УДК 32
Шарипов А.И.
ст. преподаватель, кафедры философии и политологии Таджикский международный университет иностранных языков
им. Сотима Улугзода (г. Душанбе, Таджикистан)
ПРОБЛЕМА ТУРЕЦКОГО КУРДИСТАНА ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ РЕСПУБЛИКИ ТУРЦИИ
Аннотация: в статье анализируется ситуация кризиса на Ближнем Востоке и обсуждаются этнические и религиозные движения, особенно движения за независимость курдского народа, численность которого составляет более 40 миллионов человек и который до сих пор истребляется в некоторых странах Ближнего Востока.
Главное требование этого страдающего народа — это, прежде всего, образование на родном языке, издание газет, теле- и радиопередач на родном языке и автономия в государственных делах.
Ключевые слова: кризис, Ближний Восток, курды, освободительное движение, конфликт, национальность, независимость.
С момента своего возникновения курдский вопрос является одной из самых сложных национальных и международных проблем. На протяжении длительного времени курдский вопрос был малопопулярной темой оставаясь предметом изучения главным образом узких специалистов. Однако, после война в Персидском заливе интерес к проблемам курдов значительно возрос. Курдский вопрос почти всегда присутствовал в значительных по масштабам политических процессах всего ближневосточного региона. Его актуализация и возрастание роли ныне имеют беспрецедентный характер, что является результатом, как геополитических изменений в мире, так и общего подъема
курдского национального движения. Как известно, курды - самый многочисленный этнос в мире, не имеющий собственной государственности [1]. Общая численность курдов в мире не поддается точному определению, поскольку при проведении переписей населения ни одна из стран их основного проживания (Иран, Ирак, Сирия и Турция) не учитывает этническую принадлежность. Ориентировочно, их число составляет от 25 до 40 миллионов человек, что делает их одной из самых крупных в мире наций, не имеющих собственного государственного образования [2, 6]. В целом положение на территориях проживания курдов (Турция, Ирак, Иран, Сирия), сложился целый комплекс острейших проблем - социальных, экономических, национальных, политико-правовых, геополитических. Эти страны, едины в своем стремлении не допустить создания независимого курдского государства. При этом каждая из них использует курдскую проблему в своих интересах, как своеобразный инструмент давления в политических взаимоотношениях друг с другом.
Тем самым курдский вопрос самым тесным образом оказался связан с межгосударственными отношениями внутри региона с одной стороны, и международными отношениями на Ближнем и Среднем Востоке в целом, с другой [3, 92]. Причины актуализации курдского вопроса носят фундаментальный характер, имеют глубокие исторические корни. Курдский вопрос, несмотря на долгое существование, до сих пор остается нерешенным. Наиболее актуален курдский вопрос в Турции. Турецкая Республика не является мононациональным государством [4]. На ее территории проживают представители многих национальностей, однако, преобладающим этносом, являются турки. Турецкая Республика, за период республиканского режима прошла трудный и сложный путь политико-правового и социально-экономического развития. Со времен национально-освободительной борьбы 20-х гг. ХХ в. в основе интеграционных процессов в Турции находился принцип «одна страна — одна нация». «Единство» турецкой нации было зафиксировано во всех турецких конституциях, включая ныне действующую, и на практике вылилось в то, что всякие проявления национального сознания нетурецких
народов карались как «сепаратизм». Указанная позиция привела к протесту нетурецких народов, к числу которых относятся и курды. Результаты и их обсуждение Курдский вопрос в значительной степени обусловлен политическими и социально-экономическими процессами, происходящими в регионе Ближнего и Среднего Востока.
Для Курдистана характерны разновекторные действия региональных и западных держав. Последние же выстраивали и продолжают выстраивать свою политику в борьбе за этот регион и к курдскому движению исходя из своих собственных геополитических и конкретных прагматических военно-политических интересов на Ближнем Востоке. Исходя из анализа различных исследований посвященных данной проблеме, под курдским вопросом понимается следующая совокупность: - комплекс межэтнических проблем в странах, (Турция, Иран, Ирак, Сирия), которые имеют в своем составе части этногеографического Курдистана. - правящие круги этих стран делают ставка на силовые методы в решении курдской проблемы. - внутренние и внешние вызовы, порожденные нерешенностью курдской проблемы в каждой из этих стран. 320 - возможность использования курдской проблемы в качестве средства давления или геополитического козыря в межгосударственных отношениях в регионе как региональными, так и мировыми державами. -наличие напряженности в курдском обществе и за его пределами (конфликтогенный потенциал). - идеология курдского национализма. -состояние курдского национального движения (курдские военно-политические силы, партии и группировки). По мнению Н. Мосаки, курдский вопрос является сложной многосоставной проблемой, которую можно обозначить как некую неустойчивую подсистему в системе региональных отношений, включающую состояние курдских проблем и сумму «курдских политик» стран, вовлеченных в курдский вопрос [5, 7]. При изучении данной темы следует учитывать, что в силу разделённого положения Курдистана, политические процессы на территории какой-либо из частей курдского региона автоматически влияют, по меньшей мере, на весь «околокурдистанский регион».
