Научная статья на тему 'Проблема совершенствования биологических, социальных и духовных качеств человека'

Проблема совершенствования биологических, социальных и духовных качеств человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
909
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДУХОВНОСТЬ / СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / РАЗВИТИЕ / КУЛЬТУРА / ОБРАЗОВАНИЕ / SPIRITUALITY / PERFECTION / DEVELOPMENT / CULTURE / EDUCATION

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Туман-никифоров А. А.

В статье рассматривается духовный кризис современного общества, который является первопричиной и экономического, и экологического, и всех прочих кризисов современности. Силу, способную преодолеть негативную социальность, автор видит в совершенствовании позитивных социальных и духовных качеств человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ISSUE OF PERFECTION OF THE BIOLOGICAL, SOCIAL AND SPIRITUAL QUALITIES OF A PERSON

Spiritual crisis of the modern society which is an original cause for both economic, and ecological, and all other crises of the present is considered in the article. The force, capable to overcome negative sociality the author sees in the perfection of positive social and spiritual qualities of a person.

Текст научной работы на тему «Проблема совершенствования биологических, социальных и духовных качеств человека»

УДК 1:338 А.А. Туман-Никифоров

ПРОБЛЕМА СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ БИОЛОГИЧЕСКИХ, СОЦИАЛЬНЫХ И ДУХОВНЫХ КАЧЕСТВ

ЧЕЛОВЕКА

В статье рассматривается духовный кризис современного общества, который является первопричиной и экономического, и экологического, и всех прочих кризисов современности. Силу, способную преодолеть негативную социальность, автор видит в совершенствовании позитивных социальных и духовных качеств человека.

Ключевые слова: духовность, совершенствование, развитие, культура, образование.

A.A. Tuman-Nikiforov

ISSUE OF PERFECTION OF THE BIOLOGICAL, SOCIAL AND SPIRITUAL QUALITIES OF A PERSON

Spiritual crisis of the modern society which is an original cause for both economic, and ecological, and all other crises of the present is considered in the article. The force, capable to overcome negative sociality the author sees in the perfection of positive social and spiritual qualities of a person.

Key words: spirituality, perfection, development, culture, education.

Человек, как правило, не совершенен не потому, что он не в силах совершенствоваться, а потому, что нет предела его совершенствования

А.Е. Шерозия1

Человек перестал быть рабом человека и стал рабом вещи Ф. Энгельс

Как совершенно справедливо отмечают многие исследователи2, современное общество глубоко и тяжко поражено не столько экономическим или ещё каким-то материальным (в широком, философском смысле), сколько именно духовным кризисом, который является первопричиной и экономического, и экологического, и всех прочих кризисов современности. Преодоление глубокого духовного кризиса и пути совершенствования позитивных социальных и духовных качеств человека видятся в том, чтобы преодолеть негативную социальность, которая сопровождается «борьбой с себе подобными», а для её преодоления необходимо, во-первых, совершенствование и развитие самого общества, улучшение наличных социальных связей и отношений, а, во-вторых, совершенствование и развитие человека. Здесь нужен комплекс экономических, политических, педагогических мер, направленных на изменение ценностной ориентации современного человечества, моральных3 и идеологических императивов, индивидуального и общественного сознания и миро-

Шерозия А.Е. Психика. Сознание. Бессознательное. Тбилиси, 1979. С. 92.

2 См.: Гобозов И.А. Интеллектуальный кризис общества // Философия и общество. 2010. № 3. С. 5-21; Кенжеева З.Е. Агни Йога: ключ к разгадкам тайны человека // Человек в современных философских концепциях: мат-лы Третьей междунар. науч. конф. (г. Волгоград, 14-17 сент. 2004 г.). Волгоград, 2004. Т. 2. С. 2б1—265; Платонова М.П., Коробко Е.В. Духовность и экономизм: проблемы взаимодействия. Там же. С. 324—328; Хохрина Е.Н. Философские проблемы выживания человечества в контексте глобального экологического кризиса. Самара, 2001; и др.

