Научная статья на тему 'Проблема совершенствования международных перевозок древесины'

Проблема совершенствования международных перевозок древесины Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
311
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗАГОТОВКА ДРЕВЕСИНЫ / ЛЕСНАЯ ЛОГИСТИКА / FOREST LOGISTICS / ЛЕСОЗАГОТОВИТЕЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ / WOOD HARVESTING ENTERPRISE / WOOD HARVESTING

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Соколов А. П., Шаин В. А.

В статье раскрывается актуальность проблемы совершенствования международных перевозок древесины, рассматривается ряд связанных с ней задач и приводятся возможные варианты их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF IMPROVEMENT OF INTERNATIONAL TIMBER TRANSPORTATION

The article gives an actually of the problem of improving the international transport of timber, consider the problems of improvement and ways to solve them.

Текст научной работы на тему «Проблема совершенствования международных перевозок древесины»

УДК 680.5

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ

ПЕРЕВОЗОК ДРЕВЕСИНЫ

THE PROBLEM OF IMPROVEMENT OF INTERNATIONAL TIMBER

TRANSPORTATION

Соколов А.П., Шаин В.А.

(Петрозаводский государственный университет, г. Петрозаводск, РФ) Sokolov A.P., Shain V.A. (Petrozavodsk State University, Russia)

В статье раскрывается актуальность проблемы совершенствования международных перевозок древесины, рассматривается ряд связанных с ней задач и приводятся возможные варианты их решения.

The article gives an actually of the problem of improving the international transport of timber, consider the problems of improvement and ways to solve them.

Ключевые слова: заготовка древесины, лесная логистика, лесозаготовительное предприятие

Key words: wood harvesting, forest logistics, wood harvesting enterprise

Проблема совершенствования международных перевозок древесины

является актуальной, так как экспорт деловой древесины является важной статьей в экономике нашей страны, а сам процесс транспортировки за границу является более затратным, нежели местные перевозки и не всегда оказывается выгодным настолько, насколько может быть. Причинами этого являются: плохая организация перевозок леса за границу, неправильный выбор транспортных средств, неэффективное использование транспортных средств, потери времени при прохождении процедуры таможенного контроля, простои, неэффективные транспортные план и др. Таким образом, необходимо принять ряд мер для повышения экономической эффективности данного вида грузоперевозок. Одной из таких мер является оптимизация производственного процесса данного типа перевозок, которая заключается в решении следующих задач:

1) Выборе вида транспортировки и типа транспортных средств;

2) Выборе оптимального маршрута следования;

3) Выборе оптимального размещения промежуточных складов и делянок.

Выбор вида транспортировки и типа транспортных средств

Затраты и качество перевозок напрямую зависят от вида используемого транспорта. Кроме того, они зависят от типа транспортного средства.

Для выбора вида транспорта необходимо учитывать доступность транспортных путей и возможности региона. К примеру, для регионов, имеющих выходы к крупным рекам или морям и обладающих развитой морской инфраструктурой, транспортировку леса выгодно производить водными видами транспорта, а для регионов, лишенных выходов к крупным акваториям, и имеющим развитую сеть автомобильных и железных дорог использовать наземные виды транспорта.

При выборе вида транспорта так же необходимо учесть его

целесообразность. К примеру, перевозки за границу автомобильным транспортом могут оказаться весьма затратными при работе на дальние расстояния и здесь предпочтителен железнодорожный транспорт и наоборот.

Немалую роль играет выбор типа транспортного средства. Особенно актуален этот вопрос при транспортировке автомобильным транспортом. Как показывает практика, для различных вариантов транспортировки леса применяются свои модели лесовозных автопоездов. Это позволяет получить некоторые выгоды. К примеру, при транспортировке круглого леса с делянки на экспорт из-за повышенной маневренности и проходимости используют полноприводные автомобили - сортиментовозы с прицепом в то время, как более экономичные но менее маневренные седельные тягачи, также обладающие меньшей проходимостью, используются при транспортировке с промежуточных складов.

Данная задача решается на тактическом уровне.

Выбор оптимального маршрута следования

Данная задача базируется на теории логистики. Под маршрутом следования предполагается конкретный путь, который пройдет транспортное средство от точки погрузки древесины до точки разгрузки. Этот показатель особенно важен для автомобильного транспорта. Для того, чтобы снизить затраты на пройденный транспортным средством путь необходимо минимизировать расстояние вывозки, а в случае с наземным транспортом учесть скоростные режимы дорог, их состояние, а также альтернативные пути следования в связи с возникновением запланированных или внештатных ситуаций, блокирующих движение по дорогам. Чем короче путь и качественнее дорожное покрытие, тем меньше времени будет затрачено на одну "ходку" транспортного средства, а значит будут ниже транспортные расходы.

В данную задачу так же входит вопрос снижения затрат, возникающих при неполном использовании производственных мощностей, к примеру, когда автомобили или вагоны идут недогруженными в связи с теми или иными условиями, а также затрат на "холостой ход" транспорта на обратном пути, когда лесовозы возвращаются из пункта разгрузки порожними. Для решения последнего разрабатываются кольцевые маршруты. Пример схемы кольцевого маршрута представлен на рисунке 1.

На данном рисунке показана возможная схема кольцевого маршрута. При данной схеме лес транспортируется заграничному потребителю с промежуточного склада, затем лесовоз загружает древесину на делянке по пути следования и посещает местного потребителя, так же находящегося по пути следования до промежуточного склада. Такая схема позволяет задействовать лесной транспорт на всех этапах международных перевозок.

