Научная статья на тему 'Проблема привлечения инвесторов для организаций инновационной инфраструктуры Ярославской области'

Проблема привлечения инвесторов для организаций инновационной инфраструктуры Ярославской области Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
174
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ИННОВАЦИОННАЯ ИНФРАСТРУКТУРА / ИНВЕСТИЦИИ / ИННОВАЦИОННАЯ СИСТЕМА / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / INNOVATIVE INFRASTRUCTURE / INVESTMENTS / THE INNOVATION SYSTEM / PUBLIC- PRIVATE PARTNERSHIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Райхлина Анна Владимировна

В данной статье автор формулирует результаты исследования проблем эффективности работы организаций инновационной инфраструктуры Ярославской области и предлагает одну из возможных моделей вовлечения бизнеса в систему инфраструктурной поддержки инноваций.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF RECRUITMENT OF INVESTORS IN INNOVATIVE INFRRASTRUCTURE OF YAROSLAVL REGION

In the article the author formulates the results of conducted research, which is devoted to the problem of efficiency of organization activity in the sphere of innovative infrastructure of Yaroslavl Region, and offers one of presumable models of business participation in the innovative infrastructure system.

Текст научной работы на тему «Проблема привлечения инвесторов для организаций инновационной инфраструктуры Ярославской области»

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ИНВЕСТОРОВ ДЛЯ ОРГАНИЗАЦИЙ ИННОВАЦИОННОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ ЯРОСЛАВСКОЙ ОБЛАСТИ

УДК 332.02.

Анна Владимировна Райхлина,

Преподаватель, аспирант 3 курса Ярославского филиала МЭСИ Эл. почта: Raihlina@vandex.ru

В данной статье автор формулирует результаты исследования проблем эффективности работы организаций инновационной инфраструктуры Ярославской области и предлагает одну из возможных моделей вовлечения бизнеса в систему инфраструктурной поддержки инноваций.

Ключевые слова: инновационная инфраструктура, инвестиции, инновационная система, государственно-частное партнерство.

Anna Raikhlina

Lecturer, post-graduate student Yaroslavl branch of Moscow State University of the Economics, Statistics and Informatics E-mail: Raihlina@vandex.ru

THE PROBLEM OF RECRUITMENT OF INVESTORS IN INNOVATIVE INFRRASTRUCTURE OF YAROSLAVL REGION

In the article the author formulates the results of conducted research, which is devoted to the problem of efficiency of organization activity in the sphere of innovative infrastructure of Yaroslavl Region, and offers one of presumable models of business participation in the innovative infrastructure system.

Keywords: innovative infrastructure, investments, the innovation system, public-private partnership.

1. Введение

За последнее время опубликовано большое количество исследований, посвященных развитию инновационной деятельности. Актуальность научной проблематики подчеркивает определяющая роль инновационного типа развития для российской экономики, закрепленная в ряде программных документов, а также пристальное внимание к сфере наукоемкого производства со стороны руководителей государства.

Ежегодно предпринимается все больше практических мер, направленных на развитие приоритетных отраслей экономики, поддержку высокотехнологичных проектов, становление сектора малых инновационных предприятий. Это выражается в увеличении объема бюджетных ассигнований, принятии программ, имеющих важное стратегическое значение, строительстве современных научных центров и многом другом.

Однако из мирового опыта известно, что только государственная поддержка не в состоянии обеспечить полноценное инновационное развитие экономики. Необходимо активное вовлечение частного капитала в процесс модернизации.

2. Инновационная инфраструктура Ярославской области и ее эффективность

Как показывает анализ практики привлечения инвестиций в Ярославской области, особую значимость при осуществлении капита-ловложений имеет инфраструктура региона и предприя-тий, представляющих интерес для инвесторов. Естественно, что транспорт-ные, телекоммуникационные, банковские и иные инф-раструктур-ные системы используются всеми хозяйствующими субъектами, в том числе и инновационными предприятиями. Тем не менее, для последних большое значение имеет наличие собственной, эффектив-ной, действующей обособленно, но одновременно и во взаимосвя-зи с другими секторами экономики, инфраструктуры инновационной деятельности.

Инновационная инфраструктура - это система взаимосвязанных и взаимо-до-полняющих организаций различной направленности и различных организа-цион-но-правовых форм, а также порядок их взаимодействия, которые обеспе-чивают эффективную реализацию инновационной деятельности на всех этапах инновационного процесса.

