рассказе «окликает» Пушкина и Лермонтова, «внимательно изучавших пропасть между культурами, обреченными на соседство, и способы ее преодоления» [7]. Понимая, что события «в Чечне являются худшим примером повторяемости конфликтов, неизжитых в прежнюю эпоху» [3, с. 29], Маканин творчески ассимилирует и уроки Толстого, который неизменно «в стане страдающих, подвергающихся насилию и против тех, чьи действия это насилие инициировали» [5, с. 206]. Эта позиция близка современному русскому художнику, который словно прогнозирует досадные созвучия между распоряжениями царя Николая I из «Хаджи-Мурата» Толстого «усиленно тревожить Чечню и сжимать ее кордонной линией» [15, т. 14, с. 94] и событиями недавней истории, свидетельствующими: «первый, кто предложил Ельцину вооруженную помощь против мятежного парламента, был Дудаев» [13]. В прозе В. С. Ма-канина, неизменно обращенной к «болевым» проблемам современности, постоянно ощутимы нервущиеся нити отдаленного и близкого литературного родства, формирующие ту «особую географию памяти» (В.С. Маканин) художника, что связывает его с «большим временем культуры» (М.М. Бахтин) и закрепленными в ней вечными ценностями: истиной, добром, красотой.
литература
1. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. 2-е изд. М.,1986.
2. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья шестая. М., 1985.
3. Блиев М. Камень Барятинского // Родина. 1995. №10.
4. Гранин Д. Отступать некуда! //Лит. газ. 2011. №25. ШЬ : http://www.lgz.ru/article/16461.
5. Дружин Г. Перечитывая «Хаджи-Мурата» // Новый мир. 2002. №10.
6. Кардин В. Наваждение // Лит. газ. 1996. 19 июня.
7. Латынина А. «Чеченец ходит за рекой» // Лит. газ. 1999. 23 сент. - 5 окт.
8. Латынина А. Не игра, а прогноз художника //Лит. газ. 1995. 7 июня.
9. Лосев А.Ф. Миф - Число - Сущность. М., 1994.
10. Маканин В.С. Испуг: роман. М., 2006.
11. Маканин В.С. Кавказский пленный // Кавказский пленный: Повести. М., 2004.
12. Минаков С. «И мы эту песню запели...» // Лит. газ. 2011. 22 - 28 июня.
13. Поляков Ю. Лезгинка на лобном месте // Лит. газ. 2011. 2-8 февр.
14. Тарасов Б. Пространство мысли Петра Чаадаева // Лит. газ. 1992. 11 марта.
15. Толстой Л.Н. Война и мир // Собрание сочинений : в 22 т. М.,1983. Т.7.
The modern prose of V. Makanin in the big period of culture
There are considered the poetics peculiarities of the works by V.S. Makanin that combine the traditions of realistic writing with the elements of post-modernism.
Key words: period, beauty, V.S. Makanin, prose, the Caucasus, L.N. Tolstoy.
Ю.Г. СЕМикинА (Волгоград)
проблема реализации гендерных стереотипов в художественных произведениях авторов-женщин
конца XX - начала XXI в.
Рассматривается реализация гендерных стереотипов в женской прозе. Обосновано, что писательницы являются создателями и трансляторами полоролевых стереотипов, которые влияют на подсознание читателей.
Ключевые слова: гендерные стереотипы, полоролевые стереотипы, маскулинность, феминность, женская проза.
Гендерные стереотипы изучаются различными науками: историей, социологией, психологией, лингвистикой, литературоведением и т.д. В меньшей степени теоретический аспект реализации и функционирования гендерных стереотипов разработан в литературоведении (существуют лишь отдельные статьи, посвященные данной проблеме).
Гендерные стереотипы существуют в коллективном и индивидуальном сознании и затрагивают глубинные структуры человеческой психики. Они передаются из поколения в поколение и трансформируются в результате
© Семикина Ю.Г., 2012
изменения социальных, культурных и политических установок государства. Гендерные стереотипы могут варьироваться в разных культурах (и в разных этнокультурах) вследствие различия исторических условий развития общества и традиционных концепций женственности и мужественности, а также психологических и сексуальных установок, существующих в различных группах общества. «Однако гендерный стереотип - понятие символическое и касающееся, в первую очередь, особенностей функционирования общественного сознания, потому исследователь сталкивается с рядом методологических сложностей: социальная предубежденность является, по сути своей, духовной практикой и, следовательно, не проявляется напрямую в любой человеческой деятельности. Однако возможно ее зафиксировать в духовных сферах жизнедеятельности общества, которые и выступают сами по себе» [1, с. 26].
