Научная статья на тему 'Проблема социального времени в системе ценностных ориентаций советских женщин в 1960-80-х годах: государственная политика и индивидуальный выбор'

Проблема социального времени в системе ценностных ориентаций советских женщин в 1960-80-х годах: государственная политика и индивидуальный выбор Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
241
49
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Terra Linguistica
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНОЕ ВРЕМЯ / ЦЕННОСТЬ ВРЕМЕНИ / СОВЕТСКИЕ ЖЕНЩИНЫ / КОНЦЕПЦИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЗАБОТЫ / КОНЦЕПЦИЯ СПРАВЕДЛИВОГО РАСПРЕДЕЛЕНИЯ ОБЯЗАННОСТЕЙ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мищенко Татьяна Александровна

Статья посвящена гендерному анализу категории социального времени. Особое внимание уделено ценности времени женщин как экономического ресурса, последствиями распределения которого в 1960-80-х годах являлись демографические изменения, напряженность во внутрисемейных отношениях. Отражено несколько концепций высвобождения времени женщин, популярных в советском обществе в рассматриваемый период.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

This article is devoted to gender analysis categories of social time. Particular attention is paid to the value of women's time, as an economic resource, the consequences of the distribution of which in1960-1980s, were the demographic changes, the tension infamily relations. The article reflects the release of several concepts of women's time, popular in Soviet society during the period.

Текст научной работы на тему «Проблема социального времени в системе ценностных ориентаций советских женщин в 1960-80-х годах: государственная политика и индивидуальный выбор»

законодательной работе. Отсутствие возможности маневра у руководства всех без исключения групп Государственного совета и создавало ту ситуацию несколько запоздалого реагирования их руководством на быстро изменяющуюся политическую ситуацию в законодательных палатах. Все это делало взаимодействие групп Государственного совета и фракций Государственной думы сложными и часто возможными только на уровне принятия условных решений.

С.Ю. Витте предвидел возможные итоги в результате своего участия в процессе реформирования Государственного совета и Государственной думы: «...Мое присутствие нала-

гает на меня исключительную ответственность перед современниками и потомством: так было и прежде, а в особенности будет теперь, а между тем многие законы, таким образом вырабатываемые, страдают различными недостатками. По нашему мнению, как вопрос об основных законах, так и самые законы должны составить предмет суждения совета министров, члены которого и я, как председатель, первый буду нести за них ответственность» [5, с. 259]. Но, создав своими руками систему российской власти, Витте, исходя из тактических соображений, фактически спровоцировал ее перманентный кризис, приведший весь политический строй Российской империи к краху в 1917 году.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ганелин, Р.Ш. Российское самодержавие в 1905 году. Реформы и революция [Текст] / Р.Ш. Ганелин - СПб., 1991.

2. Падение царского режима. Стенографические отчеты допросов и показаний, данных в 1917 году в Чрезвычайной следственной комиссии Временного правительства [Текст]. — М.; Л., 1925. — Т. 2.

3. Давидович, А.М. Самодержавие в эпоху империализма [Текст] / А.М. Давидович. —М., 1975.

4. Кочаков, Б.М. Государственный совет и его архивные материалы [Текст] / Б.М. Кочаков // Учен. зап. ЛГУ. Сер. Исторические науки. — Вып. 8. — Л., 1941.

5. Витте, С.Ю. Воспоминания [Текст] / С.Ю. Витте. — М., 1960. — Т. 2.

6. Котляревский, С.А. Юридические предпосылки русских Основных законов [Текст] / С.А. Котля-ревский. — М., 1912.

7. Государственный строй Российской империи накануне крушения [Текст]. — М., 1995.

8. Дякин, В.С. Сфера компетенции указа и закона в третьеиюньской монархии (1906—1917) [Текст] / В.С. Дякин // Вспомогат. истор. дисциплины. — VIII. - Л., 1976.

9. Шейн, В. Государственный совет. Сборник узаконений и постановлений с разъяснениями [Текст] / В. Шейн, Г. Блосфельдт.- СПб., 1910.

10. Утро России [Текст]. -1916. -14 февраля.

11. РГИА. Ф. 1148. Оп. 10. 1914. Д. 7.

