Научная статья на тему 'Проблема психологической совместимости в группах: экспериментальная проверка концепции Р. Акоффа'

Проблема психологической совместимости в группах: экспериментальная проверка концепции Р. Акоффа Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
333
89
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Супрун Анатолий Петрович, Янова Наталья Геннадьевна

Представлен новый экспериментальный подход к исследованию психологической совместимости в группах. На основании разработанного подхода проведена экспериментальная проверка теории Р. Акоффа, результаты которой указывают на ряд противоречий в гипотезах известного автора и позволяют существенно расширить взгляд на критерии психологической совместимости для различных типов личности. Предложен картографический математический метод анализа психологической совместимости в группах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The problem of psychological compatibility in groups: experimental check of R. Ackoff''s concept

The article contains new experimental approach to research of psychological compatibility of groups. Experimental check of the theory of R. Ackoff was verified on the basis of the developed approach. Experimental results show any contradictions of Ackoff's hypotheses and allow essentially to expand a viewpoint to criteria of psychological compatibility for various personal types. The article suggests cartographical mathematical method of the analysis of psychological compatibility in groups.

Текст научной работы на тему «Проблема психологической совместимости в группах: экспериментальная проверка концепции Р. Акоффа»

А.П. Супрун, Н.Г. Янова

Проблема психологической совместимости в группах: экспериментальная проверка концепции Р. Акоффа

Проблема формирования эффективных групп с необходимостью требует решения вопросов психологической (межличностной) совместимости всех членов будущей группы (М.И. Сетров, К.К. Платонов, Н.Н. Обозов, Р.Л. Кричевский, И.Б. Антонова и др.). Трудность состоит в том, что члены создаваемых групп, как правило, не знакомы друг с другом и, следовательно, стандартные социометрические методики здесь не годятся. Одна из наиболее интересных гипотез, позволяющих решить эту проблему, сформулирована Р. Акоффом на основе его концепции о четырех вариантах социальной адаптации личности [1] (см. также [2-5]).

По его мнению, социальная адаптивность личности определяется двумя основными факторами:

«субъектоверсией - объектоверсией», которая характеризует чувствительность к окружению, и «интернализацией - экстернализацией », характеризующей эффективность воздействия на окружение. Парная и групповая совместимости личностей определяются тем, насколько члены группы дополняют друг друга по этим факторам. Таким образом, чем более полная суммарная компенсация факторов достигается у членов группы, тем более успешной она окажется.

Поскольку интенсивность этих факторов определяется автором как вероятность соответствующих поведенческих реакций личности, то область их изменения заключена в пределах от -1 до+1. Двухфакторная модель предполагает выделение четырех основных типов личности: «объективного экстерналиста» ( ОЕ), объективного интерналиста» ( О1), «субъективного интерналиста» (Б!) и «субъективного экстерналиста» ( БЕ), расположенных соответственно в первом (0° < ф < 90°), втором (90° < ф < 180°), третьем (180° < ф<270°) и четвертом (270° < ф<360°) квадрантах пространства личности (рис. 1). Кроме этого, Р. Акофф выделяет центральную область факторного пространства - область «цен-троверсии». Согласно Акоффу чистые типы ( ЧТ), к которым он отнес ОЭ и СИ, с большим трудом адаптируются к себе и к другим в отличие от смешанных типов ( СТ), к которым относятся ОИ и СЭ. Поскольку ЧТ находятся в секторах 0° < ф < 90°

1,0

Объективный интерналист Объективный экстерналист

" Центриии^иы

Субъективный интерналиет Субъективный экстерна л ист

д Интернализация д Экстернализеция

Рис. 1. Пространство личности по Р. Акоффу

и 180° < ф < 360°, то с увеличением угла ф от г

0 до 180° вектора р, описывающего личность в

пространстве свойств, адаптивность должна возрастать, а при возрастании ф от 180° до 0 - падать. Таким образом, положение каждого і-го индивида (Р)) в двухфакторном пространстве личности можно охарактеризовать вектором р с координатами, характеризующими выраженность его объектоверсии(х) и экстернализации (у):

Р = = ( =, У).