С одной стороны, известный отечественный востоковед М.С. Лазарев предлагает рассматривать курдский вопрос, в первую очередь, как историческую категорию, возникшую «еще в средневековую историю, когда первые курдские эмираты, появившиеся на ближневосточной арене, заявили о своем праве на суверенное существование» [6, 14]. С другой стороны, конкретным проявлением курдского вопроса в регионе стала борьба курдов за предание определенного политического статуса (независимость, автономия, федерация). То есть суть курдского вопроса составляет предание политического статуса курдскому народу, то и рассматривать его необходимо как вопрос политический [7, 52]. С точки зрения политологии и права, а также общепринятых норм международного права, курдский вопрос имеет внутригосударственный характер. Курдский вопрос занимает важное место в общественном развитии стран, разделивших этнический Курдистан, поскольку он существенно влияет на социально-экономические, политические и национальные процессы. Исторически сложилось таким образом, что правящие круги с большой неохотой принимают законодательные акты, направленного на хотя бы частичное решение этого вопроса.
Однако курдское движение в целом, несмотря на чрезвычайно трудные условия, в которых оно развивается, все более обретает силу и становится важным фактором в системе международных отношений на Ближнем и Среднем Востоке. Ныне курдский вопрос вышел далеко за региональные рамки и стал крупной мировой проблемой. Следует иметь в виду, что страны Запада не рассматривают курдскую проблему как целостный вопрос единого народа, ведущего борьбу за свои общенациональные права и интересы. Для современной международной политики существует внутренний курдский вопрос по отдельности в Турции, Иране, Ираке и Сирии. Поэтому образовываются различные отношения и подходы к курдской проблеме, что во многом зависит от состояния и уровня отношений развитых государств к той или иной стране, разделивших Курдистан. Так, например, они замечают нарушения прав курдов в Иране, но при этом закрывают глаза на подобные
нарушения в Турции, декларируя при этом принципы невмешательства во внутренние дела данного государства. Курдский вопрос является основным источником политической нестабильности в Турции с момента создания республики в 1923 году, являясь серьезнейшим комплексным вызовом, перманентно действующего характера и воздействующего на весь спектр деятельности турецкого государства - внутреннюю и внешнюю политику, социально-экономическое развитие и т.д., и имеющий, по сути, для нее экзистенциальное значение [8, 333].
В Турции существует особое понимание курдского вопроса. Так, если в целом принято рассматривать данную проблему как вопрос определения политического статуса курдов, а также - наделения их элементарными политико-культурными правами (легализация использования курдского языка в бытовой сфере, сфере образования, СМИ, вопросы представительства в органах власти и т.п.), то в Турции курдский вопрос рассматривается, либо как проблема экономического развития отсталых, с этой точки зрения, регионов Восточной и Юго-Восточной Анатолии, либо - в политическом смысле - как проблема сепаратизма, экстремизма и терроризма [9, 31]. С одной стороны, естественные требования, и чаяния курдов усиливает восприятие курдского вопроса турецким истеблишментом как вопроса безопасности, продолжая жесткую линию, направленную на военное подавление, делая курдов в турецком обществе чужаками. С другой, во многом благодаря средствам массовой информации курдский вопрос превратился в инструмент запугивания турецкого населения (аспекты сепаратизма и терроризма). Одновременно это позволило активно использовать курдскую проблему во внутриполитической межпартийной борьбе. В последнее десятилетие под нажимом международных организаций в Турции с трудом пробивает себе дорогу признание этнической идентификации курдов, но в весьма ограниченной интерпретации. Поскольку большинство турецких граждан, воспитанных в идеологии кемализма, они не рассматривают курдов как отдельный дифференцированный этнос. Так как вплоть до начала 1980-х годов власти Турции настойчиво отрицали этническое
своеобразие курдов, использовать для их идентификации формулировку «горные турки». В конце ХХ в. под давлением европейских структур, турецкие власти потеряли возможность отрицать курдский вопрос. В своем историческом развитии курдский вопрос в Турецкой Республике прошел ряд этапов. Их хронологические рамки определяются, с одной стороны, политическими, социально-экономическими процессами, как в самом Турецком Курдистане, в курдском обществе, а с другой стороны, сопровождавшимися изменениями в международных отношениях, в том числе и на Ближнем Востоке. В целом, историю курдского движения в Турецкой Республике можно условно разделить на следующие этапы.
