Научная статья на тему 'Проблема существования социального времени в контексте концепции сущности человека как результата единого закономерного мирового процесса'

Проблема существования социального времени в контексте концепции сущности человека как результата единого закономерного мирового процесса Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
302
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / БИОЛОГИЧЕСКОЕ ВРЕМЯ / ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / СВОЙСТВА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ / КОНКРЕТНО-ВСЕОБЩАЯ ТЕОРИЯ РАЗВИТИЯ / SOCIAL TIME / BIOLOGICAL TIME / INDIVIDUAL TIME / PROPERTIES OF SOCIAL TIME / CONCRETE-GENERAL THEORY OF DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Коромыслов Виталий Валерьевич

В статье рассматривается проблема существования социального времени как формы бытия материи. Анализируются подходы к его изучению, предлагается авторское видение решения этой проблемы, которое опирается на конкретно-всеобщую теорию развития. Выявляются некоторые особенности и свойства биологической и социальной форм времени. Исследуется феномен «сжатия», уплотнения социального времени по мере прогресса общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF EXISTENCE OF SOCIAL TIME IN A CONTEXT OF THE CONCEPT OF ESSENCE OF THE PERSON AS RESULT OF UNIFORM NATURAL WORLD PROCESS

In given article the problem of existence of social time as forms of life of a matter is considered. Here approaches to its studying are analyzed, author's vision of the decision of this problem which leans against the is concrete-general theory of development is offered. Some features and properties of biological and social forms of space come to light. The phenomenon of "compression", consolidation of social time in process of society progress is investigated.

Текст научной работы на тему «Проблема существования социального времени в контексте концепции сущности человека как результата единого закономерного мирового процесса»

УДК 111.7

Коромыслов Виталий Валерьевич

кандидат философских наук Пермская государственная сельскохозяйственная академия им. Д.Н. Прянишникова

vvk79@mail.ru

ПРОБЛЕМА СУЩЕСТВОВАНИЯ СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В КОНТЕКСТЕ КОНЦЕПЦИИ СУЩНОСТИ ЧЕЛОВЕКА КАК РЕЗУЛЬТАТА ЕДИНОГО ЗАКОНОМЕРНОГО МИРОВОГО ПРОЦЕССА

В статье рассматривается проблема существования социального времени как формы бытия материи. Анализируются подходы к его изучению, предлагается авторское видение решения этой проблемы, которое опирается на конкретно-всеобщую теорию развития. Выявляются некоторые особенности и свойства биологической и социальной форм времени. Исследуется феномен «сжатия», уплотнения социального времени по мере прогресса общества.

Ключевые слова: социальное время, биологическое время, индивидуальное время, свойства социального времени, конкретно-всеобщая теория развития.

Многообразие форм бытия материи предполагает многообразие присущих им форм времени, характеризующихся различными метрическими и топологическими свойствами. Об исследованиях, ведущихся в направлении обнаружения особых пространственно-временных свойств, присущих каждой форме организации материи, мы указывали в одной из предыдущих наших статей [10, с. 38-42]. Как было отмечено, при определённых успехах в подобных исследованиях, в то же время их результаты нельзя назвать однозначными, несомненно доказывающими существование, отличных от физических, пространственновременных форм. Однако если принять во внимание результаты этих исследований, то человек, как социально-интегральное существо, на различных уровнях своей организации существует, вероятно, во времени связанным с той или иной формой материи.

Наибольший материал, подтверждающий существование таких форм времени, был накоплен в отношении биологической формы материи. Одними из первых высказали предположение о существовании особых временных свойств, присущих организации живого, В.И. Вернадский и А.И. Опарин. В 30-е годы прошлого века они высказали мысль о более высокой временной организации живых организмов по сравнению с неорганической природой. Как отмечает ГЕ. Зборовский, в последнее время это предположение получило многочисленные доказательства [8, с. 35].

