Научная статья на тему 'Проблема социальной адаптации народов Севера и Арктики в современном мире'

Проблема социальной адаптации народов Севера и Арктики в современном мире Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
465
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Манускрипт
ВАК
Ключевые слова
коренные малочисленные народы Севера и Арктики / экология / экстремальные природные условия / культура / духовность / социальная адаптация / компаративный подход. / indigenous minorities of the North and the Arctic / ecology / extreme natural conditions / culture / spirituality / social adaptation / comparative approach.

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Яковлева Евдокия Павловна, Григорьева Яна Ивановна

Статья посвящена актуальной проблеме междисциплинарных гуманитарных исследований арктических циркумполярных территорий. Взаимосвязь культуры и общения представлена результатами пилотажного свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди представителей коренных жителей региона. Доказано, что междисциплинарный подход способен интегрировать и осмыслить накопленное различными науками знание о таком важном феномене, как Арктика, использовать его для построения социально-ориентированной, гуманной модели адаптации человека в экстремальных условиях Севера и Арктики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH AND THE ARCTIC IN THE MODERN WORLD

The article is devoted to the relevant problem of interdisciplinary classical studies of the arctic circumpolar territories. Interaction of culture and communication is represented by the results of a pilot free associative experiment conducted among the native residents of the region. The findings lead to the conclusion that the interdisciplinary approach allows scientists to integrate and interpret the accumulated interdisciplinary knowledge about such an important phenomenon as the Arctic, to use the acquired knowledge while developing a socially oriented anthropocentric model of human adaptation to the extreme conditions of the North and the Arctic.

Текст научной работы на тему «Проблема социальной адаптации народов Севера и Арктики в современном мире»

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.26

Яковлева Евдокия Павловна, Григорьева Яна Ивановна

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРА И АРКТИКИ В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Статья посвящена актуальной проблеме междисциплинарных гуманитарных исследований арктических циркумполярных территорий. Взаимосвязь культуры и общения представлена результатами пилотажного свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди представителей коренных жителей региона. Доказано, что междисциплинарный подход способен интегрировать и осмыслить накопленное различными науками знание о таком важном феномене, как Арктика, использовать его для построения социально-ориентированной, гуманной модели адаптации человека в экстремальных условиях Севера и Арктики. Адрес статьи: отм^.агат^а.пе^т^епа^/Э^СИЭ/У^б.^т!

Источник Манускрипт

Тамбов: Грамота, 2019. Том 12. Выпуск 7. C. 126-130. ISSN 2618-9690.

Адрес журнала: www.gramota.net/editions/9.html

Содержание данного номера журнала: www.gramota.net/materials/9/2019/7/

© Издательство "Грамота"

Информация о возможности публикации статей в журнале размещена на Интернет сайте издательства: www.gramota.net Вопросы, связанные с публикациями научных материалов, редакция просит направлять на адрес: [email protected]

Список источников

1. Абельс Х Интеракция, идентичность, презентация. СПб.: Алетейя, 2000. 272 с.

2. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности: трактат по социологии знания / пер. с англ. Е. Руткевич. М.: Academia-Центр; Медиум, 1995. 334 с.

3. Горшков М. К. Модернизационный потенциал идентичности (вместо предисловия) // Россия реформирующаяся. 2013. № 12. С. 3-20.

4. Гуссерль Э. Картезианские размышления. М.: Идея-Пресс, 2001. 297 с.

5. Дробижева Л. М. Гражданская идентичность как условие ослабления этнического негативизма // Мир России. 2017. Т. 26. № 1. С. 7-31.

6. Дробижева Л. М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. М. : Институт социологии РАН, 2003. 337 с.

7. Рыжова С. В. Содержание и динамика этнической идентичности в России // Этническое и религиозное многообразие России / под ред. В. А. Тишкова, В. В. Степанова. М.: ИЭА РАН, 2018. С. 119-136.

8. Санина А. Г. Генезис идеи идентичности в социологии и смежных науках // Социологические исследования. 2014. № 12. С. 3-11.

9. Тишков В. А. Старые и новые идентичности [Электронный ресурс]. URL: http://www.valerytishkov.ru/cntnt/nauchnaya_/ obrazy_rossii/starie-i-novie-i.html (дата обращения: 10.02.2019).