МЕСТНЫЙ ПОТРЕБИТЕЛЬ

Рисунок 1 - Схема кольцевого маршрута

В общем случае, для решения задачи выбора оптимального маршрута следования необходимо разработать и обосновать транспортный план, заключающийся в выборе наименее затратного по времени пути следования лесовозных транспортных средств до заграничного потребителя, с учетом всех возможных местных делянок, складов и потребителей, расположенных на данном пути, с возможностью применения кольцевых маршрутов.

Данная задача решается на оперативном уровне.

Выбор оптимального размещения промежуточных складов. Выбор

делянок

Данный вопрос играет важную роль в формировании затрат на перевозку лесоматериалов за границу. Грамотное расположение промежуточных складов необходимо для получения следующих преимуществ:

1) Кратчайшего расстояния до заграничного потребителя - минимизации транспортных расходов;

2) Кратчайшего расстояние до пункта размещения транспортных средств (гаража) - минимизации порожнего пробега лесовозных автопоездов, в следствии минимизации транспортных затрат;

3) Возможности использования мультимодальных перевозок - возможности использования сразу нескольких видов транспорта для транспортировки сырья, к примеру: нахождение склада вблизи железной дороги и выход на автомобильную магистраль;

4) Широкой зоны охвата делянок, обслуживающих склад, что обеспечит бесперебойную работу склада;

5) Широкой зоны охвата местных потребителей (для осуществления

кольцевых маршрутов).

Вопрос выбора делянок особенно важен для схемы транспортировки древесины потребителю прямо с делянки. Решение данного вопроса заключается в:

1) Выборе делянок, находящихся в максимально выгодных транспортных условиях по отношению к потребителю, т.е. делянок, при перевозке с которых будут минимальны транспортные затраты;

2) Сопоставлении планового объема, установленного контрактом на поставку древесины, с возможностями делянок, что позволит исключить

перебои в поставках, связанные с дефицитом, а так же создать оптимальный план транспортировки леса заграничному потребителю;

3) Учете ширины зоны охвата альтернативных и потенциальных потребителей, в т. числе и заграничных. Это позволит расширить возможности делянки в плане обслуживания нескольких потребителей.

Решение вопроса о размещении промежуточных складов и выбора делянок на стратегическом уровне позволит существенно облегчить задачи оперативного и тактического планирования.

Вывод

Решение данных задач позволит сделать процесс международных перевозок древесины более выгодным и эффективным. Однако, на данный момент не существует единого инструмента, который бы позволил решить данные задачи в комплексе и в сжатые сроки. Встает вопрос о создании специального инструмента по поддержке принятия решений в области международных перевозок лесоматериалов, на всех этапах производственного процесса.

Список использованных источников

1. Герасимов Ю. Ю., Соколов А. П. Методика принятия решений по оптимизации лесозаготовительных планов // Научный журнал КубГАУ. - 2011. - No5 (69). - С. 320-334.

2. Соколов А.П., Герасимов Ю.Ю., Сюнев В.С., Карьялайнен Т. Оптимизация логистики лесозаготовок // Resources and Technology. - Петрозаводск: ПетрГУ, 2012. - No9 (2). - С.117-128.

3. Соколов А.П., Герасимов Ю.Ю. Система лесозаготовительной логистики для сортиментной технологии с учетом возможности заготовки топливной древесины // Лесной вестник МГУЛ. - М: МГУЛ, 2013. - No1(93). - С.145-149.

4. Соколов А. П., Герасимов Ю.Ю. Функциональная логистика лесозаготовительного предприятия. - Петрозаводск: Издательство ПетрГУ, 2014. - 86с.

5. Соколов А.П., Сюнев В.С. Логистическая концепция организации лесозаготовительного производства // Ученые записки ПетрГУ. - 2014. - No4 (141). - С.88-94.

6. Соколов А.П., Сюнев В.С., Селиверстов А.А., Суханов Ю.В. Особенности функциональной логистики лесозаготовок // Resources and Technology. - 2014. - Т.11. No.1. - С.50-65.

7.Соколов А.П., Шаин В.А., Сюнёв В.С., Лаппалайнен Ю. Совершенствование международных автомобильных перевозок древесины// Научный журнал КубГАУ.- 2014. - N 102(08).-C.322-333.

8. Шаин В.А., Соколов А.П. Совершенствование международных автомобильных перевозок древесины// Актуальные проблемы лесного комплекса. Сборник научных трудов. Выпуск 40. - Брянск: БГИТА, 2014. - С.38-42.

8. Gerasimov Y. Y., Sokolov A. P., Karjalainen T. GIS-based Decision-Support Program for Planning and Analyzing Short-Wood Transport in Russia // Croatian Journal of For- est Engineering. - 2008. - Vol. 29, Issue 2. - P. 163-175.

9. Gerasimov Y., Sokolov, A. & Siounev, V. Optimization of industrial and fuel wood supply chain associated with cut-to-length harvesting. // Systems. Methods. Technologies - No3 (11) -2011. - P. 118-124.

10. Gerasimov Yu.Yu. Improving Cut-to-length Operations Management in Russian Logging Companies Using a New Decision Support System / Yu.Yu. Gerasimov, A.P. Sokolov, D.. Fjeld // Baltic Forestry. - 2013. - vol.19, No.1(36). - P.89-105.

11. Sokolov A.P., Syunev V.S. A toolset of decision support systems for wood harvesting and forest bioenergy logistics in Russia // Renewable energy sources and clean technolo- gies: Proceedings of 14th international multidisciplinary scientific geoconference SGEM 2014. - Albena:

STEF92 Technology, 2014. - vol.1. - P.3-10.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.