Научная статья на тему 'Внедрение систем экологического менеджмента в малом предпринимательстве'

Внедрение систем экологического менеджмента в малом предпринимательстве Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
359
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ / ЭКОЛОГО-ОРИЕНТИРОВАННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / СИСТЕМЫ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА / ECO-MANAGEMENT / ECOLOGY-ORIENTED MANAGEMENT / ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Володин Роман Сергеевич

Рассматривается внедрение экологического менеджмента, нового этапа развития менеджмента организации, основная задача которого заключается в оптимальном сочетании эффективной деятельности предприятий с состоянием окружающей среды. Эколого-ориентированное управление на предприятиях возведено в России в ранг национальных приоритетов, но при этом существуют проблемы, мешающие его эффективному внедрению. Особо актуальными эти проблемы являются для малого предпринимательства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS IN SMALL BUSINESS

The implementation of the environmental management, a new stage of development of the enterprise management, is considered. The major task of the environmental management is the balance of effective enterprise activities and environmental conditions. The ecology-oriented management is brought to the level of the national priorities in Russia, however, there are some problems that interfere with its effective implementation. These problems are the most pressing challenge for small business.

Текст научной работы на тему «Внедрение систем экологического менеджмента в малом предпринимательстве»

УДК 502.3:334.012

ВНЕДРЕНИЕ СИСТЕМ ЭКОЛОГИЧЕСКОГО МЕНЕДЖМЕНТА В МАЛОМ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ Р.С. ВОЛОДИН

(Южный федеральный университет)

Рассматривается внедрение экологического менеджмента, нового этапа развития менеджмента организации, основная задача которого заключается в оптимальном сочетании эффективной деятельности предприятий с состоянием окружающей среды. Эколого-ориентированное управление на предприятиях возведено в России в ранг национальных приоритетов, но при этом существуют проблемы, мешающие его эффективному внедрению. Особо актуальными эти проблемы являются для малого предпринимательства.

Ключевые слова: экологический менеджмент, эколого-ориентированное управление, системы экологического менеджмента.

Введение. Экологическая ситуация, сложившаяся на сегодняшний день в мире, касается каждого. Отношение к экологическим проблемам как к проблемам отдельных регионов сменились совершенно новым видением, основанным на глобальном подходе к экологии.

Сегодня мы имеем полное право говорить об интернационализации экологических проблем и их глобальном характере. В 1987 г. в докладе «Наше общее будущее», представленном Всемирной комиссией ООН по окружающей среде и развитию под руководством Гру Харлем Брунтланда, была сформулирована концепция устойчивого развития общества, которая поставила перед обществом ключевой вопрос современности: вопрос о возможности достойного, разумного, неразрушительного и продолжительного сосуществования человечества и окружающей природной среды [1].

В данной концепции ключевая роль в обеспечении устойчивого развития отводится деловому сообществу. Именно деловое сообщество определяет способы эффективного использования ресурсов, делает выбор между возобновляемыми и невозобновляемыми ресурсами для удовлетворения потребностей человечества. Ответственность бизнеса в формировании устойчивого развития нашла отражение в опубликованной в 1991 г. Хартии «Бизнес и устойчивое развитие».

Одним из корпоративных приоритетов высшего порядка, согласно Хартии, является экологический менеджмент. Важность экологического менеджмента связана с тем, что именно он обеспечивает систематизацию подходов компаний к вопросам, связанным с состоянием окружающей среды, и включение экологически значимых целей в стратегию бизнеса как ее неотъемлемых компонентов. Сегодня можно однозначно утверждать, что экологический менеджмент - это новый этап развития менеджмента организации, который касается не просто эффективности отдельного предприятия, а указывает на глобальную ответственность бизнеса перед человечеством. Внедрение экологического менеджмента как переход к новым методам управления. Успех и конкурентоспособность современного предприятия напрямую зависит от возможности эффективного применения на нем систем экологического менеджмента. В связи с активным стремлением России вступить во Всемирную торговую организацию экологический менеджмент для российских предприятий стал особенно актуальным, в первую очередь, это касается предприятий малого бизнеса.

