Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ'

ПРОБЛЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1442
269
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТЕОРИЯ РАЗМЕЩЕНИЯ / ПРИНЦИПЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / ФАКТОРЫ РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ / THEORY OF PLACEMENT / PRINCIPLES OF PLACEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES / FACTORS OF PLACEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кирбитова Светлана Валерьевна

Поднимаются вопросы, касающиеся теории размещения таможенных органов, в частности определяются принципы и факторы такого размещения. Представлены результаты анализа правовых и практических аспектов размещения таможенных органов на примере ДВТУ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PLACEMENT OF CUSTOMS AUTHORITIES IN THEORY AND PRACTICE

Questions concerning the theory of placement of customs authorities are raised, in particular, the principles and factors of such placement are determined. The results of the analysis of legal and practical aspects of the placement of customs authorities on the example of FECA are presented.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА РАЗМЕЩЕНИЯ ТАМОЖЕННЫХ ОРГАНОВ В ТЕОРИИ И ПРАКТИКЕ»

ТЕОРИЯ И ПРАКТИКА ТАМОЖЕННОГО ДЕЛА

УДК 332.132:339.972

БСИ 10.24866/1815-0683/2020-3/5-24

С. В. КИРБИТОВА*

Проблема размещения таможенных органов в теории и практике

Поднимаются вопросы, касающиеся теории размещения таможенных органов, в частности определяются принципы и факторы такого размещения. Представлены результаты анализа правовых и практических аспектов размещения таможенных органов на примере ДВТУ

Ключевые слова: теория размещения, принципы размещения таможенных органов, факторы размещения таможенных органов.

КИРБИТОВА Светлана Валерьевна -кандидат экономических наук, доцент кафедры экономической теории и мировой экономики. lightdark@mai.ru.

KIRBITOVA S. V. - Candidate of Economic Sciences, Associate Professor at the Department of economic theory and world economy.

S.V. KIRBITOVA

Problem of Placement of Customs Authorities

in Theory and Practice

Questions concerning the theory of placement of customs authorities are raised, in particular, the principles and factors of such placement are determined. The results of the analysis of legal and practical aspects of the placement of customs authorities on the example of FECA are presented.

Keywords: theory of placement, principles of placement of customs authorities, factors of placement of customs authorities.

Масштабная реформа ФТС России, начавшаяся в 2018 г., основным ориентиром поставила пересмотр структуры таможенных органов в сторону сокращения и укрупнения мест таможенного декларирования с использованием цифровых технологий. В мае 2020 г. была утверждена Стратегия развития ФТС России до 2030 года, которая предполагает дальнейшую

* Владивостокский филиал Российской таможенной академии. 690034, г. Владивосток, ул. Стрелковая, 16 в. Vladivostok Branch of Russian Customs Academy. 16 v, Strelkovaya Str., Vladivostok, 690034.

трансформацию таможенных органов с целью создания качественно новой, насыщенной искусственным интеллектом, быстро перенастраиваемой, информационно связанной с внутренними и внешними партнерами, «умной» таможенной службы путем дальнейшего углубления и расширения цифровизации таможенных процессов, их ускорения и упрощения1. Намеченные приоритеты невозможны без преобразования таможенных органов, а следовательно, и проблема их размещения будет актуальна в будущем.

Также отметим, что среда, в которой функционируют таможенные органы, является изменчивой - меняются пропорции внешнеторгового оборота, пересматриваются внешнеторговая политика и взаимоотношения между странами, перераспределяются товаропотоки между регионами, это требует своевременной реакции таможенных органов, в том числе и с точки зрения их размещения.

Несмотря на актуальность вопроса размещения таможенных органов данная проблема в специализированной научной литературе раскрыта поверхностно. Теоретические аспекты в основном рассматриваются в учебниках по экономике таможенного дела таких авторов, как А. Я. Черныш, Е. Л. Андрейчук, Ю. В. Рожкова, Г. И. Немирова, Л. И. Тарарышкина и др.

С позиции теории вопроса проблема экономических основ размещения какой-либо сферы деятельности относится к предметной области региональной экономики. В научных работах, посвященных общей теории размещения, встречаются такие схожие понятия, как территориальная организация отраслей, пространственная организация отраслей, теория размещения отраслей. Так, в работе Е. Г. Анимица с соавторами отмечается, что понятия «территориальная организация» и «размещение» являются очень близкими, но не идентичными [1].

