Научная статья на тему 'Проблема сохранения и развития народного танца и музыки чамского народа во Вьетнаме'

Проблема сохранения и развития народного танца и музыки чамского народа во Вьетнаме Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
160
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ ЧАМПЫ / HISTORY OF CHAMPA CULTURE / ВЬЕТНАМ / VIETNAM / ТРАДИЦИОННАЯ МУЗЫКА / TRADITIONAL MUSIC / ТРАДИЦИОННЫЙ ТАНЕЦ / TRADITIONAL DANCE / СОХРАНЕНИЕ КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ / PRESERVATION OF CULTURAL HERITAGE / ЧАМЫ / СОВРЕМЕННАЯ ХОРЕОГРАФИЯ / MODERN CHOREOGRAPHY / CHAMAS

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Фан Куог Ань, Мухаметзянов Р.Р.

Культура этнического меньшинства входящая в состав многонациональных государств способствует созданию более гармоничного общества. Но вместе с тем она вынуждена прилагать усилия, чтобы не исчезнуть в национальной культуре. Особенно это актуально в наши дни, когда глобальные процессы стремятся унифицировать национальные системы. Чамский народ Вьетнама сохранил свою древнюю национальную культуру. Но в настоящее время остро стоит вопрос сохранения его нематериального наследия, которе подвергается негативным общемировым тенденция. Насколько успешно будет идти сохранение культурного наследия народа Чампа, будет зависить благополучие всего Вьетнама.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF FOLK DANCE AND MUSIC OF THE CHAM PEOPLE IN VIETNAM

The ethnic minority culture of the multinational states contributes to the creation of a more harmonious society. But at the same time it is forced to make efforts not to disappear in the national culture. This is especially true nowadays, when global processes seek to unify national systems. The Cham people of Vietnam preserved their ancient national culture. But at the present time the issue of preserving its intangible heritage, which is subject to negative global trends, is acute. How successful the preservation of the cultural heritage of the Champa people will go will depend on the welfare of the whole Vietnam.

Текст научной работы на тему «Проблема сохранения и развития народного танца и музыки чамского народа во Вьетнаме»

1. Бекузарова Н.В., Ермолович Е.В. Профессиональный портрет выпускника по направлению подготовки «Педагогическое образование» с квалификацией (степенью) «Бакалавр» || Вестник ТГПУ. - Z01Z. - №2 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://cyberleninka.m/article/n/professionalnyy-portret-vypusknika-po-nap-ravleniyu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-kvalifikatsiey-stepenyu-bakalavr (дата обращения: 19.032018).

2. Булатова О.С. Педагогический артистизм: учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. - М.: Академия, 2001. - 239 с.

3. Гиппиус С. Тренинг развития креативности. Гимнастика чувств. - СПб.: Речь, 2001. - 346 с.

4. Егоров В.В., Скибицкий Э.Г., Храпченков В.Г. Педагогика высшей школы: учебное пособие. - Новосибирск: САФБД 2008. - Z60 с.

5. Зверева H.A., Ливнев Д.Г. Словарь театральных терминов (создание актерского образа). - М.: ГИТИС, Z007. - 136 с.

6. Какзанова Е.М. Личность учителя глазами философов || Преподаватель XXI век. - Z016. - № 4 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:||cyber leninka.ru|artide|n|Hchnost-uchitelya-glazami-filosofov (дата обращения: 19.03. 2018).

7. Кириллов Г. Д. Сто основных театральных терминов, понятий и опре-делений. - Рязань: Ряз. гос. ун-т им. CA. Есенина, 2007. - 24 с.

8. Литаврина М.Г. Актерское искусство || Большая российская энци-клопедия. Электронная версия [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https:|| bigenc.ru|theatre_and_cinema|text|1807686 (дата обращения: 19.03.2018).

9. Макаренко A.C. О воспитании. - Z-e изд., перераб. и доп. - М.: Политиздат, 1990. - 415 с.