3 Ю.В. Лоскутов пишет, что в системе сущностных сил (сущностных свойств) человека достоверно можно выделить в первую очередь такое человеческое сущностное свойство, как этичность (моральность), которое выступает в качестве комплексного сущностно-

воззрения. Заметную роль здесь призвана сыграть философия, которая обязана найти мировоззрение, способное спасти от гибели людей, для которых дороги ценности, выходящие за рамки удовлетворения животных потребностей. Также философия должна способствовать изменению и расширению сознания людей, выработке более адекватных и рациональных моральных и идеологических императивов, адекватной и рациональной ценностной ориентации и т.п. В этом должно заключаться место философии в современном мире (поисками которого озабочена значительная часть философского сообщества), её роль, значение и одна из основных функций. Философия должна способствовать преодолению глубокого духовного кризиса, поразившего значительную часть современного общества, совершенствованию и развитию общества и человека.

Прав в этом отношении В.А. Зубаков: «Сейчас, когда проблема выживания человечества становится определяющей и для теории, и для практики, роль философии как духовно-нравственного мировоззрения необычайно возрастает»4. В течение последних четырёх столетий успехи науки и техники дали людям материальный достаток и комфорт, но вместе с тем практически уничтожили тот источник, откуда берутся эти материальные блага. Экологический кризис нарастает во всех странах мира. Его причины не сводимы только к классовым, культурным, социальным причинам, а имеют основания в глубинных ценностях, которыми руководствуется современный человек. Экологический кризис лишь внешнее проявление, за которым стоят сложные противоречия духовного мира современного человека, его мировоззренческие установки и убеждения, отношение к себе, другим, обществу, окружающему миру, в т.ч. и к природе. Именно система антропологических ценностей выступает смысловым ядром всех негативных трансформаций окружающего мира5.

Поэтому для преодоления угрозы глобальной катастрофы необходимо эти ценности выявить, сформулировать и наметить пути их изменения, а также необходимо способствовать позитивной переориентации развития современного человека в единстве его биологического, социального и, особенного, духовного бытия. Главной проблемой и одновременно главным средством решения проблем видится человек, его ценностные ориентиры и установки, способ его жизнедеятельности, его цели и средства их достижения. Устойчивое развитие, сотрудничество и справедливость, экологизация, информатизация и гуманизация — вот ключевые слова нарождающейся новой мировой культуры. Теперь стало окончательно ясно: судьбы мира зависят от духовного развития человека6. Хотя одними философскими работами этого не достичь, для этого необходимы комплексные экономические, политические, педагогические меры.

Для совершенствования и самосовершенствования человека, а также для совместного совершенствования (коэволюции) человека и общества очень важно, чтобы сам индивид занимал активную жизненную позицию и активно участвовал в общественной жизни. В то же время общество должно помогать, а не мешать позитивной самореализации индивида. Более эффективно развивается и совершенствуется индивид, занимающий активную позицию и вносящий своим трудом определённый вклад в общественную жизнь. В этом случае необходимо упомянуть об условиях, наличие которых позволяет выдающейся личности оказывать большое влияние на общественно-политическое, научно-техническое, экономическое развитие общества. Во-первых, талант должен сделать данного человека более других соответствующим общественным потребностям данной эпохи. Во-вторых, существующий общественный строй не должен преграждать дорогу личности с её способностями7.

Не может идти и речи о дальнейшем совершенствовании человечества, пока люди в массе своей не поймут и не осознают необходимость более полного и повсеместного развития своих сущностных (биологических + социальных + духовных) сил, в особенности духовных, творческих потенций, пока материальные потребности не отойдут на второй план перед духовными потребностями, пока человек не преодолеет вещную зависимость и сам не превратится из вещи в полноценную личность, субъекта сознания, познания, деятельности, творчества. В современных условиях человек должен выйти за пределы вещной зависимости к свободному развитию своих сущностных сил8.

го свойства, включающего в себя множество других сущностных свойств, именующихся моральными свойствами личности или, иначе, чертами характера. См.: Лоскутов Ю.В. Моральные свойства личности в системе сущностных сил человека // Новые идеи в философии. Пермь, 2010. Вып. 19. Т. 1. С. 181—187.

4 Зубаков В.А. Куда мы идём: к экокатастрофе или к экореволюции? // Философия и общество. 1998. № 1. С. 194; см. также: Елгина С.Л. Фундаментализация современного образования в рамках концепции устойчивого развития // Человек в современных... Т. 1. С. 735.

5 См.: АрсентьеваИ.И. Экогармоническая личность в концепции устойчивого развития. Там же. С. 715.

