Научная статья на тему 'Проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия (на основе анализа учебной литературы по теории государства и права)'

Проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия (на основе анализа учебной литературы по теории государства и права) Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1012
191
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
право правовое регулирование правовое воздействие соотношение уровень воздействия действие права / right legal regulation legal action level of impact effect of the right

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Кожевников Владимир Валентинович, Мартыненко Марина Владимировна

Освещается проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия. При этом анализируются каналы воздействия на общественные отношения. Рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся видов правосознания и правомерного поведения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF CORRELATION OF LEGAL REGULATION AND LEGAL ACTION (ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE ACADEMIC LITERATURE ON THE THEORY OF STATE AND LAW)

The article discusses the problem of correlation of legal regulation and legal action. By analysing channels impact of social relations. Considers discussion questions of the legal awareness and legal behavior.

Текст научной работы на тему «Проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия (на основе анализа учебной литературы по теории государства и права)»

НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ

Вестник Омского университета. Серия «Право». 2014. № 3 (40). С. 217-221. УДК 340

ПРОБЛЕМА СООТНОШЕНИЯ ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ И ПРАВОВОГО ВОЗДЕЙСТВИЯ (НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА УЧЕБНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА)

THE PROBLEM OF CORRELATION OF LEGAL REGULATION AND LEGAL ACTION (ON THE BASIS OF THE ANALYSIS OF THE ACADEMIC LITERATURE ON THE THEORY OF STATE AND LAW)

В. В. КОЖЕВНИКОВ, М. В. МАРТЫНЕНКО (V. V. KOZHEVNIKOV, M. V. MARTUNENKO)

Освещается проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия. При этом анализируются каналы воздействия на общественные отношения. Рассматриваются дискуссионные вопросы, касающиеся видов правосознания и правомерного поведения.

Ключевые слова: право; правовое регулирование; правовое воздействие; соотношение; уровень воздействия; действие права.

The article discusses the problem of correlation of legal regulation and legal action. By analysing channels impact of social relations. Considers discussion questions of the legal awareness and legal behavior.

Key words: right; legal regulation; legal action; level of impact; effect of the right.

Право существует постольку, поскольку оно действует, оказывает воздействие на участников правового общения, проявляет активность в общественной среде. Рассмотрение права в аспекте его действия «высвечивает» главное качество права - его способность оказывать различное воздействие на деятельность и поведение людей.

Действие права, по мнению В. И. Черво-нюка, это те каналы, посредством которых нормативное содержание права, его мировоззренческий потенциал, или «дух» законов, проникает в сознание людей, формирует позицию по отношению к правовым институтам, влияет на их поведенческие установки, реализуется в правовом поведении. Уточняя свою позицию, автор подчёркивает, что действие -проявление всех свойств и качеств права, выражающих его способность оказывать влияние на поведение социальных субъектов; это

© Кожевников В. В., Мартыненко М. В., 2014

есть объективизация «духа» (смысла, сущности) и «буквы» позитивного права (законодательства) в общественной практике, опредмечивание его (права) свойств и характеристик в массовом (вернее, общественном) и индивидуальном сознании и правомерном поведении отдельных людей и коллективов. Таким образом, действие права позволяет оценить его реальную силу, социальную мощь, производимый социальный эффект в общественной жизни [1].

Весьма обоснованно отмечается, что действие права и осуществление (реализация) права - понятия не совпадающие, ибо в понятии «действие права» теория обобщает все способы влияния юридических норм на поведение людей, а через них - и на общественную жизнь [2].

Содержание категории «действие права» охватывает и процессы функционирования

его норм во времени, в пространстве и по кругу лиц, и все формы воздействия этих норм на общественные отношения, на психологию и сознание их участников, и результаты такого воздействия, и связанные с ним социальные, психологические и иные факторы [3].