10. Макаренко A.C. Педагогические сочинения в восьми томах. Том 4. Педагогические работы 1936-1939.

- М.: Директ-Медиа, 2014. - 566 стр.

11. Немирович-Данченко В.И. Театральное наследие: В 2 т. | Составит., ред., примеч. В.Я.Виленкин. - М.: Искусство, 1952. Т. 1. Статьи. Речи. Беседы. Письма. - 442 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://litlife. club/ br/?b=Z4074S&p=90 (дата обращения: 19.03.2018).

1Z. Ростовцев H.H. Преподавание как творческий процесс, как особый вид искусства 11 Вопросы истории, теории и методики преподавания изобразительного искусства: сб. статей. - Москва: Изд-во «Прометей», Z01Z. -Вып. 8: Ч. 1. - С. 6-58.

13. Станиславский К.С. Собрание сочинений. Том 4. Работа актера над ролью. - М.: Проспект, 2015 - 494 с.

14. Театральные термины и понятия: Материалы к Словарю. Вып. 3 | Отв. ред. В.М.Миронова. - СПб.: РИИИ, 2015. - 296 с.

15. Чернявская А.П. Педагогическая техника в работе учителя. - М.: Центр «Педагогический поиск», 2001. - 176 с.

References

I. Bekuzarova N.V., Yermolovich Ye.V. Professional'nyy portret vypusknika po napravleniyu podgotovki «Pedagogicheskoye obrazovaniye» s kvalifikatsiyey (stepen'yu) «Bakalavr» // Vestnik TGPU. Z01Z. № 2. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/professionalnyy-portret-vypusknika-po-napravleniyu-podgotovki-pedagogicheskoe-obrazovanie-s-kvalifikatsiey-stepenyu-bakalavr (accessed 19.03.Z018).

Z. Bulatova O.S. Pedagogicheskiy artistizm: uchebnoye posobiye dlya studentov vysshikh pedagogicheskikh uchebnykh zavedeniy. - M.: Akademiya, Z001. - Z39 s.

3. Gippius S. Trening razvitiya kreativnosti. Gimnastika chuvstv. - SPb.: Rech', Z001. - 346 s.

4. Yegorov V.V., Skibitskiy E.G., Khrapchenkov V.G. Pedagogika vysshey shkoly: uchebnoye posobiye. - Novosibirsk: SAFBD, 2008. - 260 s.

5. Zvereva NA., Livnev D.G. Slovar' teatral'nykh terminov (sozdaniye akterskogo obraza). - M.: GITIS, Z007. - 136 s.

6. Kakzanova Ye.M. Lichnost' uchitelya glazami filosofov || Prepodavatel' KHKHI vek. 2016. № 4. Available at: https://cyberleninka.m/article/n/lichnost-uchitelya-glazami-filosofov (accessed 19.032018).

7. Kirillov G.D. Sto osnovnykh teatral'nykh terminov, ponyatiy i opredeleniy. - Ryazan': Ryaz. gos. un-t im. S.A. Ye-senina, Z007. - Z4 s.

8. Litavrina M.G. Akterskoye iskusstvo // Bol'shaya rossiyskaya entsiklopediya. Elektronnaya versiya [El-ektronnyy resurs]. URL: https://bigenc.ru/theatre_and_cinema/text/l807686 (data obrashcheniya: 19.032018).

9. Makarenko A.S. O vospitanii. - Z-ye izd., pererab. i dop. - M.: Politizdat, 1990. - 415 s.

10. Makarenko A.S. Pedagogicheskiye sochineniya v vos'mi tomakh. Tom 4. Pedagogicheskiye raboty 1936-1939.

- M.: Direkt-Media, Z014. - 566 str.

II. Nemirovich-Danchenko V.I. Teatral'noye naslediye: V Z t. / Sostavit., red., primech. V.YA.Vilenkin. - M.: Iskusstvo, 195Z. T. 1. Stat'i. Rechi. Besedy. Pis'ma. - 44Zs. Available at: https://litlife.club/br/?b=Z40745&p=90 (accessed 19.032018).

