Научная статья на тему 'Проблема социального насилия: гендерный подход'

Проблема социального насилия: гендерный подход Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In this article author analyses the various aspects of the problem social violence. The aim of article is: to acquaint the reader with feminists and gender methodology in philosophical investigations. The gender approach to discover the true causes and nature of violence in traditional and modern society.

Текст научной работы на тему «Проблема социального насилия: гендерный подход»

ФИЛОСОФИЯ

Вестник Омского университета, 2002. №4. С. 36-39.

УДК 111

© Омский государственный университет УДК 111

ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНОГО НАСИЛИЯ: ГЕНДЕРНЫЙ

ПОДХОД

Т.А. Ладыкина

Омский государственный университет, кафедра философии 644077, Омск, пр. Мира, 55 а

Получена 27 июня 2002 г.

In this article author analyses the various aspects of the problem social violence. The aim of article is: to acquaint the reader with feminists and gender methodology in philosophical investigations. The gender approach to discover the true causes and nature of violence in traditional and modern society.

В современную эпоху, время глубоких социальных конфликтов, проблема насилия вышла на передний план анализа социально-философской мысли. Многообразные аспекты насилия являются объектом пристального внимания социальной философии сегодня не в меньшей мере, чем в предшествующие исторические эпохи, но уже при помощи новых категориально-методологических средств.

Социальное насилие чрезвычайно многогранно по своим внешним и внутренним характеристикам. Насилие в буквальном смысле означает применение силы. Аналог этого слова в романских языках («violence», «violenza») восходит к латинскому «violentia», родственному «violatio». Последнее означает нарушение, попрание, неправедное и принудительное воздействие на человека, в том числе с применением силы. В философской литературе имеется большое количество определений насилия, каждое из которых раскрывает отдельный аспект этого явления общественной жизни. Чаще всего под насилием понимается всякое ущемление потенций человека, его принижение, а также все то, что мешает ему в индивидуальном развитии.

Американский социальный философ Ч. Тилли, наиболее глубоко раскрывший сущность социального насилия, отмечает: «Коллективное насилие представляет собой экстраординарное, разрушительное и противоречивое явление. Его разрушительный характер заключается в той угрозе, которую оно представляет для каждого человека и каждого социального института... Оно представляет собой противоречивое явление в смысле невозможности точного определения сроков его начала и конца, его участников и це-

лей...» [1, с. 58]. Важная черта насилия как явления социальной жизни заключается в том, что оно представляет собой препятствие действиям, желаниям и стремлениям как отдельных личностей, так и групп людей; насилие — это то, что не дает возможности реализоваться соматическим и духовным потенциям человеческой личности.

Современная феминистская социальная философия и гендерная теория подчеркивают, что насилие является ключевой установкой, на которой покоятся общества традиционного пат-риархатного типа. Разнообразные феномены и понятия в обществе такого типа (природа - культура, чувственное - рациональное, телесное -духовное) объединяются в единый культурно-символический ряд, где отождествляются либо с мужским, либо с женским. Все то, что относится к мужскому, автоматически оказывается на вершине социальной пирамиды патриархатного общества и имеет право прибегать к насилию ради сохранения власти и поддержания своего авторитета.

Аппаратом насилия формируется как тело человека, так и его душа. Целью насилия в такой ситуации объявляется создание управляемого индивида. Техники воздействия на тело существовали еще с самых первых проявлений культуры патриархатного типа (например, обряд инициации в древнем обществе). Они применялись для помещения человеческого тела в определенное социальное пространство, где осуществлялся первичный контроль над индивидом. Пат-риархатный тип культуры стоит на следующей антигуманной посылке: насилие через причинение боли становится подготовительной ступенью

социализации, которую обязан пройти каждый член общества. Так посредством насилия обеспечивалось воспроизводство социальной памяти социализация новых членов общества.

В течение человеческой истории насилие как особый способ обозначения власти через применение боли продолжалось, приобретая все новые формы в культуре. Французский постструктуралист М. Фуко, исследуя более поздние периоды истории, пришел к следующему выводу: несмотря на то, что, казалось бы, произошло явное смягчение нравов и человечество в основном отказалось от казней и пыток, техники причинения боли не исчезли, а, скорее, перешли на иной уровень. Если ранее власть, использующая насилие, воздействовала в первую очередь на тело, то теперь главным объектом воздействия стала душа человека.

