Научная статья на тему 'Проблема социокультурных потребностей молодежи (на примере г. Томска)'

Проблема социокультурных потребностей молодежи (на примере г. Томска) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
214
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА / КУЛЬТУРНЫЕ ПОТРЕБНОСТИ / МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / CULTURE / CULTURAL NEEDS / YOUTH / SOCIAL AND CULTURAL POTENTIAL

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ярош Наталья Викторовна

В статье рассматривается молодежь как субъект социальных и духовных отношений, имеющий свою специфику и особенности. Анализируются основные культурные потребности молодежи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

SOCIOCULTURAL PROBLEM NEEDS OF YOUNG PEOPLE (IN THE CASE OF TOMSK)

The paper considers the youth as a subject of social and spiritual relations with its own specifc features and characteristics. Analyzes the basic cultural needs of young people.

Текст научной работы на тему «Проблема социокультурных потребностей молодежи (на примере г. Томска)»

УДК 316.346.32-053.6 Н.В. Ярош*

ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ

(НА ПРИМЕРЕ Г. ТОМСКА)

В статье рассматривается молодежь как субъект социальных и духовных отношений, имеющий свою специфику и особенности. Анализируются основные культурные потребности молодежи. Ключевые слова: культура; культурные потребности; молодежь; социокультурный потенциал.

N.V. Yarosh

SOCIOCULTURAL PROBLEM NEEDS OF YOUNG PEOPLE (IN THE CASE OF TOMSK)

The paper considers the youth as a subject of social and spiritual relations with its own specific features and characteristics. Analyzes the basic cultural needs of young people.

Keywords: culture; cultural needs; youth; social and cultural potential.

Молодежь как субъект социальных и духовных отношений имеет свою специфику и особенности. Среди них наиболее важными являются культурная социализация, профессиональное и гражданское становление. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение, и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер самореализации молодого человека. Практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения мира являются лишь фундаментом становления личности. В этом процессе важная роль отводится институтам культуры и образования. Именно они призваны способствовать передаче духовного опыта предыдущих поколений, выработке молодежью своих жизненных ценностей, убеждений и осознанию своих интересов, то есть формированию духовно богатого человека. Стойкие жизненные ориентации - необходимое условие адаптации юношества в сложном современном мире

и выработки собственной жизненной стратегии. Именно культура определяет возможности осознания происходящего, способности построения диалогового общения социальных групп, снижение вероятности манипулирования молодежью деструктивными силами.

В рамках исследования культурных потребностей молодежи в современных условиях было проведено социологическое исследование. Целевой группой в социологическом опросе являлись учащиеся первого курса семи высших учебных заведений г. Томска. Выборочная совокупность отражает доли молодежи, учащейся на первом курсе очного отделения в г. Томске. Объем выборочной совокупности - 2050 человек. По половым группам респонденты распределились следующим образом: мужчины - 48,3%, женщины - 51,7%.

Молодежь, проживающая до поступления в ВУЗ и приезда в г. Томск, в областном центре, городских и сельских населенных пунктах, представлена в следующих пропорциях: областной центр - 35,4%; город в составе области, края -

*Ярош Наталья Викторовна, ассистент кафедры философии и социологии Томского университета систем управления и радиоэлектроники. E-mail: [email protected] © Ярош Н.В., 2011

39,5%; поселок, село (районный центр) - 16,2%; поселок, село (не районный центр) - 8,9%.

Характеризуя распределение респондентов по дополнительному образованию, приобретенному во время обучения в школе, следует отметить незначительное превышение их доли с дополнительным образованием. Так, художественное образование получили 16,5% респондентов, музыкальное

- 15,2%, хореографическое - 11,5%, театральное

- 7,4%, другое - 3,2%. Не получили дополнительного образования 46,2% респондентов.

Сфера деятельности родителей респондентов распределилась на несколько групп:

- рабочие промышленности - 23,1%;

- работники сельского хозяйства, фермеры - 9,7%;

- специалисты технического, гуманитарного профиля - 9,4%;

- военнослужащие, работники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и аппаратов государственного управления - 6,1%;

- специалисты в образовательной сфере - 7,5%;

- медицинские сотрудники - 8,3%;

- работники торговли, общепита, бытового обслуживания - 11,9%;

- предприниматели - 6,9%;

- занимаются домашним хозяйством - 2,6%;

- рабочие строительной сферы - 3,8%;

- временно не работают, ищут работу - 5,2%;

- другие - 5,2%;

- затруднились ответить - 0,3%.

Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной молодежи.

Результаты социологического опроса в сравнении с результатами исследования культурных потребностей молодежи в г. Кемерово в 1988 году [1, с. 16] свидетельствуют об изменениях в структуре культурных потребностей молодых людей. Изменения произошли и в количестве свободного времени у молодежи, и в формах его проведения. Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, новые виды спорта, многообразие стилей музыки), что связано и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом. Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, обмен опытом в различных сферах с другими государствами).

