Научная статья на тему 'Проблема психологизма в романе Ж. Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" и повести Н. М. Карамзина "Юлия"'

Проблема психологизма в романе Ж. Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" и повести Н. М. Карамзина "Юлия" Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
918
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РУССО Ж. Ж / КАРАМЗИН М. Н / "ЮЛИЯ / ИЛИ НОВАЯ ЭЛОИЗА" / "ЮЛИЯ" / ПСИХОЛОГИЗМ / СЕНТИМЕНТАЛИЗМ / ROUSSEAU J. J / KARAMZIN N. M / "JULIE / OR THE NEW HELOISE" / "JULIA" / PSYCHOLOGISM / SENTIMENTALISM

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Беляева Анастасия Николаевна

В статье анализируются особенности психологизма в произведениях Ж. Ж. Руссо и Н. М. Карамзина, описываются сходство и различие в разработке писателями сентименталистской истории любви, а также типология и функции психологизма в романе и повести. Статья выявляет традиции и новаторство Карамзина в аспекте его диалога с Руссо, связанные с психологическими характеристиками героев, определяет особенности психологизма как нарративной стратегии в романе Ж. Ж. Руссо и повести Н. М. Карамзина.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PSYCHOLOGISM PROBLEM IN J. J. ROUSSEAU’S NOVEL “JULIE, OR THE NEW HELOISE” AND N. M. KARAMZIN’S STORY “JULIA”

The article considers features of psychologism in works of J. J. Rousseau and N. M. Karamzin, similarity and distinction in development of a sentimental love stories by writers, and also a typology and functions of psychologism in the novel and the story. The article reveals the traditions and innovation of Karamzin in aspect of his dialogue with Rousseau, that are connected with psychological characteristics of heroes, defines features of psychologism as narrative strategy in J. J. Rousseau’s novel and N. M. Karamzin’s story.

Текст научной работы на тему «Проблема психологизма в романе Ж. Ж. Руссо "Юлия, или Новая Элоиза" и повести Н. М. Карамзина "Юлия"»

РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА

ё контексте мирового

ЛИТЕРАТУРНОГО ПРОЦЕССА

УДК: 82-1/9

ПРОБЛЕМА ПСИХОЛОГИЗМА В РОМАНЕ Ж. Ж. РУССО «ЮЛИЯ, ИЛИ НОВАЯ ЭЛОИЗА» И ПОВЕСТИ Н. М. КАРАМЗИНА «ЮЛИЯ»

Беляева Анастасия Николаевна,

студентка 4 курса ФМКФиП направления «Филология»

ФГБОУ ВО «Алтайский государственный университет» (г. Барнаул, РФ); e-mail: IamSherlocked182@gmail.com

В статье анализируются особенности психологизма в произведениях Ж. Ж. Руссо и Н. М. Карамзина, описываются сходство и различие в разработке писателями сен-тименталистской истории любви, а также типология и функции психологизма в романе и повести. Статья выявляет традиции и новаторство Карамзина в аспекте его диалога с Руссо, связанные с психологическими характеристиками героев, определяет особенности психологизма как нарративной стратегии в романе Ж. Ж. Руссо и повести Н. М. Карамзина.

Ключевые слова: Руссо Ж. Ж, Карамзин М. Н., «Юлия, или Новая Элоиза», «Юлия», психологизм, сентиментализм.

Эпоху сентиментализма принято считать истоком интереса писателей к психологической характеристике литературных героев, где необычайно важную роль играет выражение чувств

© А. Н. Беляева, 2018

50

персонажей. Данное явление интересовало многих исследователей, таких как Д. С. Лихачев, Л. Я. Гинзбург, А. Б. Есин, А. Н. Кудреватых, О. Н. Осмоловский, В. В. Основин и других. В контексте сентиментальных произведений психологический анализ интересен тем, что только начинает формироваться, выступает новаторским приемом, поэтому его определение так важно.

Исследователь А. Б. Есин приводит основные составляющие психологической характеристики: «Психологизм в литературном произведении складывается из таких его форм, как внутренний монолог и диалог, авторское повествование о мыслях и чувствах героя, несобственно-прямая речь, психологические предметные детали, самоанализ персонажа, композиционно-повествовательные формы писем, дневников, снов, видений и т. д.» [4, с.19]. Это определение, особенно в связи с произведениями Ж. Ж. Руссо, показывает несомненно важное значение психологизма в литературной традиции сентиментализма, так как большинство из перечисленных компонентов присутствуют в романе «Юлия, или Новая Элоиза», а также в повести Н. М. Карамзина «Юлия». В связи с эти будет важно рассмотреть основные черты психологизма произведений Руссо и Карамзина.

