Научная статья на тему 'Проблема привлечения финансовых ресурсов в оборонно-промышленный комплекс'

Проблема привлечения финансовых ресурсов в оборонно-промышленный комплекс Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
223
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
оборонно-промышленный комплекс / источники финансирования / ЧАСТНЫЙ КАПИТАЛ / ИНВЕСТИЦИИ / государственно-частное партнерство / military-industrial establishment / Funding sources / private capital / Capital investment / private-public partnership
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article defines the investment process in the military-industrial establishment and organization forms of the funding sources, argues necessity of the private capital mobilizations in the defense industry on the basis of the private-public partnership. Authors analyze possible methods of the improving investment efficiency on the defense enterprise.

Текст научной работы на тему «Проблема привлечения финансовых ресурсов в оборонно-промышленный комплекс»

ИЗВЕСТИЯ

ПЕНЗЕНСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА имени В. Г. БЕЛИНСКОГО ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ № 24 2011

IZVESTIA

PENZENSKOGO GOSUDARSTVENNOGO PEDAGOGICHESKOGO UNIVERSITETA imeni V. G. BELINSKOGO PUBLIC SCIENCES № 24 2011

УДК 226.6

ПРОБЛЕМА ПРИВЛЕЧЕНИЯ ФИНАНСОВЫХ РЕСУРСОВ В ОБОРОННО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКС

© О. В. САВИНОВА, Д. А. МУХИНА Пензенский государственный педагогический университет им. В. Г.Белинского,

кафедра финансов и кредита e-mail: olgasavinova@inbox.ru

Савинова О. В., Мухина Д. А. - Проблема привлечения финансовых ресурсов в оборонно-промышленный комплекс // Известия ПГПУ им. В. Г. Белинского. 2011. № 24. С. 428-430. - В статье характеризуются особенности финансирования хозяйственной деятельности предприятий оборонно-промышленного комплекса, аргументируется необходимость привлечения частного капитала в оборонную промышленность в рамках системы государственно-частного партнерства. Анализируются пути повышения инвестиционной привлекательности субъектов хозяйствования, занятых в оборонной промышленности.

Ключевые слова: оборонно-промышленный комплекс, источники финансирования, частный капитал, инвестиции, государственно-частное партнерство.

Savinova O. V., Mukhina D. A. - Problem of the funding sources mobilization in the military-industrial establishment // Izv. Penz. gos. pedagog. univ. im.i V. G. Belinskogo. 2011. № 24. P. 428-430. - The article defines the investment process in the military-industrial establishment and organization forms of the funding sources, argues necessity of the private capital mobilizations in the defense industry on the basis of the private-public partnership. Authors analyze possible methods of the improving investment efficiency on the defense enterprise.

Keywords: military-industrial establishment, funding sources, private capital, capital investment, private-public partnership.

Оборонно-промышленный комплекс (ОПК) включает в себя органы государственного управления и власти, промышленные предприятия и научные организации, занимающиеся оборонными разработками и созданием вооружения и военной техники. Безусловно, оборонная промышленность является неотъемлемой составляющей экономики каждого государства и, в этом отношении, Российская Федерация не является исключением.

Современное состояние и тенденции развития отечественного оборонно-промышленного комплекса не только характеризует степень национальной безопасности и обороноспособности Российской Федерации, но и во многом определяет экономический потенциал страны.

На сегодняшний день основу отечественного ОПК составляют около 1400 предприятий и организаций, расположенных в 72 субъектах Российской Федерации. Все они включены в реестр ОПК. 48% из них являются федеральными государственными унитарными предприятиями (ФГУП), 24% - акционерными обществами (АО) без государственного участия, 11% -АО с блокирующим госпакетом акций, 7% - АО в полной госсобственности, 6% - АО с госпакетом акций

меньше блокирующего и 4% представляют собой АО с контрольным госпакетом акций (рис. 1).

Рисунок 1. Структура предприятий и организаций ОПК РФ по формам собственности по состоянию на 01.01.2009 [5].

России «досталось» 80 % советского военнопромышленного комплекса, в котором был накоплен наиболее существенный интеллектуальный и технологический потенциал и промышленный потенциал государства. Это обстоятельство определяет экспортные

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ НАУКИ ►►►►>

преимущества отечественной продукции военного назначения и, как результат, лидирующие позиции Российской Федерации на мировом рынке вооружений.