6 См.: Елгина С.Л. Указ. соч. С. 735.

7 См.: Коваженков М.А. Роль «человека интеллектуального» в постиндустриальном обществе // Человек в современных.Т. 1. С. 658—662.

8 См.: Козлов В.И. Внецивилизационные воздействия на эволюцию ценностей // Вестн. ВолГАСУ. 2006. № 8 (22). С. 53—58.

Однако как заставить человека выйти за пределы вещной зависимости? Давно известно — вещная зависимость — одно из проявлений внутренней закомплексованности человека, его чувства собственной неполноценности, несостоятельности как личности. Следовательно, личностное развитие начиная с как можно более раннего возраста, максимально возможное развитие сущностных сил человека, должны автоматически привести к его освобождению от обстоятельств вещной зависимости. Но здесь возникает противоречие — вещная зависимость сама по себе препятствует реализации личности и развитию сущностных сил человека, а для её успешного преодоления именно они и нужны. Однако это противоречие диалектическое и решается оно также диалектически: постепенное накопление количественных изменений (постепенное снижение уровня вещной зависимости и встречный процесс — постепенное повышение уровня личностного развития) рано или поздно должно привести к переходу в новое качество — из качества массовой вещной зависимости в качество массового развития сущностных сил человека. По-видимому, это процесс межпоколенный, в рамках одного поколения вряд ли возможно существенное изменение уровня вещной зависимости. В то же время поколение людей, уже достигших возраста зрелости, продуцирует свою систему ценностей, в т.ч. приоритет материальных ценностей над духовными («вещизм»), следующим поколениям. Это ещё более затрудняет преодоление вещной зависимости. Однако ценности всё же меняются, на протяжении всей человеческой истории они сменились уже не раз. Каждое последующие поколение в чём-то заимствует, а в чём-то и преодолевает ценности предыдущего.9 Это даёт нам надежду на избавление от вещной зависимости и на более полное и разностороннее раскрытие сущностных сил человека.

Л.В. Баева указывает на то, что «исследование проблемы человека неизбежно приводит к осмыслению незаданности, незапрограммированности, открытости его природы. Человек оказывается "шире” любых схем и конструкций, не укладываясь в "прокрустово ложе” различных вариантов детерминизма (от провиденциального, биологического до экономического или социологического)»10. По её мнению, фундаментом личности является ценностная ориентация, именно поиски единого смысла ценностей связаны с сознанием незавершенности человека и его способности к самоопределению, самостановлению. Сами ценности она определяет как субъективный поиск преодоления ограничений природно-социальной программы, обретение источника усиливающего и умножающего, продляющего и совершенствующего индивидуальное бытие, выводящие его на новый уровень качества11. Как считает В.П. Капец: «Положение о том, что ценностная концепция личности наиболее адекватна сути человека, обусловливается следующим: во всех крупных, в т.ч. современных философских парадигмах, человек рассматривается как ценностное явление»12.

Совсем непростой вопрос представляет собой классификация ценностей. В специальной литературе, посвящённой этому вопросу, не просматривается единая или хотя бы общепринятая классификация, нет достаточно чётких её критериев. Большинство имеющихся классификаций, мягко говоря, оставляют вопросы. На первый взгляд, достаточно обоснованным выглядит деление ценностей на биологические (связанные с природным, организменным существованием человека) и социальные (связанные с его социальным, общественным бытием), а последних на материальные (связанные с вещами, предметами) и духовные (связанные с мыслями, идеями, которые могут быть научными, философскими, художественными (эстетически-ми)13, спортивными, этическими, правовыми, политическими, идеологическими, религиозными — соответственно духовные ценности делятся на эти девять разновидностей). Однако первый вопрос, который возникает: куда в этой классификации относятся ценности карьеры, власти, славы и т.п.? С одной стороны, карьера, власть, слава — явно не вещи. Значит перед нами духовные ценности? Но возникают ещё два вопроса. Первый: к какой из девяти разновидностей духовных ценностей они относятся? Потребность во власти иногда относят к политическим, но ведь власть бывает не только политическая. Что касается карьеры и славы, то их ещё труднее причислить к какой-то определённой разновидности. А самое главное, причисление их к духовным ценностям противоречит многовековой философской традиции рассматривать эти ценности как бездуховные, недостойные подлинно духовного, мыслящего человека. Отсюда второй вопрос: если эти ценности не относятся к духовным, то к каким же они относятся: к материальным или к биологическим? Иногда их

9 Иногда заимствует именно то, что надо бы преодолеть, и преодолевает то, что надо бы заимствовать. Тогда развитие общества приобретает нисходящий вектор. А восходящий вектор связан именно с диалектическим развитием ценностной ориентации общества, с её преемственной изменчивостью, когда изменения носят позитивный характер, а преемственность связана именно с положительными традициями.