10. Фолиева Т. А., Ворожейкина Л. И. Базовая персональная структура Абрама Кардинера // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 9. Исследования молодых ученых. 2010. Вып. 8. Ч. 1. С. 130-132.

11. Эриксон Э. Детство и общество / пер. с англ. Обнинск, 1993. 196 с.

12. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис / пер. с англ.; общ. ред. и предисл. А. В. Толстых. М.: Прогресс, 1996. 344 с.

13. Юм Д. О тождестве личности // Юм Д. О человеческой природе. СПб.: Азбука, 2001. C. 297-407.

MAIN APPROACHES TO IDENTITY PHENOMENON UNDERSTANDING

Khachatryan Lilit Vachaganovna

North-Caucasus Federal University, Stavropol [email protected]

The article deals with the main approaches to the identity phenomenon understanding. The notion "identity" is analysed from the perspective of philosophy, psychology and sociology, and the tendency common for these approaches to emphasise the crucial role of a subject and his identity in constructing the reality of the modern world is substantiated. Having considered the situation with the formation of the Russian identity, the author concludes that the main issue for the Russian researchers is correlation between state-civil and ethnic identities. The best solution of this issue is the "complementarity" paradigm, which creates a harmonious image of the modern Russian.

Key words and phrases: identity; basic personal structure; social identity; social construction of reality; state-civil identity; ethnic identity.

УДК 1; 316.7:008(470-17) Дата поступления рукописи: 06.04.2019

https://doi.org/10.30853/manuscript.2019.7.26

Статья посвящена актуальной проблеме междисциплинарных гуманитарных исследований арктических циркумполярных территорий. Взаимосвязь культуры и общения представлена результатами пилотажного свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди представителей коренных жителей региона. Доказано, что междисциплинарный подход способен интегрировать и осмыслить накопленное различными науками знание о таком важном феномене, как Арктика, использовать его для построения социально-ориентированной, гуманной модели адаптации человека в экстремальных условиях Севера и Арктики.

Ключевые слова и фразы: коренные малочисленные народы Севера и Арктики; экология; экстремальные природные условия; культура; духовность; социальная адаптация; компаративный подход.

Яковлева Евдокия Павловна, к. филос. н. Григорьева Яна Ивановна

Северо-Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова, г. Якутск yakov_eva@mail. т; zojana@list. т

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ НАРОДОВ СЕВЕРА И АРКТИКИ

В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ

Научная новизна работы состоит в том, что представлены результаты свободного ассоциативного эксперимента, проведенного среди представителей коренных жителей региона - якутов и малочисленных народностей Севера. Результаты исследования показали, что обе культуры имеют значительные сходства. Цель исследования: проанализировать общее и специфическое в культурах обоих этносов.

Задачи исследования:

- раскрыть актуальность экологических, гуманитарных исследований циркумполярных территорий;

- проанализировать роль экологического сознания, мировоззрения, языка, традиций и культуры народов Севера и Арктики;

- выявить методологические противоречия в исследовании социальной адаптации коренных малочисленных народов Севера в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Арктики.

Актуальность междисциплинарных гуманитарных исследований циркумполярных территорий обусловлена современными вызовами, происходящими в мире. Особо важным в свете ведущихся дискуссий является исследование проблем социальной адаптации народов Севера и Арктики в современном динамично развивающемся мире. Исследования, проведенные многими отечественными и западными учеными, позволили выделить глобальность и системность данной проблемы, роль экологического сознания, мировоззрения, языка, традиций и культуры народов Севера и Арктики.

Понимание и признание проблем социальной адаптации народов Севера и Арктики имеет не только философскую, но и экзистенциальную ценность. Сегодня данное явление - важнейшая актуальная научная проблема комплексного познания человека в экстремальных условиях Севера и Арктики [9].

На данном этапе ситуация выглядит следующим образом: катастрофическое ухудшение экологии Севера и Арктики, изменение климата, таяние льдов Северного Ледовитого океана; нарушение экологического равновесия; неравномерность экологической и антропогенной нагрузки на территории Севера и Арктики; снижение популяции северных животных; сокращение биоразнообразия в Арктике: изменение климата ставит народы Севера и Арктики перед проблемой выживания в экстремальных природных условиях. В результате всех этих негативных явлений и процессов получается системная стагнация Севера и Арктики в экономической и социальной сферах [5].