Действительно, согласно данным, представленным на рис. 2, на протяжении длительного периода наблюдается положительная динамика объема экспорта продукции предприятий ОПК РФ. Так, на конец 2009 года объем поставок вооружения иностранным партнерам достиг $8,5 млрд., что на 10% превышает аналогичный показатель 2008 года. А объем экспорта вооружений и военной техники за 2010 год по предварительной оценке Федеральной службы по военнотехническому сотрудничеству составляет $9,2 млрд.

Вместе с тем, многие эксперты высказывают предположение о том, что ОПК РФ достиг критического предела своего развития и дальнейшее наращивание объемов производства просто невозможно. В настоящее время фактически каждое второе оборонное предприятие в РФ является убыточным, финансовое положение многих предприятий определяется аналитиками как «предбанкротство» [7].

Несмотря на увеличение государственных расходов, в целом по отрасли наблюдается замедление темпов обновления основных производственных фондов, быстрое моральное и физическое старение производственного аппарата, что негативно сказывается на конкурентоспособности продукции. Так, износ основных производственных фондов по состоянию на 2009 год превысил 75%, а более трети изношено на 100%. Доля нового оборудования в возрасте до 5 лет составляет всего 4,6% [4].

Рисунок 2. Динамика объема экспорта вооружений и военной техники РФ за 2005-2010 гг. [3].

Таким образом, в целях качественного и своевременного исполнения контрактных обязательств предприятия оборонной промышленности должны быть подвергнуты кардинальной модернизации, что невозможно при отсутствии надежной ресурсной базы и ритмичного финансирования.

На сегодняшний день основными источниками финансирования субъектов хозяйствования, занятых в оборонной промышленности, являются собственные средства предприятий (около 80%), средства федерального бюджета в форме целевого бюджетного финансирования, предоставления госгарантий по креди-

там и т. д. (10%) [1]. При этом крайне незначительна доля средств частных инвесторов, что является следствием специфических особенностей отрасли (капиталоемкость, затратоемкость, материалоемкость и т. д.).

Следует отметить очевидную недостаточность собственных средств предприятий оборонной промышленности с точки зрения финансирования НИОКР, внедрение нового оборудования и производственных технологий. Что касается государственных инвестиций, в последние годы одновременно с планомерным увеличением объема совокупных расходов бюджета на оборонную промышленность наблюдается резкое снижение объемов финансирования оборонных фундаментальных и поисковых исследований (ФПИ) [8]. В соответствии с данными, представленными на рис. 3, доля ФПИ в интересах обороны и безопасности страны снизилась за рассматриваемый период более чем в 10 раз и составила в 2009 г. всего 0,4% в общем объеме средств, выделяемых на оборонную промышленность РФ, а в 2010 г. практически равна нулю.

4,00%

3,50%

3,00%

2,50%

2,00%

1,50%

1,00%

0,50%

0,00%

—I М ^ ^ Т) О Ь- СО Сі О -I Г) ^ Ю Ь СО Оі О

0\С\С^СЛСчО\С\СЛСЛОООООООООО —*

0\0\с*0>с*0\0\с*сл00000000000 —I —I —I —I —I —I —I —I —I сч П СЧ П П П с-1 П П с-1

Рисунок 3. Финансирование фундаментальных и поисковых исследований (% от совокупных расходов государственного бюджета на ОПК) [8].

При этом в развитых странах роль фундаментальных, прогнозных и поисковых исследований в вопросах создания перспективных вооружений, повышения обороноспособности и безопасности постоянно возрастает. Например, в США эта задача успешно решается при экономической поддержке государства рядом специализированных структур, центром которой является Агентство по перспективным оборонным исследованиям и разработкам (DARPA), годовой бюджет которого непрерывно растет (рис. 4).

В сложившееся ситуации тем более очевидно недостаточное участие в финансировании деятельности предприятий ОПК РФ частного капитала.

Отрасли оборонной промышленности не являются привлекательными для частных инвесторов в силу следующих причин:

1) нерентабельность прямых частных инвестиций в предприятия ОПК (колоссальные избыточные мощности, износ основных производственных фондов, высокая капитало- и материалоемкость производства);

ИЗВЕСТИЯ ПГПУ им. В. Г. Белинского ♦ Общественные науки ♦ № 24 2011 г.

