Научная статья на тему 'К вопросу о методологических основаниях религиоведения как науки'

К вопросу о методологических основаниях религиоведения как науки Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
385
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕТОДОЛОГИЧЕСКОЕ ОСНОВАНИЕ РЕЛИГИОВЕДЕНИЯ / ПРЕДМЕТ И СТРУКТУРА РЕЛИГИОВЕДЧЕСКОГО ЗНАНИЯ / РЕЛИГИОЗНАЯ КОНЦЕПЦИЯ ОВЛАДЕНИЯ МИРОМ / СИНТЕЗ РЕЛИГИОЗНОГО ЗНАНИЯ / "РЕЛИГИОВЕДЕНИЕ" КАК САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ОТРАСЛЬ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ / METHODOLOGICAL BASIS OF RELIGIOUS STUDIES / SUBJECT AND STRUCTURE OF RELIGIONS KNOWLEDGE / RELIGIOUS CONCEPT OF ENVIRONMENT MANAGEMENT / SYNTHESIS OF RELIGIOUS KNOWLEDGE

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Шмелев Валерий Юрьевич

В статье обсуждаются теоретико-методологические проблемы религиоведения как науки. Автор указывает на то, что без создания единого методологического поля религиоведение не сможет институироваться как самостоятельная отрасль философского знания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Methodological Basic of Religion Studies as a Science

The paper considers theoretical and methodological problems Religious studies as a branch of science. The author stresses that without unified methodological basis Religious studies is not to constitute an independent section of philosophical knowledge.

Текст научной работы на тему «К вопросу о методологических основаниях религиоведения как науки»

Серия «Политология. Религиоведение» и З В Е С Т И Я

2009. № 1 (3). С. 310-316 Иркутского

Онлайн-д°ступ к журналу. государственного

http://isu.ru/izvestia университета

УДК 2.001

К вопросу о методологических основаниях религиоведения как науки

В. Ю. Шмелев

Иркутский государственный университет, г. Иркутск e-mail: [email protected]

В статье обсуждаются теоретико-методологические проблемы религиоведения как науки. Автор указывает на то, что без создания единого методологического поля религиоведение не сможет институироваться как самостоятельная отрасль философского знания.

Ключевые слова: методологическое основание религиоведения, предмет и структура религиоведческого знания, религиозная концепция овладения миром, синтез религиозного знания, «религиоведение» как самостоятельная отрасль философского знания.

За названием учебного предмета «Религиоведение» лежит большая область научного знания, которая исследует одну из важнейших сфер деятельности человека, охватывает все исторические этапы человеческого бытия и оказывает мощное влияние на все сферы производства и воспроизводства человеческой жизни.

Религиозный мир многообразен и многолик, как разнообразно и многолико само человечество, и в этой связи не однозначно и понимание религиоведения как научного предмета в современном профессиональном религиоведческом сообществе, которое существует в России всего около десяти лет. Религию как предмет исследования понимают и как систему представлений, практик и ценностей, и как истину, и как исторический и социальный феномен, и как явление этического порядка и т. д. Все это естественным образом определило то, что в научной среде не сложилось общепринятой традиции единого взгляда на предмет религиоведения. Авторы, безусловно, ставят вопрос о его предмете и структуре, но, за редким исключением, решают его формально, не уделяя внимания серьезному анализу [2-8; 10-14]. При этом многие из этих работ до сих пор несут на себе печать скрытой, а порой и явной атеистической критики религии. Из все более увеличивающегося потока учебников и учебных пособий по религиоведению только две работы посвящены рассмотрению методологической проблематики, которая обретает особое значение в период становления научного знания [1; 7]. Эти работы посвящены историческому обзору и систематическому анализу западного религиоведения, вводя тем самым в научный оборот материалы, наработанные

предшественниками, т. е. те разделы религиоведческого знания, которые для большинства исследователей являются общепризнанными для выстраивания методологической конструкции обсуждаемой науки.

Вполне понимая значение этой проблемы, логично предположить, что следующим шагом в очерчивании границ теоретико-методологического и научно-познавательного поля религиоведческого знания должна стать предметная определенность религиоведения как науки.

Отношение человек-мир - центральная проблема философского познания. Она ставит и решает единую задачу: определить место человека в мире и способ его существования в нем.

Эта практическая задача, которая сначала должна быть решена теоретически. Теоретическую задачу следует рассматривать как условие решения задачи практической выживаемости.