Первый - с 1923 г. по начало 60-х годов, характеризовался стихийной борьбой, периодически выливавшейся в вооруженные, но слабо организованные и подготовленные восстания, которые жестоко подавлялись турецкой армией. Наиболее крупные восстание курдов в 1925, 1929 и 1937 годах, были потоплены в крови. Ведь сопротивление курдов в данный период по своей сути представляло борьбу религиозно-племенных объединений и групп (преимущественно сельских) с централизацией управления и контролем на местах, а не с турецким государством как таковым [10].
Второй этап - с начала 60-х годов до 1984 г., отличался от предыдущего тем, что в условиях довольно широкой по турецким меркам демократии, несмотря на постоянные репрессии, на место существовавших до этого разрозненных и немногочисленных политических организаций прокурдского толка пришли массовые и достаточно организованные политические партии. В этот период происходило расширение социальной базы левых политических движений. Это было связанно с тем, что в условиях крайне бесправного положения, с одной стороны, и люмпенизации населения Турецкого Курдистана, с другой, все возможные идеи классового освобождения, установления истинно народной демократической власти казались многим стержневыми, способными решить все проблемы курдов. Однако большинство
партий практически вскоре после официального начала своей деятельности запрещались турецкими властями.
Третий этап 1984-1999г. вооружённое противостояние Рабочая партия Курдистана (РПК) и турецкого государства.
После военного переворота 1980 г. острота курдского вопроса во многом связана с бескомпромиссностью позиции властей непризнания, каких-либо прав за курдами [11, 43]. В этих условиях курдское движение в Турции принимало все более острые формы. С августа 1984 г. Партия рабочих Курдистана (созданная в середине 70-х годов) открыто начала повстанческую борьбу против властей в Турецком Курдистане. Со своей стороны турецкое правительство значительно ужесточило репрессии против курдов. Постепенно отдельные вооруженные стычки между бойцами РПК и правительственными войсками переросли в полномасштабную гражданскую войну в юго-восточных районах страны. С тех пор Турецкий Курдистан превратился в новый постоянный очаг напряженности на Ближнем Востоке. Ни одной из противоборствующих сторон не удавалось взять верх: курдам - добиться признания прав на самоопределение, Анкаре - сломить крепнущее курдское сопротивление. Многолетняя кровопролитная война против курдов усугубляла переживаемые Турцией экономические и политические трудности, порождала дестабилизирующий ее политическую систему экстремизм. Арест и суд над лидером Рабочей партией Курдистана А. Оджаланом вызвал всплеск интереса к курдской проблеме во всем мире. Эффект оказал, обратный ожидаемый турецким правительством. Лидер РПК превратился в символ курдского сопротивления.
Четвертый этап конец 1999 - 2004 гг. Рассматриваемый период в истории курдского движения можно назвать временем упущенных возможностей [12, 237]. После того как в 1999 году был схвачен лидер РПК А. Оджаллан, многим казалось, что наступил перелом в противостоянии турецкой армии и курдской организации. РПК объявила об одностороннем прекращении огня и заявила о пересмотре своей политической концепции, изменения в
стратегии и тактике борьбы [13, 121]. Их отступление было воспринято в Анкаре как окончательная победа над РПК. В рассматриваемый период происходит дальнейшее интернационализация курдского вопроса, напрямую связанного с событиями в соседнем Ираке. Широкомасштабная военная операция США и Великобритании, начавшаяся в марте 2003 г., несомненно, изменила геополитическую ситуацию в регионе Ближнего и Среднего Востока. Продолжая делать упор на силовом подавление, Турция не приложила никаких усилий для решения курдской проблемы, лишь на время, приглушив противоречия, загнав их вглубь своей государственной системы, откуда они неминуемым образом вырвутся с течением времени. И, как это было ранее не раз, ставка турецких властей на силу породила новую волну курдского сопротивления. Пятый этап 2004 -2010 гг. В связи с изменением геополитической ситуации на Ближнем Востоке руководство РПК 1 июня 2004 года объявить о начале вооруженного сопротивления прекращении выполнение ими же и введенного моратория [14]. В указанный период разрастание напряженности в курдском вопросе продемонстрировало не только рост популярности РПК. Одновременно с партией А. Оджалана активизировалось никому не подконтрольные экстремистские курдские группировки, сделавшие ставку на массовый террор. Несмотря на продолжающееся военное и политическое давление на курдское движение в данный период происходит новое осмысление курского вопроса в Турции. Новые подходы к решению курдского вопроса ищут не только курдские интеллектуалы, но и турецкий истеблишмент. Турецкое правительство несколько 322 скорректировало свою позицию по курдскому вопросу. Правительство Р. Эрдогана предложила т.н. «демократическую инициативу» по решению курдского вопроса предусматривающую снятие ограничений на использования курдского языка, разрешение на его преподавание (в частных школах), использование в политических кампаниях, начало теле- и радиовещания на курдском языке. Данная инициатива правительства вызвала неоднозначную реакцию в турецком обществе [15, 121]. Однако «курдская инициатива» так и не была реализована,
не считая открытия курдоязычного государственного телеканала TRT6, что было расценено лишь как небольшая уступка курдскому населению [16].
