УДК 613.164: 614.78
Т.А. Таткеев, Д.С. Абитаев, Л.Ш. Сексенова, З.Т. Мухаметжанова, С.Ш. Атшабарова,
Б.Б. Рахметуллаев, Д.К. Назар
ПРОБЛЕМА ШУМА КАК ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ФАКТОРА НА УРБАНИЗИРОВАННЫХ ТЕРРИТОРИЯХ
Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения
Республики Казахстан, г. Караганда
Дана оценка уровней транспортного шума в условиях интенсивного движения автотранспорта в г. Усть-Каменогорске. Установлен шум, возникающий на проезжей части магистрали, он распространяется не только на примагистральную территорию, но и в глубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения. Причинами высокого уровня шума является следующее: территории микрорайонов и кварталов не изолированы от проникающего с магистралей шума, отсутствует достаточное озеленение, значительная часть территорий, предназначенных для мест отдыха, детских и игровых площадок, используется для движения транспорта.
Ключевые слова: окружающий шум, транспортный шум, магистраль, уровень звука.
T.A. Tatkeyev, D.S. Abitayev, L.Sh. Sexenova, Z.T. Moukhametzhanova, S.Sh. Atshabarova, B.B. Rakhmetoullayev, D.K. Nazar. Problem of noise as an ecologic factor on urban territories
RSGE "National Centre for Occupational Health and Occupational Diseases" of the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan, Karaganda
The authors evaluated levels of transport noise in intensive automobile traffic of Ust-Kamenogorsk. Noise on traffic area appeared to spread not only onto the area nearing the road, but deeply into housing blocks. Thus, the area exposed to the most severe noise covers blocks and districts situated along highways of citywide importance. Reasons of high noise level are: blocks and districts are not isolated from noise passing from highways, greenery planting is insufficient, most territories intended for recreation and children playgrounds are used for traffic.
Key words: ambient noise, traffic noise, highway, sound level.
Современный человек постоянно находится в условиях воздействия производственного, транспортного, бытового шума, уровни которого нередко выходят за пределы физиологической переносимости [1, 4].
Городская среда включает в себя множество технических сооружений, транспортных путей, промышленных, спортивных и коммунальных объектов, являющихся активными источниками шума. Но приоритетным источником шума в городе является автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растет в последние годы. Большая маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов, поездки пассажиров на различные расстояния, комфорт, общедоступность и другие положительные качества обеспечили ему на протяжении прошлых лет и на ближайшее время большие преимущества в сравнении с другими видами транспорта. Они предопределили высокие темпы роста количества автомобилей в городах.
Наиболее шумный вид городского транспорта — дизельные грузовые автомашины (85 — 89 дБА), грузовые автомобили, двигатели которых работают на бензине (81 — 82 дБА), мотоциклы, мопеды (82 дБА). Относительно низким уровнем шума характеризуется современный легковой автотранспорт [2].
В жилых микрорайонах и кварталах возникает и создается своя «акустическая среда», источником которой являются: крики, пение, игры детей, выбивание мягкой мебели, одежды, заезжающие на территорию кварталов автомашины, разгрузочно-погрузочные операции перед магазинами, сбор и вывоз мусора, музыка, шум бытовых приборов и многое другое. По данным И.Л. Карагодиной и соавт., уровень звука на расстоянии 7 —10 м от внутриквартальных источников составляет 80—90 дБА [3].
Цель работы — дать оценку уровней транспортного шума в условиях интенсивного движения автотранспорта в г. Усть-Каменогорске.
М а т е р и а л ы и м е т о д и к и. Исследования эквивалентных уровней звука были проведены на магистралях и в жилых районах г. Усть-Каменогорска. Замеры проводились шу-момером марки «СВАН» (Польша) и «ОКТА-ВА+ » (Россия).
