Экономика и управление территориями
УДК 330.502
ПРОБЛЕМА ПРИЗНАНИЯ СЕРТИФИКАТОВ ГОСТ Р ИСО 14000 ЗА РУБЕЖОМ: ПРИЧИНЫ И РЕШЕНИЯ
Анжелика Геннадьевна Иванова
Сибирская государственная геодезическая академия, 630108, Россия, г. Новосибирск, ул. Плахотного, 10, аспирант кафедры экономики и менеджмента СГГА, тел. (383)343-29-33, e-mail: [email protected]
Рассматривается проблема признания сертификатов ГОСТ Р ИСО 14000 за рубежом, ее причины и возможные пути решения.
Ключевые слова: шотема экологического менеджмента (СЭМ), сертификация систем экологического менеджмента, ГОСТ Р ИСО 14000, ISO 14000.
THE PROBLEM GOST R ISO 14000 СERTIFICATES ACCEPTANCE ABROAD:
CAUSES AND SOLUTIONS
Angelika G. Ivanova
Siberian State Academy of Geodesy, 630108, Russia, Novosibirsk, 10 Plakhotnogo St., post-graduade student, the depertment of Economics and Management, tel. (383)343-2933, e-mail: [email protected]
The problem of GOST R ISO 14000 certificates acceptance abroad, its causes and ways of solving.
Key words: environmental management system (EMS), certification of environmental management systems, GOST R ISO 14000, ISO 14000.
Современный этап хозяйственного развития характеризуется повышенным вниманием к состоянию окружающей среды и усилением конкурентной борьбы на внутреннем и мировом рынках. В связи с этим становится актуальным создание систем экологического менеджмента на основе стандартов ISO (Международной организации по стандартизации) серии 14000. Разработка и внедрение систем экологического менеджмента на предприятиях способствует уменьшению их отрицательного влияния на экологию и увеличению их экономической эффективности.
Первый и главный стандарт ISO 14001 «Environmental management systems - Specification with guidance for use», который переводится как «Системы экологического менеджмента - Спецификации и руководство по применению» был выпущен в 1996 г. (пересмотрен в 2004 г.). Работа над стандартами данной серии была начата сразу после конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г., на которой экологический менеджмент был определен главным приоритетом промышленной деятельности.
После официальной публикации международного стандарта ISO 14001 многие зарубежные государства стали предъявлять требования сертификации
115
Экономика и управление территориями
систем экологического менеджмента, поэтому предприятиям, желающим экспортировать свою продукцию за рубеж, стало необходимым получить сертификат соответствия данному стандарту. Вследствие этого в мире широко развернулись работы по сертификации систем экологического менеджмента, во многих странах были созданы соответствующие национальные органы по аккредитации или расширена область аккредитации ранее существовавших органов.
В России международный стандарт ISO 14001 был переведен на русский язык и введен под названием ГОСТ Р ИСО 14001 в качестве национального постановлением Госстандарта России от 21.10.98 № 378 (пересмотрен в 2007 г.), а также со временем Госстандарт ввел в действие и остальные стандарты серии ISO 14000. ГОСТы Р ИСО 14000 были заявлены как аутентичные, т. е. подлинные тексты.
Но, к сожалению, перевод терминов, используемых в стандартах ISO 14000-1998, закрепленных в российских государственных стандартах, не являлся удачным, неверно передавал их смысл. Например, основное понятие «environmental management», которое в официальных переводах звучало как «управление окружающей средой», неточно ориентировало в отношении того, что именно является предметом управления. Более точным является термин «экологический менеджмент», который отражает тот факт, что предмет управления - это деятельность организации в той мере, в какой она взаимодействует с окружающей средой. Вариант перевода «управление охраной окружающей среды» приводит к узкой трактовке экологического менеджмента как «природоохранной» деятельности, которая направлена на мероприятия защиты окружающей среды, и, как следствие, к недостаточному использованию потенциала экологического менеджмента как средства снижения воздействия и рационального использования ресурсов [1]. В то время как «экологический менеджмент» представляет собой деятельность, нацеленную на улучшение не только экологических, но и экономических показателей. Вследствие этого складывалось недопонимание характера стандартов в области систем экологического менеджмента.