Соглашаясь с данными положениями, на наш взгляд, следует критически оценивать позицию В. С. Нерсесянца, по мнению которого «действие права - это совокупность всех форм проявления его юридической силы». С точки зрения учёного, понятие действия права, действия составляющих его норм выражает динамику права, процесс его реального регулятивного воздействия на уже урегулированные общественные отношения. Это динамическое состояние права, право в действии является по сути своей той целью, ради которой в результате правоустанови-тельной деятельности официально формулируется, текстуально выражается и документально (в соответствующих актах) закрепляется право в статике, «право в книгах» [4]. Соответственно, механизм действия права определяется как «механизм абстрактно-всеобщей правовой регуляции, конкретизированный и индивидуализированный применительно к конкретно-определённому случаю (и форме) проявления юридической силы действующего права», а смысл действия права в целом состоит в том, «чтобы наличную абстрактно-общую норму статичного права, т. е. общее правило для общего случая, надлежащим образом преобразовать в актуальную "казуистическую" норму, т. е. конкретное правило для конкретного случая» [5].

Нетрудно заметить, что в данном случае понятие «действие права» весьма заужено. Думается, что В. С. Нерсесянц рассматривал действие права в узком (собственном) значении - как один из аспектов действия права, переход юридического должного в социальную практику.

В юридической литературе обоснованно утверждается, что назначение категории «действие права» состоит в том, чтобы отобразить все возможные формы и сферы проявления права, т. е. охарактеризовать право в процессе формирования (генезис права), восприятия индивидуальным и массовым (вернее, общественным) правосознанием и осуществления в практической деятельности.

Это предельно широкая абстракция, которая так или иначе затрагивает все сферы бытия права.

В широком значении действие права -это всё то, что связано с действием права (генезис права, его переход в юридически должное, внутренний мир человека, и от него в практику). Действие права в указанном смысле есть его свойство (способность) в определённой среде оказывать идейно-моти-вационное воздействие на личность, общности людей и вследствие этого обеспечивать соответственно своим целям, принципам и предписаниям правомерный характер их деятельности и поведения [6].

Интересно заметить, что в юридической литературе обращается внимание на уровни действия права, в которых заключена специфика форм, способов и механизмов внедрения права в правосознание и социальную практику.

Основными направлениями правового воздействия являются два первичных, или основных, уровня: уровень восприятия (существования) права и уровень социальных правовых действий (реального функционирования права).

Уровень восприятия (существования) права - есть необходимая ступень, создающая основу для регулятивного действия права, достижения им в конечном счёте своих целей. Вне идейно-мотивационного влияния права его специально-юридические действия оказываются невозможными. Как свидетельствует практика, недооценка правотворческим органом специфики восприятия права приводит к тому, что отдельные законы, иные нормативные акты не только не воспринимаются общественным сознанием в качестве ориентиров поведения, но и нередко выполняют роль бумеранга. В. И. Червонюк обращает внимание на то, что на настоящем этапе развития юридической науки можно считать в определённой мере преодолёнными представления о внеличностном (внесубъектном), или внешнем, характере действия права, который укладывается в кибернетическую схему «коман-да - действие». Однако и ныне, сетует автор, информативные и ценностно-ориентационные действия права явно недооцениваются. Если назначение предписаний права заключается главным образом в том, чтобы вызвать у адре-

Проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия..

сатов соответственно их требованиям моделируемые действия, то очевидно, что сами эти действия, помимо воли и сознания их носителя, возникнуть не могут. Обусловлено это тем, что право есть психологический фактор общественной жизни, и оно действует психически. С точки зрения учёного, многочисленные исследования, юридический опыт свидетельствуют о том, что адекватная реакция на правовые раздражители (нормы, правовую действительность) имеет строго определённую закономерность, суть которой заключается в том, что, лишь преломившись в психике человека, вызывая у него соответствующее отношение, правовое предписание реализуется в практических действиях. Юридические нормы, не пропущенные через сознание, психику своих адресатов, имеют лишь формально-юридическое значение и не приобретают качества правового регулятора. Восприимчивость правовой нормы её адресатом является свидетельством того, что она произведёт эффект в общественной жизни, достигнет предусмотренных в ней целей [7].

На уровне восприятия права как внутренней стороны его действия выделяют следующие виды воздействия права:

• Информационное. Право предоставляет индивиду сведения о правомерном (должном, дозволенном, запрещённом) поведении. Чтобы жить в обществе, человек должен правильно ориентироваться в окружающем мире, понимать, объяснять логически. Человек комфортно чувствует себя лишь в понятном ему мире. Информация о праве (наряду с другими информационными каналами) позволяет человеку разобраться в окружающем мире, выяснить требования к нему общества, свои правовые возможности. Всё это в конце концов позволяет индивиду принимать правильные решения.

