Научная статья на тему 'Проблема учаcтия частного бизнеса США в системе государственного управления на примере корпорации ExxonMobil'

Проблема учаcтия частного бизнеса США в системе государственного управления на примере корпорации ExxonMobil Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
376
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТНК / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / США / EXXONMOBILE / РЕКС ТИЛЛЕРСОН / ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СЕКРЕТАРЬ / TNC / PUBLIC ADMINISTRATION / USA / REX TILLERSON / SECRETARY OF STATE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Станис Дарья Владимировна, Курылев Константин Петрович

Предметом рассмотрения данной статьи является механизм формирования государственного управления США. Система государственного управления США отличается преемственностью во внутренней и внешней политике на протяжении последних 70 лет как минимум. Элитарные группы, способные бороться за власть в США и имеющие для этого соответствующую ресурсную базу и необходимый инструментарий, традиционно формируются из представителей крупного бизнеса и финансовых кругов. Авторы статьи ставят своей целью выявить и определить роль и место крупного бизнеса как источника рекрутинга американских элит, оказывающих ключевое влияние на политику США в том виде и масштабе, в котором мы наблюдаем это сегодня. В настоящем исследовании авторы ставят перед собой следующие задачи: провести анализ механизма формирования системы государственного управления США сквозь призму опыта американской компании ExxonMobile. Данный анализ осуществляется на примере инкорпорации представителей этой компании в лице главы Рекса Тиллерсона в систему государственного управления США на должность государственного секретаря. Данный анализ сопровождается изучением компании ExxonMobile Corporation как крупнейшей и влиятельнейшей транснациональной корпорации мира. Для достижения поставленных задач авторы использовали следующие методы исследования: структурный, системный, функциональный, сравнительный и исторический методы. Также авторами была задействована и методология экономической науки: метод научной абстракции, метод нормативного и функционального анализа.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Станис Дарья Владимировна, Курылев Константин Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE USA PRIVATE BUSINESS PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION. THE EXXON MOBIL CORPORATION EXAMPLE

The subject of consideration of this article is the mechanism for the formation of public administration of the United States. The US public administration system is characterized by continuity in domestic and foreign policy over the past 70 years as a minimum. Elite groups that can fight for power in the US and have the appropriate resource base and the necessary tools are traditionally formed from representatives of big business and financial circles. The authors of the article aim to identify and determine the role and place of big business as a source of recruiting American elites, which have a key influence on US policy in the form and scale in which we observe it today. In this study, the authors set themselves the following tasks: to analyze the mechanism for the formation of the US public administration system through the prism of the experience of the American corporation ExxonMobile. This analysis is carried out by the example of the incorporation of its representatives in the person of the head of the company Rex Tillerson in the US government system for the post of Secretary of State. This analysis is accompanied by the study of the ExxonMobile company as the largest and most influential transnational corporation. To achieve the objectives, the authors used the following research methods: structural, system, functional, comparative and historical methods. The authors also used the methodology of economic science: the method of scientific abstraction, the method of normative and functional analysis.

Текст научной работы на тему «Проблема учаcтия частного бизнеса США в системе государственного управления на примере корпорации ExxonMobil»

#

Вестник РУДН. Серия: ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

RUDN Journal of Public Administration

2018 Vol. 5 No 1 22-32

http://journals.rudn.ru/ public-administration

DOI: 10.22363/2312-8313-2018-5-1-22-32

ПРОБЛЕМА УЧАСТИЯ ЧАСТНОГО БИЗНЕСА США В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ НА ПРИМЕРЕ КОРПОРАЦИИ EXXONMOBIL

Д.В. Станис, К.П. Курылев

Предметом рассмотрения данной статьи является механизм формирования государственного управления США. Система государственного управления США отличается преемственностью во внутренней и внешней политике на протяжении последних 70 лет как минимум. Элитарные группы, способные бороться за власть в США и имеющие для этого соответствующую ресурсную базу и необходимый инструментарий, традиционно формируются из представителей крупного бизнеса и финансовых кругов. Авторы статьи ставят своей целью выявить и определить роль и место крупного бизнеса как источника рекрутинга американских элит, оказывающих ключевое влияние на политику США в том виде и масштабе, в котором мы наблюдаем это сегодня.