Измерения проводились в теплый период времени года (июль 2010), круглосуточно через каждые 3 ч в течение 3 дней подряд в соответствии с ГОСТ 20444—85 «Шум. Транспортные потоки. Методы измерения шумовой характеристики» и ГОСТ 23337—78 «Шум. Методы измерения шума на селитебной территории и в помещениях жилых и общественных зданий». При измерении уровней шума определяли характеристику шума: постоянный или непостоянный. Последнее устанавливали путем наблюдения за стрелкой шумомера. Если колебания уровней шума за период наблюдения (порядка 2 —10 мин) были не более 5 дБ, то шум оценивали как постоянный, если больше 5 дБ, то шум квалифицировали как непостоянный. Для повышения достоверности и правильности проведения замеров протоколы интервенции были проведены по принципу тест—наблюдение.
При определении распространения шума от транспортных средств и от внутриквартальных источников, первую точку измерений находили в 7,5 м от оси первой полосы движения проезжей части, или в 7,5 м от источника, или в 1 м от границ спортивной, детской площадок, хоздвора и т.д. Последующие точки выбирали на расстоянии кратно первой:15; 30; 60 м и т.д. по направлению к жилым зданиям. В некоторых случаях применено выборочное наблюдение по 15 мин в течение каждого часа для каждой точки, где достаточно постоянные интенсивность и состав транспортного потока по часам дня.
Регистрировали эквивалентный уровень шума и его интенсивность на частотах от 63 до 8000 Гц. Уровни звука определяли в источнике шума, на примагистральной и внутриквартальной территориях у границ жилых зданий. Точки регистрации шума выбирали по пути возможного распространения звука от источника на открытой и застроенной территориях, при наличии экранов в виде зданий жилого и нежилого назначения, искусственных стенок, насыпей, выемок, эстакад, зеленых насаждений и др. При регистрации движения транспорта были составлены масштабные схемы улично-дорожной сети с указанием постов наблюдения, планировочных схем важнейших пунктов и наиболее загруженных участков, поперечного профиля основных магистралей (ширина проезжей части, расстояние между застройкой и т.
д.), уточнены организации и техника учета транспортных потоков; расстановка постов наблюдения.
Исследования проводили в рабочие дни, в течение которых загруженность транспортом улично-дорожной сети стабильна. Данные количественного учета транспортных единиц записывали в протокол, где в табличное подлежащее вносили основные признаки — показатели движения: скорость, число транспортных единиц, время прохождения транспортом 15-метровой дистанции, состав потока и описывали систему застройки.
Статистическую обработку материала проводили с расчетом средних величин за сутки (день, ночь), стандартных ошибок и доверительного интервала.
Различия между группами выявляли методами параметрической статистики, по Стьюденту для несвязанных групп со статистической точностью < 0,05, и с использованием поправки Бонфер-рони — в зависимости от числа пар сравнений.
Р е з у л ь т а т ы и и х о б с у ж д е н и е. Один из основных источников шума в г. Усть-Каменогорске — автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. Исследования показали, что система городских магистралей, улиц и подъездов не соответствует требованиям современной организации движения транспорта, изобилует пересечениями с железнодорожными путями на одном уровне. Кроме того, не создано удобных транспортных связей по кратчайшим направлениям между отдельными селективными массивами. Нет условий для скоростного движения, не обеспечена безопасность движения транспорта и пешеходов. Эти предпосылки обусловливают повышенный уровень шума в городе.
Интенсивность движения на магистралях в момент проведения исследования в дневное время с 8.00 до 10.00 ч, в часы «пик» — с 17.30 до 19.00 ч, а также в ночное время — с 23.00 до 01 ч в Усть-Каменогорске составила в среднем 720—950 ед./ч. Распределение транспортного потока на отдельных магистралях объясняется назначением и положением этих магистралей в плане улично-дорожной сети. Наибольшие значения интенсивности от 787 до 1025 ед./ч. были выявлены на главных улицах города. Несколько меньшая интенсивность движения отмечена на магистралях, примыкающих к главным улицам, и ее значение было равно 250—460 ед./ч.
Шум, возникающий на проезжей части магистрали, распространяется не только на при магистральную территорию, но и в глубь жилой застройки. Так, в зоне наиболее сильного
воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения.
