Научная статья на тему 'Проблема предметной и идеологической определенности религиоведения как учебной дисциплины'

Проблема предметной и идеологической определенности религиоведения как учебной дисциплины Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
237
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ / RELIGIOUS STUDIES / ТЕОЛОГИЯ / THEOLOGY / НАУКА / SCIENCE / УЧЕБНАЯ ДИСЦИПЛИНА / ACADEMIC SUBJECT / РЕАЛИСТИЧЕСКИ-ФАНТАСТИЧЕСКОЕ МИРОВОЗЗРЕНИЕ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ / RELIGIOUS CONCEPT / ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ / NATURAL THEOLOGY / ТЕОЛОГИЯ МОРАЛИ / THEOLOGY OF MORAL / ИСТОРИЯ РЕЛИГИИ / HISTORY OF RELIGION / СОЦИОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / SOCIOLOGY OF RELIGION / АНТРОПОЛОГИЯ РЕЛИГИИ / ANTHROPOLOGY OF RELIGION / REALISTIC FANTASTIC IDEOLOGY

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмелев Валерий Юрьевич

Статья посвящена анализу структуры и состава религиоведения как учебной дисциплины и проблемам, связанным с ее формированием и осмыслением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article analyzes the structure and content of Religious Studies as an academic subject. Besides, the author considers the problems related to its development and conceptualization.

Текст научной работы на тему «Проблема предметной и идеологической определенности религиоведения как учебной дисциплины»

Серия «Политология. Религиоведение»

Онлайн-доступ к журналу: http://isu.ru/izvestia

2014. Т. 9. С. 258-266

Иркутского государственного университета

И З В Е С Т И Я

УДК 2

Проблема предметной и идеологической определенности религиоведения как учебной дисциплины

В. Ю. Шмелев

Иркутский государственный университет, г. Иркутск

Аннотация. Статья посвящена анализу структуры и состава религиоведения как учебной дисциплины и проблемам, связанным с ее формированием и осмыслением.

Ключевые слова: религиоведение, теология, наука, учебная дисциплина, реалистически-фантастическое мировоззрение, религиозная концепция, естественная теология, теология морали, история религии, социология религии, антропология религии.

В начале 90-х гг. в России произошел слом коммунистического режима и общество отказалось от идеологии воинствующего атеизма, законодательно утвердив полную свободу религиозного выбора, равенство всех религий и религиозных культов. Право на свободу совести было провозглашено как одно из основополагающих прав человека.

При ликвидации атеистического образования сложилась идеологическая брешь, которую стали агрессивно заполнять религиозные организации самого различного толка. Особенно активно вели себя на нашем духовном поле поднаторевшие в миссионерской деятельности многочисленные так называемые новые религиозные движения, хлынувшие в страну из-за рубежа.

В результате предельного обострения социально-экономической ситуации в стране, духовно-нравственного кризиса, а также элементарной религиозной безграмотности миллионы наших граждан оказались адептами многочисленных деструктивно-тоталитарных религиозных сект, различных оккультных и даже сатанинских организаций. Общественность страны забила тревогу и стала оказывать давление на власть в целях принятия мер по ограничению деятельности этих организаций. Некоторые административные и законодательные меры были приняты как на федеральном, так и региональном уровнях, но снять остроту проблемы не удалось. Религиозная ситуация в России продолжает оставаться достаточно напряженной. Очевидно, что обеспечить порядок и устойчивую безопасность в религиозной сфере одними административными мерами сегодня невозможно. Нужна серьезная образовательная и просветительная работа с населением в области религии. Определенную часть этой работы стало выполнять религиоведение, которое сейчас проходит этап становления и требует серьезной поддержки со стороны государства и общества, а также со стороны традиционных российских религий и прежде всего православия. Религиоведческое образование в общеобразова-

тельной школе и вузе должно стать важной составной частью гуманитарного образования, дать нашему подрастающему поколению и молодежи объективные научные знания о религии, ее истории, роли религии в жизни человечества, его культуре, духовно-нравственной сфере. Это в свою очередь даст возможность молодому поколению более успешно реализовать свое право на свободу совести при выборе религии или отказе от этого выбора.

За названием учебного предмета «Религиоведение» лежит большая область научного знания, которая исследует одну из важнейших сфер деятельности человека, охватывающую собой все исторические этапы человеческого бытия и оказывающую мощное влияние на все сферы производства и воспроизводства человеческой жизни.

