между тремя кластерами (с аутентичным, само-отчужденным и самоотстраненным образом Я) по фактору идентичности выявлены, однако их недостаточно, чтобы признать личностную идентичность важнейшей составляющей самоотчуж-дения. Кроме того, идентичность слабо коррелирует с переменными, составляющими ведущие кластеры. Возможно, что утрата личностной идентичности - это, скорее, не причина и не фактор самоотчуждения, а следствие его.
Таким образом, по итогам проведенного исследования, представляется возможным заключить следующее:
1. Стержневой составляющей самоотчужде-ния личности выступает смыслоутрата.
2. Взаимосвязь самоотчуждения и образа Я личности проявляется в двух различных вариантах:
а) самоотчужденного образа Я, для которого характерно осознанное негативное восприятие своих собственных качеств и переживание смыс-лоутраты;
б) самоотстраненного образа Я, которому
присуща бессознательная изоляция отдельных составляющих личности, угрожающих относительному психологическому благополучию.
Библиографический список
1. Кэмпбелл Дж. Мифы, в которых нам жить. -Киев: София; М.: ИД «Гелиос», 2002. - 256 с.
2. Нартова-Бочавер С. Человек суверенный: психологическое исследование субъекта в его бытии. - СПб.: Питер, 2008. - 400 с.
3. Осин Е.Н. Отчуждение как психологическое понятие // Третья Всероссийская научнопрактическая конференция по экзистенциальной психологии: материалы сообщений / под ред. Д.А. Леонтьева. - М.: Смысл, 2007. - С. 97-100.
4. Осин Е.Н. Смыслоутрата как переживание отчуждения: структура и диагностика: Дис. ... канд. псих. наук. - М., 2007. - 180 с.
5. СтолинВ.В. Самосознание личности. - М.: Изд-во МГУ 1983. - 288 с.
6. Янов А. Первичный крик. - М.: АСТ Москва, 2009. - 606 с.
УДК 15
Буянкина Марина Александровна
Владимирский государственный гуманитарный университет
КОМПОНЕНТЫ ПСИХИЧЕСКОГО ВЫГОРАНИЯ В ПРОФЕССИЯХ СУБЪЕКТ-ОБЪЕКТНОГО ТИПА
В настоящее время исследование синдрома психического выгорания направлено на его проявления в профессиях субъект-объектного типа, которое заключается в иной представленности уровней и компонентов психического выгорания по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа. В нашем исследовании установлено преобладание компонента «деперсонализация» по сравнению с другими компонентами выгорания, заключающееся в циничном отношении к профессиональным обязанностям.
Ключевые слова: взаимодействие личности и профессии, профессиональные деструкции, компоненты психического выгорания: эмоциональное истощение, деперсонализация, самооценка профессиональной эффективности, профессии субъект-объектного типа.
В условиях современного общества проблема взаимодействия личности и профессии приобретает особую актуальность. Это обусловлено интенсификацией профессиональной деятельности, требованиями точности, исполнительности, умением соответствовать быстро меняющимся условиям профессии, что приводит к повышению стрессогенной нагрузки и как результат к негативному влиянию профессии на личность. Наиболее распространенным вариантом последствий такой ситуации являются профессиональные деструкции, типич-
ным представителем которых является синдром психического выгорания.
Под психическим выгоранием понимается состояние физического, эмоционального и умственного истощения, первоначально установленного в профессиях субъект-субъектного типа, но затем выявленного и в профессиях субъект-объектного типа. К настоящему времени в психологической литературе имеется общая точка зрения на сущность психического выгорания и его структуру.
Синдром психического выгорания включает в себя три составляющих: эмоциональное истощение,
деперсонализацию и снижение самооценки профессиональной эффективности. Под эмоциональным истощением понимается чувство усталости, вызванное профессиональной деятельностью. Деперсонализация предполагает циничное отношение к труду и к объектам своего труда. Самооценка профессиональной эффективности представляет собой чувство профессиональной некомпетентности в сфере своей деятельности и осознание неуспеха в ней. Эти компоненты психического выгорания по-разному проявляются в профессиях субъект-субъектного и субъект-объектного типа.
