Научная статья на тему 'ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ'

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
1
1
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
The Scientific Heritage
Область наук
Ключевые слова
градостроительная деятельность / принципы / слушания / несоответствия / судебные слушания / urban development / principles / hearings / discrepancies / court hearings

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Бунтова О.С., Ревина С.Н.

Рассмотрена проблема эффективного правового регулирования в сфере градостроительства. Проведен анализ законодательства, регулирующего градостроительную деятельность в РФ. Выявлены пробелы и противоречия, возникающие в правоприменительной практике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF URBAN PLANNING CARRIED OUT BY THE MUNICIPAL AUTHORITIES

The problem is effective legal regulation in the sphere of urban development. Analysis of the legislation governing urban planning in Russia. Identified gaps and contradictions that arise in law enforcement practice.

Текст научной работы на тему «ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ»

JURIDICAL SCIENCES

Бунтова О. С.

Магистр института права по специальности юриспруденция ФГБОУ ВО Самарского государственного экономического университета Ревина С.Н. Научный руководитель

Профессор кафедры публичного права, кафедры международного права и политологии ФГБОУ ВО

Самарского государственного экономического университета

ПРОБЛЕМА ПРАВОВОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ В СФЕРЕ ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВА ОСУЩЕСТВЛЯЕМОГО ОРГАНАМИ МУНИЦИПАЛЬНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

THE PROBLEM OF LEGAL REGULATION IN THE FIELD OF URBAN PLANNING CARRIED OUT

BY THE MUNICIPAL AUTHORITIES

Buntova O.S.

Master ofInstitute of law, specialty jurisprudence Of the Samara state economic University

Revina S.N.

Professor ofpublic law, Department of international law and political science of the Samara state economic University

АННОТАЦИЯ

Рассмотрена проблема эффективного правового регулирования в сфере градостроительства. Проведен анализ законодательства, регулирующего градостроительную деятельность в РФ. Выявлены пробелы и противоречия, возникающие в правоприменительной практике. ABSTRACT

The problem is effective legal regulation in the sphere of urban development. Analysis of the legislation governing urban planning in Russia. Identified gaps and contradictions that arise in law enforcement practice.

Ключевые слова: градостроительная деятельность, принципы, слушания, несоответствия, судебные слушания.

Keywords: urban development, principles, hearings, discrepancies, court hearings.

В настоящее время в Российской Федерации активно ведется территориальное планирование, градостроительное зонирование, планировка территории, архитектурно - строительное проектирование, строительство, капитальный ремонт и реконструкция объектов капитального строительства в промышленных масштабах, на уровне строительства социальных объектов и индивидуального жилищного строительства. Таким образом, сфера градостроительства требует детального и эффективного правового регулирования.

Следует отметить, что данная проблема недостаточно изучена, в частности, не в полной мере изучены в науке аспекты земельно-имущественных отношений, а градостроительный аспект практически не затрагивался исследователями. Дело в том, что согласно ст. 4 Градостроительного кодекса РФ градостроительные отношения регулируются не только законодательством о градостроительной деятельности, но и в случаях, и в порядке предусмотренных Кодексом РФ и иными отраслями законодательства.

Возникшая проблема правового регулирования в градостроительной деятельности определила цель исследования.

Цель исследования заключается в анализе законодательства, регулирующего градостроительную деятельность в РФ, выявлении пробелов и противоречий, возникающих в правоприменительной практике.

Градостроительная деятельность - это деятельность государственных органов, органов муниципального самоуправления, проектирования, развития поселений, строительства, капитального ре-монта[2].

Градостроительная деятельность предполагает определенные отношения.

Выделяют следующие основные отношения

[1]:

- отношения между застройщиком и органами муниципальной власти по вопросам разрешения на строительство, выделения земельных участков и соблюдения ряда процедур по согласованию предполагаемого объекта;

- отношения, возникающие между органами архитектуры и градостроительства по вопросам обеспечения благоприятных условий, для жизнедеятельности человека;

- отношения застройщика - заказчика с подрядными организациями в ходе проектных и монтажных работ;

- отношения между гражданами и юридическими лицами и т.д.

