УДК 373 ББК 74.1
Л.П. Ярулина
ПРОБЛЕМА ПРЕДШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ
О противоречиях, возникающих на современном этапе развития дошкольного образования между социальным заказом и состоянием ситуации преемственности дошкольной ступени образования и начальной школы. О проблемах, которые могут возникнуть, если не разрешить эти противоречия. О понятии «выравнивание стартовых возможностей детей старшего дошкольного возврата» при поступлении в школу и необходимости такого выравнивания для детей из разных социальных групп и слоев населения. О содержании, технологиях и компонентах предшкольного образования.
Ключевые слова: предшкольное образование, выравнивание стартовых возможностей.
Основным условием усиления политической и экономической роли России, повышения благосостояния ее населения является обеспечение роста конкурентоспособности страны.
Главное конкурентное преимущество высокоразвитой страны связано с возможностью развития ее человеческого потенциала, который во многом определяется состоянием системы образования, где находится источник обеспечения устойчивого экономического роста страны.
В России сложилась определенная система дошкольного образования, которая сегодня, однако, не удовлетворяет потребности общества. Существенные изменения происходят в организационной структуре и содержательной стороне этой ступени образования.
Современный этап развития педагогической системы для детей дошкольного возраста характеризуется рядом особенностей, определяющих основные тенденции, которые лежат в основе создания моделей образования этой категории детей. Одна из тенденций обусловлена усилением направленности образовательного процесса на личностное развитие, на самоопределение и самоактуализацию (воспитание человеческого достоинства, социального партнёрства, ответственности за свои поступки, использование мировых куль-
турных ценностей в процессе образования) с целью обеспечения экономического развития общества. Другая тенденция связана с объективной потребностью сохранения в России единого образовательного пространства, определения общих сроков обучения и статуса образовательных учреждений, единообразия документов на уровнях образования. Для детей дошкольного возраста это необходимость в обеспечении безболезненного перехода со ступени дошкольного образования на ступень образования в начальной школе. При этом преемственность дошкольного и школьного этапов образования не должна пониматься как преемственность учебных предметов и формирование специфических школьных умений и навыков уже в дошкольном возрасте, поскольку дошкольный возраст это не подготовка «удобного» абитуриента для начальной школы. Корректнее говорить о преемственности в плане общего развития ребёнка и его психологической и физической готовности к начальной ступени школьного образования.
Эти две тенденции должны реализоваться путём организации развивающего образовательного пространства дошкольного учреждения как фактора, обеспечивающего эффективную подготовку ребёнка к школе.
Социальный заказ на современном этапе развития к системе дошкольного образования сегодня звучит следующим образом: обеспечение «равных стартовых возможностей» для детей при поступлении в школу. Мы считаем, что оно должно заключаться не столько в специфической подготовке к школьному обучению, для детей 5-7 лет (формирование тех или иных навыков), а в общем развитии ребёнка на протяжении первых семи лет жизни.
Решение этой проблемы в условиях модернизации образования - создание модели, обеспечивающей готовность детей к школьному обучению, а значит, пересмотр сложившейся организации образовательной работы в дошкольных учреждениях, объективно возрастает.
Министерство образования Российской Федерации видит решение этой проблемы в создании или «переназвании» существующих моделей подготовки к школе детей старшего дошкольного возраста - во введении ещё одной ступени российского образования -предшкольного образования.
Впервые понятие предшкольное образование прозвучало в конце 2004 года, когда министр образования и науки А. Фурсенко представлял Концепцию модернизации российского образования. Непонятный большей части населения термин породил путаницу: некоторые восприняли предшкольное образование как «нулевой» класс, кто-то посчитал, что министр говорил о дошкольном воспитании.
Впервые подробные пояснения о том, что такое предшкольное образование и как оно будет развиваться в России, дал заместитель директора департамента государственной политики и образования МОН РФ И. Реморенко.
