Научная статья на тему 'Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка'

Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
544
169
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Проблема понятий концепта и картины мира в философии языка»

ПРОБЛЕМА ПОНЯТИЙ КОНЦЕПТА И КАРТИНЫ МИРА В ФИЛОСОФИИ ЯЗЫКА

М.Я. Блох

Понятие концепта и связанное с ним понятие картины мира, особенно языковой картины мира, заняли видное положение в актуальной проблематике современного философского языкознания. Именно через эти понятия прошла теперь столбовая дорога учения о главном философском вопросе языкознания - вопросе о связи языка и мышления.

Определим концепт как выделенное сознанием знание о некотором предмете (то есть предмете мысли, составляющем элемент бытия - действительного или воображаемого). (Ср. представление концепта Е.С. Кубряко-вой как «кванта знания» [Кубрякова].)

Определим картину мира как метафорически обозначенное отражение мира сознанием. Поскольку каждый элемент мира может стать предметом концепта, постольку картину мира можно определить как совокупность концептов. Но концепты, как известно, объединяются в концептосферы, то есть в ассоциативные множества концептов, относящихся к определенным участкам мира, отраженным сознанием [Болдырев; Маслова]. Значит, картину мира в этом смысле можно определить как совокупность концеп-тосфер. Концептосферы могут быть представлены в виде фреймов - номенклатурных схем, являющихся разновидностями семантических полей -как, впрочем, и сами концепты.

Концепт и, следовательно, концеп-тосфера формируются на основе языка, поскольку понятийно-мыслитель-

ная деятельность человека как таковая существенно опосредуется языком. Из этого вытекает, что картина мира в вышеупомянутом понимании является языково-опосредованной. Такое опосредование дает основание некоторым философам и лингвистам рассматривать сам язык как содержащий в себе собственное отражение мира, то есть языковую картину мира. Итак, в современном лингвофилософском знании выделяются две взаимосвязанные, но различные картины мира, а именно, концептуальная, понятийная, картина мира, опосредованная языком, и языковая картина мира, содержащаяся внутри самой системы языка.

Выдвижение и разработка идеи картины мира уходит в далекую историю развития науки. В современном философском языкознании эта идея связывается прежде всего с известной «гипотезой Сепира - Уорфа» [Уорф; Звегинцев], в контексте которой развернут принцип «лингвистической относительности» [Блэк]. Согласно этой гипотезе и принципу, строй рационального сознания, то есть характер видения мира, у разноязычных народов различен, поскольку сознание, отражающее мир, детерминировано разными категориальными системами языков.

Если же выйти за рамки указанной гипотезы и выработанного на ее основе понятия «картина мира», развиваемого в когнитивно-лингвистических исследованиях, то выделение данной картины по существу понятийного содержания нельзя не возвести попросту к созданию учения о грамматике с ее

частями речи, морфологическими категориями, синтаксическими функциями морфологических форм, функционально охарактеризованными структурами предложений («малых речей»). Все эти элементы языка изначально описывались как указатели соответствующих составных частей мироздания - предметов, явлений, их свойств и отношений.

Для дальнейшего продвижения в анализе интересующих нас понятий концепта и картины мира обратимся непосредственно к сознанию как носителю того и другого.

Сознание есть совокупность умственных процессов, обрабатывающих данные восприятий, поступающих в мозг. Человеческое сознание делится на две кардинальные области. Первая область - интеллектуальная, область мыслей. Вторая область - эмоциональная, область чувств.

Мысли суть элементы сознания, отражающие связи между явлениями.

Чувства суть элементы сознания, воплощающие нервные реакции на прямую или косвенную встречу орга-|02 низма с явлениями действительности.

Между интеллектуальной и эмоциональной областями сознания устанавливается континуум, который можно осмыслить как область представлений с размытыми границами.

Интеллектуальная область сознания непременно опосредуется языком. Это языковое сознание. Те эмоциональные элементы сознания, которые, входя в континуум представлений, приближаются к интеллектуальной области сознания, тоже опосредуются языком. Действующее языковое сознание, или мыслительная деятельность человека, доставляет ему профильтрованные языком сведения о

мире. Таким образом, картина мира есть «отражательное» интеллектуальное и пограничное ему чувственное содержание сознания, которое опосредовано языком.

Как средство формирования мыслей язык включает, во-первых, систему номинаций с их категориями (номенклатурные, именующие знаки, обозначающие предметы и явления), и, во-вторых, систему предикативного обращения номинаций. Предикативное обращение номинации есть отнесение номинации к действительности. При этом непосредственно относится к действительности ситуативная номинация, реализующаяся совместно с предикацией.

Предикативное обращение номинаций осуществляется на трех уровнях формирования речи: соответственно, пропозитивном, диктемати-ческом и дискурсном (или, отвлекшись от логического содержания термина, «дискурсивном»).