Религиозный мир многообразен и многолик, как разнообразно и многолико само человечество, и в этой связи неоднозначно понимание и религиоведения как научного предмета и учебной дисциплины в современном профессиональном религиоведческом сообществе. Религию как предмет исследования понимают и как систему представлений, практик и ценностей, и как истину, и как исторический и социальный феномен, и как явление этического порядка и т. д. Поэтому в научной среде не сложилось единого взгляда на предмет «Религиоведение». Авторы, безусловно, ставят вопрос об этом предмете и его структуре, но, за редким исключением, решают его формально, не уделяя внимания серьезному анализу [2-4; 6-11]. При этом многие из этих работ до сих пор несут на себе печать скрытой, а порой и явной атеистической критики религии. Из все более увеличивающегося потока учебников и учебных пособий по религиоведению только две работы посвящены рассмотрению методологической проблематики, которая обретает особое значение в период становления научного знания [1; 5]. Эти работы посвящены историческому обзору и систематическому анализу западного религиоведения, вводя тем самым в научный оборот материалы, наработанные предшественниками, т. е. те разделы религиоведческого знания, которые для большинства исследователей являются общепризнанными при выстраивании методологической конструкции обсуждаемой науки.

Вполне понимая значение этой проблемы, логично предположить, что следующим шагом в очерчивании границ научно-познавательного поля религиоведческого знания религиоведческое сообщество должно идти путем уточнения предмета, его формы, структуры и выработки метода познания религиоведения как науки и учебной дисциплины.

Уточнение предметности религиоведения подразумевает отстаивание самостоятельности науки, что позволит избежать крайностей, недопустимых в науке. Оно не должно становиться предметом критики и ниспровержения религии как в случае с воинствующим атеизмом, оно, в то же время, не должно сливаться с богословием и брать на себя ее функции, как в странах протестантского вероисповедования. При этом необходимо ясно себе представлять, что обе эти крайности чрезвычайно опасны: первая потому что отрицает всякую объективность знаний, вторая потому, что в скрытой форме ведет к слиянию религиозного вероучения с наукой о религии, тем самым

лишая концептуальной целостности и самостоятельности религиоведение как науку. Понятийная общность религиоведения и богословия является методологической незрелостью религиоведения, играющей на руку богословию как псевдонауке.

Три стороны материального воспроизводства человеческой жизни, в период существования религиозного мировоззрения, отражались и выражались в религиозных законах и догматах. Поэтому отношение к религии должно быть этически почтительным и научно корректным. Оно должно быть диалектическим.

Религия - реалистически-фантастическое мировоззрение. Диалектический подход требует видеть в религии не только фантастическую, иррациональную, но и реалистическую, рациональную ипостась, которой и являются три стороны материального воспроизводства человеческой жизни, принявшие фантастическую, иррациональную форму выражения и представления. Религия, таким образом, есть иррациональная рациональность; искаженная, но действительность.

Религиозное, реалистически-фантастическое мировоззрение основывалось и основывается на обобщении и освящении многовекового опыта воспроизводства человеческой жизни. Это освящение происходило от имени всеобщего начала, единого творца - Бога, и в этом фантастичность и иррациональность религии. Кроме того, религия имеет свое социально-политическое выражение - это церковь, являющаяся политическим институтом.

Как политический институт церковь имеет свои материальные интересы: церковная десятина, монастырские земли, церковные пожертвования. В этом церковь объединяется с конкретно-историческими господствующими и эксплуататорскими сословиями и классами и становится к ним в услужение. В охранительной функции церковь имеет также далеко не божественные цели и не цели воспроизводства человеческой жизни.

Богословы обладают многовековым опытом практических и теоретических спекуляций. Исходя из объективной реалистически-фантастической двойственности религии, в каждодневных проповедях пастве они упирают на фантастичность, божественность закона и догматов. В идейных спорах с теоретическими противниками они упирают на реалистическую сторону религии, на обобщенный и кодифицированный исторический опыт воспроизводства человеческой жизни, на необходимость его использования в повседневной практике общественной жизни людей.

У религии есть еще одна сильная сторона. Она является закономерным результатом и объективно необходимым этапом исторического развития общественного сознания. Исходя из единства филогенеза и онтогенеза, единства рода человеческого и отдельного человека, единства становления мирового духа и духовного становления отдельного человека, каждый молодой человек в своем духовном становлении явно или неявно проходит все предыдущие этапы развития общественного сознания. Религиозное, теологически-монистическое восприятие мира - наиболее простое, и как этап духовного становления не может и не должен быть обойден, прежде чем давать моло-

дому человеку реалистическую, онтологически-монистическую картину мира. Без религиозной картины мира она попросту не будет понята. С мифологическим этапом исторического становления общественного сознания проще. Мы его усваиваем в сказках и легендах. С религиозным сложнее, потому что для многих это исторически и логически последняя форма завершенного мировоззрения. Позитивизм прагматически технократичен. Научное мировоззрение, реалистическое по содержанию и конструктивное по форме, не развилось. Хотя фундамент его положен.