Выводы. Несмотря на многовековое существование курдского народа и длительную борьбу за свои права, курдский вопрос так и не решен. С момента образования Турецкой Республики курдскому народу принудительно навязывалась турецкая культура, язык, осуществлялось его массовое переселение. Силовое подавление курдского движения турецкого правительства не только не помогало решению сложных проблем, но обостряло ситуацию и способствовало еще большему распространению сепаратистских настроений. На протяжении первого десятилетия XXI века курдский вопрос продолжает оставаться важнейшим фактором внутриполитической нестабильности Турецкой Республики. Активизация вооруженных столкновений между партизанами РПК и правительственными войсками, многочисленные жертвы с обеих сторон наглядно демонстрируют необходимость решения проблемы политическим путем. Несмотря на сохраняющуюся напряженность в турецко-курдских отношениях, продолжающееся давление и запрет деятельности легальных партий прокурдской ориентации, правительство принимает определенные шаги, направленные на решение проблемы, но остались глубинные причины, породившие курдское движение. В то же время нельзя исключать, что в будущем ситуация может резко измениться. Так как курдов продолжают именовать «сепаратистами», «террористами», продолжается военное противостояние в восточных районах страны. Насколько серьезны намерения властей разрешить наболевшие проблемы, покажет время.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. http://w.kurdistan.nu/english/eng_kurdish_question.htm;
2. Геноцид в Иракском Курдистане. Перевод с английского / Под ред. и с предисл.: Кочои С.М. - М.: Профобразование, 2003. - 360 ^
3. Авдои Т. С. Курдский вопрос в современных международных отношениях: дис. на соиск. учен. степ. канд. полит. наук (23.00.04) / Авдои Темур Сартифович. - М., 2009. - 159 с;
4. Газизова А. И., Гурье Л. И. Из опыта развития многоуровневого высшего образования в Турции // А. И.Газизова, Л. И. Гурье // Вестник Казанского технологического университета. - 2008. - №4. - С.158- 164;
5. Мосаки, Н.З. Курдистан: ресурсы и политика / Н.З. Мосаки. - М.: ИВ РАН, 2005.- 352 с;
6. История Курдистана. / М.С. Лазарев, Ш.Х. Мгои, Е.И. Васильева, М.А. Гасратян, О.И. Жигалина. - М.: ИВ РАН, 1999.- 519 с;
7. Вертяев, К.В. К истории курдского вопроса в Турции. / К. В. Вертяев // Курдский вопрос на рубеже тысячелетий: Круглый стол, 19.02.2004 г.: сб. статей. - М.: Б/и, 2004. - с.49 - 64;
8. Bozarslan, H. «Kurds and the Turkish state» in R. KasabaThe Cambridge History of Turkey, Volume 4, Cambridge: Cambridge University Press. 2008., Taspinar, O. Kurdish Nationalism and Political Islam in Turkey, London and New 2006;
9. Svante E. Cornell the Kurdish question in Turkish politics // Orbis, Winter 2001, Vol. 45 Issu 1, P.31;
10. Шлыков П.В. Курдский вопрос в Турции: на пути к разрешениюконфликта? // URL: http://w.perspektivy.info/book/kurdskij_vopros_v_turcii_na_puti_k_razresheniju_ko nflikta_2013-06-26. htm;
11. Данилов В.И. Политическая борьба в Турции. 50-е - начало 80-х гг. ХХ в. / В.И. Данилов. - М.: Наука. Главная редакция восточной литературы, 1985. -325 с;
12. Somer, M. Turkey's Kurdish Conflict: Changing Context, and Domestic and Regional Implications. The Middle East Journal. №58(2). 2004
Sharipov A.I.
Tajik International University of Foreign Languages named after Sotim Ulughzoda (Dushanbe, Tajikistan)
THE PROBLEM OF TURKISH KURDISTAN IN INTERNAL POLICY OF THE REPUBLIC OF TURKEY
Abstract: the article analyzes the situation of the crisis in the Middle East and discusses ethnic and religious movements, especially the independence movements of the Kurdish people, whose number is more than 40 million people and who are still being exterminated in some countries of the Middle East.
The main demand of this suffering people is, first of all, education in their native language, the publication of newspapers, television and radio programs in their native language and autonomy in public affairs.
Keywords: crisis, Middle East, Kurds, liberation movement, conflict, nationality, independence.