Для действий с душой западная культура создала особый социальный институт - тюрьму, основные функции которой выражаются в форме контроля над поведением индивидов через надзор и наказание. Под «душой» в данном случае Фуко понимал особое образование, сфабрикованное самим аппаратом насилия, жесткими властными процедурами, а не проявление «я»-субъекта, как это было принято в классической философской традиции.

Важно подчеркнуть, что преодоление существующей модели «власть - насилие - боль» находится не на экономическом или политическом уровне, а на уровне трансформации установок и ценностей, формирующих культуру.

Скрытое социальное насилие использует в первую очередь психологическое, моральное или идеологическое давление, воздействующее на основные права и интересы личности. Безусловно, косвенное насилие является преобладающей формой и носит массовый характер в современном обществе. А благодаря своей «скрытости», оно становится даже более вредным и опасным, нежели прямое физическое насилие.

Политика насилия распространялась в первую очередь на женщин для осуществления социального контроля над ними и реализуется в настоящее время различным образом, начиная с прямого физического или сексуального насилия над женщиной в традиционном патриархатном обществе и заканчивая существованием неявного психологического давления, двойных моральных стандартов в современную эпоху. Как отмечает российская феминистская исследовательница О.А. Воронина, под физическим насилием можно подразумевать осуществление обществом контроля над жизнью женщин, женским телом, сексуальностью [2, с. 21].

Имеется много примеров прямого контроля

над жизнью женщины, распространенных в традиционном обществе: практика убийства новорожденных девочек, обычай продавать ненужных детей (девочек), сожжение вдов на погребальном костре мужа и т.д. Контроль над женским телом выражался в виде запретов и предписаний - принимать меньше пищи, нежели мужчинам, не заниматься гимнастикой и спортом, носить одежду особого покроя, ограничивающего возможность передвижения женщины. Контроль над женским телом, а следовательно, и насилие, продолжается и сегодня, но в более скрытых, изощренных формах. К ним можно отнести различные технологии красоты, сохранения молодости, изменения физических параметров, в том числе путем хирургического вмешательства, и моду вообще.

Контроль над женской сексуальностью, имеющий преимущественно косвенный характер, в частности, выражается в амбивалентном отношении к ней: с одной стороны, принято считать проявления женской сексуальности греховными, страшными, а с другой - детородная способность женщины объявляется возвышенной и благородной.

Помимо этого, насилие над женской сексуальностью проявляется и в запретах на применение контрацептивов и запрещении абортов. Проблема аборта непосредственно соотносится с правом женщины на собственную личность. Женщине должно даваться право принимать решение самостоятельно, с учетом своих жизненых ценностей.

Женщина и женская сексуальность, в соответствии с нормами патриархатной культуры, понимается как созданная мужчинами и для мужчин, т. е. для того, чтобы быть объектом восприятия мужского сознания, которое выражает активное и первичное начало. Такое понимание женской природы в конечном счете выливается как в репрессии в отношении женской сексуальности, так и в ответную агрессию со стороны самой женщины и ее сексуальности, имеющую разрушительные для общества последствия.

Традиционный взгляд на сексуальность предполагает прямо противоположные правила поведения для мужчин и женщин. В результате возникает микрополитическая практика создания и культивирования садо-мазохистской чувственности, где на мужском полюсе предполагается проявление власти и агрессии, а на женском - принятие боли и подчиненного положения. Мужчина в процедуре любви утверждает свою собственную позицию господства, контроля, активности, а не ценность женщины как любовного объекта [3, с. 190]. Ведущими в конструкции женской субъективности оказываются механизмы вины и переживания боли.

38

Т.А. Ладыкина.

А значит, и такое явление, как порнография (где пропагандируется именно садо-мазохистская модель взаимоотношений полов), не является демонстрацией естественной сексуальности, а есть специально организованное мероприятие, в рамках которого происходит демонстрация власти на микроуровне тел в традиционной патриархатной культуре. Порнография представляет женщину как сексуальный объект и провоцирует насилие по отношению к ней, являясь, таким образом, однозначно негативным явлением.

