Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ'

ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
106
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Концепт
ВАК
Ключевые слова
МЛАДШИЕ ШКОЛЬНИКИ / СУВЕРЕННОСТЬ / ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСТАНСТВО / ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ / ДОМАШНЯЯ СРЕДА / ПСИХОЛОГИЯ СРЕДЫ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Полубоярцева Оксана Евгеньевна, Ивутина Елена Петровна

Статья посвящена проблеме суверенности психологического пространства личности в младшем школьном возрасте. Этот период детства характеризуется резким расширением круга социального взаимодействия, увеличением требований и ограничений, а также возрастным кризисом семи лет. Учет социально-психологических условий домашней среды позволит реализовать мероприятия, помогающие ребенку успешно адаптироваться в новой роли. Цель работы - определение условий домашней среды, имеющих связь с суверенностью психологического пространства младшего школьника. Основные результаты исследования: найдена связь между показателями суверенности и порядком рождения, количеством детей в семье, наличием или отсутствием признаков нарушений в воспитании.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Полубоярцева Оксана Евгеньевна, Ивутина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF THE PRIVACY OF THE PRIMARY SCHOOL STUDENT’S PSYCHOLOGICAL SPACE AT HOME

The article is devoted to the issue of the privacy of the personal psychological space in primary school age. This period of childhood is characterized by a sharp expansion of the social interaction circle, an increase in requirements and restrictions, as well as a 7-years-old crisis. Taking into account the socio-psychological conditions of the home environment allows us to implement some actions that help the child successfully adapt to a new role. The purpose of the work is to define the conditions of the home environment that have a connection with the privacy of the primary school student’s psychological space. The main results of the study: a relationship was found between the indicators of privacy and the order of birth, the number of children in the family, the presence or absence of violations signs in upbringing.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СУВЕРЕННОСТИ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В УСЛОВИЯХ ДОМАШНЕЙ СРЕДЫ»

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

ART 212020 DOI 10.24412/2304-120X-2021-12020 УДК 159.9.072.3

Полубоярцева Оксана Евгеньевна,

магистрант ФГБОУ ВО «Вятский государственный университет» г. Киров

polvboarceva@gmail.com

Ивутина Елена Петровна,

кандидат педагогических наук, доцент кафедры психологии ФГБОУ ВО «<Вятский

государственный университет», г. Киров

usr07916@vyatsu.ru

Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника

в условиях домашней среды

Аннотация. Статья посвящена проблеме суверенности психологического пространства личности в младшем школьном возрасте. Этот период детства характеризуется резким расширением круга социального взаимодействия, увеличением требований и ограничений, а также возрастным кризисом семи лет. Учет социально-психологических условий домашней среды позволит реализовать мероприятия, помогающие ребенку успешно адаптироваться в новой роли. Цель работы - определение условий домашней среды, имеющих связь с суверенностью психологического пространства младшего школьника. Основные результаты исследования: найдена связь между показателями суверенности и порядком рождения, количеством детей в семье, наличием или отсутствием признаков нарушений в воспитании.

Ключевые слова: суверенность, психологическое пространство, особенности воспитания, домашняя среда, психология среды, младшие школьники. Раздел: 19.00.00 Психологические науки.

Введение

Домашняя среда - это важнейшая часть жизни ребенка, место становления его личности, фундамент для его дальнейшей жизни. Поступление ребенка в школу - это тот момент, когда происходит резкое увеличение взаимодействия ребенка с окружающим миром, привычный семейный круг и круг детского дошкольного учреждения расширяются масштабами школы, новыми социальными требованиями и социальными контактами. Возрастает и степень персональной ответственности ребенка; теперь он не находится под постоянным наблюдением и сопровождением взрослого, ему необходимо постоянно самостоятельно принимать решения: куда идти, как пользоваться гардеробом, с кем здороваться, как себя вести в классе и вне класса, на уроке, с учителем и со сверстниками [1]. Ребенок переходит из положения объекта взаимодействия в субъект. Сохранение своей идентичности и одновременное вживание в новый социальный институт обрушивается на младшего школьника одномоментно, и здесь важно определить ресурсы, которые позволят адаптироваться и справиться с высокой психологической нагрузкой в новых жизненных обстоятельствах.