1Z. Rostovtsev N.N. Prepodavaniye kak tvorcheskiy protsess, kak osobyy vid iskusstva / / Voprosy istorii, teorii i metodiki prepodavaniya izobrazitel'nogo iskusstva: sb. statey. Moskva: Izd-vo «Prometey», Z01Z. Vyp. 8: CH. 1. S. 6-58.

13. Stanislavskiy K.S. Sobraniye sochineniy. Tom 4. Rabota aktera nad rol'yu. - M.: Prospekt, Z015 - 494 s.

14. Teatral'nyye terminy i ponyatiya: Materialy k Slovaryu. Vyp. Z / Otv. red. V.M. Mironova. - SPb.: RIII, Z015. - Z96 s.

15. Chernyavskaya A.P. Pedagogicheskaya tekhnika v rabote uchitelya. - M.: Tsentr «Pedagogicheskiy poisk», Z001. - 176 s.

УДК 930.85

Фан Куог Ань, Р.Р.Мухаметзянов

ПРОБЛЕМА СОХРАНЕНИЯ И РАЗВИТИЯ НАРОДНОГО ТАНЦА И МУЗЫКИ ЧАМСКОГО НАРОДА ВО ВЬЕТНАМЕ

Культура этнического меньшинства входящая в состав многонациональных государств способствует созданию более гармоничного общества. Но вместе с тем она вынуждена прилагать усилия, чтобы не исчезнуть в национальной культуре. Особенно это актуально в наши дни, когда глобальные процессы стремятся унифицировать национальные системы. Чамский народ Вьетнама сохранил свою древнюю национальную культуру. Но в настоящее время остро стоит вопрос сохранения его нематериального наследия, которе подвергается негативным общемировым тенденция. Насколько успешно будет идти сохранение культурного наследия народа Чампа, будет зависить благополучие всего Вьетнама.

Ключевые слова и фразы: история культуры Чампы, Вьетнам, традиционная музыка, традиционный танец, сохранение культурного наследия, чамы, современная хореография.

Phan Qu6c Anh, R.R. Muhametzyanov THE PROBLEM OF PRESERVATION AND DEVELOPMENT OF FOLK DANCE AND MUSIC OF THE CHAM PEOPLE IN VIETNAM

The ethnic minority culture of the multinational states contributes to the creation of a more harmonious society. But at the same time it is forced to make efforts not to disappear in the national culture. This is especially true nowadays, when global processes seek to unify national systems. The Cham people of Vietnam preserved their ancient national culture. But at the present time the issue of preserving its intangible heritage, which is subject to negative global trends, is acute. How successful the preservation of the cultural heritage of the Champa people will go will depend on the welfare of the whole Vietnam.

Keywords: history of Champa culture, Vietnam, traditional music, traditional dance, preservation of cultural heritage, chamas, modern choreography.

ВВЕДЕНИЕ

В современной историографии термином Чампа (Тямпа, Тьямпа) принято называть древнюю страну, которая находилась на территории современного Центрального Вьетнама. [1, с.7] К этому времени население страны сформировало свою самобытную культуру, которая начиная с III века, познакомилась и приняла религии из Индии (индуизм и буддизм), а позднее и ислам.

В XV веке территория древней страны стала частью Вьетнама, а чамы (тямы) одной из 54 этнических групп. По данным переписи населения в 2009 году во Вьетнаме, чамский народ насчитывается 161.729 человек / 95 миллионов населения Вьетнама, проживающих в некоторых провинциях на юге центрального и южного Вьетнама [2].

Невзирая на бурное историческое прошлое чамы сохранили богатое и разнообразное художественное наследие. Это и каменные скульптуры, и храмовые комплексы, которые имеют статус не только национального исторического памятника, но Всемирного культурного наследия. Помимо материального культурного наследия сохранилась и нематериальное наследие народа чамы. Чамский народный танец и музыка являются одним сокровищ современного Вьетнама, которые несут в себе не только коренную культуру, но следы взиамодействия с другими культурами юго-восточной азии.