На сегодняшний день в России эффективному внедрению систем экологического менеджмента мешают следующие проблемы.

Отсутствие проработанной и действенной правовой базы, касающейся экологического менеджмента. Правовой базы, регулирующей отношения в системе экологического менеджмента, в

России нет. Существуют законодательные документы, касающиеся либо экологии, либо концепции устойчивого развития [1]:

- указы Президента РФ «О государственной стратегии РФ по охране окружающей среды и обеспечению устойчивого развития» от 04 февраля 1994 г. и «О концепции перехода РФ к устойчивому развитию» от 01 апреля 1996 г.;

- Экологическая доктрина России (2002 г.) и Стратегия устойчивого развития России (2002 г.);

- Национальная оценка прогресса Российской Федерации при переходе к устойчивому развитию (была представлена 26 августа 2002 г. на Саммите по устойчивому развитию в Йоханнесбурге);

- федеральный закон «Об охране окружающей среды» (в преамбулу введено понятие государственной политики в области охраны окружающей среды, «обеспечивающей сбалансированное решение социально-экономических задач, сохранение благоприятной окружающей среды, биологического разнообразия и природных ресурсов в целях удовлетворения потребностей нынешнего и будущих поколений»).

И только в Экологической доктрине России упоминается обучение деловых кругов «методам управления с учетом экологического фактора», но серьезного внимания развитию роли бизнеса в устойчивом развитии, а тем более системам экологического менеджмента, не уделяет ни один из документов.

Тем не менее, в России, как и во всем мире, существуют стандарты, регламентирующие деятельность бизнес-сообщества в рамках экологического менеджмента. Госстандартом РФ были приняты международные стандарты ISO серии 14000 (14001, 14004, 14010, 14011, 14012, 14050, а затем и многие другие), но пока рано говорить об их эффективном внедрении. Главная проблема состоит в неадаптированности стандартов к российским условиям. Причины этого явления заключаются в том, что, во-первых, активность Госстандарта в деятельности Технического комитета 207 Международной организации по стандартизации была чрезвычайно низка - в работе принимал участие только один специалист; его же силами были подготовлены переводы основных стандартов серии. С 2001 г. Россия вообще не участвует официально в работе ИСО/ТК 207. Естественно, в таких условиях лишь небольшая доля необходимой информации о стандартах ISO серии 14000 распространялась в России по каналам Госстандарта.

Во-вторых, в подготовленных переводах используются непроработанные термины, в официальных переводах наблюдаются ошибки. Переводы опубликованы без официального текста на оригинальном (английском) языке. Переводы ВНИИКИ также не облегчают ситуацию: так, название стандарта ISO 14001:1996, переведенное как «Системы мероприятий по охране и рациональному использованию окружающей среды. Технические условия и руководство по применению», позже переведено как «Системы экологического менеджмента (EMS) - спецификации и руководство по использованию».

Естественно, это не способствует восприятию новых подходов отечественными консультантами и специалистами предприятий.

Правовая база и стандарты в области экологического менеджмента в России сегодня сформулированы так, что разобраться в них самостоятельно руководителям бизнеса без привлечения специалистов практически невозможно. Эта проблема особенно остро стоит перед представителями малого бизнеса, у которых нет средств для привлечения консультантов. Именно поэтому для большинства предпринимателей закрыт доступ к современным методам управления и эффективному функционированию бизнеса.

Следовательно, правовая база экологического менеджмента находится в стадии формирования и на сегодняшний день является скорее проблемой, стоящей на пути внедрения систем экологического менеджмента, чем помощником. Чем быстрее данная база будет сформирована, причем с учетом российских условий, тем быстрее можно будет эффективно внедрить системы экологического менеджмента в России.

Отсутствие международно-признанной системы сертификации систем экологического менеджмента. Существенной проблемой стала проблема отсутствия международно-признанной системы сертификации систем экологического менеджмента в России.