Длина вектора р определяется как Мос1(Р) = |= == + у2, а угол ф , характеризующий тип личности, как

АпдІЄ Р) = а=п-

уі

№4

Величина модуля длины вектора индивида в пространстве личности определяет близость к центроверсии (точке О), т.е. самодостаточность, силу и зрелость личности по Акоффу. Паре личностей р и р можно сопоставить

г

групповой вектор 1 (см. рис. 2) р :

1 Р. Акофф предлагает сопоставлять паре вектор 0,5 Р , чтобы не выйти за пределы пространства личнос-

ти, однако для нас это не существенно.

ПСИХОЛОГИЯ

1,0

к

X

ед

Е_

ш

а

о

Б

ф

£

>

и

ОЙЬЁИТЪШНЫЙ интзриагист Гоупповой ' (ИЗТТПОР Субъект ■ "л Объективный экст&рнапист

1 \ / \ / \ /\ ф

Субъект 2 / / / О

Субъективный имтсриалисТ Субьмтвиый экстерн длист

Индекс сошалйСтимости псркогй субъекта со

1,0

д И шериалкзация д Энсгерналиэацин -| ц

Рис. 2. Представление пары личностей в пространстве Акоффа

Р/

Р + +.

Односторонняя нрсописстиммт!. Взаимная совместимость я Щ Вздтгсор /|лщгйм^/«1лгм? пяры / су$ш,оюпая / 01 1

взаимная ноеопместимос ть Одкжтсцюннял насопместиместь

£

ь

в

£

ш

ч

= =1 £ га О ■п п га ^ сг = *|

■О

о

%

-1.0

1.0

По Акоффу совместимость группы возрастает при максимальной компенсации противоположных качеств, т.е. с уменьшением модуля группового вектора. Следовательно, величина

г

группового вектора Моб(р) = | р обратно пропорциональна сплоченности группы. Угол ф,определяющий квадрант типа личности (или диады), также может влиять на степень дезадаптации и уровень взаимопонимания (или понимания самого себя).

В качестве независимого критерия совместимости пар нами была выбрана социометрическая методика, в которой степень психологической приемлемости человека для человека определялась испытуемыми по непрерывной шкале. Чтобы охарактеризовать парную совместимость , простой суммы Б; + Бу недостаточно, так как выборы могут быть и взаимопроти-воположными, т.е. знак суммы еще не свидетельствует о совместимости пары.

В связи с этим введем понятие вектор совместимости Б, который определяется в пространстве взаимных выборов (рис. 3). Таким об-

г

разом, ={Бу, Б/,-}, где Б/ - социометрический

индекс совместимости ,-го индивида с /-м, а Б/, - индекс совместимости /-го индивида с ,-м, причем значения -1 < Б, < означают неприятие /-го индивида ,-м, а -1 < <у < 1 - принятие.

При положительных взаимовыборах вектор Б лежит в первом квадранте нашего простран-

Рис. 3. Представление субъектов в индексном пространстве совместимости

ства, при отрицательных взаимовыборах -в третьем квадранте, а при взаимопротивопо-ложных вариантах выбора (одна оценка положительная, а другая - отрицательная) - во втором или четвертом.

Определение квадранта, а следовательно,

и типа совместимости удобно задавать углом наг

клона а вектора Б0- к оси абсцисс. Таким образом, мы можем определить следующие варианты совместимости:

1) взаимная совместимость (0° < а < 90°);

2) взаимная несовместимость (180° < а <270°);

3) односторонняя несовместимость (90° < а < 180°, 270° < а< 360°).

Следовательно, при увеличении угла а от 0° до 45° растет уровень взаимоприемлемости индивидов, а при увеличении а от 45° до 90° -падает, оставаясь всегда положительным. При превышении углом а 90° - положительные вза-имовыборы исчезают. Следовательно, угол а характеризует тип отношения между индивида-г

ми, а Мос((Бу) - степень его выраженности. Поскольку пары личностей Р. и Р составлялись произвольным образом, то можно было бы ожидать совершенно случайных значений Б и Б.. . Однако хотя корреляция между ними и отсутствует, но тем не менее взаимовыборы в паре далеко не случайны. Исследуя возможности использования показателя Щ = Б. + Б;/ для характеристики количественной выраженности интенсивности отношения в паре, мы обнаружили неожиданный эффект. Если взаимовыборы в парах случайны, то можно было бы ожидать, что

W(a^

г г

а. + 53 8 а •БІпа

у у

•эта будет представлять

случайный набор точек. Однако, как показывает график по экспериментальным данным на рисунке 4, это совсем не так.