Сегодня в условиях стремительно развивающейся экономике Вьетнама и процесса глобализации мировой культры вновь стоит вопрос об изучении и сохранении культры Чампы.

НАРОДНЫЙ ТАНЕЦ И НАРОДНАЯ МУЗЫКА ЧАМСКОГО НАРОДА

Изначально народный танец и музыка были частью религиозного обряда, и они исполнялись во время религиозных праздников или общинно-семейных торжества. Такая тесная связь с религией и обрядом не способствовала их сохранению. Но после 1975 года, когда была создана Социалистическая Республика Вьетнам, традиционное искусство народа чамы начинают изучать и развивать. Этому способствовало не только развитие науки, но и появление фестивалей на которых выступали танцевальные и хоровые коллективы.

Хотя основу народного искусства чамы и составляют ритуальные песни и музыка, тем не менее, она становится популярной. Этому способствует появление художественных трупп национальных чамских танцев и музыки, как например, в провинциях Нинь-Туан и Бин-Тхуан на юге Центрального Вьетнама, где проживает большинство чамцев.

Система музыкальных инструментов чамского народа относительна, богата и стала складываться еще в начале средних веков, о чем свидетельствует каменная скульптура Чампы. Чамская народная музыка весьма разнообразна и богата Центр культурологии провинции Нинь Хуан собрал, записал 75 ритмов барабанов "Ги - нанга" барабанов "Ба-ра-нынг" и сотни народных песен и танцев.

Такое богатое музыкальное наследие стало возможным благодаря тому, что набор музыкальных инструментов достаточно общирен. В него входят:

Ударные: барабаны: Ба-ра-нынг, Ги-нанг (из дерева), Ченг (бронзовый), стучающий инструмент из камня, из бамбука, маленький барабан (Hagar);

Струнные: Каньи (инструмент эрху, две струны), Чампи (инструмент эрху, две струны);

духовые инструменты: труба Шаранай, выдувной инструмент Тува (из рога буйвола), выдувной инструмент Хенбау Тарахен, флейта из бамбука, длинная флейта, инструмент (Harpe).

Учитывая связь с религией практически каждыц инструмент символом тела Брахмы. Так труба Шаранай - символ головы Брахмы, барабан Ба-ра-нынг - символ живота Брахмы, два барабана выступают как символ двух ног Брахмы. Но связь с религией прослеживается не только на уровне музыкальных инструментах. Это можно проследить и песням. До наших дней дошли песни, которые исполняют баламонские монахи. Это ритуальные песни, которые попали в Чампу из Древней Индии. В их основе лежит «Самаведа», которая фактически является одной из четырех Вед. В ее основе лежит текст, который состоит преимущественно из гимнов, частей гимнов и стихов, предназначенных для использования во время религиозной церемонии. Так как текст составлен в стихотворной форме его можно петь, поэтому второе название этого текста «Веда песнопений». [3, С.158].

Нужно отметить, что чамские народные песни сохранили не только ритуальный репертуар. В них присутствует также тема любви, отношений между людьми и многие другие. В качестве примера можно привести такие популярные песни как: «Тхай май» («Кто придёт издалека»), «Айнитауло» («Я люблю тебя»), а также мелодии, такие как «dohdamdara» (пение типа ответа). Сохранились также длинные песни (Ariya), которые исполняются всю ночь.

Традиционный чамский народный танец развивается в течение длительного времени и обладает собственной неповторимой индентичностью. В чамской танцевальной системе, роль танцоры очень важны. В танце могут участвовать как мужчины (Онг Каинг), так и женщины: Мук Пачау (Muk Pajau) или Мук Рича (Muk Rija).