В настоящем исследовании авторы ставят перед собой следующие задачи: провести анализ механизма формирования системы государственного управления США сквозь призму опыта американской компании ExxonMobile. Данный анализ осуществляется на примере инкорпорации представителей этой компании в лице главы Рекса Тиллерсона в систему государственного управления США на должность государственного секретаря. Данный анализ сопровождается изучением компании ExxonMobile Corporation как крупнейшей и влиятельнейшей транснациональной корпорации мира. Для достижения поставленных задач авторы использовали следующие методы исследования: структурный, системный, функциональный, сравнительный и исторический методы. Также авторами была задействована и методология экономической науки: метод научной абстракции, метод нормативного и функционального анализа.

Ключевые слова: ТНК, государственное управление, США, ExxonMobile, Рекс Тиллерсон, государственный секретарь

Ведущей тенденцией современного этапа развития человеческой цивилизации является процесс глобализации, которая в настоящее время превратилась в доминанту политического развития мира, выйдя далеко за пределы экономики. Благодаря этому явлению на международную арену вышли новые акторы, среди которых одну из наиболее видных ролей исполняют транснациональные корпорации (ТНК).

Российский университет дружбы народов ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198

ТНК, являясь самостоятельными субъектами международных отношений, активно участвуют во всех процессах, происходящих в мире. Сам процесс глобализации развивается под непосредственным контролем ограниченного числа сверхмощных корпораций, чьи штаб-квартиры размещены в США, странах ЕС, Японии, а с недавнего времени в КНР [12].

Крупнейшие мировые ТНК не только контролируют материальные и нематериальные ресурсы, потоки товаров и информации, но и оказывают влияние на развитие государств и регионов. Можно утверждать, что они осуществляют свою деятельность на уровне государств, на равных ведут диалог с руководителями стран; количество их сотрудников исчисляется сотнями тысяч, а косвенное влияние их деятельность оказывает на целые страны.

По масштабам своей деятельности ведущую роль в мировых политических процессах занимают ТНК США. В их число входит крупнейшая в мире частная нефтегазовая корпорация «Эксон Мобил» («ExxonMobil») [5].

ExxonMobil

«Там, где есть нефть - есть американцы», - говорит герой Ива Монтана в классическом триллере французского режиссера Анри-Жоржа Клузо «Плата за страх» (1953 г.). Примерить на себя образ неназванной нефтяной компании, действующей в фильме, которая не считается с людьми, для которой нет ничего святого кроме прибыли, может любая крупная нефтяная компания США. Возможно, узнал себя в этой роли в фильме и американский нефтяной гигант ExxonMobil. Ведь с момента своего создания компания превратилась в одну из самых влиятельных корпораций планеты, способную определять внешнюю политику США и судьбу целых народов.

Сегодня на нефть, газ и уголь приходится более 87% всей вырабатываемой в мире энергии. При этом более половины из этой доли приходится только на нефтегазовые ресурсы [8]. По словам Д. Ергина, «несмотря на обилие предложений на энергетических рынках сегодня, задача обеспечения доступности энергии в будущем стоит гораздо острее, поскольку растущая мировая экономика требует все большего потребления энергии» [7].

ExxonMobil была создана относительно недавно, в 1999 г., в результате слияния крупнейших американских нефтяных компаний Exxon и Mobil. В 1998 г они подписали соглашение о слиянии стоимостью 73,7 млрд долл. и о формировании новой крупнейшей на планете нефтяной компании ExxonMobil Corporation. Слияние было завершено 30 ноября 1999 г. Штаб-квартира корпорации Exxon Mobil расположена в городке Ирвинг, пригород Далласа, штат Техас.

Exxon и Mobil - это наследники корпорации Standard Oil Дж. Рокфеллера, которую он основал в 1870 г. За годы своего развития компания придерживалась агрессивной политики по захвату ресурсов и рынков сбыта. Она активно проводила разведку новых месторождений, исследовала рынки и поглощала конкурентов, монополизировала нефтяную промышленность США,

нарушала антимонопольное законодательство, а сам Дж. Рокфеллер стал первым официальным долларовым миллиардером в истории человечества. В 1911 г. Верховный суд США, опираясь на американское антимонопольное законодательство, вынес решение о ликвидации «Стандард ойл». Было принято решение разделить компанию на 34 независимых юридических лица [16].

