На основе решения графических задач студенты разрабатывают основные подструктуры пространственного мышления: топологическую, метрическую, проективную, порядковую, обеспечивающую динамизм, мобильность, эффективность, полноту и широту работы с пространственными изображениями. Они позволяют мысленно манипулировать пространственными объектами, изменять их размеры, проектировать, находить новые модели улучшенных объектов. На основе графической культуры, успешно развиваются профессиональные навыки в области инженерии, архитектуры, строительства, дизайна и изобразительного искусства.
Основы графической культуры основаны на разработанных пространственных концепциях, на базе которых формируются графические навыки, основанные на знании законов формы, геометрических построений и графических операций, составляющих сущность графической культуры.
Для эффективного развития графической культуры учащихся ученые Б.Ф. Ломов, Н.Н. Ростовцев, Фростиг, И.В. Чугунова предлагают осуществлять индивидуальный подход к каждому студенту, налаживать междисциплинарное общение, использовать методы проблемное образование и развития.
Особое внимание будет уделено специальным методам:
1. Метод проекта - это гибкая система организации учебного процесса, основанная на личностной реализации учащегося через развитие его интеллектуальных и физических качеств и его творческих способностей для субъективного или объективного творчеств. Этот метод способствует успешной адаптации учащихся к современным социально-экономическим условиям, воспитанию потребности в знаниях, высокой профессиональной мотивации и стремлению к самообразованию. Этот метод становится всё более востребованным для современной образовательной системы.
2. Метод дизайн-анализа предполагает изучение различных объектов, их свойств и их характеристик, что обеспечит грамотную графическую работу и оригинальный дизайн. Он направлен на формирование творческого исследовательского мышления среди подростков, умение находить общее и частное при наблюдении за моделями существующих дизайнерских продуктов, а также в процессе их собственного дизайн-проектирования.
3. Метод «мозгового штурма» заключается в поиске идей в короткие и специально ограниченные сроки. Это помогает активизировать воображение и рефлексию учащихся, благодаря чему неожиданные, но оригинальные идеи могут появиться, чтобы решить поставленную задачу.
4. Метод стимулирования потребности активно приобретать графические навыки состоит в том, чтобы усилить сферу мотивации учащихся, объясняя необходимость обладать графическими навыками и включая такие формы, как посещение графических выставок, художественных мастерских, участие в выставках городов, республик, стран.
5. Метод портфолио используется для создания коллекции школьных работ, которая демонстрирует его или ее усилия, прогресс и художественные и творческие достижения. Важной целью портфолио является презентация отчета о процессе обучения подростка, мониторинг индивидуального прогресса ученика, демонстрация его способностей практическим образом применять полученные знания и навыки, что неоценимо для развития графических навыков. Поэтому этот метод в основном используется в качестве оценочного контрольного или диагностического метода.
Выводы. Таким образом, анализ литературы, посвященный вопросам формирования графических навыков, свидетельствует о том, что эффективное осуществление и решение данной проблемы, связывается с именами таких ученых, как С.Л.Рубинштейн, Б.Ф. Ломов, которые обращают внимание на навыки построения. Д. Элтон и Д. Тейлори др. определяют развитие графических навыков в зависимости от уровня развития пространственного мышления. Д.Б. Эльконин, Н.О. Озерецкий, Бендер, М.М. Безруких, Е.А. Екжанова считают, что развитие графических навыков связано с развитием компонентов зрительного восприятия, умение видеть решение задачи исходя из чертежей, графиков, диаграмм.
Литература:
1. Куприянов Н.И. Рисуем на компьютере: Word, Photoshop, CorelDRAW, Flash.: учеб. пособие / Н.И. Куприянов. - СПб: Питер, 2005. - 128 с.
2. Лагунова, М.В. Графическая культура инженера: (Основы теории): Монография / М.В. Лагунова; М-во образования Рос. Федерации. Волж. гос. инженер.-пед. ин-т. - Н. Новгород: Изд-во ВГИПА,
2014. - 251 с.
3. Смирнов В.В. Личностно-ориентированное образование: учеб. пособие / В.В. Смирнов - М: Логос, 1999. - 272 с.
4. Якиманская И.С. Развитие пространственного мышления школьников / М.: Педагогика,
2015, — 240 с.