Изучив подходы к пониманию сущности размещения, можно согласиться с определением Л. В. Мельниковой, которая отмечает, что теория размещения рассматривает экономические механизмы, которые формируют размещение субъектов и их экономической деятельности в пространстве, включая вопросы пространственной дифференциации [3].

Как отмечается работе Е. Г. Анимица с соавторами, проблема размещения характеризуется высокой сложностью, поскольку предполагает

1 Стратегия развития таможенной службы Российской Федерации до 2030 года: распоряжение Правительства РФ от 23.05.2020 № 1388-р. URL: http://customs.ru/activity/programmy-razvitiya/ strategiya-razvitiya-fts-rossii-do-2030-goda (дата обращения: 01.09.2020).

необходимость учета различных по своей природе процессов во времени и пространстве [1].

Размещение таможенных органов на территории отдельно взятого государства является важнейшим элементом организации таможенного дела. Выполняя фискальные функции, регулируя внешнеторговый оборот товаров и услуг, создавая условия, обеспечивающие национальную безопасность, а также соблюдение таможенного законодательства, таможенные органы имеют стратегическое значение для любого государства. По этой причине их размещение стоит отнести к ключевым проблемам организации таможенного дела.

На основе изучения общей теории размещения и ее адаптации с учетом специфики таможенного дела можно выделить ключевые принципы размещения таможенных органов:

- планомерность - должно быть обосновано стратегическими приоритетами и планами с учетом перспектив развития социально-экономических показателей национальной экономки и отдельного региона;

- эффективность - должно оправдывать понесенные издержки на их организацию и обеспечение функционирования, а также обеспечивать наиболее эффективное использование источников сырья, энергии, природных ресурсов;

- результативность - должно обеспечивать полное и точное достижение поставленных задач как перед таможенным органом, так и перед ФТС России в целом;

- гибкость - должно регулярно актуализироваться и соответствовать изменяющимся условиям окружающей среды, в том числе инновационному развитию и внедрению цифровых технологий;

- рациональность - размещение таможенных органов и их концентрация должны быть связаны с особенностями, масштабами и прочими факторами конкретной территории размещения, а также особенностями территориального разделения труда, выполняемыми операциями, видами транспорта, структурой товарооборота и т. п.;

- комплексность - должно осуществляться комплексно, с учетом уже существующих органов и объектов таможенной инфраструктуры, развития внешнеэкономических связей отдельной территории и действия иных факторов.

Таким образом, видно, что реализация перечисленных принципов опирается на систему факторов, влияющих на размещение таможенных органов. Факторы и условия размещения таможенных органов

регламентируются таможенным законодательством. Базовым законом, регулирующим вопросы размещения таможенных органов, является Федеральный закон «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 03.08.2018 № 289-ФЗ (Закон № 289-ФЗ). В нем закреплены следующие положения, касающиеся размещения таможенных органов:

- таможенные органы в основном размещаются в пунктах пропуска на участках государственной границы Российской Федерации;

- могут быть иные места нахождения таможенных органов, которые определяются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в области таможенного дела;

- Правительство Российской Федерации вправе определить порядок размещения отдельных таможенных органов;

- общим обоснованием (фактором) для размещения таможенного органа являются: объем пассажиро- и товаропотоков, степень интенсивности развития внешнеэкономических связей территории размещения, уровень развития транспортных коридоров и транспортной инфраструктуры, потребности участников ВЭД и транспортных организаций;

- таможенные органы могут размещаться в помещениях, находящихся в федеральной собственности, а также в помещениях, находящихся в иных формах собственности (при условии передачи на безвозмездной основе в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации) за исключением случаев, установленных Правительством Российской Федерации.

Важное значение при решении вопроса размещения таможенных органов имеет регулирование со стороны Правительства Российской Федерации, поскольку, согласно ст. 253 Закона № 289-ФЗ, именно оно отвечает за порядок создания, реорганизации и ликвидации РТУ, таможен и таможенных постов.

При определении или изменении местонахождения таможенного органа учитываются условия, которые регламентированы приказом ФТС России от 25.03.2014 № 527 «Об утверждении порядка определения или изменения местонахождения таможенного органа»:

- обоснование целесообразности определения или изменения местонахождения таможенного органа;

- информация о структуре и штатной численности таможенного органа;

- информация о регионе деятельности таможенного органа;

- информация о наличии земельного участка для организации постоянной зоны таможенного контроля (для таможенных постов);

- информация об удаленности объекта, на котором планируется разместить таможенный орган, от государственной границы Российской Федерации (в случае размещения таможенного органа в месте, приближенном к государственной границе Российской Федерации) и от транспортных артерий;

- информация о лице, организации, на территории (в помещениях) которой планируется размещение таможенного органа, за исключением владельцев таможенных складов, складов временного хранения и магазинов беспошлинной торговли (адрес, индекс и другую связанную с его местонахождением информацию);

- информация о наличии каналов связи для осуществления деятельности таможенного органа.