Компания Exxon (до слияния с Mobil) была одним из безусловных лидеров нефтяного бизнеса и владела активами в разных регионах мира: в США, Канаде, Австралии, странах ЕС, в АТР, в Мексиканском заливе, в Африке. Компания располагала пятью нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ) в США. Кроме того, Exxon была крупным поставщиком угля, руд, химических продуктов (химическое направление было представлено компанией в 23 странах мира). Exxon выступала лидером среди нефтяных компаний США по количеству патентов. Что касается компании Mobil, то она занимала второе место в США после Exxon по объему оборота. К 1998 г. ее деятельность была представлена в 30 странах: в США, в Канаде, в Северном море, в Индонезии, в Нигерии. Нефтепереработка осуществлялась на пяти НПЗ в США, так и на восьми за рубежом. Компания имела развитые нефтехимические и химические подразделения в разных странах мира, разветвленную сеть сбыта и прочные позиции в сфере маркетинга. Стратегия объединенной ExxonMobil ориентирована на диверсификацию: источников прибыли, рынков сбыта, регионов присутствия. Модель организационной структуры может быть различна в разных бизнес-единицах. Главное, что все они действуют в соответствии с едиными корпоративными стандартами, инкорпорированы в единый организм внутренних сетей [11].

В 2017 г. чистая прибыль ExxonMobil увеличилась в 2,5 раза по сравнению с показателем предшествующего года - до 19,71 млрд долл. По итогам 2016 г. показатель составлял 7,84 млрд долл. Выручка компании в 2017 г. выросла на 17,4% - до 244,363 млрд долл. Прибыль ExxonMobil до уплаты налогов составила в 2017 г. 18,674 млрд долл., что в 2,3 раза больше показателя 2016 г. По итогам 2017 г. ExxonMobil сократила добычу углеводородов на 1,7% - до 3,985 млн баррелей нефтяного эквивалента в сутки, при этом добыча жидких углеводородов снизилась на 3,5% - до 2,283 млн баррелей в сутки, а добыча газа выросла на 0,8% и составила 10,211 млрд куб в сутки [9].

В ежегодном рейтинге 500 крупнейших компаний мира - Fortune Global 500, выпускающегося американским деловым журналом Fortune с 1955 г., критерием составления которого служит выручка компании, ExxonMobil занимает четвертое место, уступая Walmart, Berkshire Hathaway и Apple [3]. Что же касается рыночной стоимости, то согласно рейтингу, составленному агентством Bloomberg, ExxonMobil занимает одиннадцатое место с показателем первой нефтяной компании со стоимостью 293,9 млрд евро [14].

Хотя и в одном, и в другом случае компания не занимает первых позиций, но она по-прежнему остается одной из ведущих в мире. В настоящее время ExxonMobil является крупнейшей в мире частной корпорацией, занимающейся

нефтегазодобычей и переработкой. Осуществляет разведку и добычу в 39 странах мира, переработку - в 14 странах. Основные ресурсные базы корпорации расположены в США, а также в Мексиканском заливе, Северном море и в Западной Африке. Главные владельцы корпорации - это инвестиционные фонды, институциональные и частные инвесторы. В свободном обращении находятся 99,85% акций, которые учитываются при расчете индекса Доу-Джонса.

Проекты в России

Сотрудничество ExxonMobil с Россией началось в 1992 г., когда Mobil вошла в «Каспийский трубопроводный консорциум» (КТК) по поставке нефти из Тенгизского месторождения (Республика Казахстан) в порт Новороссийск. Доля ExxonMobil в КТК - 7,5%.

С 1995 г. ExxonMobil участвует в освоении нефтегазовых месторождений на шельфе Сахалина (Чайво, Одопту и Аркутун-Даги) - «Сахалин-1». Оператором проекта является дочерняя компания ExxonMobil - «Эксон не-фтегаз лимитед». Доля корпорации в проекте - 30%. В 2016 г. добыча на проекте составляла 49 тыс. баррелей нефти в день и 1,5 млн куб. м газа в день [10].

В августе 2011 г. ExxonMobil и «Роснефть» подписали соглашение о стратегическом партнерстве на Арктическом шельфе России. 16 апреля 2012 г. оно было конкретизировано пакетом документов, которые подписали президент «Роснефти» Э. Худайнатов и глава ExxonMobil Р. Тиллерсон в присутствии премьер-министра России В.В. Путина. Компании договорились создать две совместные операторские компании для разработки месторождений в Карском и Черном морях. Как отметил В. В. Путин на церемонии, «масштабы инвестиций очень большие. Прямые инвестиции, как я посмотрел по справкам, могут составить от 200 до 300 млрд долларов», - отметил Путин. «А если говорить об инфраструктуре, строительстве необходимых сооружений, обустройстве территории, то инвестиции могут дойти до 500 млрд долларов» [2], - добавил он. Впоследствии договор был дополнен соглашением о совместной разработке трудноизвлекаемых запасов в Западной Сибири.