Все исторические формы общественного сознания - мифологическая, религиозная, плюропозитивистская, научная - должны существовать, существуют и будут существовать одновременно с приоритетом последней как исторически прогрессивной, вобравшей и развившей реализм предыдущих форм. Одновременное сосуществование всех идеологических форм основывается на том, что никогда люди не будут духовно одинаковыми, но им всегда будет нужна завершенность мира либо на мифологическом, религиозном, либо на естественнонаучном или научном уровне. Важно, чтобы соблюдалась приоритетность прогрессивной формы.

Исторически в ожесточенности классовой борьбы и дискредитации церкви как политического института религия была отброшена как политизированное мировоззрение. Но вместе с устаревшим фантастическим элементом религии заодно был выброшен, дискредитирован, забыт и обобщенный реалистический опыт человеческого существования - три стороны материального воспроизводства человеческой жизни. Кроме дискредитации религии через ее церковно-классовую позицию, религиозное, фантастически-креационистское восприятие и объяснение мира было взорвано естествознанием, доказывающим не теологическое, а материальное единство мира. Религия отступила, но не сдала своих позиций.

Отношения «человек - мир» - центральная проблема философского познания. Она ставит и решает единую задачу: определить место человека в мире и способ его существования в нем. Это практическая задача, которая сначала должна быть решена теоретически. Теоретическую задачу следует рассматривать как условие решения задачи практической выживаемости. Исторически первой такой попыткой было религиозное решение этой проблемы.

Религиозная концепция существования мира и человека в нем исходит из того, что основу бытия и развития всего сущего составляет Бог. Эта концепция является умозрительно-фантастическим основанием для рационального понимания и познания мира, организации и управления как отдельного человека, так и всего человеческого сообщества. Посредством Бога она устанавливает исторические и логические пределы, в которых протекало, протекает и будет протекать все многообразие форм окружающей действительности. Господь Бог объемлет собой все существовавшие и существующие формы живой и неживой природы, вбирает их в себя и подчиняет себе. Бог предстает как начало, из которого все происходит, и как конец, к которому все сводится. Он предстает как осознание и аксиоматизация всего мирового развития и выступает абстрактным фоном всех конкретных форм существования.

Религиозная концепция вбирает в себя и обобщает в себе результаты многовековых поисков ответа - что есть мир, дает ему отправной пункт и конечную цель, определяет в нем место и повседневную деятельность человека. Религиозная доктрина находит и утверждает общий знаменатель для бесконечного многообразия явлений природы, сводит к единому основанию бесконечное многообразие личной и общественной жизни и устанавливает для нее единую организацию и единый регламент. Религиозное овладение миром есть утверждение оптимизма и гуманизма, которые находят свое воплощение в вечно- блаженном существовании человека. Она определяет и устанавливает нормы и критерии социального поведения человека, определяет ценность мировоззренческих и политических доктрин человеческого общества. Таким образом, религиозная концепция утверждает Бога как принцип, делающий необозримое - обозримым, сложное - простым, конкретное - абстрактным, отдельное - общим, относительное - абсолютным, приходящее - вечным, случайное - неизбежным. В этом и заключается Его предназначение, в этом и заключается ее смысл.

Религия спроецировала творческий акт отдельного человека в божественный креационизм мира, что логично определяло и закрепляло бытие человека в мире всеобщими законами мира, персонифицированными в Боге. Реальная картина реального мира, таким образом, приняла религиозно-фантастическую форму. Люди получили ирреальную форму реального мира, или иррациональную рациональность. В этом заключена двойственность религии. Рациональность содержания и иррациональность формы исторически предопределили как долголетие религии, так и борьбу с ней. Рациональность религии заключалась в том, что она обобщала реальный исторически-житейский опыт людей, иррациональность - в том, что она освящала его от имени Бога.

Рациональным моментом религии было единство всего сущего по происхождению и общности всего со всем по существованию, человека с человеком, человека с природой, человека с миром. В религиозной формуле «Мир = Богу» (т. е. мир представлен как эманация Бога) дается совершенная формула воспитания и образования молодого поколения. С идеей Бога человеку априорно давался весь мир с его гармонией и красотой, завершенностью. Это определяло соответствующее отношение человека к миру, природе, человеку. Получая весь мир с идеей Бога, человек становился духовно Бог-атым. Он получал единство мира и его объективное многообразие, превращаемость вещей и обмен веществ между ними. В этом заключается рационализм и реализм религиозной концепции. Иррациональным моментом является то, что изложено это в превращенной фантастической форме.