Об особой специфике временных свойств биологических процессов, выявление которой даёт определённую ценную информацию для понимания их внутренних динамических законов развития, указывают Т. А. Детлаф, И.А. Хасанов, Т.П. Лолаев и др. [6; 14; 16; 20]

В биологии выявляется ключевое значение биологических ритмов, генетически заданных как человеку, так и любой другой биологической системе. Такие ритмы играют значительную роль во внутренних процессах жизнедеятельности организма, в частности, определяют его физиологические цик-

лы [см., например: 3; 21]. Относительно биологических систем в настоящее время активно разрабатывается понятие органического времени, которое связывается с исследованием проблемы роста живых организмов, в том числе и людей.

Что касается времени, связанного с социальным способом существования человека, то в отношении накопленных естественнонаучных данных не существует веских оснований для того, чтобы выделять его как особую, самостоятельную форму времени, наравне с физическим. Однако, в силу способности человека производить своё бытие, физическое время, используемое человеком, несомненно, обретает собственную специфику, в первую очередь, оно зависит от особенностей трудовой человеческой деятельности. Так, по мнению А.В. Ласточкина, содержанием социального времени является общественное производство, производительная деятельность людей [11, с. 132].

Е.И. Песоцкий также связывает социальное время с трудовой человеческой деятельностью. Он считает, что труд является границей природного и общественного времени, в нём природное время преодолевается, образуя собственную специфику [15, с. 35-36]. Сходного мнения придерживается и В.А. Канке [9, с. 112-113].

Выделяют широкое и узкое значение понятия социального времени. Узкий смысл соответствует собственно социальному времени, характеризующему собственно социальное бытие людей, конкретно-исторические формы их социальной деятельности. В широком смысле социальное время включает в себя: собственно социальное время; аккумулированную в человеческом бытии совокупность природных форм времени; связь с внешней временной средой, фоном. Последняя реализуется, в первую очередь, в такой стороне социального времени, как хронологическое (календарное) время. Человек соотносит собственное время, время своей жизнедеятельности с временными характеристиками движения Земли, тем самым стремясь привязать собственные мерки времени к физическому вре-

174

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

© Коромыслов В.В., 2012

мени. Таким образом, календарное время, в качестве абстрактного выражения физического времени, выступает временным фоном, средой существования общества, основой социального времени, использующейся как средство его количественного выражения [11, с. 126, 132].

С точки зрения некоторых авторов, содержание социального времени связано с социальными событиями. Как отмечает В.Г. Афанасьев, социальное, общественное время «наполнено специфическим социальным содержанием - теми событиями и процессами, которые связаны с деятельностью человека, коллектива, общества» [1, с. 7]. Опираясь на это положение, А.В. Ласточкин делает вывод, что поскольку эти события воплощаются в определённых результатах деятельности, то последние выступают собственной мерой социального времени. Точнее, этой мерой выступают количество (плотность) и качество (значимость) этих результатов [11, с. 134].

Необходимость представлений о «плотности», «производительности» как отличительной характеристике социального времени отмечает, например,

Э.А. Елизарьев [7, с. 38]. В.П. Яковлев также выделяет такую особенность социального времени, как его неравномерность, неоднородность, многомерность, в отличие от календарного - как однородного и одномерного [22, с. 110]. Подобное противопоставление исторического и календарного / астрономического времени прослеживается также в исследованиях М.А. Барга [2, с. 82-99] и др.

Несовпадение календарного и исторического времени находит своё выражение в ускорении / замедлении социального времени на фоне постоянного хронологического. Что проявляется, например, в разных темпах социального развития за хронологически одинаковое время (неравномерность социального времени). Так, А.Н. Лой и Е.Е. Шинкарнук указывают на способность социально-исторического времени к «замедлению», «уплотнению», «сжатию» [12; 13]. К. Маркс отмечал, что ускорение социального времени выражается в уплотнении рабочего времени, его сжатии.

В связи с этим А.В. Ласточкин отмечает, что ведущей закономерностью развития социального времени является его ускорение (уплотнение), вызванное развитием производительных способностей людей, когда за определённый период календарного времени производится больше продукта, реализуется больше социальных событий, чем за хронологически равный ему предыдущий период [11, с. 136137]. В.П. Яковлев, проведя аналогию с физическим временем, связывает замедление социального времени с концентрацией социального вещества и энергии [22, с. 122].

