Научная статья на тему 'Проблема прав человека в контексте идей гуманизма и трансгуманизма'

Проблема прав человека в контексте идей гуманизма и трансгуманизма Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
451
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗМ / ИДЕЯ ГУМАНИЗМА / ТРАНСГУМАНИЗМ / ЧЕЛОВЕК / ЛИЧНОСТЬ / ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ ДОСТОИНСТВО / ПРАВА ЧЕЛОВЕКА / ОБЩЕСТВО / АНТРОПОЛОГИЧЕСКИЙ КРИЗИС / HUMANISM / THE IDEA OF HUMANISM / TRANSHUMANISM / PERSON / PERSONALITY / HUMAN DIGNITY / HUMAN RIGHTS / SOCIETY / ANTHROPOLOGICAL CRISIS

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Оботурова Н. С.

В статье анализируется влияние идеи гуманизма на формирование концепции прав человека, показано, что гуманизм является сложным феноменом, проявляющимся в различных формах общественного сознания и социальной практики. Автор рассматривает гуманизм как идею, в которой выявляются несоответствия между желаемым и действительным на разных этапах истории, что определяет ее программный характер и превращает в важнейший фактор общественного развития и способ разрешения противоречивой сущности человека. По мнению автора, главной проблемой в разработке концепции прав человека, предназначенной для применения ко всем людям, в отличие от юридических и гражданских прав, было обоснование универсальной фундаментальной составляющей идентичности субъектов этих прав, не связанной с конкретным пространством и временем. В статье обосновывается, что решающую роль в формировании концепции прав человека сыграли идеи гуманизма Нового времени, утвердившие картину мира, в которой человек как разумное, моральное, свободное существо, способное творить самого себя, занял центральное место. Подчеркивается важность современного критического анализа диалектики Просвещения, так как реализация его идеалов привела не только к научно-техническим и социальным достижениям, но и к совершенно противоположным результатам, таким как глобальные кризисы экологический и антропологический. Автор проблематизирует тему прав человека, считая, что сегодня она нуждается в правовом и философском осмыслении в контексте той новой зоны риска, которую открыли антропологический кризис и попытка выйти из него путем трансгуманистической эволюции. Именно концепция прав человека в современной ее интерпретации должна выступить стабилизирующим фактором в разработке сценариев будущего нашей цивилизации, определении границ преобразования человека и социума.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROBLEM OF HUMAN RIGHTS IN THE CONTEXT OF THE IDEAS OF HUMANISM AND TRANSHUMANISM

The article analyzes the influence of the idea of humanism on the formation of the concept of human rights, it is shown that humanism is a complex phenomenon, manifested in various forms of social consciousness and social practice. The author considers humanism as an idea in which discrepancies between the desired and the actual at different stages of history are revealed, which determines its programmatic nature and turns it into the most important factor in social development and the way to resolve the contradictory nature of man. According to the author, the main problem in the development of the concept of human rights, designed to apply to all people, unlike legal and civil rights, was the justification of the universal fundamental component of the identity of the subjects of these rights, not related to a specific space and time. The article substantiates that the decisive role in shaping the concept of human rights was played by the ideas of humanism of the New Age, which confirmed the picture of the world in which a person, as a rational, moral, free, independent creature capable of creating himself, took center stage. The importance of a modern critical analysis of the dialectics of the Enlightenment is emphasized, since the implementation of its ideals led not only to scientific, technical and social achievements, but also to completely opposite results, such as global crises environmental and anthropological. The author problematizes the topic of human rights, believing that today it needs legal and philosophical reflection in the context of the new risk zone that the anthropological crisis has opened and an attempt to get out of it through transhumanistic evolution. It is the concept of human rights in its modern interpretation that should act as a stabilizing factor in developing scenarios for the future of our civilization, determining the boundaries of the transformation of human and society.