Как правило, финансирование создания организаций инновационной инфраструктуры (бизнес-инкубаторов, технологических центров) происходит за счет государства либо предприятия, на базе которого открываются подобные структуры (технопарки, исследовательские лаборатории, центры трансфера технологий, отделы коммерциализации разработок и т.д.).

Проведенное исследование инновационной инфраструктуры Ярославской области позволяет сделать вывод о том, что информационный вакуум в вопросах осуществления инновационной деятельности в регионе преодолен. Условия размещения на инвестиционных площадках, решение вопросов, связанных с лицензированием, патентованием новых продуктов популяризируется усилиями Администрации области, Ярославской Торгово-промышленной палаты, Центра научно-технической информации и других организаций.

В то же время, компоненты, которые образуют инновационную инфраструктуру, представлены в области неравномерно: наиболее развита информационная и консалтинговая составляющие. Недостаточное, на наш взгляд, внимание уделяется производственно-технологическим, финансовым и сбытовым вопросам. Практически отсутствует кадровое наполнение инновационного менеджмента. Слабыми остаются механиз-мы доведения научно-технологической разработки до уровня товара. В комплексе элементов инновационной инфраструктуры не представлен компонент, отвечающий за налаживание коммуникаций между вероятными участниками того или иного инновационного проекта (авторами идеи, органами государственной власти, предпринимателями).

Кроме того, по нашему мнению, необходимо создание РЯ-элемента инновационной инфраструктуры, отвечающего за полномасштабное проведение мероприятий по созданию узнаваемого и притягательного для внешнего окружения

имиджа Ярославской области как инновационного высокотехнологичного региона, созданию и РЯ-продвижению ярославских брендов.

Все эти недостатки, на наш взгляд, можно учесть, реализовав на территории области проект создания единого инновационно-инвестиционного центра (ИИЦ).

3. ИИЦ как интегрирующий элемент инновационной инфраструктуры региона

ИИЦ представлял бы собой торговый центр, где будут реализовываться товары и услуги исключительно отечественных и преимущественно ярославских производителей. По сути же, этот объект будет являться элементом инновационной инфраструктуры региона, аналогов которому на данный момент нет, и который ставит перед собой следующие цели:

1. Позиционирование Ярославской области как крупного производственного региона на основе широкой представленности региональных товаров и услуг в торговом зале ИИЦ, демонстрация экономической и инвестиционной привлекательности края.

2. Маркетинговое сопровождение товаров и услуг, производимых в Ярославской области.

3. Разработка и проведение РЯ-ме-роприятий с целью создания благоприятного имиджа территории.

4.Аккумулирование информации о технологических достижениях и инновационных разработках, создаваемых в регионе и их продвижение.

5. Налаживание партнерских отношений, инициирование создания в регионе бизнес-партнерств, научно-производственных и финансово-промышленных альянсов, необходимых для решения актуальных проблем модернизации экономики области.

6. Коммерче ская деятельно сть по реализации товаров и услуг исключительно отечественных и преимущественно ярославских производителей с усиленным вниманием к инновационным продуктам.

7. Инвестирование за счет определенной части получаемой прибыли, а также привлеченных внебюджетных средств инновационных проектов, имеющих приоритетное значение для региональной экономики.

8. Распространение достижений ярославских предприятий среди учащихся образовательных учреждений города и области, содействие профори-

ентации школьников.

Данные цели выступают одновременно основными направлениями деятельности ИИЦ как одного из наиболее значимых в перспективе объектов инновационной инфраструктуры Ярославской области.

На наш взгляд, строительство подобного объекта могло бы заинтересовать не только Администрацию региона, но и крупные предприятия, кредитные и финансовые учреждения, а также частных инвесторов. Поэтому разумно говорить о создании ИИЦ на принципах государственно-частного партнерства при совместном участии государственного и частного капиталов. Одним из вариантов могло бы стать создание ИИЦ в форме акционерного общества. Соотношение долей государства и частных инвесторов может быть различным. Однако еще раз хотелось бы подчеркнуть, что в случае реализации проекта согласно предложенной концепции ИИЦ будет являться коммерческим объектом только по форме. По сути же он станет одним из ведущих элементов инновационной инфраструктуры области. Поэтому подходы к его инвестированию должны быть несколько иными, значение ИИЦ с позиции потенциальной прибыльности для акционеров необходимо согласовывать с его значением для стратегического развития региона.

4. Актуальность инвестирования в ИИЦ

Вложение средств в создание ИИЦ имеет ряд существенных преимуществ для инвесторов.