История формирования системы народных танцев чампы также глубину истории. Об этом нам свидетельствуют не только легенды Чампы, но также барельефы на стенах храмов и статуи, таких богов как Чакиеу (Tra Kieu), Апшара (Apsara), Шива (Shiva), Вишну (Vishnu). Наличие «танцующих скульптур богов» доказывает, что на формирование танца оказало влияние принятие религий из Индии. Таким образом, мы можем говорить, что танцевальная деятельность была связана в первую очередь с религиозным обрядом.

В обрядовой практике танец сопровождался музыкой и пением, и был привзан усилить молитвы к божествам. Народ Чампы сформировал систему священных танцев Риджа (Rija), которая состоит из:

Риджа Нугар (Rija Nugar): все деревенский чамский танец;

Риджа Пруанг (Rija Praung): большой танец;

Риджа Харей (Rija Haray): дневной танец;

Риджа Зау (Rija Dayaud): ночной танец.

Кроме этих танцев можно отметить общинные танцы, которые изначально имели также религиозный характер. В качестве примера можно привести: танец с веером (múa quat), а также танцы Доапу (ctoa pu). Если первый танец коллективный, то второй танец мог исполнять один человек. В этих танцах, как правило, участвовали женщины.

После 1975 года, художественная самодеятельность стало быстро развиваться, в том числе и среди этнических групп Вьетнама. Институт социальных наук Южного Вьетнама организует на регулярной основе исследовательские экспедиции, в рамках которых изучались не только чамские народные танцы, но и записались народные песни и музыку. В итоге были зафиксированы не только сами артефакты не материальной культуры, но и их составные части. Так удалось не только записать классический народный танец чампов, но зафиксировать основные движения рук, ног, лица и основные движения, включая Пизень (Pidien), KaMaHr (Ka mang), Mapañ (Marai), Бча (Btra), XoaKe (Hoa ke) и другие. [4]

Подобные исследования способствовали сохранению традиционного танца народа чамы. Появились профессоинальные творческие коллективы, которые начали их исполнения. Но исследовались не только танцы народа чамы, но и скульптурные композиции богов, барельефы на стенах храмов которые оказали влияние на современное танцевальное искусство. Так народный артист - хореограф Данг Хунг создал серию танцевальных представлений, таких как «Mua Quat», «Doa pu», «Khat vong» и «Uoc Mo». Хореограф - заслуженный артист Во Тхо Тхай также создал серию танцевальных представлений таких как «Керамическая человеческая прелесть», «Огонь любовь», которые были поставлены профессиональной хареографической труппой и завоевали высокие призы на Национальном фестивале искусств.

Использование жестов, поз скульптуры богов и барельефные изображения для постановки танцев, безусловно, отвечают требованиями современной хареографией, но они, конечно же, не могут нам реконструировать то, как в те далекие века исполнялся данный танец. К тому же он, скорее всего, носил религиозный, а не светский характер. В любом случае чампская скульптура является прекрасным источником по истории хареографического искусства. Также нужно отметить, что необходимо для сохранения аутентичного танцевального произведения необходимо изучать и религиозную традицию и церемонии чамского народа.

ТЕКУЩИЙ СТАТУС СБОРА, ИССЛЕДОВАНИЯ И РАЗВИТИЯ ИСКУССТВА ТРАДИЦИОННОГО НАРОДНОГО ТАНЦА ЧАМ

Провозглашение в 1975 году Социалистической Республике Вьетнам заложили хорошие основы для формирования и развития народных творческих трупп. Такие коллективы сложились и в чамских провинциях Нинь Тхуан и Бинь Тхуан, которые отталкиваясь от народного искусства, используя архивный материал, подняли народный танец на профессиональный уровень. Из этих коллективов появились такие народные артисты как: Данг Хунг, Во Тхо Тай, Тху Ван и многие другие. Здесь также нужно упомянуть и таких компазиторов как: Vi Nhat Tao, Amu Nhan, Hoai Son, Phan Quoc Anh, которые сохранили и популязировали музыку и песни народа чамы.