Гендерный подход к проблеме состоит в том, чтобы рассматривать порнографию не только как моральную проблему, но и как проблему власти: порнография - это сексуальное опредмечивание женщин, сексуальное подчинение и насилие по отношению к ним. Порнография унижает человека, делая его объектом манипуляций, она закрепляет дисбаланс власти в обществе, традиционную идеологию мужского господства, женского подчинения и полового неравенства. С данной проблемой тесно связаны и являются её прямым следствием проблемы проституции и торговли женщинами, проблема насилия по отношению к детям, вовлечение несовершеннолетних в проституцию.

Проявлением косвенных видов насилия и контроля над женщинами можно считать также отсутствие у них политических и юридических прав, пропаганду гендерной идеологии, когда различия в правовом обеспечении полов объясняются их «естественной» заданностью, а тем самым оправдывается и иерархическая модель взаимоотношений. И если, благодаря во многом феминистскому движению, женщины получили политические и юридические права, то de facto прежний идеал женщины-домохозяйки, замкнутой в частном пространстве своего дома, продолжает существовать, переходя в различные формы. Иначе говоря, гендерная стратификация оказывается принятой и широко распространенной в нынешнее время формой социальной, политической и экономической стратификации.

Однако насилие, как косвенное, так и прямое, применялось не только в отношении женщин, но и в отношении мужчин. Помимо ген-дерной конструкции «женственности» существует и гендерная конструкция «мужественности». Мужское бытие, хотя и по-иному, но также достаточно жестко выстраивается существующим культурным порядком. В качестве «естественных» черт мужчине присваивается стремление быть агрессивным, стремление к нарушению существующих общественных законов. Как правило, мужчине предлагаются роли убийцы, насильника, преступника, ему отводится роль активного субъекта — завоевателя и покорителя [4, c. 3-8].

Установки, лежащие в основе традиционной культуры, прививают мужчине удовольствие от периодических всплесков негативных эмоций, испытываемых им. Происходит акцентирование любого повода для взращивания агрессии в мужском «я». И как следствие - глубокая невротиза-ция социальной жизни в целом.

Одним из вариантов пропаганды доминантно агрессивной, насильственной маскулинности является любая милитаристская идеология, провоцирующая в конечном счете открытые вооруженные столкновения между различными народами и государствами. Всякий агрессивный милитаризм базируется и функционирует в особой форме откровенной, насильственной патриархат-ной системы и жесткого гендерного порядка, где мужчинам и женщинам отведены различные социальные роли.

Выше уже отмечалось, что насилие в современном мире носит преимущественно косвенный, скрытый характер. Но при этом необходимо всегда помнить: даже в постиндустриальном обществе присутствуют элементы традиционного пат-риархатного типа общества, не говоря уже о традиционных обществах, сохранившихся в чистом виде до наших дней, а это значит, что проанализированные прежде механизмы прямого социального насилия «работают» и в наши дни. Однако насилие приобретает новый характер, особенные, не присущие ему ранее, черты и масштабы.

Если в прошлые времена, как утверждают некоторые западные философы, было нетрудно установить и указать конкретные причины тех или иных насильственных действий в обществе, то теперь положение в корне изменилось, поскольку насилие стало принимать совершенно неосознанный, иррациональный и стихийный характер. Все чаще насилие в современном обществе превращается в самоцель, не будучи направленным на достижение каких-либо четко сформулированных целей. «Феномен насилия, -утверждает французский социолог Э. Морин, -носит совершенно новый, необычный для всех прошлых эпох характер, ибо он есть продукт общества качественно иного свойства, а именно общества, определяемого как индустриальное и постиндустриальное» [1, с. 44].

В целом, несмотря на рост тенденций миролюбия, угроза возникновения вооруженного противоборства на глобальном уровне еще существует. В настоящее время резко возросла опасность широкого и неконтролируемого распространения оружия массового поражения, ядерного шантажа и международного терроризма. Реалии современного мира показывают, что уязвимыми по отношению к насилию со стороны государства, получившего возможность производить ядерное

оружие, террористической организации, и даже одного агрессивно настроенного человека оказались целые народы и страны. Проявления насилия общемирового масштаба сосуществуют с неядерными региональными конфликтами, насилием на локальном уровне.

