наличия всех типов ресурсов у организации.
Использованные источники:
1. Голубев С.С. Формирование долгосрочных систем мотивации персонала / С.С. Голубев // Банковское дело. 2014. № 9. С. 59-64.
2. Ермолов Ю.А. Корпоративная система мотивации персонала и ее место в корпоративной культуре // Ю.А. Ермолова // Социально-экономические явления и процессы. 2013. № 7 (53). С. 55-59.
3. Исаева К.В. Построение системы мотивации персонала на основе системы сбалансированных показателей (опыт отечественных компаний) / К.В. Исаева // Нормирование и оплата труда в промышленности. 2015. № 56. С. 37-43.
4. Истратий А.Ю. Проблемы формирования и развития систем мотивации и стимулирования персонала промышленных организаций / А.Ю. Истратий, Е.Г. Козлова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Экономика. 2013. № 1. С. 31-35.
5. Малова И.И. Современные стратегии и концепции системы мотивации и вознаграждения персонала на основе сбалансированной системы показателей / И.И. Малова // Менеджмент в России и за рубежом. 2010. № 4. С. 108-117.
Кувалдина И.Г. студент бакалавриата, 2 курс кафедра «Лингвистики имежкультурной коммуникации»
Бутенко Н.А., к.филос.н. научный руководитель, доцент кафедра «Философии и права» Сургутский государственный университет
Россия, г. Сургут ПРОБЛЕМА СПОСОБНОСТЕЙ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА Аннотация. Статья посвящена философскому осмыслению процессов познания в современном обществе, которые вносят новые коррективы и мнения касательно специфики и важности каждой отдельной стороны этого вопроса. В статье рассматриваются возможные стороны познающего субъекта, относительно окружающего мира. Главной задачей выступает сравнение чувственного и рационального познание человека. В статье кратко описано значение человеческого опыта и знаний на восприятии совершенно новой информации.
Ключевые слова: познание, знание, чувственный, рациональный, действительность, чувство, опыт.
Summary. Article is devoted to philosophical judgment of processes of knowledge of modern society which introduce new amendments and opinions concerning specifics and importance of each separate party of this question. In article the possible parties of the learning subject, concerning world around are
considered. As the main task comparison sensual and rational knowledge of the person acts. In article value of human experience and knowledge on perception of absolutely new information is briefly described.
Keywords: knowledge, sensual, rational, reality, feeling, experience.
Познавательные способности человека исследовались уже древними философами, такими как Демокрит, Аристотель, Платон, Сократ. В Новое время теория познания выходит на первое место в философии. Появляются два противоположных направления: эмпиризм (Ф. Бэкон) и рационализм (Р. Декарт). Этой проблеме посвятил значительную часть своего философского учения И. Кант. Он одним из первых исследовал познавательные возможности субъекта, границы познания. Эта проблема остается актуальной и сегодня.
По Демокриту существует случайность, единственная, по его мнению, сущность, неведомая и закрытая для познания человеком. Основой познания служат чувства - это темное познание. Но темное познание - это познание лишь случая. Светлое познание - это познание умом. В качестве субъекта появляется созерцатель, обладающий темным и светлым познанием. Он познает границы, выходящие за пределы его понимания. Чувственный мир должен быть дополнен принципами атомов и пустот. Математика присутствует в скрытом виде, отличия атомов чисто математические.
Что касается Сократа, то, по его мнению, необходимо, в первую очередь, познать самого себя. Конфликт внешнего и внутреннего миров подталкивает человека к познанию себя. Исходный тезис звучит так: «Я знаю, что я ничего не знаю».
В теории познания Платон утверждает, что у человека есть своя отличительная черта - он обладает душой и индивидуальностью. Таким образом, познание доступно человеку, обладающему душой, умом и чувствами. Чувства являются неким толчком для работы ума, связанного, непосредственно, с душой. Работа ума происходит в форме диалога с душой, что осуществляет шанс уму вспоминать то, что оставила душа еще до рождения. Итак, познание - это процесс запечатления неких моментов и воспоминания о них. Ум должен в процессе диалога с душой искать понятие, т.е. познавать.
