Научная статья на тему 'Проблема пьянства среди сотрудников милиции Алтайского края (1945-1949гг. )'

Проблема пьянства среди сотрудников милиции Алтайского края (1945-1949гг. ) Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
205
97
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОТРУДНИК МИЛИЦИИ / ПЬЯНСТВО / POLICE OFFICER / DRUNKENNESS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Чибурова Е. А.

Статья посвящена проблеме пьянства среди сотрудников милиции Алтайского края, одной из распространенных социальных девиаций периода 1945-1949 гг., основным причинам и мерам по борьбе с этим явлением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF DRUNKENNESS AMONG POLICE OFFICERS OF ALTAY TERRITORY (1945-1949)

Article is devoted a problem of drunkenness among police officers of Altay territory, one of widespread social deviations of the period 1945-1949, to principal causes and measures on struggle against this phenomenon.

Текст научной работы на тему «Проблема пьянства среди сотрудников милиции Алтайского края (1945-1949гг. )»

Бизнес в законе

4'2010

2.4. ПРОБЛЕМА ПЬЯНСТВА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ АЛТАЙСКОГО КРАЯ (1945-1949ГГ.)

Чибурова Е.А., Барнаульский юридический институт МВД России

Аннотация. Статья посвящена проблеме пьянства среди сотрудников милиции Алтайского края, одной из распространенных социальных девиаций периода 1945-1949 гг., основным причинам и мерам по борьбе с этим явлением.

Ключевые слова: сотрудник милиции, пьянство

PROBLEM OF DRUNKENNESS AMONG POLICE OFFICERS OF ALTAY TERRITORY (1945-1949)

Chiburova E.A.

Annotation: Article is devoted a problem of drunkenness among police officers of Altay territory, one of widespread social deviations of the period 1945-1949, to principal causes and measures on struggle against this phenomenon.

Keywords: police officer, drunkenness

Образование милиции Алтайского края в 1937 г. совпала с массовыми репрессиями в стране. Были осуждены и расстреляны начальник УНКВД по Алтайскому краю Попов С.П., начальники отделов НКВД И.К. Лазарев и П.Р. Перминов, начальник следственной части И.Я. Юркин, его заместитель Т.К. Салтымаков, начальник Бийского оперсектора НКВД В.И. Смольников и др.

В годы Великой Отечественной войны, только в 1941 г. на фронт ушли 230 алтайских милиционеров, а в 1942 г. уже 1000 человек1.

Во время второй мировой войны резко снизился качественный потенциал алтайской милиции. Многие сотрудники милиции погибли в боях, или вернулись инвалидами не способными нести службу, некоторые продолжали служить в вооруженных силах СССР.

В первые послевоенные годы критерий набора в милицию был сильно снижен, брали случайных людей, даже бывших уголовников. Запрещалось брать на службу людей имевших репрессированных родственников, что значительно сужало возможность качественного пополнения.

Ненормированный рабочий день, колоссальные нагрузки, низкое материальное вознаграждение не соответствовало среднему уровню заработной платы рабочих, жилплощадью работники милиции обеспечивались плохо, многие милицейские общежития не были отремонтированы. В докладе начальника Политотдела ГУМ МВД за 1-й квартал 1947 г. подчеркивалось, что «значительно ухудшилось обслуживание личного состава спецторгом. Столовые либо не организованы, или работают плохо. Денежное содержание низкое, а цены высокие. Продовольственные карточки и пайки в большинстве случаев отовариваются несвоевременно и продуктами низкого качества. Мало что делается по

1 http://www.sibfo.ru/mvd/ovd/guvd_alt_kr.php 34

организации пошивочных и сапожных мастерских. Ордера на промтовары выдаются редко и малоценные»

Все это способствовало распространению пьянства среди личного состава алтайских милиционеров. Не редко было употребление сотрудниками «горячительных» напитков и в рабочее время, что являлось грубейшим нарушением служебной дисциплины.

