Научная статья на тему 'Проблема специально-криминологического предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта'

Проблема специально-криминологического предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
210
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОЕ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ / ХИЩЕНИЕ / ОБЪЕКТЫ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА / ПРЕСЕЧЕНИЕ / ОБЕСПЕЧЕНИЕ ТРАНСПОРТНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ / SPECIAL-CRIMINOLOGICAL PREVENTION / THEFT / RAIL FACILITIES / INTERDICTION / PROVIDING TRANSPORT SECURITY

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Некрасов Вячеслав Александрович

Представлены проблемы и современное состояние специально-криминологического предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по праву , автор научной работы — Некрасов Вячеслав Александрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Presented problems and the current state-of Criminology specifi cally prevent thefts committed on railway facilities.

Текст научной работы на тему «Проблема специально-криминологического предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта»

Вестник Челябинского государственного университета. 2011. № 35(250). Право. Вып. 30. С. 79-81.

В. А. Некрасов

ПРОБЛЕМА СПЕЦИАЛЬНО-КРИМИНОЛОГИЧЕСКОГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ХИЩЕНИЙ, СОВЕРШАЕМЫХ НА ОБЪЕКТАХ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО ТРАНСПОРТА

Представлены проблемы и современное состояние специально-криминологического предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта.

Ключевые слова: специально-криминологическое предупреждение, хищение, объекты железнодорожного транспорта, пресечение, обеспечение транспортной безопасности.

Специально -криминологическое предупрежде -ние преступлений в соответствии с общим криминологическим подходом характеризуется совокупностью специализированных мер, направленных на устранение причин и условий преступности или конкретных преступлений. Целью такого предупреждения является воздействие на преступность, ее виды и отдельные преступления.

Специально -криминологическое предупреждение преступлений — это социальный процесс, основой которого является применение отвечающих требованиям общественной морали и законности, специальных методов и приемов, знаний и навыков регулирования социальных отношений в целях ликвидации тех из отрицательных последствий, которые могут вызвать совершение преступлений1.

В криминологии также признается, что специально-криминологическое предупреждение называется так не только потому, что оно направлено на достижение указанных целей, но и потому, что требует специальных криминологических познаний, которые необходимы при разработке и реализации комплексных мероприятий по предупреждению отдельных видов преступлений.

Исходя из вышеизложенного, мы считаем, что специально-криминологические меры предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, представляют собой деятельность государственных органов, в обязанности которых входит обеспечение правопорядка и безопасности в пределах транспортной инфраструктуры.

Пресечение и предупреждение преступлений — это первоочередная задача полиции, которая закреплена Федеральным законом от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ «О полиции»2. В структуре МВД России указанная функция в области железнодорожного транспорта возложена

на Главное управление МВД России на транспорте. Кроме того, данная деятельность осуществляется и иными органами и организациями, функционирующими на объектах железнодорожного транспорта.

Как и в любых других отраслях профилактики преступлений, в деятельности субъектов специально-криминологического предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, имеется ряд недостатков, существенно снижающих уровень противодействия преступности. Рассмотрим некоторые из них.

Законодателем под объектами транспортной инфраструктуры понимается технологический комплекс, включающий в себя железнодорожные пути, вокзалы, железнодорожные станции, а также иные обеспечивающие функционирование транспортного комплекса здания, сооружения, устройства и оборудование. А обеспечением транспортной безопасности является реализация определяемой государством системы правовых, экономических, организационных и иных мер в сфере транспортного комплекса, соответствующих угрозам совершения актов незаконного вмешательства3.

