Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ТЕМПЕРАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ'

ПРОБЛЕМА ТЕМПЕРАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1397
214
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕМПЕРАМЕНТ / ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / САНГВИНИК / ХОЛЕРИК / ФЛЕГМАТИК / МЕЛАНХОЛИК / ИНТРОВЕРТ / ЭКСТРАВЕРТ / ЛИЧНОСТЬ / TEMPERAMENT / INDIVIDUALITY / SANGUINE / CHOLERIC / PHLEGMATIC / MELANCHOLIC / INTROVERT / EXTROVERT / PERSONALITY

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Фёдорова А.А.

В статье изучается проблема темперамента в современной психологии. Рассматриваются существующие подходы к изучению темперамента и его типологии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF TEMPERAMENT IN MODERN PSYCHOLOGY

The article studies the problem of temperament in modern psychology. Existing approaches to the study of temperament and its typology are considered.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ТЕМПЕРАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ»

УДК: 159.923.4

Фёдорова А.А. студент магистратуры факультет «Психология» Университет «Туран» научный руководитель: Касымжанова А.А., к.психол.н.

доцент

кафедра «Психология» Республика Казахстан, г. Алматы ПРОБЛЕМА ТЕМПЕРАМЕНТА В СОВРЕМЕННОЙ ПСИХОЛОГИИ

Аннотация. В статье изучается проблема темперамента в современной психологии. Рассматриваются существующие подходы к изучению темперамента и его типологии.

Ключевые слова: темперамент, индивидуальность, сангвиник, холерик, флегматик, меланхолик, интроверт, экстраверт, личность.

Fyodorova A.A. тaster's student of the University "Turan" Scientific adviser: candidate of psychology, associate professor

Kasymzhanova A.A.

Republic of Kazakhstan, Almaty PROBLEM OF TEMPERAMENT IN MODERN PSYCHOLOGY

Abstract. The article studies the problem of temperament in modern psychology. Existing approaches to the study of temperament and its typology are considered.

Keywords: temperament, individuality, sanguine, choleric, phlegmatic, melancholic, introvert, extrovert, personality.

Постановка проблемы. В современной психологии вопрос о темпераменте до сих пор актуален, это связанно с тем, что он формирует отношение человека к самому себе и окружающему миру. Основные типы темперамента были ранее описаны, современные исследователи только дополнили эту картину.

Цель статьи - рассмотреть современные концепции и типологию российских и зарубежных психологов.

Изложение основного материала. Понятие темперамент произошло от латинского «temperamentum» и означает соотношение частей. Еще в Древней Греции считали, что соотношение жидкостей в организме и является причиной различий людей в поведении. На современном этапе, данные представления имеют место как история. Гуморальная или жидкостная теория отразила только некоторые элементы современных знаний, став прообразом более современных представлений об индивидуальных различиях. Вклад древнегреческих ученых заключается в представлениях о целостности и единстве организма и существовании связи между свойствами организма психики. Таким образом, исторически темперамент понимается как аспект

индивидуально-психологических различий. В истории учения о темпераменте выделены два важных аспекта. Первый связан с изменением представлений о биологических основах темперамента. А второй с изменением понимания психологических составляющих[1].

Биологические основы темперамента и представления о них изменялись с конца 19 века. Первоначально существовала идея о жидкостях, в частности крови. И в начале 20 века произошли изменения в интерпретации биологических основ. Важную роль в этом сыграли работы Э.Кречмера. Он связал особенности темперамента с особенностями строения тела. Э.Кречмер считал, что каждому типу телосложения соответствует определенные психологический склад и склонность к тому или иному психическому заболеванию,выделив астеников, пикников и атлетиков.

Исследования, проведенные в школе Б.М. Теплова и В.Д. Небылицин показали значимости биологических основ темперамента. Однако исследовать авторы предлагали отдельные свойства нервной системы. Они предложили исследовать структурную организацию темперамента,которую можно изучить, только зная свойства нервной системы. В.Д. Небылицин выделил общие свойства нервной системы как главные причины проявлений личности и темперамента в частности[2].

