Научная статья на тему 'Проблема психического выгорания личности и организационная культура'

Проблема психического выгорания личности и организационная культура Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
873
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Буянкина Марина Александровна

течение последних десятилетий проблема исследования синдрома психического выгорания занимает актуальное место в психологической науке.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема психического выгорания личности и организационная культура»

459-473.

12. Hall V. С., Russell Ж J. Multitrait-Multimethod analysis of conceptual tempo // J. of

Educat. Psychology. 1974. V. 66 (6). P. 932-939.

13. Nosal Ch. S. Psychologiczne modele umyslu. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1990.

М.А. Буянкина ПРОБЛЕМА ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ ЛИЧНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИОННАЯ КУЛЬТУРА

Преамбула. В течение последних десятилетий проблема исследования синдрома психического выгорания занимает актуальное место в психологической науке.

Современный этап развития общества характеризуется интенсивным развитием социально-экономических отношений и постоянно возрастающими требованиями к интенсификации работы и профессиональной компетенции персонала организаций. Рассмотрены и проанализированы работы по выгоранию, опубликованные в литературе, обсуждаются сущность понятия психического выгорания, его структура и психологические особенности, выявляется роль организационных факторов в формировании синдрома психического выгорания.

Имеющиеся исследования по проблеме психического выгорания выявляют роль индивидуальных и организационных факторов в формировании выгорания. Все это относится, в основном, к профессиям субъект-субъектного типа, и недостаточно исследовано для профессий субъект-объектного типа.

Современный этап развития общества характеризуется интенсивным развитием социально-экономических отношений и постоянно возрастающими требованиями к интенсификации работы и профессиональной компетенции персонала организаций.

По мнению исследователей, синдром «выгорания» - это реакция на хронический стресс на рабочем месте, поэтому подвергнуться опасности синдрома психического выгорания может любой работник, вне зависимости от стажа и должности.

История проблемы психического выгорания

насчитывает несколько десятков лет. Основным содержанием проблемы психического выгорания является неоднозначная трактовка эмоций, их функций и реальных связей с деятельностью и поведением человека, с другими выделяемыми психическими процессами, состояниями и свойствами, с психической структурой личности в целом. Отсюда следует и практическая, прикладная сторона проблемы эмоций: как их реально исследовать, диагностировать, измерять, изменять, использовать и учитывать.

Теоретический анализ работ по проблеме психического выгорания позволил выделить ряд авторов, которые ставили и решали эту проблему с разных точек зрения.

Впервые «феномен психического выгорания» как социальная проблема упоминается в работах американского психотерапевта Н.РгеікіепЬег§ег в 1974 году. Этим термином он охарактеризовал психологическое состояние здоровых людей, которое проявлялось как состояние изнеможения, истощения, осознание собственной бесполезности. Изначально Н.РгеисіепЬе^ег занес в эту группу специалистов, работающих в профессиях субъект-субъектного типа.

В 80-е годы в зарубежной литературе было издано около тысячи статей по психическому выгоранию. Исследования данного явления носили эмпирический и эпизодический характер.

В литературе мы можем найти такие обозначения выгорания как «болезнь общения», «изле-танность» [4], «отравление людьми», «эмоцио-

нальное сгорание», «бессильный помощник» (W.Schmidbauer, 1997). По мнению В.Е.Орла наиболее удачным является термин «синдром психического выгорания» (burn-out), предложенный социальным психологом C.Maslach. Современные исследования по данной теме указывают на расширение круга профессий, подверженных «синдрому психического выгоранию). К ним относятся не только работники профессий субъект-субъектного типа, но и профессии субъект-объек-тного типа. Таким образом, синдром психического выгорания представляет собой общепрофес-сионалъный феномен.

В настоящее время исследования в области выгорания продолжаются по следующим направлениям:

- определение понятия выгорания и его структуры;

- изучение факторов, обуславливающих феномен выгорания;

- исследование влияния выгорания на признаки поведения и деятельности субъекта;

- исследования генезиса структурных компонентов выгорания и его динамики в процессе профессионального развития [4].