Текст научной работы на тему «Проблема прав человека в контексте идей гуманизма и трансгуманизма»

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-155-161 УДК 340.114

Минин

Проблема прав человека в контексте идей гуманизма

и трансгуманизма

Н. С. ОБОТУРОВА

Вологодский институт права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5430-5059, е-таИ: oboturova@inbox.ru

Реферат. В статье анализируется влияние идеи гуманизма на формирование концепции прав человека, показано, что гуманизм является сложным феноменом, проявляющимся в различных формах общественного сознания и социальной практики. Автор рассматривает гуманизм как идею, в которой выявляются несоответствия между желаемым и действительным на разных этапах истории, что определяет ее программный характер и превращает в важнейший фактор общественного развития и способ разрешения противоречивой сущности человека. По мнению автора, главной проблемой в разработке концепции прав человека, предназначенной для применения ко всем людям, в отличие от юридических и гражданских прав, было обоснование универсальной фундаментальной составляющей идентичности субъектов этих прав, не связанной с конкретным пространством и временем. В статье обосновывается, что решающую роль в формировании концепции прав человека сыграли идеи гуманизма Нового времени, утвердившие картину мира, в которой человек как разумное, моральное, свободное существо, способное творить самого себя, занял центральное место. Подчеркивается важность современного критического анализа диалектики Просвещения, так как реализация его идеалов привела не только к научно-техническим и социальным достижениям, но и к совершенно противоположным результатам, таким как глобальные кризисы - экологический и антропологический. Автор проблематизирует тему прав человека, считая, что сегодня она нуждается в правовом и философском осмыслении в контексте той новой зоны риска, которую открыли антропологический кризис и попытка выйти из него путем трансгуманистической эволюции. Именно концепция прав человека в современной ее интерпретации должна выступить стабилизирующим фактором в разработке сценариев будущего нашей цивилизации, определении границ преобразования человека и социума.

Ключевые слова: гуманизм; идея гуманизма; трансгуманизм; человек; личность; человеческое достоинство; права человека; общество; антропологический кризис.

12.00.01 - Теория и история права и государства; история учений о праве и государстве

Для цитирования: Оботурова Н. С. Проблема прав человека в контексте идей гуманизма и трансгуманизма. Пенитенциарная наука. 2020; 14(2): 155-161. йО! 10.46741/2686-9764-2020-14-2-155-161.

The problem of human rights in the context of the ideas of humanism and transhumanism

N. S. OBOTUROVA

the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Vologda, Russian Federation

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-5430-5059, e-mail: oboturova@inbox.ru

Abstract. The article analyzes the influence of the idea of humanism on the formation of the concept of human rights, it is shown that humanism is a complex phenomenon, manifested in various forms of social consciousness and social practice. The author considers humanism as an idea in which discrepancies between the desired and the actual at different stages of history are revealed, which determines its programmatic nature and turns it into the most important factor in social development and the way to resolve the contradictory nature of man. According to the author, the main problem in the development of the concept of human rights, designed to apply to all people, unlike legal and civil rights, was the justification of the universal fundamental component of the identity of the subjects of these rights, not related to a specific space and time. The article substantiates that the decisive role in shaping the concept of human rights was played by the ideas of humanism of the New Age, which confirmed the picture of the world in which a person, as a rational, moral, free, independent creature capable of creating himself, took center stage. The importance of a modern critical analysis of the dialectics of the Enlightenment is emphasized, since the implementation of its ideals led not only to scientific, technical and social achievements, but also to completely opposite results, such as global crises - environmental and anthropological. The author problematizes the topic of human rights, believing that today it needs legal and philosophical reflection in the context of the new risk zone that the anthropological crisis has opened and an attempt to get out of it through transhumanistic evolution. It is the concept of human rights in its modern interpretation that should act as a stabilizing factor in developing scenarios for the future of our civilization, determining the boundaries of the transformation of human and society.

Key words: humanism; the idea of humanism; transhumanism; person; personality; human dignity; human rights; society; anthropological crisis.