Так, участковый уполномоченный Троицкого райотдела МВД Алтайского края Киселев 10 ноября 1948 г. будучи в командировке в Южановском сельсовете вызвал на допрос трех подозреваемых. Но, не дождавшись их прибытия ушел на съемную квартиру где напился пьяным и уснул. Вызванные на допрос в течение нескольких дней искали своего участкового, но неизменно заставали его спящим в пьяном состоянии. Один из подозреваемых похитил у Киселева револьвер системы «наган» с 21 боевыми патронами3.

Начальствующий состав милиции во многих случаях не являлся примером для подчиненных. Количество выявленных случаев пьянства среди начальствующего состава было больше, чем среди рядового состава -соответственно 1,3 % и 1,2% .4

Например, начальник милиции Тюменцевского района Алтайского края лейтенант Тарасов, в 1947 г. систематически занимался пьянством совместно с подчиненными5. А сотрудники Шебалинского районного отдела МВД, в том же 1947, объясняли свое пристрастию к алкоголю, тем что начальник отдела Тришкин и секретарь парторганизации Близнюков «...пьянствуют и занимаются рукоприкладством, а «...мы пьем, но не деремся.»6.

«Алкоголизация» части сотрудников, негативно сказывалась на борьбе с преступностью и дискредитировало среди населения сотрудников милиции.

Участковый уполномоченный 5 отделения милиции г. Барнаула Кобылкин, 16 февраля 1947 г., напившись пьяным, задержал двух неизвестных на поселке Осипенко и повел их в отделение милиции. По дороге упал и уснул. У него был похищен револьвер системы «наган» с 7 патронами. Осужден к 3 годам лишения свободы.7

Для борьбы с пьянством и алкоголизмом и расследования других правонарушений сотрудников 20 января 1947 г. было принято решение о создании Особой инспекции МВД СССР. Особые инспекции были созданы в МВД республик, УМВД краёв и областей. Они имели полномочия по расследованию правонарушений, допущенных сотрудниками органов внутренних дел, наделялась правом выносить предложения о целесообразности привлечении сотрудников МВД СССР

2 Маюров Н. П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.). Историко-правовое исследование. Диссертация на соискание степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург. 2005. С.221.

3 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 4. Опись1. Дело №3

A. Том 1. Л.121.

4 Маюров Н. П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.). Историко-правовое исследование. Диссертация на соискание степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург. 2005. С.215.

5 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 1. Оп.2. Дело №19. Л.125.

6 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 1.Оп.2. Дело №19. Л..214.

7 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 4. Опись 2. Дело № 3

B. Л.50.

Чибурова Е.А.

ПРОБЛЕМА ПЬЯНСТВА СРЕДИ СОТРУДНИКОВ МИЛИЦИИ

к уголовной ответственности и передачи дел по подсудности.

Приказом НКВД СССР № 00320 от 22 марта 1947 г. Особая инспекция МВД СССР была выведена из состава Управления кадров МВД СССР. Выведены были и особые инспекции республик, краёв и областей из соответствующих кадровых аппаратов МВД, УМВД. Тем самым особые инспекции становились самостоятельными оперативными отделами министерств и управлений.8

Но, принимаемые руководящим составом меры желаемых результатов не принесли. 10 мая 1949 г. милиционер Рубцовского городского отдела МВД Голубцов А.Ф., сменившись с поста оружие не сдал. Вечером, напившись пьяным около железнодорожного полотна (разъезд 500 км), при остановке поезда учинил бесцельную стрельбу. Испугав при этом мирных граждан. А 11 мая, того же года, в нетрезвом состоянии в ночное время без всяких оснований останавливал проходивших граждан и производил при этом бесцельную стрельбу из револьвера «наган». А гражданина Аржанцева ударил несколько раз револьвером по лицу. Приговорен трибуналом к 6 годам лишения свободы9.