По его словам, предшкольное образование - термин, который распространен во всем мире. Но для российских людей он не совсем понятен. Нашим традициям ближе понятие - образование детей старшего дошкольного воз-
раста. В основном предшкольное образование осуществляется в детских дошкольных учреждениях, то есть в детских садах. Вместе с тем в последнее время получили широкое развитие так называемые группы подготовки к школе - группы кратковременного пребывания, работающие при школах или учреждениях дополнительного образования.
Безусловно, проблема подготовки детей к школе сегодня очень остро звучит, поскольку в системе дошкольного образования нет единого понимания того, что подразумевает понятие «готовность к школе». Отдельные дошкольные учреждения пытаются опередить события и занимаются с детьми по программе начальной школы. Существуют вполне реальные программы подготовки детей к школе, которые учат дошколят оперировать понятиями оксокаэдр или додекаэдр!
Как показывает практика, ребенок, прошедший такую подготовку, даже если он в 1-2-м классе демонстрирует лучшие результаты, уже с 3-го класса начинает заметно уступать своим сверстникам, прошедшим «правильную» подготовку.
А эта «правильная» подготовка, согласно многочисленным исследованиям педагогов-психологов, должна быть сосредоточена на игровой деятельности, физическом, физиологическом и психологическом развитии ребенка.
Так, например, развитие мелкой моторики.
Недостаток этого навыка влечет за собой не только большие проблемы с письмом, но и в формировании устной речи. Физиологами давно доказано, что развитие мелкой моторики связано с речевым центром. Другие, не менее важные способности, которые необходимо выработать у дошколенка, - умение слушать, говорить, общаться в среде себе подобных, организовать свою деятельность.
В настоящее время детское дошкольное учреждение самостоятельно выбирает программу для обучения детей
старшего дошкольного возраста. Министерство образования и науки РФ выступает за вариативность форм и методик обучения. Однако из-за того, что отсутствуют единые правила этой подготовки, в начальную школу дети приходят с навыками чтения и счета, а при этом у 35-40% из них не развита мелкая моторика, у 60% - устная речь. У 70% первоклашек не сформировано умение организовать свою деятельность. Поэтому и возникла необходимость разработать общие рекомендации по образованию детей старшего дошкольного возраста. Основная задача разрабатываемых рекомендаций: создать условия для выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения.
«Существует такое понятие, как сензи-тивный период, - говорит И.М. Реморен-ко. - Возраст, когда дети могут получить определенное развитие, которое невозможно получить в другом возрасте. Если это развитие не будет получено, то в будущем ребенок вряд ли будет успешен в карьере» [9].
Проблемами предшкольного образования долгое время занимались педагоги и психологи. Весомый вклад в разработку теоретических и эмпиричес-
ких направлений, связанных со становлением личности в период дошкольного детства, развитием содержательной деятельности детских дошкольных учреждений, внесли такие ученые Л.С. Выготский, М. Монтессори, Р. Штайнер, Б.Д. Эльконин, А.Г. Асмолов и др.
В современной России система дошкольного образования претерпевает существенные изменения. Объектами трансформации образовательного процесса часто становятся дети, которые испытывают особые нагрузки и стрессы, непосредственно влияющие на психофизическое здоровье и их социализацию. Наиболее уязвимыми в силу возрастных характеристик оказываются дошкольники.
Ценность детства как мира «игры» теряется в бесконечных методах обучения
и воспитания. Школа как институт социализации навязывает свои требования к дошкольнику, а в качестве вознаграждения предлагает элитное обучение как одну из прагматических ценностей современного общества. Если родители не вписываются в данное социальное пространство, то их может ожидать «социальное исключение».
В образовательной деятельности появились новые социальные изобретения в виде нетипичных образовательных институтов (негосударственные и смешанные типы детских учреждений, различные кружки, студии, центры развития, частная практика), которые выстраивают свои отношения по признаку платежеспособности или неплатежеспособности их родителей. Частная подготовка к школе является серьезной вне-правовой практикой, частью теневой экономики России, где занято большое количество людей, денег, времени [3].
Зафиксировано, что родители слабо включены в содержательный процесс подготовки к школе их детей. Целенаправленно готовят будущих первоклассников к школе 53% родителей. В Московской области 32% будущих первоклассников по разным причинам не вовлечены в систему дошкольного образования, и часто именно они с первых месяцев обучения попадают в группу риска школьной неуспеваемости [7].