12. Там же. Ф. 1668. Оп. 1. Д. 11.

13. Новое время [Текст] - 1913. - 5 ноября.

14. Вернадский, В.И. Страницы автобиографии В.И. Вернадского [Текст]. - М., 1981.

15. Новикова, Е.Э. Государственный совет в годы Первой мировой войны. 1914-1917. [Текст]: дис.... канд. ист. наук / Е.Э. Новикова. - М., 1986.

26. Бородин, А.П. Усиление позиций объединенного дворянства в Государственном совете в 1907-1914 годах [Текст] / А.П. Бородин // Вопр. истории. - 1977. - № 2.

УДК 94(47).085

Т.А. Мищенко

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО ВРЕМЕНИ В СИСТЕМЕ ЦЕННОСТНЫХ

ОРИЕНТАЦИЙ СОВЕТСКИХ ЖЕНЩИН В 1960-80-Х ГОДАХ: ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА И ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ВЫБОР

Начало 1960-х годов в СССР явилось време- деятельность вне дома. Предельная мобилиза-нем массового вовлечения женщин в трудовую ция трудового потенциала женской рабочей

силы продолжалась до середины 1980-х годов и диктовалась потребностями советской экономики. При этом с начала 1960-х годов были зафиксированы некоторые негативные социальные последствия роста трудовой занятости женщин, вызывавшие обеспокоенность государства: напряженность и конфликтность во внутрисемейных отношениях, ослабление контроля за поведением детей и снижение рождаемости.

Суммарный коэффициент рождаемости в 1959 году упал до 2,62 ребенка на женщину (в 1955 году он составлял 2,9 ребенка на женщину), в 1968—1969 годах — до 2,05. По данным переписи 1970 года, среди семей, где возраст матери составлял 35—39 лет, на однодетные приходилось 25 %, двудетные — 40 %. Среди городского населения страны малодетных семей было больше: бездетных — 7 %, однодетных — 31 %, двудетных — 45 % [9, с. 380—381]. «Тройная» нагрузка на женщину — производственная, бытовая, материнская — в условиях изменяющейся системы ценностей, роста духовных запросов и уровня образования женщин закрепила в 1970-е годы «двудетную» модель семьи как необходимую и достаточную для большинства советских женщин. Резкое сокращение рождаемости не могло не беспокоить правящую элиту, поэтому с 1960-х годов особую актуальность приобрели дискуссии о высвобождении времени женщины.

Анализ ценности времени женщины и мужчины реконструирует историческую динамику в гендерной перспективе. Воспользуемся концепцией «второго демографического перехода», описывающего изменения в репродуктивном и матримониальном поведении, когда рождаемость падает ниже уровня простого воспроизводства. В качестве объясняющего фактора И.Е. Калабихина предлагает трансформацию системы ценностей: «В дискуссии о политике по повышению репродуктивных установок мы часто забываем, что ограниченным ресурсом в современных развитых обществах становится не доход домохозяйства, а время женщины» [7, с. 24].

Таким образом, анализ ценности социального времени, рассматриваемого как экономический ресурс, принадлежащий женщине, позволяет представить проблемы гендерного

неравенства как обусловленные различными особенностями, присущими времени женщины и мужчины. Принципиальным отличием времени как экономического ресурса, общим для всех, будет тот факт, что неиспользование его не оставляет время в наличии в отличие от других ресурсов, например капитала. Однако неравный вклад в домашнее производство труда женщины и мужчины превращает время женщины в дефицитный ресурс и влечет за собой не только его более высокую ценность, но и повышает «цену выбора» — куда потратить имеющееся в распоряжении женщины время, т. е. альтернативные издержки. Какую часть своей жизни тратит женщина на домашнее хозяйство, сколько часов в неделю отнимет у нее кухня, каких затрат требует стирка, уборка, сколько времени она уделяет ребенку? Все это подсчитывалось советскими учеными еще в 1920—30-е годы, но именно к началу 1970-х, когда всеобщая женская занятость стала стабильным явлением, приобрело характер злобы дня. Проведенные исследования второй половины 1960-х — 1970-х годов по изучению бюджетов времени семей свидетельствовали о неравных затратах внерабочего времени на все виды домашнего труда мужчин и женщин. В целом женщины были заняты домашним трудом в 2—2,5 раза больше, чем мужчины, а по некоторым видам труда в домашнем хозяйстве затраты времени у них были в 4—5 раз больше, чем у мужчин [13, с. 105]. В распределении времени женщин исследователи выявили ряд закономерностей.

