УДК 316.346.32-053.6 Н.В. Ярош*
ПРОБЛЕМА СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ ПОТРЕБНОСТЕЙ МОЛОДЕЖИ
(НА ПРИМЕРЕ Г. ТОМСКА)
В статье рассматривается молодежь как субъект социальных и духовных отношений, имеющий свою специфику и особенности. Анализируются основные культурные потребности молодежи. Ключевые слова: культура; культурные потребности; молодежь; социокультурный потенциал.
N.V. Yarosh
SOCIOCULTURAL PROBLEM NEEDS OF YOUNG PEOPLE (IN THE CASE OF TOMSK)
The paper considers the youth as a subject of social and spiritual relations with its own specific features and characteristics. Analyzes the basic cultural needs of young people.
Keywords: culture; cultural needs; youth; social and cultural potential.
Молодежь как субъект социальных и духовных отношений имеет свою специфику и особенности. Среди них наиболее важными являются культурная социализация, профессиональное и гражданское становление. Поиск своего пути в новых социально-экономических условиях, ориентация на ускоренное статусное продвижение, и в то же время прогрессирующая социальная неадаптивность - все это обусловило специфический характер самореализации молодого человека. Практика показывает, что присущие человеку от рождения биопсихологические предпосылки освоения мира являются лишь фундаментом становления личности. В этом процессе важная роль отводится институтам культуры и образования. Именно они призваны способствовать передаче духовного опыта предыдущих поколений, выработке молодежью своих жизненных ценностей, убеждений и осознанию своих интересов, то есть формированию духовно богатого человека. Стойкие жизненные ориентации - необходимое условие адаптации юношества в сложном современном мире
и выработки собственной жизненной стратегии. Именно культура определяет возможности осознания происходящего, способности построения диалогового общения социальных групп, снижение вероятности манипулирования молодежью деструктивными силами.
В рамках исследования культурных потребностей молодежи в современных условиях было проведено социологическое исследование. Целевой группой в социологическом опросе являлись учащиеся первого курса семи высших учебных заведений г. Томска. Выборочная совокупность отражает доли молодежи, учащейся на первом курсе очного отделения в г. Томске. Объем выборочной совокупности - 2050 человек. По половым группам респонденты распределились следующим образом: мужчины - 48,3%, женщины - 51,7%.
Молодежь, проживающая до поступления в ВУЗ и приезда в г. Томск, в областном центре, городских и сельских населенных пунктах, представлена в следующих пропорциях: областной центр - 35,4%; город в составе области, края -
*Ярош Наталья Викторовна, ассистент кафедры философии и социологии Томского университета систем управления и радиоэлектроники. E-mail: [email protected] © Ярош Н.В., 2011
39,5%; поселок, село (районный центр) - 16,2%; поселок, село (не районный центр) - 8,9%.
Характеризуя распределение респондентов по дополнительному образованию, приобретенному во время обучения в школе, следует отметить незначительное превышение их доли с дополнительным образованием. Так, художественное образование получили 16,5% респондентов, музыкальное
- 15,2%, хореографическое - 11,5%, театральное
- 7,4%, другое - 3,2%. Не получили дополнительного образования 46,2% респондентов.
Сфера деятельности родителей респондентов распределилась на несколько групп:
- рабочие промышленности - 23,1%;
- работники сельского хозяйства, фермеры - 9,7%;
- специалисты технического, гуманитарного профиля - 9,4%;
- военнослужащие, работники правоохранительных органов, таможни, налоговой инспекции и аппаратов государственного управления - 6,1%;
- специалисты в образовательной сфере - 7,5%;
- медицинские сотрудники - 8,3%;
- работники торговли, общепита, бытового обслуживания - 11,9%;
- предприниматели - 6,9%;
- занимаются домашним хозяйством - 2,6%;
- рабочие строительной сферы - 3,8%;
- временно не работают, ищут работу - 5,2%;
- другие - 5,2%;
- затруднились ответить - 0,3%.
Под влиянием новых социально-экономических процессов происходят значительные изменения в культурном облике современной молодежи.
Результаты социологического опроса в сравнении с результатами исследования культурных потребностей молодежи в г. Кемерово в 1988 году [1, с. 16] свидетельствуют об изменениях в структуре культурных потребностей молодых людей. Изменения произошли и в количестве свободного времени у молодежи, и в формах его проведения. Некоторые виды досуга стали другими не столько по форме, сколько по содержанию (состав читаемой литературы, новые виды спорта, многообразие стилей музыки), что связано и с изменением менталитета молодого поколения и общества в целом. Ряд выявленных отличий связан с экономическими и политическими изменениями в стране (например, возможность зарубежных туристических поездок, обмен опытом в различных сферах с другими государствами).
Данные нашего опроса показывают, что у современной молодежи в социокультурных ценностях превалируют потребительские ориентации. Так, в свободное время современная молодежь (66%) предпочитает смотреть телевизор и общаться в социальных сетях, 24% посещают кинотеатры, музеи, выставки, оставшиеся 10% занимаются любимым делом (хобби), посещают спортивные залы и уделяют время для участия в различных конкурсах и фестивалях.
