Научная статья на тему 'Экологическая обстановка по городскому шуму в г. Риддер Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан'

Экологическая обстановка по городскому шуму в г. Риддер Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан Текст научной статьи по специальности «Энергетика и рациональное природопользование»

CC BY
132
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
шум / параметры / распространенность / транспорт / noise parameters / prevalence / transportation

Аннотация научной статьи по энергетике и рациональному природопользованию, автор научной работы — М. С. Рахимбеков

В статье освещены параметры городского шума в г. Риддер Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан в зависимости от интенсивности и скорости транспортного потока.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по энергетике и рациональному природопользованию , автор научной работы — М. С. Рахимбеков

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Environmental conditions for urban noise in Ridder of the East Kazakhstan region Republic of Kazakhstan

The article highlights the parameters of urban noise in Ridder of the East Kazakhstan region of the Republic of Kazakhstan according to the intensity and speed of traffic flow.

Текст научной работы на тему «Экологическая обстановка по городскому шуму в г. Риддер Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан»

Тужырым

Арал мацы каушт аймагында туратын ересек тургындардыц канына мик-роэлементтiк сараптама жасалынды. Зерттеулер бойынша агзаларынан тецгерiм-сiздiк аныкталды, ягни мыстыц шамадан тыс кеп болуы жэне мырыш, селен, йод-тыц шамадан тыс темен болгандыгы аньщталган. ^анныц микроэлементтiк к¥ра-мыныц бузылуы эр тYрлi экологиялы; шарттылыгы бар аурулардыц пайда болуы мYмкiн екендшн айтады.

ТYйiндi свздер: Арал мацы, микроэлементтер, тецгер1мс1зд1к, ересектер

Резюме

Проведен микроэлементный анализ крови взрослого населения, проживающего в кризисной зоне Приаралья. Выявлен дисбаланс МЭ в организме, что проявляется повышением меди и снижением цинка, селена, йода. Нарушение микроэлементного состава крови является объективным критерием возникновения различной экологообусловленной патологии.

Ключевые слова: Приаралье, микроэлементы, дисбаланс, взрослое население

УДК 613.164(574.4)

ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ОБСТАНОВКА ПО ГОРОДСКОМУ ШУМУ В Г. РИДДЕР ВОСТОЧНО-КАЗАХСТАНСКОЙ ОБЛАСТИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

М.С. Рахимбеков

РГКП «Национальный центр гигиены труда и профессиональных заболеваний»

МЗСР РК, г. Караганда

В статье освещены параметры городского шума в г. Риддер Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан в зависимости от интенсивности и скорости транспортного потока.

Ключевые слова: шум, параметры, распространенность, транспорт

Актуальность. Акустическая характеристика городского шума определяется в основном от транспортного потока и показателями шумности автомобилей. Шум, производимый отдельными транспортными средствами, зависит от многих факторов: мощности и режима работы двигателя, технического состояния транспортного средства, качества дорожного покрытия, скорости движения. Также,

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

уровень городского шума зависит от архитектурных и планировочных решений (продольный и поперечный профиль улиц, высота и плотность застройки) и покрытия проезжей части и наличия зелёных насаждений.

Большая маневренность, мобильность, высокие скорости доставки грузов и пассажиров на различные расстояния, комфорт поездки, общедоступность и другие качества обеспечили автомобильному транспорту на протяжении прошлых лет и на ближайшее время большие преимущества в сравнении с другими видами транспорта. Они предопределили высокие темпы роста количества автомобилей в городах и поселках РК [1-4]. Также установлено, что городской шум, достигающий высоких уровней, вследствие своего низкочастотного характера может распространяться далеко за пределы магистральных улиц, легко преодолевая любое препятствие. Поэтому городской (транспортный) шум может являться основной и постоянной составной частью акустической среды прилегающей территории. На территорию жилых, государственных административно-функциональных зон шум проникает через арки и просто огибая здания. Внутри функциональных зон звуковые волны претерпевают ряд изменений, в результате чего интенсивность шума может ослабляться или, наоборот, усиливаться, что связано с планировкой и застройкой прилегающих территорий, степенью их благоустройства [5-8].

