УДК 34.096
А. С. КИСЕЛЕВ
A. S. KISELEV
Проблема правового регулирования искусственного интеллекта: вопросы теории и практики
The problem of legal regulation of artificial intelligence: issues of theory and practice
Аннотация
Сегодня ряд профессиональных задач, связанных как со сферой ^-технологий, так и с гуманитарными профессиями, реализуется посредством применения элементов искусственного интеллекта. Технологии, основанные на искусственном интеллекте, постоянно совершенствуются, предоставляя людям новые возможности для упрощения и оптимизации труда, сокращения издержек и иных благ, однако темпы развития технологий опережают процесс правового регулирования, порождаю массу проблем.
Проанализированы следующие проблемы регулирования искусственного интеллекта на текущий момент: отсутствует единый закон, закрепляющий все базовые свойства искусственного интеллекта, не разработан механизм опережающего воздействия, нет единой правовой и организационной-технической основы для планомерного развития технологий, основанных на искусственном интеллекте. Отмечен положительный опыт применения искусственного интеллекта правоохранительными органами Российской Федерации во время чемпионата мира
по футболу в 2018 году по предотвращению правонарушений. Рассмотрены два основных подхода по оказанию воздействия на сферу искусственного интеллекта: Regulatory Technology и Supervision Technology.
Было установлено, что искусственный интеллект активным образом интегрируется в государственное управление, экономические процессы, сферу оказания услуг, в том числе, и в юридическую практику. Сделан вывод о необходимости разработки мер по правовому просвещению использования технологий, основанных на искусственном интеллекте.
Ключевые слова: искусственный интеллект, технологии, правовое регулирование, правовое просвещение, опережающее регулирование.
Благодарность: Голоскокову Леониду Викторовичу, доктору юридических наук, кандидату философских наук, доценту, ведущему научному сотруднику научно-исследовательского отдела, Московская академия Следственного комитета Российской Федерации, Россия, г. Москва (за идейную и теоретическую поддержку научных исследований).
Abstract
Today, a number of professional tasks related to both the field of IT technologies and humanitarian professions are implemented through the use of artificial intelligence elements. Technologies based on artificial intelligence are constantly being improved, providing people with new opportunities to simplify and optimize labor, reduce costs and other benefits, but the pace of technology development is ahead of the process of legal regulation, causing a lot of problems.
The following problems of artificial intelligence regulation are analyzed at the moment: there is no single law that fixes all the basic properties of artificial intelligence, a mechanism of proactive impact has not been developed, there is no single legal and organizational-technical basis for the systematic development of technologies based on artificial intelligence. The positive experience of the use of artificial intelligence by law enforcement agencies of the Russian Federation during the 2018 FIFA World Cup for the prevention of offenses was noted. Two main approaches to influencing the sphere of artificial intelligence are considered: Regulatory Technology and Supervision Technology.
It was found that artificial intelligence is actively integrated into public administration, economic processes, the provision of services, including legal practice. It is concluded that it is necessary to develop measures for legal education of the use of technologies based on artificial intelligence.
Keywords: artificial intelligence, technologies, legal regulation, legal education, advanced regulation.
Введение
Сегодня искусственный интеллект в значительной степени заменил человека в процессах, не требующих творческого подхода. Так уже широко распространены промышленные роботы, заменяющие рабочих на конвейерной сборке различной продукции. Далее подобной автоматизации уже подвергаются профессии курьеров, продавцов, кондукторов, и даже священников [2, с. 69]. Широко распространена практика «усиления» трудовых возможностей людей с помощью искусственного интеллекта (далее — ИИ) — своеобразный симбиоз. Значительную часть человеческого труда уже можно делегировать искусственному интеллекту в образовании, переводческой деятельности, обработке научной информации, и т.д.