Анализ результатов исследования показал, что проявление интереса к активной творческой деятельности возрастает в зависимости от места жительства до поступления в университет - значительно выше он у молодежи, проживавшей в областных центрах. Интерес молодежи в сфере культуры концентрируется на зрелищно-развлекательных формах, таких как кино и музыка.
Исследование также выявило зависимость в культурной потребности от имеющегося дополнительного образования. Студенты, имеющие дополнительное художественное (музыкальное, хореографическое, театральное и др.), образование в большей степени интересуются такими видами искусства, как литература, театр, живопись, архитектура.
Ответы респондентов на вопрос «Какие из видов искусства интересуют Вас больше всего?» распределились следующим образом:
- кино - 62,4%;
- музыка - 33,6%;
- литература, книги - 26,3%;
- фотография, киносъемка - 16,6%;
- театр - 13,5%;
- балет, хореография - 9,4%;
- живопись - 5,9%;
- архитектура - 5,2%;
- декоративно-прикладное искусство - 4,3%;
- другое - 4,0%;
- ничего не интересует - 3,5%;
- затрудняюсь ответить - 0,7%.
Как видно, 26,3% респондентов указали, что один из интересующих видов искусства - это литература. Основные жанры, интересующие современную молодежь, - приключения, детективы, фантастика и любовные романы, эта же тематика привлекает респондентов при выборе фильмов и телепередач (56%). Также пользуются интересом темы о животном мире, природе и путешествиях, и меньше всего пользуются спро-
сом темы исторические, религиозные, научные и об искусстве (7,5%).
Проблемы культурного уровня современной молодежи во многом зависят от потребности в чтении. В проведенном исследовании сравнивалось чтение книг и прессы в печатном (бумажном) и в электронном виде. Доля читающих книги в бумажном виде один раз в месяц составляет 48,7% от всех опрошенных, ежедневно читают книги 6,8% респондентов. С электронных носителей - один раз в месяц 57,2% и ежедневно 10,2%. На сегодняшний момент, судя по результатам исследования, пресса у молодых людей пользуется большей популярностью. Печатную прессу один раз в месяц читают 67% респондентов, ежедневно 19,7%. С электронных носителей доля читающих составляет 73 % - один раз в месяц, и ежедневно - 24%.
Результаты опроса выявили зависимость выбора проведения досуга от материального положения опрошенных. Около 60% с низким и очень низким доходом (имеется в виду доход родителей) вообще не посещают никаких учреждений культуры. Респонденты с высоким и средним материальным достатком гораздо чаще посещают культурные учреждения: кинотеатры, ночные клубы и другие культурно-развлекательные центры.
В целом, на основе материалов опроса можно сделать вывод о том, что учреждения культуры не являются для молодежи популярным местом времяпрепровождения. Все меньше молодых людей в свободное время посещают театры, музеи, дворцы культуры, для значительной части респондентов (66%) основным видом отдыха является просмотр телепередач и видеофильмов, а также общение в социальных сетях. При этом респонденты дела-
Литература
ют выбор в пользу развлекательных телеканалов и программ, наибольшей популярностью среди респондентов пользуется телеканал ТНТ, соответственно, характер любимых программ развлекательный (Камеди Клаб, Дом-2, различные юмористические сериалы).
Следует отметить, что почти 30% опрошенных предпочитают вообще ничего не делать, либо встречаться с друзьями и употреблять спиртные напитки, удовлетворяя потребность в коммуникации.
Нельзя не заметить, что серьезное влияние на культурные потребности молодежи оказывают современные информационные технологии. Около 60% респондентов ежедневно общаются в социальных сетях и имеют несколько аккаунтов в Интернете, ежедневно около 56% респондентов проводят более двух часов в день в Интернете. Сопоставление данных о чтении книг и прессы (особенно в бумажном виде) приводит к выводу о том, что эти традиционные формы удовлетворения культурных потребностей все больше уступают место новым информационным технологиям.
Таким образом, сложились существенные различия в структуре культурных потребностей в зависимости от места проживания до поступления в университет, от материального положения и сферы деятельности родителей, наличия дополнительного образования самих респондентов, но при этом преобладающей тенденцией является нарастание потребительского отношения к культуре.
Для преодоления сложившейся ситуации необходимо направить основные усилия на создание современной инфраструктуры не только для удовлетворения, но и для формирования культурных потребностей молодежи.
1. Брындина Г.В. Социально-культурная интеграция молодежи в кризисном обществе: автореф. дис... канд. культуролог. наук. - СПб., 1999. - 17 с.
2. Гейт Н.Л. Регулятивная функция культуры при переходе общества к устойчивому развитию: философский анализ: автореф. дис... канд. филос. наук. - М., 1997. - 23 с.
3. Затеев В.В. Социальные и нравственные основы жизнедеятельности студенчества в современных условиях: дис... канд. соц. наук. - Улан-Удэ, 1995. - 153 с.
4. Запесоцкий A.C. Гуманитарная культура как фактор индивидуализации и социальной интеграции молодежи: автореф. дис... канд. культуролог наук. - СПб., 1996. - 35 с.
5. Степин В.С. Теоретическое знание. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 744 с.