Научная статья на тему 'Проблема «Преодоления» философии в постсовременной культуре'

Проблема «Преодоления» философии в постсовременной культуре Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
356
80
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЛОСОФИЯ / ПРЕОДОЛЕНИЕ ФИЛОСОФИИ / МЕТАФИЗИКА / ПОСТСОВРЕМЕННАЯ КУЛЬТУРА / ПОСТМОДЕРНИЗМ / РАЦИОНАЛИЗМ / ОБЪЕКТИВИЗМ / ТЕХНИКА / TECHNIQUE (MECHANISM) / PHILOSOPHY / PHILOSOPHY OVERCOMING / METAPHYSICS / POST-MODERN CULTURE / POSTMODERNISM / RATIONALISM / OBJECTIVISM

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Ветюгова Юлия Сергеевна

Постсовременная культура создала новые условия для философии, что привело к переоценке ее места и роли в современном обществе. Данные условия связаны с таким масштабным культурным явлением как постмодернизм, со стремлением к воплощению демократических и прагматических принципов, с технизацией и технологизацией мышления. Это привело к осознанию нецелесообразности философии с постмодернистской и антипостмодернистской позиции, а также к последующему постепенному вытеснению ее из проблемного поля понимания человеческого бытия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEM OF PHILOSOPHY OVERCOMING IN THE POST-MODERN CULTURE

The post-modern culture created new conditions for philosophy, which led to revaluation of its place and role in the contemporary society. These conditions are associated with such a large-scale cultural phenomenon, as postmodernism, with its aspiration to embodiment of the democratic and pragmatic principles, with technicalization and thinking technification. These processes resulted in recognition of the philosophy as an inexpedient subject from the postmodernist and the anti-postmodernist perspectives, as well as its consequent gradual exclusion from the subject matter of the human being comprehension.

Текст научной работы на тему «Проблема «Преодоления» философии в постсовременной культуре»

УДК 130.2

Ветюгова Юлия Сергеевна

Vetyugova YuIia Sergeyevna

ПРОБЛЕМА

«ПРЕОДОЛЕНИЯ» ФИЛОСОФИИ В ПОСТСОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ

PROBLEM OF PHILOSOPHY OVERCOMING IN THE POST-MODERN CULTURE

Аннотация:

Summary:

Постсовременная культура создала новые условия для философии, что привело к переоценке ее места и роли в современном обществе. Данные условия связаны с таким масштабным культурным явлением как постмодернизм, со стремлением к воплощению демократических и прагматических принципов, с технизацией и технологизацией мышления. Это привело к осознанию нецелесообразности философии с постмодернистской и ан-типостмодернистской позиции, а также к последующему постепенному вытеснению ее из проблемного поля понимания человеческого бытия.

The post-modern culture created new conditions for philosophy, which led to revaluation of its place and role in the contemporary society. These conditions are associated with such a large-scale cultural phenomenon, as postmodernism, with its aspiration to embodiment of the democratic and pragmatic principles, with technicalization and thinking technification. These processes resulted in recognition of the philosophy as an inexpedient subject from the postmodernist and the anti-postmodernist perspectives, as well as its consequent gradual exclusion from the subject matter of the human being comprehension.

Ключевые слова:

философия, преодоление философии, метафизика, постсовременная культура, постмодернизм, рационализм, объективизм, техника.

philosophy, philosophy overcoming, metaphysics, post-modern culture, postmodernism, rationalism, objectivism, technique (mechanism).

Keywords:

Вопрос о «преодолении» философии ставится самой же философией с момента ее зарождения. Постсовременная культура так же поставила вопрос о целесообразности существования философии. Под термином «постсовременная культура» в данном контексте понимается культурное образование второй половины XX - начала XXI в., главными характеристиками которого являются глобальный полицентризм, интерпретативное и алогичное мышление, тотальный конформизм, фетишизм предметов потребления, гиперкритицизм и т.д.