12.00.01 - Theory and history of law and state; history of studies of law and state

For citation: Oboturova N. S. The problem of human rights in the context of the ideas of humanism and transhumanism. Penitenciarnaya nauka = Penitentiary Science. 2020; 14(2):155-161. (In Russ.). DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-155-161.

Взаимосвязь прав человека с идеей гуманизма, представляющаяся очевидной, при ближайшем рассмотрении оказывается более сложной, неоднозначной, нуждающейся в современной проблематизации. Несмотря на то что любой словарь дает нам соответствующее той или иной области научного знания определение гуманизма, в настоящее время «нет единого подхода в понимании того, чем является гуманизм: идеалом, идеей, суммой идей, суммой ценностей и норм поведения, мировоззрением, принципом общежития и даже, по утверждению современных представителей светского гуманизма, он должен стать господствующей парадигмой» [10, с. 7].

В самом общем виде гуманизм понимается как мировоззрение, утверждающее ценность человека, его право на счастье, развитие и реализацию своих положительных

способностей, а также возможность свободно и ответственно участвовать в жизни мира и общества. В более узком смысле мы можем говорить о гуманизме как идейном движении эпохи Возрождения, и как идее, воплотившейся в различных социально-философских и правовых концепциях, прежде всего концепции прав человека, и как практике общественных отношений, проявляющейся в смягчении нравов и законов, отказе от пыток и жестоких наказаний, расширении прав и свобод личности и отдельных социальных групп и т. д. Термин «гуманизм» для обозначения выражения высшей значимости человека был введен в научно-просветительский оборот в начале XIX в. немецким педагогом Ф. Нитхаммером. В современной культуре гуманизм существует как ее универсальное общечеловеческое основание, идеал общественного устройства, челове-

ческих отношений, а также взаимоотношений человека и общества.

Идея гуманизма, с точки зрения современных исследователей, имеет свои естественные и социальные предпосылки, заключающиеся во врожденной эмпа-тии, свойственной человеку как живому существу, и самосознании и интеллекте как свойствах человека как социального гражданского существа. Эмпатия в форме альтруизма как гуманного отношения к объекту имеет природные корни, она была необходима человеку для сохранения своего рода и передачи генов последующим поколениям. Изначально эмпатия и альтруистическое поведение проявлялись исключительно по отношению к членам своей группы, но по мере распространения представлений о своей группе на более широкий круг людей развивались и формы альтруистического поведения. И в древней, и в новой и новейшей истории мы находим множество примеров героизма и святости, проявления способности человека к самопожертвованию ради других людей.

Противоположны идее гуманизма также вытекающие из закономерностей естественно-групповых отношений все проявления ксенофобии, этноцентризма, религиозной нетерпимости. Корни этих феноменов лежат в периоде становления общества, когда в целях самосохранения роды и племена представителей других групп воспринимали как врагов, поэтому проблемы человечности, гуманности в то время быть не могло. Возникновение и развитие гуманизма связано с расширением представлений людей о своей группе вплоть до включения в нее всего человечества, мировоззренческим осознанием ценности каждого человека. Стремление к этому, имевшее место в истории, теоретически оформилось в идею гуманизма. Гуманизм как идея, в отличие от других форм его духовного осмысления, имеет важные специфические особенности, выражающиеся прежде всего в выявлении несоответствия между желаемым и действительным. Это обстоятельство определило программный характер идеи гуманизма, превративший ее в «один из факторов общественного развития, способ разрешения противоречивой сущности человека как продукта одновременно естественной и социальной эволюции» [10, с. 13].

Гуманизм как культурно-историческая традиция зародился в древнегреческой цивилизации. Изначально он возник внутри философии как антропоцентрический

принцип познания, развитие которого связывают с именем Протагора и его знаменитым утверждением о том, что человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуществующих, что они не существуют. Идея гуманизма развивалась во все последующие века, различным образом проявляясь в эпохи Возрождения и Просвещения. В эпоху Возрождения она воплотилась в широком направлении общественной мысли, представители которого обратили свое внимание на исследование и утверждение человека как личности, индивидуальности, наделенной способностью к деятельности, творчеству. На этой основе признавалась высшая ценность человека в системе материальных и духовных ценностей бытия. Именно такое понимание гуманизма легло в основу последующего его развития.