Анализ литературы, с учетом вышеперечисленных направлений, показал, что проблема выгорания в отечественной психологии практически не разработана. На данный момент имеются лишь единичные исследования (В.В.Бойко,

Н.В.Гришина, Э.Ф.Зеер, А.А.Рукавишников, М.М.Скугаревская, В.Е.Орел, В.Я.Тернопол, Т.В.Форманюк и др.). В зарубежной психологии по данной проблеме существует достаточное количество как теоретических, так и прикладных работ (M.Burish, C.Chemiss, Il.Fredenberger, J Jones, R.Golembiewsky, D.Green, D.Leiter, T.Marek, C.Maslach, A.Pines, W.Schaufeli и др.), однако до сих пор нет единой точки зрения в понимании этого явления. Малоисследованными остаются также причины и механизмы возникновения синдрома психического выгорания.

В зарубежной психологической литературе выделяются два основных подхода к определению синдрома психического выгорания и его симптомам: результативный и процессуальный [4].

Исследователи, представляющие результативный подход, понимают под феноменом психического выгорания некий итог, причиной которого является набор конкретных составляющих синдрома психического выгорания, таких как

эмоциональное истощение, деперсонализация и редукция профессиональных достижений.

C.Maslach является одним из ведущих специалистов по проблеме выгорания в зарубежной психологической науке. Согласно исследованиям, проведенным C.Maslach и S.Jackson, синдром психического выгорания представляет собой трехмерный конструкт. В состав данного конструкта входят эмоциональное истощение, деперсонализация (т.е. тенденция развивать негативное отношение к клиентам), редуцирование профессиональных достижений.

Таким образом, синдром психического выгорания представляет собой состояние психического, физического истощения, развивающегося как результат хронического неразрешенного стресса на рабочем месте. Развитие данного синдрома характерно для альтруистических профессий, где доминирует забота о людях (социальные работники, врачи, учителя и т.п.). C.Maslach обращает внимание на возникновение данного синдрома как результата профессиональных, а не психических проблем. [12]

Несмотря на общепринятость данной концепции, она не исчерпывает многофакторный подход к структуре выгорания. Некоторые авторы либо объединяют факторы, либо исключают из конструкции выгорания тот или иной фактор. Например, D.Green объединяет два первых фактора эмоциональное истощение и деперсонализация в один основной фактор, что вместе с редукцией и являются конструкцией выгорания. [11] Другой исследователь выгорания A. Garden, базовым фактором выгорания считает эмоциональное истощение, а деперсонализация возникает только в некоторых случаях, избирательно в профессиях социального типа. (10] Другие авторы не относят редукцию к факторам психического выгорания, т.к. считают ее менее значимой. Имеются работы, авторы которых включают в структуру выгорания четвертый фактор - своеобразие, присущее только определенным профессиям. (M.M.Abu-Hilal, A.A.El-Emadi, 2000,

O.Helessoy, K.Gronhaug, 1998, O.Helessoy, K.Gronhaug, O.Kvitastein, 2000).

Анализ работ, посвященных конструкции феномена психического выгорания позволяет констатировать валидность трехфакторной модели выгорания. Она наиболее полно разработана с теоретической и эмпирической точек зрения. Трехфакторная модель психического выгорания

включает в себя три главных компонента: эмоциональное истощение, деперсонализацию (цинизм) и редукцию профессиональных достижений. ^

Существует также и однофакторные модели выгорания. Они трактуют эмоциональное выгорание как состояние физического и психического истощения, вызванное длительным пребыванием в эмоционально перегруженных ситуациях. Представители данного подхода A.Pines и Е. Aronson. С их точки зрения такое объяснение психического выгорания позволяет расширить перечень профессий, подверженных выгоранию, сюда можно отнести профессии субъект-объектного типа (менеджер, летчик, профессии вахтенного метода, руководящие должности и т.п.) [ 13].

Теоретический анализ источников, посвященных результативному подходу, дает нам основания полагать, что исследователи C.Maslach, S. Jackson, A.M.Leiter, A.Garden, D.Green, A.Pines и E. Aronson определяют выгорание как своеобразное состояние умственного, эмоционального и психического истощения, взаимосвязанного с профессиональной деятельностью, и наблюдаемое у психически здоровых людей, ранее не испытывавших подобных проблем.

Процессуальный подход исследует феномен выгорания как процесс, включающий в себя серию последовательных стадий или фаз. [4] C.Chemiss определяет выгорание как процесс, при котором проявляются негативные черты в поведении профессионала, как ответная реакция на стрессовый характер рабочей среды. [9] C.Chemiss дает описание трех стадий, ведущих к возникновению выгорания:

- несоответствие между возможностями и требованиями среды;

- возникновение непродолжительного эмоционального напряжения, усталости и бессилия;

- изменение в мотивационной сфере профессионала и его поведении.