1. Затраты на все виды домашнего труда возрастали с увеличением количества детей. Появление в семье первого ребенка превышало затраты времени женщины на домашний труд в среднем на 76 %, при двоих детях они увеличивались еще на 22 % [11, с.106].

2. Затраты времени зависели от возраста детей. Наиболее «затратный период» — при ребенке в возрасте от одного года до шести лет, когда на домашнюю работу женщина тратила в будний день от 5 часов 40 минут до 4 часов 15 минут [Там же].

3. Временные затраты на домашний труд оказались связаны и с возрастом женщины: они резко увеличивались с 25 лет (29,9 часа

в будние дни недели) и достигали максимума в возрасте 50 лет и старше (46,3 часа) [13, с. 108-109].

4. Время, используемое на выполнение домашних обязанностей, не уменьшилось по сравнению с 1920-30-ми годами, так как во второй половине XX века у советской женщины появились новые социальные роли и новые обязанности, с ними связанные (воспитатель, организатор семейного отдыха и т. д.) [18, с. 42-44].

5. В связи с сокращением репродуктивного периода до 10-12 лет и совпадением этого периода со временем учебы и карьерного роста максимально уплотнялось время женщины, сокращались возможности профессионального и культурного роста, возникали сложные бытовые и психологические проблемы в семье [См.: 6, с. 106].

Воспроизводство и поддержание асимметричного разделения внутрисемейных обязанностей, наряду с различиями в использовании внерабочего бюджета времени женщинами и мужчинами, стали рассматривать как «парадокс XX века» или проблему «двойной занятости» женщины.

Для советской науки были характерны две концепции высвобождения и перераспределения времени женщины: концепция «государственной заботы», предусматривавшая создание условий для выполнения женщиной множества социальных функций, и концепция «справедливого разделения обязанностей», акцентированная на появление новых социокультурных норм в семейных взаимоотношениях и личные возможности женщины в условиях научно-технического прогресса рационально распределять бюджет времени (см. таблицу).

Концепции высвобождения и перераспределения времени женщины в семейном бюджете

Концепция «государственной заботы» Концепция «справедливого разделения обязанностей»

• Система правовых льгот для женщин в связи с выполнением функции материнства [16, с. 127-132] • Помощь семье в воспитании детей (создание и расширение сети дошкольных учреждений, групп продленного дня, кружков по интересам, пионерлагерей) [12, с. 42-53] • Создание доступной сети бытовых учреждений питания и других услуг [5, с. 146-147] • Переход к равному участию мужчин и женщин в домашнем труде [18, с. 42-49] • Механизация домашних работ, оснащение дома бытовыми приборами, что приведет к новому разделению труда в семье [2, с. 146-147] • Приобретение комфортного жилья с наличием коммунальных услуг [5, с. 144] • Сокращение рабочего времени женщины при сохранении заработной платы [17, с. 80-82]

Недостатки осуществления концепций по изменению бюджета времени женщины

• Вопрос о привлечении мужчин к ведению домашнего хозяйства и воспитанию детей не считался актуальным • Государство обращалось напрямую к женщине-матери, мужчина как отец и муж превращался в депривированного субъекта* • Формировалась гипертрофированная ответственность женщин за детей • От мужчины к женщине переходили требования проявления таких качеств, как ответственность, уверенность, мужество • Негативные последствия патриархальной культуры препятствовали изменению традиционной системы социополовой дифференциации •Гендерные стереотипы, приписывающие каждому биологическому полу свои социальные роли, только мужчине позволяли использовать имеющиеся у него ресурсы времени по своему выбору •Недостаточность бытовых приборов и механизмов, облегчающих домашний труд •Оснащение квартир отоплением, канализацией, водопроводом сокращало количество обязанностей по дому, традиционно приписываемых мужчине

*В данном случае под депривацией понимается отсутствие социальной ответственности, социальной активности, альтруизма.