Проблема субъект-объектных отношений и оценка их эффективности определяется тем, что субъект-объектные отношения и формирующая их деятельность имеют комплексный характер и протекают как под непосредственным влиянием со стороны среды, так и конкретного носителя знаний. На сегодня изучение данной проблемы характеризуется тем, что под структурной организацией субъект-объектных отношений понимается сложная система взаимообусловленных отношений сторон, которая направлена на получение определенного позитивного результата.
Исследованию причин возникновения выгорания в субъект-объектных типах профессиональной деятельности, как общепрофессионального феномена, посвящен ряд отечественных и зарубежных работ. Возникновение синдрома психического выгорания в профессиях субъект-объек-тного типа рассматривается в исследованиях С.П. Безносова, Е.М. Борисовой, Т.В. Большаковой, Н.С. Водопьяновой, А.В. Карпова, С.Л. Лень-кова, В.Е. Орла, А.А. Рукавишникова, а также в работах зарубежных авторов: Е. Brondolo, V Collins,
S.L. Dolan, D. Gould.
В отечественной литературе примерами изучения проявления выгорания в несоциальной сфере могут выступать работы по анализу феномена «излетанности» в летной деятельности, а также работников основного производства в металлургии [4].
Происхождение и возникновение феномена выгорания, отмечает Т.И. Ронгинская, объясняется определенными различиями в эмоционально-мотивационной сфере личности и организационными факторами. Проанализировав фазы развития синдрома выгорания, она пришла к выводу, что сильная зависимость от работы приводит к полному разочарованию и ощущению бесполезности своей деятельности [5].
Индивидуального подхода в описании психического выгорания придерживается Т.В. Форма-нюк. Она выделяет три фактора развития психического выгорания: личностный, ролевой и организационный [8].
Рассматривая специфику феномена психического выгорания в управленческой деятельности Ю.Г Тихонова, в качестве возможных источников выгорания, выделяет факторы напряженности и повышенной стрессогенности профессиональной деятельности, которые дополняются фактором самостоятельности и независимости работника и возможности принимать важные решения [6].
В исследованиях зарубежных авторов отмечается, что профессиональный стресс может способствовать развитию выгорания в таких областях «несоциальной сферы» как тяжелая и легкая промышленность, в частности отмечается наличие выгорания в профессиях инженерного труда, работников телефонных компаний и некоторых других [9; 10; 11].
Зарубежные авторы, в частности М. Лейтер и Р Харви установили, что различные характеристики организационной среды (кадровая политика, график работы, характер руководства, система вознаграждений, социально-психологический климат и т.п.) могут влиять на возникновение и развитие психического выгорания сотрудников [10].
Связь выгорания с административными, управленческими и коммуникативными особенностями организации установили Б. Перлман и Е. Хартман. На связь выгорания с организационным стрессом указывают К. Маслак, М.П. Лейтер, В.Б. Шауфелли, С. Чернисс, Р.Т. Голимбиевский [9; 10; 11].
Обобщая точки зрения зарубежных авторов можно утверждать, что психическое выгорание является результатом несоответствия между личностью и работой. Это привело к появлению новых подходов в понимании выгорания, где его предлагается рассматривать как социальное явление, как результат взаимодействия внешних и внутренних факторов.
Сравнительный анализ развития психического выгорания у представителей разных профессиональных групп показывает, что выгорание обуславливается не отдельным фактором, а целым его комплексом. Анализ влияния отдельных независимых факторов, позволяет утверждать, что это может быть отражением совокупного влияния профессии, ее социального статуса, престижа в обществе и других характеристик.
Поскольку феномен психического выгорания является общепрофессиональным, В.Е. Орел указывает на схожесть структуры психического выгорания в профессиях обоих типов, при этом он отмечает, что формирование структуры выгорания в профессиях субъект-объектного типа имеет свою специфику, в зависимости от содержания профессиональной деятельности, где основные компоненты выгорания ранжированы отлично от профессий субъект-субъектного типа. При этом компонент эмоционального истощения доминирует над деперсонализацией и редукцией профессиональных достижений. Специфика также заключается в меньшей степени выраженности и силе проявления данных компонентов по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа [2].
Исходя из вышесказанного можно утверждать, что в профессиях субъект-объектного типа, в отличие от профессий субъект-субъектного типа, возникновение синдрома психического выгорания связанно с индивидуализацией личности по отношению к профессиональной деятельности. В то время как в профессиях субъект-субъектного типа важную роль играют межличностные отношения сотрудников и коллективное принятие решений.