Весьма перспективны исследования этнической культуры народов Севера и Арктики, особенно в области психолингвистики в контексте взаимодействия культур. Из этого следует, что наиболее актуальным становится междисциплинарный аспект исследования языка, сознания, мировоззрения, традиций и культуры народов Севера и Арктики. В этом плане очевидный интерес представляет применение компаративного подхода. Формирование современной практики междисциплинарных гуманитарных исследований позволяет связать теоретический анализ с практикой психолингвистических исследований.

Взаимодействие культур неразрывно связано с общением внутри этносов, с выявлением общего и специфического между ними. В этой связи мы провели психолингвистическое исследование, выбрав для этого пилотажный свободный ассоциативный эксперимент (САЭ), в котором приняли участие две группы испытуемых: якуты - 67 человек и группа испытуемых МНС (малочисленные народности Севера: эвены и эвенки) -15 респондентов. Временные рамки нашего исследования: с сентября по декабрь 2018 года. Все участники эксперимента - студенты трех факультетов и институтов Северо-Восточного федерального университета: автодорожного факультета, института языков и культуры народов Северо-Востока России и института зарубежной филологии и регионоведения в возрасте от 17 до 25 лет. Большую часть испытуемых составили билингвы, которые, помимо родного языка, хорошо владеют русским языком.

В экспериментальном исследовании респондентам были предложены анкеты с 15 стимулами. Список стимулов состоит из понятий и ценностей, отражающих окружающую действительность испытуемых. Это: природа, свобода, Арктика, духовность, культура, традиция, дом, экология, Север, коренные народы Севера, экстремальные природные условия, адаптация, Родина, семья и цивилизация. Задание было сформулировано таким образом: запишите рядом со словом-стимулом первое пришедшее на ум слово (или несколько слов). Время заполнения анкеты - 3 минуты.

Рассмотрим самые значимые для обоих этносов стимулы. В скобках указано количество респондентов, заполнивших реакции на стимул.

Стимул «Адаптация» (якуты - 59; МНС - 13): большее количество ассоциаций на данный стимул получила реакция привыкание (якуты - 6; МНС - 4). Якуты отметили также реакции выживание и приспособление (по 3 ответа). Как положительный момент испытуемые назвали: комфорт, эволюция, новое, опыт (якуты) и социальное окружение, быстрая и условия (группа МНС).

Отрицательный образ сознания встречается у представителей МНС: тяжелое испытание и смирение. Это единичные реакции, вызванные, очевидно, тем, что респонденты принимают как данность умение переносить трудности в суровых климатических условиях. Якуты к отрицательным реакциям отнесли тревогу, трудности, сложности, страх и стресс. Эти реакции у представителей МНС не встречаются.

Стимул «Культура» (якуты - 61; МНС - 14): к ядерным реакциям респонденты группы якутов отнесли народ (7 реакций), тогда как вторая группа такой реакции не показала. Следующей реакцией выступило искусство (5). У группы МНС реакция искусство отмечена как единичная, самыми значимыми названы ценность, традиция и воспитание. Интересным фактом стала реакция ысыах в данной группе, так как ысыах является традиционным якутским праздником. У представителей коренных МНС таковым является бакал-дын. Представители обеих групп характеризуют свое бережное отношение к культуре: поведение (3), обычаи (3), олонхо (2), танцы (2), язык (2) и некоторые единичные реакции, такие как музей, наследие, самобытность (группа якутов), демонстрирующие интерес к своим корням; единичные реакции - создано человеком, духовный и материальный мир, обычаи и обряды, песни и танцы (группа МНС). Отрадно заметить, что традиционные ценности народа также свято почитаются сегодня молодежью.

Стимул «Экстремальные природные условия» (якуты - 66, МНС - 15): реакция холод отмечена в обеих группах как самая частотная (13 и 4 соответственно). Это связано с условиями проживания в регионе, с территориальной принадлежностью обоих этносов. Следующими по частоте упоминания реакциями у якутов стали: адреналин (5), опасность (4), у представителей МНС - горы (3). У группы якутов встречается много реакций с отрицательной коннотацией: игра с жизнью, опасная езда и страх. Это можно объяснить как увлеченностью молодых людей компьютерными играми, так и тяжелыми природными условиями проживания на Севере. У второй группы отрицательных реакций нет.