В данной статье предпринята попытка систематизировать теоретические сведения о реализации гендерных стереотипов в художественном тексте на материале произведений современной литературы. В отечественной научной литературе, опирающейся на наследие западных исследователей теории гендера (например, [16; 17]), существует множество определений понятия «гендерный стереотип». Приведем три наиболее продуктивных определения:
1) «Гендерные стереотипы - разновидность социальных стереотипов, упрощенный схематизированный и устойчивый образ мужчин и женщин» [6, с. 586];
2) «стандартизированные представления о моделях поведения и чертах характера, соответствующих понятиям “мужское” и “женское” <...> гендерные стереотипы являются наиболее ярким и эффективным механизмом формирования традиционного гендерного поведения и социальных ролей» [4, с. 16];
3) «гендерные стереотипы как продукт культуры представляют собой существующие в сознании людей нормативные модели относительно поведения и психологических характеристик мужчин и женщин. <...> Гендерные стереотипы - инструмент классификации окружающих людей на основании их половой принадлежности; кроме того, они выступают как ориентиры ожиданий в отношении поведения мужчин и женщин, с которыми человек взаимодействует» [7, с. 248].
Все три определения дополняют друг друга и раскрывают различные аспекты исследу-
емого понятия. Необходимо отметить, что содержательный компонент гендерных стереотипов отражает существующие в обществе понимание, трактовку и репрезентацию концептов «маскулинность» и «фемининность» [8, с. 7].
Различные виды гендерных стереотипов имплицитно или эксплицитно присутствуют в художественном тексте, поскольку в нем представлена реальная действительность, творчески и концептуально переосмысленная автором. В данной статье будут рассмотрены стереотипы маскулинности - фемининности, отражающие определенные психологические качества, свойства личности и способы социального поведения, традиционно считающиеся в обществе «мужскими» или «женскими» [7, с. 249].
Типично «мужскими» считаются следующие качества: агрессивность, независимость, авторитаризм, рационализм, доминирование в отношениях с противоположным полом, властность, логичность в принятии решений, независимость, успешность, физическая сила, уверенность в себе. В художественных произведениях авторов-женщин конца XX -начала XXI в. представлен ряд мужских персонажей, опровергающих традиционные представления о маскулинности. Например, в романах Л. Улицкой «Казус Кукоцкого» персонажи первого плана (мужчины) чаще всего не способны в полной мере защитить свою семью, они, за редким исключением, выполняют функцию социальных, а не биологических отцов. В частности, Павел Алексеевич Кукоц-кий - врач-гинеколог, общественный деятель, создававший проект о перестройке здравоохранения в области материнства и детства, не знал о проблемах со здоровьем Василисы, разрушил доверительные отношения со своей женой, не успел спасти от смерти беременную приемную дочь Таню. Всю жизнь он спасал женщин и детей, но ему не удалось уберечь от бед дорогих ему женщин собственной семьи. Павел Алексеевич растил и воспитывал приемных детей (Таню, Тому, Женю). В романе не сказано о том, страдал ли он от отсутствия собственных детей.
Ряд образов «слабых» мужчин, не соответствующих стереотипам доминантности, можно продолжить: Илья Иосифович Гольдберг (Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»), Самуил Мендес и Алик Шварц (Л. Улицкая «Медея и ее дети»), Шурик Корн (Л. Улицкая «Искренне Ваш Шурик»), Номер Один (Л. Петру-шевская «Номер Один, или В садах других возможностей»), Евгений (М. Галина «Малая
Глуша»), Крылов (О. Славникова «2017»), Антонов (О. Славникова «Один в зеркале»), Климов (О. Славникова «Бессмертный»), Караванов (М. Арбатова «Семилетка поиска») и т.д. Современные авторы-женщины редко изображают в своих произведениях доминантных мужчин. Возможно, они таким образом и формируют, и отражают существующий в обществе гендерный стереотип «героя нашего времени» - инфантильного мужчину, не способного быть опорой семьи.
Соответственно, типично «женскими» являются противоположные качества: пассивность в социальных отношениях, тактичность, потребность в защите, эмоциональность, импульсивность в принятии решений, чувствительность, покорность, заботливость, покладистость, сексуальная привлекательность (особенно для молодых женщин), стремление стать матерью, способность к межличностной коммуникации, самоотверженность, способность к эмпатии и самопожертвованию.