Приведенное определение было закреплено в Федеральном законе от 9 февраля 2007 г. № 16 «О транспортной безопасности» в качестве одного из основных понятий, используемых в деятельности по обеспечению безопасности всей системы транспорта, в том числе объектов железнодорожного транспорта. Под обеспечением транспортной безопасности на данных объектах следует понимать детальность государственных и иных заинтересованных органов по созданию условий безопасного функционирования объектов железнодорожного транспорта в целях обеспечения защищенности жизни, здоровья и имущества граждан, организаций и государства от

актов незаконного вмешательства. Среди основных задач законодателем закреплено осуществление мер, направленных на недопущение либо минимизацию материального и морального ущерба от преступлений на транспорте. Указанный закон обязывает государственные органы, предприятия и организации в сфере железнодорожного транспорта принимать меры по недопущению совершения преступлений.

Постановлением Правительства РФ от 27 июня 2009 г. № 5404 утверждено Положение о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта, которым установлено, что сотрудники данной организации обязаны обеспечивать сохранность грузов и иного имущества, находящегося на охраняемых объектах, кроме того, они должны пресекать преступления и административные правонарушения.

Сотрудники ведомственной охраны Федерального агентства железнодорожного транспорта в соответствии с указанным Положением имеют право использовать физическую силу, спец-средства и оружие. Однако данные полномочия в основном позволяют охранникам защищать свою жизнь и здоровье, чем имущество, поскольку они не обладают полномочиями должностных лиц органов внутренних дел. В результате при выявлении покушений на собственность охранники сталкиваются с проблемой оказания им активного сопротивления при задержании и удержании преступников до приезда полиции.

По смыслу рассматриваемого положения Федерального закона «О транспортной безопасности» принимать меры по предупреждению преступлений должны все организации, деятельность которых связана с транспортом, к ним относятся в основном коммерческие фирмы. Проведенное исследование показало, что такие организации в лучшем случае заключают договора на охрану имущества с частными охранными предприятиями, в худшем — пытаются обеспечить охрану самостоятельно или не принимают никаких мер безопасности, самонадеянно рассчитывая не стать объектом преступного посягательства.

В такой деятельности имеется много недостатков. Во-первых, при организации охраны имущества силами частных охранных организаций коммерческие фирмы в целях получения материальной выгоды зачастую обращаются к неспециализированным охранникам, которые не имеют навыков и опыта обеспечения безопасности иму-

щества на объектах железнодорожного транспорта и соответственно обходятся фирмам дешевле. Во-вторых, охрана имущества организаций собственными силами еще более снижает уровень безопасности, так как простые работники фирм не имеют профессиональной подготовки в данной области и не смогут правильно осуществить действия по предупреждению преступления. В-третьих, охрана, организованная негосударственными и непрофессиональными сотрудниками, может привести к различным злоупотреблениям, в основном это хищение охраняемого имущества и несообщение в органы внутренних дел о пресеченном или совершенном преступлении. Охранники и владельцы имущества не желают обращаться в органы внутренних дел, так как это связано с дальнейшими процессуальными действиями, возникающими в ходе предварительного следствия и судебного разбирательства.

На первый взгляд, рассматриваемое нами положение Закона должно повысить эффективность предупреждения преступности в сфере железнодорожного транспорта, однако на практике возникают проблемы, связанные с координацией действий указанных организаций, которые зачастую дублируют функции и деятельность друг друга, а порой и затрудняют работу правоохранительных органов.

Таким образом, деятельность ведомственных и негосударственных структур безопасности по предупреждению хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, требует принятия незамедлительных мер по изменению ситуации.

В связи с этим мы предлагаем создать специализированный орган, в чьи обязанности входит координация деятельности всех сил и средств, задействованных для охраны имущества на конкретном объекте железнодорожного транспорта. Например, на отдаленных железнодорожных стоянках находятся несколько грузовых составов, охраняемых разными способами. Для эффективности предупреждения хищений имущества диспетчерскому центру такого органа необходимо знать численность охранников, техническую оснащенность вагонов, наличие систем видеонаблюдения и связи, с учетом прибытия и убытия новых составов, после чего принять меры по комплексному использованию имеющихся возможностей охраны.