2) проблемы секретности и реструктуризации на уровне отдельных предприятий оборонной промышленности;

3) слабая диверсификация хозяйственной деятельности предприятий, зависимость от конъюнктуры на мировых рынках продукции военного назначения;

4) низкая эффективность государства, как собственника предприятия (для АО с блокирующим или контрольным госпакетом акций).

Рисунок 4. Динамика объемов финансирования НИОКР по заказу DARPA [8].

На сегодняшний день эксперты предлагают комплекс мероприятий по привлечению частных инвестиций в ОПК РФ:

• Привлечение средств на фондовом рынке. Общеизвестно, что при помощи рыночных инструментов АО имеет возможность аккумуляции значительных финансовых ресурсов. Однако требование о раскрытии существенной информации ставит предприятия оборонной промышленности в затруднительное положение, так как приводит к конфликту с задачей обеспечения сохранности государственной тайны. Таким образом, с одной стороны предприятия ОПК не могут рассчитывать на полноценное финансирование со стороны государства, с другой, - не может привлекать капитал вследствие особенностей режима функционирования. Предприятия оборонной промышленности должны иметь возможность выделять гражданские производства в отдельные юридические лица, которые не будут связаны ограничениями по раскрытию информации, а, следовательно, будут способны привлекать капитал для развития бизнеса [2].

• Решение проблемы диверсификации. Диверсифицировать необходимо не только выпуск продукции, а владение акциями. То есть, укрепить практику владения управляющими компаниями оборонного сектора инвестиционно привлекательными необоронными активами. Это сделает акции оборонных компаний более привлекательными, повысит капитализацию оборонных компаний и позволит привлечь инвестиционные ресурсы с фондового рынка.

• Развитие и регулирование системы государственно-частного партнерства (ГЧП) в рамках ОПК. ГЧП основывается с целью обеспечить финансирование, планирование, исполнение и эксплуатацию объектов,

производств и предоставления услуг государственного сектора. В общем виде это явление можно охарактеризовать как любые официальные отношения или договоренности на фиксированный или неограниченный период времени между представителями государства и частного бизнеса. В данной системе финансовых отношений партнеры взаимодействуют в процессе принятия управленческих решений и объединяют собственные ограниченные ресурсы, такие как деньги, персонал, оборудование и информацию для достижения конкретных целей в определенной области. [6]

Преодоление одного из принципиальных препятствий становления эффективной системы ГЧП в оборонной промышленности на настоящий момент -инертности государства, недостатка реальных предложений в части инвестиционного сотрудничества для частного капитала - позволит сформировать целостную концепцию эффективного ГЧП со следующим алгоритмом инвестиционного процесса:

1) разработка проекта, в рамках которого частный сектор планирует, сооружает и частично управляет объектом инвестиций в соответствии с заданиями государства;

2) финансирование инвестиций государством, в том числе в форме платы за использование инфраструктуры;

3) заключение долгосрочного договора инвестиционного сотрудничества;

4) переход объекта инвестиций по истечении срока договора в частную или государственную собственность.

В заключении также необходимо отметить, что, несмотря на сокращение избыточной части госсектора и планомерное избавление от системы правохозяйственного ведения, в ОПК предусматривается сохранение значительного присутствия государства. Следовательно, в целях модернизации предприятий оборонно-промышленного комплекса необходимо не только обеспечение надежной ресурсной базы и привлечение новых источников финансирования, но повышение эффективности государства как финансового менеджера.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Ерыгин Ю.В., Саакян А.М. Оборонно-промышленный комплекс России: тенденции развития // ЭКО. 2010. № 8.

2. Идрисов А. От разрозненных элементов к полноценной корпорации // Про-Инвест Консалтинг, 2009.

3. Коновалов И. Предел допустимой оборонки // Ком-мерсантЪ-Власть. 2010. №7 (860).

4. Коновалов И. Ушли в глухую оборонку // Огонек. 2009. № 26.

5. Соколов А.В. Российский ВПК: хаос во взаимодействии с государством // ЭКО. 2010. № 8.

6. Темницкая О. Государственное частое партнерство // Юридический мир. 2010. № 8.

7. Урусова А. Особенности финансирования предприятий ОПК России // Оборонный заказ. 2010. № 26.

8. Фортов В.Е., Каляев И.А. Сохранить фундамент оборонной науки // Национальная оборона. 2010. № 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.