В художественной литературе конца XX -начала XXI в. все чаще авторы-женщины отходят от подобного канона репрезентации «женского». Современным героиням в меньшей степени свойственны такие качества, как социальная пассивность, тактичность, покорность и покладистость. Наиболее наглядно эта тенденция прослеживается в образах следующих героинь: Татьяна Кукоцкая (Л. Улицкая «Казус Кукоцкого»), Тамара Крылова (О. Слав-никова «2017»), Марина (О. Славникова «Бессмертный»), Ирина Ермакова (М. Арбатова «Визит нестарой дамы»), Елена (М. Арбатова «Семилетка поиска») и т.д.
Важно отметить, что «мужское» в культуре оценивалось и до сих пор оценивается положительно, а женское - чаще всего отрицательно. Такое представление о типично «мужском» и «женском» подразумевает иерархичность социальных отношений и подчиненное положение женщины в патриархатной культуре. В классической русской литературе, созданной мужчинами, в большинстве случаев воплощалось именно такое понимание истинно «мужского» и истинно «женского».
Восприятие женщин и «женского» в современном обществе в обыденном коллективном сознании искажено устаревшими полоролевыми стереотипами, особенно, если речь идет о социальной роли и предназначении женщины. Полоролевые стереотипы отражают существующее в обыденном коллективном сознании представление о ролях и функциях, присущих женщине. Чаще всего полоролевые стереотипы транслируются в скрытой форме и
влияют на подсознание людей (в том числе и через художественную литературу), являются мощными регуляторами поведения мужчин и женщин в обществе. Необходимо отметить, что авторы-женщины также подвержены этому влиянию, поэтому они зачастую являются одновременно «создателями» и «трансляторами» полоролевых стереотипов (этот факт порой обусловливает противоречивость их суждений).
Наиболее распространенные полоролевые стереотипы, существующие в нашем обществе и нашедшие отражение в художественной литературе: 1) основное женское предназначение - семья и дом [9; 11; 13]; 2) чрезмерная занятость женщины на работе (стремление сделать карьеру) отрицательно сказывается на детях и ухудшает отношения в семье [2; 3; 10];
3) женщина не может быть хорошим руководителем, поскольку она слишком эмоциональна, не умеет принимать рискованные решения и не стремится к успеху [5; 10 - 11]; 4) политика - не женское дело [10 - 15].
Еще одна проблема, органично связанная с влиянием на жизнь людей полоролевых стереотипов, - это одиночество как результат неверного толкования мотивов и поступков людей своего и противоположного пола. Например, гендерные стереотипы, касающиеся поведения, способствуют негативной оценке женщин, активно пытающихся устроить личную жизнь. В патриархатной культуре женщина должна ждать знаков внимания со стороны мужчин, ее действия трактуются как ответные. Некоторые писательницы разрушают этот стереотип посредством своих произведений. Так, в романах Л. Улицкой семейное счастье чаще всего находят женщины с активной женской позицией, например, Александра Георгиевна и Ника («Медея и ее дети»).
Идея активного поиска «идеального» спутника жизни положена в основу романа М. Арбатовой «Семилетка поиска». Журналистка Елена - своего рода женский вариант Дон Жуана. Однако феминистская концепция личностной женской реализации далека от гармонии «телесного» и «духовного», хотя в конце романа героиня все же надеется обрести настоящую любовь.
Одиночество порождает чувство безысходности, ощущение бессмысленности жизни и ненужности, становится причиной неверия в свои силы. Рассказывая о судьбах своих героинь, авторы-женщины описывают варианты ложного спасения от одиночества, которые чаще всего выбирают женщины (как, впрочем, и мужчины): трудоголизм (Тамара Крылова из
романа О. Славниковой «2017», Елена в романе М. Галиной «Малая Глуша»), наразборчи-вость в интимных отношениях (журналистка Елена в романе М. Арбатовой «Семилетка поиска»), Шурик и его многочисленные подруги в романе Л. Улицкой «Искренне Ваш Шурик»), уход от реальной действительности (Рыжова из романа «Время женщин» считает себя женой мертвеца), депрессия (Марина в романе
О. Славниковой «Бессмертный»). Уход от реальности зачастую проявляется в бездеятельности, пассивном ожидании избранника («мой суженый обязательно найдет меня»). Эту ситуацию в ироничном аспекте описала М. Галина в романе «Малая Глуша»: в каждой женщине живет Ассоль, многие безуспешно ожидают появления «алых парусов»... Интересен тот факт, что именно мужчина (Василий Басаргин) пытается в шуточной форме объяснить женщине (Розе) опасность заштампованного восприятия жизни и рассказывает ей своеобразную «притчу» про Ассоль:
- Главное, не читать «Алые паруса». Погляди вон туда, Розалия.