Факторы и условия размещения таможенных органов ФТС России объясняют факт неравномерности их размещения по территории страны. Так, согласно данным Итогового доклада о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 г. по состоянию на 1 января 2020 г. в систему таможенных органов входят: 8 региональных таможенных управлений (РТУ); 4 специализированных таможенных управления (СТУ); 84 таможни (в том числе 4 электронных и 9 непосредственно подчиненных ФТС России); 531 таможенный пост (в том числе 2 непосредственно подчиненных ФТС России) [2]. Территориальное размещение указанных таможенных органов представлено на рис. 1.

Как видно из рис. 2, наибольшая концентрация таможенных органов наблюдается в центральной части России (ЦТУ и СЗТУ), далее по количеству размещенных таможенных органов идет Дальний Восток (ДВТУ), наименьшая концентрация на Северном Кавказе (СКТУ) и Урале (УТУ). Подобное неравномерное размещение таможенных органов в первую очередь связано с масштабами внешнеторговой деятельности и близостью государственной границы.

Также отметим, что для таможенных органов возможно рассмотрение вертикального и горизонтального срезов размещения. Под вертикальным срезом размещения понимают размещение таможенных органов по уровням их иерархии. Так, в административном центре нашей страны размещен центральный аппарат управления ФТС России, региональные таможенные управления размещены в центрах

федеральных округов (см. рис. 1), таможни, как правило, размещены в крупных муниципалитетах региона с развитой инфраструктурой и высокой деловой активностью, а таможенные посты размещаются в пунктах пропуска (пограничные таможенные посты), либо в местах нахождения крупных железнодорожных узлов, в крупных городах, где высока концентрация участников ВЭД, а также при крупнейших промышленных предприятиях - экспортерах (внутренние таможенные посты).

СЗТУ

Таможен - 10 Таможенных постов - 80

ЦТУ

Таможен - 13 Таможенных постов - 90

Таможни и таможенные посты, непосредственно подчиненные ФТС России

Таможен - 9

УТУ

Таможен - 6 Таможенных постов - 38

Рис. 1. Схема размещения территориальных таможенных органов ФТС России на начало 2020 г. [4]. Здесь и далее таможенные управления: ЦТУ - Центральное, СЗТУ - Северо-Западное, УТУ - Уральское, ЮТУ - Южное, СКТУ - Северо-Кавказское, ПТУ - Приволжское, СТУ - Сибирское, ДВТУ - Дальневосточное

Наиболее существенная проблема размещения касается именно таможенных постов в связи с их многочисленностью, оперативным характером деятельности и тесной зависимостью от конъюнктуры (факторов) и интенсивности деятельности участников ВЭД. Именно в части размещения таможенных постов рассматривается горизонтальный срез размещения таможенных органов. Так, с точки зрения горизонтального

среза размещения таможенных органов таможенные посты могут размещаться на территории:

- муниципалитетов (населенных пунктов, пунктов пропуска), например, Биробиджанский таможенный пост (код 10708020) осуществляет деятельность в пределах Биробиджанского муниципального образования, Нерюнгринский таможенный пост (код 10704060) в пределах муниципального образования г. Нерюнгри и т. п.;

- объектов транспортной инфраструктуры, таких как морской, речной порт, аэропорт, железнодорожная станция и т. д., например, таможенный пост «Морской порт Владивосток» (код 10702030), таможенный пост «Аэропорт Петропавловск-Камчатский» (код 10705010) и т. п.;

- крупных предприятий, например, таможенный пост «Новолипецкий металлургический комбинат» (код 10109020), таможенный пост «Стинол» (код 10104150).