Педагогика
УДК 371
старший преподаватель кафедры музыкальной педагогики и исполнительства Теленская Дарья Юрьевна
Гуманитарно-педагогическая академия (филиал) Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования
«Крымский федеральный университет имени В. И. Вернадского» (г. Ялта)
СПЕЦИФИКА ОБУЧЕНИЯ НАВЫКАМ ДЖАЗОВОЙ ИМПРОВИЗАЦИИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ БУДУЩЕГО УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ
Аннотация. В статье раскрывается специфика джазовой импровизации как вида творческой деятельности. Освещаются факторы создания джазовой импровизации. Раскрываются особенности влияния джазовой импровизации на развитие творческих умений будущего учителя музыки.
Ключевые слова: творчество, творческие умения, джазовая импровизация, профессиональная подготовка. Annоtation. The article reveals the specifics of jazz improvisation as a form of creative activity. Highlights the factors creating jazz improvisation. Reveals the peculiarities of jazz improvisation on the development of creative
skills of the future music teacher.
Keywords: creativity, creative skills, jazz improvisation, professional training.
Введение. Современные трансформационные изменения, которые происходят в образовательном пространстве России, переход на новые принципы организации педагогического процесса обуславливают новые требования к выпускнику высшей школы в формировании творческой индивидуальности, реализации творческих способностей студентов в сфере культуры и искусства. Такая ситуация требует принципиальных изменений в профессиональном и личностном развитии будущего специалиста, переосмыслении накопленного опыта профессиональной подготовки студентов в высших учебных заведениях, разработки новых образовательных концепций, формировании компетентного профессионала, который сможет реализовать свой научный, творческий потенциал в современных реалиях жизни. Решающим фактором обновления высшей школы является не просто подготовка специалиста, его готовность и умение творчески действовать, но и яркая, уникальная и неповторимая, самобытная личность, так как творчество не может существовать без личностного, индивидуального воплощения музыкальных произведений. Именно поэтому на современном этапе развития образования важное внимание уделяется индивидуально-творческому подходу к профессиональной подготовке специалистов, который обеспечивает овладение специальностью на личностном уровне.
В сфере художественного образования в контексте инновационных процессов, одним из приоритетных направлений остается повышение профессиональной подготовки будущего учителя музыки, направленной на формирование творческой, образованной личности. Поэтому актуальным становится привлечение музыканта-педагога к новым видам творческой деятельности, а именно джазовой импровизации. Формирование творческих умений будущего учителя музыки с помощью джазовой импровизации приобретает сегодня особую значимость.
Обучение вокалистов эстрадно-джазового пения импровизации играет важную роль в процессе становления их как творческих личностей. У студентов появляется способность владеть навыками импровизационного музицирования, активно воздействовать на аудиторию и поддерживать устойчивый интерес к выступлению, способность выявлять и демонстрировать свои умения, выражать мысль вербально и невербально, стимулировать развитие чувственной сферы и способность сочетать логическое и эмоционально-образное в своём внутреннем мире и действиях.
Импровизационное искусство в джазе является в наше время предметом постоянного теоретического исследования ученых. В современной научно-педагогической литературе рассматриваются вопросы, посвященные музыкально-педагогической творческой деятельности (А. Болгарский, Г. Падалка, А. Ростовский), развитию художественно-творческого потенциала студентов (Л. Масол, В. Ражников, А. Рудницкая, А. Щелокова), творческому развитию в процессе инструментально-исполнительской подготовки (Л. Арчажникова, А. Щербинина, Г. Цыпин), формированию творческих умений (Б. Иофис, М. Кириченко, Л. Онофрийчук, А. Плотницкая, И. Чернявская, И. Шинтяпина), обучению будущего учителя музыки джазу, джазовой импровизации (В. Дряпика, А. Жаркова, Н. Попович, Ю. Степняк), проблемам импровизации в джазе (В. Конен, Л. Переверзев, Л. Фезер), обучению джазовой импровизации (Д. Бейкер, И. Брыль, Г. Голосов, А. Розенблат).
Изложение основного материала статьи. В современной художественной педагогике актуальными остаются вопросы формирования и развития творческих умений будущего учителя музыки. В психолого-педагогических исследованиях умение чаще всего рассматривается как усвоенный субъектом способ выполнения действий, который обеспечивает способность эффективного использовать их в соответствии с поставленной целью и условиями. Умение основываются на имеющихся знаниях и навыках. Со знаниями умения взаимосвязаны функционально. Качество умения определяется характером и содержанием знаний. С навыками умения связаны степенью автоматизации действий, степенью сознательного контроля за их выполнением [8]. Умение выражает подготовленность к практическим и теоретическим действиям, которые выполняются быстро, точно и сознательно. Сформированное умение, может стать свойством личности и условием приобретения новых умений и навыков, то есть показателем интеллектуального развития личности [1]. Сущность творческого умения заключается в овладении теоретическими и практическими действиями в их единстве, направленными на успешное выполнение творческой деятельности. Творческим умениям присущи такие характерные признаки, как новизна, оригинальность, значимость для самой личности или общества.