В доподростковом возрасте дети все еще находятся под большим влиянием родителей, поэтому домашняя среда - место, откуда ребенок выходит во внешний мир и куда возвращается, источник самых глубоких переживаний, может как помогать развитию личности, так и оказывать негативные влияния. Проблеме неразрывности че-

ISSN 2304-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

ББГ»! 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный >курнал

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

ловека и его жизненного пространства посвящены труды С. Л. Рубинштейна и его последователей, Л. И. Анцыферовой, В. В. Знакова, З. И. Рябикиной, А. Б. Орлова и

B. И. Слободчикова. За рубежом эту тему изучали Э. Гуссерль, М. Хайдеггер, К. Левин, У. Джемс, И. Альтман [2].

В нашем исследовании мы придерживаемся концепции суверенности психологического пространства личности (ППЛ), автором которой является С. К. Нартова-Бочавер. Согласно данной теории, человек и окружающая его среда взаимообусловливают друг друга и человек как субъект взаимодействия стремится к конгруэнтности со средой, изменяя ее и меняясь сам. Кроме того, человек существует не в объективном мире, а в психологическом пространстве, то есть среда воспринимается и наполняется личными смыслами субъекта в соответствии с его возможностями и потребностями [3].

Психологическое пространство имеет границы (физические или психологические маркеры), разделяющие область его личного контроля от области контроля других людей. Оно включает в себя шесть компонентов: физическое тело, территорию, личные вещи, привычки, социальные связи и ценности. Психологическое пространство с прочными границами, позволяющими сохранять идентичность и поддерживать равноправное взаимодействие с миром, определяется как суверенное [4]. «Суверенность проявляется в поведении, соответствующем желаниям и убеждениям субъекта, в переживании безопасности собственного психологического пространства и своей уместности в актуальных пространственно-временных обстоятельствах бытия», - пишет

C. К. Нартова-Бочавер [5]. ППЛ является депривированным в случае неспособности субъекта защищать и контролировать свои границы личности от внешних вторжений.

Развитие суверенности ППЛ в онтогенезе показано в табл. 1. Еще в младенчестве устанавливается суверенность физического тела; территориальные притязания - в течение раннего и дошкольного возраста; суверенность вещей достигает максимума актуализации у дошкольников, а далее остается на постоянном невысоком уровне; временной режим и привычки - с дошкольного по младший школьный возраст; социальные связи и ценности - с дошкольного возраста [6].

Таблица 1

Развитие суверенности ППЛ в онтогенезе

Суверенность Младенчество Ранний возраст Дошкольники Младшие школьники Подростки

Физическое тело Формируется

Территория Формируется

Мир вещей Формируется Формируется

Привычки Формируется Формируется

Социальные связи Формируется Формируется Формируется

Ценности и вкусы Формируется Формируется Формируется

Из табл. 1 видно, что в младшем школьном возрасте активно формируются социальные связи, вкусы и ценности и продолжает формироваться суверенность привычек. А суверенность физического тела, территории и суверенность мира вещей к этому возрасту уже сформированы.

Методология и результаты исследования

В нашем исследовании мы изучили суверенность ППЛ младшего школьника и социально-психологические условия домашней среды, такие как взаимоотношения с близкими людьми, теми, кто непосредственно участвует в воспитании либо проживает на одной территории с ребенком. Рассмотрим методологию и результаты исследования.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

Для изучения суверенности психологического пространства младшего школьника мы использовали опросник «Суверенность психологического пространства» С. К. Нартовой-Бочавер [7]. В опроснике представлены вопросы, дающие числовые данные по таким измерениям или компонентам ППЛ, как суверенность физического тела (телесность), суверенность территории, суверенность мира вещей (или артефактов), суверенность временного режима (или привычек), суверенность социальных связей, суверенность вкусов и ценностей (мировоззрение).

Далее для получения числовых данных по особенностям воспитания мы воспользовались опросником «Анализ семейных взаимоотношений» («АСВ») Э. Г. Эйде-миллера. Этот опросник позволяет изучить влияние родителей на ребенка и найти признаки отклонения в родительском воспитании. Методика предназначена для определения негативного, деформирующего влияния членов семьи друг на друга, нарушений ролевого аспекта семьи и помехи для ее гармоничного существования [8].

Методом анкетирования были собраны такие данные, как пол ребенка, возраст, класс, в котором он учится, порядок рождения, количество детей и взрослых в семье.

В нашем исследовании приняли участие 68 человек из 32 семей: 34 младших школьника (50% - мальчики, 50% - девочки), 34 родителя. Средний возраст детей, участвующих в исследовании, 8 лет (Me = 8, Min = 6, Max = 11), родителей - 35 лет (Me = 35, Min = 28, Max = 44).

