Научная статья на тему 'Проблема самосознания русского этноса в дискурсе региональных элит (на примере Краснодарского края)'

Проблема самосознания русского этноса в дискурсе региональных элит (на примере Краснодарского края) Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
225
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ETHNIC SELF-AWARENESS / ETHNIC SELF-AWARENESS IDEOLOGEMES / IDENTITY / DISCOURSE ANALYSIS / ЭТНИЧЕСКОЕ САМОСОЗНАНИЕ / ИДЕОЛОГЕМЫ ЭТНИЧЕСКОГО САМОСОЗНАНИЕ / ИДЕНТИЧНОСТЬ / ДИСКУРС-АНАЛИЗ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Круглик Наталья Владимировна

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения проблемы этнического самосознания. Цель работы анализ сущности понятия и основных методологических подходов к исследованию этнического самосознания русских в дискурсе региональных элит. В работе представлены точки зрения психологов и социологов на данную проблему. Указано, что при рассмотрении этнического самосознания необходим и анализ факторов, влияющих на его формирование. Проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами. Проблема исследования этнического самосознания русских в дискурсе региональных элит требует применения метода дискурс-анализа изучения медиа-текстов и медиа-выступлений представителей элиты Краснодарского края. Официальный дискурс региональной элиты вбирает в себя идеологемы, которые обусловлены, прежде всего, ситуацией в Украине. Выводы работы могут быть использованы для исследования проблемы формирования этнического самосознания русского этноса в условиях современности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Круглик Наталья Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ETHNIC SELF-AWARENESS OF RUSSIANS IN THE DISCOURSE OF REGIONAL ELITES (THE CASE STUDY OF KRASNODAR TERRITORY)

This paper examines theoretical and methodological approaches to the problem of ethnic self-awareness. The purpose of the study is to analyze the concept and main methods of research into ethnic self-awareness of Russian people in the discourse of regional elites. In the paper the author outlines the views of psychologists and sociologists on the problem in question. Besides, it is particularly stressed that while studying ethnic awareness, it is necessary to analyze all the factors that influence its formation. The problem of national awareness determination has acquired great importance due to the current ethno-cultural processes. Ethnic self-awareness of Russian people in the regional elite discourse requires a discourse analysis of media texts and media talks of elite representatives in Krasnodar Territory. The official discourse of regional elites includes ideologemes that are strongly influenced by the situation in Ukraine. The conclusions of the study may be useful in further research into formation of Russian ethnic self-awareness in the modern world.

Текст научной работы на тему «Проблема самосознания русского этноса в дискурсе региональных элит (на примере Краснодарского края)»

DOI: 10.12731/2218-7405-2015-10-49 УДК 316.34

ПРОБЛЕМА САМОСОЗНАНИЯ РУССКОГО ЭТНОСА В ДИСКУРСЕ РЕГИОНАЛЬНЫХ ЭЛИТ (НА ПРИМЕРЕ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ)

Круглик Н.В.

В статье рассматриваются теоретико-методологические аспекты изучения проблемы этнического самосознания. Цель работы - анализ сущности понятия и основных методологических подходов к исследованию этнического самосознания русских в дискурсе региональных элит. В работе представлены точки зрения психологов и социологов на данную проблему. Указано, что при рассмотрении этнического самосознания необходим и анализ факторов, влияющих на его формирование. Проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами. Проблема исследования этнического самосознания русских в дискурсе региональных элит требует применения метода дискурс-анализа изучения медиа-текстов и медиа-выступлений представителей элиты Краснодарского края. Официальный дискурс региональной элиты вбирает в себя идеологемы, которые обусловлены, прежде всего, ситуацией в Украине. Выводы работы могут быть использованы для исследования проблемы формирования этнического самосознания русского этноса в условиях современности.

Ключевые слова: этническое самосознание; идеологемы этнического самосознание; идентичность; дискурс-анализ.

ETHNIC SELF-AWARENESS OF RUSSIANS IN THE DISCOURSE OF REGIONAL ELITES (THE CASE STUDY OF KRASNODAR TERRITORY)

Kruglik N.V.