Госстандартом России зарегистрировано более 10 систем сертификации, объектом которых являются системы экологического менеджмента (или системы управления окружающей средой, согласно ГОСТ Р ИСО 14001-98). Но Госстандарт не осуществляет контроль деятельности данных систем сертификации и их центральных органов, не налагает международно-признанных требований обеспечения качества сертификации СЭМ. Результатом является существование систем сертификации, в которых действует только один орган оценки соответствия, лишь формально отделенный от центрального органа системы, большинство российских систем сертификации не обеспечивает выполнения требований Руководства ИСО/МЭК 66 «Общие требования к органам, выполняющим оценку и сертификацию систем экологического менеджмента», не говоря уже о Руководящих указаниях Международного форума по аккредитации по применению Руководства ИСО/МЭК 66.

Это привело к тому, что отечественные органы сертификации выдают сертификаты, не признаваемые органами по сертификации других систем, в частности, зарубежными, и, соответственно, зарубежными потребителями. Отсутствие такого признания наносит существенный ущерб компаниям, которые обращаются к российским органам сертификации, а в итоге получают сертификат, не признанный на мировом рынке. Отсутствие авторитета у российских систем добровольной сертификации позволило зарубежным органам сертификации развернуть свою деятельность на российском рынке, что наносит ущерб экономике России. Стоимость услуг, оказываемых зарубежными органами сертификации, достаточно высока (по российским меркам), что практически исключает возможность получения сертификата международного образца представителями малого бизнеса.

Таким образом, создание системы аккредитации органов по сертификации систем менеджмента качества, которая смогла бы претендовать на признание ее зарубежными партнерами, все еще актуально.

Отсутствие равноценной системы/ поощрения и наказания предприятий, оказывающих влияние на состояние окружающей среды. Анализ действий правительства РФ в области наказания предприятий, оказывающих негативное влияние на состояние окружающей среды, за последние годы показал, что в России значительно увеличились экологические штрафы, что, по мнению правительства, должно вести к увеличению ответственности за негативное воздействие на окружающую среду. По заявлению министра природных ресурсов Юрия Трутнева, сделанному 30 апреля 2010 г. «Российской газете», ответственность за воздействие на окружающую среду растет, и в 2011 г. штрафы увеличатся в пять раз, а с 2016 г. - в 20 раз. Связано это с тем, что на сегодняшний день общие экологические платежи составляют около 16 млрд руб., а это всего сотые доли процента от прибыли предприятий. По мнению министра, эти меры создадут дополнительную систему мотивации для предприятий.

В то же время отмечается важность и поощрительных мер. Особое место в современной экологической политике России, которая находит поддержку президента Д.А. Медведева, занимает создание мотивации для модернизации предприятий, потому что главная цель России - не только улучшить экологию, но и модернизировать предприятия, чтобы переход на более современные технологии был для них выгоден. Сегодня таких мотивов в законодательстве не прописано. Реформирование экологического законодательства Минприроды планирует завершить только к 2016 г., если принять во внимание, что новому законодательству понадобится время для обкатки и отработки, то, по прогнозам, Россия только к 2020 г. перейдет к новой системе, которая будет содержать равноценную систему наказания и поощрения предприятий, оказывающих влияние на окружающую среду.

Иными словами, в России экологическая политика ведется только с позиции наказания, а инструменты поощрения находятся в стадии разработки. Что касается малого бизнеса, то практически все нововведения касаются крупных предприятий, как правило, производственного характера. Но предприятия малого бизнеса, которых в России гораздо больше, чем крупных предприятий, по оценкам экологов, оказывают на окружающую среду не меньшее влияние. Устранить проблемы, на решение которых сейчас направлены силы Правительства РФ, способны системы экологического менеджмента, которые не разделяют предприятия на крупные и малые, они универсальны для всех.

Консервативная политика государства, проводимая в сфере экологии. Ежегодно Правительством РФ выделяются значительные средства, направляемые на охрану окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов. Согласно данным Росстата [2], природоохранные инвестиции в Российской Федерации в 2008 г. составили 102,4 млрд руб., отмечается положительная динамика роста финансирования к уровню инвестиций предыдущих лет (рис. 1).

млрд руб.

