Научная статья на тему 'Проблема спящей архитектуры народа саха'

Проблема спящей архитектуры народа саха Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
184
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АРХИТЕКТУРА / УСЛОВИЕ / ЖИЛИЩЕ / КОНСТРУКЦИЯ / УТЕПЛЕНИЕ / КАРКАС / ХЛЕВ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Решетников Айсен Янович

В статье анализируется архитектура народа Саха. Рассматривается опыт строительства местных мастеров в суровых природно-климатических условиях. Анализируются древние жилища якутов «Холомо» и «Ураса». После присоединения Якутии в 1632 г. к составу Русского феодального государства произошла резкая избыточность использования иностранной технологии строительства, что привело к поверхностной адаптации местной архитектуры. Перечисляются проблемы и пути решения архитектуры народа Саха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема спящей архитектуры народа саха»

АРХИТЕКТУРА

Проблема спящей архитектуры народа Саха Решетников А. Я.

Решетников Айсен Янович /Ке.НеШкоуЛу.еп Уапотск — аспирант, кафедра архитектуры и реконструкции городской среды, архитектурно-градостроительный факультет, Новосибирский государственный архитектурно-строительный университет, г. Новосибирск

Аннотация: в статье анализируется архитектура народа Саха. Рассматривается опыт строительства местных мастеров в суровых природно-климатических условиях. Анализируются древние жилища якутов «Холомо» и «Ураса». После присоединения Якутии в 1632 г. к составу Русского феодального государства произошла резкая избыточность использования иностранной технологии строительства, что привело к поверхностной адаптации местной архитектуры. Перечисляются проблемы и пути решения архитектуры народа Саха. Ключевые слова: архитектура, условие, жилище, конструкция, утепление, каркас, хлев.

Как показывают исследования ведущих отечественных ученых, этнографов, географов, важнейшей особенностью народного жилища является максимальная приспособляемость к местным суровым природно-климатическим условиям. В течение веков оно достигалось посредством тщательного отбора всего того, что выдержало испытание временем и наиболее полно отвечало требованиям окружающей среды.

Народные мастера стремились всемерно нейтрализовать действие дискомфортных условий среды и одновременно максимально использовать ее положительные качества в меняющихся фазах времен. Это обеспечивалось улучшением микроклимата жилища, повышением эксплуатационных и бытовых качеств, своеобразии архитектурного облика [4].

Самым распространенным, древним жилищем народа Саха является «Холомо» и «Ураса». Первое жилище использовалось для зимнего проживания, второе - для летнего. У обеих конструктивная система одинаковая. Отличались материалами ограждающих конструкций. Такая каркасная конструкция имеет обтекаемую коноидальную форму и испытывает наименьшее ветровое давление, избегая инфильтрации наружного воздуха. Уширение к низу и сужение к верху обеспечивает устойчивость всей несущей конструкции жилища, а минимальная площадь ограждающих конструкций избегает излишней теплопотери. Из-за чего циркуляция внутреннего воздуха строения происходит равномерно и своевременно. Остальные типы жилищ, начиная с усеченной пирамиды «Балаган», шли уже после «Холомо», «Урасы» и являлись ее прототипами. Таким образом, народные мастера с древнейших времен используя такие архитектурные формы смогли выжить холодной долгой зимой, обзавестись хозяйством и развить культуру. Суровая природа северного края в архитектуре продиктовала особое объемно-планировочное решение, а именно резко--континентальный климат с коротким жарким летом, суровым долгим зимой и отсутствием периодического протаивания «вечной мерзлоты». Все это отразилось на архитектуре простотой форм, непривлекательным внешним видом и свободным расположением приусадебных объектов. Такие решения преследовали конкретную цель и несли в себе определенную функцию.

Жилищ типа коноидальной и пирамидальной форм было несколько, но в целом по общим характеристикам у всех в основе лежала одна общая конструкция. Такие постройки обычно имели конусообразный или пирамидальный каркас. Рациональная внутренняя планировка основывалась на композиции, центром которой являлся шесток или камин - источник теплообогрева, который сооружался обычно в центре. Наиболее инсолируемая южная сторона с небольшими окнами являлась жилой частью, северная - местом приготовления пищи, хозяйственных работ и хранения запасов. К этой части обычно пристраивался хлев «хотон».

При утеплении жилища, после возведения каркаса, использовали только природные органические материалы. Так как народ разводил крупный рогатый скот, их шкуры, и навоз тоже использовали в качестве утеплителя. Не зря в отдаленных северных регионах оленеводы одеваются из шкур животных. Известно, что большая плотность волос - обеспечивает наличие воздушной прослойки и защищает от холода. Поэтому щели стен конопатили шерстью животных, двери обивали шкурой рогатого скота, и только после этого обмазывали навозом. В свою очередь навоз, состоящий на 78% из воды, 20% из органического вещества, и на оставшиеся 2% из ряда других элементов, зимой превращался в мерзлый ком. Имеющаяся в составе вода, сочетающаяся с ворсинками органического вещества, служило в равной степени необходимым элементом при циркуляции внутреннего воздуха. Оставшиеся химические элементы играли немаловажную роль для организма человека. Каждый год