90

80

ш 60 64

47 38 49

ш ш Ш Ш 18 Ш Ш

13 10 Я 8 Г Я 10 щ 5^1 6 Щ 11 12

ЦТУ СЗТУ ПТУ ЮТУ СКТУ УТУ СТУ ДВТУ

|1 12

Рис. 2. Структура территориального размещения таможенных органов ФТС России на начало 2020 г. (по данным официального сайта ФТС России): 1 - таможни, 2 - таможенные посты

Далее представим результаты анализа размещения таможенных органов на примере ДВТУ, которое является самым крупным по занимаемой территории управлением ФТС России. Зона ответственности ДВТУ охватывает 11 субъектов Федерации: Амурскую, Магаданскую, Сахалинскую области, Приморский, Камчатский, Хабаровский и Забайкальский края, Республики Саха (Якутия) и Бурятия, Еврейскую автономную область, Чукотский автономный округ - общей площадью около 7 млн км2, что составляет 40,6 % территории Российской

Федерации. Численность населения 8,2 млн чел. (5,57 % населения России).

В подчинении ДВТУ находится 13 таможен, в том числе Дальневосточная оперативная таможня и Дальневосточная электронная таможня. Размещение таможенных органов в зоне ответственности ДВТУ также неравномерно. Как видно из табл. 1, всего в ДФО 64 таможенных поста и 87 пунктов пропуска, в том числе: функционирующих - 59, нефункционирующих - 28, автомобильных - 26, смешанных - 11, воздушных - 11, морских - 30, железнодорожных - 7, речной - 1, пешеходный - 1.

По территории Дальневосточного федерального округа размещение таможенных органов неравномерно: наибольшее количество таможенных постов приходится на Читинскую таможню (12 таможенных постов), далее идут Уссурийская и Хабаровская таможни (по 9 таможенных постов), в зоне деятельности Владивостокской таможни действует 7 таможенных постов (рис. 3).

Неравномерность размещения таможенных органов объясняется рядом факторов, наиболее значимыми являются показатели грузового, пассажирского и транспортного потоков, представленных в табл. 2. Как видно, наиболее загруженными пунктами пропуска являются пункты пропуска, находящиеся в зонах действия Уссурийской и Читинской таможен (по показателю транспортного потока и показателю пассажиропотока), также по показателю пассажиропотока лидирующую позицию занимает Владивостокская таможня за счет деятельности Аэропорта Кневичи. Лидером по товарообороту является Находкинская таможня.

Таблица 1

Численность и типы таможенных постов в разрезе таможен ДВТУ и соответствующих им пунктов пропуска, ед.

Таможня Таможенные посты Пункты пропуска (всего/из них не функционирующие)

Всего В том числе внутренние Всего В том числе Относящиеся к СПВ

А Ж М В Р П СМ

Биробиджанская 2 - 4/2 - 1/1 - - - - 3/1 -

Благовещенская 5 - 11/5 1/1 - - 2/- - 1/1 7/3 -

Владивостокская 7 2 4/- - - 3/- 1/- - - - 4 (3М+1В)

Окончание табл. 1

Таможня Таможенные посты Пункты пропуска (всего/из них не функционирующие)

Всего В том числе внутренние Всего В том числе Относящиеся к СПВ

А Ж М В Р П СМ

Камчатская 3 - 3/1 - - 2/1 1/- - - - 1 (М)

Магаданская 3 - 10/3 - - 7/3 3/- - - - -

Находкинская 4 - 3/- - - 3/- - - - - 3 (М)

Сахалинская 5 - 11/4 - - 10/4 1/- - - - -

Уссурийская 9 2 8/- 5/- 3/- - - - - - 7 (4А+3Ж)

Хабаровская 9 1 9/1 1/1 - 5/- 1/- 1/- - 1/- 2 (М)

Читинская 12 1 13/5 10/5 2/- - 1/- - - - -

Бурятская 5 1 11/7 9/7 1/- - 1/- - - - -

Итого 64 7 87/28 26/14 7/1 30/8 11/0 1/0 1/1 11/4 17 (9М+1В+ 4А+3Ж)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Примечание. Пункты пропуска: А - автомобильные, Ж - железнодорожные, М - морские, В - воздушные, Р - речные, П - пешеходные, СМ - смешанные; СПВ - свободный порт Владивосток. Составлено по: [5].

13 12 =

11 11 11

9 „ 9 9

10

3 3 3 3

т————г

У X В Благ. С Бурят. Н К М Бир.

