Решетнеескцие чтения. 2015
конкурентного преимущества и повышения эффективности любого бизнеса. Поэтому следует добавить показатель КР1, мотивирующий персонал на бережное отношение к оборудованию.
Критериями эффективности системы мотивации являются:
- четко поставленные, достижимые цели и задачи для каждого сотрудника компании;
- понятный механизм оценки деятельности и результатов сотрудников, привязанный к определенной периодичности в зависимости от должности;
- простота и прозрачность в расчетах системы мотивации.
Всем этим требованиям отвечает система вознаграждений на базе ключевых показателей эффективности (КР1) предприятия ракетно-космической отрасли.
Библиографические ссылки
1. Афанасьева Л. А. Методологические аспекты управления мотивацией и стимулированием трудовой деятельности компании // Основы экономики, управления и права. 2013. № 5. С. 62.
2. Захарченко В. Система мотивации на основе КР1 // Финансовый директор. 2006. № 2.
3. Клочков А. К. КР1 и мотивация персонала. Полный сборник практических инструментов. М. : Эксмо, 2010. С. 9-12.
4. Мягков Е. Как разработать, формализовать и внедрить систему KPI на предприятии // Финансист. 2008. № 11. С. 7.
5. Парментер Д. Ключевые показатели эффективности : учебник. М. : Олимп-Бизнес, 2008.
References
1. Afanasyev L. A. [Methodological aspects of motivation and stimulation of labor activity of the company] // Osnovy ekonomiki, upravleniya i prava. 2013. No. 5, р. 62 (In Russ.).
2. Zakharchenko V. [Motivation system KPI-based] // Finansovyy director. 2006. No. 2 (In Russ.).
3. Klochkov A. K. KPI i motivatsiya personala. Polnyy sbornik prakticheskikh instrumentov [KPI and motivation. The collection of complete practical tools]. Moscow : Ecsmo, 2010. рр. 9-12.
4. Miagkov E. [How to develop, formalize and implement KPI system at the enterprise] // Finansist. 2008. No. 11, p. 7 (In Russ.).
5. Parmenter D. Klyuchevye pokazateli effektivnosti: uchebnik [Key Performance Indicators: a tutorial]. Moscow : Olimp-Biznes, 2008. 83 p.
© Шабалина К. О., 2015
УДК 159.9.01
ПРОБЛЕМА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ СТАРШЕКЛАССНИКОВ
ПРИ ВЫБОРЕ ПРОФЕССИИ
Н. А. Шангина1, С. Н. Орлова1, Е. А. Шангина2
1 Сибирский государственный технологический университет Российская Федерация, 660049, г. Красноярск, просп. Мира, 82
2Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева Российская Федерация, 660037, г. Красноярск, просп. им. газ. «Красноярский рабочий», 31
E-mail: kati6230@ya.ru
Проблемы профессионального самоопределения и профессиональной ориентации приобрели в настоящее время особую актуальность.
Ключевые слова: профессиональное самоопределение, профессиональная ориентация.
ISSUE OF PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION OF HIGH SCHOOL STUDENTS
WHEN CHOOSING A PROFESSION
N. A. Shangina1, S. N. Orlova1, E. A. Shangina2
Siberian State Technological University 82, Mira Av., Krasnoyarsk, 660049, Russian Federation 2 Reshetnev Siberian State Aerospace University 31, Krasnoyarsky Rabochy Av., Krasnoyarsk, 660037, Russian Federation E-mail: kati6230@ya.ru
Problems ofprofessional self-determination and professional orientation currently acquire particular relevance. Keywords: professional identity, professional orientation.
Инновационные технологии управления и международная кооперация в аэрокосмическом производстве
На предприятиях космической отрасли ведется политика омоложения кадров, и существуют программы по целевому набору. Для выбора «лучших» кадров необходимо проводить необходимые мероприятия по выявлению кандидатов, соответствующих предъявляемым требованиям.
Самым важным, неотложным и трудным делом становится для старшеклассника выбор профессии. Он хорошо понимает, что содержание будущей жизни прежде всего зависит от того, сумеет ли он правильно выбрать профессию [2].
Профессиональное самоопределение - процесс, который охватывает весь период профессиональной деятельности личности: от возникновения профессиональных намерений до выхода из трудовой деятельности [1].
