как преступление. Однако, более половины священнослужителей отметили, что они не считают данное деяние преступлением, а скорее творчеством и самовыражением.
И наконец, по мнению большинства граждан, верующим человеком может быть признан любой человек, который просто верит в Бога, Высшую Силу, Судьбу и тд.
Таким образом, мы предлагаем смягчить уголовную ответственность по статье 148 УК РФ и перенести данную норму в КОАП. Отменить норму, связанную с оскорблением «религиозных чувств», но сохранить штраф за противодействие проведению религиозного обряда, если таковой обряд не нарушает общественный порядок и права граждан.
Библиографический список:
1. "Уголовный кодекс Российской Федерации" от 13.06.1996 N 63-ФЗ (ред. от 27.10.2020) УК РФ Статья 148. Нарушение права на свободу совести и вероисповеданий [Электронный ресурс] // КонсультантПлюс, 1997-2020. URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/3f061 fb01 a04145dc7e07 fe39a97509bd2da705f/ . (Дата обращения: 26.11.2020).
2. Россияне не хотят прощать оскорбление веры[Электронный ресурс] // Российская газета, 1998-2020. URL: https://rg.ru/2013/01/27/veruyushie-site.html (Дата обращения: 26.11.2020).
УДК 343.423
Анастасия Андреевна Акельева Anastasiya Andreevna Akelieva
Студентка 2 курса магистратуры, Владимирский государственный университет г. Владимир
2nd year master's student Vladimir state University of Vladimir
ПРОБЛЕМА РАЗГРАНИЧЕНИЯ ОСКОРБЛЕНИЯ РЕЛИГИОЗНЫХ
ЧУВСТВ И СВОБОДЫ СЛОВА
THE PROBLEM OF DISTINGUISHING INSULTS TO RELIGIOUS FEELINGS AND FREEDOM OF SPEECH
Аннотация. В статье изучаются случаи убийств совершенных из-за оскорбления религиозных чувств верующих, рассматриваются точки зрения на проблему известных политиков, выявляется проблема соотношения оскорблений и свободы слова, предлагается решение проблемы разграничения оскорбления чувств верующих и свободы слова с помощью создания компьютерного ПО экспертного назначения.
Ключевые слова, оскорбление религиозных чувств верующих, преступления в религиозной сфере, международный опыт, свобода слова.
Abstract, the article examines cases of murders committed because of insulting religious feelings of believers, examines the points of view on the problem of well-known politicians, identifies the problem of the ratio of insults and freedom of speech, and suggests a solution to the problem of distinguishing insulting the feelings of believers and freedom of speech by creating expert computer SOFTWARE.
Keywords: insulting religious feelings of believers, crimes in the religious sphere, international experience, freedom of speech.
Определение границ возможного оскорбления чувств верующих актуально не только для нашей страны, но и для всего мира. Законодательно юридическая ответственность за оскорбление чувств верующих закреплена в более 47 государствах, также часто данные правоотношения регулируются нормами обычая. Естественно, законодательные стандарты допустимого для каждого государства различны. Более того, этическая граница, отделяющая оскорбление от шутки, субъективна для каждого человека и может зависеть даже от настроения этого человека.
Чтобы продемонстрировать всю серьёзность данной проблемы, необходимо коснуться темы терактов, которые произошли во Франции. Всё началось в начале октября 2020 года в колледже города Конфлан-Сент-Оноринв 27 километрах от Парижа. Там на уроке, посвященном свободе слова, 47 летний преподаватель Самюэль Пати показал ученикам карикатуру из журнала Charlie Hebdo на пророка Мухаммеда. Не всем это понравилось, Пати оказался в центре скандала, родители учеников пожаловались на него руководству колледжа и даже в полицию, а один из родителей опубликовал в Фейсбуке пост с именем преподавателя и призывом остановить оскорбления. Некоторые из родителей рассказали журналистам, что перед тем, как показать карикатуры, учитель попросил покинуть класс тех учеников, чьи религиозные чувства данные изображения могли бы оскорбить.
Спустя три недели на территории колледжа на Пати напал 18 летний беженец из России чеченского происхождения Абдуллах Анзоров. Он совершил жестокое убийство преподавателя, после чего опубликовал фото с убитым у себя в Твиттере, обратившись к президенту Франции Эммануэлю Макрону со словами «Я казнил человека, который осмелился принизить Мухаммеда». Нужно понимать, что Абдуллах Анзоров не присутствовал на уроке, никогда не учился в этом колледже и судя по заявлению властей Франции он не был знаком с погибшим лично [1].