Исходя из объективной двойственности религиозной доктрины, вытекает двойственная задача науки. Религиоведение должно всю рациональность религии освободить, очистить от иррациональной оболочки. Религиозная концепция со своим Священным Писанием, законом и догматами, со своей религиозной организацией должна быть подвергнута критическому препарированию в духе совершенно светском, подвергнута научному исследованию без всякого священного трепета, чуждому всякому богословию, которое не

стремится ни поучать, ни производить скандалы, ни защищать догматы, ни опровергать их.

Объективная двойственность религиозной концепции мира породила объективно-двойственное к ней отношение, которое отражается и выражается двумя областями религиозного знания - теологией и религиоведением.

Теология1 - особая область знания, целью которой является осмысление Божественного мирового порядка, выраженного в Божественном откровении и закрепленного в религиозном вероучении. Теология есть систематическое обоснование религиозной веры и организованное поклонение высшей силе. Она призвана исследовать бытие Бога и бытие его творений, данные человеку в Богооткровении, засвидетельствованные в Священном Писании.

Теология включает в себя богословие, естественную теологию, теологию откровения, теологию морали.

Богословие - система обоснования и защиты религиозного учения о Боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленный той или иной религией. Богословие включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения Святого Писания, богодухновенности Святого Предания, Божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения.

Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.

Естественная теология представляет собой рациональную пропедевтику религиозного вероучения. Она очерчивает круг проблем, выражающих потребность человеческого разума в поисках абсолютных начал сущего, связанных с ответами на вопросы о происхождении и сущности религии, об источниках религиозного опыта, причинах многообразия религиозных верований, обосновании бытия Бога и доказательствах Его существования.

Исторически естественная теология выступала в различных формах и принимала разные названия: апологетическое богословие, основное богословие, умозрительное богословие, естественное богословие.

В теологии откровения познание Бога преломляется через Богочелове-ческое общение, выступающее в таинствах, главным из которых является таинство евхаристии - объединение через причастие с Телом Христовым. Теология откровения получает свое высшее выражение в идее Богочеловечества, в которой раскрывается глубинная таинственная связь и единство между Богом и человеком. Откровение - это проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, что от нас требуется. В откровении совмещаются, таким образом, факт Богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество, и ре-

1 Термин «теология» относится к двум самостоятельным отраслям человеческой деятельности. Во-первых, к сфере богословско-теологического образования (воскресные школы, семинарии, духовные академии и т. д.), где религиозно-исторические тексты принимаются чувственно, на веру. Во-вторых, к научно-теологической сфере, где эти же письменные свидетельства анализируются рационально-научными средствами. Это предмет светской, вузовской науки.

лигиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нем открывается. Первым из этих элементов откровение отличается от чисто человеческих учений и систем, вторым - от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий.

Теология морали исследование непреходящих морально-нравственных норм, установленных и освященных Господом Богом.

Религиоведение как научная и учебная дисциплина является научной областью знаний, цель которой - изучение естественно-социальных основ религиозного овладения мира человеком.

Сравнительное религиоведение изучает и исследует конкретно-исторические формы проявления Божественной эманации. Возникнув на пересечении философии, религии и истории, формируясь и развиваясь вместе с другими социальными науками, сегодня религиоведение - это самостоятельная комплексная, междисциплинарная научная область знания, исследующая религию исходя из методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук. Современное сравнительное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии; каждая опирается на свою теоретико-методологическую традицию, которые нередко взаимодействуют и обогащают друг друга. Сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствует возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является историчной, каждая придает смысл человеческому существованию, каждая дает свой ответ на экзистенциальные вопросы, но при этом все они имеют общие черты, характеризующие человека как homo religious (человека религиозного). Дискуссии об абсолютной ценности той или иной религии не относятся к сфере этой науки. Сравнительное религиоведение рассматривает все религии как естественный компонент единой культуры человечества, исследуя в равной мере как мировые религии - буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные и национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными культурными и социально-политическими процессами.

История религии исследует результаты многовекового развития исторических знаний о религии. Она изучает трансформацию, модернизацию явлений религии во всем многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретно-исторической форме, собирает и сохраняет знания о многочисленных существовавших и существующих религиях. История религии изучает происхождение религии, ранние формы верований, их развитие и связь с конкретно-историческими формами воспроизводства человеческой жизни.