Динамика профессионального самоопределения состоит в изменении отношения к себе и изменении критериев этого отношения. Профессиональное самоопределения возникает как психологическое новообразование в юношеском возрасте. Выбор профессии есть замечательное сочетание трех параметров: «хочу», «могу» и «надо». И когда это происходит, то мы имеем то, что чаще всего называется призванием, созвучным потребностям окружающих, общества, государства. Удачно выбранная профессия повышает самоуважение и позитивное представление человека о себе [3; 4].
Исследование проблемы профессионального саморазвития в психологии традиционно представлено работами по профессиональному становлению, психологии профессионализма, профессиональной пригодности и адаптации, по изучению психологических составляющих самоопределения и воспитания. В отечественной психологической литературе существуют два подхода к пониманию самоопределения. В рамках первого подхода самоопределение понимается как естественный процесс, возникающий в старшем подростковом и младшем юношеском возрастах и выступающий как личностное новообразование старшего школьного возраста. В данном случае речь идет о личностном самоопределении (С. Л. Рубинштейн, К. А. Абульханова-Славская, Л. И. Божович, И. С. Кон, В. Ф. Сафин, П. А. Шавир, А. В. Мудрик).
К числу теорий, оказавших непосредственное и продуктивное влияние на развитие представлений о процессе профессионального самоопределения, можно отнести теорию потребностей А. Маслоу, теорию профессионального развития Д. Съюпера. Положения, касающиеся смыслообразующего и смыслореализую-щего значения выбора профессии и трудовой деятельности для человека, раскрыты в работах В. Франкла, теоретические положения в работах Ш. Фукуямы и др.
Рассмотрение вопроса о соотношении личностных характеристик и успешности в труде остаётся в центре внимания исследователей. Становление профессионала возможно лишь в результате единства развития как профессионализма, так и личностного развития. Изучение человека в течение его жизненного пути показывает, что образование и проявление в нём
качеств активного субъекта деятельности длятся до тех пор, пока эта деятельность продолжается [5].
Таким образом, для выбора кандидатов на выявление у них качеств (технический слад ума, склонность к технической деятельности), необходимых для работы в космической отрасли, необходимо проводить различные тестирования.
Целью исследования является исследование связи между типом мышления и успешностью обучения в вузе и дальнейшей работой по техническому направлению.
Объект исследования: юноши и девушки 11 класса школ Красноярского края, проходящие отбор на обучение по целевой программе, организованное предприятием космической отрасли.
Предмет исследования: профессиональное самоопределение старшеклассников.
Гипотеза исследования заключается в подтверждении того, что тип мышления связан с успешностью в обучении.
После проведения исследования должна подтвердиться заявленная гипотеза.
Библиографические ссылки
1. Бендюков М. А., Соломин И. Л. Что ты должен знать о выборе профессии и поиске работы. СПб. : Речь, 2010. 203 с.
2. Блонский И. Д. Возрастная и педагогическая психология. М., 1994. 262 с.
3. Божович Л. И. Проблемы формирования личности. М. : Воронеж, 1995.
4. Технология профессионального успеха : экспериментальный учебник для 10-11 классов естественнонаучного профиля / под ред. С. Н. Чистяковой [и др.]. М. : Просвещение, 2010. 506 с.
5. Быков О. В. Типичные варианты профессионального самоопределения у старшеклассников педагогических классов и их психофизиологические корреляты // Новые исследования в психологии и возрастной физиологии. 2000. Вып. № 1(3). С. 13-15.
References
1. Bendikov M. A., Solomin I. L. What you should know about career choices and job search. SPb. : Publishing house "Speech", 2010. 203 s.
2. Blonsky I. D. Age and pedagogical psychology. M., 1994. 262 s.
3. Bozhovich L. I. Problems of identity formation. M. : Voronezh, 1995.
4. Technology professional success: an Experimental textbook for 10-11 grades of natural Sciences / ed. by S. N. Chistyakova [et al.]. M. : Education, 2010. 506 s.
5. Bykov O. V. Typical variants of professional self-determination of senior pupils teaching classes and their psychophysiological correlates // New research in psychology and age physiology. Iss. 1(3), рp. 13-15.
© Шангина Н. А., Орлова С. Н., Шангина Е. А., 2015