Научная статья на тему 'Проблема развития категории качества'

Проблема развития категории качества Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
605
162
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / ФИЛОСОФИЯ КАЧЕСТВА / КАТЕГОРИЯ КАЧЕСТВА И КОЛИЧЕСТВА / ЭВОЛЮЦИЯ КАЧЕСТВА / ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ПОНЯТИЯ КАЧЕСТВО

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Бодрякова Е. А.

Статья посвящена рассмотрению одному из наиболее значимых философских понятий понятию качества. Выявлены изменения содержания понятия качества как философской категории на фоне становления и развития философии. Предложена периодизация этого процесса. Проанализирован вклад в этой области таких ученых и философов как Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс и др. В заключительной части статьи дана оценка современному этапу развития данной категории.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема развития категории качества»

№ 4 - 2007 г. 09.00.00 философские науки

УДК 122/129

ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ КАТЕГОРИИ КАЧЕСТВА

Е.А. Бодрякова

ГОУ ВПО Новосибирский государственный медицинский университет Росздрава

(г. Новосибирск)

Статья посвящена рассмотрению одному из наиболее значимых философских понятий -понятию качества. Выявлены изменения содержания понятия качества как философской категории на фоне становления и развития философии. Предложена периодизация этого процесса. Проанализирован вклад в этой области таких ученых и философов как Аристотель, Кант, Гегель, Маркс, Энгельс и др. В заключительной части статьи дана оценка современному этапу развития данной категории.

Ключевые слова: качество, философия качества, категория качества и количества, эволюция качества, этапы развития понятия качество

На сегодняшний день приоритетной городской программой Новосибирска является программа "Здоровый город". Мэр Новосибирска Владимир Филиппович Городецкий на форуме общероссийского общественного движения "Медицина за качество жизни" отметил, что основной целью данной программы является улучшение качества оказания медицинских услуг. Проблема "качества" является целью развития не только отечественной, но и международной медицины. Однако, несмотря на актуальность стандартизации качества для современных социальных и экономических стратегий, под "качеством" понимается лишь совокупность свойств объекта, т.е. в определении качества теоретики и практики современности исходят из определения, данного еще Аристотелем, как будто и не было двух тысячелетий исследования и развития этой категории философами последующими поколениями мыслителей.

Между тем, можно выделить три периода, в течение которых содержание этой философской категории изменялось особенно активно - это античная философия, средневековая и философия нового времени. Картина мира Античности подразумевала, что мир един, но разнообразен. При этом в его основании, по мнению разных философов, легли по-разному понимаемые первоначала. Как известно, первое поколение философов Античности считало первооснову вещественной. Например, "философ Анаксимандр (VI в. до н. э.) считал первоначалом бесконечную природу (апейрон), которая порождает и уничтожает качественно отличные элементы (огонь, воздух, воду и землю)" [1]. Гераклит, который был ярким представителем второго поколения философов Античности, затронул такие понятия, как взаимодействие и тождество, что позволило ему совершенно по-другому взглянуть и на категорию качества, которое им было интерпретировано как процесс: "Качественное превращение огня в воздух представляется в виде единства уничтожения (смерти) огня и возникновения (рождения) воздуха" [1].

В поздней Античности, где имели место настолько множественно-разнонаправленные модели мира, что Мир перестал мыслиться как единое гармоничное целое", а понятия "качества" и "свойства" впервые были проанализированы как сходные. Так, Платон под качеством понял собирательную характеристику единой вещи или духовной способности. "Многообразие свойств людей и вещей Платон связывает с наличием единства и борьбы противоположностей. В случае устранения противоположностей установилось бы единообразие свойств и прекратилось бы возникновение и уничтожение" [1]. Аристотель критически переосмыслил идеи своих предшественников и успешно синтезировал всю множественность моделей и их оснований. В результате его умозаключений качество есть видовое отличие сущности, под которым мыслится любой отличительный признак, выделяющий данную вещь среди других вещей. Кроме того, он выделил еще один смысл качества в его определении - состояние движущегося, поскольку оно движется, и различие в движениях.