Стимул «Цивилизация» (якуты - 61, МНС - 14): цивилизацию якуты связывают, в первую очередь, с городом (8) и развитием (7). У представителей группы МНС эти же реакции являются ядерными, но развитие (4), город (2). Обе группы также отмечают прогресс. Превалируют такие единичные реакции, как технологии, нанотехнологии, XXI век, Интернет, Wi-Fi, телефон, сотовая связь и социальные сети. Они остаются важными для респондентов в связи с отдаленностью проживания, что также отметила группа МНС реакцией далеко, а также с недоступностью сети Интернет в северных улусах (районах) республики. В этой же группе зафиксированы реакции запах дыма и люди. Две последние реакции имеют принадлежность к ценности дом. Запах дыма ассоциируется у респондентов с теплом домашнего очага и уютом; люди - с районным центром или городом.

Таким образом, можно сделать вывод, что адаптация для представителей обоих этносов - это, прежде всего, привыкание, приспособление к возникающим изменениям, и оно происходит постоянно. Несмотря на то, что встречаются и отрицательные моменты, демонстрирующие определенные трудности проживания в природно-климатических условиях Крайнего Севера, и якуты, и малочисленные народы Севера воспринимают ее как изменение и новый опыт.

Обе группы совпадают во мнении о представлении культуры. Передается мысль о важности самобытной культуры своего народа, бережное отношение к наследию предков и почитание традиций, обычаев и обрядов своей культуры.

Стимулы «экстремальные природные условия» и «цивилизация» передают в большей степени универсальные представления представителей любой лингвокультуры.

Результаты проведенного эксперимента позволяют нам утверждать, что отличительных черт между представителями обеих культур практически нет, так как культуры якутов и малочисленных народов Севера являются родственными, о чем свидетельствует исторически сложившееся длительное сосуществование в суровых условиях Севера и Арктики.

Таким образом, исследования языка, сознания, мировоззрения, традиций, культуры народов Севера и Арктики, традиционно осуществляющиеся на междисциплинарном уровне, имеют широкие перспективы для дальнейшего комплексного изучения человека в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Арктики. Важнейшие социально-гуманитарные проблемы, сформулированные в этнологии, филологии, герменевтике и во многих областях знания, сохраняют свою актуальность и в современной гуманитарной науке.

Учитывая специфику и экстремальные природно-климатические условия проживания северных народов, следует особо обратить внимание на то, как, приспосабливаясь к переменчивому экологическому равновесию Арктики за последние годы, коренные народы северных просторов выработали гармоничный образ экологического сознания, свою неповторимую циркумполярную цивилизацию. Сформировали особый тип мировоззрения и собственную, уникальную картину мира, где основной парадигмой культуры является ее экологичность, то есть гармония с природой Севера. Сохранили свою этническую идентичность в современном изменяющемся виде [7].

В современном мире обеспечить сохранение и выживание арктической флоры и фауны становится труднее. В нашей реальной жизни и в исторической памяти человечества Арктика была и есть место вечной мерзлоты, холода и льдов. Арктический растительный и животный мир уникален. Для глобального биоразнообразия арктический регион имеет колоссальное значение. Некоторые виды растений и животных встречаются только в Арктике. 40 видов растений и животных, населяющих остров, не встречаются больше нигде на Земле. И весь этот уникальный и хрупкий мир биоразнообразия Арктики требует бережного отношения и сохранения для глобального экологического равновесия в мире.

Как тонко замечено О. Н. Толстихиным, «духовно-нравственные критерии малочисленных народов, населявших пространства Сибири, Дальнего Востока и Российского Севера, диктовались экстремальными условиями их жизнеобитания и основывались на культурных национальных традициях, язычестве и шаманизме, порой необыкновенным образом сочетавшемся с христианскими догматами. Проводниками культуры в городах и селах являлись сельские учителя, врачи, преподаватели гимназий и реальных училищ, служители культа, представители творческой интеллигенции» [8, с. 7].

Современные коренные жители Арктики традиционно привыкли к экстремальным природным условиям Севера, где сохранение традиций и уклада жизни является залогом, тонким и хрупким балансом в суровых условиях Арктики [6].