На рис. 1 показано распределение уровней суверенности по количеству детей (в %) в разных компонентах психологического пространства.

Рис. 1. Выраженность суверенности ППЛ, %: СФТ - суверенность физического тела, СТ-суверенность территории, СМВ - суверенность мира вещей, СП - суверенность привычек, СС -суверенность социальных связей, СЦ - суверенность вкусов и ценностей, общ -

общий уровень суверенности

На рис. 1 видно, что дети младшего школьного возраста чаще всего имеют показатели повышенной и высокой суверенности по первым трем шкалам. Это можно объяснить тем, что суверенность измерений физического тела (шкала «СФТ»), вещей (шкала «СМВ») и территории (шкала «СТ») в этом возрасте уже хорошо развита и имеет невысокую степень контроля со стороны взрослых, тогда как, например, суверенность временного режима и привычек (шкала «СП») в этом возрасте имеет показатель средний (35%) и ниже среднего (54%) у большинства детей. Это можно объяснить поступлением ребенка в школу, резким увеличением его обязанностей, в том числе и режимных.

Самые низкие показатели суверенности и, соответственно, самое значительное вмешательство со стороны взрослых имеет суверенность социальных связей (шкала «СС»). Согласно этому родители еще не готовы доверить ребенку самостоятельное

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

построение отношений с социумом и контролируют его социальные контакты. Так, де-привированность по этой шкале имеют 29%, а низкую суверенность - 41%, что в сумме дает 70% от выборки.

По шкале вкусов и ценностей («СЦ») большинство детей имеют средний показатель суверенности (53%). Это можно объяснить тем, что данный компонент ППЛ, то есть мировоззрение ребенка, находится в начале своего формирования и не имеет больших конфликтов с родителями. Родители терпимо относятся к растущей самостоятельности в выборе личных вкусов и ценностей ребенком и не мешают развитию суверенности.

Рассмотрим общий уровень суверенности (шкала «общ»): низкий уровень имеют 9% детей, пониженный - 21%, средний - 44%, повышенный - 26%, высокий и депри-вированный уровни общей суверенности в данной шкале отсутствуют. Уменьшение разброса показателей говорит о том, что происходит компенсация недостатка суверенности по одним шкалам ППЛ за счет ее повышенного значения в других.

Перейдем к средним показателям суверенности по всем шкалам ППЛ, данные приведены в табл. 2. Суверенность компонентов психологического пространства, которые уже сформировались к младшему школьному возрасту: телесность («СФТ»), территориальность («СТ») и мир вещей («СМВ»), имеют более высокие показатели (58%, 67% и 65% соответственно), чем остальные компоненты, которые находятся в стадии формирования. В младшем школьном возрасте заканчивает свое формирование суверенность привычек («СП»), данные по этой шкале составили 35%. Продолжают формироваться социальные связи («СС») и мировоззрение («СЦ»), они получили показатели 14% и 42% соответственно. Низкие показатели суверенности социальных связей и привычек свидетельствуют о том, что в данных компонентах ППЛ дети еще не обладают достаточной самостоятельностью и находятся под контролем взрослых. Однако данные суверенности ценностей и вкусов («СЦ») показали средний уровень суверенности, это говорит о том, что большинство родителей не препятствуют развитию данного компонента ППЛ.

Таблица 2

Средняя суверенность по компонентам ППЛ, %

СФТ СТ СМВ СП СС СЦ Общая

58% 67% 65% 35% 14% 42% 49%

Далее выборка была рассмотрена с двух позиций: по порядку рождения и по количеству детей в семье. Для изучения связи суверенности с порядком рождения мы разделили выборку на первых и вторых детей в семье. Показатели суверенности по данным выборкам показаны на рис. 2. По всем шкалам уровень суверенности вторых детей оказался выше, чем первых, что говорит о меньшем контроле со стороны взрослых, большей степени самостоятельности и свободы действий вторых детей в сравнении с первыми.

Также мы сравнили суверенность в семьях с одним и двумя детьми, результаты показаны на рис. 3. Суверенность единственных детей заметно уступает суверенности детей, живущих с сиблингами, по всем шкалам ППЛ.

При исследовании выборки по опроснику «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) мы получили данные о признаках отклонений в воспитании. В 76% семей наблюдаются от 1 до 9 признаков отклонений в воспитании, в 24% признаков не диагностировано. В табл. 3 показано распределение количества семей с признаками отклонений в воспитании.