Институт предшкольного образования в современном обществе актуализируется в качестве обязательного этапа преемственного обучения и воспитания, без него невозможна непрерывная система образования.
В контексте «Концепции Федеральной целевой программы развития образования на 2006-2010 гг.» предметом приоритетного внимания является выравнивание стартовых возможностей детей из разных социальных слоев и достижение ими необходимого и достаточного уровня подготовки к школе.
Концептуальной основой предш-кольного образования должно высту-
пать положение о самоценности дошкольного возраста, его непреходящем значении для развития человека в целом (А.В. Запорожец, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин и др.).
Именно в это время закладывается набор личностных качеств, формируется умение сопереживать, учиться быть самостоятельным, инициативным. Развитие этих качеств и способностей происходит в различных видах свободной детской деятельности - игре, рисовании, конструировании, музицировании и др. (В.В. Давыдов) [2].
Основными новообразованиями дошкольного возраста являются:
• возникновение первичного схематичного детского мировоззрения (Л.С. Выготский) [1];
• возникновение первичных этических инстанций (JI.C. Выготский) [1];
• возникновение соподчинения мотивов (А.Н. Леонтьев) [4, 5];
• возникновение произвольного поведения (Д.Б. Эльконин) [8];
• возникновение личного сознания (А.А. Леонтьев) [6]. Предшкольное образование должно
обеспечить оптимальные условия для максимальной реализации ребенком своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.
Предшкольное образование представляет собой фактор расширения доступа подготовки к школе детей из разных слоев, и это необходимое условие политической и экономической модернизации.
Анализ работ по данной тематике выявил ряд проблем в теории и практике дошкольного образования:
• отсутствие равных стартовых возможностей детей перед началом обучения в школе;
четко разграниченных целей пред-школьной подготовки и начального школьного образования;
• отсутствие единой системы критериев готовности ребенка к обучению в школе;
отсутствие системы критериев отбора содержания предшкольного образования, оценки его качества и результатов;
• наличия противоречия между провозглашенными принципами гуманизации в отношении к дошкольному детству и распространением все более раннего педагогического насилия;
• отсутствие компетентности воспитателей ДОУ в области защиты прав и достоинств маленьких детей;
• недостаток знаний в области коррек-ционной деятельности с детьми, имеющими проблемы в развитии;
• отсутствие общей стратегии взаимодействия между ДОУ и семьей в интересах развития и психологической безопасности ребенка;
• недостаток квалифицированных специалистов в области предшкольного образования и системы переподготовки и трудоустройства педагогических кадров вследствие развития демографического кризиса. Существующие проблемы в дошкольном образовании при отсутствии
их устранения могут привести к:
• ухудшению состояния здоровья детского населения России;
• отсутствию преемственности в формах дошкольного и начального образования;
• нерациональной организации жизнедеятельности детей дошкольного возраста;
невозможности обеспечения равных стартовых условий для детей из разных семей;
• снижению успеваемости в школе вследствие загруженности детей про-
граммами начальной школы в дошкольный период;
• выработке негативной мотивации детей к обучению в школе. Необходимость выравнивания стартовых возможностей детей из разных социальных групп и слоев населения свидетельствует о целесообразности создания условий для массового образования детей старшего дошкольного возраста («предшкольное образование»), для обеспечения доступности дополнительного образования детей, ориентированного на формирование успешности ребёнка, развитие его индивидуальных способностей. Следовательно, пред-школьное образование должно обеспечить оптимальные условия для максимальной реализации ребенком своих возрастных и индивидуальных возможностей. Именно полноценное проживание ребенком неповторимого и самобытного периода детства обеспечивает естественный переход на следующий этап развития.