Исторически первой такой попыткой было религиозное решение этой проблемы. Религиозная концепция существования мира и человека в нем исходит из того, что основу бытия и развития всего сущего составляет Бог. Эта концепция является умозрительно-фантастическим основанием для рационального понимания и познания мира, организации и управления как отдельного человека, так и всего человеческого сообщества. Посредством Бога она устанавливает исторические и логические пределы, в которых протекало, протекает, и будет протекать все многообразие форм окружающей действительности. Господь Бог объемлет собой все существовавшие и существующие формы живой и неживой природы, вбирает их в себя и подчиняет себе. Бог предстает как начало, из которого все происходит, и как конец, к которому все сводится. Он предстает как осознание и аксиоматизация всего мирового развития и выступает абстрактным фоном всех конкретных форм существования.

Религиозная концепция вбирает в себя и обобщает результаты многовековых поисков ответа «что есть мир», дает ему отправной пункт и конечную цель, определяет в нем место и повседневную деятельность человека. Религиозная доктрина находит и утверждает общий знаменатель для бесконечного многообразия явлений природы, сводит к единому основанию бесконечное многообразие личной и общественной жизни и устанавливает для нее единую организацию и единый регламент. Религиозное овладение миром есть утверждение оптимизма и гуманизма, которые находят свое воплощение в вечноблаженном существовании человека. Она определяет и устанавливает нормы и критерии социального поведения человека, определяет ценность мировоззренческих и политических доктрин человеческого общества. Таким образом, религиозная концепция утверждает Бога как принцип, делающий необозримое - обозримым, сложное - простым, конкретное - абстрактным, отдельное -общим, относительное - абсолютным, приходящее - вечным, случайное -неизбежным. В этом и заключается Его предназначение, в этом и заключается ее смысл.

Религия возвела творческий акт отдельного человека в божественный креационизм мира, что логично определяло и закрепляло бытие человека в мире всеобщими законами мира, персонифицированными в Боге. Реальная картина реального мира, таким образом, приняла превращенную религиознофантастическую форму. Люди получили ирреальную форму реального мира, или иррациональную рациональность. В этом заключена двойственность религии. Рациональность содержания и иррациональность формы исторически предопределили как долголетие религии, так и борьбу с ней. Рациональность религии заключалась в том, что она обобщала реальный исторически-житейский опыт людей. Иррациональность - в том, что она освящала его от имени Бога.

Рациональным моментом религии было единство всего сущего по происхождению и общности всего со всем по существованию, человека с человеком, с природой, с миром. В религиозной формуле «Мир = Богу» - т. е. мир представлен как эманация Бога, дается совершенная формула воспитания и образования молодого поколения. Будучи исторически первым по отношению к науке типом мировоззрения, она является объективно необходимым этапом развития отдельного человека. С идеей Бога человеку априорно давался весь мир с его гармонией и красотой, с его завершенностью и завершенностью каждой вещи в этом мире. Это определяло соответствующее отношение человека к миру, природе, человеку. Получая весь мир с идеей Бога, человек становился духовно Бог-атым. Человек получал единство мира и его объективное многообразие, превращаемость вещей и обмен веществ между ними. В этом заключается рационализм и реализм религиозной концепции. Иррациональным моментом является то, что изложено это в фантастической форме. Иррациональная форма находит свое воплощение и выражение в создании социальной организации - церкви, являющейся в своей сущности политическим институтом. Как социальный институт и политическая организация религия имеет свои конкретно-исторические материально-духовные интересы, освященные именем Бога, но очень далекие от божественной цели -воспроизводства человеческой жизни.

Из объективной двойственности религиозной доктрины вытекает двойственная задача науки. Религиоведение должно всю рациональность религии освободить, очистить от иррациональной оболочки. Религиозная концепция со своим Священным писанием, Законом и догматами, со своей религиозной организацией должна быть подвергнута критическому препарированию в духе совершенно светском, без всякого священного трепета, чуждому всякого богословия, которое не стремится ни поучать, ни производить скандалы, ни защищать догматы, ни опровергать их.

Объективная двойственность религиозной концепции овладения миром породила объективно-двойственное к ней отношение, которое отражается и выражается двумя областями религиозного знания - теологией и религиоведением.

Теология1 - особая область знания, целью которой является осмысление Божественного мирового порядка, выраженного в Божественном откровении и закрепленного в религиозном вероучении. Теология есть систематическое обоснование религиозной веры и организованное поклонение высшей силе. Она призвана исследовать бытие Бога и бытие его творений, данные человеку в Богооткровении, засвидетельствованные в Священном писании.

Теология включает в себя богословие, теософию, естественную теологию, теологию откровения, теологию морали.