Таким образом, проблеме борьбы с шумом в нашей стране придается общегосударственное значение. По вопросам борьбы с шумом проводится широкий круг научно-исследовательских работ.

Цель исследования. Определение экологической обстановки по городскому шуму в г. Риддер Восточно-Казахстанской области Республики Казахстан.

Методы исследования. В процессе работы проводились исследования физических параметров городского шума, их аналитическая и статистическая обработка. Замеры параметров шума проводились аппаратурой «Анализатор шума и вибрации Ассистент Total» фирмы ООО «НТМ-Защита» Россия, г. Москва. Измерения городского шума проводились на расстояниях 7,5; 15; 30; 60 метров от источника шума, в данном случае от проезжающего автотранспорта на проспектах, улицах в точках указанных в техническом задании НИР.

Результаты исследований. Основными источниками шума в г. Риддер Восточно-Казахстанской области является автомобильный транспорт. В городе Риддере сеть автомобильных дорог общего пользования составляет 150,68 км. Из них, с асфальтобетонным покрытием - 21,75 км, с гравийно-щебеночным 126,83 км, с грунтовым - 2,1 км. Уровень городского шума обусловлен интенсивностью и скоростью транспортного потока (таблица 1).

Интенсивность движения на магистралях на время исследований в г.Риддер составила 200-300 ед/час. Направленность распределения транспортного потока на отдельных магистралях объясняется назначением и положением этих магистралей на плане улично-дорожной сети. Высокая интенсивность движения автотранспорта отмечена на пр. Гагарина - 320 ед/час, пр.Независимости - 310

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

ед/час, ул. Гоголя - 280 ед/час, ул. Чапаева - 200 ед/час. Фактором шумового режима жилых кварталов является преимущественно легковой автотранспорт проезжающий по внутри квартальным дорогам. Наибольшее движение транспорта отмечено на магистралях имеющих общегородское значение.

Таблица 1 - Характеристика улично-дорожной сети г. Риддер по интенсивности движения

Наименование улиц Интенсивность движения, ед./час Скорость движения, км/ч Ширина на проездной части, м Ширина тротуаров,м

пр. Гагарина 320 43 6-12 2,0-2,0

пр. Независимости 310 36 6-12 2,0-2,0

ул. Гоголя 360 40 6-10 2,0-2,0

ул. Чапаева 200 40 6-10 1,5-1,5

ул. Валиханова 190 34 6-10 1,5-1,5

ул. Семеновой 160 40 6-10 1,5-2,0

Так, в зоне наиболее сильного воздействия шума находятся части кварталов и микрорайонов, расположенных вдоль магистралей общегородского значения.

Условия распространения транспортного шума изучали на территории, прилегающей к магистралям улиц.

Определение степени распространения транспортного шума вглубь от магистралей показало, что на расстоянии 15 метров от магистрали уровень шума колеблется от 53,1 до 59,4 дБА, 60 метров - от 46,1 до 51,2 дБА (таблица 2.)

Таблица 2 - Эквивалентные уровни звука в г. Риддер на территории, прилегающей к магистрали, в зависимости от расстояния точки замеров

Улицы (перекрестки) Уровень шума у жилого здания при удалении от магистрали, дБА

7,5 м 15 м 30 м 60 м

пр. Гагарина 59,25±2,52 48,13±2,39 47,50±2,41 46,00±2,20

пр.Независимости 58,75±2,63 47,88±1,88 46,25±1,91 47,00±2,29

ул. Гоголя 57,25±2,47 45,88±2,04 44,88±1,99 45,13±2,01

ул. Чапаева 57,95±2,24 46,50±1,85 45,25±1,84 44,75±1,80

ул. Нурсеитова 46,63±1,60 45,50±1,65 45,50±1,65 43,38±1,45

ул. Лениногорская 49,88±1,78 49,88±1,78 48,38±1,89 48,25±1,62

Уровни шума на расстоянии от 7,5 до 30 метров от магистрали вглубь жилой застройки уменьшались в пределах 0,2 - 7,4 дБА. Затухание шума на расстоянии от 30 и до 60 метров от магистрали более интенсивно. Так, на расстоянии от 30 до 60 метров уровень шума снижался довольно значительно.