Градостроительная деятельность состоит из Градостроительного кодекса, принятых в соответствии с ним других федеральных законов, постановления Правительства, законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ, нормативно правовых актов органов муниципального самоуправления [3,6,7].

В градостроительной деятельности головным актом является Градостроительный кодекс РФ [3], которому не могут противоречить другие нормативно - правовые акты.

Градостроительная деятельность основывается на определенных принципах.

Принципы, на которых основывается градостроительная деятельность в Российской Федерации следующие [1,5].

1. Обеспечение развития территории на основе градостроительного зонирования и территориального планирования.

2. Обеспечение благоприятных условий жизни человека, что развивается в законодательстве о градостроительной деятельности.

3. Обеспечение экологических, социальных, экономических и других факторов при осуществлении градостроительной деятельности.

4. Осуществление строительства на основе документов землепользования, застройки, территориального планирования.

5. Документы землепользования, застройки и территориального планирования - основополагающие и незаменимые.

6. Участие граждан в осуществлении градостроительной деятельности.

7. Предоставление органами местного самоуправления возможности ознакомления с документами и материалами, если иное предусмотрено законом.

8. Осуществление градостроительной деятельности с соблюдением регламентов.

9. Цели и процедуры принятия технических регламентов предусмотрены Федеральным законом «О техническом регулировании» от 27 декабря 2002 года № 184 - ФЗ.

10. Осуществление требований безопасности территорий, обеспечение предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и технического характера, инженерно - технических требований, требования гражданской обороны.

11. Осуществление охраны окружающей среды и экологической безопасности в градостроительной деятельности. Под экологической безопасностью понимается состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможных чрезвычайных ситуаций природного и технического характера.

12. Соблюдение требований сохранения объектов культурного наследия. Объекты культурного наследия могут быть федерального, регионального, местного значения. Установления их статуса может

осуществляться ЮНЕСКО при ООН. Федеральными органами исполнительной власти в области культуры и т.д.

Градостроительство направлено на создание благоприятных условий для проживания населения, ограничение вредного воздействия на окружающую природную среду в интересах граждан.

Управление застройкой территории осуществляется муниципальным самоуправлением на основе проектов планировки, застройки территории и межевания.

Органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ могут устанавливать порядок участия граждан в обсуждении и принятии градостроительных решений [4].

Местное самоуправление — это органы муниципального образования, создаваемые с целью осуществления функций, исходя из интересов жителей. Местное самоуправление состоит из депутатов, избираемых на основе избирательного права при голосовании граждан.

В муниципальной практике известны множество конфликтов между органами местного самоуправления и гражданами при уплотнении застройки жилых кварталов, ликвидации игровых и спортивных площадок и так далее. Предотвращение таких конфликтов является заблаговременное оповещение жителей о намечаемых градостроительных изменениях и публичное обсуждение их целесообразности. Основную роль в Градостроительном кодексе РФ 2004 года и Федеральном законе «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» 2003 года приобретает форма участия граждан в общественных слушаниях

[4].

Порядок проведения публичных слушаний устанавливается уставом, нормативными правовыми актами муниципальных образований. Участники слушаний имеют право вносить предложения и замечания по проекту генерального плана для включения их в протокол публичных слушаний. После окончания публичных слушаний комиссия обеспечивает внесение изменений и представляет документ главе муниципального образования.

В настоящее время имеется богатый опыт судебной практики, решения которой были регламентированы выше перечисленными документами.

Хотелось привести пример из судебной практики по разрешению на строительство. Открытое акционерное общество обратилось в арбитражный суд с заявление к администрации сельсовета о признании недействительным отказа в выдаче разрешения на реконструкцию объекта капитального строительства и возложении обязанности на администрацию по выдачи такого разрешения в письменном виде. Отказывая в выдачи разрешения на строительство, администрация указала на имеющиеся в документах противоречия. Причем, к моменту подачи заявления реконструкция объекта была осуществлена. Общество полагало, что основания для выдачи имеется и указывало на отсутствие причин в письме ссылаясь лишь на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации. Суды первой