Богословие - система обоснования и защиты религиозного учения о Боге, его качествах, признаках и свойствах, комплекс доказательств истинности догматики, религиозной нравственности, правил и норм жизни верующих и духовенства, установленной той или иной религией. Богословие включает в себя доказательства сверхъестественного происхождения Святого писания, богодухновенности Святого предания, божественной сущности церкви, а также ряд практических дисциплин, связанных с проведением богослужения. Все системы богословия исходят из признания личного Бога, сотворившего мир и управляющего им по непознаваемым законам.

Теософия - учение о возможности непосредственного постижения Бога с помощью мистической интуиции и откровения, доступных избранному кругу «посвященных» лиц. Теософия объединяет различные вероисповедания через раскрытие тождественности сокровенного смысла всех религиозных символов и создает на этой основе «универсальную религию», не связанную какой-либо определенной догматикой. Унификацию разнородных религиозных направлений теософия сопровождает детальной схематизацией космогонических и антропогонических процессов.

Естественная теология представляет собой рациональную пропедевтику религиозного вероучения. Она очерчивает круг проблем, выражающих потребность человеческого разума в поисках абсолютных начал сущего, связанных с ответами на вопросы о происхождении и сущности религии, источниках религиозного опыта, причин многообразия религиозных верований, обоснования бытия Бога и доказательств Его существования.

Исторически естественная теология выступала в различных формах и принимала разные названия: апологетическое богословие, основное богословие, умозрительное богословие, естественное богословие.

В теологии откровения познание Бога преломляется через Богочеловеческое общение, выступающее в таинствах, главным из которых является таинство евхаристии - объединение через причастие с Телом Христовым. Теология откровения получает свое высшее выражение в идее Богочеловечества, в которой раскрывается глубинная таинственная связь и единство между Бо-

1 Термин «теология» относится к двум самостоятельным отраслям человеческой деятельности: во-первых, к сфере богословско-теологического образования (воскресные школы, семинарии, духовные академии и т. д.), где религиозно-исторические тексты принимаются чувственно, на веру; во-вторых, к научно-теологической сфере, где эти же письменные свидетельства анализируются рационально-научными средствами. Это предмет светской, вузовской науки. См., напр. [9].

гом и человеком. Откровение - это проявление Высшего Существа в нашем мире с целью сообщить нам более или менее полную истину о себе и о том, что от нас требуется. В откровении совмещаются, таким образом: факт богоявления (теофании), посредством которого открывается нам Божество, и религиозно-нравственное содержание этого факта, т. е. то, что в нем открывается. Первым из этих элементов откровение отличается от чисто человеческих учений и систем, вторым - от тех иррациональных проявлений предполагаемых божественных или демонических сил, какими полна история всех религий.

Теология морали - исследование непреходящих морально-нравственных норм, установленных и освященных Господом Богом.

Сравнительное религиоведение изучает и исследует конкретно исторические формы проявления Божественной эманации. Возникнув в древности на пересечении ранней философии религии и истории, формируясь и развиваясь вместе с другими социальными науками, сегодня религиоведение - это самостоятельная комплексная, междисциплинарная научная область знания, исследующая религию исходя из методологических принципов и теоретических парадигм различных гуманитарных наук. Современное сравнительное религиоведение включает пять научных дисциплин: историю религии, социологию религии, антропологию религии, психологию религии и феноменологию религии; каждая опирается на свою теоретико-методологическую традицию, которые нередко взаимодействуют и обогащают друг друга. Сравнительное религиоведение (сравнительное исследование многообразных форм проявления религиозности в разных культурах) способствует возникновению концепции, утверждающей, что каждая из религий мира является уникальной, каждая придает смысл человеческому существованию, дает свой ответ на экзистенциальные вопросы, но при этом все они имеют общие черты, характеризующие человека как homo religious (человека религиозного). Дискуссии об абсолютной ценности той или иной религии не относятся к сфере этой науки. Сравнительное религиоведение рассматривает все религии как естественный компонент единой культуры человечества, исследуя в равной мере как мировые религии - буддизм, христианство, ислам, так и традиционные региональные и национальные религии, а также современные религиозные движения и культы. Религиоведение анализирует причины возникновения, становления и развития религий в контексте их взаимодействия с различными культурными и социально-политическими процессами.

История религии исследует результаты многовекового развития исторических знаний о религии. Она изучает трансформацию, модернизацию во времени, мир явлений религии во всем многообразии, воспроизводит прошлое различных религий в конкретноисторической форме, собирает и сохраняет знания о многочисленных существовавших и существующих религиях. История религии изучает происхождение религии, ранние формы верований, их развитие и связь с конкретно историческими формами воспроизводства человеческой жизни.