• Ценностно-воспитательное (ориен-тационное). Разрешая и запрещая определённые виды поведения, право способствует формированию у людей позитивной идеологии - взглядов, убеждений, идеалов, соответствующих одобряемых обществом и государством ценностей. Право вырабатывает у нормального человека осознанное стремление к правомерному поведению, которое, как правило, поощряется государством. Речь идёт о влиянии права на внутренний мир, духовную

жизнь человека. Право способствует формированию у людей позитивных убеждений, преодолению предрассудков, направленности на поведение, соответствующее прогрессивному развитию общественной жизни.

• Превентивно-психологическое. Ограничивая индивидуальную свободу лично-сти, устанавливая санкции для правонарушителей, право подавляет агрессивные, антиобщественные устремления в человеке. С одной стороны, это убеждает человека в необходимости воздерживаться от неправомерных деяний под угрозой наказания или взыскания, с другой стороны, наличие правоохранительного механизма, системы правового принуждения придаёт человеку уверенность в своей заинтересованности в стабильности общественных отношений.

• Культурологическое. Право, являясь частью общей культуры общества, взаимодействует со всеми проявлениями общественной жизни и общественного сознания -наукой, искусством, образованием, религией, моралью, политикой, влияет на них и проявляется в них. Не случайно исторические памятники права позволяют оценить и уровень общей культуры людей, живших в ту или иную эпоху. Особенно сильно влияние права на кино, телевидение, литературу [8].

Итак, на основе изложенного можно сделать вывод о том, что право оказывает воздействие не только на внешнее поведение людей, но и на их внутренний мир - интеллект, подсознание, эмоционально-чувственную сферу. В своё время Л. Петражицкий отмечал следующее: «Право есть психологический фактор общественной жизни, и оно действует психически. Его действие состоит, во-первых, в возбуждении или подавлении мотивов к разным действиям и воздержаниям (мотивационное или импульсивное действие права), во-вторых, в укреплении и развитии одних склонностей и черт человеческого характера, в ослаблении и искоренении других, вообще в воспитании народной психики в соответствующем характеру и содержанию действующих правовых норм направлении (психологическое действие права)» [9].

Уровень социально-правовых действий (реального функционирования).

Право имеет огромную идеологическую (идейно-мотивационную) силу, потому что

обладает способностью реализовываться в массовых действиях, поведении и деятельности людей. Данный уровень отображает ту стадию действия права, когда оно реализует собственный потенциал, утверждает себя в качестве реальной социальной силы. Иными словами, на уровне внешнего проявления действия права речь может идти о собственно правовом регулировании.

В отечественной литературе обычно различают три способа (или направления) воздействия права на деятельность индивида. Информационный - простейший из них. Он имеет место тогда, когда юридическая норма в той или иной форме сообщает своим адресатам о том, что требует от них право, что ожидает от них общество и государство, поскольку оно представляет коллективные интересы. Информационный аспект практически свойственен любому нормативному акту: юридические нормы извещают субъектов о том, на что они имеют право, и о том, что им запрещено, об ответственности за нарушение требований права и о поощрении в случае достижения определённых результатов. Они информируют людей о правилах поведения во всех сферах общества: в быту, в экономике, политике. Ценностно-ориентационный - второй способ (или направление) воздействия права на поведение людей. В отличие от информационного, он даёт оценку различным вариантам человеческого поведения, направляя деятельность в одной сфере и ставя определённые преграды в другой.

Оба отмеченных способа воздействия права на поведение человека не являются собственно-юридическими. Они присущи не только праву и по своему характеру являются скорее идеологическими. Любая нормативная система, действующая в обществе, сообщает о заключённых в ней правилах поведения и их ориентационной ценности. Собственно юридическое воздействие предполагает, что присущая праву нормативность в процессе своей реализации сопрягается с общеобязательностью и, следовательно, с обеспеченностью принудительной силой государства. Его называют правовым регулированием [10].