В марте 2013 г. «Нефтегаз Америка шельф» - дочерняя компания «Роснефти» - приобрела 30-процентную долю участия в 20 глубоководных блоках американской ExxonMobil в Мексиканском заливе для проведения геологоразведочных работ. В июне 2013 г. «Роснефть» и ExxonMobil подписали соглашение по созданию на Сахалине завода по производству сжиженного газа (проект «Дальневосточный СПГ»). В 2013 г. Президент России В.В. Путин наградил председателя и главного исполнительного директора ExxonMobil Р. Тиллерсона орденом Дружбы народов. А в мае 2014 г., в том числе в рамках Петербургского международного экономического форума, ExxonMobil и «Роснефть» подписали еще несколько документов, в частности, по продлению срока действия соглашения по проекту «Дальневосточный СПГ» [10].

В середине августа 2014 г. «Роснефть» и ExxonMobil в рамках совместного предприятия «Карморнефтегаз» начали бурение самой северной скважины в России - «Университетская» - с помощью платформы West Alpha.

В сентябре 2014 г. США ввели секторальные санкции против России, подразумевающие, в частности, запрет на сотрудничество с российскими компаниями в области перспективных глубоководных, арктических и сланцевых проектов [12]. В результате «Роснефть» и ExxonMobil были вынуждены приостановить совместное бурение и реализацию всех проектов в рамках соглашения 2011 г. ExxonMobil приостановила совместную работу с «Роснефтью» на шельфе Арктики. Компании успели вместе пробурить только одну скважину - «Университетская» в Карском море. Совместный проект по освоению шельфа Мексиканского залива был свернут в 2016 г. В начале 2015 г. ExxonMobil объявила, что санкции США и ЕС против России стоили ей около миллиарда долларов (максимальный предполагаемый размер потерь). В годовом отчете корпорации за 2017 г., который она направила в Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC) США, говорится, что ExxonMobil в 2018 г. начнет выходить из совместных с «Роснефтью» проектов по поиску месторождений нефти. Компания отметила, что делает это в рамках соблюдения требований американского правительства, которое в 2017 г. законодательно закрепило и расширило санкции против России. В отчете говорится, что на конец 2017 г. Exxon в рамках совместных предприятий с «Роснефтью» располагала правами на бурение в России на площади 63,6 млн акров в нескольких морях. Это в пять раз больше, чем площади в США (12,8 млн акров), на которых может вести бурение Exxon [1].

Рекс Уэйн Тиллерсон («Техасский Ти-рекс»): бойскаут и нефтяник

Р.У Тиллерсон родился в городе Вичита-Фолс, штат Техас. Его отец Бобби Джо Тиллерсон был одним из руководителей организации «Бойскауты Америки», а с Пэтти Сью Паттон, будущей матерью Рекса, он познакомился тоже в лагере бойскаутов в подростковом возрасте. Юный Тиллерсон разделял увлечение родителей и в детстве был активным бойскаутом. В 1965 г. он даже получил высшее звание Eagle Scout. Такой квалификации добиваются лишь 4% бойскаутов. Уже в наши дни Р.У. Тиллерсон в 2010-2012 гг. являлся президентом организации «Бойскауты Америки» и входил в ее совет попечителей.

С детства он отличался трудолюбием и в 14 лет работал помощником официанта в здании студенческого союза университета Оклахомы. В 1968 г. он стал уборщиком в одном из инженерных зданий того же университета.

В 1970 г. Р. Тиллерсон окончил школу в Хантсвилле, штат Техас. В этом же году поступил в Техасский университет в Остине, который окончил в 1975 г., получив бакалавра наук в области гражданского строительства [15].

В 1975 г. Р.У Тиллерсон начал работать в компании Exxon USA, с которой связал свою профессиональную жизнь, в должности инженера по добыче.

В 1989 г. он стал генеральным менеджером центрального производственного отдела Exxon USA и отвечал за проведение работ по добыче нефти и газа на большой территории штатов Техас, Оклахома, Арканзас и Канзас.

В 1992 г. Р.У Тилерсон был назначен на должность Советника по добыче корпорации Exxon. В 1995 г. его назначили президентом компаний Exxon Yemen Inc. и Esso Exploration and Production Khorat Inc.

