9. Соловьева Л.Г. Особенности коммуникативной деятельности детей с общим недоразвитием речи // Дефектология, 1996, № 1
10. Соловьева Л.Г. Особенности и возможности развития диалогического взаимодействия дошкольников с общим недоразвитием речи» // Дефектология, 2007, № 4
11. Якубовская Е.А. Стимуляция сенсомоторного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития // Адукацыя i выхаванне (Минск), 2007, № 4
Педагогика
УДК 378
преподаватель кафедры огневой подготовки Таков Асланбек Заурбиевич
Северо-Кавказский институт повышения квалификации (филиал) Краснодарского университета МВД России (г. Нальчик)
ПРОБЛЕМА РАЗВИТИЯ ГРАФИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ У СТУДЕНТОВ В НАУЧНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
Аннотация. В статье изучена проблема развития графической культуры у студентов в научно-педагогической литературе. Сделан вывод о том, что графическая культура определяется как неотъемлемое фундаментальное качество личности, которое выражается в высоком уровне знаний и графических умений, признании их значения для профессионального будущего, умение анализировать и прогнозировать процесс эффективного решения профессиональных задач. В контексте графического образования студента необходимо понимать существование широкой перспективы, характеризующейся широтой и объемом знаний графических навыков. Качество образования должно оцениваться в соответствии с уровнем полученных знаний и личными качествами будущего специалиста, предназначенного для выполнения социальных и профессиональных функций.
Ключевые слова: информационные технологии, графическая культура, графические умения, студент.
Annotation. The article studies the problem of the development of graphic culture among students in the scientific and pedagogical literature. It is concluded that graphic culture is defined as an inherent fundamental quality of a person, which is expressed in a high level of knowledge and graphic skills, recognition of their importance for the professional future, the ability to analyze and predict the process of effective solution of professional tasks. In the context of student graphic education, it is necessary to understand the existence of a broad perspective, characterized by the breadth and volume of knowledge of graphic skills. The quality of education should be evaluated in accordance with the level of knowledge gained and the personal qualities of the future specialist, designed to perform social and professional functions.
Keywords: information technology, graphic culture, graphic skills, student.
Введение. В эпоху технического прогресса и компьютеризации, информационные технологии имеют большое значение, и их роль трудно переоценить. Компьютеры, гаджеты и интернет являются неотъемлемой частью жизни каждого человека, информационные системы затрагивают не только взрослых, но и детей. С раннего возраста они окружены огромным количеством информации, которой они не могут должным образом распоряжаться в силу своего возраста. Поэтому следует уделять внимание обучению информационным навыкам молодого поколения. Речь идет о способности самостоятельных исследований, анализа, передачи и обработки информации, рационального использования коммуникативных информационных технологий современного мира.
Как известно, информация может быть представлена в различных формах: вербальная, звуковая и визуальная или графическая. Каждая из форм дополняет друг друга и является неотъемлемой частью образования. Тем не менее, хотелось бы акцентировать внимание именно на графических изображениях. Они характеризуются символичностью, образностью, компактностью, относительной легкостью прочтения, именно эти свойства и определяют их повсеместное и расширенное использование. Рисунки, картинки, иллюстрации в книгах — всё это элементы художественной графики, помогающие лучшему восприятию прочитанного. Буквы, цифры, пиктограммы, дорожные знаки, рекламные вывески — это тоже графические изображения. Графики, чертежи, диаграммы, визуализированные модели дают нам те данные, без которых было бы невозможно решить огромное количество задач в различных областях: математика, информатика, архитектура, физика, химия, биология, анатомия и это еще не полный перечень областей.
Изложение основного материала статьи. Компьютеризация и развитие информационного общества привели к появлению новых ветвей феномена «культура» - «культура информационная» и «культура графическая». Несмотря на то, что они являются подсистемами общей культуры, каждая из них обладает рядом специфических и присущих только им свойств, что позволяет нам рассматривать их как самостоятельные понятия.
Между тем общая культура личности сегодня не кажется лишенной информационной культуры. Термин «информационная культура» впервые появился в 1970-х годах и означал культуру рациональной и эффективной организации интеллектуальной деятельности людей. Затем, с развитием и внедрением компьютерных технологий и интернета в нашу жизнь, этот термин приобрел еще большее значение. «Информационную культуру можно рассматривать как уровень организации информационных процессов, степень удовлетворенности людей передачей информации, степень эффективности создания, сбора, хранения, обработки, передачи, представления и использования информации для обеспечения глобального взгляда на мир, предвидения последствий принятых решений" [1].
Одним из компонентов информационной культуры является графическая культура. До сегодняшнего дня эта концепция недостаточно устоялась и имеет несколько толкований, обратимся к литературным источникам. С.А. Смирнов пишет, что «Графическая культура характеризуется пониманием механизмов, позволяющих эффективно использовать графические объекты для решения поставленных задач, а также способностью интерпретировать и быстро отображать результаты с помощью читаемых изображений объектов и процессов на приемлемом эстетическом уровне» [3]. Согласно Мега-энциклопедии из Интернет-ресурсов, которая содержит 10 энциклопедий, более 130 000 статей и более 30 000 иллюстраций:
«Графическая культура - способность использовать средства графического языка для передачи информации в различных условиях общения в соответствии с целями и содержанием вопроса».