This paper examines theoretical and methodological approaches to the problem of ethnic

self-awareness. The purpose of the study is to analyze the concept and main methods of research into ethnic self-awareness of Russian people in the discourse of regional elites. In the paper the author outlines the views of psychologists and sociologists on the problem in question. Besides, it is particularly stressed that while studying ethnic awareness, it is necessary to analyze all the factors that influence its formation. The problem of national awareness determination has acquired great importance due to the current ethno-cultural processes. Ethnic self-awareness of Russian people in the regional elite discourse requires a discourse analysis of media texts and media talks of elite representatives in Krasnodar Territory. The official discourse of regional elites includes ideologemes that are strongly influenced by the situation in Ukraine. The conclusions of the study may be useful in further research into formation of Russian ethnic self-awareness in the modern world.

Keywords: ethnic self-awareness; ethnic self-awareness ideologemes; identity; discourse analysis.

Для каждого человека его этническая принадлежность крайне важна для того, чтобы найти своё место в социальном пространстве. Но не только для отдельно взятого человека, но и для государства в целом, этнические процессы выступают на передний план. Доминирование тех или иных норм и ценностей в развитии этнических процессов выступают показателями социального благополучия или неблагополучия в жизни общества. Так напряжённость в межэтнических отношениях может привести к неблагоприятным последствиям: межэтническим конфликтам и даже войне. Знание особенностей различных этносов, понимание значимости этнического сознания в развитии социальных процессов необходимо для того, чтобы способствовать стабильности социума.

Таким образом, этнокультурные проблемы и проблемы развития национального самосознания в настоящее время имеют большую значимость для российского общества. Это связано с социально-экономическими, общественно-политическими и историко-культурными процессами, происходящими в России. Потеря устойчивости социальной идентичности вынуждает людей искать новые формы идентичности.

Для обозначения осознания человеком собственной этнической принадлежности привлекается сразу несколько понятий: национальное самосознание (А.Ф. Дашдамиров [4], В.С. Мухина [7], О.С. Новикова, О.Н. Юденко [15], С.С. Отамуратов); этническое самосознание (Ю.В. Арутюнян [1], В.Ю. Хотинец [14], А.А. Налчаджян [8], Ю.В. Бромлей [3], В.П. Левкович [6]); этническая идентичность (Э.Ц. Данзанова, Н.М. Лебедева, ГУ. Солдатова [11], Т.Г. Стефа-

ненко [12]). Национальное самосознание является наиболее широким, в него входят как сознательное (этническое самосознание, этническая самоидентификация), так и бессознательное (этническая идентичность) компоненты отнесения индивидом себя к определенному этносу.

К факторам, образующим этнос, причисляют: единство территории, природные условия, экономическую связь, а к этническим признакам относят - особенности этнического самосознания и культуры, важнейшим из которых является этническое самосознание.

Этническое самосознание определяется как осознание своей принадлежности к этнической общности. Являясь основным признаком этноса, оно тем не менее, носит субъективный характер, но отражает объективную реальность. Этническое самосознание - это целостное образование, проходящее в своем становлении два уровня:

1) типологический, на котором формируется представление об этнических особенностях общности;

2) идентификационный, на котором формируется этническая самоидентификация.

Этническое самосознание имеет сложную структуру и включает когнитивное представление об образе своего этноса, эмоциональное отношение к своему этносу и поведенческий компонент. В этническое самосознание входят представления об историческом прошлом своего народа, о его территории, языке, культуре, мироздании, а также суждения членов этнической группы о действиях, свойствах и достижениях своего этноса и других этносах.

Психологическая структура этнического самосознания может быть представлена следующими компонентами:

1) осознание особенностей этнической культуры своей этнической общности;

2) осознание психологических особенностей своей этнической общности;

3) осознание тождественности со своей этнической общностью;

4) осознание собственных этнопсихологических особенностей;

5) осознание себя в качестве субъекта своей этнической общности;

6) социально-нравственная самооценка этничности.

Л.М. Дробижева выделяет два уровня этнического самосознания: идеологический и социально-психологический [5]. Причём, идеологический уровень характеризуется конструированием идеологем этнического самосознания, продвигаемых СМИ. Наиболее популярными идеологемами постсоветского пространства в этническом самосознании выступали:

1) идеологема престижа и значимость языка и культуры;

2) идеологема ущерба народа;

3) идеологема собственной государственности (данный уровень находится под контролем государства).