Недостатками перевода и неточной трактовки терминов, приведенных в ГОСТ Р ИСО 14000, воспользовались зарубежные государства. Появилась некоторая сложность признания за рубежом сертификатов, полученных в рамках отечественной системы сертификации [2]. Проблема углубилась, когда в 2004 г. ISO 14000 были пересмотрены и в них были изменены некоторые термины и определения, а в России продолжали действовать стандарты ГОСТ Р ИСО 14000-1998, переведенные с оригиналов ISO 14000-1996. Иностранные партнеры не хотели признавать сертификаты ГОСТ Р ИСО 14000-1998, аргументируя это тем, что данные сертификаты выданы в соответствии с устаревшими, не действующими нормами. В связи с этим в 2007 г. стандарты ГОСТ Р ИСО 14000 были пересмотрены, и был дан перевод терминов и определений, изложенных в исходных стандартах ISO 14000-2004. Некоторые термины, представленные в ГОСТ Р ИСО 14001-1998 и в ГОСТ Р ИСО
116
Экономика и управление территориями
14001-2007, в которых существуют явные различия, приведены в составленной таблице [3, 4].
Таблица
Некоторые термины ГОСТ Р ИСО 14001-1998 и ГОСТ Р ИСО 14001-2007
ГОСТ Р ИСО 14001-1998 ГОСТ Р ИСО 14001-2007
Окружающая среда - среда, в которой функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, человека и их взаимодействие Окружающая среда - окружение, в котором функционирует организация, включая воздух, воду, землю, природные ресурсы, флору, фауну, людей и их взаимодействие
Система управления окружающей средой - часть общей системы административного управления, которая включает в себя организационную структуру, планирование, ответственность, методы, процедуры, процессы и ресурсы, необходимые для разработки, внедрения, реализации, анализа и поддержания экологической политики Система экологического менеджмента - часть системы менеджмента организации, используемая для разработки и внедрения экологической политики и управления ее экологическими аспектами
Экологическая политика - заявление организации о своих намерениях и принципах, связанных с ее общей экологической эффективностью, которое служит основанием для действия и установления целевых и плановых экологических показателей Экологическая политика - официальное заявление высшего руководства организации об основных намерениях и направлениях деятельности в отношении экологической результативности
Последовательное улучшение - процесс усовершенствования системы управления окружающей средой с целью повышения общей экологической эффективности в соответствии с экологической политикой организации Постоянное улучшение - повторяющийся процесс совершенствования системы экологического менеджмента с целью улучшения общей экологической результативности в соответствии с экологической политикой
организации
Из данной таблицы видно, что термины и определения ГОСТ Р ИСО 14001-1998 и 14001-2007 действительно существенно отличаются. Перевод 2007 года является более приближенным к действующему сейчас в Европе стандарту ISO 14001-2004. Тем не менее, проблема признания за рубежом сер-
117
Экономика и управление территориями
тификатов ГОСТ Р ИСО 14000 осталась не решенной [2]. Зарубежные государства предъявляют требования о получении сертификатов именно по оригинальному стандарту ISO 14000, объясняя это тем, что при переводе с одного языка на другой ошибки неизбежны. С одной стороны, данный аргумент оправдан, так как трактовка исходных терминов основана на практическом опыте составителей, который не может охватить всего многообразия существующей и возможной практики в области экологического менеджмента. С другой стороны, составители стремились дать возможно более точный перевод терминов и определений и адекватно передали их смысл. Кроме того, иностранные государства оправдывают себя тем, что очень часто российские организации, предлагающие услуги сертификации систем экологического менеджмента (СЭМ), не имеют определенного опыта и не соблюдают международные требования к сертификации, выдавая сертификаты ИСО 14000 предприятиям, которые на самом деле полностью не разработали у себя СЭМ.
Существует еще множество стандартов ISO. Наиболее требуемыми зарубежными государствами являются, кроме сертификатов ISO 14000, сертификаты ISO 9000, которые представляют собой соответствие нормам и правилам, разработанным для внедрения систем менеджмента качества. И проблема признания за рубежом является актуальной не только для сертификатов соответствия стандартам ИСО серии 14000, но и для сертификатов соответствия другим стандартам ИСО.