1. Бизнесмены и предприниматели, которые выразят готовность принять участие в строительстве инновационно-инвестиционного центра, могут тем самым добиться значительного укрепления своей деловой репутации. Неслучайно, например, в Нижегородской области инновационных инвесторов называют «бизнес-ангелами». Поддержка курса модернизации региона, научных исследований, высокотехнологичных проектов станет весомым аргументом и в случае, если инвестор имеет политические цели. Кроме того, если предприятие-инвестор строительства ИИЦ будет его поставщиком, это создает преимущества по дополнительному маркетинговому сервису его продукции со стороны коммерческого отдела (расширенная выкладка, ежедневная информация по громкой связи и т.п.). Нами не исключатся возможность со-

здания при ИИЦ своеобразного клуба предпринимателей-инвесторов и поставщиков и придание этому форуму качества определенного престижа в кругах региональной бизнес-элиты. Таким образом, участие в создании ИИЦ может стать мероприятием по РЯ-про-движению как делового имиджа инвестора, так и предприятия, от лица которого он осуществляет инвестиции.

2. Инвесторы - акционеры ИИЦ должны информироваться обо всех инновационных проектах, поступающих на рассмотрение в Центр или замеченных специалистами Маркетингового агентства. Это предполагается осуществлять еще до проведения экспертизы и решения вопроса о финансировании той или иной разработки по следующим соображениям.

Во-первых, «бизнес-ангелы» сразу, до получения оценок специалистов, могут выразить свое профессиональное мнение о потенциале либо бесперспективности той или иной идеи. Обмен мнениями может способствовать увеличению количества возможных каналов применения разработки.

Во-вторых, в случае положительной оценки, инвесторы ИИЦ приобретают дополнительный объект для вложения средств, т.к. наряду с АНО «Центр поддержки инноваций», действующем при ИЦ, смогут осуществлять инвестирование заинтересовавшего их проекта. Таким образом, поддерживая деятельность ИИЦ по выявлению инноваций, инвесторы в перспективе могут получить новый источник дохода.

В-третьих, американскими экономистами отмечено, что большинство перспективных идей возникает при объединении технологий из разных ранее не связанных друг с другом областей. Классическим примером для них является изобретение электрической лампочки, все элементы которой были открыты в разных отраслях промышленности, но объединены в незаменимый сегодня продукт гением Т. Эдисона [5]. Нет оснований полагать, что инвесторы ИИЦ окажутся столь же прозорливы. Однако мы не можем отрицать, что существует вероятность обнаружить в рассматриваемых инновационных проектах рациональное зерно и таким образом оказаться на пороге нового открытия или технологического прорыва.

3. В последние годы в Ярославской области наметились положительные тенденции по созданию благоприятного инвестиционного климата и режима

№4, 2011

58

наибольшего благоприятствования по отношению к отечественным и зарубежным инвесторам. Правительство области активно привлекает инвесторов в регион, используя, в частности, налоговые льготы сроком на 5 лет с возможностью продления до 7 лет (на срок окупаемости инвестиционного проекта). Кроме того, предлагается полное освобождение от налога на имущество (ставка - 0%), снижение ставки налога на прибыль на 4,5 % (до 15,5 %), полное освобождение от транспортного налога (ставка - 0%), налоговые льготы по земельному налогу, возможно предоставление бюджетных субсидий на компенсацию затрат на инфраструктуру в рамках инвестиционного соглашения.

Администрация Ярославской области выражает готовность к дальнейшему сотрудничеству, рассчитывая на осуществление совместных проектов в будущем, и предлагает инвесторам решение проблем с оформлением земельных участков; выбор и резервирование инвестиционных площадок для размещения новых предприятий. Правительство региона планирует вести сопровождение инвестиционных проектов и по возможности участвовать в закупке их товаров, тем самым, создавая условия для более выгодных закупочных цен и увеличения объемов производства [4].

4. Специалисты, принимающие участие в оценке инновационного потенциала Ярославской области, указывают, что промышленность Ярославской области по времени создания ключевых предприятий, технологиям и номенклатуре продукции относится преимущественно к четвертому технологическому укладу [3]. С начала 90-х годов XX в. ее отраслевая структура не претерпела существенных изменений.

Исходя из теории «длинных волн» Кондратьева, между 2010-2015 гг. будет наблюдаться тенденция падения отраслей четвертого технологического уклада и роста шестого, включающего в себя отрасли микроэлектроники, информационных технологий, медицинских и биотехнологий [1].