Участковый уполномоченный Майминского РО МВД Горно-Алтайской АО Апенышев и милиционер Короте-ев 14 апреля 1949 г. находясь в с. Долина свободы при исполнении служебных обязанностей. Во время «следствия» они стали распивать спиртные напитки с группой цыган похитивших ранее сено в колхозе «Ударник». Милиционеры забрали имевшиеся в наличии деньги у цыган. Напившись пьяным Коротеев устроил дебош, неожиданно нанес удар участковому уполномоченному Апенышеву. После чего, раздевшись до гола с оружием в руках бегал по селу избивая взрослых и детей. Находясь в бессознательном состоянии утерял личное оружие, револьвер системы «наган»1 .

Несмотря на жесткие наказания за употребление спиртных напитков в рабочее время, случаи пьянства среди сотрудников не были редкостью. Старший опер-стрелок оперативного поста на ст. Большая речка Троицкого района Свиридов В.Г. 22 апреля 1949 г. находясь в г. Бийске в служебной командировке напившись пьяным, приставал к прохожим требуя от них угощения. На автобусной остановке у моста через р. Бия произвел 2 бесцельных выстрела из револьвера системы «наган». На выстрелы из расположенного рядом ларька выбежали сторож Трошин и гражданин Сотников, по которым пьяный милиционер открыл беглый огонь без предупреждения. В результате чего был тяжело ранен Сотников в живот и кисть левой руки11.

Борьбу с пьянством среди сотрудников милиции пытались вести политработники МВД. Однако, укомплектованность органов милиции кадрами политработников была явно недостаточной. Во всем министерстве, 2645 должностей политработников было укомплектовано только 2331, а именно на них возлагалась обязанность по укреплению политико-морального состоя-

8 ГАРФ. Ф.9401. Оп. 1 А. Д. 107. Л..107-123;

9 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 1. Оп. 2. Дело №19. Л.180

10 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 4. Оп.1. Дело №3 А. Том 1. Л.165

11 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и ар-

хивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 4. Оп.1. Дело №3 а.

Том 1. Л.165.

ния личного состава, повышение его сознательности и укрепление дисциплины. В докладе начальника политотдела ГУМ МВД СССР за 2-й квартал 1948 г. отмечалось, что «среди руководящих работников политорга-нов немало людей, неспособных возглавить партийнополитическую работу и подчинить её успешному выполнению оперативно-служебных задач»12.

Ситуация с пьянством среди сотрудников алтайской милиции к концу 1949 г. оставалась сложной и нерешенной. И как отметил, в своем письме № 11261 к от 23 марта 1949г., министр внутренних дел СССР генерал-полковник Круглов «политико-моральное состояние личного состава УМВД Алтайского края оценивается, как неудовлетворительное»13.

Список литературы:

1. ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 386. Л. 60., Ф.9401. Оп. 1 «а». Д. 107. Л..107-123;

2. Маюров Н. П. Дисциплинарные правоотношения в советской милиции (1917-1991 гг.). Историко-правовое исследование. Диссертация на соискание степени доктора юридических наук. Санкт-Петербург. 2005. 498 с..

3. Интерет-ресурсы. http://www.sibfo.ru/mvd/ovd/guvd_alt_kr. php.

4. Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 1. Оп. 2. Дело №19. Л.216, 125, 214, 180. Фонд 4. Оп.1. Дело 3А. Л.165, 121.

5. Гонюхов СО. Горобцов В.И. Советская и Российская милиция в мундире 1943-2001 гг. Учебное пособие. Ч.З. - М.: Рейттарь. 2001. - 128

6. История советской милиции. В 2-х томах. Т.1 - М.: изд. Академия МВД СССР, 1977.-346 с.

7. Советская милиция: история и современность (1917-1987 гг.). - М.: изд. Юрид. лит-ра, 1987. - 335 с.

12 ГАРФ. Ф. 9415. Оп. 3. Д. 386. Л. 60.

13 Отдел по реабилитации жертв политических репрессий и архивной информации ИЦ при ГУВД АК. Фонд 4. Оп.1. Дело №3 А . Том 1. Л.163.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.