Основное исследование
По прогнозам экспертов, в ближайшие 15-20 лет умные машины могут заполнить мегаполисы. Уже сейчас многие автомобили оборудованы автопилотом, который работает на основе нейросетей. В скором будущем беспилотный автотранспорт вполне может стать обычным явлением на дорогах. Это произойдёт тогда, когда процент ошибок, совершаемых искусственным интеллектом даже в самых сложных дорожных ситуациях, станет значительно меньше аналогичного процента ошибок водителей-людей. Некоторые процессы в современной экономике уже немыслимы без использования ИИ. Искусственный интеллект, выполняющий работу человека, при всех технологических преимуществах обладает существенным признаком — у него нет человеческого сознания и многих значимых свойств. В этой связи сегодня мы не можем его определить как самостоятельный субъект управленческих,
гражданско-правовых и иных отношений. Эту гипотезу отстаивает С. Г. Абрамов, полагая, что «Изменение общественных отношений за счёт применения систем искусственного интеллекта, наделения их правосубъектностью не имеет целесообразности. В программе, алгоритме ЭВМ нет присущих человеку аксиологических ценностей». Автор делает следующее заключение, что «программа искусственного интеллекта (искусственного антропоида) не будет детерминирована выполнением трудовой функции в обществе» [1, с. 51].
Не так давно, в 2020-м году, американский предприниматель Илон Маск говорил о завершении работ над искусственным интеллектом для автомобиля Tesla. Опыт работы показал, что человечество уже приближается к ситуации, когда искусственный интеллект будет существенно умнее, чем люди.
Искусственный интеллект может совершить революцию и в судебной системе. Ученые уже разрабатывают программы, которые способны быстро анализировать большие объемы судебных материалов. Когда искусственный интеллект научится выносить компетентные решения, то объем работы человека-судьи будет значительно снижен, а в более смелых прогнозах привычных судей можно будет и вовсе заменить.
Современный этап развития искусственного интеллекта характеризуется передачей ему всё более сложных творческих функций. К примеру, нейросеть Dal-1е-2 способна преобразовать любой текст в соответствующее изображение1. Например, пользователь описывает с нужными подробностями определенную сцену, кото-
1 Официальный сат «Хабр» [Электронный ресурс]. — Точка доступа: https://habr.com/ru/company/ruvds/blog/678876/ (дата обращения: 31.12.2022 г.).
рую хочет получить в итоге, а нейросеть создает достаточно профессиональный рисунок согласно заданным параметрам.
Ещё одно перспективное направление использования искусственного интеллекта (давно описанное в художественных произведениях) — в качестве персонального помощника, который будет выполнять за человека большую часть дел на работе и дома: договариваться о встречах, покупать продукты и одежду, отвечать на звонки и т.д.
Попытки понять механизм и принципы работы человеческого интеллекта предпринимались с античных времён на философском, мифологическом, религиозном уровнях. С XIX века человеческий интеллект изучается современными научными методами. Но даже при современных средствах человеческое мышление не изучено до конца. Неполнота знаний о естественном человеческом интеллекте логически приводит к тому, что нет и полной общепринятой теории искусственного интеллекта. В действующем российском законодательстве, в одном из нормативных актов, регулирующих применение искусственного интеллекта, «Национальной стратегии развития искусственного интеллекта на период до 2030 года», утверждённой Указом Президента РФ от 10 октября 2019 года № 490 «О развитии искусственного интеллекта в Российской Федерации», содержится следующее определение ИИ: «это комплекс технологических решений, позволяющих имитировать когнитивные функции человека, включая самообучение и поиск решений без заранее заданного алгоритма, и получать при выполнении задач результаты, сопоставимые, как минимум, с результатами интеллектуальной деятельности человека».
Искусственный интеллект появился во второй половине XX века. С тех пор тех-
нологии, позволяющие машинам решать «интеллектуальные» задачи, непрерывно совершенствовались, сначала на Западе и в СССР, затем к этому процессу подключились наиболее развитые страны Азии: Япония, Китай, Корея и другие.
Согласимся с позицией Т.Б. Новиковой о том, что «необходимость разработки в России закона об искусственном интеллекте является неоспоримой» [5, ^ 137]. Правовые нормы, регулирующие вопросы, связанные с искусственным интеллектом, стали появляться в развитых странах в середине 2010-х гг. На сегодняшний день, в некоторых развитых странах уже изменены, например, правила дорожного движения, так чтобы учитывать наличие на дорогах управляемых искусственным интеллектом транспортных средств. Однако, и для развитых стран наиболее актуальной задачей в этом направлении является создание правовых норм для развития и внедрения в жизнь существующих технологий. Ранее нами поднимались проблемы флуктуации нормативно-правовых актов, регулирующих сферу применения технологий искусственного интеллекта в международной практике [6].