Важно отметить, что в сложившихся издревле экстремальных природных условиях у коренных народов Севера и Арктики «умение жить в гармонии с природой и с людьми и есть основа циркумполярной цивилизации. Жизнь в экстремальных условиях сформировала личность жителя Севера. Главным содержанием человека циркумполярной цивилизации является его духовность, и в основе северной духовности лежит принцип гуманности, опирающийся на идеи величайшей ценности. Такой высочайшей ценностью для человека

Арктики признается жизнь. Духовность жителей Арктики сформировалась в ходе их осмысления окружающего мира. В древности мировоззрение представлялось им в виде мифологии» [4, с. 36].

Многими исследователями арктических территорий верно замечено, что суровые, экстремальные природно-климатические условия формируют особые качества и черты характера северного человека. Например, «доброжелательность - важнейшая черта характера северного человека. Потому что она предполагает постоянную готовность к взаимопомощи, особенно высоко ценимую в экстремальных условиях жизни в Арктике и Субарктике» [8, с. 20].

В стремительно развивающемся мире важно сохранить тонкую нить веками установленных северных традиций и уклада жизни для сохранения северной этнической идентичности в экстремальных условиях Арктики, так как вызовы современной цивилизации становятся все острее для молодого поколения. От того, насколько гармонично адаптирован человек в современном социуме, насколько конструктивно выстроен экзистенциальный диалог в контексте взаимодействия культур, возможно, зависит траектория и стратегия будущего развития.

В новой социальной реальности, в условиях глобализации сложилась такая ситуация, что в массовую культуру стремительно внедряются атрибуты западной культуры, современные технологии лишь ускоряют этот процесс. Особенно в молодежной субкультуре стали более заметны негативные стороны глобализации, например чрезмерное увлечение новыми гаджетами и компьютерными играми в киберпространстве. Какое влияние оно будет иметь на процессы социальной адаптации молодых людей в стремительно меняющемся мире в будущем? В ходе исследования выявлено, что наиболее значимой проблемой за последние десятилетия является состояние здоровья детей и подростков.

Например, в течение многих десятилетий многие северные регионы России не в состоянии самостоятельно решить проблемы социального, экономического характера, обеспечения качества и высокого социального уровня жизни детей и подростков в экстремальных природных условиях, особенно в кочевых условиях Севера и Арктики [3]. В таких непростых условиях им нужна дополнительная целевая поддержка государства. При отсутствии такой поддержки процесс дезадаптации незащищенных слоев населения станет необратимым. В этой связи следует подчеркнуть, что для сохранения и развития уникальной материальной культуры и духовного наследия северных народов Арктики должна быть принята дополнительная целевая программа государства.

По этому поводу верно замечено М. Е. Николаевым: «Культура народов оказалась под давлением множества противоречий глобального и локального порядка. Отметим некоторые из них: глобализация и стремление сохранить свою обособленность; информатизация и трудности общения из-за языковых и технологических барьеров; модернизация и консерватизм; индустриализация и экологическая аграрность; урбанизация и сельский, кочевой образ жизни; аутентичность и стремление сохранить этническую идентичность; территориальная экспансия и близость к традиционной среде обитания; универсализация и самобытность малочисленных народов; активность техногенной цивилизации и пассивность экологической культуры; мультикультурность и самобытность; масс-культура и творческая индивидуальность Севера; многополярность мира и уникальность циркумполярной цивилизации» [4, с. 41].

Уместно вспомнить исследования С. Н. Горохова, который выделяет в основном проблемы социального характера: «В настоящее время идет довольно быстрыми темпами фактическое сокращение общей занятости среди некоторых народностей, с одной стороны, а с другой - невиданный ранее рост числа занятых в малоквалифицированном, а значит, и в низкооплачиваемом труде. <...> 30 лет назад около четверти населения народностей Севера непосредственно было занято в традиционных отраслях. В настоящее время: прежде всего из-за отсутствия рабочих мест, значительная их часть покинула села и проживает в городах и рабочих поселках» [2, с. 7]. Хотя исследования С. Н. Горохова были проведены в 90-е годы, частично социальные проблемы тех лет не потеряли своей актуальности и поныне. Это говорит о том, что витальные и социальные проблемы коренных малочисленных народов Севера достаточно глубоки и требуют более пристального и системного рассмотрения и исследования.