Журнал «Литературный словарь» трактует функции психологизма с точки зрения нравственной проблематики: «... сложные жизненные ситуации заставляют человека глубоко задумываться над острыми философскими и этическими вопросами, искать свою собственную «правду», вырабатывать личную жизненную позицию» [8]. Очевидно, что психологизм тесно связан с темой нравственности в произведениях, а так как в интересующих нас текстах эта тема является одной из главных, то и психологическая характеристика является очень важной в контексте анализа творчества Ж. Ж. Руссо и Н. М. Карамзина. Нравственный выбор в произведениях приходится делать женским персонажам, поэтому их психологический портрет вырисовывается гораздо точнее и подробнее. Описание возлюбленных героинь строится на основе их поступков, поэтому эпизоды внутренних переживаний сопровождаются либо описанием их действий, либо размышлениями об этих действиях.

Как отмечает в своем исследовании А. Н. Кудреватых, психологизму в литературе свойственны два смысла: «широкий» и «уз-

кий» [7]. «Широкий» понимается как общелитературный, универсальный, «узкий» же относится только к определенной составляющей литературного произведения. И так как в контексте нашего исследования нас интересуют стилевые и художественные особенности романа Ж. Ж. Руссо и повести Н. М. Карамзина, то будет актуально именно «узкое» понимание психологизма. Оно характерно не только для интересующих нас писателей, но и для сентиментализма в целом, так как отражает особое мироощущение, понимание реальности сквозь призму психологии и описание ее в произведении с помощью чувств и переживаний героев. В этом случае может возникнуть вопрос: так как чувства героев важны и детально описываются практически в каждом известном произведении, независимо от автора и направления, тогда психологизм присутствует в них всех? На него можно ответить выводом А. Б. Есина: «Психологизм лишь в том случае является достоинством художественного произведения, когда он в этом произведении внутренне необходим» [3]. Таким образом, в рассматриваемых произведениях весь сюжет строится на чувствах героев и поступках, мотивированных чувствами и внутренними переживаниями, и, значит, в них присутствует психологизм именно в «узком» его значении.

Необходимо, однако, сразу отметить явное отличие в формах психологизма этих двух произведений. Л. Я. Гинзбург отмечает, что сами социальные основы западного и русского сентиментализма были различны: «повышенный интерес к внутренней жизни питал сентиментализм, ориентировавшийся при этом на единообразный идеал естественного и чувствительного человека. Специфика русского сентиментализма, как известно, состояла в том, что провозгласила его не буржуазия, породившая сентиментализм западный, но та среда, которую стали позднее называть "образованным дворянством"» [5, с. 9]. В эпистолярной форме романа «Юлия, или Новая Элоиза» акцентирована исповедальная форма психологического самоанализа личности, предполагающая изображение чувств и эмоций от первого лица, от лица, которое их, собственно, испытывает. Таким образом, мы узнаем героя как бы «изнутри», с его собственных слов. Формат повести у Н. М. Карамзина, напротив, предполагает в основном психологизм «извне» - это сторонние авторс-

кие наблюдения над психологическим состоянием его персонажей. Чувства героев разворачиваются в сопоставлении с их действиями. И в соответствии с устоявшимися в психологии понятиями «эн-допсихика» и «экзопсихика» в литературоведении применительно к анализу психологических состояний литературных героев, а также нарративных стратегий описания психологического мира, можно ввести понятия «эндопсихологизм» и «экзопсихологизм». При этом чувства героев изображены автором на фоне их поступков, позволяя читателю самому делать выводы о соотношении степеней искренности персонажей и силе их переживаний. Принципы сентиментализма были воплощены и в более поздних произведениях, об этом пишет исследователь Е. Ю. Сафронова: «Такие важные эстетические принципы сентиментализма как поэтизация обыкновенного, идеи внесословной ценности человека, значимости простых человеческих чувств, сострадание и переживание чужой судьбы как личной, уход в микромир простых человеческих переживаний и проблема истинности нравственных законов решены Достоевским в «Записках» с большой силой художественной выразительности» [9, с. 75].

Особенностью романа как жанровой формы является его предрасположенность к более детальному изображению внутреннего мира личности и духовного развития героя в целом. Об этом писал В. В. Копманеец: «Роман является той жанровой формой, в которой психологический анализ реализуется полнее всего, целостно, всесторонне охватывая человеческую личность в ее многосложной обусловленности явлениями окружающего мира» [6, с. 52]. Однако в романе эпистолярном определенный нами эндопсихологизм выражается более естественно, глубоко, так как характеристика чувств дается от первого лица. Например, открыто и страстно писал о своих чувствах Сен-Пре в начале романтических отношений с Юлией: «Чем более я тобою очарован, тем возвышеннее становятся мои чувства. Прежде я совершил бы любой добрый поступок во имя добра, теперь же я совершил бы его, дабы стать достойным тебя» [2, письмо V к Юлии].