В результате сейчас мы имеем чамскую музыку (Cham music), чамские танцы (Cham dance), которые воспринимаются неоднозначно. Такое отношение связано с тем, что сторонники традицонной культуры считают, что эти произведения не передают духа чамского народа, а являются стилиза-цией народного чамского искусства. Фактически речь идет о том, что в основе творчества этих кол-лективов нет фундаментальных исследований. Они считают, что более глубокое изучение культуры чамского народа позволит более достоверно передать не только костюм и текст, но и внутренюю суть танца и музыки. Особенно это касается изучения религиозной составляющей чамского народа.

В условиях быстро меняющегося мира данные призывы черезвычайно актуальны. Это связано не только с безвозвратной потеряй носителей нематериальной культуры и как следствие потерей всего культурного комплекса, а также еще и с размыванием этнических культур упрощеной, безликой глобализацией.

В целях сохранения нематериальной культуры чамского народа ее сторонники призывают не только изменить программу учебных заведений, введя в их программу изучение чамских танцев, песен и обучение игре на национальных иструментах. Но и усилить научное изучение нематериального наследия народа Чампы.

ВЫВОД

Исследователями культура рассматривается как важный элемент жизни общества, который развивается вместе со всеми государственными институтами. Трансформация, затрагивая один элемент общества, оказывает влияние на всю систему, в том числе на искусство. При этом возможны потери традиционных видов искусства. Но это ведет и к исчезновению его носителей, что негативно сказывается на стабильном развитии общества. Для того, чтобы этот процесс был приостановлен необходимо не просто стремиться сохранить традиционную культуру, но и активно ее изучать.

Традиционная музыка и танцы народа чамы, является не только частью культуры Вьетнама, но служит источником по древней истории данного региона. Она передает душу народа и его историю. Кроме того, культура чамского народа играет важную роль в построении и объединении духовной жизни. А также она способствует созданию прочной основы для дальнейшего развития гражданского многонационального общества Вьетнама.

Литература

1. Захаров А. О. Политическая история Центрального Вьетнама во II-VIII вв.: Линьи и Чампа. - М.: Институт востоковедения РАН, НОЧУ ВПО «Институт стран Востока», 2015. - 160 с.

2. Báo cáo kêt quà Tông dieu tra dân sô và nhà ö ngày 01/4/Z009. NXB Chính tri quôc gia (http:// www.gso.gov.vn/default.aspx?tabid=5lZ&ItemID=l0798). Режим доступа: свободный, 09.042018.

3. Hoàng Tâm Xuyên (chù biên), (1999), Muai tôn giáo lán trên thê giái, bàn dich cùa Drong Thu Ái và Phùng Thi Hue, Nxb. Chính tri Quôc gia, Hà Nôi.- 64Z c.

4. Lê Ngoc Canh, Tô Bông Hài (1995). Nghe thuât biêu dien truyen thông Cham, NXB Van hóa Dân tôc, Hà Nôi.- 360 c.

References

1. Zakharov A. O. Politicheskaya istoriya Tsentral'nogo V'yetnama vo II-VIII vv.: Lin'i i Champa. - M.: Institut vostokovedeniya RAN, NOCHU VPO «Institut stran Vostoka», Z015. - 160 s.

Z. Báo cáo kêt quà Tông dieu tra dân sô và nhà ö ngày 01/4/Z009. NXB Chính tri quôc gia. Available at: http://www.gso.gov.vn/defaultaspx?tabid=5lZ&ItemID=l0798. (accessed 09.042018.)

3. Hoang Tarn Xuyen (chu bien), (1999), Mufti ton giao lan tren the giai, ban dich cua Duang Thu Ai va Phung Thi Hue, Nxb. Chinh tri Quoc gia, Ha Noi.- 642 p.