Определение степени распространения транспортного шума вглубь от магистралей показало, что на расстоянии 15 м от магистрали уровень шума колеблется от 63,2 до 72,4 (67,8 ± 4,8; ДИ 65,4 и 82,1 дБА), 60 м — от 46,1 до 51,2 (48,6 ± 3,9; ДИ 52,4 и 61,2 дБА).
Уровни шума на расстоянии от 7,5 до 30 м от магистрали в глубь жилой застройки уменьшились слабо: в пределах 0,2—5,4 дБА, то есть, практически, не затухали. Это, видимо, можно объяснить отсутствием зеленных насаждений, а также большой площадью асфальтированной территории, примыкающей к магистралям. Затухание шума на расстоянии от 30 и до 60 м от магистрали более заметно. Так, на расстоянии от 30 до 60 м уровень шума снижался на 6,3—10 дБА.
Установлено, что городской шум, достигающий больших уровней, вследствие своего низкочастотного характера может распространяться далеко за пределы магистральных улиц, легко преодолевая любые препятствия. Поэтому городской (транспортный) шум может явиться основной и постоянной составной частью акустической среды прилегающих территорий. На территорию жилых, государственных, административно-функциональных зон шум проникает через арки или просто огибает здания. Внутри функциональных зон звуковые волны претерпевают ряд изменений, в результате чего интенсивность шума может ослабляться или, наоборот, усиливаться. Это коррелирует с планировкой и застройкой прилегающих территорий, степенью их благоустройства.
Анализ спектра транспортного шума г. Усть-Каменогорска показал максимум звуковой энергии в области низких (63 Гц) и средних (500 Гц) частот. Важную роль в формировании спектра шума имеет состав транспортного потока. При увеличении доли большегрузных машин с дизельным двигателем спектр смещается в область средних частот. Вредность шума для населения возрастает.
Таким образом, транспортный шум свободно проникает с магистралей на территорию жилой застройки, административно-общественного, культурно-бытового, торгового центров, значительно превышая уровень санитарной нормы (СНиП .3.01.035.97). Наиболее дискомфортна в акустическом отношении функциональная зона на удалении 7,5—30 м вглубь от магистралей. В условиях селитебной территории города наибольшее влияние на шумовой режим оказывают городские транспортные магистрали различного
назначения. Превышения допустимых уровней шума вблизи автотрасс наблюдали в течение дневного времени суток: наибольшие значения зарегистрированы в отрезке с 8.00 до 10.00 ч и с 17.30 до 19.00 ч.
Причинами высокого уровня шума является следующее: территории микрорайонов и кварталов не изолированы от проникающего с магистралей шума, отсутствует достаточное озеленение, значительная часть территорий, предназначенных для мест отдыха, детских и игровых площадок, используется для движения транспорта.
В ы в о д ы. 1. Один из основных источников шума в г. Усть-Каменогорске — автомобильный транспорт, интенсивность движения которого постоянно растёт. 2. Наибольшие уровни шума 74 —80 дБ отмечаются на магистральных улицах города со средней интенсивностью движения 800— 950 и более транспортных единиц в час. 3. Максимальная звуковая энергия возникает в области низких и средних частот (63Гц, 500 Гц).
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Денисов Э.И., Чесалин П.В. // Гиг. и сан. 2007. № 6. С. 54—56.
2. Досмухаметов А.Т. // Материалы III съезда врачей и провизоров в РК. 2007. С. 68—70.
3. Карагодина И.Л., Смирнова Т.Г., Орлова Л.Г. // Гиг. и сан. 1997. № 6. С. 57—58.
4. Фокин М.В., Новиков С.М., Беспалов М.С. // Там же. 2009. № 5. С. 29—31.
Поступила 06.04.11
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ:
Таткеев Толеутай Абдикаримович,
главный научн. сотр. лаборатории промышленной гигиены, докт. мед. наук, проф. E-mail: ncgtpz@ gmail.com Абитаев Дархан Сайлаубекович,
зав. лабораторией промышленной гигиены, канд. мед. наук. E-mail: ncgtpz@gmail.com Сексенова Ляйля Шариповна,
старший научн. сотр. лаборатории промышленной гигиены, канд. мед. наук, доцент. E-mail: ncgtpz@ gmail.com
Мухаметжанова Зауреш Танатовна,
научн. сотр. лаборатории промышленной гигиены, канд. мед. наук. E-mail: ncgtpz@gmail.com Атшабарова Сауле Шаймуратовна,
научн. сотр. лаборатории промышленной гигиены, канд. мед. наук. E-mail: sash_saule@mail.ru
Рахметуллаев Бахтияр Балтабаевич, Назар Динара Кыстаубайкызы,
мл. научн. сотр. лаборатории промышленной гигиены. мл. научн. сотр. лаборатории промышленной гигиены.