Проблема этнического самосознания приобрела особую значимость в связи с этнокультурными процессами, происходящими в нашей стране. В современном обществе многие русские не имеют достаточно полного представления о прошлом своего народа. Всестороннюю оценку особенностям русского народа дали такие выдающиеся учёные, как Н.И. Бердяев, С.Л. Франк, В.С. Соловьев и многие другие. Они выделили следующие черты: терпение, мужество, упорство, тяготение к крайностям, равнодушие к праву и закону, стремление к свободе, презрение к либерализму и другое. В настоящее время уменьшается набор идентификаторов этнического самосознания, чаще всего он сводится к языку, особенностям культуры и интересам, которые регулируют поведение членов этнической общности.

В связи со сложившейся ситуацией, в 2012 году Президент РФ В.В. Путин подписал указ «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года», текст которого направлен на «обеспечение интересов государства, общества, человека и гражданина, укрепления государственного единства и целостности России, сохранении этнокультурной самобытности её народов, сочетания общегосударственных интересов народов России....» [13]. В соответствии с этим указом Правительство РФ разработало план мероприятий по приоритетным направлениям национальной политики, реализация которого должна была «способствовать гармонизации межнациональных отношений, развитию языкового и этнокультурного многообразия РФ, популяризации истории и культур народов России, профилактике и раннему предупреждению конфликтов в сфере межэтнических отношений» [9]. Особое внимание в этом плане мероприятий уделяется поддержке СМИ.

Таким образом, феномен идентичности, с одной стороны, является инструментом для поддержания субъективной реальности, а с другой, может использоваться в качестве инструмента социальной инженерии у элитных групп, которые влияют на формирование объективной реальности. Л.В. Сагитова выделила три группы участвующих в формировании региональной этнической идентичности:

1) группы генераторов идентичности, в качестве которых выступают властная элита, задающая вектор социальных изменений в регионе, и интеллектуальная элита, которая генерирует идеологии;

2) стимулирующие группы, к которым относят СМИ, систему образования и культуры, которые распространяют идеологию, региональные и этнические ценности;

3) реципиенты, на которых направлено воздействие [10].

Главными участниками процесса формирования этнической идентичности и этнического самосознания выступают элитарные группы.

Если раннее воспроизводство различных оценочных моделей осуществлялось в основном через индивидуальное взаимодействие, то в настоящее время индивид включен в оценочные и дискурсивные модели по отношению к индивидам своей и других этнических групп, посредством СМК. При активном воздействии различных средств массовой коммуникации «на цен-ностно-мотивационную структуру индивида запускается механизм самоидентификации - индивид начинает действовать, думать, строить отношения с другими в соответствии со схемой, ему навязанной. В этом процессе рутинизации этнокультурной идентичности происходит ее стигматизация, переход от характеристики индивидуальной к характеристике коллективной» [2].

Таким образом, проблема исследования этнического самосознания русских в дискурсе региональных элит требует применения метода дискурс-анализа изучения медиа-текстов и медиа-выступлений представителей элиты края.

Для описания и анализа этнического самосознания русских были выделены следующие параметры описания дискурсивных стратегий:

- контексты проблематизации и актуализации;

- идеологемы, формирующие этническое самосознание русских;

- легитимирующая аргументация.

В данном случае анализируемый дискурс разворачивается в рамках, во-первых, указа В.В. Путина «О стратегии государственной национальной политики РФ на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. № 1666, а, во-вторых, распоряжения Правительства РФ «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 15 июля 2013 г. № 1226-р.

Эмпирический материал для дискурс-анализа представляют размещенные в открытом доступе публикации новостных и информационных порталов, официальный сайт администрации Краснодарского края, портал исполнительных органов Краснодарского края, официаль-

ный сайт губернатора Краснодарского края, отобранные в соответствии с упоминанием словосочетаний «русский», «русские». В ходе анализа был изучен ряд краевых СМИ: Кубанские Новости, Вольная Кубань, Краевые Новости, Кубань Сегодня. Были рассмотрены упоминания за период с января 2013года по август 2015 года.

Целью дискурс-анализа было выявление основных идеологем, формирующих этническое самосознание русских в дискурсе региональных элит. Выявление тональности анализируемых дискурсов в задачу исследования не входило. В связи с внешнеполитической ситуацией, сложившейся вокруг России, вызванной конфликтом в Украине, наблюдается смещение акцентов в публикациях выступлений региональной элиты.