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

Наиболее дискомфортна в акустическом отношении функциональная зона 7,5-15 метров вглубь от магистралей. Необходимо отметить, что уровни шума имели тенденцию снижаться в зависимости от удаления от магистралей населенных пунктов. В некоторых случаях применено выборочное наблюдение по 15 минут в течение каждого часа для каждой точки. Превышения допустимых уровней шума вблизи автотрасс отмечались в течение дневного времени суток, наибольшие значения зарегистрированы в отрезке с 8.00 до 10.00 часов, а также в часы «пик» - с 17.30 до 19.00 часов.

В г. Риддер уровень шума достигал с 8.00 до 10.00 часов 56,42±1,46 дБА в (рисунок 1). В 18.00 часов эти цифры были равны 57,17±1,35.

д

70 60 50 40 30 20 10 0

-пр. Гагарина - пр.Независимости -ул. Гоголя -ул. Чапаева

09.00 12.00 15.00 18.00 21.00 24.00 03.00 06.00

Рисунок 1 - Уровни шумового «загрязнения» вблизи главных магистралей в зависимости от времени г. Риддер

В связи со снижением интенсивности транспортного потока в ночное время, также снижаются уровни городского шума, что подтверждают результаты исследований.

Таким образом, основными факторами, изменяющими шумовой режим потока городского транспорта, являются характер движения и состав транспортного потока. Все эти показатели, как правило, являются величинами переменными.

Фактором шумового режима жилых кварталов является преимущественно легковой автотранспорт проезжающий по внутри квартальным дорогам. Наибольшее движение транспорта отмечено на магистралях имеющих общегородское значение.

Литература

1. Корчевский А.А. Оценка ущерба состоянию здоровья населения Республики Казахстан от воздействия факторов окружающей среды // Гигиена и санитария. - 2006. - №5. - С.26-28.

ISSN 1727-9712 Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

2. Шубин И.Л., Аистов В.А., Пороженко М.А., Николов Н.Д. Методика составления шумовых карт для оценки акустического загрязнения городов // Архитектура и сторительство. - 2008. - №3. - С.60-61.

3. Goines L. and Hagler L., Noise pollution: A modern plague, Southern // Medical Journal. - 2007. - Vol.100, №3. - Р.287-294.

4. Банев В.К. Карта громкости // Российская газета. - 2007. - №267(4530). -

С.3.

5. Кирюшина Н.К., Гончаренко И.А., Пузакова А.И. Перспективы снижения шумового загрязнения Москвы при реализации актуализированного генерального плана // Градостроительство. - 2009. - №5. - С.89-93.

6. Таткеев Т.А., Баттакова Ж.Е., Абитаев Д.С., Сексенова Л.Ш., Мухамет-жанова З.Т., Атшабарова С.Ш., Назар Д.К. Методы определения электромагнитных неионизирующих излучений на урбанизированных территориях: методические рекомендации. - Караганда, 2011. - 22 с.

7. Таткеев Т.А., Абитаев Д.С., Сексенова Л.Ш., Мухаметжанова З.Т., Атшабарова С.Ш., Назар Д.К., Рахметуллаев Б.Б. Проблемы изучения влияния окружающего шума и электромагнитных полей на здоровье населения // Гигиена труда и медицинская экология. - 2011. - №1. - С.18-24.

8. Бобылев В.Н., Тишков В.А., Щеголев Д.Л., Мурыгин Д.В. Снижение транспортного шума как основа благоприятной акустической среды жилища современных городов // Градостроительство. - 2009. - №5. - С.120-126.

Тужырым

Макалада ^азакстан Республикасыньщ Шыгыс ^азакстан облысы Риддер каласындагы келш агыныныц жылдамдыгы мен каркынына сэйкес калалык шу параметрлерi баяндалады.

TYwndi свздер: шу, параметрлер, таралуы, келш

Summary

The article highlights the parameters of urban noise in Ridder of the East Kazakhstan region of the Republic of Kazakhstan according to the intensity and speed of traffic flow.

Key words: noise parameters, prevalence, transportation

ISSN 1727-9712

Гигиена труда и медицинская экология. №1 (50), 2016

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.