Произведение Карамзина «Юлия» относится к жанру повести, что предполагает небольшой объем. Содержательно повесть Н.М. Карамзина представляет собой концентрат действия, причем ро-

манного, следовательно, и психологизм в ней представлен сжато, емко, но от этого не менее полно и выразительно. За счет одной или нескольких фраз автор раскрывает целую ситуацию, спектр чувств или модель поведения: «Арису поклонились учтиво, - учтиво, более ничего. Спросили, здоров ли он, и не дождались ответа» [1]. Таков прием экзопсихологизма в повести «Юлия». Таким образом, эндопсихологизм тяготеет к развернутой романной форме повествования, а экзопсихологизм свойственен для литературных жанров небольшого объема.

Как в романе Руссо, так и в повести Карамзина психологический анализ становится основой для авторских размышлений не только о характере и поведении данных героев, но и об обобщенных чертах, образах, позволяет делать выводы о человеческой сущности и нравах в общем. Сен-Пре в своем письме рассуждает о необходимости любви в жизни человека, и это рассуждение скорее общечеловеческое, нежели личное: «... вся цель жизни - соединиться с тем, кто сделает её для нас отрадной, ради этого стоит любить и за счастье сражаться...» [2, письмо XXVI к Юлии]. У Н. М. Карамзина подобные эпизоды направлены скорее на массовое нравоучение, изображение характерности, типичности модели поведения героя или героини для общества в целом: «Дивитесь, если угодно, проницанию красавиц! Скорее не приметят они солнца на ясном небе в полдень, нежели действия своих прелестей в глазах нежного мужчины, как бы ни хотел он, скрывать чувства свои» [1]. Подобные обобщения свидетельствуют о том, что социальный аспект произведения становится чертой психологизма, только описывает не одного конкретного человека, а все общество в целом или какую-либо отдельную группу людей. И, снова подходя с точки зрения внутреннего или внешнего типа выражения, в романе Ж. Ж. Руссо мы выделим эндопсихологи-ческое обобщение, так как герои делают выводы обо всех людях, исходя из собственных переживаний и размышлений, а в повести Н. М. Карамзина - экзопсихологическое, так как исходит оно от автора и основано на авторских наблюдениях не за одним человеком, а за общественными тенденциями в целом.

Отметим, что в обоих произведениях практически у всех персонажей есть ярко выраженный психологический портрет. С одной

стороны, и в романе, и в повести не так уж много героев, с другой, их образы, их поступки и, в первую очередь, их чувства, важны для сюжета без исключения. Таким образом, психологизм как бы «пронизывает» сюжет, составляя его опору, основу.

И Ж. Ж. Руссо, и Н. М Карамзин используют в произведениях персонажей неоднозначных, которые не могут быть отнесены либо к положительным, либо к отрицательным. Особенностью психологической характеристики каждого героя является наличие и добрых, и злых или эгоистичных побуждений, и обострение нравственного чувства, и притупление его, и разумный контроль своих действий, и подчинение своим порывам чувств - то, что позднее будет названо диалектикой высоко и низкого сознания в человеческой душе. Следовательно, нет и противопоставления образов, есть антитеза чувств. Например, страстной и бесконтрольной любви Сен-Пре к Юлии противопоставлено рассудительное, иногда даже немного холодное отношение к ней де Вольмара, любовь его «ровна и сдержанна». Так же у Н. М. Карамзина: любовь Ариса, верная и преданная, которая заставляет его терпеть обиды и простить измену, и противоположное ему чувство князя пылкое, нетерпеливое, заставляющее желать отношений с Юлией без брачного обременения.

Важнейшей чертой психологизма как Ж. Ж. Руссо, так и Н. М. Карамзина является тонкое и наглядное описание эволюции чувств. Для сентименталистов важно не только состояние того или иного чувства на данный момент, но и его причины, связь с другими чувствами, а также последствия. Поэтому и в романе, и в повести психологизм можно считать динамичным. Особенно важным является психологический анализ героинь, эволюция их чувства. Более наглядно этапы можно представить следующим образом:

Эволюция чувств свидетельствует и о постоянных личностных изменениях героинь, как отмечает Е. Ю. Сафронова, «важное открытие сентиментализма - нетождественности человека самому себе, его способности быть разным» [9, с. 74].

Итак, можно сделать вывод: внутренняя или внешняя формы психологизма определяются

1) объемом произведения;

2) формой повествования;

3) лицом-повествователем.

Различные типы психологического описания формируют различия в сюжетах, героях и их характеристиках данных произведений. Выявленные в пределах «узкого» значения термина отличия позволяют говорить о том, что роман Ж. Ж. Руссо «Юлия, или Новая Элоиза» - произведение, построенное на эндопсихологизме, а повесть Н. М. Карамзина «Юлия» - на экзопсихологизме, что выявляет значительное различие в описаниях чувств, их внешних проявлениях, а также социальной и нравственной проблематике произведений.

