Научная статья на тему 'Проблема познаваемости феномена смерти человека'

Проблема познаваемости феномена смерти человека Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
302
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СМЕРТЬ / ЧЕЛОВЕК / ФИЛОСОФИЯ / БИОФИЛОСОФИЯ / СГМУ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Седых П. Н.

Тема смерти крайне актуальна для людей, так как человек – это единственное известное нам существо, которое осознает свою смертность. Только человек может задаваться вопросом о конечности и скоротечности своего существования. Проблема смерти затрагивает самые глубины духовного мира человека и играет важную роль в духовном развитии личности. Разные люди относятся к смерти по-разному, одни считают ее неизбежной, другие же считают смерть величайшим обманом человечества. По отношению человека к смерти можно понять истинное мировоззрение человека.Существует две основных мировоззренческих позиций относительно смерти: западная и восточная. В первой смерть предстает как антагонист жизни: /«Хуже смерти ничего не случается а смерти не минуешь.» (Михаил Лермонтов)/; во второй жизнь и смерть являются взаимодополняющими понятиями и не рассматриваются отдельно: «/Смерть такой же естественный процесс, как и жизнь; насколько я могу судить, человек, который боится умереть, точно так же боится жить.»/ (/Кларк Гейбл/ [1]).Каждый человек время от времени задумывается о смерти и ее познании, ставя перед собой вопросы: а возможно ли познание смерти в принципе, а если возможно, то каким образом? Большинство философов говорят о непознаваемости смерти: /«Самое страшное из зол смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем» (Эпикур)/. Некоторые философы считают, что смерть, все-таки возможно познать путем медитации, и познание смерти приведет человека к бессмертию своей души.Если рассматривать процесс смерти с биофилософской точки зрения, то что мы видим? Человек умирает, у него останавливается сердце, далее гибнет мозг. Следовательно, вместе со смертью мозга исчезает память, включающая образы близких людей, события, факты, знание самого себя. Исчезает разум, который объединял и контролировал все вышеперечисленные понятия, даже простые мысли, которые всегда были доступны живому человеку, в которых он для себя в любой ситуации мог найти надежду, сейчас возникать не могут. Душа человека не может даже осознавать себя и свое возможное существование. Где оказывается человеческая душа, если понятие о пространстве для нее потеряно? Что она чувствует, если все органы чувств отсутствуют и мозг, который мог бы их воссоздавать, потерян? На эти вопросы человек навряд ли способен найти ответ, даже при помощи медитации. Скорее всего душа, если таковая имеется, переходит на новый, нам неизвестный и неподвластный нашему разуму уровень, в котором нет наших привычных пониманий мысли, пространства, времени. Относится этот переход к прогрессу или регрессу определить наверняка так же невозможно.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема познаваемости феномена смерти человека»

Bulletin of Medical Internet Conferences (ISSN 2224-6150)

2014. Volume 4. Issue 11

Ю: 2014-11-27-Т-4163 Тезис

Седых П.Н.

Проблема познаваемости феномена смерти человека

ГБОУ ВПО Саратовский ГМУ им. В. И. Разумовского Минздрава России, кафедра философии, гуманитарных наук и психологии

Научный руководитель: к.ф.н. Акимова Н.А.

Тема смерти крайне актуальна для людей, так как человек - это единственное известное нам существо, которое осознает свою смертность. Только человек может задаваться вопросом о конечности и скоротечности своего существования. Проблема смерти затрагивает самые глубины духовного мира человека и играет важную роль в духовном развитии личности. Разные люди относятся к смерти по-разному, одни считают ее неизбежной, другие же считают смерть величайшим обманом человечества. По отношению человека к смерти можно понять истинное мировоззрение человека.

Существует две основных мировоззренческих позиций относительно смерти: западная и восточная. В первой смерть предстает как антагонист жизни: «Хуже смерти ничего не случается - а смерти не минуешь.» (Михаил Лермонтов^; во второй жизнь и смерть являются взаимодополняющими понятиями и не рассматриваются отдельно: «Смерть - такой же естественный процесс, как и жизнь; насколько я могу судить, человек, который боится умереть, точно так же боится жить.» (Кларк Гейбл).

Каждый человек время от времени задумывается о смерти и ее познании, ставя перед собой вопросы: а возможно ли познание смерти в принципе, а если возможно, то каким образом? Большинство философов говорят о непознаваемости смерти: «Самое страшное из зол - смерть не имеет к нам никакого отношения, так как, пока мы существуем, смерть еще отсутствует; когда же она приходит, мы уже не существуем» (Эпикур). Некоторые философы считают, что смерть, все-таки возможно познать путем медитации, и познание смерти приведет человека к бессмертию своей души.

Если рассматривать процесс смерти с биофилософской точки зрения, то что мы видим? Человек умирает, у него останавливается сердце, далее гибнет мозг. Следовательно, вместе со смертью мозга исчезает память, включающая образы близких людей, события, факты, знание самого себя. Исчезает разум, который объединял и контролировал все вышеперечисленные понятия, даже простые мысли, которые всегда были доступны живому человеку, в которых он для себя в любой ситуации мог найти надежду, сейчас возникать не могут. Душа человека не может даже осознавать себя и свое возможное существование. Где оказывается человеческая душа, если понятие о пространстве для нее потеряно? Что она чувствует, если все органы чувств отсутствуют и мозг, который мог бы их воссоздавать, потерян? На эти вопросы человек навряд ли способен найти ответ, даже при помощи медитации. Скорее всего душа, если таковая имеется, переходит на новый, нам неизвестный и неподвластный нашему разуму уровень, в котором нет наших привычных пониманий мысли, пространства, времени. Относится этот переход к прогрессу или регрессу определить наверняка так же невозможно.

Ключевые слова: смерть, человек, философия, биофилософия, СГМУ

www.medconfer.com

© Bulletin of Medical Internet Conferences, 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.