В 1998 году Р.У. Тиллерсон стал вице-президентом компании Exxon Ventures и президентом Exxon Neftegas Limited. Занимая эти должности, он отвечал за проекты корпорации в России и СНГ (Каспийский регион), а также за деятельность консорциума «Сахалин-1».

В 1999 г., когда компании Exxon и Mobil объединились, его назначили исполнительным вице-президентом компании ExxonMobil Development. В августе 2001 г. он стал старшим вице-президентом корпорации ExxonMobil, а 1 марта 2004 г. был избран ее Президентом и членом Совета директоров.

С 1 января 2006 г. Р.У Тиллерсон был избран председателем и главным исполнительным директором ExxonMobil. Эту должность он занимал до 2017 г., когда стал Государственным секретарем США. Руководя ExxonMobil с 2006 г., он довел ее капитализацию до 356,2 млрд долл.

Согласно информации на начало 2017 г., состояние Р.У Тиллерсона -около 500 млн долларов. Большая часть этих средств представляет собой акции ExxonMobil, которую он оставил после перехода на пост госсекретаря. Также ему принадлежат акции Apple, J.P. Morgan Chase, Royal Dutch Shell, Total, техасские муниципальные облигации [15].

Журнал Forbes в начале 2016 г. поместил Р.У. Тиллерсона на 25-е место в рейтинге самых могущественных персон мира (годом ранее он занял в этом же рейтинге 20-е место).

Государственный секретарь США (01.02 2017 г. - 13.03.2018)

В декабре 2016 г. Р.У. Тиллерсон встретился с Д. Д. Трампом в «башне Трампа» в Нью-Йорке, став главным претендентом на пост Государственного секретаря США. На фоне обвинений России во вмешательство в выборы президента США фигура главы ExxonMobil для многих СМИ стала подтверждением возможного поворота США в сторону России. 13 декабря 2016 г. его кандидатура была выдвинута Д.Д. Трампом, 23 января комитет Сената 11 голосами против 10 одобрил назначение. 1 февраля 2017 г. Р.У. Тиллерсона утвердили в должности Государственного секретаря США 56 голосами против 43 сенаторов. При этом сенаторы республиканцы и демократы фактически стали по разные стороны баррикад. Поддержали его кандидатуру в основном представители правящей Республиканской партии. При этом почти половина республиканского

Сената проголосовала против его кандидатуры, что стало первым таким прецедентом за всю историю США. Явно не лучшее начало политической карьеры.

Р. У. Тиллерсон не карьерный дипломат, но сильный переговорщик, о чем говорит многолетний успешный опыт руководства крупнейшей нефтяной компанией мира. Как отмечал Д. Д. Трамп, назначая его на пост госсекретаря США, «он не просто бизнесмен высокого ранга. - Он игрок мирового уровня». Р. У. Тиллерсон известен деловой хваткой и умением добиваться своего разными методами. За несгибаемый нрав и созвучие с именем и фамилией Рекс Тиллерсон получил прозвище «Техасский Ти-Рекс» (T-Rex - Тиранозавр Рекс), которое ему дали на Аляске из-за сложных отношений ExxonMobil с властями штата.

Показательным явилось то, что лишь спустя три месяца после своего назначения Госсекретарем США Р.У. Тиллерсон обратился к своим подчиненным. За все это время они видели его лишь изредка, он занимался внешней политикой сам, с группой советников. Многие карьерные дипломаты жаловались, что пока не виделись с госсекретарем. Более того, некоторые из них получили инструкцию не разговаривать с Р. У. Тиллерсоном и даже избегать с ним зрительного контакта.

Нелюбовь госсекретаря к карьерным дипломатам тоже имеет давние корни. По словам профессора Академии военных наук С.С. Судакова, «он и раньше очень сильно критиковал дипломатов. Он говорил, что дипломаты -это люди, которые много говорят и мало делают. Считал их некомпетентными, потому что у них нет настоящих рычагов управления. Что прикажут, то и сделают. Неспособность самостоятельно принимать решения всегда смущала Тиллерсона в карьерных дипломатах» [13].