На наш взгляд, отмечаемый эффект уплотнения, растяжения социального времени связан с усложнением социального бытия по мере общественно-

го прогресса. Чем в более высокую стадию входит прогресс, связанный с материальными сторонами человеческой жизнедеятельности, тем более усложняется бытие человека, которое становится всё более насыщенным социальным содержанием: информацией, знаниями, многообразием потребностей, намерений, обязанностей, а значит, и социальными событиями в целом. Таким образом, при том же ритме календарного времени человек имеет дело с более насыщенным ритмом связанных с ним социальных событий, а следовательно, и встаёт перед необходимостью более эффективного расходования времени. Такая необходимость человека в том, чтобы «всё успеть» в ограниченное для него время создаёт условия для развития всё большей работоспособности, физиологической активности мозга. В результате чего он начинает работать всё более интенсивно, проводить большее количество умственных операций на секунду времени. Вследствие этого, человек начинает быстрее анализировать ситуацию, принимать решения, проводить в жизнь действия всё в большем темпе, то есть в каком-то смысле время для него раздвигается, используется всё больший потенциал его свойства непрерывности, за одну единицу времени совершается больше работы (как в физическом, так и в широком смысле).

Время, в котором человек производит свою историю, таким образом, становится по отношению к макровремени всё плотней, что вызывает субъективное ощущение, что оно бежит быстрей, ускоряется, всё более поспешно ускользает в прошлое. Однако в действительности, благодаря более эффективному использованию потенциала времени природы, время человеческой жизни при этом раздвигается, перед человеком за его жизнь проходит большее количество событий, он успевает произвести большее количество мыслей и действий. Видимо неслучайно поэтому существует тенденция, согласно которой чем больший темп набирает социальный прогресс, тем более быстрый ритм музыки начинает нравиться массам. Существуют некоторые данные, что исполнение классических музыкальных произведений становится всё быстрей.

Человек, таким образом, сам производит время своего существования, прибавляет к собственному времени время природы. Это справедливо как в интенсивном отношении, так и в экстенсивном, - увеличении времени жизни индивида и человечества в целом. Производя своё существование, человек влияет как на ритм течения его жизни, так и на её пределы, постоянно отодвигая их всё дальше в вечность.

Н.Н. Трубников пишет: «Эпоха поставила задачу овладеть временем. Современная научно-техническая революция с её проблемами и открываемыми возможностями создаёт материальную основу для её решения» [17, с. 5].

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

175

Социальное время реализуется через время социальных групп, индивидов. Время индивидов связано с особенностями производства индивидуального бытия. А.В. Ласточкин определяет социальное индивидуальное время как совокупность временных свойств субстрата, тела человека (субстратное время) и его деятельности (функциональное время). Он отмечает, что субстратные временные свойства являются особенностями временной организации телесных процессов человека. Содержанием индивидуального времени, по его мнению, являются социальные действия, а мерой - продукты, результаты социальной деятельности, их качество и количество [11, с. 138].

Как и времени общества, времени индивида присуща тенденция к уплотнению по мере развития, выражающаяся в его увеличении, растяжении [11, с. 140]. На наш взгляд, это связано как с общей тенденцией ускорения социального прогресса, так и с тем, что, по мере развития творческих способностей индивида, приспособления к определённым видам деятельности физиологических процессов, время его жизнедеятельности, особенно рабочее время, становится всё более плотным, насыщенным. Однако так как индивидуальное время во многом обусловлено биологическим, то по мере биологического старения организма, эта тенденция сменяется на обратную, сопровождаясь сжатием, сокращением социального индивидуального времени.

Индивидуальное время тесно связано также с физиологической стороной биологического времени. Например, в экстремальной ситуации с угрозой для жизни время для индивида способно словно останавливаться, значительно замедляться из-за того, что мозг начинает работать более активно. Человек в такой ситуации способен мгновенно реагировать на любое изменение ситуации, действовать и принимать решения в таком темпе, который в обычном состоянии ему недостижим. И, наоборот, в усталом состоянии мозг человека менее работоспособен, время для него течёт несколько быстрей, чем он это осознаёт и как он его способен использовать обычно.