Пропозитивный уровень есть уровень построения предложений; его содержательной функцией является прямое или косвенное выражение суждений-пропозиций.

Диктематический уровень есть уровень построения элементарных тематических сегментов текста (речи) -диктем, или высказываний [Блох]. Диктема как единица текста, в соответствии с реверсивным законом сегмент-но-уровневой структуры языка, формируется одним или несколькими предложениями и выполняет четыре главных знаковых функции: номинацию, предикацию, тематизацию и стилизацию.

Дискурсный уровень есть уровень построения развернутого текста (мак-ротематической речевой последовательности) - монологического или ди-

Преподаватель XXI

1 / 2007

алогического. Построение развернутого текста осуществляется в форме дискурсного объединения диктем, или диктемной дискурсивации.

На всех указанных трех уровнях предикативного обращения номинаций язык выступает в виде системы средств речеобразования, то есть системы строевой, собственно структурной. Это значит, что любая предикативно обращенная номинация, взятая в своей конкретности, принципиально отрывается от языка, превращаясь в некоторое речевое сообщение.

Выше мы указали, что картина мира как отражение мира сознанием мыслится учеными в двух ипостасях -соответственно, языковой и концептуальной.

Поскольку концепты отражают элементы бытия с их менее глубокой и более глубокой содержательной характеристикой, постольку эту картину мира в рамках нашей системы представлений можно назвать «пропозитив-ной» (сужденческой). В самом деле, именно суждения выражают свойства предметов через предикативное приписывание субъекту его признака.

Но пропоземы-суждения в речевой последовательности, через форму дик-тем-высказываний, складываются в дискурсы. Поэтому, наряду с первыми двумя типами картины мира - языковой и пропозитивной - мы должны указать третий тип картины мира, складывающийся на основе всего опыта жизни человека. Эту картину мира можно назвать «дискурсной». Дискурсная картина мира воплощает в себе совокупное представление человека о мире и месте в нем собственного «Я» - такое представление, которое и является выражением развивающейся личности человека - личности, определяемой ее

менталитетом, то есть, в широком смысле, оценочной частью сознания.

Теперь, возвращаясь к первой, языковой, картине мира, вспомним, что за ее номинациями, за ее номенклатурой, стоят значения, распределенные по разным типам семантики. Содержание разных типов семантики может быть представлено в виде трехступенчатой иерархии, соответственно мере строгости раскрытия свойств означаемого - выделенного сознанием референта.

Первый тип - обычное значение, представленное в неспецифическом, обычном употреблении языка. Назовем такой тип семантики «коммоне-мой».

Второй тип - концептное значение, вычлененное в коллективном, культуродетерминированном осмыслении референта-означаемого. Назовем такой тип семантики «аппрокси-мемой». В существующем когнитивном узусе он называется просто «концептом». В сущностном осмыслении этот тип семантики может быть охарактеризован как нестрогое понятие.

Третий тип - строго понятийное значение в рамках некоторой научной дисциплины. Назовем такой тип семантики «ригоремой». Слово - знаковый носитель ригоремы - представляет собою термин.

Рассмотрев типы семантики, выражаемые разного рода номинативными единицами, а также указав в системе ре-чеобразования уровень чистых номинаций и уровень их предикативного обращения с его тремя подуровнями (пропозитивным, диктематическим и дискурсным), мы приходим к существенному уточнению представления картины мира в общетеоретическом раскрытии. Картина мира реализуется

на трех уровнях работы интеллектуального сознания: во-первых, на номинативном, номенклатурном уровне, уровне присвоения имен референтам; во-вторых, на пропозитивном уровне, уровне приписывания признаков референтам; в-третьих, на дискурсном уровне, уровне включения референтных представлений в совокупное знание, которым владеет человек - познающий субъект. Из указанных трех уровней представления картины мира собственно «языковая картина мира» выступает на первом, номинативном уровне. Два других, вышестоящих уровня выводят картину мира из языка в речь.

При этом картина мира в любой из отмеченных ипостасей может быть как отражением мира в его целостности (в рамках имеющегося у человека круга представлений), так и отражением его различных фрагментов и ракурсов. В терминах вышеназванных номенклатурных типов семантики она может быть коммонемной, ап-проксимемной и ригоремной (последней - в составе научных дисциплин и исследований разного рода).

Картина мира, как языковая, так и пропозитивно-дискурсная, по своей природе являет собою соединение субъективного и объективного начал, поскольку она отражает объективный мир сквозь призму субъективного видения. Она может отражать и воображаемый, выдуманный человеком мир в форме вымыслов, фантазий, мечтаний, художественных конструктов. В этом субъективизме раскрывается положение о «возможных мирах», развиваемое в современных когнитивных и культурологических направлениях лингвистических исследований.