Указанный орган во взаимодействии с органами внутренних дел должен разработать единый

алгоритм действий охранников при возникновении чрезвычайных ситуаций, в том числе хищений имущества. Кроме того, в обязанность ему следует вменить проведение специальных курсов подготовки охранников по предупреждению хищений на объектах железнодорожного транспорта.

Создание такого органа — существенная помощь правоохранительным органам в предупреждении преступлений на рассматриваемых объектах. Это особенно актуально в условиях реформирования системы МВД России и сокращения личного состава, поскольку на сегодняшний день сил транспортной полиции явно не достаточно.

В связи с проводимой реорганизацией транспортной милиции вместо упраздненных в центральном аппарате Департамента обеспечения правопорядка на транспорте МВД России, оперативно-розыскного бюро № 11 МВД России и Центра оперативного управления органами внутренних дел на транспорте МВД России создано Главное управление на транспорте (ГУТ) МВД России. В территориальных органах ликвидированы 20 ранее действовавших линейных управлений транспортной милиции, функции которых переданы в управления транспортной милиции по федеральным округам субъектов РФ. Большинство сотрудников транспортной полиции считают такое решение поспешным, не в полной мере учитывающим специфику видов транспорта и особенности оперативнорозыскной и следственной деятельности органов внутренних дел на транспорте.

Указанные изменения структуры МВД России повлияли на профилактику органами внутренних дел хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта: из-за уменьшения численного состава сотрудников и увеличения территории обслуживания значительно снизился уровень оперативного реагирования на сообщения о готовящихся или совершаемых преступлениях. Учитывая то, что реформа органов внутренних дел только началась, следует надеяться, что указанные недостатки будут устранены.

Не менее актуальной проблемой профилактики преступлений на объектах железнодорожного транспорта является ненадлежащие сотрудничество территориальных органов внутренних дел и подразделений транспортной полиции. Так, большинство хищений имущества приезжих граждан в городах совершается недалеко от же-

лезнодорожных вокзалов (на привокзальной площади, остановках общественного транспорта или на подходах к ним). Территории, на которых совершаются такие преступления, в большинстве случаев находятся в оперативном обслуживании территориальных отделений органов внутренних дел. Преступники, совершающие хищения на железнодорожных объектах, являются в основном жителями прилегающих к ним жилых кварталов, соответственно профилактическая работа с данной категорией граждан должна проводиться территориальными органами внутренних дел, которым, как правило, неизвестно об их преступной деятельности. Кроме того, сбыт похищенного имущества производится вне объектов железнодорожного транспорта, следовательно, оперативно-розыскные службы транспортной и территориальной полиции должны быть готовы к совместным действиям в таких ситуациях.

В связи с вышеизложенным представляется целесообразным организовывать своевременное и взаимное информирование территориальных и транспортных органов полиции о совершенных преступлениях, лицах, их совершивших, розыске похищенного и т. д. Для этого необходимо обеспечивать доступ указанным органам к оперативным учетам, проводить совместные оперативно-профилактические мероприятия, проверять лиц, задержанных за совершение хищений, на причастность к хищениям, совершенным на железнодорожных объектах, осуществлять дактилоскопический учет и т. п.

Таким образом, специально-криминологические меры предупреждения хищений, совершаемых на объектах железнодорожного транспорта, в настоящее время не отвечают в достаточной степени предъявляемым требованиям безопасности, в целях их дальнейшего совершенствования необходимо пересмотреть действующую систему негосударственной охраны имущества на железнодорожных объектах.

Примечания

1 См.: Криминология : учеб. для вузов / под ред. В. Д. Малкова. М., 2006. С. 122.

2 Федеральный закон «О полиции» от 7 февраля 2011 г. № З-ФЗ // Справ. правовая система «КонсультантПлюс».

3 Федеральный закон «О транспортной безопасности» от 9 февраля 2007 г. № 16 // Там же.

4 Постановление Правительства РФ «Об утверждении Положения о ведомственной охране Федерального агентства железнодорожного транспорта» от 27 июня 2009 г. № 540 // Там же.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.