Предполагалось, что появившееся свободное время женщины будут тратить на воспитание детей, образование и самообразование, активный отдых: «Для такой обширной программы, как учеба, самообразование, выполнение общественных поручений и воспитание детей, отдых, развлечения, творческая деятельность и любительские занятия, физкультура и спорт, свободное время женщины весьма незначительно, потому оно не может удовлетворить разнообразные потребности женщины и ее естественные желания» [15, с. 51]. Таким образом, была установлена зависимость использования резерва времени от ценностных установок.

Насколько же в действительности выраженные ценности и предпочтения согласовывались с реальным поведением женщин?

Различные исследования бюджетов времени в Таганроге (1978), Пскове (1965, 1986), Костроме (1966, 1971) установили определенную динамику роста свободного времени женщин, что связывалось с индустриализацией быта, формированием умения женщин «управлять» своим временем: «Квалифицированный профессиональный труд способствует формированию у работниц таких деловых качеств, как организованность, четкость, инициативность, повышает значимость свободного времени» [5]. При этом величина затрат времени на воспитание детей осталась неизменной и составляла 5,4—5,5 часа в неделю, т. е. около 50 минут в день [10, с. 80]. Активный отдых (спорт, туризм, путешествия, посещения театров, музеев), популярный в 1960-е годы, в 1970-е сменяется времяпрепровождением у телевизора: «...А разве мало семей, где в воскресенье или просто свободное время в будни проходят по раз и навсегда заведенному образцу? — писала газета «Известия» в 1970 году. — Он дремлет около телевизора или лежит на диване с газетой, она — неприбранная, в домашнем халате возится по хозяйству..» [4]. Таким образом, социально значимые виды деятельности (занятия с детьми, активный отдых, чтение) не получали распространения при возрастающем ресурсе свободного времени [См.: 10].

Не отрицая связи между использованием резерва времени и ценностными установками личности, необходимо принимать во внимание последствия технологического прогресса и от-

дельные эффекты общества потребления. Закономерности становления общества потребления связаны с тем, что при росте доходов возрастает потребность человека в определенном социальном статусе и внешних его атрибутах, в число которых входят одежда и жилище определенного уровня престижности, что в традиционном советском варианте выражалось в ценностной установке: «Чтобы все было, как у людей». С начала 1960-х годов в центр государственной политики под лозунгом «развитого строительства коммунизма» была поставлена задача максимального удовлетворения все возрастающих потребностей людей. «Советский консю-меризм» В.И. Ильин связывает с восприятием в обществе Программы построения коммунизма как потребительского рая, а ослабление международной напряженности и одновременно наличие огромных арсеналов ядерного оружия — с порождением желания «жить здесь и сейчас, наслаждаться жизнью» [8, с. 7].

В 1970-х годах, согласно ежегодному отчету о развитии человечества, СССР по уровню жизни (ИРЧП) входил в первую десятку развитых стран мира [1]. В 1977 году в нашей стране 77 семей из 100 имели телевизор, 65 семей — стиральную машину, 18 — пылесос, в 1981 году — 90, 69 и 31 семья соответственно [14, с. 98]. Приобретение телевизора опережало машины бытового назначения, так как все члены семьи получали возможность пользоваться значительной частью социальной информации и общественных развлечений, оставаясь дома.

Домашнему времяпрепровождению способствовал и рост жилищного строительства. С 1960 по 1980 год в Советском Союзе было построено 55 641 тыс. отдельных квартир, большинство из них имело водопровод, канализацию, центральное отопление, газовую плиту, ванную и другие удобства. «.Для нормального развития семьи нужна благоустроенная квартира, предоставленная социалистическим государством, или, по меньшей мере, комната. Дети должны быть одеты и обуты, снабжены портфелями, учебниками и тетрадями, отправлены в школу. Не секрет, что квартира требует обстановки, что хорошо бы летом съездить к Черному морю», — так характеризует потребительские запросы советской семьи в конце 1970-х годов социолог И.В. Бестужев-Лада [3, с. 24].

