Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕНОГО'

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕНОГО Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
341
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАУКА / АЛЬФРЕД НОБЕЛЬ / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / ИССЛЕДОВАНИЯ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Чукмарова Э.И.

Статья посвящена проблеме социальной ответственности ученного. В статье ставятся задачи, понять как научные достижения влияют на общество. Проанализированы жизни и деятельности ученных, посвятивших себя науке. Показано, что каждый ученный сам определяет, как и с какой стороны передать свое знание обществу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE SCIENTIST

The article is devoted to the problem of social responsibility of the scientist. The article poses problems, to understand how scientific achievements affect society. The lives and activities of scientists who have devoted themselves to science are analyzed. It is shown that each scientist himself determines how and from which side to convey his knowledge to society.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕНОГО»

УДК 740.101

Чукмарова Э. И.

студент 2 курса факультет «Энергетический» Ульяновский Государственный Технический Университет научный руководитель: Волков М.П., доктор философских наук

заведующий кафедры философии Россия, г. Ульяновск ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ УЧЕНОГО

Аннотация: Статья посвящена проблеме социальной ответственности ученного. В статье ставятся задачи, понять как научные достижения влияют на общество. Проанализированы жизни и деятельности ученных, посвятивших себя науке. Показано, что каждый ученный сам определяет, как и с какой стороны передать свое знание обществу.

Ключевые слова: наука, Альфред Нобель, ученный, ответственность, исследования.

Chukmarova E.I.

Female student 2year, Faculty "Energy" Ulyanovsk State Technical University Russia, the city of Ulyanovsk Scientific adviser: Volkov M.P.

Doctor of Philosophy, Head of the Department of Philosophy THE PROBLEM OF SOCIAL RESPONSIBILITY OF THE

SCIENTIST

Abstract: The article is devoted to the problem of social responsibility of the scientist. The article poses problems, to understand how scientific achievements affect society. The lives and activities of scientists who have devoted themselves to science are analyzed. It is shown that each scientist himself determines how and from which side to convey his knowledge to society.

Keywords: science, Alfred Nobel, scientist, responsibility, research.

Существует широкий диапазон мнений о возможности и желательности регулирования исследований с тем, чтобы при их проведении соблюдались определенные этические нормы. Таким образом, свобода исследований рассматривается не как абсолютное право, а как то, что должно быть связано с определенными ограничениями и с ответственностью ученых перед обществом. Ведь именно ученный отдает обществу свои исследования, он в праве ими распоряжаться.

Одним из необходимых условий и особенностей развития науки является свобода научного творчества. Во всех своих аспектах - в психологическом (свобода воли), гносеологическом (свобода как познанная необходимость), социально-политическом (свобода действий), связанных

между собой, свобода в области науки проявляется в особых конкретных формах и выступает, как необходимое основание ответственности не только ученого, но и человечества в целом. Свобода должна проявляться не только во вне и при помощи науки, но и внутри нее самой во всех формах свободы мысли (постановка научных проблем, научная фантазия, предвидение и т.п.), свободы выбора объектов исследований и методов научной работы, свободы действий (эксперимент, практическое использование научных достижений и т.п.), социальной свободы ученого как личности и др. [1,с.102]

Одним из проявлений свободы научного творчества, а следовательно, и ответственности, является способность ученого освободится от предвзятых мнений, умение практически проанализировать свою работу и доброжелательно отнестись к работе другого, увидеть в ней зерна истины. Постоянное сомнение в правильности и достоверности выводов и открытий, является одним из оснований научной добросовестности, чувства ответственности ученого за истинность научных взглядов. Победа сомнений, которой предшествовала интенсивная работа мысли по проверке выводов и выражает подлинную свободу творчества.

Сократ учил, что по природе своей человек стремится к лучшему, а если творит зло, то лишь по неведению, тогда, когда не знает, в чем состоит истинная добродетель. С особым трагизмом тема соотношения истины и добра прозвучала у А. С. Пушкина, заставившего нас размышлять о том, совместимы ли гений и злодейство...

М. Булгаков в произведении «Собачье сердце», говорит нам о беспомощьности ученных над своим же изобретением. Булгакова, он вовсе не разделяет восторженных надежд на светлое будущее, к которому стремится вся страна. Этот немолодой уже человек, всю жизнь посвятивший науке, берет на себя и играет (до определенной степени) роль Бога -превращает безродного пса Шарика в гражданина Шарикова.

Именно как Бога воспринимает Преображенского погибающий от голода Шарик, которого профессор подобрал на улице. Недаром в портрете ученого, данного через восприятие пса, главную роль играют слова «жрец», «маг», «чародей». Но нужны ли людям подобного рода люди? Но ведь это не сомненый прогресс, это достижение наук - превратить животного в человека. Но как он обернется для человечества, будет зависеть от степени знаний в сфере биологии и химии, и от того захочет ли ученный поведать все секреты этого метода обществу.