Закрытость главы Государственного департамента и его стремление взаимодействовать с узким кругом советников, которые недавно пришли в Госдеп, могут объясняться особенностями характера нового госсекретаря и нежеланием менять устоявшиеся привычки. Еще в бытность главой ExxonMobil он обсуждал сделки с партнерами за закрытыми дверями в присутствии нескольких советников. Такого стиля работы, очевидно, Р. У. Тиллерсон намерен придерживаться и на должности госсекретаря. Он не привык менять своих привычек. Он тот человек, который говорит публично, что не ищет новых партнеров, новых контактов и всегда хочет общаться с теми, кому доверяет и кто проверен временем [13].

Несмотря на то, что Р.У. Тиллерсона чуть больше года всего лишь возглавлял внешнеполитическое ведомство США, из его высказываний и действий можно составить определенное впечатление о нем как о политике. Для понимания этого обратимся к его «тронной речи», произнесенной им перед представителями своего ведомства в мае 2017 г.

Р.У Тиллерсон говорил о том, что США потеряли ориентацию, их внешняя политика разбалансирована и ей нужно вернуть равновесие, потому что такое положение дел не служит интересам американского народа. Указывал, что в своих внешнеполитических действиях США должны руководствоваться своими основными ценностями в отношении свободы, человеческого досто-

инства, обращения с людьми. Но, подчеркивал он, если ставить усилия в области национальной безопасности в зависимость от принятия кем-то американских ценностей, то реализовать свои цели и интересы в сфере национальной безопасности не получится. Если в слишком значительной степени полагаться на принятие другими американских ценностей, которые выработались за американскую долгую историю, то это создаст препятствия США для способности продвигать свои национальные интересы в сфере безопасности [4].

Речь Р.У. Тиллерсона была весьма пространной. После очерчивания концептуальных основ американской внешней политики он обратился к региональным приоритетам, среди которых нас в наибольшей степени интересует российский кейс. В своем выступлении, характеризуя отношения с Россией, Р. У. Тиллерсон заметил, что отношения между двумя странами находятся в наихудшем состоянии с момента окончания «холодной войны» и продолжают ухудшаться. И как две величайшие ядерные державы мира, Россия и США не могут поддерживать такие отношения, необходимо изменить ситуацию. Следует постараться найти область, в которой две страны смогут начать восстанавливать некоторый уровень доверия, потому что сегодня между ними его почти нет [4].

Показательным является то, что несмотря на сказанные слова о значимости отношений с Россией, госсекретарь обратился к этому вопросу лишь после своих оценок ситуации на Ближнем Востоке, но перед Африкой.

Следует заметить, что многие в России связывали с назначением Р.У. Тил-лерсона на пост госсекретаря США надежды на «разморозку» отношений, учитывая его взаимодействие с высшим российским руководством в бытность свою главой ExxonMobil. Это же в свою очередь в США вызывало настороженность в его адрес при назначении на пост со стороны многих политиков. Следует заметить, однако, что за свой недолгий срок пребывания во главе Госдепартамента США ему не удалось даже приблизиться к тому, чего от него ожидали в Москве.

Вопрос об отставке Р.У. Тиллерсона и его замена на М. Помпео обсуждался в американских СМИ с лета 2017 г. И для тех, кто отслеживает ситуацию в США, в случившейся-таки отставке Ти-Рекса нет ничего неожиданного.

Его быстрая отставка была объяснена Д.Д. Трампом «расхождением позиций». Госсекретарь расходился с президентом во взглядах на ядерную проблему КНДР, соглашение с Ираном, кризис вокруг Катара, Парижское соглашение по климату. Р.У. Тиллерсон пытался оказывать сдерживающее воздействие на Д.Д. Трампа, а тот не стеснялся публично подрывать авторитет подчиненного [6].

Не последнюю роль в отставке могло сыграть и другое. Как мы отметили выше, госсекретарь замкнул принятие всех значимых решений на себя и небольшой круг советников. Взаимодействие руководства и профильных подразделений снизилось, а оперативное управление Госдепартаментом сосредоточилось в небольшом отделе планирования политики. Для сокращения расходов Р.У. Тиллерсон постановил снизить количество служащих на 8%, для чего был заморожен набор новых сотрудников, сокращено количество продвижений по

службе. Сокращения должны были стать частью плана по реорганизации внешнеполитического ведомства США. Кадровые же дипломаты, не чувствуя себя востребованными, покидали службу, Госдепартамент был деморализован [6].