Рис. 1. Природоохранные инвестиции в Российской Федерации

Эти средства тратятся на охрану и рациональное использование водных ресурсов, атмосферного воздуха земель и т. п. мероприятия, т. е. деньги тратятся на улучшение показателей «на конце трубы». Это хорошо, но в то же время нет пункта поддержки современных методов улучшения экологической обстановки. Не выделяются средства на помощь предпринимателям в формировании систем экологического менеджмента, обучении предпринимателей основам эколо-го-ориентированного управления и т. п.

С одной стороны, происходит ужесточение ответственности за нарушение экологических норм, с другой, статистика экологической преступности в РФ за последние годы [2] свидетельствует о ее постоянном росте (рис. 2).

Россия срочно нуждается в действенных методах борьбы с экологической преступностью. Тратятся огромные деньги на поддержание благоприятной экологической обстановки в стране, но в то же время несовершенная правовая база, коррупция, отсутствие современных методов эколо-го-ориентированного производства не позволяют кардинально изменить экологическую ситуацию в стране. В последнее время много говорят о необходимости внедрения современных способов управления, которые учитывают экологические аспекты. На практике проводится абсолютно консервативная экологическая политика, не учитывающая насущных проблем.

Количество

Рис. 2. Статистика экологической преступности

Отсутствие системы экологического образования. Система экологического менеджмента -это не просто набор правил и норм поведения. Экологический менеджмент - это новое осмысление жизни сегодня ради жизни завтра. Система образования играет здесь важную роль. Понятно, что кардинально изменить мышление современного поколения россиян практически невозможно, но уже сейчас должны закладываться основы экологического сознания у будущих поколений.

Практика показывает, что большие опережающие вложения в сферу образования, считающиеся вложением в будущее, являются гарантией успешных реформ и программ, т. е. предотвращения экологических катастроф.

По мнению кандидата биологических наук А. Гаджиева, сегодня для правильной организации образовательного процесса в этом направлении необходимо выделить задачи, стоящие перед средней и высшей школами [3]:

- передача последующим поколениям моральных и этических норм и традиций обращения с окружающей средой, принятых в данном обществе, т. е. воспитание экологического сознания, которое является основой экологического менеджмента, так как это сознание закладывается у ребенка с детства, и обучать этому надо в средней школе;

- подготовка руководителей с учетом экологического сознания. Грамотная подготовка специалистов этого уровня, которая должна вестись в средних специальных и высших учебных заведениях, значительно снизит вероятность необдуманных решений природоохранного толка;

- дополнительное образование в области охраны окружающей среды для специалистов различного профиля.

До сих пор не во всех школах, средних и высших учебных заведениях введен курс «Экология», а тем более «Экологический менеджмент» как отдельный предмет. По мнению специалистов, в большинстве вузов курс «Экологический менеджмент» является слегка обновленным курсом промышленной экологии. Экологическая необразованность значительно затрудняет внедрение экологического менеджмента на предприятия. Люди не готовы понять, зачем это нужно и как это работает.

Выводы. На сегодняшний день, согласно Общественному Регистру сертификации систем экологического менеджмента, в Российской Федерации сертификаты соответствия стандартам серии ISO 14000 имеют 330 компаний [4]. Большинство этих компаний - это филиалы зарубежных предприятий в России или крупные российские компании, активно работающие на мировом рынке. Регистр не содержит записи ни об одном представителе малого бизнеса. Данный показатель иллюстрирует тот факт, что в России существуют большие проблемы, мешающие внедрению систем экологического менеджмента на предприятиях, особенно на предприятиях малого бизнеса. От решения этих проблем во многом зависит будущее российского предпринимательства.

Чем быстрее Россия сможет адаптироваться к новым требованиям мирового делового сообщества, тем быстрее отечественные предприятия обретут конкурентоспособность на мировом рынке. В новых условиях для многих российских предприятий внедрение систем экологического менеджмента стало вопросом «жизни и смерти». Эффективное решение проблем внедрения систем экологического менеджмента на предприятия и переход России к новым экологоориентированным методам управления возможно только в одном случае - при эффективном взаимодействии и помощи государства и российского делового сообщества.