Действительно, график рассеяния экспериментальных значений W(a) хорошо вписывается

в кривую сова +эта (показана на рисунке 4

г

непрерывной линией) и

1 для всех і и у.

Рис. 4. График рассеяния экспериментальных данных взаимовыборов

Следовательно, взаимовыборы в паре действительно определяются какими-то объективными факторами, не зависящими от испытуемых. Во всяком случае, если не знак, то величину наиболее вероятной оценки одного партнера можно предсказать по оценке другого. Использование обычного коэффициента корреляции и линейной регрессии для доказательства гипотезы в данном случае невозможно, поскольку в области изменения а W(а)несколько раз меняет знак. Так как до сих пор не было разработано теста по данной теории, мы решили проверить ее, используя апробированные шкалы хорошо зарекомендовавших себя опросников других авторов. В качестве оценки объектоверсии была использована шкала Г. Айзенка «интроверсия - экстраверсия», поскольку, по утверждению Р. Акоф-фа, она сильно коррелирует с этим свойством (г > 0,8). В качестве оценки экстернализации были использованы шкалы теста Роттера. Все шкалы, оценивающие факторы Акоффа, были нормированы (экстремальные значения шкал приравнивались к ± 1).

Кроме того, как уже говорилось выше, определялись социометрические индексы взаимовыборов (в. и Я). Исследовалась мужская выборка на примере профессиональных групп (группы действия в экстремальных ситуациях), всего 378 пар.

Поскольку углы ф и ф; определяют типы личностей Р и Р в пространстве личности Акоффа, а угол а.. - тип совместимости, то график функ-

ции a¡jf(ф,-,фj), построенный по экспериментальным данным, будет определять варианты совместимости пар различных типов личности (рис. 5).

Рис. 5. Г рафик вариантов совместимости различных пар личностей

Так какзависимость совместимости от типа личности носит статистический характер, то для верификации нашей гипотезы мы построили распределения вероятностей попадания угла а, характеризующего варианты совместимости индивидов в паре, в первый, третий и второй или четвертый квадрант индексного пространства.

Эти графики соответствуют взаимной совместимости, взаимной несовместимости и противоположного выбора испытуемых в зависимости от углов ф. и ф, характеризующих варианты типов личности по Акоффу (рис. 6). Рассмотрим двумерные проекции этих графиков на плоскость ф. • ф. и проведем краткий анализ.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке 7 различными оттенками серого цвета закрашены области различной вероятности взаимной совместимости всех 16 вариантов пар.

Мы можем выделить следующие наиболее значимые области совместимости:

1. БЕ-БЕ с вероятностью Р ~ 0,78 - 0,66.

2. БЕ-ОЕ с вероятностью Р ~ 0,78 - 0,54.

3. БЕ-Б/ с вероятностью Р ~ 0,66 - 0,54.

Это несколько отличается от прогноза Р. Акоффа, считающего, что максимальной совместимости следует ожидать от «взаимопро-тивоположных» типов личности.

Карта вероятностей несовместимости различных типов личности является взаимодопол-нительной к предыдущей.

психология

А ВС

Рис. 6. Распределение вероятности парной совместимости (А), несовместимости (В - график развернут на 180°) и противоположных выборов ( С) в зависимости от типа личности

I м н в im ni IH зч ж m ш ш и»

0€ 01 SI SE

Рис. 7. Области вероятности взаимной совместимости различных пар личностей

Области вероятности взаимной несовместимости различных пар личностей

Наименее совместимыми являются следующие сочетания пар:

1. OE-OE с вероятностью P ~ 0,40 - 0,30.

2. SI-SI с вероятностью P~ 0,35.

В областях вероятностей взаимопротивопо-ложных выборов наиболее значимыми являются области:

1. OI-OI с вероятностью P~ 0,48 - 0,42.

2. OI-SE с вероятностью P ~ 0,48 - 0,30.

Кроме того, мы можем выделить области переходных вариантов совместимости:

1. SI-OE с вероятностью совместимости P ~ 0,78 - 0,48 и несовместимости P ~ 0,35 - 0,30.

2. О/-ОЕ с вероятностью несовместимости Р ~ 0,35 - 0,30 и противоположных выборов Р ~ 0,42 - 0,12.