Авторы концепции психологического времени отмечают такие его особенности, как тесное переплетение индивидуальной и общественной его формы [19; 22], связь с эмоциями, переживаниями [5], темпераментом [23], неравномерность, наличие в ней ширины и глубины [там же], опосредованность биологическим и социальным временем [8, с. 44], преломление через практическую деятельность [там же, с. 42]. Е.И. Головаха и А.А. Кроник выделяют также такие его меры, как напряженность, насыщенность, растяженность, прерывистость, замедление-ускорение, разнообразие-однообразие, скачкообразность-плавность, определённость-беспредельность, приятность [5, с. 141-149].

Как отмечает ГЕ. Зборовский, психологическое время тесно связано с биологическими временными эффектами и удовлетворением биологических потребностей, что продиктовано необходимостью приспособления к окружающей среде [8, с. 40]. Он указывает, что особенности психологического времени обусловлены, по крайней мере, тремя факторами: объективными свойствами времени - метрическими и топологическими; характером психической деятельности человека, её возможностями, «диапазоном» в различных социальных средах; социальной функцией тех или иных объективных свойств времени (а значит, оно зависит и от состояния человеческой психики в данной конкретной системе) [8, с. 42-43].

А.В. Ласточкин связывает психологическое время с особенностями объективного индивидуального времени, отражаемыми сознанием и характеризующими социальную деятельность, её насыщенность событиями [11, с. 139].

Чувство времени играет большую роль в человеческой жизни, так как оно сопряжено с теми или иными прошедшими или ожидаемыми событиями, наполненными определённой значимостью для человека. Таким образом, психологическое время человеком измеряется наиболее значимыми в отношении его чувств и разума моментами бытия, при этом оно наполняется смыслом: каждая его секунда к чему-то приближает и от чего-то удаляет. Восприятие ритма времени для человека определяется событиями его жизни.

Интересна в этом отношении мысль Дж. Уитроу, который отмечает, что человек отражает в восприятии время не непосредственно, а в виде конкретных последовательностей и ритмов. Таким образом, психологическое, перцептуальное время рассматривается как конструкция, отражение социальных процессов [18, с. 107].

Особо выделяют также время развития определённой культуры [24]. Такое время связано с производством духовных ценностей, и, по мере насыщения ими человеческого бытия, оно уплотняется по аналогии со временем исторического развития в целом.

Таким образом, можно заключить, что выделяемые формы социального времени являются формами бытия человека, общества, индивида, образуют поле, в котором развёртывается многогранная человеческая сущность, они определяют специфику использования человеком природных временных форм и эффектов.

Библиографический список

1. Афанасьев В.Г. Научно-техническая революция, управление, образование. - М.: Политиздат, 1972. - 431 с.

2. Барг М.А. О категории «историческое время» (методологический аспект) // История СССР. - 1982. -№ 6. - С. 82-99.

176

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

3. Биологические часы. - М.: Мир, 1964. - 694 с.

4. БрагинаН.Н., Доброхотова Т.А. Функциональные асимметрии человека. - М.: Медицина, 1981. -237 с.

5. Головаха Е.И., КроникА.А. Психологическое время личности. - С. 141-149.

6. Детлаф Т.А. Изучение временных закономерностей развития животных // Онтогенез. - М., 1989. -Т. 20. - С. 647.

7. Елизарьев Э.А. Время общества. - Новосибирск: Наука, 1969. - 192с.

8. Зборовский Г.Е. Пространство и время как формы социального бытия. - Свердловск, 1974. - 223 с.

9. Канке ВА. Проблема реальности социального времени // Философские науки. - 1979. - № 2. - С. 112-113.

10. Коромыслов В.В. Проблема существования социального пространства в контексте концепции сущности человека как результата единого закономерного мирового процесса // Вестник Костромского государственного университета имени Н.А. Некрасова. - 2010. - № 4. - С. 38-42.