Графические культурные ценности учащихся, способность читать, понимать, воспринимать, обрабатывать, накапливать и обрабатывать графическую информацию являются основными компонентами такой культуры.
Содержание графической культуры полностью построено вокруг графических изображений и различных взаимодействий с ними. О том, что графические изображения являются языком техники, писал еще в XVIII веке Гаспар Монж: "Это язык, необходимый инженеру, создающему какой-либо проект, а также всем тем, кто должен руководить его осуществлением, и, наконец, мастерам, которые должны сами изготавливать различные детали". Графические изображения - язык, состоящий из знаков и символов, а лаконичный язык рисунков - единственный способ сообщить размер, форму и взаимное расположение деталей с необходимой степенью точности. То есть к содержательной части графической культуры относится: способность выражать свои мысли в графической и художественной форме, умение рисовать, общаться и сотрудничать с другими с помощью графиков, а также базовые навыки, такие как написание текста, ведение учебного модуля, разработка наглядных пособий, умение работать с классной доской и т.д.
Рассматривая процесс развития графической культуры как сложный, многомерный и прогрессивный процесс графической подготовки, который представляет разные уровни развития (от начальных графических знаний до полного мастерства и творческого понимания того, как этого достичь в профессиональная деятельности) М.В. Лагунова выделяет следующие иерархические этапы графической культуры в обучении: базовая графическая грамотность; функциональная графическая грамотность; графическое образование; профессиональная графическая компетентность; графическая культура [2].
П.И. Совертков в своей работе выделяет следующие уровни графической грамотности учащихся:
1. базовая графическая грамотность:
• Ученик знает основные законы теории изображений в параллельной проекции (параллелограмм, куб, параллелепипед, призма, тетраэдр, эллипс, цилиндр, конус);
• Обладает необходимыми навыками для рисования основных примитивов в Paint, Word; может трансформировать основные формы;
2. функциональная графическая грамотность:
• Ученик знаком с основными принципами теории изображения в параллельной проекции (сохранена параллельность прямых, сохранено простое соотношение отрезков на одной или нескольких параллельных прямых, изображение сопряженных диаметров эллипса);
• умеет анализировать метрические отношения на оригинале и учитывает их при представлении фигуры;
• умеет совмещать новую форму основных примитивов, учитывая сопряжение форм по общим элементам;
• может нарисовать часть фигуры, объединение или пересечение двух заданных многоугольников;
• умеет обозначать эти элементы по форме (вершины, грани, углы).
В контексте графического образования студента необходимо понимать существование широкой перспективы, характеризующейся широтой и объемом знаний графических навыков. Качество образования должно оцениваться в соответствии с уровнем полученных знаний и личными качествами будущего специалиста, предназначенного для выполнения социальных и профессиональных функций. Графическое образование - это способность применять графические знания в новой, ранее неизвестной ситуации, владения изученным материалом и способностью его применения по различным предметам.
Под профессиональной графической компетенцией мы подразумеваем широкую перспективу, личную эрудицию в области графических знаний и ее свободное использование в образовательной деятельности.
Под графической культурой студентов мы будем понимать все знания, связанные с графическими методами, приемами, средствами, правилами отображения и чтения информации, их сохранностью, их передачей.
В структуре графической культуры мы определили следующие взаимозависимые и взаимозависимые компоненты, которые выполняют определенную незаменимую функцию: когнитивная (графические знания); практическая (графические навыки); креативная (опыт создания оригинальных графических инструментов или оригинальных аппаратных продуктов на их основе); эмоционально-ценностная (ценность мотивации и эмоционально-добровольные установки и личностные качества).
Основная характеристика графической культуры заключается в том, что ее формирование у учащихся неотделимо от развития их мышления. В школе оно осуществляется как уникальный процесс формирования образного (пространственного), логического и абстрактного мышления через педагогические предметы, путем решения различных графических задач.
Изучению проблемы формирования графических умений и осуществлению графической подготовки обучающихся посвящены труды российских и зарубежных ученых Б.Ф. Ломова, Ж. Пиаже, Н.Н. Ростовцева, М. Фростиг, И.В. Чугуновой и других исследователей.
В нашем исследовании мы придерживаемся определения графической культуры, сформулированного М. В. Лагуновой: «Графическая культура определяется как неотъемлемое фундаментальное качество личности, которое выражается в высоком уровне знаний и графических умений, признании их значения для профессионального будущего, умение анализировать и прогнозировать процесс эффективного решения профессиональных задач» [2].