В целом можно отметить хорошее соответствие рассмотренных вариантов совместимости с теми, которые предсказываются поверхностью на рисунке 5. Фактически она может рассматриваться как ключ-карта совместимости пар по предлагаемому тесту.

Для того, чтобы проверить, как сказываются на совместимость личностей отклонения партнеров от центроверсии, мы построили аналогичные карты вероятностей попадания индивидов в соответствующие сектора углы а от Мо^(Р) и АпдЦ Р).

На рисунке 8 представлена карта вероятностей совместимости в зависимости от этих факторов. Можно видеть, что наибольшую вероят-

1 II и H М II *4 I.T 41 М

Рис. 8. Карта вероятностей совместимости личностей в зависимости от Mod( р) и Angle P)

1 1 2

ность при малых (~ 0,3) значениях Mod(P¡) имеют: SE (P ~ 1,0 - 0,75), SI (P ~ 0,90 - 0,60), OE (P ~ 0.60) и OE (P ~ 0,75 - 0,45). Отметим, что личности, лежащие на границе (0-40°) между OE и SE, имеют шансы (P ~ 0,6) найти партнера при любом значении Mod(P). По всей видимости, это обусловлено лидерскими качествами этого типа личности.

Максимальной вероятностью несовместимости (P ~ 1,0 - 0,75) обладает SE в области Mod(P) > 0,6 (рис. 9).

Максимальной вероятностью противоположного выбора (P ~ 0/4) обладает SI в области Mod( P)~ 0,2 - 0,5.

В целом можно отметить, что, как и предсказывает Р. Акофф, для всех типов личности удаление от центроверсии сопровождается снижением вероятности найти себе совместимую пару Интересно, что для OEснижение вероятности найти себе партнера происходит медленнее, чем у остальных типов.

Для того, чтобы определить, в каких квадрантах пространства личности и при каких

Mod(P + Py) можно ожидать с наибольшей вероятностью совместимые пары, рассмотрим соответствующую карту вероятностей на рисунке 9.

Мы видим, что если пара находится в областях OI и OE, то вероятность ее совместимости дос-

r r

тигает значений P~ 1,0 - 0,8 при Mod( P + Pj) <0,2. Поскольку максимумы вероятностей достигаются при 180° и 0°, то, вероятно, это варианты SE-SI и SE-OE. Кроме того, вероятность совместимости достигает максимума ( P ~ 1,0 - 0,8)

в квадранте SE при больших значениях rr

Mod(P + Pj) > 1,0 (видимо, для однотипных пар SE) и в квадранте SI и OI (P ~ 1,0 - 0,8) при при-

ИЗ |А М II w 1J

Рис. 9. Карта вероятностей совместимости

личностей в зависимости от Мо^(Р)и Апд1е(Р)

близительно тех же значениях отклонениях пары от центроверсии.

Нам кажется, что выявленные противоречия с гипотезами Р. Акоффа обусловлены следующими причинами: во-первых, отсутствием количественной методики проверки концепции, во-вторых, исследованием (качественным) только успешных и неуспешных супружеских пар. Как показывают результаты исследования, природа совместимости в супружеских и профессиональных отношениях несколько различается. Кроме того, мы полагаем, что нельзя исключать и влияния гендерного фактора. В связи с этим в ближайшем будущем мы намерены построить карты совместимости отдельно для женских и смешанных пар. В свою очередь математическая разработка картографических тестов психологической совместимости является новым перспективным инструментом в диагностике типов парной и групповой совместимости.

Литература

1. Акофф Р. О целеустремленных системах / Р. Акофор, Ф. Эмери. - М., 1974.

2. Акофф Р. Акофф о менеджменте / пер. с англ. под ред. Л.А. Волковой. - СПб., 2002.

3. Кричевский Р.Л. Межличностная совместимость в малых группах / Р.Л. Кричевский, И.Б. Антонова // Психолого-педагогические проблемы общения. - М., 1980.

4. Обозов H.H. Три подхода к исследованию психологической совместимости / H.H. Обозов, A.H. Обозо-ва // Вопросы психологии. -1981. - №6.

5. Психологическая совместимость // Краткий психологический словарь-хрестоматия / под ред. К.К. Платонова. М., 1974.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.