При всей своей нынешней актуальности проблема социальной ответственности ученого имеет глубокие исторические корни. На протяжении веков, со времени зарождения научного познания, вера в силу разума сопровождалась сомнением: как будут использованы его плоды? Является ли знание силой, служащей человеку, и не обернется ли оно против него?

Но ученный создавая тот или иной продукт своей деятельности может не знать всех последствий, которые постигнут человечество, после того как

он будет продемонстрирован обществу. Если рассматривать деятельность знаменитого химика Альфреда Нобеля, то создание бомбы - это не сомненый успех в области использования нитроглицерина. Однако во время изобретения, тестирования бомбы погибало много рабочих завода на котором работал Нобель. Но это не самое страшное... Бомба - это оружие, которое дает не ограниченную власть, ее обладателю. К тому же это изобретение принесло не мало денег, его создателю, что было весьма кстати, так как завод отца Нобеля обанкротился. При жизни Нобеля создалась первая компания по производству глицерина. Думал ли в тот момент Альфред о опасности, которую может принести это изобретение обществу? Думаю, нет.

Но осознание истины рано или поздно приходит. Нобель завещал свое состояние, в виде премии изобретателям, придворительно, разделив ее на пять частей. Вот кому предназначалась последняя часть: «.пятая — тому, кто внесёт весомый вклад в сплочение народов, уничтожение рабства, снижение численности существующих армий и содействие мирной договоренности».

Ученые могут не знать, каковы будут практические последствия того или иного открытия, но они слишком хорошо знают, что "знание — сила", и притом не всегда добрая, а потому должны стремиться к тому, чтобы предвидеть, что принесет человечеству и обществу то или иное открытие. Но не малая ответственность лежит и на самом обществе. Да, Альфред Нобель способствовал развитию военной промышленности, что было не мало важным в то время. Если бы не он, то рано или поздно открытие было бы произведено кем то другим. И в этот момент, когда изобретение, знание о нем, выходит за пределы не доступного, уже общество должно решать, как распорядится полученным.

Рассмотрим взаимодействие ученого и общества на примере знаменитого русского ученного и выдающегося мыслителя Владимира Вернадского. Человек посвятившего себя целиком обществу и работавшему во благо общества, не всегда удавалось найти общий язык с ним. Его труды не принесли ему денег и богатства, а его труды бескорыстны. Но в 1911 году научная и преподавательская работа Вернадского в университете была прервана. Назначенный в 1911 году министром просвещения Лев Кассо, русский юрист, бывший лучший преподаватель Московского университета на факультете права, неожиданно стал на позиции охранителя, полицейского. Кассо усилил государственный контроль над учебными заведениями, ограничил либеральные уступки, сделанные в революцию 1905-1907 годов. Введенный полицейский режим вызвал резкие протесты во многих учебных заведениях. Вернадский вместе с группой ведущих преподавателей покинул университет. Он уехал в Санкт-Петербург и стал директором Геологического и минералогического музея Академии наук и занялся проблематикой общей эволюции Земли. Он стал рассматривать земной шар как замкнутую биологическую систему, которая состоит из

множества оболочек, вроде срезов на дереве. И тогда же впервые сформулировал понятие «биосфера», в которой все живое на Земле представляет собой единый организм.

И сегодня, когда социальные функции науки быстро умножаются и разнообразятся, когда непрерывно увеличивается число каналов, связывающих науку с жизнью общества, обсуждение этических проблем науки остается одним из важных способов выявления и ее изменяющихся социальных и ценностных характеристик. Однако ныне попытки дать недифференцированную, суммарную этическую оценку науке как целому, оказываются — независимо от того, какой бывает эта оценка, положительной или отрицательной, — все менее достаточными и конструктивными.

Использованные источники:

1. М.П Медянцева «Ответственность ученного как социально-этическая проблема» Казань. Издательство Казань 1973г

УДК 336.719

Шадбекова И. Ф. студент магистратуры, 1 курс факультет «Экономический» Рындина И.В., к. э. н.

доцент

кафедра Экономического анализа, статистики и финансов

факультет «Экономический» ФГБОУ ВО Кубанский государственный университет

Россия, г. Краснодар СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ КРЕДИТНЫХ И

ЛИЗИНГОВЫХ ОПЕРАЦИЙ

Аннотация: В настоящей статье рассмотрены методики анализа эффективности лизинговых и кредитных операций, позволяющие реально оценить любой проект договора лизинга и кредита. Лизинга как метода инвестиционной деятельности и его преимущества по сравнению с кредитом.

Ключевые слова: Кредит, лизинг, кредитор, заемщик, лизингодатель, лизингополучатель, лизинговый договор, финансовый лизинг, кредитный договор.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.