Научная статья на тему 'Проблема религиозного экстремизма'

Проблема религиозного экстремизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
372
76
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФИЛАКТИКА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА / РЕЛИГИОЗНЫЙ ЭКСТРЕМИЗМ / ЭКСТРЕМИЗМ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усачев Михаил Николаевич

Проблема религиозного экстремизма считается одной из важнейших проблем современности. Обсуждаемые вопросы повсеместно рассматриваются в средствах массовой информации, а также на заседаниях государственных органов. В связи с этим необходимо выявить основы религиозного экстремизма и способы их предотвращения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема религиозного экстремизма»

ПРОБЛЕМА РЕЛИГИОЗНОГО ЭКСТРЕМИЗМА Усачев М.Н.

Усачев Михаил Николаевич - магистрант, кафедра философии и религиоведения, Владимирский государственный университет, г. Владимир

Аннотация: проблема религиозного экстремизма считается одной из важнейших проблем современности. Обсуждаемые вопросы повсеместно рассматриваются в средствах массовой информации, а также на заседаниях государственных органов. В связи с этим необходимо выявить основы религиозного экстремизма и способы их предотвращения.

Ключевые слова: профилактика религиозного экстремизма, религиозный экстремизм, экстремизм.

Чёткого определения экстремизма в Федеральном законе «О противодействии экстремисткой деятельности» не дано. В этом случае заслуживает внимание работа Е.Н. Плужникова, который понимает «религиозный экстремизм» как деятельность сторонников крайних мер в области межконфессиональных и внутрирелигиозных отношений, что отражается в насильственных попытках навязать обществу собственную идеологическую систему представителям других конфессий с целью отказа от своих основополагающих принципов, часто используя физическое или психологическое давление [1].

Из этого определения можно выделить основную цель этой формы экстремизма -уничтожение всех религиозных убеждений. Это связано с более поздним созданием религиозного государства, которое работает на определенных основах и правилах. Например, в своей работе «Экстремизм в современном исламе» З. Арухов определяет следующие цели исламских экстремистов: создание основ исламского теократического государства в обществе; внедрение норм шариата в публичную практику; Восстановление халифата [2].

Чтобы предотвратить это явление, необходимо активное противостояние государства экстремизму. Одной из мер является профилактика, которая включает в себя различные меры.

Система предотвращения сокращения экстремизма является комплексной и многогранной задачей, поскольку, устанавливая цели, задачи и планы, руководящие органы оказывают влияние на распространение и возникновение организаций экстремистского характера, пытаясь затронуть все стороны данных организаций [3]. Чтобы понять, как эффективно бороться с религиозным экстремизмом, необходимо проанализировать историческую практику. Так как благодаря ей мы можем наблюдать все этапы становления и развития экстремизма в целом, что дает прогнозы его дальнейшего развития.

Стоит привести в пример: наиболее острая ситуация сложилась в Чечне, что повлекло за собой яркое проявление агрессии - одна из масштабнейших иллюстраций религиозного экстремизма на постсоветском пространстве. Еще одним случаем можно назвать вооруженное восстание 2005 года в городе Нальчик. Одной из причин была неадекватная реакция местных властей на угнетение прав представителей исламской религии. Все эти действия повлекли за собой создание в России законодательных актов, направленных на борьбу со всеми видами экстремизма, чтобы предотвратить появление подобных ситуаций.

Но, как мы уже могли обратить внимание, эта политика реализуется не очень эффективно. Скорее всего, основным фактором является отсутствие координации между государством и его гражданами. Потому что когда государство не обращает внимания на проблемы своих граждан, они становятся особенно уязвимы для пропаганды.

Сказываются еще и такие проблемы общества, как низкий уровень жизни, образования, безработица и другие факторы. О них говорил бывший президент Дмитрий Медведев на состоявшемся 19 августа совещании в Ставрополе, посвященном ситуации на Северном Кавказе: «Условия для развития бандитизма, религиозного экстремизма были созданы в результате распада государства, корни в структуре нашей жизни, в безработице, бедности, в кланах, которые не заботятся о людях, которые только делят денежные потоки, которые приходят сюда, борются за заказы, а затем расплачиваются друг с другом, и в коррупции, которая, действительно, стала очень широко распространенной в правоохранительных органах».

Список литературы

1. Плужников Е.Н. Понятие религиозного экстремизма и его проявления в современной России // Политический процесс в современной России: тенденции и перспективы, 2010. № 1.

2. Арухов З.С. Экстремизм в современном исламе. Очерки теории и практики. Махачкала: Агентство «Кавказ», 1999.

3. Пестрецов М.А. Профилактика как важный инструмент противодействия религиозному и политическому экстремизму в Российской Федерации // Вестник Краснодарского университета МВД России, 2016. № 3 (33).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.