Имеющиеся на данный момент, исследования причин возникновения синдрома психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа посвящены в основном его возникновению в профессиях субъект-объектного типа узкой специализации и направленности. Проявление выгорания в профессиях субъект-объектного типа заклю-
чается в усталости, вызванной собственной работой, в потере человеком удовлетворения от своей профессиональной деятельности, в снижении мотивации в профессиональной сфере, эмоциональном, психическом и физическом истощении.
Таким образом, в профессиях субъект-объек-тного типа существует своя специфика проявления и протекания синдрома психического выгорания, проявляющаяся через его компоненты: психоэмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию профессиональных достижений.
Существующие научные данные уточнялись и расширялись путем эмпирического исследования среди сотрудников различных организаций центрального региона России, содержание профессиональной деятельности которых относится к профессиям субъект-объектного типа. При этом предполагалось, что психическое выгорание в профессиях субъект-объектного типа сохраняет ряд общих характеристик, но в тоже время имеется определенная специфика выгорания в профессиях этого типа, которая приводит к изменению степени выраженности компонентов психического выгорания.
В качестве инструмента измерения психического выгорания применялась методика «Maslach Burnout Inventory-General Survey» (MBI-GS) в адаптации В.Е. Орла и А.А. Рукавишникова [3]. Теоретическое обоснование методики опирается на трехкомпонентную модель выгорания, предложенную С. Maslach и S. Jackson, в которой выделяются: эмоциональное истощение, деперсо-
Уровни
"1II
"3"
"4"
средние
Компоненты
Условные обозначения:
ЭИ - эмоциональное истощение ДП - деперсонализация ПЭ - профессиональная эффективность Рис. 1. Компоненты психического выгорания в организациях
нализация, редукция профессиональных достижений. Совокупность этих компонентов обусловлена различным вкладом каждого из них в структуру синдрома психического выгорания, что позволяет обнаружить, чувства и переживания сотрудников, в процессе выполнения их профессиональной деятельности.
С целью выявления уровня значимости компонентов психического выгорания, было опрошено 278 сотрудников дорожно-строительных, энергетических и организаций технического сервиса.
Сравнительная оценка компонентов психического выгорания в исследуемых организациях приведена на рисунке 1.
Сравнительный анализ компонентов психического выгорания показывает, что три организации («1», «2», «4») имеют сходные уровни психического выгорания по всем компонентом, а в организации «3» два компонента (Эмоциональное истощение и Деперсонализация) находятся на более высоком уровне, что связано со спецификой профессиональной деятельности в сфере оказания услуг.
Расчет средних значений компонентов психического выгорания в исследуемой выборке, представлен на рисунке 2.
Анализ данных нашего исследования показывает что, в профессиях субъект-объектного типа, наиболее представлен компонент Деперсонализация. При этом средние значения находятся на низком уровне, что отражает нацеленность сотрудников на взаимодействие с окружающими людьми. Они имеют обширные рабочие контакты, чутко реагирует на оценки со стороны, их
мнение об окружающих людей отличается диф-ференцированностью и адекватностью. Они охотно принимают проблемы окружающих на себя, и стремятся помочь в их разрешении.
Компонент Эмоциональное Истощение находится на втором месте по степени интенсивности, что соответствует низкому уровню развития и говорит об отсутствии чувства усталости, эмоциональной пустоты и сниженного настроения. Сотрудники могут продуктивно работать длительное время, без утомления. Они энергичны и активны в контактах с окружающими людьми, ориентированы на решение профессиональных проблем и проблем коллег.
Наиболее низкие значения выявлены в компоненте Профессиональной Эффективности, что также свидетельствует о низком уровне выраженности данного компонента. Такие сотрудники включены в работу, заинтересованы в результатах своего труда и постоянном совершенствовании профессионального мастерства. Степень оценки успешности и профессиональной компетентности достаточно высокая, профессию и собственный вклад они оценивают положительно.
Но в то же время уровни выраженности всех компонентов выгорания отличаются от нормы.