Содержание предшкольного образования должно быть ориентировано на формирование у ребенка:
• положительной самооценки, уверенности в себе;
• стремления к познанию нового, интереса к окружающему миру;
• мотивации достижения успеха, активной, деятельной позиции;
• коммуникативных умений и навыков;
• основ духовно-нравственного облика личности, определение личных и усвоение общечеловеческих ценностей;
• способов познавательной деятельности;
• компетентности в различных сферах деятельности человека. Обязательным компонентом должна
остаться забота о физическом развитии ребенка, сохранение и восстановлении его здоровья.
Таким образом, актуальная для родителей проблема готовности ребенка к
школе решается не на привычном уровне (умение писать, считать, читать, логически мыслить), а на уровне развития комплекса социальных, интеллектуальных, личностных, физических качеств. Специальные же умения в этом возрасте должны являться лишь средством для решения ребенком практических задач.
Совершенствование содержания пред-школьного образования включает:
нормализацию учебной нагрузки детей 5-7 лет;
• формирование установок на ценность здоровья и здорового образа жизни детей;
• создание развивающего образовательного пространства;
• разработку системы критериев готовности ребенка к обучению в школе;
• отбора содержания предшкольного образования, оценки его качества и результатов.
Для полноценного развития ребенка дошкольного возраста необходимы современные технологии:
• развивающее обучение;
• личностно-ориентированное обучение;
• индивидуальный и дифференцированный подходы к построению индивидуального и группового маршрута развития;
• личностно-деятельностный подход; использование игры как ведущего вида деятельности дошкольников. Основными формами образования детей в предшкольных группах должны быть развивающие, сюжетно-ролевые, театрализованные, подвижные игры, продуктивная художественно-эстетическая деятельность, общение, конструирование и моделирование (а не занятия по типу учебных).
Таким образом, необходимость введения новой формы образования обусловлена общественным запросом: Со стороны государства: а) необходимость сохранения сети дошкольных образовательных учреждений в современ-
ных социально-экономических условиях; б) увеличение процента охвата детей дошкольным образованием.
Со стороны педагогов: создание условий для обеспечения преемственности дошкольного и начального образования.
Со стороны родителей: а) потребность в доступности подготовки детей к школе для всех социальных групп населения; б) объединение усилий ДОУ и семьи в укреплении здоровья, воспитании и обучении детей 5-7 лет.
Новая модель дошкольного и пред-школьного образования должна обеспечить детям из разных социальных слоев:
• равные стартовые возможности обучения;
• вариативность программ и форм пребывания детей в ДОУ;
• приобретение детьми в детском саду опыта общения
Библиографический список
1. Выготский, Л.С. Педагогическая психология [Текст] / Л.С. Выготский; под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.
2. Давыдов, В.В. Теория развивающего обучения [Текст] / В.В. Давыдов. -М.: ИНТОР, 1996. - 544 с.
3. Зима, Е.Г. Частная подготовка к школе как элемент новых социальных
практик дошкольного детства: некоторые подходы к методике изучения [Текст] / Е.Г. Зима //Дискурс: Социол. студия. Вып. 2: Социальная структура, социальные ин-ты и процессы / Под общ. ред. В.А. Лукова; Моск. Гуманит.-социальн. академия. Каф. социологии. -М., Социум, 2002.
4. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность [Текст] / А.Н. Леонтьев. - М.: Политиздат, 1977. - 304 с.
5. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведение [Текст]: в 2 т. / А.Н. Леонтьев. - М.: Педагогика, 1983. - 2 т. - 320 с.
6. Леонтьев, А.А. Педагогическое общение [Текст] / А.А. Леонтьев; под ред. М. К. Кабардова. -2-е изд. - М.; Нальчик: Эль-Фа, 1996. - 96 с.
7. Предшкольное образование: содержание и методика [Текст]: Экспериментальная программа дополнительного профессионального образования/ науч. ред. Г.Ф. Кумарина, О.А. Степанова. -СПб.: КАРО, 2006. - 96 с.
8. Эльконин, Д.Б., Избранные психологические труды [Текст] /Д.Б. Элько-нин. - М.: Педагогика, 1989.
9. Studyquide [Электронный ресурс]: Образоват. портал. По материалам М-ва образования и науки. - Режим доступа: http://www.gazeta.ru.