10 Баева Л.В. Ценности и экзистенция // Человек в современных.Т. 1. С. 545.

11 Там же. С. 547.

12 Капец В.П. Человек — существо ценностное (к постановке проблемы) // Человек в современных.Т. 2. С. 282.

13 Иногда эстетические отождествляют с художественными, указывая, что «эстетика — наука, изучающая законы искусства и художественного творчества», а иногда отделяют от них — «эстетика — наука, изучающая каноны (законы — ?) красоты и прекрасного».

выделяют в особую группу: собственно социальные. Но выделение собственно социальных наряду с материальными и духовными нарушает логические основания деления.

Исходя из своей концепции биосоциодуховной сущности человека, я предлагаю другую классификацию ценностей: биологические, социальные и духовные. Её критерием служит как раз сущность самого человека — все потребности, ценности, цели, интересы и все прочие установки связаны с тремя сущностными составляющими человека. Причём сразу же подчеркну один принципиально важный момент: не обязательно с одной из трёх, иногда с одной, а иногда с двумя или сразу тремя. Ценности не делятся жёстко на биологические, социальные и духовные, кроме них ещё бывают биосоциальные, биодуховные, социодуховные и биосоциодуховные — итого семь разновидностей. Нет нужды сейчас приводить примеры для всех семи случаев, но отмечу, что власть — ценность биосоциодуховная, она имеет и биологические основания (ибо уже в природе многих животных видов (и Ното Sapiens'a) заложено стремление к лидерству, к доминированию), и социальные (стремление занять «место под солнцем» в обществе, обеспечить себе более высокий уровень социального статуса, авторитета, престижа), и духовные (проявление творческой активности). Отнесение же её к бездуховным, по всей видимости, связано с тем, что духовность здесь понимается однобоко, именно как положительно направленная (позитивная) духовность, связанная с самосовершенствованием человека, с его всесторонним, гармоничным развитием, а власть, чаще всего, действительно связана с негативной духовностью (творческая активность, а значит и духовность здесь присутствует, но сама творческая активность негативная, отрицательно направленная, ибо направлена не во благо (самому себе и обществу), а во зло), поскольку «иссушает» душу человека, делает его чёрствым, безжалостным, грубым, отнюдь не способствует его всестороннему, гармоничному развитию и самосовершенствованию.

А вот карьера и слава относятся к социодуховным, ничего биологического в них нет (в природе невозможно добиться славы и это не свойственно животному, а стремление сделать карьеру в животном мире можно понимать только в том же самом смысле, что и обрести власть, тогда как у человека карьера необязательно связана с властью, например, карьера учёного, писателя, певца и т.п.), а есть социальное («место под солнцем») и духовное.

К ценностям социальным или преимущественно (в первую очередь) социальным относятся ценности, определяющие выживаемость человека в этом мире (в обществе): устроиться на хорошо оплачиваемую работу, купить машину, квартиру и т.п.14. Я далек от мысли призывать всех к бессребренности и альтруизму, к отказу от того, чтобы «хорошо устроиться» и т.п., но до тех пор, пока большинство людей будет думать только о том, как «хорошо устроиться», человечество неизбежно будет приближаться к своей гибели15.

К духовным относятся ценности, определяющие место человека в этом мире, связанные с пониманием им своей сущности, смысла существования и природы: познавательные, творческие, эстетические, коммуникативные и т.п.

Уровень развития различных индивидов зависит и от их появления на свет (условия в семье и окружающая среда), и от существования («посеешь поступок — пожнёшь привычку, посеешь привычку — пожнёшь характер, посеешь характер — пожнёшь судьбу»), и от проявления (как и где человек находит применение своим силам)16, и от самоопределения, выбора своей судьбы. Поэтому в качестве путей совершенствования этого развития можно указать на необходимость совершенствования семейных и других социальных отношений (совершенствования семьи и окружающей социальной среды), правильного воспитания (воспитания правильных поступков, привычек, характера), создания условий для достойного и общественно полезного применения человеком своих сил и способностей и правильного, ответственного выбора, самоопределения.