Представители гуманизма Нового времени пошли дальше и в противовес космоцен-тризму античности и теоцентризму средневековья утвердили картину мира, в которой человек как свободное, независимое существо, способное «творить самого себя, придавать себе ту природу, которую он сам пожелает как субъект познания и деятельности, опирающийся в своих действиях на собственный разум и потенции» [7, с. 568], занял центральное место. Идеи, составившие основу антропоцентризма, такие как идеал свободной автономной индивидуальности, представление о человеке как деятельном, преобразующем существе, вера в безграничные возможности прогресса и др., казались абсолютными, универсальными и не ставились под сомнение до второй половины ХХ в. История показала, что «развитие техногенной цивилизации, ее переход к индустриальному, а от него к постиндустриальному обществу привели не только к частичной реализации предполагаемых достижений, но и к совершенно непредсказуемым, противоположным результатам» [9, с. 79], таким как глобальные экологический и антропологический кризисы, однако все это случится позже. В свое же время идеи просветителей играли огромную эмансипирующую и прогностическую роль, и осмысление противоречивой диалектики Просвещения было впереди.

Философским определением гуманизма в эпоху Просвещения, имеющим непреходящее значение, стало знаменитое кантовское «поступай так, чтобы ты всегда относился к человечеству и в своем лице и в лице всякого другого так же, как к цели, и никогда не от-

носился бы к нему только как к средству» [4, с. 270]. Рассуждая об условии, при котором человек мог бы быть целью, то есть иметь не только относительную внешнюю ценность, то есть цену, но и внутреннюю ценность, то есть достоинство, Кант подчеркивал, что в качестве такового выступает моральность, при которой «только и возможно, чтобы разумное существо было целью самой по себе, так как только благодаря ей можно быть законодательствующим членом в царстве целей... только нравственность и человечество, поскольку оно к ней способно, обладают достоинством» [4, с. 277].

Именно в эту эпоху в близком к современному понимании начинает формироваться и концепция прав человека, предназначенных для применения ко всем людям в отличие от юридических и гражданских прав. Большую роль в ее развитии сыграли идеи Г. Гроция, Дж. Селдена, Т. Гоббса, Дж. Лок-ка, Ш. Монтескье, Т. Джефферсона и других мыслителей и общественных деятелей. Благодаря им идея прав человека уже в XVIII в. была инкорпорирована в структуру системы управления. Особое значение имели идеи Дж. Локка, полагавшего, что естественное состояние, в котором находятся все люди, - это «состояние полной свободы в отношении их действий и в отношении распоряжения своим имуществом и личностью в соответствии с тем, что они считают подходящим для себя в границах закона природы, не испрашивая разрешения у какого-либо другого лица и не завися от чьей-либо воли» [3, с. 263]. Юридические и гражданские права, с точки зрения Локка, должны исходить из этих естественных прав, составляющих базовую универсальную основу правового статуса человека. Идеи мыслителей Нового времени о естественности и незыблемости прав и индивидуальных свобод человека были в дальнейшем использованы в государственно-правовом развитии многих народов, например легли в основу американской Декларации независимости, французской Декларации прав человека, других политических документов, и по сей день составляют фундамент конституционализма во многих современных государствах. Вместе с тем в развитии концепции прав человека, разработанной мыслителями Нового времени, несмотря на ее базовый, универсальный характер, обнаруживались и противоречия. Так, современные исследователи проблемы отмечают, что сейчас понимание права «базируется на признании ценности не самого по себе закона, каким