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

СФТ СТ СМ В СП СС СЦ Общая

Первые Вторые

Рис. 2. Средняя суверенность первых и вторых по порядку рождения детей, %

80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%

СФТ СТ СМВ СП СС СЦ Общая

1 ребёнок 2 ребёнка

Рис. 3. Средняя суверенность в семьях с одним и двумя детьми, %

Таблица 3

Выраженность показателей по опроснику «АСВ» (n = 34)

Признак отклонения Г+ Г- У+ У- Т+ Т- З+ З- С+ С-

Есть 4 1 3 1 2 3 5 9 2 12

% 12% 3% 9% 3% 6% 9% 15% 26% 6% 35%

Нет 30 33 31 33 32 31 29 25 32 22

% 88% 97% 91% 97% 94% 91% 85% 74% 94% 65%

Признак отклонения Н РРЧ ПДК ВН ФУ НРЧ ПНК ВК ПЖК ПМК

Есть 0 2 2 4 0 0 1 1 2 0

% 0% 6% 6% 12% 0% 0% 3% 3% 6% 0%

Нет 34 32 32 30 34 34 33 33 32 34

% 0% 94% 94% 88% 100% 100% 97% 97% 94% 100%

Примечания: Г+ - гиперпротекция, Г- - гипопротекция, У+ - потворствование, У- - игнорирование потребностей ребенка, Т+ - чрезмерность требований-обязанностей, Т- - недостаточность требований-обязанностей, З+ - чрезмерность требований-запретов, З— недостаточность требований-запретов, С+ - чрезмерность санкций, С- - недостаточность санкций, «Н» - неустойчивость стиля воспитания, «РРЧ» - расширение сферы родительских чувств, «ПДК» - предпочтение детских качеств, «ВН» - воспитательная неуверенность родителя, «ФУ» - фобия утраты, «НРЧ» - неразвитость родительских чувств, «ПНК» - проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, «ВК» - внесение конфликта между супругами в сферу воспитания, «ПЖК» - предпочтение женских качеств, «ПМК» - предпочтение мужских качеств.

ISSN 2304-120Х

ко ниегтг

научно-методический электронный журнал

ISSN 2Э04-120Х

ниепт

научно-методический электронный журнал

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

Из табл. 3 видно, что не обнаружено таких признаков отклонений в воспитании, как неустойчивость стиля воспитания («Н»), фобия утраты («ФУ»), неразвитость родительских чувств («НРЧ») и предпочтение мужских качеств («ПМК»). Малое количество семей с признаками отклонений в воспитании может быть следствием того, что семьи респондентов относятся к благополучным, без значительных проблем во взаимоотношениях. Самые высокие значения получили шкала «С-» (недостаточность санкций) - 35% семей - и шкала «З-» (недостаточность требований-запретов) - 26% семей. Это показывает неуверенность родителей в целесообразности применения наказаний и, вероятно, как следствие, невозможность вводить достаточное количество запретов в жизнь ребенка. В таких семьях детям многое дозволено и они не отчитываются перед родителями.

Для изучения особенностей суверенности в условиях домашней среды с наличием и отсутствием признаков отклонений в воспитании мы разделили респондентов на тех, у кого обнаружены признаки, и без признаков. Сравнили средние показатели суверенности шкал ППЛ по данным выборкам. Как видно на рис. 4, суверенность выше у выборки без признаков отклонений в воспитании по всем шкалам, кроме шкалы «СП». Шкала «суверенность привычек» показывает предсказуемость домашней среды: наличие постоянного режима дня (времени приема пищи, отхода ко сну и др.), определенного порядка жизнедеятельности внутри семьи.

Рис. 4. Средняя суверенность по шкалам ППЛ респондентов с наличием и отсутствием признаков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

отклонений в воспитании

Заключение

Таким образом, наше исследование позволяет сделать вывод о том, что суверенность психологического пространства младшего школьника имеет взаимосвязь с социально-психологическими условиями домашней среды.

Так, была обнаружена связь суверенности с порядком рождения - у вторых по порядку рождения детей уровень суверенности выше, чем у первенцев по всем шкалам суверенности психологического пространства. Кроме того, в семьях с двумя детьми уровень суверенности также выше, чем в семьях с одним ребенком.