Способность мыслить пространственными образами - одна из самых важных человеческих способностей. Как практическая потребность в ориентации среди объектов материального мира, пространственное мышление в онтогенезе становится важным элементом человеческого интеллекта. Это средство изучения самых разнообразных предметов и явлений действительности.
И.С. Якиманская подчеркивает, что в наиболее развитых формах пространственное мышление проявляется в процессе решения графических задач и компьютерных расчетов, где происходит переход от изображений реальных объектов до их условно-графических изображений, от трехмерных до двухмерных изображений и наоборот [4]. Поэтому решение графических задач является важным шагом в развитии пространственного мышления, а также графической культуры в целом.
На основе решения графических задач студенты разрабатывают основные подструктуры пространственного мышления: топологическую, метрическую, проективную, порядковую, обеспечивающую динамизм, мобильность, эффективность, полноту и широту работы с пространственными изображениями. Они позволяют мысленно манипулировать пространственными объектами, изменять их размеры, проектировать, находить новые модели улучшенных объектов. На основе графической культуры, успешно развиваются профессиональные навыки в области инженерии, архитектуры, строительства, дизайна и изобразительного искусства.
Основы графической культуры основаны на разработанных пространственных концепциях, на базе которых формируются графические навыки, основанные на знании законов формы, геометрических построений и графических операций, составляющих сущность графической культуры.
Для эффективного развития графической культуры учащихся ученые Б.Ф. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Фростиг, И.В. Чугунова предлагают осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, налаживать междисциплинарное общение, использовать методы проблемное образование и развития.
Особое внимание будет уделено специальным методам:
1. Метод проекта - это гибкая система организации учебного процесса, основанная на личностной реализации учащегося через развитие его интеллектуальных и физических качеств и его творческих способностей для субъективного или объективного творчеств. Этот метод способствует успешной адаптации учащихся к современным социально-экономическим условиям, воспитанию потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации и стремлению к самообразованию. Этот метод становится всё более востребованным для современной образовательной системы.
2. Метод дизайн-анализа предполагает изучение различных объектов, их свойств и их характеристик, что обеспечит грамотную графическую работу и оригинальный дизайн. Он направлен на формирование творческого исследовательского мышления среди подростков, умение находить общее и частное при наблюдении за моделями существующих дизайнерских продуктов, а также в процессе их собственного дизайн-проектирования.
3. Метод «мозгового штурма» заключается в поиске идей в короткие и специально ограниченные сроки. Это помогает активизировать воображение и рефлексию учащихся, благодаря чему неожиданные, но оригинальные идеи могут появиться, чтобы решить поставленную задачу.
4. Метод стимулирования потребности активно приобретать графические навыки состоит в том, чтобы усилить сферу мотивации учащихся, объясняя необходимость обладать графическими навыками и включая такие формы, как посещение графических выставок, художественных мастерских, участие в выставках городов, республик, стран.
5. Метод портфолио используется для создания коллекции школьных работ, которая демонстрирует его или ее усилия, прогресс и художественные и творческие достижения. Важной целью портфолио является презентация отчета о процессе обучения подростка, мониторинг индивидуального прогресса ученика, демонстрация его способностей практическим образом применять полученные знания и навыки, что неоценимо для развития графических навыков. Поэтому этот метод в основном используется в качестве оценочного контрольного или диагностического метода.
Выводы. Таким образом, анализ литературы, посвященный вопросам формирования графических навыков, свидетельствует о том, что эффективное осуществление и решение данной проблемы, связывается с именами таких ученых, как С.Л.Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, которые обращают внимание на навыки построения. Д. Элтон и Д. Тейлори др. определяют развитие графических навыков в зависимости от уровня развития пространственного мышления. Д.Б. Эльконин, Н.О. Озерецкий, Бендер, М.М. Безруких, Е.А. Екжанова считают, что развитие графических навыков связано с развитием компонентов зрительного восприятия, умение видеть решение задачи исходя из чертежей, графиков, диаграмм.
Литература:
1. Куприянов Н.И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash.: учеб. пособие / Н.И. Куприянов. - СПб: Питер, 2005. - 128 с.
2. Лагунова, М.В. Графическая культура инженера: (Основы теории): Монография / М.В. Лагунова; М-во образования Рос. Федерации. Волж. гос. инженер.-пед. ин-т. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА,
2014. - 251 с.
3. Смирнов В.В. Личностно-ориентированное образование: учеб. пособие / В.В. Смирнов - М: Логос, 1999. - 272 с.
4. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / М.: Педагогика,
2015, — 240 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Аннотация. В статье раскрывается специфика джазовой импровизации как вида творческой деятельности. Освещаются факторы создания джазовой импровизации. Раскрываются особенности влияния джазовой импровизации на развитие творческих умений будущего учителя музыки.
Ключевые слова: творчество, творческие умения, джазовая импровизация, профессиональная подготовка. Annоtation. The article reveals the specifics of jazz improvisation as a form of creative activity. Highlights the factors creating jazz improvisation. Reveals the peculiarities of jazz improvisation on the development of creative