После отставки Р.У. Тиллерсона посыпались комментарии, что он слабый политик. Полагаем, что это не совсем так. Просто управление крупнейшей компанией и государственная служба - это не одно и тоже. Методы работы разные. Возможность принятия самостоятельных решений, опирающихся на собственное видение ситуации, здесь ограничено, особенно с учетом того, кто является твоим прямым начальником. Есть русская пословица, на наш взгляд, хорошо характеризующая ситуацию, «два медведя в одной берлоге не живут».

© Станис Д.В., Курылев К.П., 2018

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

[1] Annual report pursuant to section 13 OR 15(d) of the securities exchange act of 1934 // https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/34088/000003408818000015/xom10k2017. htm.

[2] ExxonMobil вместо BP // https://www.gazeta.ru/business/2011/08/30/3750009.shtml.

[3] Fortune Global 500 http://fortune.com/fortune500/exxon-mobil/.

[4] Remarks to U.S. Department of State Employees // https://www.state.gov/secretary/re-marks/2017/05/270620.htm.

[5] Батарина В.А. Роль ТНК в ближневосточной политике США: пример деятельности компании «ЭксонМобил» // Международная научная конференция «Регионы мира: проблемы истории, культуры и политики». Под ред.: Корнилов А. А. и др. Нижний Новгород, 2017. С. 266-271.

[6] Департамент вакансий: почему Рекс Тиллерсон не справился с Госдепом // https:// www.rbc.ru/opinions/politics/01/12/2017/5a20fe579a794718eb0bd385.

[7] Ергин Д.В поисках энергии. Ресурсные войны, новые технологии и будущее энергетики. М. 2014. С. 7.

[8] Ильиных М.А. Особенности ведения нефтяного бизнеса в Венесуэле: опыт ЭксонМобил // Мировое и национальное хозяйство, 2017, № 3 (41). 17 с.

[9] Информационное агентство «Rambler News Service (RNS)» // https://rns.online/ energy/CHistaya-pribil-ExxonMobil-v-2017-godu-virosla-v-25-raza--do-197-mlrd-2018-02-02/.

[10] Корпорация ExxonMobil и ее бизнес в России. Досье // http://tass.ru/info/4430802.

[11] Кравченко В.В. Пространственное развитие крупнейших нефтяных транснациональных корпораций США // Известия РАН. Серия географическая, 2011, № 1, с. 55-65.

[12] Курылев К.П., Мартыненко Е.В., Пархитько Н.П., Станис Д.В. Политика Shell в России в условиях санкционных мер стран Запада // Вестник международных организаций. 2017. Т. 12. № 1. С. 189-208. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-189.

[13] Метод Ти-Рекса: почему госсекретарь США Тиллерсон не поладил с американскими дипломатами // https://russian.rt.com/world/article/374121-ssha-gossekretar-tillerson-rabota-strannosti.

[14] Мировые лидеры рыночной капитализации - 2017: рейтинг компаний // https:// offshoreview.eu/2018/01/10/mirovyie-lideryi-ryinochnoy-kapitalizatsii-2017-reyting-kompaniy/.

[15] Персоны. Рекс Тиллерсон. Дипломат, госсекретарь США // http://svpressa.ru/ persons/reks-tillerson/.

[16] Фурсенко А.А. Династия Рокфеллеров. Нефтяные войны (конец 19 - начало 20 веков). М.: «Дело», 2016.

REFERENCES

[1] Annual report pursuant to section 13 OR 15(d) of the securities ex-change act of 1934 // https://www.sec.gov/Archives/edgar/data/34088/000003408818000015/xom10k2017. htm.

[2] ExxonMobil vmesto BP // https://www.gazeta.ru/business/2011/08/30/3750009.shtml.

[3] Fortune Global 500 http://fortune.com/fortune500/exxon-mobil/.

[4] Remarks to U.S. Department of State Employees // https://www.state.gov/secretary/re-marks/2017/05/270620.htm.

[5] Batarina V.A. Rol' TNK v blizhnevostochnoi politike SShA: primer deyatel'nosti kom-panii «ekson mobil» // Mezhdunarodnaya nauchnaya konferentsiya «Regiony mira: problemy istorii, kul'tury i politiki». Pod red.: Kornilov A.A. i dr. Nizhnii Novgorod, 2017. S. 266-271.

[6] Departament vakansii: pochemu Reks Tillerson ne spravilsya s Go-sdepom // https:// www.rbc.ru/opinions/politics/01/12/2017/5a20fe579a794718eb0bd385.

[7] Ergin D.V poiskakh energii. Resursnye voiny, novye tekhnologii i budushchee energe-tiki. M. 2014. S. 7.