Таким образом, психическое выгорание в профессиях субъект-объектного типа находится по всем компонентам на низком уровне, что свидетельствует о начальных этапах развития психического выгорания. При этом психическое выгорание максимально проявляется в Деперсонализации, периодическом появлении нежелания взаимодействовать с окружающими людьми. Та-
Уровни
25
20
15
10
5
0
20,8 21,1
10,4
эмоциональное деперсонализация профессиональная истощение эффективность
Компоненты
Рис. 2. Средние значения компонентов психического выгорания
кое взаимодействие вызывает чувство раздражения и сопровождается отсутствием интереса к этим людям.
Сходные реакции выявляются также и в компоненте Эмоционального Истощения, где время от времени обнаруживаются начальные признаки выгорания, такие как усталость, опустошенность, сниженное настроение.
В минимальной степени выгорание представлено в компоненте Профессиональная Эффективность, что говорит об интересе сотрудников к процессу и результатам своей деятельности и его высокой оценке.
Сравнение полученных нами результатов с имеющимися в психологической литературе данными, показывает, что в рамках данного исследования выявлена специфика психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа, которая заключается в меньшей степени выраженности и проявлении данных компонентов, по сравнению с профессиями субъект-субъектного типа.
Это положение соотносится с фактами установленными В.Е. Орлом, который указывает, что выгорание в профессиях «субъект-объектного» типа проявляется на иных уровнях и изменении общей иерархии компонентов выгорания [2].
В тоже время, уровни проявления компонентов психического выгорания отличаются от представленных В.Е. Орлом, утверждающим, что компонент Эмоционального Истощения доминируют над другими в структуре выгорания. По данным нашего исследования наиболее выражен компонент Деперсонализация. При этом уровень его значительно ниже, чем в профессиях субъект-субъектного типа. В тоже время компонент Эмоциональное Истощение занимает второе место по интенсивности, а наиболее низкие значения выявлены в компоненте Профессиональная Эффективность.
Несовпадение результатов нашего исследования с имеющимися в научной литературе данными, указывает на важность и все еще недостаточную разработанность проблемы психического выгорания в профессиях субъект-объектного типа, что подтверждает теоретическую и практическую значимость проделанного исследования и предполагает продолжение работы в этом направлении.
Библиографический список
1. Карпов А.В., Леньков С.Л. Структурно-функциональное строение профессиональной деятельности информационного характера: монография. - Тверь: Твер. гос. ун-т, 2006. - 448 с.
2. Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. - М.: Институт психологии РАН, 2005. - 330 с.
3. Орёл В.Е., Рукавишников А.А. Адаптация методики диагностики феномена психического выгорания // Общество, образование, человек. -Ярославль: ЯГПУ, 1999. - С. 164-166.
4. Пономаренко В.А. Воспитание духовной культуры летчика-профессионала // Труды общества расследователей авиационных происшествий. - М., 1996. - Вып.7. - С. 40-49.
5. Ронгинская Т. И. Синдром выгорания в социальных профессиях // Психологический журнал. - 2002. - Т. 23. - №>3. - С. 85-95.
6. Тернопол В.Я. Структурно-психологические закономерности субъектных детерминант профессиональной адаптации: Дис. ... канд. пси-хол. наук, 2001. - 223 с.
7. Тихонова Ю.Г. Феномен психического выгорания и его специфика в управленческой деятельности // Проблемы общей и организационной психологии / под ред. А.В. Карпова. - Ярославль: Яросл. гос. ун.-т, 1999. - С. 185-190.
8. Форманюк Т.В. Синдром «эмоционального сгорания» как показатель профессиональной дезадаптации учителя // Вопросы психологии. -1994. - №> 6. - С. 57-64.
9. Cherniss C. Role of professional self-efficacy in the etiology and amelioration of burnout // Professional burnout: Recent developments in the theory and research / Ed. W.B. Shaufeli, Cr. Maslach & T. Marek, Washington DC: Taylor & Francis, 1993. - P 135-149.
10. Maslach C., Leiter M.P. The Truth about Burnout: How organization cause personal stress and what to do about it. San Francisco, C.A.: Jossey-Bass, 1997. - 186 p.
11. Schaufeli W.B., van Dierendonck D. The construct validity of two burnout measures // Journal of Organizational Behavior. - 1993. -Vol. 14. - P. 631-647.