Базовой определяющей возникновения выгорания C.Chemiss называет выбор соответствующего способа борьбы со стрессом и, если способ выбран неудачно, то в дальнейшем это провоцирует возникновение психического выгорания. [9]

К такому подходу присоединяются исследования M.Burish. Феномен психического выгорания рассматривается с позиций стадиально-про-цессуального характера. M.Burish выделяет 6 ста-

дий выгорания:

- предупреждающая стадия;

- стадия снижения уровня собственного участия в производственном процессе;

- стадия эмоциональных реакций;

- стадия деструктивного поведения;

- стадия психосоматических реакций;

- стадия разочарования.

Базовой детерминантой выгорания М.ВипвЬ также считает несоответствие между вкладом в работу и получаемым от нее результатом [8]

Т.И.Ронгинская отмечает, что происхождение и возникновение феномена выгорания объясняется определенными различиями в эмоционально-мотивационной сфере личности и организационными факторами [5]. Т.И.Ронгинская пишет о необходимости разработки исследовательских стратегий для описания и интерпретации причин данного феномена, о необходимости создания подходящего (адекватного) психологического инструментария. При этом Т.И.Ронгинская отмечает, что на сегодняшний момент остается малоизученным вопрос о мерах предупреждения возникновения синдрома выгорания и о мерах профилактики данного синдрома в профессиональной среде.

В результате проведенных исследований Т.И.Ронгинская говорит, что базой для профилактики синдрома выгорания может стать концепция когерентности А.Антоновского. В соответсвии с данной концепцией гарантами психического здоровья в профессиональной среде могут выступать чувство гармонии между собственными возможностями и запросами среды, соизмерение своих сил и их реальная оценка, чувство значимости и важности индивидуальной ситуации, а также уверенность в пользе и продуктивности своих действий.

Таким образом, теоретический анализ работ зарубежных авторов по проблеме психического выгорания позволяет выделить два подхода: результативный и процессуальный.

В отечественной психологической науке в настоящее время, в работах по изучению данного феномена преобладает эмпирико-описатель-ный характер.

Проблема выгорания впервые встречается в работах Б. Г.Ананьева и носит постановочный характер [1]. Он зафиксировал наличие этого феномена у людей, работающих в сфере профессий субъект-субъектного типа, без дальнейшего

эмпирического подтверждения наблюдаемого феномена.

Представителем концептуальной теории выгорания в отечественной психологии является В.В.Бойко. По его мнению, эмоциональное выгорание - это выработанный личностью защитный механизм в форме полного или частичного исключения эмоций в ответ на стрессовые ситуации в профессиональной среде [2].

По мнению В.Е.Орла, системогенез основных составляющих выгорания является гетерохрон-ным и неравномерным. Он считает, что причина гетерохронного и неравномерного характера подструктур выгорания лежит в изменении структуры личности в процессе выгорания, в котором личностные особенности играют важную роль. При развитии выгорания изменения, происходящие в структуре личности, ведут к ее невротиза-ции и повышенному уровню выгорания [4]. ЮГ -.Тихонова рассматривает специфику феномена психического выгорания в управленческой деятельности. Она выявляет факторы напряженности и повышенной стрессогенности профессиональной деятельности в современном обществе и выделяет три основных подхода к описанию выгорания: интерперсональный, индивидуальный и организационный, каждый из которых заслуживает серьезного внимания. Проведя анализ работ, посвященных теме выгорания руководителей, Ю.Г.Тихонова установила» что исследования в данной области касаются, в основном, изучения факторов окружающей среды в возникновении выгорания. Одновременно с этим Ю.Г.Тихонова указывает на недостаточное количество работ, касающихся личностных факторов и рассматривающих взаимодействие этих двух факторов. По ее мнению, необходимо исследовать феномен выгорания с точки зрения «общей адаптивной способности человека».[б] Т.В.Форманюк придерживается индивидуального подхода в описании психического выгорания. Исследуя проблему психического выгорания в профессии учителя, Т.В.Форманюк предлагает связывать исследование синдрома выгорания с исследованием наличия способностей к той или иной профессиональной деятельности [7].

По мнению В.Е.Орла, результативтный и процессуальный подходы объединяет «принцип единства результатирующей и процессуальной сторон любого психического явления», характерный для отечественной психологии. Этот принцип

единства рассматривает феномен выгорания с новых позиций, не соответствующих традиционным подходам, что требует применения нового подхода [4].