Так, можно утверждать, что в новую постмодернистскую эпоху, наряду с уже существующими формами насилия, возникли и новые, которые не всегда осознаются, но весьма резко навязываются и остро переживаются; возникает представление, что ими пронизаны все социальные связи. Создается особая социальная технология, связывающая два явления в единое целое, возникает опасная связка «насилие — удовольствие», делающая феномен насилия если не тотальным, то по крайней мере весьма распространенным в силу своей привлекательности.

В рамках современной западной социально-философской мысли (К. Лоренц, Н. Тинберген, З. Фрейд, Э. Фромм и др.) наблюдается тенденция объяснять стремление к агрессии и насилию действием врожденных инстинктов, данных человеку от природы.

Гендерный подход опровергает любые утверждения укоренённости стремления к насилию в человеческой природе, лишающие человека подлинной свободы. Человек вправе называться человеком лишь тогда, когда он свободен осуществлять выбор. А если биологические инстинкты берут верх над сознательными устремлениями и возможностью выбирать, можно заявлять об отсутствии свободы у человека, об искажении самой его сущности как о патологическом, болезненном состоянии.

Концепция гендера предполагает, что человеческий организм с самого рождения подвергается постоянному вмешательству со стороны общества. Тем самым биологическая конституция человека, обладающая большой гибкостью, подвергается самым разнообразным социокультурным воздействиям, и некоторые из них становятся определяющими. Не существует человеческой природы в плане некоей изначальной заданности и законченности, человек сам формирует свою собственную природу, создает сам себя. Однако важно отметить, что речь идет не об абсолютной свободе (таковая невозможна, поскольку человек является общественным существом), свобода здесь соотносится с другой категорией — категорией необходимости, но она весьма многообразна и вариабельна по реальным возможностям ее реализации.

Человек конституирует свою социальную природу опосредствованно: он создает социальный мир, который впоследствии начинает восприниматься как независимая и объективная реаль-

ность, а затем уже общество в процессе социализации влияет на человека [5, с. 102].

Биологический детерминизм представляется неприемлемым для феминизма, ориентированного на слом гендерной стратификационной системы, одним из важнейших элементов которой является насилие. Социально-философская программа феминизма ставит целью разработать идеологию, т. е. теорию, ориентированную на социальные изменения. Современное феминистское движение, разрабатывая социально-философскую проблематику насилия с учетом гендерной теории и методологии, обосновывает социальные изменения, направленные на создание подлинно свободного общества.

Исследуя проблематику насилия, можно сделать вывод о состоянии социального здоровья нации. Если насилие становится неотъемлемым элементом общественных отношений и политической жизни, то можно с уверенностью констатировать стагнацию или то, что А. Тойнби называл надломом цивилизации.

Насилие является однозначно негативным и противоестественным явлением по отношению к нормальной социальной структуре и процессам функционирования общества. Свободное общество будущего, отказавшееся от принципа асимметрии полов, иерархии и соподчинения, лишится и еще одной непривлекательной своей стороны — насилия.

Гендерный подход к проблеме насилия предполагает радикальное переосмысление самих основ социальной реальности. Теория и практика гендерных исследований является, по сути, профилактикой насилия в обществе, и соответственно те, кто отказываются признать важность ген-дерного анализа проблемы насилия, способствуют «уестествлению», распространению и закреплению насилия в обществе.

[1] Цит. по: Денисов В.В. Социология насилия. М., 1975.

[2] Воронина О.А. Универсализм и релятивизм культуры в конструировании тендерной системы // Теория и методология тендерных исследований: Курс лекций / Под общ. ред. О.А. Ворониной. М., 2001.

[3] Жеребкина И. Лиля Брик: женская сексуальность в эпоху сталинского террора // Гендерные исследования / ХЦГИ. 1999. № 3.

[4] Kaufman M. Cracking the Armour: Power, Pain and Lives of Men. Toronto, 1993. P. 3-8; См.: Кон И.С. Битва за штаны // Человек. 2001. № 5. С. 73, 75.

[5] Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности / Пер. с англ. Е.Д. Руткевич. М., 1995.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.