По Аристотелю человек должен совмещать в себе духовное и физическое начало. А духовное начало - это сочетание пассивного ума и активного ума.
За жизнь мы получаем разный опыт, проходим разные уроки, совершаем те или иные эксперименты с собой и окружающей действительностью и достигаем определенных результатов, так или иначе мы развиваемся и совершенствуем, свои способы познания окружающего мира, вселенной и, конечно же, себя. В процессе нашей жизнедеятельности мы встречаем те или иные явления, которые требуют интерпретации нашим умом, объяснения того, зачем что-либо нужно и как оно действует. Но
далеко не всё, что обрабатывает ум и воспринимает, является реальностью. Другими словами наш ум - 5 чувств человека: обоняние, зрение, осязание, вкус и слух не являются совершенными, эти способы познания всевозможного не познанного очень ограничены.
1. Обоняние не разделяет запахи на составляющие, не чует запах на большом расстоянии, не улавливает запахи различной материи.
2. Зрение не видит радиацию. Не видит различные спектры световых излучений, оно не способно разделять на основные цвета гаммы солнечного света, видеть очень далеко или приближать своё зрение очень близко. Наш жизненный опыт очевидное тому подтверждение.
3. Слух ограничен определенной частотой восприятия звуков. Слух человека не улавливает ультразвук и инфразвук.
4. Вкус языка человека тоже очень примитивен, рецепторы на языке человека не способны разбивать на составляющие вкусы, ощущения, а некоторые вкусы и вовсе не воспринимает.
5. Осязание слабо развито тем, что человек не способен чувствовать тепло или холод ориентируясь и воспринимая его на больших дистанциях.
Из этого всего можно сделать вывод, что человек не способен познавать качественно вселенную и самого себя. Слишком мало способов познания мира, человеку дано природой, ум - это лучший друг и злейший враг на пути развития человечества. На определенных этапах развития человека, ум играет важнейшую роль в его взрослении, познании окружающего мира, росту багажа его знаний. Но по достижению высших вершин, ум человека становится его злейшим врагом, ибо здравый человек понимает, что одним умом понять вселенную, её замысел и её творца будет маловато.Нужны будут более совершенные способы познания этих аспектов вселенной, как своё Я, что такое жизнь или смерть? Для чего я живу и умираю? Как правильно жить? Кто такой или что такое Бог и есть ли он на самом деле? Разум - это умение использовать ум, а интеллект - это количество знаний приобретенных человеком за всю жизнедеятельность. Мудрость является тем важным умением, которое отвечает за то, что мы можем применять свои знания на практике.
Исходя из собственных убеждений, генетики, воспитания и условий жизни, человек достигает двух главных вершин развития своего мышления.
1. Этим примером служит самый примитивный образ жизни. Если взять, допустим, миксер, то человек будет способен лишь закинуть несколько овощей, мясо, фруктов или чего его душе угодно и нажать кнопку, прокрутить всё это как следует и вытащить конечный результат, перелив в необходимую для принятия внутрь посуду.
2. Далее будет показан человек, который сумеет совершить предыдущие функции, действия, но этот человек будет знать, что миксер следует тщательно мыть, очень аккуратно с ним обходиться, не заливать провода водой. Он будет знать, что детям этот предмет доверять очень
опасно, и кроме того будет опасно проводить опыты с миксером, которые находятся вне инструкций по его использованию. Этот человек будет следить за проводкой, чтобы миксер не перегорел и тому подобное.
Раздел философии, посвященный теории познания, его источникам и пределам, называется гносеологией. Основная его проблема — вопрос о познаваемости мира: сможет ли человек, используя лишь собственные способности, познать громадный, по своим масштабам, мир во всей полноте его многообразия?
Представители различных направлений философии по-разному относились к данному вопросу. Пессимисты отрицают познаваемость мира и шанс приобретения самых точных данных о нем. Философское учение, отрицающее вероятность познания, называется агностицизмом. Сторонники гносеологического оптимизма полагают, что мир ни коим образом не может быть познаваем, хотя указывают на сложности познания и относительность истины, которая является его исходом. Скептицизм не отрицает безоговорочной познаваемости мира, но выражает сомнение в надежности истины, в достоверности значительной части знаний, получаемых человеком.