Изменение стандартов потребления в советском обществе влияло на структуру использования свободного времени женщиной в сторону увеличения затрат на пассивные виды отдыха. Трансформация структуры жизненных ценностей женщины, в которых все большее значение приобретало свободное время, к 1990-м годам, по данным Т.М. Карахановой, привела к использованию образовавшего ресурса времени в 5,8 часа в неделю по сравнению с 1965 годом для сна и ухода за собой [10, с. 77].

Итак, социальное время следует рассматривать как особый экономический ресурс. Ценность социального времени определяется невозможностью его сохранения и накопления при одновременном ускорении хода социальных изменений («уплотнения» социального времени). Анализ производства потребительских благ домохозяйствами, комбинирующими затраты

рыночных товаров с затратами собственного времени, требует тендерного измерения. Время женщины как основного производителя потребительских благ домохозяйства представляет собой дефицитный ресурс с высокими альтернативными издержками при распределении на виды деятельности. Для советских женщин поиск резервов времени выражался в стремлении использовать помощь государства, механизации быта, справедливом распределении обязанностей в семье. Стремление женщин упорядочить быт, «уплотнить» и «сжать» время домашнего труда приводило к формированию новых социальных качеств: организованности, четкости, инициативности. Ценность времени женщины способствовала стремлению ограничить количество детей в семье и самостоятельно использовать образовавшийся ресурс свободного времени.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Электронный ресурс. - Режим доступа: Мрр:// hdr.undp.org/media/hdr_1990_en_indicators1.pdf.

2. Андрюшкявичене, Я. Женский труд и проблемы свободного времени [Текст] / Я. Андрюшкявичене // Проблемы быта, брака и семьи. - Вильнюс, 1975.

3.Бестужев-Лада, И.В. Семья вчера, сегодня, завтра [Текст] / И.В. Бестужев-Лада. - М., 1979.

4. Брандус, Д. Осторожно: ссора! [Текст] / Д. Брандус // Известия. - 1970. - 25 ноября.

5. Груздева, Е.Б. Советские женщины. Проблемы труда и быта [Текст] / Е.Б. Груздева, Э.С. Чертихина // Рабочий класс и современный мир. - 1982. - № 6.

6. Данилова, Е.З. Социальные проблемы труда женщины-работницы [Текст] / Е.З. Данилова. -М., 1968.

7. Зверева, Н.В. Парадигма экономической теории в комплексном анализе семьи и домохозяйства [Текст] / Н.В. Зверева, И.Е. Калабихина // Домохозяйство, семья и семейная политика. -М., 1997.

8. Ильин, В.И. Общество потребления [Текст] / В.И. Ильин // Мир России. - 2005. - Т. XIV, № 2.

9. Итоги Всесоюзной переписи населения 1970 г. [Текст]. Т. VIII. - М., 1974.

10. Караханова, Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени [Текст] / Т.М. Караханова // Социс. - 2006. - № 3.

11. Кряшев, В.Г. Внерабочее время и сфера обслуживания [Текст] / В.Г. Кряшев. - М., 1966.

12. Новикова, Э.С. Женщина. Труд. Семья [Текст]: социол. очерк / Э.С. Новикова. - М., 1978.

13. Патрушев, В.Д. Время как экономическая категория [Текст] / В.Д. Патрушев. - М., 1966.

14. СССР в цифрах в 1981 г. [Текст]. - М., 1982.

15. Сысенко, В.А. Устойчивость брака: проблемы, факторы, условия [Текст] / В.А. Сысен-ко. - М., 1981.

16. Толкунова, В.Н. К вопросу о равенстве женщин в труде и быту при социализме [Текст] / В.Н. Толкунова // Советское гос-во и право. - 1969. - № 10.

17. Шишкан, Н.М. Неполный рабочий день для женщин в условиях социализма [Текст] / Н.М. Шишкан // Эконом. науки. - 1971. - № 8.

18. Янкова, З.А. О бытовых ролях работающей женщины (к проблеме осуществления фактического равенства женщины с мужчиной) [Текст] / З.А. Янкова // Проблемы быта, брака и семьи. -Вильнюс, 1970.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.