Выбор и самоопределение тесно связаны с размышлениями, с рефлексией. Часто указывается на то, что к рефлексии человека подталкивают так называемые «пограничные ситуации», выраженные в форме страдания и других отрицательных переживаний, иногда непосредственно связанные с осознанием индивидом собственной смертности или даже с угрозой смерти. Но есть и другая точка зрения: к рефлексии индивида подталкивает осознание собственной свободы и связанной с ней ответственности за результаты собственного выбора, «чем больше свободы — тем больше рефлексии». «Таким образом, что же всё-таки.порождает и развивает рефлексию..."пограничные” состояния.отрицательные экзистенциалы, кото-рые.втягивают человека в экзистенциальный круг бытия, или.положительные экзистенциалы в форме

14 См.: ГруздеваМ.Л. К проблеме определения разума // Человек в современных.Т. 2. С. 118—122.

15 Наблюдается определённый парадокс: к социальным относятся ценности, определяющие выживаемость человека в этом мире, однако приоритет именно этих ценностей приближает всё человечество к гибели. То, что способствует выживанию отдельных индивидов, не всегда совпадает, а иногда и прямо противоречит тому, что способствует выживанию всего общества, человечества.

16 По признанию многих известных людей, они вполне могли стать известными бандитами или ещё кем-то в этом роде, если бы (иногда чисто случайно) не оказались в нужном месте и в нужное время.

внутренней духовной свободы? Интересно, почему некоторые люди рефлексируют всю жизнь, другие начинают размышлять только под влиянием травмирующих обстоятельств, а третьи — никогда?»17.

Это зависит опять же от соотношения биологического (часто слабое здоровье является одной из причин рефлексирования), социального и особенно духовного развития, которое в свою очередь зависит от наследственности (впрочем, существует ли наследственная склонность к рефлексии, до конца не выяснено), воспитания, образования, культурной среды, в которую человек был помещён с детства, и от саморазвития индивида. Поэтому нужно воспитывать у людей склонность к рефлексии и вообще к размышлениям, а затем уже сама рефлексия будет являться важнейшим условием дальнейшего совершенствования биологического, социального и духовного развития индивида.

Но что побуждает индивидов и всё человечество к совершенствованию и самосовершенствованию? Д.Т. Заитова полагает: «Ужас жизни в том, что человеку действительно нет "оправданий”; он на Земле по прихоти случая, и на его вопрос мирозданию "Зачем я?” — неизменно отвечает гулкое молчание пустоты. И тогда этот земной обитатель, чтобы создать самому себе хоть какое-то оправдание, коль скоро такового не даёт ему Вселенная, устремляется к совершенству»18. Однако, как видим из сказанного, для того, чтобы запустился процесс самосовершенствования, индивиду необходимо задать самому себе вопрос «Зачем я»? Многие индивиды не задаются этим вопросом, поэтому не приходят к необходимости самосовершенствования. Необходимо натолкнуть индивида на сей вопрос, в этом должна заключаться одна из задач образования.

А.Н. Шеховцов пишет, что надо осознать одну простую закономерность. Все люди — от президентов до рядовых граждан — являются продуктами системы образования. Какими убеждениями должны обладать люди, чтобы осознать опасность деградации человечества, противостоять этому и бороться с этим? На каких принципах должно строиться общество XXI в.? Современная ситуация малоэффективна для полноценного воспитания человека. Она будет оставаться такой до тех пор, пока не будет определена духовная сторона образования и создан образовательный уклад каждого государства. Именно духовное должно преобладать над материальным, именно здесь надо достичь гармонии духовного и душевного миров человека. Но позитивистский рассудок не способен создать систему образования, ориентированную на человека, а проектирует такую, в которой содержание образования как средство доминирует над целью — развитием человека19. Духовная сторона образования должна заключаться в развитии интеллектуальных, душевных и духовных качеств человека. Действительно, духовное должно преобладать над материальным в том смысле, что к знаниям и прочим духовным благам надо стремиться не только с узко утилитарной целью, не только для того, чтобы затем применить их для создания и добывания благ материальных, а, в первую очередь, ради самих духовных благ. Духовные блага являются самоценными и должны познаваться и восприниматься именно так, им должно придаваться первостепенное значение в образовании.