Для Российской Федерации, как и для других стран, на повестке дня стоит не столько вопрос регуляции деятельности ИИ, сколько создание условий для развития ИИ, пока ещё мало представленного в общественной жизни. Данные технологии очень перспективны, но вместе с тем, и очень сложны, а значит, их создание и внедрение требует значительных усилий: в первую очередь, создания и финансирования наиболее передовой научно-технической базы.
Что же касается регуляции уже применяемого на практике ИИ, то, обращаясь к зарубежному опыту, можно выделить два основных подхода по оказанию воз-
действия на сферу искусственного интеллекта: Regulatory Technology (набор технологий, позволяющих эффективно выполнять требования регуляторов, контролировать риски и упрощать процесс отчётности в любой сфере) и Supervision Technology (технологии, которые используют надзорные органы для поддержки и улучшения, оптимизации контрольно-надзорных мероприятий).
Оба указанных подхода активно применяются современными государствами, в частности — для развития экономической сферы. Очевидно, что вопросы применения искусственного интеллекта и цифровизации для наиболее развитых государств находятся в числе приоритетных.
К примеру, Regulatory Technology и Supervision Technology, реализуемые посредством применения искусственного интеллекта, уже позволяют оказывать существенную помощь в противодействии отмыванию доходов, мошенническим операциям, финансированию распространения оружия и т.д. Данные угрозы стоят перед всеми государствами современности и применение искусственного интеллекта позволяет решать множество задач более эффективно.
Кроме того, сегодня существуют системы автоматизации юридической деятельности, основанные на искусственном интеллекте. Одна из самых известных из них — «Legal Technology» (LegalTech).
Как отмечает А.В. Минбалеев, основным вектором развития отрасли LegalTech выступает такое направление, как внедрение новых программ по цифровиза-ции юридического профиля [4, c. 36-40]. М. Е. Косов указывает: «Сегодня рынок LegalTech растет во всем мире и охватывает широкий спектр услуг. Некоторые из них призваны помочь юридическим фирмам приобрести больше клиентов. Другие
направлены на улучшение работы с клиентами, помогая юристам работать более эффективно и более оперативно предоставлять юридические услуги» [3, с. 20].
Данная технология позволяет упростить и снизить нагрузку на персонал компании, который занимается рутинной юридической работой. Таким образом упрощается электронный документооборот и сокращается время составления юридических документов (исковых заявлений, писем, обращения, жалоб, возражений и т.д.). Помимо этого, LegalTech позволяет повысить скорость поиска при работе с различными государственными реестрами.
Как уже было отмечено, системы, основанные на искусственном интеллекте, позволяют выявить лиц, причастных к террористической деятельности. В России, например, такой метод работы применялся полицией во время проведения чемпионата мира по футболу летом 2018 года, и позволил опознать и задержать несколько лиц, находившихся в международном розыске. С учетом текущей политической напряженности и агрессии со стороны недружественных стран стоит продолжать работу в данном направлении, используя положительный практический опыт в повседневной деятельности правоохранительных органов всех уровней.
Заключение
С учетом вышеизложенного можно сделать вывод о том, что на процесс создания норм юридического регулирования искусственного интеллекта существенное влияние оказывают общественные ценности, которые, на первый взгляд, далёкие от новейших технологий. Развитие отраслей права, регулирующих сферу применения искусственного интеллекта, приведёт к изменению некоторых уже имеющихся правовых норм и терминов. Так,
в России под влиянием этого процесса уже меняются ГОСТы, определяющие, что такое «документ», «информация» и пр.
Полагаем, что необходимо широкое правовое просвещение населения о природе и специфике практического применения искусственного интеллекта в целом с целью устранения мифов и предрассудков, а также разъяснения гражданам особенностей функционирования тех или иных технологий. По оценкам специалистов, уже через десятилетие в большинстве технических специальностей будут
Список литературы
1. Абрамов С. Г. Конституционные основы правового регулирования предпринимательской деятельности (исследование объекта правового регулирования деятельности искусственного интеллекта) // Пробелы в российском законодательстве. — 2019. — № 2. — С. 51-58.