[8] Il'inykh M.A. Osobennosti vedeniya neftyanogo biznesa v Venesu-ele: opyt EksonMo-bil // Mirovoe i natsional'noe khozyaistvo, 2017, № 3 (41). 17 s.

[9] Informatsionnoe agentstvo «Rambler News Service (RNS)» // https://rns.online/energy/ CHistaya-pribil-ExxonMobil-v-2017-godu-virosla-v-25-raza--do-197-mlrd-2018-02-02/.

[10] Korporatsiya ExxonMobil i ee biznes v Rossii. Dos'e // http://tass.ru/info/4430802.

[11] Kravchenko V.V. Prostranstvennoe razvitie krupneishikh neftyanykh transnatsional'-nykh korporatsii SShA // Izvestiya RAN. Seriya geograficheskaya, 2011, № 1, s. 55-65.

[12] Kurylev K.P., Martynenko E.V., Parkhit'ko N.P., Stanis D.V. Politika Shell v Rossii v usloviyakh sanktsionnykh mer stran Zapada // Vestnik mezhdunarodnykh organizatsii. 2017. T. 12. № 1. S. 189-208. DOI: 10.17323/1996-7845-2017-01-189.

[13] Metod Ti-Reksa: pochemu gossekretar' SShA Tillerson ne pola-dil s amerikanskimi diplomatami // https://russian.rt.com/world/article/374121-ssha-gossekretar-tillerson-rabota-strannosti.

[14] Mirovye lidery rynochnoi kapitalizatsii - 2017: reiting kom-panii // https://offshoreview. eu/2018/01/10/mirovyie-lideryi-ryinochnoy-kapitalizatsii-2017-reyting-kompaniy/.

[15] Persony. Reks Tillerson. Diplomat, gossekretar' SShA // http://svpressa.ru/persons/reks-tillerson/.

[16] Fursenko A.A. Dinastiya Rokfellerov. Neftyanye voiny (konets 19 - nachalo 20 vekov). M.: «Delo», 2016.

THE PROBLEM OF THE USA PRIVATE BUSINESS PARTICIPATION IN THE SYSTEM OF PUBLIC ADMINISTRATION. THE EXXON MOBIL CORPORATION EXAMPLE

D.V. Stanis, K.P. Kurylev

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Peoples' Friendship University of Russia (RUDN University) 6Miklukho-Maklaya St., Moscow, Russia, 117198

The subject of consideration of this article is the mechanism for the formation of public administration of the United States. The US public administration system is characterized by continuity in domestic and foreign policy over the past 70 years as a minimum. Elite groups that can fight for power in the US and have the appropriate resource base and the necessary tools are traditionally formed from representatives of big business and financial circles. The authors of the article aim to identify and determine the role and place of big business as a source of recruiting American elites, which have a key influence on US policy in the form and scale in which we observe it today.

In this study, the authors set themselves the following tasks: to analyze the mechanism for the formation of the US public administration system through the prism of the experience of the American corporation ExxonMobile. This analysis is carried out by the example of the incorporation of its representatives in the person of the head of the company Rex Tillerson in the US government system for the post of Secretary of State. This analysis is accompanied by the study of the ExxonMobile company as the largest and most influential transnational corporation. To achieve the objectives, the authors used the following research methods: structural, system, functional, comparative and historical methods. The authors also used the methodology of economic science: the method of scientific abstraction, the method of normative and functional analysis.

Key words: TNC, public administration, USA, ExxonMobile, Rex Tillerson, Secretary of State

Об авторах:

Курылев Константин Петрович - доктор исторических наук, профессор кафедры теории и истории международных отношений факультета гуманитарных и социальных наук РУДН (e-mail: kurylev_kp@rudn.university).

Станис Дарья Владимировна - кандидат экономических наук, доцент кафедры государственного и муниципального управления факультета гуманитарных и социальных наук РУДН (e-mail: dariona@mail.ru, stanis_dv@rudn.university).

About the authors:

Kurylev Konstantin Petrovich - Doctor of History, Professor of the Department of Theory and History of International Relations, Faculty of Humanities and Social Sciences, RUDN University (e-mail: kurylev_kp@rudn.university).

StanisDariya Vladimirovna - PhD in Economy, Associate Professor of the Department of Public Administration of the Faculty of Humanities and Social Sciences, RUDN University (e-mail: dariona@mail.ru, stanis_dv@rudn.university).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.