Именно Аристотель заложил не только логические основания теоцентрической картины Средневековья, но и Гегелевские воззрения о качестве. Так, по Аристотелю, качественное изменение характеризуется переходом от одной противоположности к другой, а количественные изменения - увеличением или уменьшением величины. Пределом изменения является сама противоположность. Элементы в процессе качественных преобразований способны изменять свои свойства на противоположные.

Фома Аквинский выделил субстанциональные (нематериальные) формы и акцидентальные (материальные) формы. В XIV в. Т. Брадвардин и его последователи разрабатывают номиналистскую философию качества. Опираясь на учение Аристотеля, Т. Брадвардин количеством движения называет время движения тела, а под качеством движения понимает характеристика скорости движения: медленное движение, быстрое движение.

Родоначальник немецкой классической философии И. Кант классифицировал имеющийся теоретический аппарат философии на четыре группы: по количеству, качеству, отношению и модальности, каждая из которых состоит из трех категорий. Кант предполагал, что с помощью этих двенадцати категорий можно "полностью измерить рассудок", ибо "именно только они и только в таком количестве могут составлять все наше познание вещей из чистого рассудка" [4]. Кант настаивал на том, что именно в системе категорий, а не в каждой из них в отдельности, их методологическая функция получает свое наиболее полное и адекватное выражение. Именно применение таблицы категорий делает "систематическим само изучение каждого предмета чистого разума и служит достоверным наставлением или путеводной нитью, указывающей, как и через какие пункты необходимо проводить полное метафизическое исследование..." [4]. Однако Кант так и не сумел показать изменение и развитие категорий, установить между группами категорий необходимую, закономерную взаимосвязь, указывая лишь на их единство. Но, несмотря на сделанные им выводы, сама попытка представить категории в виде системы, вывести их "из одного общего принципа" представляла, безусловно, одну из важнейших заслуг Канта в разработке теории качества. Качеством Кант назвал реальное содержание явлений, а количеством - величину, при рассмотрении которой можно отвлечься от ее свойств. "Таким образом, хотя Кант и сближает априорную форму явлений - пространство и время - с количественной определенностью, а их содержание (ощущения) с качеством, однако обоснование всеобщего характера категорий и возможности подведения под них всех чувственных явлений неизбежно приводит его к выводу, что все явления и по форме и по содержанию имеют как качественную, так и количественную определенности. Так, например, такие пространственно-геометрические формы, как линия, фигура и т.п., характеризуются не только количественно - величиной,

размерами, но и качественно - прямизной, характером очертания и т.п." [5]. Метафизическое понимание любых изменений не позволило Канту довести положение о взаимосвязи и взаимовыражении качества и количества до возможности их взаимопревращения, а тем более до закономерного характера такого превращения. Эта задача была решена Гегелем и, в материалистическом переосмыслении, Марксом и Энгельсом.

Гегель попытался раскрыть диалектику категориальных форм и вывести категории <из них самих>, показав их систематическую связь и саморазвитие, их гибкость, текучесть и взаимные переходы, т.е. решить именно те вопросы, которых не смог разрешить Кант.

Так, Гегель сначала показал, как каждое понятие приходит в противоречие с самим собой, которое "снимается" в последующем движении категорий. В процессе "снятия", когда исходное качество одновременно сохраняется, изменяется и элиминируется, возникает новая определенность бытия, наличное бытие, которое оформляется в процессе становления из "неопределенности".

Наличное бытие - это определенное бытие, т. е. качество. Качество предстает как реальность и как граница, за пределами которой находится другое качество. Отличие качества наличного бытия от иного качества обнаруживается через сравнение. В отношении наличного бытия к иному проявляются его свойства. Свойства раскрывают содержание качества. Различные взаимоотношения между наличным бытием и иным обнаруживают различные свойства. В своих рассуждениях о качестве Гегель исследует переход качества в количество. Это, по его мнению, логически обоснованный переход, так как в для-себя-бытии качество достигает своей "кульминационной точки" и переходит в количество. "Качественная определенность, которая достигла в одном своего в-себе и для-себя-определенного бытия, перешла, таким образом, в определенность как снятую, т.е. в бытие как количество" [3].