бы он ни был, а закона, защищающего свободу и достоинство каждого частного лица» [11, с. 21]. При этом люди, как отмечает Г. А. Гаджиев, анализируя практику работы Европейского суда по защите прав человека, не только защищают свои права, но и стремятся к превращению своих представлений о них в общеобязательные. Сегодня подобное специфическое понимание гуманизма и прав человека касается и таких непростых вопросов, как родительство, семья, брак, гендерная идентичность и т. д., которые находятся на стыке традиции, морали и права и от концептуального решения которых зависят перспективы развития человеческого рода. В связи с обозначенной проблемой актуальным представляется мнение В. В. Лапаевой, считающей, что «привнесение в понятие права некоторых элементов здорового традиционализма не повредило бы тем общепризнанным на уровне международно-правовых институтов трактовкам прав человека, в которых индивидуалистическое начало приобретает чрезмерный характер» [11, с. 26].

Обоснование общей фундаментальной составляющей идентичности субъектов прав, не связанной со временем и пространством и общественно-историческими отношениями с другими субъектами, того, что относится ко всем без исключения людям и может стать образцом для признания и осуществления прав, и было главной проблемой в формировании концепции прав человека на всем протяжении ее существования. Эта идея человеческой идентичности, не зависящей от социального контекста, подвергалась жесткой критике уже в начале XIX в. Так, И. Бентам называл естественные права «напыщенной ерундой» именно за утверждение человеческой идентичности вне общественно-исторических отношений. Особенно непримиримым критиком абстрактных, исключенных из социального контекста естественных прав выступил спустя несколько десятилетий К. Маркс, подвергнувший сомнению само понятие «человек» в отрыве от понятия «гражданин». Однако признание именно такой универсальной человеческой идентичности в разумности, моральности и свободе составило в конечном итоге основу концепции прав человека.

Таким образом, представление о том, что все люди просто исходя из принадлежности к человеческому роду обладают некоторыми общими правами и могут предъявлять по отношению ко всем другим субъектам

законные требования, сформировалось относительно недавно. Применение его к глобальным взаимодействиям людей актуализировалось только в ХХ в., после того как страшный опыт двух мировых войн, отнявших у людей их базовые естественные права, прежде всего право на жизнь, не оставил сомнений относительно настоятельной необходимости утверждения и защиты прав человека как основы гуманизма. Современное понимание прав человека, по мнению И. Кучуради, состоит в признании того, что со всеми людьми нужно обращаться некоторым особым образом, а именно таким, который позволил бы человеческому существу реализовать его возможности человеческого существа. «С человеком нужно обращаться этим особым образом, поскольку в жизни большинство человеческих существ лишает другие человеческие существа этих возможностей» [5, с. 48]. Политически и юридически концепция прав человека воплотилась во Всеобщей декларации прав человека, первая статья которой провозглашает: «Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства». В качестве абсолютных, универсальных, метафизических оснований прав человека, таким образом, выступают природные характеристики человека как такового - интеллектуальная (разум) и этическая (совесть). Из них же выводится и необходимость поступать в отношении друг друга в духе братства, то есть права человека утверждаются и в качестве принципов действия, представляющих собой попытку - все еще совершенно недостаточную как практически, так и теоретически - внести этические требования в социальную организацию, право и политику [5, с. 48].

Необходимо отметить, что осмысление идеи гуманизма было бы неполным только в русле научной разработки, так как свою особенную роль в утверждении гуманистического мировоззрения сыграли все формы духовной жизни общества. Значительный вклад в развитие идеи гуманизма исторически внесло религиозное, в частности христианское, ее понимание. Христианские заповеди «возлюби ближнего как самого себя» и «любите врагов ваших, благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих и гонящих вас» ознаменовали новый этап в развитии гуманизма. Христианский принцип гуманизма, объединивший людей на основе

того, что все они дети божьи, и отвергший значимость экономических, политических и социокультурных различий между людьми, обрел как сторонников, так и противников. Одним из самых известных критиков религиозной версии гуманизма был К. Маркс, который считал, что гуманизма в полном смысле этого слова не может быть в христианстве, которое никогда не поставит человека выше Бога. Он прямо противопоставлял религию и гуманизм, считая, что становлением теоретического гуманизма является атеизм, а практическим гуманизмом выступает коммунизм. С точки зрения Маркса, «атеизм есть гуманизм, опосредованный с самим собой путем снятия религии, а коммунизм -гуманизм, опосредованный с самим собой путем снятия частной собственности. Только путем снятия этого опосредования, являющегося, однако, необходимой предпосылкой, возникает положительно начинающий с самого себя, положительный гуманизм» [6, с. 169].