Таким образом, зарубежные партнеры, используя различные уязвимости российской системы сертификации, ограждают свой внутренний рынок от ввоза иностранных товаров, снижают их конкурентоспособность по сравнению с товарами национального производства, т. е. проводят экономическую политику государства, направленную на поддержку своей национальной экономики, которая носит название протекционизм.
Проблему признания отечественных сертификатов за рубежом можно решить следующим образом:
- с помощью сотрудничества российских консалтинговых и аудиторских фирм с зарубежными партнерами, обладающими высокой репутацией на рынке. Данный подход на сегодняшний день является весьма распространенным, однако он не решает проблему полностью и ориентирован на кратковременный результат;
- чтобы организации могли получить сертификаты соответствия оригинальным стандартам ISO 14000, необходимо привлекать на российский рынок зарубежные органы по сертификации, что наносит существенный ущерб российской экономике. Эти органы оказывают сертификационные услуги за весьма высокую плату, которые, в ряде случаев, оказываются не вполне качественными;
- необходимо создать систему аккредитации органов по сертификации систем экологического менеджмента, которая смогла бы претендовать на при-
118
Экономика и управление территориями
знание ее зарубежными партнерами. Для создания такой системы необходима государственная поддержка.
Последний подход к решению проблемы является самым оптимальным, так как только государство способно решить проблему такого масштаба. Создать такую систему аккредитации можно путем участия государства в международных организациях по сертификации или заключением государственными органами соглашений с национальными органами по сертификации зарубежных государств.
Российское государство, понимая всю серьезность проблемы, никогда не спешило с ее решением. Проблема признания отечественных сертификатов соответствия стандартам ISO решилась бы при вступлении России в ВТО. Одно из главных преимуществ участников ВТО - доступ на мировые рынки товаров и услуг в режиме наибольшего благоприятствования. Однако структура российского экспорта весьма специфична. Основная экспортная статья - сырье, топливно-энергетические товары, и она не является предметом регулирования ВТО. При рассмотрении возможных плюсов и минусов от вступления России в ВТО, минусы более очевидны. После вступления в ВТО на российский рынок придут зарубежные организации. В результате этого возрастет конкуренция во всех отраслях экономики. Чтобы поддерживать свои позиции на рынке, предприятиям придется увеличить расходы в область маркетинга. В итоге рентабельность и конкурентоспособность отечественных организаций значительно снизится. С другой стороны, вступление в ВТО неизбежно, так как все больше стран вступает в ВТО, и рано или поздно страны, не вступившие в ВТО, столкнутся с серьезными проблемами и преградами в своей внешнеэкономической деятельности и в отношениях с остальными странами - членами ВТО. Россия планирует вступить в ВТО в ближайшее время, так как отсрочивание этого процесса не имеет смысла. Чем дальше Россия будет медлить со вступлением в ВТО, тем меньше стимулов переоборудовать производство, тем больше отставание.
Итак, проблема признания отечественных сертификатов ИСО, безусловно, существует, однако вызвана она не плохой российской системой сертификации, а использованием иностранными государствами методов протекционизма для защиты своей национальной экономики и для образования у России побуждающего фактора для вступления в ВТО. Развитые зарубежные государства заинтересованы вступлением России в ВТО, так как в результате этого для них откроются новые перспективные рынки.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Экологический менеджмент [Электронный ресурс] // Информационный сайт по системам экологического менеджмента. - М., 2003. - Режим доступа: http://www. 14000.ru/glossary/
2. Системы экологического менеджмента в Российской Федерации: от информирования заинтересованных сторон к внедрению и сертификации [Электронный ресурс] // Информационный сайт по системам экологического менеджмента. - М., 2010. - Режим доступа: http://www.14000.ru/artikles/progress.php/
119
Экономика и управление территориями
3. ГОСТ Р ИСО 14001-1998. Системы управления окружающей средой. Требования и руководство по применению. - М.: Научно-техническое управление Госстандарта России, 1998. - 16 с.
4. ГОСТ Р ИСО 14001-2007. Системы экологического менеджмента. Требования и руководство по применению. - М.: Федеральное агентство по техническому регулированию и метрологии, 2007. - 22 с.
Получено 10.06.2011
© А.Г. Иванова, 2011
120