Идеологемы идентичности

Идентичность трактуется в узком и широком смыслах. В узком смысле под этнической идентичностью понимается отождествление себя с конкретной этнической группой (в рамках данного исследования - с русскими), а в широком смысле - отождествление с историей, языком, культурой. Согласно анализу материалов в выступлениях региональной элиты не прослеживается четкой ориентации на отождествление с русским этносом. Употребление «мы - русские» чаще происходит в контексте событий в Украине (братья-украинцы отрекаются от нас, русских) или событий Великой Отечественной Войны (русские солдаты, русские девчонки). Во всех остальных случаях идентичность носит цивилизационный, гражданский, региональный или религиозный характер:

- «Мы - россияне»;

- «Мы - кубанцы» (земляки);

- «Мы - православные люди».

В общественно-политическом дискурсе края этническая идентичность зачастую тесно связана с религиозной и национальной (россиянин - русский - православный).

Идеологемы идентичности в широком смысле связаны с русской культурой или русским языком (например, цитирование русских пословиц).

Идеологемы системы ценностей:

- за Кубань, веру и Отечество;

- обрести себя и свои родные корни;

- гостеприимство;

- практически на нашей родной земле - на Украине;

- боролись и умирали все вместе - русские и украинцы;

- вера, патриотизм, нравственность;

- любовь к малой и большой Родине;

- любовь к своим корням и вере;

- призывы к миру и единению.

Следующие идеологемы связаны с интересами этнической группы:

- боль и негодование за страшные события в Киеве и Одессе;

- не можем стоять в стороне событий, происходящих в Украине;

- радость за Крым и Севастополь, которые вернулись домой;

- главное Крым - наш;

- русский Крым;

- акцию по сбору подарков и гуманитарной помощи детям юго-востока Украины будет про-

должена.

Последняя группа идеологем, выделенная при конструировании этнического самосознания русского народа в дискурсе региональных элит - идеологемы стереотипов:

- русские - оккупанты в Украине;

- называют русских врагами;

- народ - освободитель.

Таким образом, в период национального возрождения культуры и укрепления государственного единства и целостности России, сохранении этнокультурной самобытности её народов проблема детерминации национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, которые проявляются неоднозначно не только в российской действительности в целом, но и региональной в частности. Официальный дискурс региональной элиты вбирает в себя идеологемы, которые обусловлены, прежде всего, ситуацией в Украине, что, в свою очередь, вызывает всплеск роста национального самосознания русских.

Работа выполнена в рамках гранта РГНФ № 15-13-23011 а(р).

Список литературы

1. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология. - М.: Аспект Пресс, 1999. 271 с.

2. Барков Ф.А. Методология исследования взаимосвязи дискурса об этнической идентичности и контекстуальных сообщений СМИ // Вестник МГИМО, 2013. №1. URL: http:// vestnik.mgimo.ru/razdely/sociologiya/ metodologiya-issledovaniya-vzaimosvyazi-diskursa-ob-etnicheskoy-identichnosti-i (дата обращения 15.08.2015).

3. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: монография. - М.: Наука, 1987. 336 с.

4. Дашдамиров А.Ф. Нация и личность: монография. - Баку: ЭЛМ, 1976. 226 с.

5. Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: ИС РАН, 2003. 376 с.

6. Левкович В.П. Социально-психологические аспекты этнического сознания // Советская этнография. 1983. №4. С. 75-78.

7. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: учеб. пособ. - М.: Изд. центр «Академия», 1999. 456 с.

8. Налчаджян К.А. Этническое самосознание и его подструктуры на примере армянского этноса // Вопросы психологии, 2006. №5. URL: http://psyabstracts.com/journals/Voprosy%20 Psychologii/2006/5/etnicheskoe-samosoznanie-i-ego-podstruktury-na.html#.VfWXRYYQQXV (дата обращения 15.08.2015).

9. Распоряжение «Об утверждении плана мероприятий по реализации в 2013-2015 годах Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 15 июля 2013 г. № 1226-р. URL: http://www.garant.ru/ (дата обращения 15.08.2015).