Доступ к новым проектам открывает перед предприятиями Ярославской области - инвесторами ИИЦ новые возможности по их внедрению, созданию малых предприятий на базе имеющихся производств, использованию имеющегося опыта, технического и кадрового потенциала для создания новых или усовершенствованных продуктов и тех-

нологий. Таким образом, предприятия получают новый импульс к развитию, в процесс производства включается инновационная составляющая. При этом сохраняется традиционная технологическая схема и одновременно предприятия - «локомотивы» последовательно интегрируются в региональную систему модернизации экономики.

5. В современной экономической науке существует несколько точек зрения на направления дальнейшего развития инновационной инфраструктуры [2]. Одним из них называется формирование сетей элементов инфраструктурной поддержки. Эта же стратегия активно используется крупными торговыми корпорациями.

Нами не исключается возможность открытия филиалов ИИЦ и в других регионах России в случае благоприятного осуществления этого проекта на территории Ярославской области. Одновременно по мере увеличения количества малых предприятий, реализующих инновационные проекты при поддержке ИИЦ и осуществляющих свою деятельность в рамках единого объединения, может возникнуть новая форма интеграции или своеобразная инновационная корпорация. И у ее истоков будут стоять те, кто первыми выступят в роли инвесторов ИИЦ в Ярославле.

5. Заключение

Существующие на данный момент в Ярославской области организации инновационной инфраструктуры не являются коммерческими объектами и, соответственно, не представляют интереса как объекты инвестиций. Новые инфраструктурные элементы образуются в основном за счет государства как одного из основных субъектов, заинтересованных в инновационном прорыве. Это порождает многие недостатки и зачастую односторонность в развитии инновационной инфраструктуры.

В то же время инфраструктура инновационной деятельности как неотъемлемый компонент региональной инновационной системы призван осуществлять взаимодействие между всеми ее участниками (образованием, научно-исследовательским сектором, государственной инновационной политикой и бизнесом). Отсутствие средств на формирование полноценной инновационной инфраструктуры замедляет инновационное развитие страны. Поэтому нужны новые подходы к организации работы ее компонентов, усилению их роли в процессе стимулирова-

ния инновации.

Создание ИИЦ, на наш взгляд, может стать одним из решении проблемы привлечения инвесторов для организации инновационной инфраструктуры Ярославской области.

Литература

1. Кондратьев Н. Д. Большие циклы конъюнктуры и теория предвидения [Текст] / Н. Д. Кондратьев. - М.: Экономика, 2002. - 765 с.

2. Плетнев К.И., Кичиков О.В. Направления формирования в России инновационной инфраструктуры [Текст] / К. И. Плетнев, О.В. Кичиков // Инновации. - 2005. - № 9. - С. 58 - 63.

3. Шкрадюк И.Э. Оценка инновационного потенциала Ярославской области [Текст] / И.Э.Шкрадюк // Инновационное развитие Ярославскои области: состояние и потенциал / Под ред. БлиновоИ Т.С. - Ярославль: ЯрГХ 2006. - С. 38-51.

4. Экономический и инвестицион-ныи потенциал Ярославскои области: выступление И.С.Елфимова в рамках презентации Ярославской области в Министерстве иностранных дел в Москве 01.04.2010 // Информационный портал органов государственной власти Ярославской области «Ярославия» [ЭлектронныИ ресурс] : - Режим доступа: http://www.adm.yar.ru.

5. Hargadon A. How Breakthroughs Happen - Boston:Harvard Business School Press, 2006. - 292 p.

References

1. Kondratiev N.D. The Major Cycles of the Conjuncture and the Forecasting Theory - Moscow: Economics, 2002, p.765.

2. Pletnev K.I., Kichikov O.V. The Directions of the Innovation Infrastructure Forming // Innovations. - 2005, #9. - P.58-

63.

3. Shkraduke I.E. The Analysis of the Innovative Potential in Yaroslavl Oblast / / The Innovative Development of Yaroslavl Oblast - Yaroslavl, The Yaroslavl State University, 2006. - P. 38-51.

4. The Economic and Investment Climate of Yaroslavl Oblast: I.S.Elfimovs speech during the Yaroslavl Oblast Presentation in Ministry of Foreign Affairs 01.04.2010 // The Yaroslavl Region Government Portal "Yaroslavia". - http:// www.adm.yar.ru.

5. Hargadon A. How Breakthroughs Happen - Boston:Harvard Business School Press, 2006. - 292 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.