4. Le Ngoc Canh, To Dong Hai (1995). Nghe thuat bieu dien truyen thong Cham, NXB Van hoa Dan toc, Ha Noi.- 360 p.

УДК 75.041:27

А.А.Квитко

ХРИСТИАНСКИЙ АРХЕТИП БОГОМАТЕРИ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ: ПРИМЕРЫ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ РЕШЕНИЙ В ТВОРЧЕСТВЕ

СИБИРСКИХ ХУДОЖНИКОВ

Статья посвящена особенностям проявления христианского архетипа Богородицы в изобразительном искусстве на материале творчества сибирских художников. Автор определяет сущностные отличия данного образа от универсального архетипа Великой Матери, проводит примеры его визуальных выражений. Выявлены тенденции обращения к иконографическим типам, взаимосвязи с архитектурными мотивами, - сопоставления с такими аспектами универсального архетипа как Мать-Земля и Родина-Мать.

Ключевые слова: христианские образы в изобразительном искусстве Сибири, архетип Богоматери, иконографические типы пьета, умиление, Оранта.

Anna A. Kvitko THE CHRISTIAN ARCHETYPE OF THE VIRGIN MARY IN FINE ARTS: ON THE EXAMPLE OF ARTS SIBERIAN ARTISTS

The article is devoted to the peculiarities of the manifestation of the Christian archetype of the Virgin in the visual arts on the material of the creative work of the Siberian artists. The author determines the essential differences of this image from the universal archetype of the Great Mother, conducts examples of his visual expressions. The tendencies of turning to iconographic types, interrelations with architectural motifs, comparison with such aspects of the universal archetype as Mother Earth and Motherland are revealed.

Key wards: Christian images in the fine arts of Siberia, the archetype of the Mother of God, iconographic types of mourning for Christ, orante.

В христианской картине мира один из самых востребованных архетипов - это образ богородицы Девы Марии, который, в свою очередь, является ипостасью более глобального архетипа Великой Матери. Знаменательно, что Бердяев, в целом, характеризует русскую религиозность как женственную, пассивную, отвергающую активный духовный путь [2, с.5]. Русское православие он характеризует следующим образом: «не столько религия Христа, сколько религия Богородицы, религия матери-земли, женского божества, освещающего плотский быт» [там же].

Несмотря на то, что существует представление о Божественной Троице, фигура Богоматери является не менее почитаемой и важной. При обращении к истокам христианства открывается тот факт, что в иудаистских апокрифических текстах «первое представление о божественной троичности... оформляется как троица «Отца, Сына и Матери». «Дух», следовательно, является женским началом» [5]. Немаловажным является и то, что обожествление Девы Марии происходит далеко не сразу после появления христианства, нарастание ее культа произошло в V в. н.э., что свидетельствует о последующем признании необходимости фигуры определяющей женскую духовность. На сегодняшний день архетип Богородицы востребован как в западном, так и в восточном христианстве. Фигура Богоматери олицетворяет женское духовное начало в христианстве. В религиозной парадигме христианства ее образ восполняет естественную потребность человека в женской сакральной фигуре, в тяге к материнской защите.

Смена мировоззренческих парадигм в истории культуры никак не повлияла на снижение значения этого архетипа в русской культуре. Изменения произошли лишь в том, что архетип ее проявляется в более завуалированной форме в разных областях социокультурного процесса. Нередко историки искусства отмечают связь образа Богоматери с образом церкви. Так, Кн. Е.Трубецкой обратил внимание на симметричность и архитектурность икон, где композиционным центром и остовом является Спаситель или Богоматерь [12]. В современном художественном процессе уход от прямого применения архитектурных приемов не отменяет архитектурного мышления при создании сакральных образов, и Девы Марии в том числе.

Тесная связь образа Богоматери с образом храма прослеживается в работе иркутского художника Сергея Элояна «Покров» (холст, масло, 2004). В работе представлены две сферы - Неба и Земли, каждая из которых обрисована специфическими архитектурными знаками. Земное пространство обозревается сверху и представлено декоративными деревянными домиками, ритмично выстроенными и упорядоченными, с детально прописанными ставнями, деревьями, заборами. Подобную декоративную детализацию и упорядоченность можно трактовать как устройство земного

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.