и апелляционной инстанции признали решении администрации законным и обоснованным исходя из Градостроительного кодекса Российской Федерации градостроительная деятельность должна осуществляться с соблюдением технических регламентов, требований гражданской обороны, принятием мер по противодействию террористическим актам, сохранением объектов культурного наследия и так далее. В соответствии с нормами статьи 51 Градостроительный кодекс Российской Федерации и положениями статьи 3 Федерального закона 17.11.1995 №163 - ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации», реконструкция, строительство, капитальный ремонт объектов осуществляются на основании разрешения на строительство, которое выдается муниципальной властью по месту нахождения земельного участка. К заявлению на разрешение на строительство должны прилагаться правоустанавливающие документы на землю, градостроительный план, проектная документация, а также предусмотренные статьей 51 названного Кодекса документы. ОАО обратилось в администрацию по окончании реконструкции объекта недвижимости. Также администрация в письме указала на расхождение по площади помещения, в буквенном обозначении объектов в документах, представленных заявителем. Названные основания обществом не оспорены, требования статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации не соблюдены по предоставлению пакета документов со ссылкой на нормы Градостроительного кодекса Российской Федерации не приведены.

Следующий пример заключается в несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка. Общество ограниченной ответственности обратилось в арбитражный суд с заявлением к Департаменту градостроительства о признании недействительным разрешения на строительство многоэтажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями. Установлено судом первой инстанции, что обществу с ограниченной ответственностью на праве собственности земля принадлежит. На основании заявления общества с ограниченной ответственностью строительной компании выдано разрешение на строительство Департаментом градостроительства администрации города на строительство многоэтажных жилых домов. Заявитель, оспаривая решения, считал его не обоснованным и нарушающим его права и законные интересы, что пожарные проезды и дороги в соответствии разрешением вынесены на территорию земельного участка, принадлежащего обществу с ограниченной ответственностью. Суд первой инстанции, ссылаясь на положения 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также на заключения о соответствии проекта градостроительному плану земельного участка и положительное заключение государственной экспертизы по документации объекта, пришел к выводу об отсутствии у Департамента оснований для отказа строительной компании в выдаче разрешения на

строительство, следовательно, для удовлетворения оснований заявления общества. Суд апелляционной инстанции установил, что согласно письму градостроительного института, в проекте пожарные отступы составляют 2 - 3 метра от границы участка, что не соответствует требованиям СП 42. 13330. 2011 в котором указано, что следует принимать 8 -10 метров для зданий свыше 10 этажей и 5 - 8 метров для зданий до 10 этажей в этой зоне не допускается размещать ограждения, осуществлять посадку рядовую деревьев и так далее. Таким образом, документация на строительство не соответствует требованиям СП 42. 13330. 2011, которыми установлены основные требования к планировке и застройке городских и сельских поселений. Схема планировочной организации земельного участка не соответствует градостроительному плану земельного участка, планируемого к застройке, превышает отделенную для этих целей площадь. Департамент при рассмотрении этого заявления строительной компании и решении о выдачи разрешения отсутствовали правовые основания для его выдачи, так как документация не соответствовала градостроительному плану. Суд указал, что обстоятельства несоответствия проекта строительства требования градостроительного плана земельного участка установлены обосновано, в том числе и положительным заключением государственной экспертизы, но и не опровергает содержащихся в нем сведений о выявленных несоответствиях.

Анализ судебной практики и законодательства в сфере градостроительной деятельности РФ, позволил сделать следующие выводы.

Градостроительная деятельность, как объект гаржданско - правового регулирования предполагает в качестве цели достижение полезного, общественно значимого эффекта с перспективой дальнейшего развития.

Гражданское правоотношение в сфере градостроительной деятельности есть охраняемое государством, урегулированное нормами права имущественное или личное неимущественное отношение между субъектами градостроительной деятельности по поводу строительства объектов строительства, их реконструкции и капитального ремонта.

Особенности правового статуса органов местного самоуправления, как субъекта градостроительной деятельности, заключается в том, что реализация ими градостроительных функций влечет необходимость использования органами публичной власти гражданско - правовых средств. Данный факт приводит к необходимости участия в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, и предопределяет необходимость их выступления в качестве самостоятельного субъекта гражданского права.

Рациональное территориальное планирование и устранение необоснованных ограничений в деятельности участников градостроительной деятельности, требует создания новых законодательных аспектов, способных учесть весь комплекс условий,

необходимых для подготовки согласно современным требованиям документов планирования, отвечающих интересам проживающих в поселениях граждан.