97

обмазку сменяли. Плюс, роль теплоизоляционного материала зимой играл снег, так как задерживался на стенах и крыше жилища, выводя избыточное тепло наружу. Окна летом делались обычно из бересты, зимой вставляли льдины. Крышу застилали корой дерева и покрывали дерном. При утеплении крыши особое внимание уделяли к не прониканию жидкости, в целом от атмосферных осадков. Пол тщательно утрамбовывали, застилали корой дерева, землянкой и завершали глиняной почвой. При непрерывно растапливаемом очаге глина, затвердев, быстро нагревалась и обогревала почти всю площадь пола. Так как очаг всегда растапливали и пол, и стены, и крыша в нужной степени проводили воздух. Таким образом учитывая образ жизни того времени описанное архитектурное решение являлось идеальным. В те времена очаг служил еще и в качестве источника освещения. В таких суровых условиях выживали только самые приспособленные и закаленные. Экстремальный образ жизни отражался и на архитектуре. Вера тоже играла огромную роль. Тесная связь с природой научила ценить и с трепетом относиться ко всему, что окружает человека. И земляной пол, и непрерывно растапливаемый очаг осуществлялись именно из-за этих и ряда других причин.

Хлев «хотон» продолжал основное жилище и отделялся одной общей стеной с одной дверью чтобы из основного жилища попадать в хлев. У хлева и у жилой части имелись отдельные входные двери. Какие преимущества у такого дома?

1. Находившийся в хлеве скот своим теплом обогревал хозяйственную и жилую часть. В свою очередь хлев обогревался и от очага жилой зоны. Вместе сохраняли равномерную температуру. Это решение намного сокращало расходы дерева.

2. Удобство в ухаживании за крупным рогатым скотом и наоборот в жилой части, например, уходе за детьми [2].

В любом архитектурном развитии огромную роль играет научно-технический и культурный прогресс, социальные преобразования и образ жизни людей, исторические и природно-климатические условия. Так сложилось, что за всю историю развития якутской архитектуры народные мастера строили только исходя из условий климата, образа жизни и интуитивных соображений. После присоединения Якутии в 1632 г. в состав Русского феодального государства произошла резкая избыточность использования иностранной технологии строительства [3]. Преграды из-за языкового барьера. Многовековая оторванность Якутии от других губерний Русского государства дало о себе знать. Все это перетекло в поверхностный процесс взаимовлияния. Помешало в полной мере осмыслить объемно-планировочное решение и прийти к максимально идеальной форме.

Таким образом, необходимо восполнить упущенья. Учесть все условия, которые влияли на архитектуру народа. Чтобы в конечном итоге синтезируя прошлое и настоящее придти к превосходному результату.

На сегодня нет единой осмысленной концепции по художественно-архитектурному облику наших городов, строительных комплексов [1].

Нет философского осмысления диалектики развития народной архитектуры, не разрабатываются прогнозы и смелые проекты северной архитектуры, устремленные в воображаемые образы будущих столетий. До сегодняшнего дня мы не смогли выкристаллизовывать единый общенациональный символ архитектурного языка [1].

Якутские архитекторы прошли в свое время солидную школу европейского воспитания, имеют всеохватное представление по истории античных, западноевропейских искусств, и русской архитектуры. Кроме того, десятилетиями широко насаждалась государственная политика типовых проектов. Города Якутск, Нерюнгри, Алдан, Мирный, Ленск трудно различить с центрально-российскими городами [1].

Прежде всего, нужно определиться духовно, чтобы осознать в полной мере национально-историческое богатство [1].

Без освоения духовных вершин родного народа трудно будет вплотную подойти к познанию диалектики и ритмов общественной жизни, конкретных подразделений многоотраслевого якутского общества. Вместе с тем, учитывая сложный и трудный процесс побуждения, архитекторы и строители сами могут разработать концепцию государственной политики, принимать деятельное участие в практическом воплощении программ современного архитектурно-строительного опыта с учетом сложившихся традиций народной мудрости и народной архитектуры [1].

Сегодня можно восстановить общую систему народных знаний, положительного опыта народа. В этом плане, предстоит серьезное изучение древнерусского зодчества, архитектурного и строительного опыта, а также и других культурных соседей народа Саха. Все это несомненно даст импульс для постановки новых проблем современной архитектуры Якутии. Создание историко-этнографических и архитектурных комплексов на фоне естественной природной среды или в зоне городского строительства давно просится на повестку конкретных дел. Вообще, нужен серьезный разговор научной общественности республики,

архитектурной интеллигенции, компетентных представителей государственных органов в отношении

архитектурного облика столицы северной республики - города Якутска [1].

Литература

1. Уткин К. Д. Архитектурное воплощение мировоззрения якутов // Новые ориентиры архитектурно-художественных традиций. Якутск, 1994. С. 26-29.

2. Алексеев Э. А. Юрта-балаган // «Хотон сал§ааЪыннаах, саах сыбахтаах саха балагана саха оло§ор оруола». Якутск: Бичик, 2007. 140 с.

3. Гоголев А. И. История Якутии: учебное пособие для вузов / 3-е изд., доп. // Присоединение Ленского края в состав Русского феодального государства. Якутск: Издательский дом СВФУ, 2015. С. 24-25.

4. Туралысов К. Г. Биосфера-расселение-жилище севера. Якутск: Кн. изд-во. ЯГУ, 1996.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.