Библиографический список

1. Системы экологического менеджмента для практиков / Т.В. Островкова [и др.]; под ред. С.Ю. Дамана. - М.: Изд-во РХТУ им. Д.И. Менделеева, 2004. - 248 с.

2. Российский статистический ежегодник. 2009: стат. сб. / Росстат. - М., 2009. - 795 с.

3. Гаджиев А. Куда идет караван? Экологическая политика России и как к ней приспособиться / А. Гаджиев // Экология и жизнь. - 2010. - № 1. - С. 24-26.

4. Общественный Регистр сертификации систем экологического менеджмента [Электронный ресурс] // Информационный сайт по системам экологического менеджмента. - Режим доступа: www.14000.ru/register/.

5. Банчева А.А. Нарушаем? Нарушаем... Эффективен ли сегодня экологический менеджмент / А.А. Банчева // Экология и жизнь. - 2008. - № 8. - С. 17-19.

6. Бобошко В.И. Экологический менеджмент в деятельности малых предприятий / В.И. Бо-бошко // Менеджмент в России и за рубежом. - 2008. - № 5. - С. 131-135.

7. Савкин В. Экологический менеджмент: задачи и функции / В. Савкин // Проблемы теории и практики управления. - 2010. - № 2. - С. 95-100.

8. Денисенко В.С. О концепции перехода Российской Федерации к устойчивому развитию [Электронный ресурс] / В.С. Денисенко // Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование». - Режим доступа: www.humanities.edu.ru/db/msg/17045.

Материал поступил в редакцию 05.09.11.

References

1. Sistemy' e'kologicheskogo menedzhmenta dlya praktikov / T.V. Ostrovkova [i dr.]; pod red.

S.Yu. Damana. - M.: Izd-vo RXTU im. D.I. Mendeleeva, 2004. - 248 s. - In Russian.

2. Rossijskij statisticheskij ezhegodnik. 2009: stat. sb. / Rosstat. - M., 2009. - 795 s.

- In Russian.

3. Gadzhiev A. Kuda idyot karavan? E'kologicheskaya politika Rossii i kak k nej prisposobit'sya / A. Gadzhiev // E' kologiya i zhizn'. - 2010. - # 1. - S. 24-26. - In Russian.

4. Obshhestvenny'j Registr sertifikacii sistem e'kologicheskogo menedzhmenta [E'lektronny'j resurs] // Informacionny'j sajt po sistemam e'kologicheskogo menedzhmenta. - Rezhim dostupa: www.14000.ru/register/. - In Russian.

5. Bancheva A.A. Narushaem? Narushaem... E'ffektiven li segodnya e'kologicheskij menedz-hment / A.A. Bancheva // E' kologiya i zhizn'. - 2008. - # 8. - S. 17-19. - In Russian.

6. Boboshko V.I. E'kologicheskij menedzhment v deyatel'nosti maly'x predpriyatij / V.I. Boboshko // Menedzhment v Rossii i za rubezhom. - 2008. - # 5. - S. 131-135. - In Russian.

7. Savkin V. E' kologicheskij menedzhment: zadachi i funkcii / V. Savkin // Problemy' teorii i praktiki upravleniya. - 2010. - # 2. - S. 95-100. - In Russian.

8. Denisenko V.S. O koncepcii perexoda Rossijskoj Federacii k ustojchivomu razvitiyu [E'lektronny'j resurs] / V.S. Denisenko // Federal'ny'j portal «Social'no-gumanitarnoe i politologi-cheskoe obrazovanie». - Rezhim dostupa: www.humanities.edu.ru/db/msg/17045. - In Russian.

IMPLEMENTATION OF ENVIRONMENTAL MANAGEMENT SYSTEMS IN SMALL BUSINESS

R.S. VOLODIN

(Southern Federal University)

The implementation of the environmental management, a new stage of development of the enterprise management, is considered. The major task of the environmental management is the balance of effective enterprise activities and environmental conditions. The ecology-oriented management is brought to the level of the national priorities in Russia, however, there are some problems that interfere with its effective implementation. These problems are the most pressing challenge for small business.

Keywords: eco-management, ecology-oriented management, environmental management systems.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.