Изучение особенностей воспитания показало, что наличие признаков отклонения в воспитании отрицательно связано с показателями суверенности ППЛ. Все данные исследования были продемонстрированы в таблицах и рисунках.

Результаты исследования могут быть полезны для разработки программ и тренингов улучшения адаптации к школе, детско-родительского и семейного консультирования.

ISSN 2304-120X

ниепт

научно-методический электронный журнал

Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П. Проблема суверенности психологического пространства младшего школьника в условиях домашней среды // Научно-методический электронный журнал «Концепт». - 2021. - № 12 (декабрь). -0,5 п. л. - URL: http://e-koncept.ru/2021/212020.htm.

Ссылки на источники

1. Барышникова Е. В. Психология детей младшего школьного возраста: учеб. пособие. - Челябинск: Изд-во Южно-Урал. гос. гуман.-пед. ун-та, 2018. - 174 с.

2. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный: Психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.: ил. - (Серия «Учебное пособие»).

3. Там же.

4. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности. - М.: Общество с ограниченной ответственностью «Издательство Прометей», 2005. - С. 98-99. - (Научные труды).

5. Нартова-Бочавер С. К. Новая версия опросника «Суверенность психологического пространства -2010» // Психологический журнал. - 2014. - Т. 35. - № 3. - С. 106.

6. Нартова-Бочавер С. К. Человек суверенный... - С. 218-220.

7. Нартова-Бочавер С. К. Психологическое пространство личности...

8. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. - 4-е изд. - СПб.: Питер, 2008. -672 с.

Oksana E. Poluboyartseva,

Graduate Student, Vyatka State University, Kirov

polyboarceva@gmail.com

Elena P. Ivutina,

Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Department of Psychology, Vyatka State University, Kirov

usr07916@vyatsu.ru

The problem of the privacy of the primary school student's psychological space at home Abstract. The article is devoted to the issue of the privacy of the personal psychological space in primary school age. This period of childhood is characterized by a sharp expansion of the social interaction circle, an increase in requirements and restrictions, as well as a 7-years-old crisis. Taking into account the socio-psy-chological conditions of the home environment allows us to implement some actions that help the child successfully adapt to a new role. The purpose of the work is to define the conditions of the home environment that have a connection with the privacy of the primary school student's psychological space. The main results of the study: a relationship was found between the indicators of privacy and the order of birth, the number of children in the family, the presence or absence of violations signs in upbringing.

Key words: privacy, psychological space, peculiarities of upbringing, home environment, environmental psychology, primary school students. References

1. Baryshnikova, E. V. (2018). Psihologiya detej mladshego shkol'nogo vozrasta: ucheb. posobie, Izd-vo Yuzhno-Ural. gos. guman.-ped. un-ta, Chelyabinsk, 174 p. (in Russian).

2. Nartova-Bochaver, S. K. (2008). Chelovek suverennyj: Psihologicheskoe issledovanie sub"ekta v ego bytii, Piter, St. Peresburg, 400 p.: il. (Seriya "Uchebnoe posobie") (in Russian).

3. Ibid.

4. Nartova-Bochaver, S. K. (2005). Psihologicheskoe prostranstvo lichnosti, Obshchestvo s ogranichennoj otvetstvennost'yu "Izdatel'stvo Prometej", Moscow, pp. 98-99. (Nauchnye trudy) (in Russian).

5. Nartova-Bochaver, S. K. (2014). "Novaya versiya oprosnika "Suverennost' psihologicheskogo pros-transtva - 2010", Psihologicheskij zhurnal, t. 35, № 3, p. 106 (in Russian).

6. Nartova-Bochaver, S. K. (2008). Op. cit., pp. 218-220.

7. Nartova-Bochaver, S. K. (2005). Op. cit.

8. Ejdemiller, E. G. & Yustickis, V. (2008). Psihologiya i psihoterapiya sem'i, 4-e izd, Piter, St. Peresburg, 672 p. (in Russian).

Рекомендовано к публикации:

Горевым П. М., кандидатом педагогических наук, главным редактором журнала «Концепт»

Поступила в редакцию Received 04.11.21 Получена положительная рецензия Received a positive review 27.11.21

Принята к публикации Accepted for publication 27.11.21 Опубликована Published 30.12.21

www.e-koncept.ru

Creative Commons Attribution 4.0 International (CC BY 4.0) © Концепт, научно-методический электронный журнал, 2021 © Полубоярцева О. Е., Ивутина Е. П., 2021

977230412021012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.