На похоронах учителя президент Франции назвал Пати героем и символом борьбы против терроризма и пообещал, что Франция никогда не откажется от свободы слова в том числе и от религиозных карикатур. В ряде Фанцузких городов прошли акции в поддержку Пати, а на правительственные здания спроецировали те самые карикатуры на пророка Мухаммеда [2].
Это привело к конфликту, многие мусульмане восприняли это как оскорбление, по всему миру начались акции протеста, где-то это были мирные митинги и шествия, где-то это были довольно агрессивные выступления. Мусульмане предлагали бойкотировать французские товары, митинги проходили около посольств Франции.
Через несколько дней по этому поводу высказался муфтий Чечни и советник Рамзана Кадырова Салах-Хаджи Межиев: « Макрон- это лицо Запада, где неприемлемы традиционные ценности, тем более Ислам. Вместо того, чтобы осудить провокационные действия погибшего профессора, который прекрасно понимал на что он шел, стараясь осквернить честь величайшего из людей, созданного Всевышним Аллахом, начал свое заранее проигрышное шествие на Ислам». Рамзан Кадыров тоже поделился своим мнением: «Макрон, поддерживая провокации, завуалировано призывает мусульман совершать преступления. Издевательское отношение к религии, насмешки над ней - все это они считают соблюдением свободы слова, но сами при этом покушаются на ценности других людей» [3].
29 октября во Франции произошло ещё одно нападение, 21 летний Брахим Ауиссауи выходец из Туниса убил троих человек, жертвы были обезглавлены. Мер Ниццы Кристиан Эстерази назвал произошедшее терактом. Позднее выяснилось, что нападавший прибыл во Францию из Италии в начале Октября, а мотивом преступления снова стали карикатуры на пророка Мухаммеда. После нападения в Ницце власти приняли меры по противодействию терроризму в стране, была усилена охрана школ и религиозных учреждений [4].
В Москве прошел массовый пикет около посольства франции против карикатур на пророка Мухаммеда. Собравшиеся мусульмане держали плакаты и высказывались против оскорбления религиозных чувств верующих. Один из участников данного пикета, заявил, что поддержка политики Макрона на государственном уровне оскорбляет религиозные чувства всех мусульман: «Это очень сильно оскорбляет, больше чем сказанное в лицо личное оскорбление». Ксения Собчак: «Не хотите смотреть на рисунки пророка- не смотрите. Свобода в том, чтобы покинуть класс, где их показывают» [5].
Для того, чтобы понять, что сейчас происходит стоит вернуться на 15 лет назад, тогда 30 сентября 2005 года в Датской газете вышла статья как раз посвященная свободе слова и в качестве иллюстраций её сопровождали 12 карикатур изображающих мусульманского пророка Мухаммеда. Публикация вызвала скандал и продолжительные протесты по всему миру. Мусульманские страны бойкотировали Датские товары, демонстранты по всем миру нападали на Датские посольства. Отдельно стоит упомянуть журнал Charlie Hebdo в здании, редакции которого, после опубликования карикатур, произошел теракт и погибло 12 человек. Тогда в знак солидарности европейские СМИ продолжили публиковать карикатуры, отстаивая, таким образом, свободу слова и границы возможного оскорбления чувств верующих.
Как мы видим, с момента первой публикации данных карикатур прошло уже более 15 лет, а верующие продолжают оскорбляться, продолжаются теракты и нападения. Все эти 15 лет мир стоит перед выбором, где та граница, за которую нельзя переходить, что является оскорблением, а что нет, и с каждым годом такой вопрос стоит все острее и острее.
Рассмотрим проблему внимательнее. У данного явления есть две составляющие: этическая составляющая, то есть проблема разграничения свободы слова и оскорбления религиозных чувств, (что такое свобода слова и
что такое чувства верующих), и вторая составляющая -охранительная, (какими методами и кто должен защищать религиозные чувства верующих).