Данные нашего опроса показывают, что у современной молодежи в социокультурных ценностях превалируют потребительские ориентации. Так, в свободное время современная молодежь (66%) предпочитает смотреть телевизор и общаться в социальных сетях, 24% посещают кинотеатры, музеи, выставки, оставшиеся 10% занимаются любимым делом (хобби), посещают спортивные залы и уделяют время для участия в различных конкурсах и фестивалях.

Анализ результатов исследования показал, что проявление интереса к активной творческой деятельности возрастает в зависимости от места жительства до поступления в университет - значительно выше он у молодежи, проживавшей в областных центрах. Интерес молодежи в сфере культуры концентрируется на зрелищно-развлекательных формах, таких как кино и музыка.

Исследование также выявило зависимость в культурной потребности от имеющегося дополнительного образования. Студенты, имеющие дополнительное художественное (музыкальное, хореографическое, театральное и др.), образование в большей степени интересуются такими видами искусства, как литература, театр, живопись, архитектура.

Ответы респондентов на вопрос «Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?» распределились следующим образом:

- кино - 62,4%;

- музыка - 33,6%;

- литература, книги - 26,3%;

- фотография, киносъемка - 16,6%;

- театр - 13,5%;

- балет, хореография - 9,4%;

- живопись - 5,9%;

- архитектура - 5,2%;

- декоративно-прикладное искусство - 4,3%;

- другое - 4,0%;

- ничего не интересует - 3,5%;

- затрудняюсь ответить - 0,7%.

Как видно, 26,3% респондентов указали, что один из интересующих видов искусства - это литература. Основные жанры, интересующие современную молодежь, - приключения, детективы, фантастика и любовные романы, эта же тематика привлекает респондентов при выборе фильмов и телепередач (56%). Также пользуются интересом темы о животном мире, природе и путешествиях, и меньше всего пользуются спро-

сом темы исторические, религиозные, научные и об искусстве (7,5%).

Проблемы культурного уровня современной молодежи во многом зависят от потребности в чтении. В проведенном исследовании сравнивалось чтение книг и прессы в печатном (бумажном) и в электронном виде. Доля читающих книги в бумажном виде один раз в месяц составляет 48,7% от всех опрошенных, ежедневно читают книги 6,8% респондентов. С электронных носителей - один раз в месяц 57,2% и ежедневно 10,2%. На сегодняшний момент, судя по результатам исследования, пресса у молодых людей пользуется большей популярностью. Печатную прессу один раз в месяц читают 67% респондентов, ежедневно 19,7%. С электронных носителей доля читающих составляет 73 % - один раз в месяц, и ежедневно - 24%.

Результаты опроса выявили зависимость выбора проведения досуга от материального положения опрошенных. Около 60% с низким и очень низким доходом (имеется в виду доход родителей) вообще не посещают никаких учреждений культуры. Респонденты с высоким и средним материальным достатком гораздо чаще посещают культурные учреждения: кинотеатры, ночные клубы и другие культурно-развлекательные центры.

В целом, на основе материалов опроса можно сделать вывод о том, что учреждения культуры не являются для молодежи популярным местом времяпрепровождения. Все меньше молодых людей в свободное время посещают театры, музеи, дворцы культуры, для значительной части респондентов (66%) основным видом отдыха является просмотр телепередач и видеофильмов, а также общение в социальных сетях. При этом респонденты дела-

Литература

ют выбор в пользу развлекательных телеканалов и программ, наибольшей популярностью среди респондентов пользуется телеканал ТНТ, соответственно, характер любимых программ развлекательный (Камеди Клаб, Дом-2, различные юмористические сериалы).

Следует отметить, что почти 30% опрошенных предпочитают вообще ничего не делать, либо встречаться с друзьями и употреблять спиртные напитки, удовлетворяя потребность в коммуникации.

Нельзя не заметить, что серьезное влияние на культурные потребности молодежи оказывают современные информационные технологии. Около 60% респондентов ежедневно общаются в социальных сетях и имеют несколько аккаунтов в Интернете, ежедневно около 56% респондентов проводят более двух часов в день в Интернете. Сопоставление данных о чтении книг и прессы (особенно в бумажном виде) приводит к выводу о том, что эти традиционные формы удовлетворения культурных потребностей все больше уступают место новым информационным технологиям.

Таким образом, сложились существенные различия в структуре культурных потребностей в зависимости от места проживания до поступления в университет, от материального положения и сферы деятельности родителей, наличия дополнительного образования самих респондентов, но при этом преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре.

Для преодоления сложившейся ситуации необходимо направить основные усилия на создание современной инфраструктуры не только для удовлетворения, но и для формирования культурных потребностей молодежи.

1. Брындина Г.В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: автореф. дис... канд. культуролог. наук. - СПб., 1999. - 17 с.

2. Гейт Н.Л. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию: философский анализ: автореф. дис... канд. филос. наук. - М., 1997. - 23 с.

3. Затеев В.В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенчества в современных условиях: дис... канд. соц. наук. - Улан-Удэ, 1995. - 153 с.

4. Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: автореф. дис... канд. культуролог наук. - СПб., 1996. - 35 с.

5. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.