Однако развитие личности в настоящее время сильно осложняется тем, что современное общество порождает разнообразные силы, враждебные человеку как духовному существу20. В первую очередь, это антитворческие силы, стремящиеся превратить человека в безликое, пассивное, бездеятельное, безвольное существо, хотя, если понимать духовность в широком смысле, то сюда же можно добавить силы, стремящиеся превратить человека в бездушное (невосприимчивое к чужому душевному состоянию и душевным страданиям) и деинтеллектуальное (неспособное к полноценному мышлению и познанию) существо. К этим силам относятся как вполне конкретные люди и их совокупности (социальные группы, организации, учреждения), которые этим преследуют свои конкретные и корыстные интересы, так и объективные условия и обстоятельства, порождаемые нынешним общественным бытием.

Большую опасность для духовного и социального развития человечества представляет бездумное применение новейших информационных технологий и других достижений научно-технического прогресса. Призванные способствовать развитию общества они на деле часто выполняют прямо противоположную функцию, в чём виноваты те люди, которые используют эти достижения не для собственного развития (хотя они могут быть использованы и для этого), а для того, чтобы, переложив на них значительную часть собственных обязанностей, вообще отказаться от всяческого развития. Научно-техническая революция, новейшие информационные технологии способствуют подавлению духовности, содействуют превращению человека в робота, интегрированного в соответствующую общественную систему, потребительское общество, способ-

17 Безотосова-Курбатова И.Г. Рефлексия человека в экзистенциальном круге // Человек в современных ... Т. 1. С. 520.

18 Заитова Д.Т. О природе экзистенции // Там же. С. 524.

19 См.: Шеховцов А.Н. Человек и современное образование в начале XXI в. // Там же. Т. 2. С. 439—442.

20 См.: Сильнова Е.И. Человек в системе образования: осуществление идеи университета // Там же. С. 451—455.

ствуют появлению одномерного человека. Глобализация информационного пространства и сопутствующее увеличение потока информации приводит к вымыванию из сознания вопросов, требующих медленных режимов работы теоретического мышления и выработки личностного знания. Благодаря использованию новейших информационных технологий, изначально призванных служить человеку, разрушается целый комплекс способностей, обеспечивающих работу теоретического мышления, — всё это резко снижает духовный потенциал общества, отучая его от тех норм и образцов, которые создавались в рамках классической рациональности. Благодаря этим технологиям, человек отучается думать (простейшим примером может служить «скачивание» рефератов, а теперь уже и диссертаций из Интернета21, вместо того, чтобы, «напрягая мозги», писать их самому), страдает эмоциональное начало (выхолащивается сопереживание, настоящие ужасы, например, недавнее землятресение в Японии, воспринимаются как ужасы виртуальные, потому что размещаются в режиме оф-лайн, да ещё и соседствуют бок о бок с рекламой и развлечениями сомнительного свойства), ослабляется воля, виртуальное творчество полностью вытесняет реальное, в том числе социально значимое, творчество.

Разумеется, новейшие технологии не сами по себе изначально способствуют подавлению духовности и разрушают комплекс способностей, обеспечивающих работу теоретического мышления. Новейшие технологии и другие достижения научно-технического прогресса — это инструменты, которые, как и любые другие инструменты, могут быть использованы и во благо, и во зло. Весь вопрос, в том кто, как и для чего использует эти инструменты. Подавлению духовности, превращению человека в робота, разрушению способностей и духовного потенциала, ослаблению сознания и теоретического мышления способствуют сами люди, которые ищут лёгких путей, бегут от проблем и трудностей, с радостью перекладывают на технику то, что требует от них духовных и прочих усилий. Но такая позиция ведёт не только к духовной, но и к социальной деградации общества. Решение проблемы видится не в отказе от достижений научно-технического прогресса, а в совершенствовании человека и общества по пути повышения сознательности, ответственности и готовности совершать самим, а не перекладывать на технику, усилия по собственному развитию и самосовершенствованию. Человечество должно осознать, что техника не может за человека решать многочисленные проблемы, стоящие перед обществом и отдельным индивидом, она может только быть использована для решения этих проблем, но решать их люди должны сами.