О существовании и развитии философии в постсовременной научной литературе существует несколько мнений. Одни философы говорят о кризисе постсовременной философии, к которому ее привели техника и постмодернизм. Другие тоже связывают современную философию с кризисом и постмодернизмом, но в контексте смерти философии как таковой, исходя из утверждения об отрицании постмодернизмом самой философии. Существует и третье мнение, которое не связывает философию ни с ее кризисом, ни со смертью, исходя из того, что философия никогда не развивалась так стремительно и никогда не была столь популярна как теперь.

М. Хайдеггер, один из величайших философов постсовременности, говорит о преодолении метафизики, что в его размышлениях логически приводит и к смерти философии. Таким образом, философия и метафизика взаимосвязаны. Каждый человек сталкивается со сверхсу-щим, то есть выходит за пределы бытия. Это происходит в моменты трансцендирования, сталкивания с Ничем и является частью природы человека. Из сказанного выше М. Хайдеггер делает вывод о том, что каждый человек философствует, так как каждый экзистирует, то есть выходит в своем бытии за сущее. Таким образом, философия «есть приведение в движение метафизики, в которой философия приходит к самой себе и к своим настоящим задачам» [1, с. 26].

Как возможно преодоление метафизики, если она является частью человеческой природы? Этот процесс происходит благодаря забыванию Бытия. Преодоление метафизики происходит в двух направлениях. Первое направление - это крушение метафизического мира, или мира, в котором могла существовать метафизика. Второе направление - это опустошение земли, которое поддерживается метафизикой. Современный человек не может постичь истины бытия. Он стал «трудящимся животным», он видит лишь свои достижения, но не видит самого себя. Поэтому философия для него завершена. Изменения современного человека проявляются прежде всего в забвении бытия и господстве воли к власти, которая перерастает в стремление к воле. Основная форма проявления этого господства - «техника». М. Хайдеггер понимает ее не только как материальный компонент, но и как опредмеченную природу, устроенную культуру, подстроенную политику, надстроенные идеалы. Философия здесь мыслится как человеческая природа, а культура скорее как что-то вторичное относительно человека. Преодоление метафизики и завершение философии возможно в условиях господства техники. Подобное пред-

ставление свело бытие лишь к бытию, а человека к человеческому материалу, из-за чего утратило существо истины и еще раз создало условия для смерти философии. После смерти философии остается лишь метафизика, чей конец длится долго.

В таких условиях духовность ощущает некую бытийную брошенность, и культура в таком случае становится единственным способом, которым пристрастившийся к себе самому человек еще может спасти свою субъективность, взвинтив ее до сверхчеловечества. Но сверхчеловек таит в себе опасность недочеловека, так как в нем просыпаются животные инстинкты, а именно чутье, то есть способность интеллекта к абсолютно полному просчету всего.

Проблему «смерти» философии можно найти еще у ряда современных философов, например, у такого философа как Ж.-Ф. Лиотар. В своих размышлениях философ указывает на трагедии XX в., например, такие как Освенцим. Философия в его представлении не может осмыслить эти явления, она бессильна перед ними: «Мысль остается изувеченной перед своей собственной катастрофой» [2, с. 70]. Философия столкнулась с Ничем, с полным отсутствием чего-либо, здесь нет ни культуры, ни бескультурья, поэтому помыслить что-либо философии уже не представляется возможным. От философии остались лишь фрагменты письма, которое еще может свидетельствовать, но не о философии, а о трагедиях Второй мировой войны.

Еще одной причиной «смерти» философии можно назвать постмодернизм. Постмодернистскую философию называют кризисом философии вообще и связывают этот кризис с кризисом постмодернистской культуры. Например, постмодернизм называет смертью для философии наш отечественный философ И.А. Гобозов. Он говорит о том, что постмодернистская философия родилась из кризиса духовной культуры западного общества. Первым и самым главным проявлением упадка, философ считает «деинтеллектуализацию». Она проявляется, во-первых, в том, что мораль и нормы заменяет полезность, во-вторых, в «социальном идиотизме», то есть в ситуации, когда общество не может адекватно отвечать на окружающую действительность. Философия постмодернизма и есть своеобразный проект дегуманизиции, пронизанный отрицанием рационализма: «Постмодернизм - это атака на классический рационализм и на способность Разума познать объективную действительность» [3, с. 100]. Становление проблемы философ видит в студенческих волнениях во Франции в 1968 г., когда нынешняя интеллигенция провозгласила практическую нецелесообразность философии. Таким образом, модерн, расцвет философской мысли, перестали брать в расчет. При всем этом, постмодернистская философия не несет в себе никакой мысли, однако во всех современных проблемах обвиняет классический рационализм.