В зарубежной психологии с точки зрения биологической основы темперамента, происходило изучение отдельных функциональных образований мозга или частных свойств. Г. Айзенк выдвинул нейрофизиологическую интерпретацию темперамента. Выделив шкалу экстраверсия-интроверсия. Высокий балл по этой шкале показывает высокий уровень активации ретикулярной формации, а низкий, соответственно, низкий порог. По Г. Айзенку для экстравертов характерна низкая, а для интровертов - высокая активация на раздражители.

Далее, Г. Айзенк вводит шкалу нейротизма, или уровень активации в лимбической системе. Эмоциональная нестабильность характеризуется высокой реактивностью, а эмоциональная устойчивость - низкой[3].

Рассмотрим второй аспект - психологические составляющие темперамента. В течение длительного времени менялось преставление о психологических составляющих темперамента. Большинство свойств были описаны еще в древности. Например, сангвиник - веселый, жизнерадостный, холерик - активный раздражительный. Флегматик - спокойный, сдержанный, а меланхолик пассивный и ранимый. Однако, важно отметить, что и в настоящее время отсутствуют общепринятые психологические свойства в категории темперамент. По нашему мнению, количество свойств темперамента зависит от школы, к которой принадлежит исследователь[4, с.596].

В.Д. Небылицин дал наиболее полное определение темперамента, через выделение трех ведущих компонентов. В первом компоненте он выделяет общую психическую активность человека. Во втором компоненте - моторику индивида, и в третьем - эмоциональность. В свою очередь, каждый из

компонентов имеет сложное и многомерное строение и различные формы психологических проявлений. Важную роль В.Д. Небылицин выделяет первому компоненту или психической активности. Суть активности проявляется в тенденции индивида к самовыражению и эффективному преобразованию действительности. Второй или моторный компонент, тесно связан с первым. Это качества связанные с двигательным и речедвигательным аппаратом, к ним относятся такие качества как: быстрота, сила, амплитуда и т.д. Третий компонент, выделяется как эмоциональность, как наиболее сложный и обладающий разнообразной структурой. Эмоциональность представляет собой комплекс качеств связанных с особенностями возникновения, протекания и прекращения чувств, аффектов и настроений[5].

Наибольшее распространение получила факторная концепция Г. Айзенка и М. Айзенка. Концепция темперамента опирается на экспериментальный материал, полученный более чем за 13 лет. Данная теория подтвердила существование таких черт темперамента как:

-экстраверсия-интроверсия;

-эмоциональная устойчивость- неустойчивость (нейротизм);

-психотизм.

Авторы считают эти измерения фундаментальными, характерными для всех людей и возможными основаниями типологии темперамента[6].

Проанализируем современные направления в изучении психологии в России. Одним из научных центров, где проводятся исследования темперамента, является кафедра психологии Пермского педагогического института, связанного с именем В.С. Мерлина. Особенностью данной психологической школы, является рассмотрение темперамента в структуре интегральной индивидуальности как психодинамического уровня. Под темпераментом понимается энергетическая характеристика психических свойств. То есть только те свойства, которые представляют динамическую систему, где показатели темперамента дают специфические инварианты соотношений[7, с.198]

Его ученики выделили основные психологические характеристики индивидуальности, среди которых:

1) эмоциональная возбудимость;

2) возбудимость внимания;

3) тревожность;

4) сила эмоций;

5) активность волевой деятельности;

6) импульсивность или реактивность непроизвольных движений;

7) пластичность-регидность;

8) резистентность и субъективация.

В школе Я. Стреляу темперамент понимается как одна из относительно стабильных черт личности, которая присутствует с детства и есть и у людей и у животных. Темперамент первоначально обусловлен врожденными физиологическими механизмами и подвержен изменениям в процессе

взросления и факторами среды. Регулятивная теория темперамента выделяет 3 качества: реактивность, активность и подвижность.

Последователи Я. Стреляу вносили изменения в преставления о структурных свойствах темперамента. На основе факторного анализа выделено семь свойств:

1) живость;

2) упорство;

3) подвижность;

4) сенсорная чувствительность;

5) выносливость;

6) активность;

7) эмоциональную реактивность [8].