Опираясь на принцип тождества мышления и бытия, переход качества в количество происходит и в познании, и в бытии. Таким образом, Гегель сформулировал диалектику качественных и количественных изменений природы и впервые в истории философии сформулировал в систематической форме один из основных законов диалектики - закон перехода количественных изменений в качественные и обратно.

Закономерным следствием эволюции новоевропейского мышления стала в 40-е годы XIX в. марксистская философия. Маркс и Энгельс использовали наиболее ценное в философии Гегеля и Фейербаха: диалектические идеи гегелевской философии и материалистическое понимание природы и человека у Фейербаха. Эти идеи послужили основой, которая была подвергнута серьезной критической переработке в специфическом "экономизированном" ключе.

Материалистический подход обязывает рассматривать мир таким, каков он есть, а диалектический принцип познания в нем подразумевает необходимость учета существующей взаимосвязи явлений действительности, их изменение и развитие, их внутреннюю сложность и противоречивость. То есть, нельзя объяснять природу, исходя из каких-то заранее взятых принципов (как это делали философы предшествующего времени), а наоборот, нужно выводить принципы из изучения материальной действительности. В рассуждениях о категории качества философия марксизма исходит, прежде всего, из признания объективности и всеобщности качественной определенности вещей. Качество объекта обнаруживается в совокупности его свойств. При этом объект не состоит из свойств, не является своего рода "пучком свойств", а обладает ими: "... существуют не качества, а только вещи, обладающие качествами, и притом бесконечно

многими качествами" [6]. Категория качества не сводится и к отдельным свойствам объекта, а выражает целостную характеристику функционального единства существенных свойств, внутренней и внешней определенности, относительной устойчивости объекта, его отличия от др. объектов или сходства с ними. Качество не только проявляется, но может видоизменяться и формироваться в этих отношениях. Подобно тому, как материя не сводится к совокупности своих свойств, точно так же никакой объект не растворяется в своих свойствах: он их носитель.

Эффективное и свободное использование категории "качество" как центрального или целевого при построении, измерении и контроле таких, довольно абстрактных систем как "качество производственного процесса", "обеспечение качества оказания услуг" и т.д., предполагает дальнейшее исследование содержания и форм этого понятия.

Так, в процессе своего развития понятия "качество" можно выделить три этапа:

1. Появление и становление категории "качества" (античные философы до Аристотеля включительно).

2. Определение места категории "качества" в системе философских категорий и законов взаимодействия с другими категориями (Кант и Гегель).

3. Применение теоретических положений на практике:

о создание учения о "диалектическом материализме" (Карл Маркс, Фридрих Энгельс - середина 19го века); о зарождение и развитие системы общего управления качеством - Total Quality Management, TQM (Союз японских ученых и инженеров (JUSE), 1946г. - по сей день); о разработка и повсеместное внедрение международных стандартов качества ISO (Международная организация по стандартизации, 1986г. - по сей день).

Последний этап продолжается и сейчас, что позволяет стандартизировать и контролировать все более сложные системы и процессы, такие как "Качество оказания медицинских услуг", "система управления качеством лечебно-профилактической помощи" и пр.

Список литературы

1. Войцеховская С.Н. Философия качества: учебное пособие / под. общ. ред. С.Н. Войцеховской // - СПб, 2003. - 212 с.

2. Гегель Г.В.Ф. Наука логики: в 3 т. / Г.В.Ф. Гегель. - СПб.: "Наука", 1994. - Т. 1. -362 с.

3. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Г.В.Ф. Гегель. - М.: "Мысль",

1974. - Т. 1. - 442 с.

4. Кант И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М.: "Мысль", 1966. - Т. 3. - 415 с.

5. Кант И. Сочинения: в 6 т. / И. Кант. - М.: "Мысль", 1966. - Т. 4, ч. 1. - 387 с.

6. Энгельс Ф. Сочинения, 2 изд. / Ф. Энгельс. - М.: "Наука", 1956. - Т. 20. - 623с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.