Научная статья на тему 'Проблема правового статуса космических объектов'

Проблема правового статуса космических объектов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
352
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Смыкова Ю. И., Кропов А. С.

Одной из важных задач государственного регулирования в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом это формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема правового статуса космических объектов»

Секция «Проблемы правового регулирования в аэрокосмической отрасли»

ность только перемещаться в космическом пространстве (но не оставаться); неоднозначности понятия «находиться» в воздушном пространстве. Аэрокосмический объект, находясь в космическом пространстве в некоторых специальных и стратегически важных позициях, таких как точка Лагранжа в любой системе из двух звезд, например Земля - Луна или Земля - Солнце, не расходуя никакой энергии, может оказаться неподвижным.

Ряд государств, принявшими участие в дискуссии, были предложены иные определения. Так, Правительство Нидерландов определило аэрокосмический объект как «искусственный объект, который способен проследовать на любую высоту и который на любой высоте находится под управлением человека в том, что касается высоты, направления и скорости полета», а Аргентина - как «объект, который способен как перемещаться в космическом пространстве, так и, используя свои аэронавтические свойства, перемещаться в воздушном пространстве». Германия считает более правильным применение к указанным объектам встречающегося в научно-технических публикациях термина «космические транспортные системы». Греция предложила уточнить цель нахождения в воздушном пространстве, добавив в конце определения выражение «...оставаться в воздушном пространстве определенный период времени преимущественно (исключительно) с комическими целями». Сальвадор во избежание терминологической путаницы предложил ввести понятие «аэрокосмический аппарат», определив его как «любой объект, который с помощью двигательной установки и системы управления спо-

собен перемещаться в космическом пространстве и, используя свои аэродинамические свойства, определенный период времени находиться в воздушном пространстве и в некоторых случаях возвращаться в атмосферу Земли». Мексика предложила конкретизировать определение уточнением рода деятельности или назначением аэрокосмических объектов. Исходя из общего определения аэрокосмического пространства, включающего атмосферу и космическое пространство, рассматриваемые как единое целое, Институт воздушного и космического права Университета Лапландии (Финляндия) пришел к выводу, что понятие «аэрокосмический объект» достаточно широкое по своему содержанию и с точки зрения науки в целом включает любой объект, находящийся в аэрокосмическом пространстве (аэрокосмические аппараты, автоматическое оборудование, естественные космические частицы, отработавшие космические аппараты и др.), поэтому выражение «аэрокосмический объект» предложил заменить словами «аэрокосмический корабль» или «аэрокосмический аппарат». На государственном уровне Российской Федерации регистрация воздушных судов определена Воздушным кодексом РФ, а также подзаконными нормативными актами (Федеральные авиационные правила государственной регистрации государственных воздушных судов, Правила государственной регистрации гражданских воздушных судов Российской Федерации); регистрация космических объектов предусмотрена Законом РФ «О космической деятельности».

© Сафронов В. В., 2010

УДК 347.85

Ю. И. Смыкова Научный руководитель - А. С. Кропов Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО СТАТУСА КОСМИЧЕСКИХ ОБЪЕКТОВ

Одной из важных задач государственного регулирования в инновационной сфере является обеспечение финансовой поддержки реализации инновационных проектов, причем не столько посредством прямого финансирования из госбюджета, сколько созданием условий для осуществления инноваций частным капиталом - это формирование многоканальной системы финансирования инновационной деятельности.

В настоящее время в России сложилась и действует подобная система, включающая:

- прямое финансирование инновационных проектов из бюджетов различных уровней;

- льготное кредитование и субсидирование;

- предоставление государственных гарантий частным инвесторам;

- финансирование из целевых внебюджетных фондов.

В отличие от небесных тел естественного происхождения (таких как Луна, планеты, астероиды и пр.), под космическими объектами международном космическом праве понимается созданные челове-

ком искусственные спутники Земли, автоматические и пилотируемые корабли и станции, ракеты-носители и т. д. Международное космическое право регулирует деятельность, связанную с космическими объектами, с момента их запуска или сооружения в космическом пространстве. До этого момента деятельность по их созданию и подготовке запуска находится в сфере внутригосударственного права, если об этом нет специальной договоренности между государствами (например, в случае совместного создания или запуска космического объекта несколькими государствами). После возвращения на Землю космический объект вновь подпадает под

Актуальные проблемы авиации и космонавтики. Социально-экономические и гуманитарные науки

действие национального права. Но в случае его посадки за пределами территории запускающего государства возникающие при этом отношения между государствами регулируются нормами международного космического права.