Список использованных источников

1. Карамзин Н. М. Юлия // М.: Издательство Московского университета - 1979. [Электронный ресурс. Режим доступа: http:// az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0990.shtml]

2. Руссо Ж. Ж. Юлия, или Новая Элоиза / Ж. Ж. Руссо // Изд.: Художественная литература, 1968.

3. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. - М. : Флинта, МПСИ. 1988.

4. Есин А. Б. Художественный психологизм как теоретическая проблема / А. Б. Есин // Вест. Моск. ун-та. Сер.9. Филология. -№1. - 1982. - С. 19

5. Гинзбург Л. Я. О психологической прозе / Л. Я. Гинзбург // Художественная литература. Ленинградское отделение. 1977. - С. 9.

6. Компанеец В. В. Художественный психологизм как проблема исследования / В. В. Компанеец // Русская литература. - № 1. -1974. - С. 52

7. Кудреватых А. Н. Эволюция психологизма в прозе Н. М. Карамзина // Екатеринбург. 2010. [Электронный ресурс. Режим доступа: http:// superinf. ru/view_helpstud.php?id=641 ].

8. Литературный словарь (под ред. Александра Яковлева). -Москва, Луч, 2007 [Электронный ресурс. Режим доступа: http://

_№ 1, 2018, вопросы русской литературы

classlit.ru/publ/sochinenija_na_obshhie_temy/teoretia_literatury/ psikhologizm_v_literature_ponj atie_i_primery/87-1-0-436].

9. Сафронова Е. Ю. Дискурс права в творчестве Ф. М. Достоевского 1846-1862 гг. / Е. Ю. Сафронова // Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2013. - С. 74-75.

PSYCHOLOGISM PROBLEM IN J. J. ROUSSEAU'S NOVEL "JULIE, OR THE NEW HELOISE" AND N. M. KARAMZIN'S STORY "JULIA"

Belyaeva Anastasiya Nikolaevna,

student of Mass-media, Philology and Political Science faculty Federal State Budget Educational Institution of Higher Education "Altai State University" (Barnaul, Russia); e-mail: IamSherlocked182@gmail. com

The article considers features of psychologism in works of J. J. Rousseau and N. M. Karamzin, similarity and distinction in development of a sentimental love stories by writers, and also a typology and functions of psychologism in the novel and the story. The article reveals the traditions and innovation of Karamzin in aspect of his dialogue with Rousseau, that are connected with psychological characteristics of heroes, defines features of psychologism as narrative strategy in J. J. Rousseau's novel and N. M. Karamzin's story.

Keywords: Rousseau J. J., Karamzin N. M., "Julie, Or the New Heloise", "Julia", psychologism, sentimentalism.

References

1. Karamzin N. M. Yuliya [Julia] // М.: Publishing house of the Moscow university - 1979. [Electronic resource. Access mode: http:// az.lib.ru/k/karamzin_n_m/text_0990.shtml].

2. Rousseau J. J. Yuliya, ili Novaya Eloiza [Julie, Or the New Heloise] // Prod.: Fiction. 1968.

3. Yesin A. B. Psihologizm russkoy klassicheskoy literaturyi [Psychologism ofthe Russian classical literature]. - M.: Flint, MPSI. 1988.

4. Yesin A. B. Hudozhestvennyiy psihologizm kak teoreticheskaya problema [Art psychologism as theoretical problem] // Vestnik of Moscow university. Set 9. Philology. No. 1. 1982. Page 19.

5. Ginzburg L. Ya. O psihologicheskoy proze [About psychological prose] // Fiction. Leningrad office. 1977. Page 9.

6. Kompaneets V. V. Hudozhestvennyiy psihologizm kak problema issledovaniya [Art psychologism as research problem] // Russian literature. No. 1. 1974. Page 52.

7. Kudrevatykh A. N. Evolyutsiya psihologizma v proze N.M. Karamzina [Evolution of psychologism in N.M. Karamzin's prose] // Yekaterinburg. 2010. [Electronic resource. Access mode: http:// superinf. ru/view_helpstud.php?id=641 ].

8. Literaturnyiy slovar (pod red. Aleksandra Yakovleva) [The literary dictionary (under the editorship of Alexander Yakovlev)]. - Moscow, Beam, 2007 [Electronic resource. Access mode: http://classlit.ru/publ/ sochinenija_na_obshhie_temy/teoretia_literatury/ psikhologizm_v_literature_ponj atie_i_primery/87-1-0-436].

9. Safronova E. Yu. Diskurs prava v tvorchestve F. M. Dostoevskogo 1846-1862 gg. [A law discourse in F. M. Dostoyevsky's creativity 18461862] // Barnaul: Altai State University publishing house, 2013. Pages 74-75.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.