Этическая проблема дискуссионная: во-первых, неясно какого человека можно признать верующим и как определить статус верующего или неверующего человека, во-вторых, оскорбление субъективно, один человек не допускает никакой критики своей религии, другой- приветствует различия во взглядах и ценностях. Чтобы решить данную проблему каждое общество вырабатывает свои правила и устанавливает свои границы этически допустимых высказываний. Однако, стоит отметить, что граница этичности для каждого общества не одинакова. Сложность заключается в том, что происходят процессы глобализации. Если раньше были монокультурные общества, где этические границы устанавливались на одном уровне и соблюдались всеми представителями этой культуры, то теперь даже в самых маленьких городах есть представители разных культур, рас и религий. Если мы сегодня соединим все границы и нанесем на образно представленную нами этическую карту все святыни, то мы увидим, что говорить и шутить будет вообще не о чем. Компромисс не в том, чтобы запретить оскорблять чувства людей по всему миру, а в том, чтобы в результате сложной и долгой дискуссии придти к установлению этических границ на одном уровне для всех.
Гораздо серьезнее сегодня охранительная проблема или проблема насилия, которое разворачивается в ответ на оскорбление религиозных чувств. Некоторые лидеры открыто заявляют о поддержке людей, которые отвечают насилием на оскорбления религиозных чувств, тем самым практически легализуют насилие и героизируют людей, совершивших преступления в ответ на оскорбление религиозных чувств. По нашему мнению, в современном обществе никакое насилие не может быть оправдано религией или какой-либо идеей. Насилие не приводит к решению проблемы, а лишь усугубляет её.
Сложившаяся ситуация — это серьёзный вызов для нашего общества, это глобальная проблема, которую будет сложно решить, но насилие точно не приведет к избавлению от этой проблемы. Решением может стать разработка единых международных обязательных для всех стран норм, устанавливающих этические границы высказываний в отношении религиозных чувств верующих. Таким образом, мы предлагаем:
Разработать единую компьютерную программу, способную к самообучению, которая будет доступна для пользователей по всему миру. Задачами программы будет анализ текстового и визуального контента и ответ на следующие вопросы:
Содержит ли текст информацию, унижающую религиозные чувства верующих?
Является ли ложной распространяемая информация?
Является ли группа граждан, выделяемая по религиозному признаку, предметом речи в высказывании «...»? Если нет, каков предмет речи в данном высказывании?
Используется ли в следующем высказывании «...» оценочная лексика и фразеология? С помощью каких языковых средств она выражена?
Относятся ли слова (выражения) «...» к бранной/обсценной лексике, бранной/обсценной фразеологии, жаргону?
Так, каждый пользователь, будь то редакция журнала, или студент сможет проверить интересующую его информацию на предмет оскорбления религиозных чувств верующих.
Вывод, сделанный программой будет сохраняться в единой базе данных, и публикация какого-либо контента, при указании программой на оскорбление религиозных чувств граждан в нём, будет являться умышленным правонарушением. При этом, информация, одобренная программой будет считаться не оскорбляющей чувства верующих в том числе и на законодательном уровне.
На законодательном уровне обязать публичных лиц, СМИ проверять публикуемый ими контент через программу. Не соблюдение данных правил приравнивать к халатности.
Не признавать оскорбление религиозных чувств смягчающим обстоятельством при совершении преступлений, основанных на религиозной ненависти.
Библиографический список:
1. Во Франции обезглавили учителя, который показал ученикам карикатуры на пророка Мухаммеда [Электронный ресурс] //Медуза 2020. URL: https: //meduza.io/feature/2020/10/17/vo-frantsii-obezglavili-uchitelya-kotoryy-pokazal-uchenikam-karikatury-na-proroka-muhammeda-v-ubiystve-podozrevayut-18-letnego-chechentsa-rodivshegosya-v-moskve (дата обращения: 11.11.2020).
2. Police detain 10 people over beheading of French teacher in Paris suburb[Электронный ресурс] //FRANCE24 2020. URL: https://www.france24.com/en/france/20201017-nine-people-detained-over-beheading-of-french-teacher-in-paris-suburb (дата обращения: 11.11.2020).
3. Франция: парижского учителя обезглавил чеченец [Электронный ресурс] //BBCNEWS 2020. URL: https://www.bbc.com/russian/news-54581787 (дата обращения: 11.11.2020).
4. France teacher attack: Pupil's father 'exchanged texts with killer'[Электронный ресурс] //BBCNEWS 2020. URL: https://www.bbc.com/ news/world-europe-54613565 (дата обращения: 11.11.2020).
5. Собчак о карикатурах[Электронный ресурс] //Правда 2020. URL: https://www.pravda.ru/news/society/1545448-kseniya_sobchak/ (дата обращения: 11.11.2020).