Правовое положение космического пространства, включая небесные тела, определяется тем, что на него не распространяется суверенитет какого-либо отдельного государства; это - пространство, открытое, или свободное, для исследования и использования всеми государствами. С появлением первого искусственного спутника Земли и началом космической эры в практике международных отношений сложился общепризнанный принцип, в соответствии с которым любой искусственный спутник, выведенный на орбиту вокруг Земли, находится за предела-

ми пространства, на которое распространяется государственный суверенитет.

Свобода космоса для всех государств в настоящем и в будущем может быть реализована только при строгом соблюдении определенных ограничений этой свободы, которые диктуются общими интересами всех государств. Ограничения свободы космоса вытекают из принципиальных положений общего характера, содержащихся в Договоре по космосу. В ст. 1 говорится: «Исследование и использование космического пространства, включая Луну и другие небесные тела, осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического или научного развития, и являются достоянием всего человечества».

© Смыкова Ю. И., Кропов А. С., 2010

УДК 347.85

Е. Л. Фарафонтова Сибирский государственный аэрокосмический университет имени академика М. Ф. Решетнева, Красноярск

ПРОБЛЕМЫ ЧАСТНО-ПРАВОВОГО АСПЕКТА МЕЖДУНАРОДНОГО КОСМИЧЕСКОГО ПРАВА

Источники международного космического права на сегодняшний день не обеспечивают регулирования существующих отношений в полном объеме. В сферу космоса все больше вторгается частный капитал, нормативные пробелы необходимо заполнить новыми, качественно иными правовыми нормами. В статье рассматривается одно из проявлений коммерческого космического рынка - оплачивающиеся из частных средств полеты в космос или на околоземную орбиту в развлекательных или научно-исследовательских целях. Космические туристы нуждаются в установлении новых правил.

Днем рождения космического права принято считать дату вступления в силу Договора по космосу - 10 октября 1967 г., с момента которой была признана применимость принципов международного права к международному космическому праву. Долгое время последнее рассматривалось как отрасль международного публичного права. К концу XX в. в мировой космонавтике произошли значительные изменения: резко увеличились масштабы международного сотрудничества в области освоения космического пространства, началась стремительная коммерциализация космической деятельности [1]. Активизация частного сектора в указанной сфере выводит космические разработки на новую ступень. Государственные предприятия нередко заключают соглашения с предпринимателями, что обеспечивает эффективное использование ресурсов обоих партнеров и содействует проведению коммерческой деятельности с высоким потенциалом экономического роста [2].

Среди направлений развития частной космической деятельности следует выделить космический туризм. В 2004 г. летчики Майкл Мелвилл и Брайан Бинни провели пилотирование первого в истории частного ракетоплана Space Ship One, созданного авиаконструктором и основатель компании Scaled composites Бертом Рутаном. Они дважды, с переры-

вом в неделю, подняли корабль Рутана на высоту более 100 километров, завоевав приз в 10 млн долларов. Была отмечена огромная разница между стоимостью Space Ship One и сходных по характеристикам государственных проектов NASA. Конгресс США одобрил законопроект, легализующий космический туризм [3]. Американская корпорация «Aerospace corp.», британская фирма «Bristol Spaceplanes Ltd.» и японский научно-исследовательский центр передовых технологий при Токийском университете в своих научно-исследовательских работах привели технико-экономическое обоснование и показали осуществимость космических коммерческих полетов пассажиров уже в скором будущем. В своих исследованиях они пришли к единому мнению: новые конструкции относительно низкостоимостных космических кораблей многократного использования при полете в космическое пространство около миллиона землян в год будут рентабельными при цене пассажирского билета на полет порядка от 10 до 20 тыс. долларов [4]. Космический туризм в будущем обещает стать весьма доходным бизнесом, поэтому борьба за деньги будущих космических путешественников набирает обороты уже сейчас. Проектами строительства собственных космических кораблей занимались более 20 частных компаний из 7 стран мира [5].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.