В научной литературе под определением «творческие умения» понимают: свойство человека на основе знаний и навыков успешно достигать сознательно поставленных целей в меняющихся условиях (Е. Милерян); владение такой деятельностью, которую необходимо осуществлять не автоматически, а творчески используя знания и навыки (Л. Барабанщиков, С. Сысоева, Л. Спирин, А. Щербаков); единство знаний, навыков, опыта и творческих возможностей человека (Н. Кузьмина). Формирование творческих умений - это целенаправленный процесс, в котором необходимым компонентом активности является свойство проявления волевых усилий, внутренних целей, намерений и замыслов, то есть способность к самореализации. Движущими силами творческого процесса является именно эмоционально-волевые качества личности [3]. Формирование творческих умений личности зависит от ее внутренних качеств (умственных, эстетических, нравственных, трудовых) и психических свойств (память, внимание, чувства, воображение, мышление, воля), которые реализуются через деятельность и творчество [6].
Творчество в научной литературе определяется высшей формой активности и самостоятельности человека. Характерными признаками творчества является целеустремленность, оригинальность мышления, готовность к продуктивному выполнению новых задач, особенно новаторских. Эти показатели, как отмечают исследователи (Л. Выготский, П. Эббс, В. Загвязинский, В. Роменец, А. Рудницкая, С. Сысоева), могут быть как объективными, так и субъективными. Объективная ценность определяется социально значимыми продуктами творчества, которые не имели аналогов в истории культуры. Субъективная ценность имеет место тогда, когда продукт является новым только для человека, который его создал. Импровизацию принято рассматривать как неотъемлемый компонент творческого процесса (возникает при художественно-творческой деятельности), а также ее результат и средство совершенствования. Однако, большинство исследователей признают, что главное в импровизации - внезапность творческого импульса. В связи с этим, ее рассматривают прежде всего как особый вид художественного творчества, в котором результат
достигается непосредственно во время выполнения, без предварительной подготовки. Творческий процесс в импровизации характеризуется спонтанностью.
Импровизация, как практический метод художественного обучения, по убеждению ученого Г. Падалка, применяется с целью побуждения личности к творческой деятельности, активизации его творческих склонностей, формирования способности не только воспроизвести чужой замысел, но и выявить способность к собственным творческим изобретениям. Ученый отмечает, что педагогическое значение импровизации основывается на необходимости сфокусировать в нужный момент творческие силы, максимально активизировать воображение и фантазию. «Импровизация имеет характер такого познания и создания художественных явлений, где экспромт и неожиданность художественного результата оказываются основными способами. Так, привлечение к импровизации помогает ученикам работать с полной отдачей, напряжением творческих возможностей» [7]. Именно в процессе импровизации наиболее полно раскрываются скрытые возможности творческого потенциала музыканта-исполнителя. Уровень создаваемой импровизации зависит от степени развития художественного вкуса исполнителя, его творческого воображения и фантазии, художественной меры, понимания музыкальной формы.
Джазовый искусство и творческая деятельность - это связанные между собой понятия. Джаз, как неотъемлемая часть современного музыкального искусства, отвечает требованиям восстановления, оптимизации, гуманизации музыкально-педагогического образования. В джазовом искусстве импровизация имеет основополагающее значение. Во всем разнообразии джазовых стилей импровизация является одним из важнейших элементов, она соединяет в себе спонтанность и подготовленность. Ю. Козырев утверждает, что джаз стал прекрасным трамплином для восстановления искусства импровизации.