E-mail: ncgtpz@gmail.com E-mail: nazar-din@mail.ru
УДК 613.12:614.39:351.777.8
З.К. Султанбеков, А.Ш. Букунова, А.Б. Гайсин, С.Р. Борцова, Ж.Н. Баткульдина,
А.С. Конурбаева
МОНИТОРИНГ ЗДОРОВЬЯ НАСЕЛЕНИЯ В РЕШЕНИИ ЭКОЛОГИЧЕСКИХ
ПРОБЛЕМ БОЛЬШОГО ГОРОДА
Восточно-Казахстанский филиал Национального центра гигиены труда и профессиональных заболеваний Министерства здравоохранения Республики Казахстан, г. Усть-Каменогорск
Рассмотрено состояние заболеваемости и демографических сдвигов среди населения территорий, подверженных повышенной геохимической нагрузке, на примере г. Усть-Каменогорска Восточно-Казахстанской области за период 2005—2009 гг. В работе выявлены некоторые неблагоприятные тенденции медико-социальных процессов в регионе. Наиболее чувствительными к антропогенному загрязнению следующие показатели: младенческая смертность и общая заболеваемость среди подростков и детей, а также первичная заболеваемость как детского, так и взрослого населения, в сравнении с контрольной зоной (г. Щучинск).
Ключевые слова: окружающая среда, экология, урбанизация, заболеваемость, рождаемость, смертность.
Z.K. Soultanbekov, A.Sh. Bukunova, A.B. Gaisin, S.R. Bortsova, Zh.N. Batkouldina, A.S. Konourbayeva. Monitoring public health state in solving ecologic problems of cities
Eastern Kazakhstan Branch of Republican State Governmental Enterprise "National Centre of Labour Hygiene and Occupational Diseases" by the Ministry of Healthcare of the Republic of Kazakhstan
The article covers morbidity and demographic changes in inhabitants of territories subjected to high geochemical load, exemplified by Ust-Kamenogorsk of East Kazakhstan region over 2005—2009. The authors revealed some unfavorable trends in medical and social processes in the region. The most sensitive to anthropogenic pollution are: infant mortality, general morbidity among adolescents and children, primary morbidity among children and adults, when compared to the reference area (Shiutchinsk).
Key words: environmental, ecology, urbanization, disease, birth rate, death-rate.
Актуальной задачей профилактической медицины является системная оценка явлений и факторов в многокомпонентной и многофункциональной системе «среда обитания — здоровье населения». Оценка роли неблагоприятных воздействий на организм человека, связанных с загрязнением окружающей среды, представляет собой важнейшую задачу медицинской науки на современном этапе, поскольку отмечается тенденция к увеличению частоты и тяжести заболеваний [3].
В Казахстане многочисленными исследованиями, проведенными среди лиц, проживающих в районах, испытывающих повышенную антро-погеохимическую нагрузку, был доказан более высокий риск развития общей заболеваемости и отдельных нозологических форм заболеваний,
а также выявлены неблагоприятные тенденции демографических процессов [1, 2].
В настоящее время наиболее напряженная экологическая обстановка в г. Усть-Каменогорске (Восточно-Казахстанская область). На сравнительно небольшой территории города сконцентрированы мощные предприятия цветной металлургии (свинцово-цинковый комбинат), атомной, бериллиевой, титано-магниевой промышленности, энергетики. Загрязнение среды обитания человека тяжелыми металлами и другими токсикантами, содержащимися в выбросах промышленных предприятий, достигло уровней, которые становятся опасными для проживания населения [4].
Цель работы — изучение состояния здоровья населения территории значительного загрязнения