В философских концепциях познания традиционно выделяют двеего разновидности: чувственное и рациональное познание. Онитесным образом связаны между собой и имеют свои формы.В рамках чувственного познания, взаимодействуя с теми илииными предметами, мы получаем первичные знания о мире в видеощущений, восприятий и представлений. Результаты полученных чувственных данных фиксируются и перерабатываются в сфере рационального, с помощью понятий, суждений и умозаключений. Процесс познания тесным образом связан с практическойдеятельностью человека. Общественная практика является основой и целью познавательного процесса, а также служит критерием истинности его результатов.[3, с. 145]
Ф.Бэкон считал, что наблюдение за природой и размышление о ее порядке и законах - самое полезное для общества занятие, а люди, которые этим занимаются, - самые полезные члены общества. Государство, в котором наука о природе процветает, а ученые верховодят, оптимально для социальной организации человечества вообще. [2, с. 219]Ф.Бэкон уделял огромное значение опыту в процессе познания, в то же время, он не доверяет чувствам как источнику знания. У чувственного отражения есть недостаток - оно ограничено и показывает лишь единичное, индивидуальное, не предоставляя общих знаний. Но без них познать природу невозможно. Это противоречие (или гносеологический парадокс) снимает понятие эксперимента. [4, с. 167]
Познание, как и естественные нужды, является неотделимой потребностью человека. К тому же, ряд ученых утверждает, что некоторые люди уже рождаются с чрезмерной любознательностью и тягой к новым знаниям.
По сегодняшний день познание предоставляет возможность избавляться от невежества, предрассудков и иллюзий. Знание делает людей образованными, а образованность одно из самых высоко ценимых качеств человека.
Ещё Аврелий Марк как-то заметил: «Тот, кто не знает, что есть мир, не знает и места своего пребывания. Не знающий же назначения мира не знает ни того, кто он сам, ни того, что есть мир. Тот же, кто остается в неведении относительно какого-нибудь из этих вопросов, не мог бы ничего сказать и о своем собственном назначении» [1, с. 91]Здесь заключена, бесспорно, верная мысль, говорящая нам о том, что знание это богатство, и не обязательно личное, но и общественное. Роль познания, знания достигло своего пика с переходом общества от индустриального к постиндустриальному этапу в своем развитии.
Познавая мир, человек не просто фокусируется и неосознанно для себя запоминает информацию, которая окружает его, он начинает принимать участие в формировании форм существующих реалий. Истинность познания напрямую зависит от того, насколько активно действует познающий субъект. Объектом познания является какой-либо отрывок действительности, связанный с областью практической и познавательной деятельности человека и в какой-то мере означенный ею.
Следовательно, в ходе чувственного и рационального ознакомления с миром наша психика преодолевает определенные состояния. Возвращаясь к нашим рассуждениям о связи этих двух видов познания, можно отметить, что исходной точкой в познании является чувственное восприятие, ввиду того, что эмоции, в некоторых ситуациях, пересекаются с рациональным подходом и наоборот. Именно чувства являются тем самым зеркалом, через которое происходит отражение действительности. Через органы чувств человек получает первичную информацию о предметах и явлениях внешнего мира.
Именно органы чувств, будучи, непосредственно связующим звеном, между человеком и внешним миром, предоставляют нам его образ таким, какой он есть на самом деле. Без них человек не способен ни к познанию, ни к мышлению.
Использованные источники:
1. Аврелий МНаедине с собой. Размышления // М. Аврелий. Книга 8. СПб.: Азбука, 2012, 224 с.
2. Губин В.Д. Философия: Учебник / М.: «Гардарики», 2003, 823 с.
3. Рынков А.К. Философия: Учеб.для студ. высш. учеб, заведений / М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002, 384 с.
4. Устъянцев В.Б. История Философии: Учебник для высших учебных заведений / В.Б. Устьянцев «История Философии: Учебник для высших учебных заведений». 2-е изд., перераб. и доп. - Ростов н/Д: Феникс, 2004, 736 с.