Проведенный анализ работ отечественных и зарубежных авторов, посвященных проблеме выгорания, позволяет сделать вывод о приоритетном исследовании факторов, обуславливающих выгорание. Выделяется две группы: индивидуальные и организационные факторы. К индивидуальным факторам относятся социально-демографические (возраст, пол, уровень образования, семейное положение, стаж работы), личностные особенности (выносливость, локус контроля, стиль поведения, самооценка, нейротизм, экстраверсия), профессиональная ориентация (ценностные ориентации, уровень притязаний) и когнитивные процессы (способности и интеллект). Вторую группу образуют организационные факторы. Сюда относятся условия работы (рабочие перегрузки, дефицит времени, продолжительность трудового дня), содержание труда (число клиентов, степень актуальности их проблем, степень близости с клиентом, степень причастности в принятии решения проблемы, независимость в своей работе) и социально-психологические (ролевой конфликт и ролевая амбивалентность, социальная поддержка, обратная связь)[4]. По мнению В.Е.Орла, группа организационных факторов занимает значительное место в области исследования феномена выгорания. Работы зарубежных авторов, таких как Ь.Веппеи, М.Ке1аЬег, МЖЯозб, К.ЬеиИ\уоо<1, Т.Мегшез, ОЛатгь ,Г.ЬеШ1\уоос1, А.МсОгаШ, О.Но^Моп, КЯеМ, Е.1.Ме1г, 5.Ме1ате4Р*АЛЬи, МЗоёейеШ^ В.ЗойегГеки, Ь.Е^а^, акцентируют внимание именно на данной группе факторов.

Исследуется уровень степени значимости условий труда в процессе возникновения феномена выгорания. Проведенные научные исследования подтверждают гипотезу о влиянии организационных факторов, таких как: дополнительные нагрузки и сверхурочная работа, ненормированный трудовой день.

Спорным остается вопрос о доминирующем влиянии факторов связанных с условиями работы или группы факторов связанных с проблемами клиентов.

На сегодняшний день в психологической и социальной литературе имеется небольшое количество исследований по проблемам организа-

ционной культуры (Р.Майерсон, Дж.Роджерс, В.А.Спивак, Барри М. Стоу, Т.О.Соломанидина, В.В.Сметана). Работы социальных психологов в этой области, в основном, посвящены рассмотрению факторов организационной культуры, хотя само понятие организационной культуры затрагивается недостаточно, не учитывается тот факт, что носителями организационной культуры являются люди, работающие в организации. Организационная культура - это система убеждений, норм поведения, установок и ценностей, которые разделяются сотрудниками социальной организации и определяют их организационное поведение. При этом речь идет об убеждениях и ценностях, которые в большей или в меньшей степени разделяются подавляющим большинством членов организации.

В данном контексте уместно говорить о важности проблемы психического выгорания личности. Перефразировав М.А.Булгакова, можно сказать, что организационная культура (как и разруха) начинается в головах людей. Если руководство компании стремится развивать и поддерживать организационную культуру, которая бы максимально соответствовала выработанной стратегии, то необходимо позаботиться о понимании того, что определяет сегодняшнее восприятие, мышление и мотивацию работников организации. Можно предположить, что организационная культура оказывает определенное влияние на возникновение и развитие синдрома психического выгорания личности. Исследования в данном направлении необходимо продолжать и развивать.

Анализ работ, посвященных рассмотрению влияния организационных факторов на развитие выгорания, выявляет значимость организационной культуры в формировании выгорания. При этом конкретные составляющие и механизмы разработаны недостаточно, что указывает на необходимость дальнейших исследований в данном направлении, которые могут значительно расширить научные знания в этой области, так как факторы рабочей среды свойственны не только профессиям субъект-субъектного типа, а также профессиям субъект-объектного типа.

Таким образом, при наличии многообразных и противоречивых концепций и подходов к трактовке и изучению данного феномена, точка в этих исследованиях еще не поставлена. Не существует единого мнения на дефиницию данного феномена, его симптомов и механизмов развития и

протекания, научные работы, в основном, носят аналитический и описательный характер. Исследования в этом направлении являются актуальными, их своевременность и необходимость продиктована насущными проблемами динамично развивающегося общества и российского бизнеса для успешной реализации национальных проектов и интеграции в мировую экономику.

Выводы

Приведенный в данной статье анализ работ, посвященных рассмотрению влияния организационных факторов на развитие выгорания, выявляет значимость организационной культуры в формировании выгорания. При этом конкретные составляющие и механизмы разработаны недостаточно, что указывает на необходимость дальнейших исследований в данном направлении, которые могут значительно расширить научные знания в этой области, так как факторы рабочей среды свойственны не только профессиям субьект-субъектного типа, а также профессиям субъект-объектного типа.