4

4

4

2

□ 1 ■ 2

Рис. 3. Распределение таможенных постов и пунктов пропуска по таможням ДВТУ на 16.07.2019. 1 - таможенные посты, 2 - пункты пропуска. Здесь и на рис. 4 таможни: Ч - Читинская, У - Уссурийская, Х - Хабаровская, В - Владивостокская, Благ. - Благовещенская, С - Сахалинская, Бурят. - Бурятская, Н - Находкинская, К - Камчатская, М - Магаданская, Бир. - Биробиджанская. Составлено по: [5]

Информация о фактической пропускной способности наиболее загруженных пунктов пропуска в разрезе таможен ДВТУ [2]

Таможня Пункт пропуска Вид сообщения Кол-во перемещенных (проследовавших)

транспортных средств физических лиц, тыс. чел. товаров, млн т

грузовых * пассажирских

в РФ из РФ в РФ из РФ в РФ из РФ в РФ из РФ

Читинская Забайкальск АПП 35 900 32 706 28 283 28 424 828 510 863 610 558,4 444,7

Забайкальск ЖДПП 4 945 4915 132 133 16 152 14 349 1 468,3 13 831,1

Бурятская Кяхта АПП 10 111 11 424 3 014 2 971 320 528 330 797 13,6 176,6

Наушки ЖДПП 1 786 1 969 266 266 44 161 34 022 799,1 5 920,8

Уссурийская Пограничный АПП 23 257 22 603 11 651 11 686 497 985 532 206 254,2 488,2

Полтавка АПП 22 166 22 945 5 889 5 906 145 972 160 617 182,3 470,0

Пограничный ЖДПП 4 228 4 496 365 365 108 537 44 365 121,3 10 382,4

Благовещенская Благовещенск СПП 10 312/624 9 284/627 561/1 720 561/1 720 493 631 492 117 233,3 499,2

Владивостокская Владивосток МПП 2 887 2 595 66 66 113 063 112 138 6 613,4 12 998,6

Владивосток (Кневичи) впп 16 25 5 974 5 991 733 752 729 169 1Д 507,0

Находкинская Восточный МПП 1 189 1 267 771 174 23 585 25 915 1 377,8 37 941,8

*АПП - а/м; ЖДПП - составов; МПП - т/с, СПП - а/м/судов.

Таким образом, сопоставляя информацию о размещении таможенных органов и об объемах транспортных, пассажирских и грузовых потоков, можно отметить, что предположение о прямой зависимости размещения от упомянутых факторов является справедливым. В дальнейшем решение вопроса о размещении таможенных органов должно опираться именно на них. Данный факт подтверждают и в ФТС России, отмечая, что низкая эффективность деятельности отдельно взятых таможен вызвана не столько субъективными причинами, сколько объективными обстоятельствами, такими как невысокая активность участников ВЭД и неблагоприятная конъюнктура на валютном и внешнем рынках.

Проведенный анализ показал, что размещение таможенных органов ДВТУ является следствием действующих объективных факторов: экономических, природных, социально-экономических, инфраструктурных. При этом наиболее значимым фактором является внешнеторговый оборот, а именно его объемы и структура. Однако для принятия решения о размещении таможенных органов и тем более их специализации необходимо учитывать и такие факторы, как пропускная мощность пунктов пропуска, структура товарооборота, применяемые технологии выпуска, транспортные пути, численность участников ВЭД. На основании данных табл. 3 можно сделать вывод, что в большинстве случаев численность таможенных органов и их размещение соответствует критерию загруженности таможен по показателям численности участников ВЭД, численности товарных позиций в импорте и по объему импорта. Больше всего расхождений идет между численностью таможенных органов и показателями экспорта. Особенно значительное отклонение наблюдается по Сахалинской таможне. Именно высокий показатель экспорта по Сахалинской таможне выводит ее в лидеры по товарообороту по ДВТУ

Важным аспектом специализации и размещения таможенных органов является структура внешнеторгового оборота и уровень его диверсификации (таблицы 4, 5). Чем более диверсифицирован товарооборот, тем больше необходимо специалистов, т. к. операции по выпуску становятся более разнообразными, и наоборот.

На основе данных табл. 4 можно сделать выводы:

- по данным таможенной статистики наибольший объем экспорта по Дальневосточному региону приходится на Сахалинскую область, при этом структура экспорта по Сахалинской области крайне недиф-ференцирована - 93,15 % всего объема экспорта по области приходится

Отдельные показатели деятельности таможен ДВТУ за 2019 г.