Поэтому люди должны научиться правильному пониманию сути стоящих перед ними проблем и правильному применению технических достижений. Научить их этому должны «учителя мудрости» — философы и учёные (впрочем, представителей некоторых наук самих надо учить сменить благоговение перед техникой и эйфорию от достижений научно-технического прогресса на более взвешенное понимание роли, задач и функций техники в историческом развитии общества), а также писатели и другие деятели искусства, педагоги, религиозные и общественные деятели и все, кто сам понимает (хотя, кто просто понимает, а кто и должен понимать, последнее касается, в первую очередь, философов) опасность бездумного и бездушного использования техники и необходимость её рационального использования.

Эффективность научения и последующего преображения человечества зависит не только от учителей, но и от воли, желания и прилежания учеников, т.е. всего человечества. А значит, не доверяя особо доброй воле учеников, следует поставить их в определённые условия, способствующие эффективности обучения, порождающие у них желание и стремление научиться (а не просто учиться), желание и стремление перестать перекладывать на технику то, что надлежит выполнять самим, в частности, думать, теоретически мыслить, духовно и личностно развиваться, проявлять душевные усилия по сопереживанию и взаимопониманию. Вся современная педагогика22 построена на принципе не заставлять, принуждать и навязывать, а побуждать, заинтересовывать и стимулировать. Эти педагогические принципы должны быть перенесены и в социальную сферу, социальную педагогику, в сферу воспитания и развития всего общества, человечества, в т.ч. в сферу воспитания подлинной технической культуры (культуры правильного и грамотного использова-ния23 техники, культуру обращения с техносферой), способствующей грамотному использованию техники (это понятие гораздо шире, чем умение нажимать определённые кнопки), такому использованию, которое,

21 Однако было бы неверно думать, что «напрягают мозги» те, кто пишет их туда. Они, в свою очередь, компилируют из разных источников, размещённых в Интернете. Таким образом, страдает не только интеллект, но и полностью выхолащивается творческое начало. Вместо производства новых мыслей и идей человечеству грозит хождение по замкнутому кругу.

22 По крайней мере, педагогическая теория, насчёт практики вопрос более спорный.

23 Иногда техническую культуру заужено понимают как культуру обращения с техникой, но в моём понимании это культура использования техники по назначению, т.е. для развития, а не для духовной деградации человечества. Можно понимать её и как культуру обращения, но уже не с техникой, а культуру обращения с техносферой, т.е. культуру подчинения техносферы остальным сферам общества, а не наоборот.

во-первых, ставит технику на её место, т.е. делает ее служанкой человечества, обслуживающей его развитие, а не наоборот, а, во-вторых, способствует развитию, а не подавлению духовности, духовному прогрессу, а не духовному регрессу и кризису.

Некоторые авторы явно преувеличивают связь постиндустриального этапа в развитии общества с личностным развитием, творческим трудом, возрастанием потребности в духовности и мотивацией на самоусовершенствование. С.В. Кочеткова считает, что теория становления постэкономического общества главным образом сосредоточивается на развитии личности24. Теория может и сосредоточивается, а практика — нет25. Лишь если человек научится самоограничивать себя в материальных потребностях и приобретёт доминирующим фактором творческий труд, тогда возможно он и выживет26. С этим можно согласиться, но с существенными оговорками. Как указывают другие авторы: «Вместо отходящих на второй план материальных интересов развивается не доброта и любовь к ближнему, а погоня за информацией и интеллектуальной собственностью. Когда говорят о замене труда творчеством, то творчество имеется в виду техническое»27. Поэтому, во-первых, мало научиться самоограничивать себя в материальных потребностях и приобрести доминирующим фактором творческий труд, нужно ещё развивать доброту и любовь к ближнему как непременные условия выживания человека, а, во-вторых, творческий труд нужно понимать в самом широком смысле, а не только как техническое творчество.