Исследование механизма гражданско - правового регулирования градостроительной деятельности имеет большое значение для решения практических вопросов обеспечения безопасности и благоприятных условий жизнедеятельности человека, ограничения негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду.

Формирование в РФ значительного объема норм, регулирующих градостроительную деятельность, не решило всего спектра проблем, возникающих по поводу использования земель населенных пунктов. Большое количество судебных споров по поводу выделения земельных участков под строительство, уничтожения природных зон, хаотичного строительства коммуникаций, указывают на необходимость комплексного исследования проблем правового регулирования градостроительной деятельности.

С целью обеспечения правопорядка в градостроительной сфере необходимо внести изменения в градостроительное законодательство и вести разъяснительную работу с населением по отдельным нормам, имеющим неоднозначное толкование и о необходимости соблюдения градостроительных норм.

Список литературы

1. Бунтова О.С., Ревина С.Н. Проблема заинтересованности населения к процедуре публичных слушаний в процессе подготовки территориального

планирования органами муниципального самоуправления // Вопросы современной юриспруденции: сб.ст. по матер. LXX междунар. Научн.- прак-тич. Конф.№2(64).-Новосибирск: СибАК, 2017.-С.18-22.

2. Бунтова О.С. Проблема заинтересованности населения к процедуре публичных слушаний в процессе подготовки территориального планирования органами муниципального самоуправления // Правовое обеспечение политической и общественной деятельности: сборник научных трудов по материалам I Международной научно-практической конференции, 28 февраля 2017 г.Казань: НОО «Профессиональная наука», 2017. С.90-94.

3. Градостроительный кодекс РФ на 2017 год.-М.: Эксмо - Пресс,2017.-224 с.

4. Сергеев А.А. Государственная власть и местное самоуправление: проблема разграничения компетенции // Центр. Регионы. Местное самоуправление: к новой концепции взаимоотношений (Россия и зарубежный опыт). - М.: Формула права, 2000. - С. 128-129.

5. See more at: http://euroasia-science.ru/arx-itektura/razvitie-sistemy-gradostroitelnyx-re-glamentov-dlya-obespecheniya-ustojchivogo-razvitiya-territorij/#sthash.UN23XVFW.dpuf

6. Официальный сайт компании «Консультант-Плюс»

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_ 51040/.

7. Федеральный закон № 131 - ФЗ: Контур. Норматив

https://normativ.kontur.ru/document?moduleId=1&do cumentId=262962 .

Мамедов О.Я.

заместитель прокурора Темрюкской районной прокуратуры, кандидат юридических наук. г. Темрюк. Россия

Мамедов Р.Я.

Место работы: преподаватель филиала ФГБОУ ВПО «Кубанского государственного университета» в г. Тихорецке. Россия

К ВОПРОСУ О ВОЗМОЖНОСТИ РАЗРЕШЕНИЯ ЭВТАНАЗИИ В РОССИИ ON THE QUESTION OF THE POSSIBILITY OF EVANTANIZATION IN RUSSIA

Mamedov O. Ya.

Deputy Prosecutor of Temryuk District Prosecutor's Office, Candidate of Legal Sciences. City of Temryuk. Russia

Mamedov R. Ya.

Place of employment: teacher of the branch of the Kuban State University in the city of Tikhoretsk. Russia

АННОТАЦИЯ

В статье исследуется вопрос возможности применения эвтаназии в России. Авторы разделяют этот процесс на два вида: активная эвтаназия и пассивная. Приходят к выводу о фактическом существовании в России пассивной эвтаназии, хотя российское законодательство предусматривает запрет на осуществление эвтаназии в любом ее виде. В статье обращается внимание на необходимость скорейшего законодательного урегулирования эвтаназии в России, чтобы избежать стихийного развития данного процесса.

ABSTRACT

The article explores the possibility of using euthanasia in Russia. Authors divide this process into two types: active euthanasia and passive. They come to the conclusion about the virtual existence of passive euthanasia in Russia, although Russian legislation provides for a ban on the implementation of euthanasia in any form. The

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.