2. Конев С. И., Цокова Б. А. Этико-правовые проблемы регулирования искусственного интеллекта и робототехники в отечественном и зарубежном праве // Образование. Наука. Научные кадры. — 2020. — №4. С.68-73.
3. Косов М.миЕ. Рынок LegalTech: обзор и перспективы развития // Международный журнал гражданского и торгового права. — 2019. — № 2. — С. 19-29.
4. МинбалеевА. В. Понятие и признаки LegalTech // Юридический мир. — 2022. — № 5. — С. 36-40.
5. Новикова Т.Б. Правовое регулирование использования искусственного интеллекта в сфере государственных закупок // Modern Science. — 2020. — № 4-4. — С. 135-137.
6. On the Problem of Legal Regulation of Technologies with Elements of Artificial Intelligence / A. S. Kiselev, A. V. Barkov, A. P. Sokolov, Y. S. Grishina // Smart Innovation, Systems and Technologies. — 2022. — Vol. 288. — P. 45-51.
внедрены технологии, в значительной степени основанные на искусственном интеллекте. Более того, и во многих гуманитарных профессиях также идёт активное внедрение технологий, использующих машинное обучение в своих областях деятельности. Именно поэтому нам стоит не решать проблемы искусственного интеллекта по мере их поступления, а скорректировать нашу правовую систему таким образом, чтобы сегодня мы знали, как их преодолеть в будущем.
References
1. AbramovS. G. Konstitucionnye osnovy pravovogo regulirovaniya predprinimatel'skoj deyatel'nosti (issledovanie ob"ekta pravovogo regulirovaniya deyatel'nosti iskusstvennogo intellekta) [Constitutional foundations of legal regulation of entrepreneurial activity (research of the object of legal regulation of artificial intelligence activity)] // Gaps in Russian legislation, 2019, No. 2, pp. 51-58. (In Russian).
2. KonevS. I., Tsokova B. A. Etiko-pravovye problemy regulirovaniya iskusstvennogo intellekta i robototekhniki v otechestvennom i zarubezhnom prave [Ethical and legal problems of regulation of artificial intelligence and robotics in domestic and foreign law] // Education. The science. Scientific personnel. 2020, No. 4, pp. 68-73. (In Russian).
3. KosovM.E. Rynok LegalTech: obzor i perspektivy razvitiya [LegalTech market: overview and development prospects] // International Journal of Civil and Commercial Law, 2019, No. 2, pp. 19-29. (In Russian).
4. MinbaleevA. V. Ponyatie i priznaki LegalTech [The concept and signs of LegalTech] // Legal World, 202, No. 5, pp. 36-40. (In Russian).
5. Novikova T. B. Pravovoe regulirovanie ispol'zovaniya iskusstvennogo intellekta v sfere gosudarstvennyh zakupok [Legal regulation of the use of artificial intelligence in public procurement] // Modern Science, 2020, No 4-4,pp. 135-137. (In Russian).
6. On the problem of legal regulation of technologies with elements of artificial intelligence / A. S. Kiselev, A. V. Barkov, A. P. Sokolov, Yu. S. Grishina // Intellectual innovations, systems and technologies, 2022, Vol. 288, pp. 45-51.
ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ
Киселев Александр Сергеевич, кандидат юридических наук, старший преподаватель департамента международного и публичного права Юридического факультета Финансового университета при Правительстве РФ
alskiselev@fa.ru
ABOUT THE AUTHOR
Alexander S. Kiselev, PhD in Law, Senior Lecturer of the Department of International and Public Law of the Faculty of Law of the Financial University under the Government of the Russian Federation
alskiselev@fa.ru
Статья поступила в редакцию 17.02.23; одобрена после рецензирования 10.03.23;
принята к публикации 17.03.23; Авторы прочитали и одобрили окончательный вариант рукописи.
The article was submitted 17.02.23; approved after reviewing 10.03.23;
accepted for publication 17.03.23; The authors read and approved the final version of the manuscript.