В свою очередь, западный «безрелигиозный» гуманизм был предметом критического анализа русской религиозной философии. Так, С. Л. Франк считал, что, отвергнув Бога и осознав себя земным богом, человек полностью перевернул свою духовную жизнь. Сущность этого переворота философ видел в том, что «утратив сознание трансцендентной, сверхмирно-духовной основы своего бытия - сознание Бога, человек заменил нераздельно-неслиянное двуединство своего богочеловеческого, боготварного существа какой-то смутной мешаниной обоих начал, которую он противоречиво пытается втиснуть в свое только природное существо и мнит усмотреть в имманентном составе последнего» [12]. Философский анализ противоречий гуманизма был предложен и Н. А. Бердяевым, который считал, что гуманизм, зародившись в отпадении от Бога, с одной стороны, несет опасность истребления человека, с другой - является путем свободы человека, испытания его творческих сил и самораскрытия человеческой природы. По мнению философа, именно свобода и является главным содержанием христианства, она безмерно дорога христианину, «потому что свобода есть пафос его веры, потому что Христос есть свобода» [1, с. 255]. Представляется, что сегодня актуально говорить о сближении позиций светского и религиозного гуманизма, особенно перед лицом тех глобальных опасностей, с которыми столкнулось человечество в постиндустриальную эпоху своего развития

и которые поставили под вопрос само привычное существование человека и человечества.

К глобальным проблемам современной цивилизации исследователи относят прежде всего экологический и антропологический кризисы, «ускоряющиеся процессы отчуждения, изобретение все новых средств массового уничтожения, грозящих гибелью всему человечеству» [2, с. 17]. Проявлением кризиса В. С. Степин считает и увеличение количества мутагенных факторов вследствие воздействия загрязненной окружающей среды через появление новых видов болезнетворных микробов и вирусов и повышения давления на человека стрессовых нагрузок. Стремление осмысливать и решать эти проблемы в привычной для техногенного общества технологической парадигме привело к росту популярности идей трансгуманизма, представители которого считают, что «через ряд промежуточных этапов станет возможным технологическое решение таких сверхзадач, как создание искусственного тела, различных аватаров, построение действующих моделей организма и психической самоорганизации на суперкомпьютерах» [9, с. 80] и наступит новый период преобразования земной цивилизации. Анализируя эти перспективы, современные исследователи обращают внимание на скрытую в них новую угрозу, состоящую в том, что «идеология трансгуманизма как нового супероптимистического, технологического проекта направлена не только на преобразование человеческой телесности, но и на отказ от нее и достижение на этой осно-

ве кибернетического бессмертия» [9, с. 81]. Современные тенденции переконструирования биологической основы человека могут иметь непредсказуемые последствия, так как они абстрагированы от понимания того, что телесность человека не является просто нейтральным биологическим фоном его социального бытия, а представляет собой почву, «на которой выросла человеческая культура и вне которой невозможны были бы состояния человеческой духовности» [2, с. 19]. Разумеется, можно воспринимать идеи трансгуманизма об изменении биологической основы человека, создании искусственного тела и кибернетическом бессмертии как утопические, но история свидетельствует о том, что наука претворяла в жизнь и более фантастические проекты. В связи с этим сегодня идея гуманизма и ее выражение в правах человека могут сыграть ключевую роль в осмыслении и преодолении той новой зоны риска, которую открыли антропологический кризис и попытка выйти из него путем трансгуманистической эволюции, а концепция прав человека в современной ее интерпретации должна выступить стабилизирующим фактором в разработке сценариев будущего нашей цивилизации, определении границ преобразования человека и социума. Права человека как гарантированную законом и обеспеченную судебной защитой способность реализации в различных сферах жизнедеятельности [8, с. 19] необходимо рассматривать в качестве универсального феномена, имеющего не только юридические, но и нравственные и социокультурные характеристики.

I СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Бердяев, Н. А. Философия свободы / Н. А. Бердяев. - Москва : АСТ, 2004. - 333 с. - ISBN 5-17-021919-9.

2. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция / под редакцией профессора Д. И. Дубровского. - Москва : МБА, 2013. - 272 с. - ISBN 978-5-906325-26-6.

3. Локк, Дж. Два трактата о правлении / Джон Локк // Сочинения. В 3 томах. Том 3 / Джон Локк. - Москва : Мысль, 1988. - С. 137-405. - ISBN 5-244-00085-3.

4. Кант, И. Сочинения. В 6 томах. Том 4. Часть 1 / И. Кант. - Москва : Мысль, 1965. - 554 с.

5. Кучуради, И. Понятия человеческого достоинства и прав человека / И. Кучуради // Вопросы философии. - 2018. -№ 5. - С. 43-50.

6. Маркс, К. Экономическо-философские рукописи 1844 г. / К. Маркс // Сочинения. В 50 томах. Том 42 / К. Маркс, Ф. Энгельс. - Москва : Политиздат, 1974. - С. 41-174.

7. Межуев, В. М. Гуманизм / В. М. Межуев // Новая философская энциклопедия. В 4 томах. Том 1. - Москва : Мысль, 2010. - С. 268. - ISBN 978-2-244-01116-6.

8. Нагорных, Р. В. Административно-правовое регулирование государственной службы Российской Федерации в правоохранительной сфере : автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора юридических наук / Нагорных Роман Вадимович. - Москва, 2017. - 42 с.

9. Оботурова, Г. Н. Трансгуманизм - утопия или реальность? / Г. Н. Оботурова // Вестник института: преступление, наказание, исправление. - 2015. - № 1 (29). - С. 79-82.

10. Субботина, Н. Д. Идея гуманизма как фактор общественного развития / Н. Д. Субботина // Вопросы философии. - 2018. - № 8. - С. 5-15.

11. Право и национальные традиции : материалы «круглого стола» / А. А. Гусейнов [и др.] // Вопросы философии. - 2016. - № 12. - С. 5-41.

12. Франк, С. Л. Реальность и человек / С. Л. Франк. - URL: http://altrea.narod.ru/frank/realnost.html (дата обращения: 25.05.2020).

| REFERENCES

1. Berdyaev N. A. Filosofiya svobody [Philosophy of freedom]. Moscow, 2004. 333 p. (In Russ.).

2. Dubrovskij D. I. (red.) Global'noe budushchee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyuciya [Global Future 2045. Converged Technologies (NBICS) and Transhumanist Evolution]. Moscow, 2013. 272 p. (In Russ.).

3. Lokk Dzh. Dva traktata o pravlenii [Two Treatises of Government]. Sochineniya. V3 tomah. Tom 3 [Compositions in 3 vol. Vol. 3]. Moscow, 1988, pp. 137-405. (In Russ.).

4. Kant I. Sochineniya. V6tomah. Tom4. CHast' 1 [Works in 6 vol. Vol. 4, part 1]. Moscow, 1965. 554 p. (In Russ.).

5. Kuchuradi I. Ponyatiya chelovecheskogo dostoinstva i prav cheloveka [The concepts of human dignity and human rights]. Voprosy filosofii - Philosophy Issues, 2018, no. 5, pp. 43-50. (In Russ.).