Таможня Субъект РФ Кол-во Объем, млн долл. США

таможенных постов действующих пунктов пропуска участников ВЭД, осуществлявших деятельность товарных позиций (по товарным группам ТН ВЭД)

в экспорте в импорте экспорта импорта

Благовещенская Амурская область 5 6 510 47 76 480,4 274,9

Республика САХА (Якутия) 117 21 69 4051,6 281,1

Биробиджанская Еврейская АО 2 2 74 27 48 120,2 23,5

Бурятская Республика Бурятия 5 4 299 88 68 909,5 95,1

Владивостокская, Находкинская, Уссурийская Приморский край 20 15 3290 87 95 4063,6 5201,1

Камчатская Камчатский край 3 2 187 17 65 869,3 178,2

Магаданская Магаданская область 3 7 55 37 41 455,8 68,9

Чукотский АО 16 10 41 161,3 51,8

Сахалинская Сахалинская область 5 7 518 63 83 15188,3 950,8

Хабаровская Хабаровский край 9 8 700 73 83 1843,3 871,8

Читинская Забайкальский край 12 8 348 52 78 633,1 377,9

Составлено по: [6].

на одну товарную группу «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные», следовательно, экспорт по Сахалинской области, по сути, полностью зависит от единственной товарной группы. Практически аналогичная картина по Камчатской области (Камчатская таможня), где на товарную группу «Рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные» приходится 94,28 % всего экспорта по области;

- слабо дифференцированный экспорт наблюдается сразу в нескольких субъектах ДФО: по Республике САХА (Якутия), относящейся к зоне деятельности Благовещенской таможни, на товарную группу «Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты» приходится 75,54 %, а на товарную группу «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные» - 23,33 %. Также слабо диверсифицированным можно считать экспорт по Еврейской АО (зона Биробиджанской таможни), где 61 % всего экспорта приходится на товарную группу «Руды, шлак и зола» и 23,85 % на товарную группу «Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для технических целей; солома и фураж». В Республике Бурятия 67,11 % экспорта приходится на товарную группу «Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные», что также можно считать признаком недифференцированного экспорта;

Табпица4

Анализ диверсифицированности структуры экспорта по субъектам ДФО по данным таможенной статистики за 2019 г.

Структура экспорта

Таможня Субъект РФ Преобладающие товарные группы Доля в экспорте по субъекту, % Степень диверсификации экспорта

Благовещенская Амурская область Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 34,06

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты 29,02 Слабая

Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для тех. целей, солома и фураж 21,4

Продолжение табл. 4

Таможня Субъект РФ Структура экспорта

Преобладающие товарные группы Доля в экспорте по субъекту, % Степень диверсификации экспорта

Республика САХА (Якутия) Машины, оборудование и механизмы; их части 35,76 Слабая

Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 21,18

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты 15,95

Биробиджанская Еврейская АО Руды, шлак и зола 61,01

Масличные семена и плоды; прочие семена, плоды и зерно; лекарственные растения и растения для тех. целей; солома и фураж 23,85

Бурятская Республика Бурятия Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 67,11

Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 12,40

Древесина и изделия из нее; древесный уголь 11,54

Владивостокская, Находкинская, Уссурийская Приморский край Рыба, ракообразные, моллюски и др. водные беспозвоночные 34,29 Умеренная

Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 22,90

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 16,34

Древесина и изделия из нее; древесный уголь 9,92

Камчатская Камчатский край Рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные 94,28 Отсутствует

Магаданская Магаданская область Руды, шлак и зола 64,18 Слабая

Рыба, ракообразные, моллюски и другие водные беспозвоночные 27,82

Чукотский АО Руды, шлак и зола 71,29 -"-

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 20,99

Сахалинская Сахалинская область Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 93,15 Отсутствует

Окончание табл. 4

Структура экспорта

Таможня Субъект РФ Преобладающие товарные группы Доля в экспорте по субъекту, % Степень диверсификации экспорта

Хабаровская Хабаровский край Древесина и изделия из нее; древесный уголь 28,37

Рыба, ракообразные, моллюски и др. водные беспозвоночные 19,25

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 16,74 Умеренная

Черные металлы 15,89

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты 14,24

Читинская Забайкальс- Руды, шлак и зола 78,18

кий край Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 12,66 Слабая

Составлено по: [6].

- умеренно диверсифицированный экспорт наблюдается только в Хабаровском и Приморском краях. Так, в Хабаровском крае на 4 товарные группы приходится 66,12 % всего экспорта по краю, а в Приморском крае 82,82 %. Таким образом, экспорт по субъектам ДФО слабо диверсифицирован, что позволяет осуществлять концентрацию таможенных органов в некоторых регионах, таких как Сахалинская область и Камчатский край.