Говоря о становлении и развитии системы обучения джазовой импровизации, важно отметить, что систематическое обучение навыкам джазовой импровизации началось только в 60-х годах ХХ столетия. В 1960 году В. Кузнецовым при джаз-клубе «Пушкинкий» в Московской области была создана студия эстрадной и джазовой музыки с трехгодичным обучением. В 1964 году П. Нисман основал в Санкт-Петербургском музыкальном училище отделение джаза с четырехлетней программой обучения. А в 1967 году при Московском инженерно-физическом институте Ю. Козыревым открыта студия джаза, которая позже была переименована в «Московскую студию искусства музыкальной импровизации». В 1993 году эта студия становится Московским колледжем импровизационной музыки. Педагогами студии были разработаны собственные учебные планы и программы по всем специальностям, написаны учебные пособия, созданы курсы по стилистике джаза и по истории музыкальной импровизации. Ю. Козырев считал, что умение импровизировать должно стать неотъемлемой частью профессиональной квалификации исполнителя. Начиная с 90-х годов ХХ в. происходит расцвет джазового обучения в России. В это время педагоги-практики, музыканты-исполнители, композиторы проявили значительный интерес к джазовому искусству и импровизации. Джаз проникает в систему общего, среднего и высшего музыкального образования: появляются специализированные школы, колледжи, эстрадно-джазовые отделения в музыкальных заведениях, в которых начали изучать теорию джаза, джазовую гармонию, джазовую импровизацию, аранжировки, исполнительские стили и другие дисциплины. Сегодня совершенствование системы профессиональной подготовки будущего учителя музыки, расширение его профессиональной компетенции, эрудиции уже не может осуществляться без джазового искусства и его импровизационного аспекта.
Под «джазовой импровизацией» понимают вид художественно-креативной деятельности, при которой творческий продукт создается оригинальными музыкально-выразительными средствами художественной системы джазового искусства. Импровизационный процесс имеет свою логику и последовательность в построении. Механизм импровизации в джазе построен таким образом, что в определенной ситуации вступает в действие «язык», который хранится в памяти музыканта. Таким музыкальным языком исполнитель оперирует при импровизации - развивает, украшает, меняет мелодику и ритмику, импровизирует новые варианты исполнения. Результат зависит от фантазии, индивидуальных особенностей и мастерства музыкантов. Джазовые музыканты, создавая свои композиции, планируют будущую импровизацию в большей или меньшей степени, хотя результат всегда непредсказуем.
В джазовом искусстве широко используются различные виды импровизации, что обусловлено особенностью различных джазовых стилей, спецификой характерных для искусства джаза музыкальных форм. В практике джазового музицирования используются такие виды импровизации: сольная и ансамблевая, вокальная и инструментальная, тональная и атональная, свободная и ограниченная. Импровизация может основываться на заданных схемах, моделях, стандартах, быть частично или полностью распланированной, сочетаться с элементами композиции и аранжировки.
На современном этапе развития образования обращают на себя внимание ряд диссертационных исследований по внедрению джазовой импровизации в теорию и практику обучения. Так, в исследовании А. Жарковой освещается проблема универсальной (полифункциональной) подготовки учителя музыки, с включением джазового музицирования как компонента учебной работы в музыкально-исполнительских классах. Эффективным методом активизации творческого потенциала личности, по мнению А. Жарковой, является создание джазовых композиций, которые сначала простые по своей структуре и звуковому оформлению, а затем более сложные и профессионально интересные. Преподаватель должен быть профессионально эрудированным в этой области, владеть технологией джазового музицирования на достаточно высоком качественном уровне.
В исследовании К. Шпаковской джазовая импровизация рассматривается как способ воспитания творческой индивидуальности исполнителя и слушателя. Исследовательница обосновывает позицию, что формирование потребности в творчестве может осуществляться с помощью джазовой импровизации, которая является формой духовного диалога в музыкальном искусстве. Исследование К. Шпаковской показывает, что джазовая импровизация является фактором творческого воспитания, формируется именно через развитие творческих способностей. Джазовая импровизация способствует развитию ассоциативно-комбинаторного, аналитического мышления, эстетического вкуса, специальных способностей. В целом, можно сказать, что джазовая импровизация сегодня является важным компоненом современного музыкального образования, широко изучается и применяется в теории и практике обучения. Хотя не во всех музыкальных учебных заведениях (музыкальные школы, школы искусств, музыкальные училища, колледжи, ВУЗы) есть учебные планы и программы, которые включали бы в себя джазовый компонент, но в условиях модернизации художественного образования происходят положительные изменения в этом направлении. Также появляются
методические разработки, пособия и исследования по джазовой импровизации.
Исследователи, музыканты-педагоги говорят о том, что владение умениями джазовой импровизации влияет на развитие музыкальных способностей, музыкального мышления, стимулирует творческую самостоятельность, вдохновляет на творческое самовыражение личности и способствует профессиональному развитию не только музыкантов-исполнителей, композиторов, но и учителей музыки.
Важно отметить, что использование джазовой импровизации во время профессиональной подготовки студентов художественных факультетов значительно расширяет их педагогические возможности и способствует развитию творческого потенциала музыканта-педагога, формированию и совершенствованию исполнительских умений и навыков, расширению сферы применения профессиональных возможностей.