Таким образом, каждый тип темперамента является специфическим и постоянным соотношением между свойствами, которые даже у людей одного типа не могут быть одинаковыми. То есть каждое свойство обеспечивает приспособление индивида к различному кругу явлений и требований деятельности. Такое соотношение свойств важно для успешного приспособления вне зависимости от индивидуальности[9].

В.М. Русалов понимает темперамент как систему формальных поведенческих изменений, в блоках функциональной системы в идеях П.К. Анохина. Их число и содержание совпадает с 4-х блоковой структурой функциональной системы:

1) афферентный синтез совпадает с эргичностью;

2) блок программирования с пластичностью;

3) блок исполнения с темпом;

4) а блок боратной связи с темпом.

Каждое измерение, в свою очередь делится еще на 2 подизмерения:

1) субъективно ориентированное;

2) объективно ориентированное [10].

Эти под измерения связаны с взаимодействием человека со средой в двух главных сферах: миром и обществом. Таким образом, мы получаем 8 параметров темперамента:

1) предметная, освоение предметного мира, жажда деятельности, стремление к труду;

2) социальная, потребность в контактах, освоение социальных форм деятельности, стремление к лидерству, вовлеченность;

3) пластичность, как легкость переключения с одного вида деятельности на другой, стремление к разнообразию форм деятельности;

4) социальная пластичность, легкость в переключении в общении с одного человека на другого, разнообразные формы социального контакта;

5) темп или скорость в выполнении действий, быстрота в предметной деятельности;

6) социальный темп, скорость речи, скорость двигательных актов;

7) эмоциональность, как чувствительность к расхождению между

ожидаемым и конечным результатами;

8) социальная эмоциональность, как чувствительность в коммуникативной сфере, и оценкам.

Для разрешения спора о том, что такое темперамент, данный подход является наиболее удачным, определяя его как самостоятельное, независимое и устойчивое образование психики. Темперамент и характер не идентичны, так как их формально-динамические характеристики различаются. Темперамент не есть личность, а входит в нее. В результате изучения таких вопросов образуются новые интегральные системные качества человека, где темперамент выступает как низший уровень формально -динамических свойств, а затем как динамический аспект интеллекта и характера.

Считается общепризнанным, что свойства темперамента наследуются, однако необходим поиск адекватных методов исследования, которые могут подтвердить наследуемость набора изучаемых свойств темперамента[11]. Выводы.

Таким образом, анализ различных подходов показал, что в составе темпераментальных свойств присутствуют динамические, стилевые и энергетические характеристики поведения. Общепринятым является представление о наследственной обусловленности темперамента, через его относительную устойчивость и целостность проявлений в темпераменте биологических и психологических качеств человека.

Использованные источники:

1. Дубровина И.В. и др. Психология: Учебник для студ. сред.пед. учеб. Заведений. - М., Издательский центр, «Академия», 2010. - 378 с.

2. Вяткин Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.; ФиС, 2012. - 320 с.

3. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии. - М.: Просвещение, 2011. - 257 с.

4. Психология 21 века:учебник для вузов\ под ред. В.Н. Дружинина.-П 57, М.: ПЕР СЭ, 2003.- 863 с.

5. Небылицын В.Д. Основные свойства нервной системы человека. Избр. психологические труды. - М., 2010. - 378 с.

6. Немов Р.С. Практическая психология: Учебное пособие. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 320 с. 5.

7. Мерлин B.C. Очерк теории темперамента. - Пермь, 2013. - 296 с.

8. Петровский А.В., Петровский В.А. Введение в психологию. -Высшая школа, 2011. - 512 с.

9. Рогов Е.И. Общая психология. - М.: ВЛАДОС, 2014. - 452 с.

10.Романова В.Л. Психология индивидуальных различий. - Москва: Издательство Московского Университета. - 2012. - 315 с.

11.Столяренко Л.Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. и доп. - Ростов-на-Дону: Издательство Феникс, 2014. - 459 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.