Анализ диверсифицированности импорта (табл. 5) показал слабую и умеренную степень. Так, по 7 из 11 таможен структура импорта такова, что большую часть всего объема занимают две-три товарные группы. В основном лидируют в структуре импорта такие товарные группы, как «Черные металлы», «Машины, оборудование и механизмы; их части», «Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды», «Руды, шлак и зола», «Суда, лодки и плавучие конструкции».

На основе результатов анализа базовых факторов размещения таможенных органов на примере ДВТУ составим рейтинг для определения степени нагрузки на каждую таможню. Наибольший балл по группе будет проставляться лидеру рейтинга по отдельному показателю, а наименьший балл - отстающему. Всего в целях анализа и с учетом

имеющихся открытых данных выделено 9 подразделений (таможен), поскольку Владивостокская, Находкинская и Уссурийская таможни были объединены по принципу территориальной принадлежности Приморскому краю. Таким образом, максимальный рейтинговый балл будет равен 9, а минимальный - 1. Рейтинг по признаку «Степень диверсификации структуры экспорта и импорта» будет 3-балльным в зависимости от степени данной диверсификации (табл. 6).

Таблица 5

Анализ диверсифицированности структуры импорта по субъектам ДФО по данным таможенной статистики за 2019 г.

Структура импорта

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таможня Субъект РФ Преобладающие товарные группы Доля в импорте по субъекту, % Степень диверсификации импорта

Благовещенская Амурская область Машины, оборудование и механизмы; их части 29,49

Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава; их части и принадлежности 11,97 Умеренная

Руды, шлак и зола 10,79

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 8,56

Республика САХА (Якутия) Машины, оборудование и механизмы; их части 35,76

Летательные аппараты, космические аппараты, и их части 21,18

Жемчуг, драгоценные или полудрагоценные камни, драгоценные металлы и изделия из них; бижутерия; монеты 15,95

Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава; их части и принадлежности 6,97

Биробид- Еврейская Черные металлы 32,91

жанская АО Машины, оборудование и механизмы; их части 21,24 Слабая

Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 16,46

Бурятская Республика Бурятия Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 22,68 Умеренная

Продолжение табл. 5

Таможня Субъект РФ Структура импорта

Преобладающие товарные группы Доля в импорте по субъекту, % Степень диверсификации импорта

Бурятская Республика Бурятия Машины, оборудование и механизмы; их части 19,76 Умеренная

Съедобные фрукты и орехи; кожура и корки цитрусовых или дынь 14,51

Каучук, резина и изделия из них 13,22

Владивостокская, Находкинская, Уссурийская Приморский край Машины, оборудование и механизмы; их части 23,23 Слабая

Средства наземного транспорта, кроме ж/д или трамвайного подвижного состава; их части и принадлежности 17,61

Электрические машины и оборудование, их части; аппаратура для записи и воспроизведения звука, изображения, ее части и принадлежности 11,31

Камчатская Камчатский край Машины, оборудование и механизмы; их части 33,25 -"-

Суда, лодки и плавучие конструкции 23,16

Топливо минеральное, нефть и продукты их перегонки; битуминозные вещества; воски минеральные 11,28

Магаданская Магаданская область Машины, оборудование и механизмы; их части 47,24 Слабая

Продукты неорганической химии 20,65

Чукотский АО Продукты неорганической химии 19,88 Умеренная

Изделия из черных металлов 18,78

Суда, лодки и плавучие конструкции 16,31

Машины, оборудование и механизмы; их части 13,56

Сахалинская Сахалинская область Машины, оборудование и механизмы; их части 34,36 Слабая

Суда, лодки и плавучие конструкции 19,70

Изделия из черных металлов 18,94

Хабаровская Хабаровский край Руды, шлак и зола 32,21 -"-

Машины, оборудование и механизмы; их части 26,22

Читинская Забайкальский край Овощи и некоторые съедобные корнеплоды и клубнеплоды 19,51 Умеренная

Окончание табл. 5

Таможня Субъект РФ Структура импорта

Преобладающие товарные группы Доля в импорте по субъекту, % Степень диверсификации импорта

Читинская Забайкальский край Изделия из камня, гипса, цемента, асбеста, слюды или аналогичных материалов 19,33 Умеренная

Съедобные фрукты и орехи; кожура и корки цитрусовых или дынь 13,38

Машины, оборудование и механизмы; их части 12,75

Составлено по: [6].