10. Сагитова Л.В. Региональная идентичность: социальные детерминанты и конструктивистская деятельность СМИ (на примере Республики Татарстан) // Центр и региональные идентичности. - СПб.: Летний сад, 2004. 77-124 с. URL: http://ecsocman.hse.ru/text/19186836/ (дата обращения 15.08.2015).

11. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. - М.: Смысл, 1998. 389 с.

12. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: учебник. - М.: Изд-во РАН, 1999. 320 с.

13. Указ Президента РФ «О стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года» от 19 декабря 2012 г. № 1666. URL: https://www.referent. ru/ (дата обращения 15.08.2015).

14. Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. - СПб.: Алетейя, 2000. 240 с.

15. Юденко О.Н. Особенности национального самосознания дошкольников и его формирование в условиях специально организованной деятельности: Дис. ... канд. психол. наук. -Красноярск, 2000. 172 с.

References

1. Arutjunjan Ju.V., Drobizheva L.M., Susokolov A.A. Jetnosociologija. - M.: Aspekt Press, 1999. 271 p.

2. Barkov F.A. Vestnik MGIMO, no. 1 (2013). http://vestnik.mgimo.ru/razdely/sociologiya/ meto-dologiya-issledovaniya-vzaimosvyazi-diskursa-ob-etnicheskoy-identichnosti-I (accessed August 15, 2015).

3. Bromlej Ju.V Jetnosocial'nye processy: monografija. - M.: Nauka, 1987. 336 p.

4. Dashdamirov A.F. Nacija i lichnost': monografija. - Baku: JeLM, 1976. 226 p.

5. Drobizheva L.M. Social'nye problemy mezhnacional'nyh otnoshenij v postsovetskoj Rossii. -M.: IS RAN, 2003. 376 p.

6. Levkovich V.P. Sovetskaja jetnografija, no. 4 (1983): 75-78.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

7. Muhina V.S. Vozrastnaja psihologija: fenomenologija razvitija, detstvo, otrochestvo: ucheb. po-sob. - M.: Izd. centr «Akademija», 1999. 456 p.

8. Nalchadzhjan K.A. Voprosy psihologii, no. 5 (2006). http://psyabstracts.com/journals/Voprosy%20 Psychologii/2006/5/etnicheskoe-samosoznanie-i-ego-podstruktury-na.html#.VfWXRYYQQXV (accessed August 15, 2015).

9. Rasporjazhenie «Ob utverzhdenii plana meroprijatij po realizacii v 2013-2015 godah Strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» ot 15 ijulja 2013 g. № 1226-r. http://www.garant.ru/ (accessed August 15, 2015).

10. Sagitova L.V. Centr i regional'nye identichnosti. - SPb.: Letnij sad, 2004. Pp. 77-124. http://ec-socman.hse.ru/text/19186836/ (accessed August 15, 2015).

11. Soldatova G.U. Psihologija mezhjetnicheskoj naprjazhennosti. - M.: Smysl, 1998. 389 p.

12. Stefanenko T.G. Jetnopsihologija: uchebnik. - M.: Izd-vo RAN, 1999. 320 p.

13. Ukaz Prezidenta RF «O strategii gosudarstvennoj nacional'noj politiki Rossijskoj Federacii na period do 2025 goda» ot 19 dekabrja 2012 g. № 1666. https://www.referent.ru/ (accessed August 15, 2015).

14. Hotinec V.Ju. Jetnicheskoe samosoznanie. - SPb.: Aletejja, 2000. 240 p.

15. Judenko O.N. Osobennosti nacional'nogo samosoznanija doshkol'nikov i ego formirovanie v us-lovijah special'no organizovannoj dejatel'nosti: Dis. ... kand. psihol. nauk. - Krasnojarsk, 2000. 172 p.

ДАННЫЕ ОБ АВТОРЕ

Круглик Наталья Владимировна, старший преподаватель кафедры социологии, правоведения и работы с персоналом, кандидат культурологии

Кубанский государственный технологический университет ул. Московская, д. 2, г. Краснодар, 350072, Россия e-mail: kalt666@rambler.ru

DATA ABOUT THE AUTHOR

Kruglik Natalya Vladimirovna, senior Lecturer of the Social Science, Jurisprudence and HR Management Subdepartment, PhD in Cultural Science Kuban State Technological University Moskovskaya str., 2, Krasnodar, 350072, Russia e-mail: kalt666@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.