С.В. Кочеткова пишет, что у современного человека возрастает потребность в духовности28. Выдавание желаемого за действительное. Возможно для некоторых людей это верно, но для подавляющего большинства верно прямо противоположное. Вероятно, автор отождествляет потребность с необходимостью, но это разные понятия. Потребность — осознанная необходимость, поэтому необходимость в духовности, может быть, и возрастает, но её осознание подавляющим большинством населения, наоборот, снижается. Эта потребность должна возрастать (таково объективное веление времени), но не возрастает, а снижается, что грозит самыми неприятными последствиями всему человечеству в целом. Ощущение полезности творческого труда, присущее лишь некоторым личностям, заблаговременно осознавшим свою принадлежность к новому этапу в развитии общества. Лишь некоторым личностям присуще то, что должно быть присуще всем (высокая духовность, сострадание и любовь к ближнему, творческий труд и т.д.). Но связано это не только с личностным выбором, но и с самой действительностью, с общественным бытием, с экономическим базисом, с принятыми в обществе моральными (в данном случае правильнее сказать — псевдоморальными), ценностными, идеологическими и другими установками. Значит, изменение и развитие личности должно быть связано с преобразованием действительности, изменением общественного бытия и его экономического базиса, с совершенствованием морали, идеологии и т.д.

Совершенствование биологического, социального и духовного развития различных индивидов зависит не только от самих индивидов, от их воли и желания, и даже не только от объективных потребностей и закономерностей общественного развития, не только от существующих в обществе (в частности, в образовательной сфере) программ и стандартов этого развития, но и от того, насколько общество заинтересованно в подлинном развитии и совершенствовании своих граждан, не только с узкоутилитарной, прагматической точки зрения, но и с более широких позиций их общего и личностного универсального, разностороннего и гармоничного развития. Вопрос в том, какого человека объективно нужно, полезно, необходимо иметь для данного общества. И.Т. Фролов совершенно справедливо указывает, что индивидуальная самореализация зависит не только от гражданско-правовых презумпций, но ещё от того, насколько велики запросы общества на личностную самостоятельность людей, широко ли оно практикует осмысленно-творческие формы деятельности, ценит ли своехарактерные, независимые, инициативно-предприимчивые натуры и т.д. Если эти качества человека остаются невостребованным потенциалом, то обществу реально угрожает обезличи-вание29.

Проблема совершенствования биологического, социального и духовного развития человечества и каждого индивида имеет комплексный характер — следует опираться на то, какого человека объективно нужно и полезно иметь для общества, на то, чтобы разработать и воплотить в жизнь соответствующие государственные (в т.ч. экономические, политические, образовательные и пр.) стандарты и программы, на то, чтобы сами индивиды не ждали, когда их развитием займутся государство и общество, но и активно развивали и

24 См.: Кочеткова С.В. К проблеме становления постэкономического человека // Человек в современных. Т. 1. С. 339—343.

25 См.: ПлатоноваМ.П., Коробко Е.В. Указ. соч.

26 См.: Кочеткова С.В. Указ. соч.

27 См.: Платонова М.П., Коробко Е.В. Указ. соч. С. 327.

28 См.: Кочеткова С.В. Указ. соч.

29 См.: Фролов И.Т. О человеке и гуманизме: Работы разных лет. М., 1989.

совершенствовали себя сами (саморазвивались и самосовершенствовались). Только в этом случае возможно массовое совершенствование индивидуального и общественного развития. Хотя в конечном итоге человек сам выбирает, какой личностью ему быть. Общество только предоставляет ему для этого различные возможности, но окончательный результат зависит от свободного выбора человека как биосоциодуховного (особенно последнее) существа.

Таким образом, проблема совершенствования биологических, социальных и духовных качеств человека носит комплексный, системный и синкретический характер и решать её надо комплексно путём соответствующих экономических, политических, идеологических, педагогических мер. Большая роль и значение принадлежит здесь философии, которая должна дать теоретическое обоснование этого совершенствования, указать способы его практической реализации. В этом должны заключаться роль и место философии в современном мире, поисками которых озабочена значительная часть философского сообщества. Генезис биологических качеств человека, скорее всего, следует считать завершённым, теперь возможно только их количественное совершенствование (сильнее, выносливее, здоровее и т.п.). Но генезис социальных и особенно духовных качеств человека находится только в самом начале. Следует ожидать не только количественного, но и качественного их совершенствования, появления новых социальных и духовных качеств. К вышеперечисленным проявлениям духовного аспекта личности должны добавиться новые. В том числе должны возрасти степени свободы личности по отношению к природе, обществу и самой себе, по отношению к собственному сознанию, душе и духу. В этом и будет заключаться диалектика взаимодействия всех сущностных сил человека в их различных конкретных проявлениях, что избавит человека от вещной зависимости и способствует более полному и разностороннему раскрытию всех его сущностных сил.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.