Таблица 6

Рейтинг загруженности таможенных органов ДВТУУ балл

Таможня Критерий оценки

Прогнозный товарооборот на 20202024 гг. Кол-во участников ВЭД, осуществлявших деятельность в 2019 г. Кол-во товарных позиций (по товарным группам ТН ВЭД ЕАЭС) на 2019 г. Объем,млн долл. США на 2019 г. Степень ди-версификации на 2019 г. Итого

в экспорте в импорте Экспорта Импорта Экспорта Импорта

Благовещенская 7 7 4 6 8 6 2 3 43

Биробиджанская 3 1 2 3 1 1 2 2 15

Бурятская 6 6 9 5 5 2 2 3 38

Владивостокская, Находкинская, Уссурийская 8 9 8 9 7 9 3 2 55

Камчатская 4 3 1 4 4 4 1 2 23

Магаданская 4 2 3 2 2 3 2 3 21

Сахалинская 9 6 6 8 9 8 1 2 49

Хабаровская 5 8 7 8 6 7 3 2 46

Читинская 6 5 5 7 3 5 2 3 36

Соотношение показателей обобщенного рейтинга загруженности таможен ДВТУ и численности таможенных органов свидетельствует, что не по всем таможням совпадает численность таможенных органов и степень их загруженности (рис. 4). Таким образом, актуален вопрос реорганизации таможенных органов с целью оптимизации их деятельности.

60 50 40 30 20 10 0

21

3

25 20 15 10 5 0

М Бир.

Рис. 4. Соотношение данных обобщенного рейтинга загруженности таможен ДВТУ и численности подчиненных им таможенных органов: 1 - общий рейтинг загруженности, балл, 2 - таможенных постов, шт.

В планах ФТС России на 2020 г. оптимизация таможенных органов уже зафиксирована. Так, в октябре 2020 г. к Сахалинской присоединят Камчатскую и Магаданскую таможни, а к Хабаровской таможне присоединят Биробиджанскую и Благовещенскую. Таким образом, вместо 13 существующих на текущий момент таможен ДВТУ (в том числе Дальневосточная оперативная таможня и Дальневосточная электронная таможня) будет всего 9 таможен, 7 из которых регионального значения.

Запланированное объединение таможен ДВТУ соответствует выявленным в настоящей статье закономерностям, в особенности касательно присоединения к Сахалинской таможне Камчатской и Магаданской, имеющих невысокий рейтинг загруженности практически по всем показателям. Также настоящая методика объясняет целесообразность присоединения к Хабаровской таможне Биробиджанской таможни, имеющей самый низкий рейтинг по загруженности.

Однако помимо загруженности при размещении таможенных органов стоит учитывать и фактор территориальной целостности, развитости инфраструктуры, общности поставленных задач, возможностей применения технологий автоматического выпуска. Также

отметим, что применение цифровых технологий и переход к «умным» таможням в соответствии со Стратегией развития ФТС России 2030 повлечет дальнейшую трансформацию таможенных органов. Следовательно, вопрос размещения таможенных органов и их специализации нельзя считать закрытым. Исследование данной проблемы будет актуально и в дальнейшем с учетом меняющихся факторов и условий.

Список литературы

1. Анимица Е. Г., Анимица П. Е., Денисова О. Ю. Эволюция научных взглядов на теорию размещения производительных сил // Экономика региона. 2014. № 2. С. 21-32.

2. Итоговый доклад о результатах и основных направлениях деятельности ФТС России в 2019 году. URL: http://customs.ru/activity/results/ itogovye-doklady-o-rezul-tatax-deyatel-nosti/document/229693 (дата обращения: 15.08.2020).

3. Мельникова Л. В. Региональная наука в поисках консенсуса, региональная политика в поисках целей // ЭКО. 2014. № 4.

4. Структура таможенных органов. URL: http://customs.ru/Structure/ perechen-tamozhennyx-organov-v-for (дата обращения: 15.08.2020).

5. Таможенные органы и пункты пропуска через государственную границу Российской Федерации, расположенные в регионе деятельности ДВТУ URL: http://dvtu.customs.ru/document/text/194722 (дата обращения: 15.08.2020).

6. Таможенная статистика. Внешняя торговля по субъектам ДФО. URL: http://dvtu.customs.ru/folder/147017 (дата обращения: 15.08.2020).

© Кирбитова С. В., 2020 © Kirbitova S. V., 2020

Для цитирования:

Кирбитова С. В. Проблема размещения таможенных органов в теории и практике // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2020. № 3(92). С. 5-24.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.