Выводы. Таким образом, применение в профессиональной подготовке будущего учителя музыки такого вида творческой деятельности как джазовая импровизация, будет способствовать развитию его творческих умений. Важно отметить также, что основополагающим фактором при обучении джазовой импровизации выступает активизация творческого потенциала личности, развитие музыкального мышления, способностей, исполнительских умений и навыков, скорости психических реакций. Обучение будущего учителя музыкально-педагогичного профиля навыкам джазовой импровизации будет способствовать совершенствованию не только практических творческих умений, но и подготовке квалифицированного специалиста, который свободно владеет своей профессией и готов к профессиональному росту, профессиональной мобильности, конкурентоспособности и творческой самореализации.
Литература:
1. Дряпика В.И. Развивающее обучение и полифункциональная подготовка педагога-музыканта средствами джазового испольнительства / В.И. Дряпика // Научные записки НГПУ им. М.Гоголя. - 2002. -№ 1. - С. 12-14.
2. Кинус Ю. Импровизация в джазе / Ю. Кинус // От фольклора до джаза: сб. науч. ст. - Ростов н/Д: Изд-во Ростов. гос. консерватории им. С.В. Рахманинова, 2002. - С. 177-197.
3. Конен, В. Третий пласт: Новые массовые жанры в музыке XX века / В. Конен - М.: Музыка, 1994. - 160 с.
4. Молотков, В. Джазовая импровизация на шестиструнной гитаре. - К., 1983. - 112 с.
5. Никитина Г.В. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения / Г.В. Никитина, В.Н. Романенко. - СПб.: Изд. С.-Петербургского университета, 1992. - 168 с.
6. Обыскалова, JI.P. Формирование музыкально-эстетических представлений и понятий у студентов педагогического вуза: автореф. дис. канд. пед. наук / Л.Р. Обыскалова. Липецк, 1996. - 17 с.
7. Падалка Г.М. Педагогика искусства (Теория и методика преподавания художественных дисциплин) / Г.М. Падалка - К, 2008. - 274 с.
8. Психология. Словарь / [под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского]. - М.: Политиздат, 1990. - 2-е изд., испр. и доп. - 494 с.
9. Рапацкая, Л.А. Формирование художественной культуры учителя музыки / Л.А. Рапацкая. - М.: Прометей, 1991. - 139 с.
10. Ригина, Г.С. Вокальная импровизация в первом классе / Г.С. Ригина // Музыкальное воспитание в школе. - М.: Музыка, 1978. - Вып. 13. - С. 82-85.
11. Чугунов, Ю. Гармония в джазе: учебно-метод. пособие / Ю. Чугунов. - М.: Советский композитор, 1988. - 152 с.
12. Mehegan J. Jazz Improvisation. Tonal and Rhythmic Principles. - New York, - P. 1959-1965.
Педагогика
УДК 378:004.4
кандидат педагогических наук Тутова Ольга Васильевна
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России (г. Симферополь)
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ УЧЕБНОЙ МОТИВАЦИИ ОБУЧАЕМЫХ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИНФОРМАТИКЕ В ВЫСШЕМ УЧЕБНОМ ЗАВЕДЕНИИ
Аннотация. Если у студентов сформирована положительная мотивация к учению, присутствует познавательный интерес и потребность в познавательной деятельности, то учебная деятельность обучаемых происходит более успешно. В статье рассмотрены методические приемы формирования учебной мотивации курсантов, которые мы используем на занятиях по курсу «Информатика и информационные технологии в профессиональной деятельности». Одним из важнейших способов формирования устойчивой мотивации к обучению является использование систем эвристически ориентированных задач.
Ключевые слова: информатика, информационные технологии в профессиональной деятельности, высшая школа, мотивация, системы эвристически ориентированных задач, профессионально ориентированные задания.
Annotation. Educational activity is more successful if students have a positive motivation to learning. If students have cognitive interest and need for cognitive activity they effectively master skills and ways of activities. Methods of forming the motivation of police employees which we use on classes in the course "Informatics and Information Technologies in Professional Activity" are considered in the article. One of the most important ways of formation the steady motivation to learning is using systems of heuristic oriented tasks.
Keywords: computer science, information technologies in professional activity, higher school, motivation, systems of heuristic oriented tasks, professionally focused tasks.
Введение. Личность, грамотно использующая средства информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности, достаточно востребована в обществе. Данный факт особенно актуален для сотрудников органов внутренних дел, так как их деятельность по решению определенных профессиональных задач с использованием информационно-коммуникационных технологий можно осуществить быстро, достаточно эффективно и продуктивно.