11. Ласточкин А.В. Социальная форма материи. - Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1990. - 177 с.

12. Лой А.Н. Социально-историческое содержание категорий «время» и «пространство». - Киев: Наукова думка, 1978. - 135 с.

13. ЛойА.Н., ШинкарнукЕ.Е. Время как категория социально-исторического бытия // Вопросы

философии. - 1979. - № 12. - С. 73-87.

14. Лолаев Т.П. Время как функция биологической системы // Философские исследования. - 2000. -№ 3. - С. 81-89.

15. Песоцкий Е.И. Социальное время как форма социального развития // Социальное развитие как предмет философско-социологического анализа. -Томск, 1983. - С. 35-36.

16. РомановЮ.А. Междисциплинарный характер исследований временной организации биологических систем и их значение для медицины // Биология и медицина: философские и социологические проблемы. - М., 1985. - С. 142-151.

17. Трубников Н.Н. Время человеческого бытия. - М.: Наука, 1987. - 255 с.

18. Уитроу Дж. Естественная философия времени. - М.: Прогресс, 1964. - 431 с.

19. Фресс П. Приспособление человека к времени // Вопросы психологии. - 1961. - № 1. - С. 43-56.

20. Хасанов И.А. Феномен времени. Ч. 1. Объективное время. - М., 1998. - С. 148-149.

21. Шапошникова В.И. Волны жизни. Биоритмы и здоровье. - СПб.: Комплект, 1996. - С. 202.

22. ЭлькинД.Г. Восприятие времени. - М., 1962. -311 с.

23. Яковлев В.П. Социальное время. - Ростов, 1980. - 158 с.

24. Ярская В.Н. Время в эволюции культуры. -Саратов: Изд-во Сарат. ун-та, 1989. - 149 с.

Лукьянова Рушания Абдурахмановна

Башкирский государственный педагогический университет им. М. Акмуллы (г. Уфа)

ИСТИННЫЙ ГЕРОИЗМ - ДУХОВНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ОБЩЕСТВА

Истинный героизм утверждает величие человека, его духовную силу и благородство, он неотделим от возвышенного. Познание истины героизма как многогранного явления всегда созвучно эпохе, выдвигающей своих героев. Сегодня необычайно важна реабилитация нравственных идеалов, без которых у общества нет будущего. В связи с этим возникает желание осмыслить природу героизма — как духовную составляющую общества, рассмотреть его роль в процессе познания истины бытия.

Ключевые слова: героизм, познание, бытие, истина, величие, духовность, идеал, герой.

Героизм - это доблесть, бесстрашие, стойкость, самопожертвование, проявляемые ради достижения высоких общественных и нравственных целей. Истинный героизм утверждает величие человека, его духовную силу и благородство, он неотделим от возвышенного. «Великие люди, каким бы образом мы о них ни толковали, всегда составляют крайне полезное общество. Даже при самом поверхностном отношении к великому человеку мы все-таки кое-что выигрываем от соприкосновения с ним. Он - источник жизненного света, близость которого всегда действует на человека благодетельно и приятно. Это - свет, озаряющий мир, освещающий тьму мира; это - не просто возожженный светильник, а, скорее, природное светило, сияющее, как дар неба; источник природной,

оригинальной прозорливости, мужества и героического благородства, распространяющий всюду свои лучи, в сиянии которых всякая душа чувствует себя хорошо. Как бы там ни было, вы не станете роптать на то, что решились поблуждать некоторое время вблизи этого источника»[5, с. 7].

Познание истины героизма как многогранного явления всегда созвучно эпохе, выдвигающей своих героев. «Поскольку героизм означает повышенное осознание личностью своего призвания - не щадя сил, вплоть до самопожертвования участвовать в осуществлении общего дела, - то его можно назвать позицией, которая придётся кстати в любую эпоху» [7].

Сегодня необычайно важна реабилитация нравственных идеалов, без которых у общества нет будущего. В связи с этим возникает желание осмыслить

© Лукьянова Р.А., 2012

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова ♦ № 1, 2012

177

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.