Социология религии область научного знания, направленная на выяснение социальных функций религии и установление ее структуры как неотъемлемого социокультурного элемента. Социология религии стремится найти ответы на вопросы: что представляют собой религиозные сообщества, как

религиозные группы превращаются в социальный институт, какие существуют типы религиозных организаций, какие социальные функции выполняет религия, как она влияет на поведение индивида, какие ценностные установки формирует и как это сказывается на межличностных и межгрупповых отношениях, какую роль в социальном взаимодействии выполняет ритуал? В конечном счете социология религии пытается предложить свой вариант ответа на важнейший вопрос: почему религия существовала у всех народов на протяжении всей истории человечества и не утратила своих позиций до сих пор?

Антропология религии область научных знаний, которая исследует возникновение религии как результат антропоморфизации человеком природных явлений. Антропология религии включает в себя не только изучение систем религиозных представлений, выраженных в священных текстах и догматических конструкциях, но и практику повседневной жизни, которая во многом определяет конкретно-историческую форму религиозных постулатов.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии, содержание, структуру, направленность этих явлений, их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности человека.

Феноменология религии предполагает понимание религии и выяснение ее сущности путем анализа всех форм религиозного проявления, создание классификации религиозных феноменов, не связанной с конфессиональной принадлежностью.

Таким образом, все существующие научные и учебные дисциплины религиоведческого знания изучают и описывают различные стороны и грани предмета и призваны вскрыть объективно-историческую закономерность религиозного мировоззрения как этапа становления мирового духа. Но все эти дисциплины должны иметь под собой единые методологические принципы и единую теоретическую основу. По мнению автора, это позволит точно следовать предметной структуре вузовской специальности «Религиоведение», принимая за основу ее дисциплинарное членение, и определить религиоведение как теоретический синтез научного описания церкви как социального института и религии как формы общественного сознания.

Исходя из вышеизложенного, вполне логично говорить о религиоведении как самостоятельной отрасли знания наряду с такими философскими дисциплинами, как философия природы, философия истории, философия права, но которой еще только предстоит утвердиться в этом научном статусе как разделу социальной философии.

Список литературы

1. Аринин Е. И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины) : учеб. пособие / Е. И. Аринин. - М. : Акад. проект, 2004. - 320 с.

2. Введение в общее религиоведение / под ред. И. Н. Яблокова. - М. : Аспект Пресс, 2007. - 351 с.

3. Гуревич А. Я. Религиоведение / А. Я. Гуревич. - М. ; Воронеж : МОДЭК, 2005. - 693 с.

4. История религии : в 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. - М. : Высш. шк., 2004. - 2 т.

5. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения : учеб. пособие / А. Н. Красников. - М. : Академ. Проект, 2007. - 239 с.

6. Митрохин Л. Н. Религия и культура (философские очерки) / Л. Н. Митрохин. - М. : ИФРАН, 2000. - 318 с.

7. Пылаев М. А. Западная феноменология религии / М. А. Пылаев. - М. : Рос. гос. гуманит. ун-т, 2006. - 97 с.

8. Яблоков И. Н. Религиоведение : учеб. пособие / И. Н. Яблоков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гардарики, 2008. - 317 с.

9. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. М. М. Шахнович. - СПб. : Питер, 2007. - 243 с.

10. Угринович Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. - М. : Мысль, 1985. - 273 с.

11. Элиаде М. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. - М. : Ладо-мир, 1999. - 488 с.

Problem of Substantive and Ideological Determinacy of Religion Studies as an Academic Subject

V. Yu. Shmelev

Irkutsk State University, Irkutsk

Abstract. The article analyzes the structure and content of Religious Studies as an academic subject. Besides, the author considers the problems related to its development and conceptualization.

Keywords: Religious Studies, theology, science, academic subject, realistic - fantastic ideology, religious concept, natural theology, theology of moral, history of religion, sociology of religion, anthropology of religion.

Шмелев Валерий Юрьевич

кандидат философских наук, доцент, кафедра философии и методологии науки, факультет религиоведения и теологии Иркутский государственный университет 664003, г. Иркутск, ул. К. Маркса, 1-410 тел.: 8(3952)334372 e-mail: philosophy@chair. isu. ru

Shmelev Valery Yurievich

Candidate of Sciences (Philosophy), Associate Professor, Department of Philosophy and Methodology of Science, Faculty of Religious studies and Theology Irkutsk State University 1-410, K. Marx st., 664003 tel.: 8(3952)334372 e-mail: philosophy@chair. isu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.