Придерживаясь той же позиции и подчёркивая, что правовое регулирование - это лишь один из способов правового воздейст-

вия, С. С. Алексеев справедливо отмечал, что последнее - широкое понятие, которое характеризует все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе функционирования права в качестве идеологического, воспитательного фактора. Говоря о ценностно-ориентационном канале воздействия, учёный писал, что оно «базируется на том, что, будучи самостоятельной ценностью, право одновременно является носителем многих политических, моральных, духовных ценностей, и потому способно вместе с информацией о требуемом, дозволенном или запрещённом поведении формировать те или иные ценностные представления участников общественных отношений, содействовать воспитанию у лица данного образца поведения, влиять на принятую им систему ценностей» [11].

Следует также обратить внимание на то, что правовое воздействие как понятие более широкое, чем правовое регулирование, тем не менее, не сводится в то же время только к регулирующему, информационному и ценно-стно-ориентационному воздействию. Право, например, может оказывать воздействие на отношения, которые не только им не регулируются, но и объективно не могут регулироваться. Так, право способно оказывать определённое воздействие на происходящие в стране демографические процессы, хотя непосредственно регулировать их не может, поскольку они объективно не поддаются правовому регулированию. Однако, регулируя семейные отношения, жилищные и другие отношения, право, так или иначе, способно влиять на демографическую ситуацию в стране [12].

Думается, что проанализированная проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия имеет не только теоретическое, но и практическое значение для правотворческой, правоприменительной и правовоспитательной деятельности.

Полагаем, что требуют некоторого пояснения авторские оговорки, сделанные в контексте изложения научной статье.

Во-первых, нами различаются понятия «наказание» и «взыскание». Основываясь на российском законодательстве (ст. 44 УК РФ, ст. 3.2 КоАП РФ), полагаем, что наказания наступают или могут наступать за соверше-

Проблема соотношения правового регулирования и правового воздействия.

ние преступлений и административных проступков. Остальные правонарушения влекут не наказания, а взыскания.

Во-вторых, полагаем, что не всякое правомерное поведение поощряется государством, а лишь социально полезное. В качестве такового выступает необходимое поведение, отличающееся повышенной социальной значимостью, и желательное поведение, весьма существенно затрагивающее основы жизнеспособности общества. Однако следует учитывать наличие и так называемого социально допустимого правомерного поведения, с помощью которого удовлетворяются не противоречащие общественным частные интересы. Государство в нём не заинтересовано, следовательно, не поощряет, однако никаких неблагоприятных последствий не предусматривает (например, расторжение брака, проведение забастовок, оставление родившегося ребёнка в родильном доме).

В-третьих, как представляется, следует различать общественное и массовое правосознание. Если первое отражает правовые воззрения общества в целом и характерно для больших социальных общностей, прежде всего народа страны, то носителями массового правосознания являются нестабильные социальные группы населения (например, демонстранты, забастовщики и др.). Думает-

ся, что при анализе правового воздействия в первую очередь должна идти речь об общественном правосознании, которое в определённой мере определяет содержание группового, и массового, и индивидуального правосознания, хотя это не исключает непосредственного воздействия права на групповое, массовое и индивидуальное правосознание.

1. Червонюк В. И. Теория государства и права : учебник. - М., 2006. - С. 299-300.

2. Спиридонов Л. И. Теория государства и права : учебник. - М., 1995. - С. 202.

3. Шагиева Р. В. Действие права как проблема системного функционирования правовой системы // Актуальные проблемы теории государства и права : учебное пособие / отв. ред. Р. В. Шагиева. - М., 2011. - С. 407.

4. Нерсесянц В. С. Общая теория права и государства. - М., 1999.

5. Там же. - С. 476, 477.

6. Червонюк В. И. Указ. соч. - С. 300.

7. Там же. - С. 302-303

8. Шагиева Р. В. Указ. соч. - С. 408-409.

9. Петражицкий Л. Психологическое введение в теорию права. - М., 1908. - С. 7.

10. Спиридонов Л. И. Указ. соч. - С. 202-203.

11. Алексеев С. С. Общая теория права : учебник. - М., 2008. - С. 213.

12. Пьянов Н. А. Консультации по теории государства и права : учебное пособие. - Иркутск, 2010. - С. 323.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.