Итак, мы видим, что картина мира как содержание действующего созна-

ния строится человеком в течение всей его жизни, начиная от рождения. При этом, как можно заключить из сказанного, она развивается в направлении от чисто языковой, номинативно-категориальной, к пропозитивно-дис-курсной, понятийной в широком смысле этого слова. Она строится вместе с развертывающимся менталитетом личности, представляющим собой, как отмечалось, оценочную часть сознания.

На основании имеющихся данных о физиологии и психологии человека в процессе его возрастного развития, мы выдвигаем положение о семи этапах эволюции целостной картины мира в сознании человека вместе с ее оценочной частью в виде менталитета. Эти последовательно сменяющие друг друга этапы - сменяющие друг друга картины мира - можно назвать терминами, соответствующими градациям возрастного статуса человека.

Первая картина мира - младенческая. Она является существенно доязыковой, то есть чувственной.

Вторая картина мира - детская. Эта картина мира совмещает чувственную картину мира с развивающейся языковой. Ее менталитетная часть находится в потенциально-зародышевом состоянии.

Третья картина мира - отроческая, существенно языковая, но соединенная с пропозитивной, находящейся в состояния становления. На этом этапе жизни пробуждается менталитет, являющийся отражением мента-литетных черт взрослых людей, в среде которых развивается отрок. Это, с одной стороны, родные, близкие, друзья отрока, с другой - его школьные и иные наставники.

Четвертая картина мира - юношеская. На этом этапе продолжает

Преподаватель XXI

1 / 2007

развиваться языковая картина мира и, наряду с ней, быстро развивается про-позитивно-дискурсная картина мира вместе с менталитетной частью. Последняя продолжает оставаться отраженной, но в ней появляются ростки индивидуальной, собственной.

Пятая картина мира - раннезрело-возрастная, картина мира молодого человека. Она далеко выходит за рамки языковой, это существенно диску-рсная картина мира. Ее менталитет-ная часть находится в состоянии бурного развития. Она подвержена резким и неожиданным изменениям соответственно различным морально-идеологическим влияниям, которым подвергается молодой человек в силу разнообразных обстоятельств.

Шестая картина мира - средне-зреловозрастная. Это дискурсная картина мира человека «во цвете лет» с развитой менталитетной частью. Менталитетная часть является здесь осмысленно-критической, хотя, как правило, относительно податливой на идеологические влияния (по мере поступательного движения по возрасту такая податливость постепенно снижается). При этом менталитет среднезрелого возраста, будучи все более и более критически настроенным, все с большей готовностью направляется на интервенцию в картины мира людей, с которыми человек вступает в коммуникативный контакт.

Седьмая картина мира - поздне-зреловозрастная. На этом этапе дис-курсная картина мира, в соответствии с личными способностями и особенностями человека, может стабилизироваться или развиваться дальше. Менталитет, как правило, достигает завершенного и устойчивого состояния и может изменяться лишь при

встрече с особенными, исключительными условиями и событиями.

В предложенном представлении с очевидностью выступает основное соотношение языковой и пропозитивно-дискурсной картин мира соответственно уровню интеллектуального развития человека: чем ниже умственное развитие человека, тем его картина мира ближе к языковой; и наоборот, чем выше умственное развитие человека, тем его картина мира дальше отстоит от языковой в том смысле, что ее про-позтитивно-дискурсная часть вместе с менталитетной частью, получая все большую независимость от языковой, подчиняет последнюю себе.

Ибо истинная мудрость человека в его отношении к языку состоит в том, чтобы за словами, являющимися названиями предметов и явлений и заглавиями мыслей, какими бы прекрасными эти слова ни были (а любой родной язык человека не может не быть прекрасным), видеть сами предметы, явления и мысли о них, подлежащие познавательно-критической оценке.

ЛИТЕРАТУРА jpg

1. Блох М.Я. Диктема в уровневой структуре языка / / Журн. «Вопросы языкознания». - 2000. - № 4.

2. Блэк М. Лингвистическая относительность. - Сб. «Новое в лингвистике». Вып. 1. - 1960.

3. Болдырев Н.Н. Когнитивная семантика. - Тамбов, 2000.

4. Звегинцев В.А. Теоретико-лингвистические предпосылки гипотезы Сепира - Уорфа. - Сб. «Новое в лингвистике». Вып. 17. - 1960.

5. Кубрякова Е.С., Демьянков В.З., Панк-рац Ю.Г., Лузина Л.Г. Краткий словарь когнитивных терминов. - М., 1996.

6. Маслова В.А. Когнитивная лингвистика. - М., 2004.

7. УорфБ. Лингвистика и логика. - Сб. «Новое в лингвистике». Вып. 1. - 1960.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.