Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ'

ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
67
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПРАВЕДЛИВОСТЬ / СПРАВЕДЛИВОЕ ОБЩЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ / JUSTICE / FAIR SOCIETY / PHILOSOPHY OF ANCIENT GREECE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Пахомова А.С.

Статья посвящена изучению теорий справедливости Платона и Аристотеля. Описана сущность этих теорий, а также выявлена их роль в современной философии. Особенностью данной статьи является выявление основных моментов проблемы справедливости, которые возникли при ее решении в Античности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF A JUST SOCIETY IN THE PHILOSOPHICAL THEORIES OF ANCIENT GREECE

The article is devoted to the study of Plato and Aristotle's theories of justice. The essence of these theories is described, and their role in modern philosophy is revealed. A feature of this article is the identification of the main points of the problem of justice that arose in its solution in Antiquity.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКИХ ТЕОРИЯХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ»

УДК 1(091)+177.9

Пахомова А.С. студент 2 курса факультет «Лечебное дело» ФГБОУ ВО «Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского»

Министерства здравоохранения РФ научный руководитель: Акимова Н.А., к.филос.н.

доцент

кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Россия, г. Саратов ПРОБЛЕМА СПРАВЕДЛИВОГО ОБЩЕСТВА В ФИЛОСОФСКИХ

ТЕОРИЯХ ДРЕВНЕЙ ГРЕЦИИ

Аннотация: Статья посвящена изучению теорий справедливости Платона и Аристотеля. Описана сущность этих теорий, а также выявлена их роль в современной философии. Особенностью данной статьи является выявление основных моментов проблемы справедливости, которые возникли при ее решении в Античности.

Ключевые слова: справедливость, справедливое общество, философия Древней Греции

Pakhomova A.S.

student

2year, Faculty of "Medicine" FGBOU V "Saratov State Medical University. V. I. Razumovsky»

Ministry of Health of Russia Russia, Saratov

Scientific adviser: Akimova NA, Candidate of Philosophy, Associate Professor, Chair of Philosophy, Humanities and Psychology THE PROBLEM OF A JUST SOCIETY IN THE PHILOSOPHICAL THEORIES OF ANCIENT GREECE

Abstract: The article is devoted to the study of Plato and Aristotle's theories of justice. The essence of these theories is described, and their role in modern philosophy is revealed. A feature of this article is the identification of the main points of the problem of justice that arose in its solution in Antiquity.

Keywords: justice, fair society, philosophy of Ancient Greece

Актуальность работы

Проблема справедливости - это один из вечных вопросов в философии и этике. Справедливость с недавних времен связана с такими понятиями как: правда, истина, свобода. Эту проблему исследовали с давних времен и русские, и западные философы, но до сих пор однозначного подхода к ее осмыслению так и не выработано. Каждый день в современном обществе люди пытаются добиться справедливости, особенно в социальной сфере своей жизни. Но зачастую это невозможно благодаря идеалистическим

теориям справедливости наших современников. Однако, реальность такова, что теории справедливости Античности наиболее близки к современному обществу. Именно поэтому стоит к ним вернуться и рассмотреть их вновь.

Особенности мышления древних греков

Древние греки мыслили политику исходя из интересов Целого. В соответствии с этим они понимали, что жизнь отдельных индивидов зависит от того как и в соответствии с какими правилами устроено это Целое. Важнейшей чертой политического мышления греков Античности являлся натурализм (всем вещам соответствуют некие природные образцы). Так же нужно отметить, в Античности люди понимали, что бытие устроено иерархически. То есть мир представляет собой упорядоченное Целое, внутри которого все вещи располагаются упорядочено. На подобных представления было основано понимание справедливости в городе-государстве в Древней Греции. Главной движущей силой для разработки теорий справедливости в Античности стали такие задачи как: прекращение гражданских войн и такое политическое устройство государства, которое бы устраивало противоборствующие стороны. Таким образом, Платон и Аристотель пытались найти теоретическое обоснование для справедливой и счастливой жизни в обществе.

Протагор о справедливом обществе

Протагор, как один из софистов, считал, что справедливость можно рассматривать как часть государственной политики [1]. По Протагору справедливость заключалась в четко сформированных законах государства. Для каждого государства характерны свои законы, обусловленные определенными этическими склонностями граждан. Протагор был сторонником сохранения традиций и этических норм. Он считал, что каждый гражданин должен знать их и следовать им, а также следовать законам государства. Философ не отрицал, что мудрые люди могут привести государство к лучшим законам. Поэтому он видит абсолютную причастность людей к справедливому государству, ведь, по его мнению, человек мера всех вещей.

Идеалистический подход Платона

Рассуждения Платона о справедливости теоретически обусловлены его космологическими и антропологическими воззрениями. Согласно Платону, «Универсум имеет тройственную структуру: это высший мир умопостигаемых идей или первообразов; душа мира, охватывающая мир чувственных вещей; телесный мир чувственно воспринимаемых вещей» [2; 16]. Эти миры, безусловно, располагаются в иерархическом порядке: наверху умопостигаемые сущности, внизу чувственные, а между ними душа. По мнению Платона, человеческая душа устроена, как и универсум. Она также имеет разумное начало благодаря которому человек способен рассуждать; вожделеющее начало, которое устремляет все мысли человека к чувствам; а также промежуточное начало, которое очень сильно тяготеет к разумному. «Итак, способности рассуждать подобает господствовать, потому что

мудрость и попечение обо всей душе в целом — это как раз ее дело, начало же яростное должно ей подчиняться и быть ее союзником». [3]. Платон подчеркивает, что именно вожделеющее начало представляет особую опасность для всего строя души.