6. Marks K. Ekonomichesko-filosofskie rukopisi 1844 g. [Economic and Philosophical Manuscripts of 1844]. Sochineniya K. Marksa, F. Engel'sa v50 tomah. Tom 42 [Works of K. Marx, F. Engels in 50 vol. Vol. 42]. Moscow, 1965, pp. 41-174. (In Russ.).

7. Mezhuev V. M. Gumanizm [Humanism]. Novaya filosofskaya enciklopediya. V 4 tomah. Tom 1 [New philosophical encyclopedia. In 4 vol. Vol. 1]. Moscow, 2010, p. 268. (In Russ.).

8. Nagornyh R. V. Administrativno-pravovoe regulirovanie gosudarstvennoj sluzhby Rossijskoj Federacii v pravoohranitel'noj sfere. Avtoref. diss. dokt. yurid. nauk [Administrative and legal regulation of the public service of the Russian Federation in law enforcement. Author's abstract of the diss. Dsc. in Law]. Moscow, 2017. 42 p. (In Russ.).

9. Oboturova G. N. Transgumanizm - utopiya ili real'nost'? [Transhumanism - Utopia or Reality?]. Vestnik instituta: prestuplenie, nakazanie, ispravlenie - Bulletin of the Institute: crime, punishment, correction, 2015, no. 1 (29), pp. 79-82. (In Russ.).

10. Subbotina N. D. Ideya gumanizma kak faktor obshchestvennogo razvitiya [The idea of humanism as a factor in social development]. Voprosy filosofii - Philosophy Issues, 2018, no. 8, pp. 5-15. (In Russ.).

11. Gusejnov A. A., Stepin V. S., Smirnov A. V., Gadzhiev G. A., Bondar' N. S., Solov'ev E. YU., Mezhuev V. M., Baren-bojm P. D., Lapaeva V. V., CHizhkov S. L. Pravo i nacional'nye tradicii [Law and national traditions]. Voprosy filosofii -Philosophy Issues, 2016, no. 12, pp. 5-41. (In Russ.).

12. Frank S. L. Real'nost' i chelovek [Reality and man]. Available at: http://altrea.narod.ru/frank/realnost.html (accessed 25.05.2020). (In Russ.).

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTORS

НАТАЛЬЯ СЕРГЕЕВНА ОБОТУРОВА - профессор кафедры философии и истории психологического факультета Вологодского института права и экономики ФСИН России, г. Вологда, Российская Федерация, доктор философских наук, доцент. ОЯСЮ 0000-0002-54305059, е-таИ: oboturova@inbox.ru

NATAL'YA S. OBOTUROVA - Professor of the Department of Philosophy and History of the Psychological Department of the Vologda Institute of Law and Economics of the Federal Penal Service of Russia, Vologda, Russian Federation, Dsc. in Philosophy, Associate Professor. ORCID 0000-00025430-5059, e-mail: oboturova@inbox.ru

DOI 10.46741/2686-9764-2020-14-2-161-167 УДК 94(47).084.8:343.83

Особенности кадрового обеспечения исправительно-трудовых учреждений на Кубани в годы Великой Отечественной войны

И. Л. ИЗЮМСКАЯ

Межрегиональный учебный центр по подготовке сотрудников отделов специального назначения Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Краснодарскому краю, г. Сочи, Российская Федерация

ORCID: https://orcid.org/0000-0002-8823-7592, e-mail: rochka1919@rambler.ru

Реферат. В статье рассматриваются некоторые аспекты кадрового обеспечения исправительно-трудовых учреждений управления Народного комиссариата внутренних дел СССР по Краснодарскому краю в период Великой Отечественной войны: комплектование кадров исправительно-трудовых учреждений Краснодарского края, проблемы соблюдения исполнительской дисциплины, роль кадров исправительно-трудовых учреждений в обеспечении производственных планов, особенности политико-воспитательной работы с личным составом учреждений и организации профессиональной подготовки и переподготовки. Проанализированы архивные материалы УФСИН России по Краснодарскому краю периода Великой Отечественной войны, сделан вывод о дефиците квалифицированных кадров в связи

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.