Постсовременный российский исследователь постмодернизма С.М. Малкина говорит о том, что смерть философии началась, прежде всего, со смерти субъекта и если к смерти философии еще нет однозначного отношения в среде постмодернистов, то к смерти субъекта такое «общее» отношение уже возникло. Смерть субъекта означает перестройку всей философии. Кроме этого, С.М. Малкова отмечает, что кризис философии связан так же с изменением отношения к знанию, а именно с недоверием к метанарративам, которое привело современного субъекта культуры к смятению при создании настоящего и невозможности планирования будущего.

Ж. Деррида, например, не считает, что философию можно «отменить» окончательно. Современная философия наполнена призраками. Одним из таких призраков можно назвать К. Маркса, чей образ размыт и неясен. Философия в настоящее время тоже не имеет четкого очертания. Этот призрак находится между настоящим, прошлым и будущим, поэтому его образ не является четким. Но в этом призраке всегда содержится потенциал для философии будущей. Постановка вопроса о смерти философии обрекает отвечающего на философствование, потому этот вопрос неразрешим: «Ни одна философия не смогла бы их (греческий логос и исторический мировой процесс) поколебать, не начав с того, чтобы им подчиниться, или не кончив саморазрушением в качестве философского языка» [4, с. 103].

В постсовременной философской мысли можно выделить еще одно направление относительно вопроса смерти философии в культуре, которое принадлежит французскому философу М. Онфре. Мыслитель считает, что сегодня нельзя говорить ни о смерти, ни о жизни философии: «несмотря на свою собственную предполагаемую смерть, никогда еще философия не чувствовала себя настолько хорошо. И в то же время, никогда ей не было настолько плохо» [5]. Подобное положение философии связано с современным господством массовой культуры, частью которой она стала. Это падение философии. Она стала частью рынка, а значит, и частью системы «спрос-предложение».

Подводя итоги, проблему преодоления философии в культуре можно свести к следующим следствиям. Во-первых, философия, возможно, умерла вслед за метафизикой в силу современного господства не философских идей, а техники во всех сферах деятельности человека, в том числе и культуре. Произошло это вследствие «забывания Бытия», в котором уже невозможно помыслить метафизику. Человек в данном случае превратился в сверхчеловека, что

подразумевает под собой не только его мнимую божественность, но и дикость. Во-вторых, философия умерла с приходом постмодернистского стиля мышления, в котором отсутствует логика и какая-либо четкая доказательная база. Постмодернистскому мышлению свойственна только критика, оно никогда не сможет вывести культуру из кризиса постсовременности. Философия наполнена призраками, она стала одним из тех метарассказов, которому не доверяют. В итоге в эпоху постсовременности не представляется возможным говорить ни о смерти, ни о жизни философии, так как она находится на «перепутье». В философском кругу еще есть философы, возлагающие надежды на ее будущее в связи с тем, что в ней заложен потенциал для развития идей построения и осмысления человеческого бытия и культуры.

Ссылки:

1. Хайдеггер М. Что такое метафизика? // Время и бытие: Статьи и выступления. М., 1993. С. 36-41.

2. Лиотар Ж.-Ф. Хайдеггер и «евреи». СПб., 2001.

3. Гобозов И.А. Куда катится философия. От поиска истины к постмодернистскому трепу (философский очерк). М., 2005.

4. Деррида Ж. Насилие и метафизика // Письмо и различие. СПб., 2000. С. 99-197.

5. Онфре М. Несчастья (и величие) философии. 2005. URL: http://scepsis.net/library/id_1429.html (дата обращения: 09.03.2013).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.