Иерархия этих начал именно в такой последовательности обусловлена тем, что древние греки видели предназначение человеческой жизни не ради получения удовольствия, а ради достижения совершенного состояния. Благая жизнь невозможна без рационального знания о том, что есть благо. Именно поэтому разум - высшее начало. Гармонию всех начал человеческой души Платон и считал справедливостью.

Таким образом, справедливость человеческой души — это правильный порядок господства, несправедливость же — нарушение этого порядка. Такое понимание этической справедливости проецируется и на государство. Государство, по мнению Платона, также состоит из 3-х сословий, между которыми должны установиться надлежащие отношения господства. Такая иерархия общества объясняется тем, что люди по своей природе от рождения имеют разные склонности и задатки. И если общество подобно душе разделяется на разумное и неразумное начала, то разум должен быть главенствующим. Таким образом, Платон приходит к идеи кастового общества во главе с философами-царями, благодаря которым и достигается этическая и политическая справедливость.

Реалистический подход Аристотеля

Теория справедливости Платона по своей сути является невозможной, потому что по ней обеспечение счастливой и безопасной жизни получают только высшие сословия людей (аристократия). Аристотель же не пытается абсолютно уравнять всех людей и поровну разделить блага; он выделяет распределительную и уравнительную справедливость [4]. Первая заключается в том, что каждый должен занимать своим делом и получать по своим заслугам, то есть должны оцениваться качество и количество труда. Аристотель производит разделение труда не только на физический и моральный, но также он разделяет его с профессиональной точки зрения. При возникновении профессионального разделения труда возникает обмен, который должен контролироваться неким посредником. И тут возникает уравнительная справедливость. Таким посредником выступают деньги. Но возникает вопрос: Что же делать, если будет производиться несправедливая оценка труда? Выпуск денег и контроль за их обращение дело общество, которое должно договариваться с помощью речи и создавать законы.

Аристотель считал, справедливость - высшая добродетель. Он постоянно связывал справедливость и политическое устройство государства. Философ говорил, что устойчивый государственный строй достигается благодаря равенству в соответствии с достоинством, при котором каждый должен пользоваться только тем, что ему принадлежит, а также чередованием подчинения и властвования. Самое простое понимание справедливости заключается в требовании соблюдения равенства.

Эпикура о проблеме справедливости

По Эпикуру справедливость - это как договор об общеполезном для обеспечения индивидуальной свободы и взаимной безопасности людей в общественно-политической жизни [5]. Люди, опираясь на свой опыт и свою мудрость, сами определяют условия и правила своей жизни. Справедливость не является исключением. Она, по мнению Эпикура, возникает только при взаимоотношениях между людьми. Справедливость не естественное явление, а скорее социальное. Философ говорит о том, что справедливость это как естественное право. Оно может меняться во времени и пространстве, в зависимости от представлений об общественной пользе, но суть справедливости всегда будет одинакова.

Эпикур выдвигает договорную трактовку государства и права. То есть справедливость нужна для обеспечения блага во взаимоотношениях людей. А законы нужны для того, чтобы защитить «мудрых» от «толпы». Они как некая гарантия свободы и безопасности. Такая трактовка является исторически первой философско-правовой концепцией либерализма.

Вывод

Подводя итоги, можно сказать о том, что решение проблемы справедливости в философии Древней Греции имеет основные моменты:

• Понятие справедливость рассматривалось как часть государственной политики, что являлось большим достижением античной философии.

• Абсолютного равенства между людьми не может существовать. Но при этом нужно стремиться к относительному равенству, при котором каждый будет заниматься своим делом.

• Понятия разум и добродетель в античной философии были не разрывные. Поэтому философы в своих теориях описывали достижение справедливости благодаря большому влиянию разума.

• Исходя из описанных теорий справедливости можно сказать, что справедливость достигается при существовании смешанной формы правления в государстве.

В отличие идеалистических теорий Нового времени и теоретических представлений наших современников теории справедливого общества Протагора, Платона, Аристотеля и Эпикура были наиболее приближены к современному обществу. Философы придавали огромное значение справедливости в формировании благоприятных взаимоотношений людей, а также осознавали, что без нее невозможно благополучное существование и развитие государства. Античное понимание справедливости неразрывно связанно с культурно-смысловым содержанием данного этапа развития философии. Идеи античных философов до сих пор используются и изучаются в современной философии, что говорит об их высокой значимости, не только в историческом плане, но и в социокультурном.

Использованные источники:

1. Канарш Г.Ю. Социальная справедливость: философские концепции и российская ситуация /Г.Ю. Канарш. - М.: изд-во МГУ, 2011. - 236 с.

2. Асмус В. Ф. История античной философии. М.: Высшая школа, 1965. — 320 с.

3. Платон. Государство. - СПб.: Наука, 2005. - 443с.

4. Аристотель. Политика /Аристотель. - М.: Рипол, 2010. - 592 с.

5. Черногорцева Г. В. Справедливость права в античной философии // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С. 1865-1868. — URL https://moluch.ru/archive/91/19477/ (дата обращения: 27.05.2018).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.