и с необходимостью должна отражать ведущие прагматические ценности современных молодых ученых: стремление к успеху и удовольствию. Именно учебное чтение, если его рассматривать в качестве обязательного этапа в выполнении научно-исследовательских работ магистрантов и аспирантов, позволяет им достичь выдающихся научных результатов наиболее эффективным образом.
Список литературы:
1. Амесс Ж. Схоластическая модель чтения \\ История чтения в Западном мире от Античности до наших дней: [пер. с фр.] / сост.: Кавалло Г., Шартье Р. - М. : Фаир, 2008. С. 138-161.
2. Бороздин А.А. Академический университет в 18 веке. \\ URL: http://www.bibliotekar.ru/reprint-70/index.htm (дата обращения 30.04.2012)
3. Ле Гофф Ж. Интеллектуалы в Средние века / Ж. Ле Гофф ; [пер. с фр. А. М. Руткевича]. - 2-е изд. - СПб.: Изд. дом С.-Петерб. гос. ун-та, 2003. - 160 с.
4. Зенгер П. Чтение в позднем Средневековье. \\ История чтения в Западном мире от Античности до наших дней : [пер. с фр.] / сост.: Кавалло Г., Шартье Р. - М. : Фаир, 2008. С.161 -190.
5. Мелентьева Ю.П. Понятие «культура чтения» в контексте русской культурной традиции. \\ URL: http://formulach391.narod.ru/page1.htm#met2 (дата обращения 30.04.2012)
6. Паркс М. Читать, переписывать и толковать тексты: Монастырские практики Раннего Средневековья. \\ История чтения в Западном мире от Античности до наших дней : [пер. с фр.] / сост.: Кавалло Г., Шартье Р. - М. : Фаир, 2008. С.122-138.
7. Сметанникова Н.Н. Значение чтения для решения задач образования (о роли и месте преподавателя в средней и высшей школе) // Homo legens -2. - М., 2000, С. 150-156.
8. Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста / Умберто Эко ; пер. с англ. и итал. Сергея Серебряного. - СПб. ; М. : Symposium : РГГУ, 2007. - 512 с.
9. Szabo M. Student^entered Course Design. Pp25-33. // Teaching Political Science Series № 2. How to Teach Political Science? The Experience of First-time University Teachers. Volume 2. / Ed.by G. Gregusova, 2005. // http://www.teaching.eurea.sk/texty/4_Publications/data/volume2.pdf
List of reference:
1. Amass J. Scholastic model of reading. Pp. 138-161\\ History of Reading in the Western world from Antiquity to the Present day. M: Fair, 2008.
2. Borozdin A. A. Academic University in the 18 century. \\ URL: http://www.bibliotekar.ru/reprint-70/index.htm (30.04.2012)
3. J. Le Goff. Intellectuals in the Middle Ages, St. Petersburg: St. Pbrg University Press, 2003.
4. Senger P. Reading in the Late Middle Ages. Pp.161 -190 \\ History of Reading in the Western world from Antiquity to the Present day. M: Fair, 2008.
5. Melentyeva J. P. The concept of \"reading culture\" in the context of Russian cultural tradition. \\ URL: http://formulach391.narod.ru/page1.htm#met2 (30.04.2012)
6. Parks M. Read, interpret and rewrite the text: Monastic Practices of the Early Middle Ages. P.122-138\\ History of Reading in the Western world from Antiquity to the Present day. M: Fair, 2008.
7. Smetannikova N. N. The value of reading to solve problems of education (about the role of teachers in secondary school and high education). \\ Homo legens -2. - М., 2000, Pp. 150-156
8. Eco U. The role of the reader. Studies on the semiotics of the text. - St. Petersburg. , M.: Symposium: State Humanitarian University, 2007.
9. Szabo M. Student^entered Course Design. Pp25-33. // Teaching Political Science Series № 2. How to Teach Political Science? The Experience of First-time University Teachers. Volume 2. / Ed.by G. Gregusova, 2005. // http://www.teaching.eurea.sk/texty/4_Publications/data/volume2.pdf