Социология религии - область научного знания, направленная на выяснение социальных функций религии и установление ее структуры как неотъ-

емлемого социокультурного элемента. Социология религии стремится найти ответы на вопросы: что представляют собой религиозные сообщества, как религиозные группы превращаются в социальный институт, какие существуют типы религиозных организаций, какие социальные функции выполняет религия, как она влияет на поведение индивида, какие ценностные установки формирует и как это сказывается на межличностных и межгрупповых отношениях, какую роль в социальном взаимодействии выполняет ритуал. В конечном счете, социология религии пытается предложить свой вариант ответа на важнейший вопрос: почему религия существовала у всех народов на протяжении всей истории человечества и не утратила своих позиций до сих пор.

Антропология религии - область научных знаний, которая исследует возникновение религии как результат антропоморфизации человеком природных явлений. Антропология религии включает в себя не только изучение систем религиозных представлений, выраженных в священных текстах и догматических конструкциях, но и практику повседневной жизни, которая во многом определяет конкретноисторическую форму религиозных постулатов.

Психология религии исследует психологические закономерности возникновения, развития и функционирования религиозных явлений индивидуальной, групповой и общественной психологии; содержание, структуру, направленность этих явлений; их место и роль в религиозном комплексе и влияние на внерелигиозные сферы жизнедеятельности человека.

Феноменология религии предполагает понимание религии и выяснение ее сущности путем анализа всех форм религиозного проявления, создание классификации религиозных феноменов, не связанной с конфессиональной принадлежностью.

Таким образом, все существующие научные и учебные дисциплины религиоведческого знания изучают и описывают различные стороны и грани предмета и призваны раскрыть объективно-историческую закономерность религиозного мировоззрения как этапа становления мирового духа. Но все эти дисциплины должны иметь под собой единые методологические принципы и единую теоретическую основу. По мнению автора, это позволит точно следовать предметной структуре вузовской специальности «Религиоведение», принимая за основу ее дисциплинарное членение и определить религиоведение как теоретический синтез научного описания церкви как социального института и религии как формы общественного сознания.

Исходя из вышеизложенного, вполне логично говорить о религиоведении как самостоятельной отрасли знания, наряду с такими философскими дисциплинами, как философия природы, философия истории, философия права, но которой еще только предстоит утвердиться в этом научном статусе как раздела социальной философии.

Литература

1. Аринин Е. И. Религиоведение (Введение в основные концепции и термины) : учеб. пособие / Е. И. Аринин. - М. : Академический проект, 2004.

2. Введение в общее религиоведение / под ред. И. Н. Яблокова. - М., 2007.

3. Гараджа В. И. Религиоведение / В. И. Гараджа. - М., 1995.

4. Гуревич А. Я. Религиоведение / А. Я. Гуревич. - М. ; Воронеж, 2005.

5. Гуревич П. С. Религиоведение / А. Я. Гуревич. - М., 2005.

6. История религии : в 2 т. / под ред. И. Н. Яблокова. - М., 2004.

7. Красников А. Н. Методологические проблемы религиоведения : учеб. пособие / А. Н. Красников. - М. : Академический Проект, 2007.

8. Митрохин Л. Н. Религия и культура (философские очерки) / Л. Н. Митрохин. -М. : ИФРАН, 2000. - 318 с.

9. Назаров В. Н. Введение в теологию : учеб. пособие / В. Н. Назаров. - М. : Гардарики, 2004.

10. ПылаевМ. А. Западная феноменология религии / М. А. Пылаев. - М., 2006.

11. Религиоведение : учеб. пособие / под ред. М. М. Шахнович. - СПб., 2007.

12. Угринович Д. М. Введение в религиоведение / Д. М. Угринович. - М., 1985.

13. ЭлиадеМ. Очерки сравнительного религиоведения / М. Элиаде. - М., 1999.

14. Яблоков И. Н. Религиоведение : учеб. пособие / И. Н. Яблоков. - 2-е изд., испр. и доп. - М. : Гардарики, 2008.

Methodological Basic of Religion Studies as a Science

V. U. Shmelev

The paper considers theoretical and methodological problems Religious studies as a branch of science. The author stresses that without unified methodological basis Religious studies is not to constitute an independent section of philosophical knowledge.

Key words: methodological basis of Religious studies, subject and structure of religions knowledge, religious concept of environment management, synthesis of religious knowledge.

Шмелев Валерий Юрьевич - кандидат философских наук, доцент кафедры философии и религиоведения Иркутского государственного университета, e-mail:[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.