Розка покосилась на соседнюю скамейку.
Страшная старуха с подведенными глазами, с распущенными волосами, в белом платье до щиколоток, <... > сидела там, на ее коленях лежала книжка, <... >. Старуха смотрела опухшими глазами в сторону моря.
- Она читала «Алые паруса», - печальным шепотом сказал Вася, - она так и не дождалась своего Грея. <... > Очень неправильная книга, там говорится: если ждать и верить, то оно все получается обязательно. И вот она стала ждать и верить, и ходить сюда, ждать, когда покажется алый парус. И когда за ней ухаживал один серьезный человек, с самыми серьезными намерениями, она даже не заметила этого, а все продолжала ходить на бульвар. <...> И сначала ей казалось, что у нее много времени, а потом времени совсем не осталось, но она уже не понимала, что времени совсем не осталось [5, с. 148].
Вывод, который можно сделать, читая произведения женской прозы: нельзя распространять стереотипы на всех женщин. Все люди обладают разными способностями, например, не все мужчины могут быть лидерами, и не все женщины стремятся стать руководителями. Успешность в реализации личностного потенциала также можно трактовать по-разному. Так или иначе, авторы-женщины сами подвержены влиянию гендерных стереотипов, как и созданные ими персонажи.
Литература
1. Агафонова Е.Е., Мещерякова (Бронзино) Л.Ю. Феминизм и постмодернизм: к вопросу о теоретических основаниях гендерных исследований // Гендерные стереотипы в современной России / сост., общ. ред. И.Б. Назарова, Е.В. Лоб-за; Гос. ун-т - Высш. шк. экономики. М. : МАКС Пресс, 200У. С. 2З - З8.
2. Арбатова М. Визит нестарой дамы: Вполне роман. М. : АСТ: АСТ Москва, 2008.
3. Арбатова М. Семилетка поиска: роман. М. : АСТ: АСТ Москва, 2008.
4. Воронина О.А., Клименкова Т.А. Гендер и культура // Женщины и социальная политика = Women and social policy: (гендерный аспект) / отв. ред. З.А. Хоткина. М. : Ин-т соц.-экон. пробл. на-роднаселения РАН, 1992. С. 10 - 22.
5. Галина М. Малая Глуша. М. : Эксмо, 2009.
6. Ильин Е.П. Пол и гендер. СПб. : Питер, 2010.
У. Клецина И.С. Психология гендерных отношений: теория и практика. СПб. : Алетейя, 2004.
8. Малышева Н.Г. Гендерные стереотипы в молодежных средствах массовой коммуникации : автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008.
9. Петрушевская Л.С. Номер Один, или В садах других возможностей: роман. М. : Эксмо, 2004.
10. Славникова О.А. «201У»: роман. М. : Ва-гриус, 2008.
11. Славникова О.А. Бессмертный: роман. М. : Вагриус, 2008.
12. Улицкая Л. Казус Кукоцкого: роман. М. : Эксмо, 200З.
13. Улицкая Л. Медея и ее дети: роман. М. : Эксмо, 2005.
14. Улицкая Л. Искренне Ваш Шурик: роман. М. : Эксмо, 2005.
15. Чижова Е.С. Время женщин: романы. М. : АСТ: Астрель, 2010.
16. Lanser S.S. Towards a Feminist Narratilogy // Eagleton M. Feminist literary theory. Oxford, 2011. P. 154 - 158.
П. Mitchell J. Feminity, Narrative and Psychoanalysis // Eagleton M. Feminist literary theory. Oxford, 2011. P. Ш - 151.
Issue of realization of gender stereotypes in works of fiction by women authors at the end of the XX - beginning of the XXI century
There is considered the realization of gender stereotypes in women’s prose. There is substantiated that women-writers are creators and interpreters of gender-role stereotypes. These gender-role stereotypes influence reader’s subconsciousness.
Key words: gender stereotypes, gender-role stereotypes, masculinity, femininity, women’s prose.