Таким образом, при наличии многообразных и противоречивых концепций и подходов к трактовке и изучению данного феномена, точка в этих исследованиях еще не поставлена. Не существует единого мнения на дефиницию данного феномена, его симптомов и механизмов развития и протекания, научные работы, в основном, носят аналитический и описательный характер. Исследования в этом направлении являются актуальными, их своевременность и необходимость продиктована насущными проблемами динамично развивающегося общества и российского бизнеса для успешной реализации национальных проектов и интеграции в мировую экономику.

Библиографический список

1. Ананьев Б.Г. Избранные психологические труды.-М.: Владос, 1995.

2. Бойко В.В. Энергия эмоций в общении: взгляд на себя и на других. - М.: Информац. из-дат. дом «Филин», 1996.-472 с.

3. МагураА. Управление персоналом, -2002. -№1.

4. Орел В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: «институт психологии РАН», 2005.-С. 12-77,118-164.

5. Ронгинская ТИ. Синдром психического выгорания в социальных профессиях // Психологи-

ческийжурнал.-2002.—№ З.-С. 85-95.

6. Тихонова ЮГ. Феномен «психического выгорания» и его специфика в управленческой деятельности // Проблемы общей и организационной психологии / Под ред. А.В. Карпова. -Ярославль, 1999.-С. 185-190.

7. Форманюк ТВ. Синдром «эмоционального сгорания» учителя // Вопросы психологии, 1994. -№ 6.-С. 54-67.

8. Burish А/. In search of theory: some ruminations on the nature and etiology of burn-out // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach, T. Marek, Washington: Taylor & Francis, 1993. -P. 75-93.

9. Chernis C. Professional burn-out in human

service organizations. New York: Praeger, 1980. -233 p.

10. Garden A.M. Depersonalization: A valid dimension of burn-out? // Human Relations, 1987. Vol.40(9).-P. 545-560.

11. Green D.E., WalkeyF.H., Taylor A. J. The three factors structure of the Maslach Burnout Inventory: A multicultural, multinational confirmatory study // Journal of Social Behavior and Personality, 1991. Vol. 6(3).-P. 453-472.

12. Maslach C., Leiter M.P. The Truth about Burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, C.A.: Jossey-Bass, 1997.-186 p.

13. Pines A.M., Aronson E. Burnout: from tedium to personal growth. N. Y.: Free Press, 1981. - 229 p.

И.Г. Колмакова

ПОЛИРОЛЕВОЕ ПОВЕДЕНИЕ КАК ФАКТОР УСПЕШНОГО ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ПЕДАГОГА В ПРОФЕССИИ

Преамбула. В статье рассматривается феномен полиролевого поведения учителя как предмет целостного психологического исследования, раскрывается сущность данного понятия, структура, психологические и организационно-методические условия развития

В современное время, когда Российская Федерация ориентируется на инновационный путь развития, воплощение в жизнь прогрессивных идей модернизации в области образования, несомненно, зависит от конкретного человека -учителя, от его профессионального и человеческого потенциала. В связи с этим, все выше поднимается планка требований, предъявляемых государством и обществом к личности и профессиональному развитию учителя. Современный педагог должен постоянно развиваться, иметь активную жизненную позицию, проявлять свободу и независимость суждений, с интересом воспринимать все новое в образовании, способствовать его конструктивным изменениям, чтобы оно соответствовало реалиям жизни в быстро меняющемся мире.

Учитель 21 века - это, безусловно, творчес-

кая личность, гибкая и мобильная, обладающая широким репертуаром эффективных педагогических ролей, из которых актуальными на сегодняшний день являются: Психотерапевт, Друг, Лидер, Творец, Вдохновитель, Новатор, Транслятор ценностей. Принимая во внимание то, что одним из приоритетов социальной политики государства является сохранение и укрепление здоровья участников образовательного процесса, для учителя сегодня важно сохранить собственное здоровье и здоровье школьников, владея здоровьесберегающими технологиями, стать проводником идей здорового образа жизни.

Необходимо также учитывать, что, решая задачи обучения и воспитания, учитель в качестве модели их решения демонстрирует собственную личность, одновременно являясь, своего рода, образцом поведения для своих учащихся. Он

©И.Г. Колмакова, 2008

143

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.