Но вместе с тем существует ряд исследований, где осмысление социальных проблем народов Севера и Арктики осуществляется в более позитивном ключе. В проведенных исследованиях утверждается, что «аборигены Севера за тысячелетия жизни в высоких широтах выработали гармоничный тип адаптации к экстремальной природной среде, создали особую циркумполярную цивилизацию, сумевшую, несмотря на достаточно продолжительное по времени и мощное по силе внешнее воздействие, сохранить внутреннюю устойчивость. Освоив арктические территории еще в глубокой древности, автохтонные народы выработали специфические типы хозяйства и культуры, механизмы сохранения здоровья и жизни в природно-климатических условиях Севера» [1, с. 3].

Следует подчеркнуть, что в современных условиях сохранение и развитие культуры народов Арктики в целом и формирование современной практики междисциплинарных гуманитарных исследований арктических циркумполярных территорий, в особенности социальной адаптации народов Севера и Арктики, являются перспективным и актуальным направлением в разных областях науки.

В ходе исследования выявлено, что огромная часть теоретических исследований по адаптации народов Севера и Арктики посвящена исследованию отдельных аспектов, что затрудняет формирование целостного представления о современном положении данного явления.

Таким образом, на основе компаративного подхода можно выявить возможность адекватного разрешения методологических противоречий в исследовании социальной адаптации народов в экстремальных природно-климатических условиях Севера и Арктики.

Результаты междисциплинарных гуманитарных исследований языка, сознания, мировоззрения, традиций, культуры народов Севера и Арктики могут быть использованы при разработке различного уровня программ устойчивого развития Севера и Арктики.

При этом в исследовании ключевыми моментами должны быть: сохранение и развитие самобытной культуры малочисленных народов Севера и Арктики; защита исконной среды обитания и традиционного уклада жизни малочисленных народов; сохранение на территориях традиционного природопользования биологического разнообразия и другие значимые, актуальные проблемы.

Следует помнить, что развитие Севера и Арктики в целом важно для страны. В числе проблем - все сферы жизнедеятельности человека, и очень важно грамотное и бережное отношение к данной ситуации.

Список источников

1. Боякова С. И. Освоение Арктики и народы Северо-Востока Азии (XIX в. - 1917 г). Новосибирск: Наука, 2001. 160 с.

2. Горохов С. Н Проблемы народов Севера Якутии: состояние и пути их решения: сборник научных трудов: в 2-х ч. Якутск: ЯГУ, 1999. Ч. 1. 91 с.

3. Интеграция коренных малочисленных народов Сибирского Севера и Дальнего Востока в общероссийскую культуру / Институт проблем малочисленных народов Севера СО РАН. Якутск: ЯФ СО РАН, 2003. 393 с.

4. Николаев М. Е. Вызовы Арктики. М.: Издание Совета Федерации, 2009. 308 с.

5. Попов В. Ф., Толстихин О. Н Экология. Якутск: БГУЭП, 2013. 388 с.

6. Современная Арктика: опыт изучения и проблемы: сборник научных статей. Якутск: ЯФ СО РАН, 2005. 200 с.

7. Социальное и этническое развитие народов Северо-Востока Российской Федерации: сборник научных трудов / Якутский институт языков, литературы и истории СО РАН. Якутск: ЯФ СО РАН, 1992. 80 с.

8. Толстихин О. Н Возвращение духовности. Якутск: ЯГУ, 2007. 164 с.

9. Якутия в российском научном пространстве XX - начала XXI в.: гуманитарные исследования: сборник научных статей. Якутск: ЯНЦ СО РАН, 2005. 312 с.

PROBLEM OF SOCIAL ADAPTATION OF THE INDIGENOUS PEOPLES OF THE NORTH AND THE ARCTIC IN THE MODERN WORLD

Yakovleva Evdokiya Pavlovna, Ph. D. in Philosophy Grigor'eva Yana Ivanovna

M.K. Ammosov North-Eastern Federal University, Yakutsk yakov_eva@mail. ru; zojana@list. ru

The article is devoted to the relevant problem of interdisciplinary classical studies of the arctic circumpolar territories. Interaction of culture and communication is represented by the results of a pilot free associative experiment conducted among the native residents of the region. The findings lead to the conclusion that the interdisciplinary approach allows scientists to integrate and interpret the accumulated interdisciplinary knowledge about such an important phenomenon as the Arctic, to use the acquired knowledge while developing a socially oriented anthropocentric model of human adaptation to the extreme conditions of the North and the Arctic.

Key words and phrases: indigenous minorities of the North and the Arctic; ecology; extreme natural conditions; culture; spirituality; social adaptation; comparative approach.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.